Нравственная основа сказок в и даля урок 10 класс

1-я группа

 Биография Владимира Даля  (5-11 слайды)

     Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование.

 В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

     Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.  

     Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

 Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

  За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт.  Скончался Даль 4 октября 1872 года.

2-я группа

     Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

Давайте заглянем в словарь, найдем,  например, слово «сказка»

Ученик читает словарь:

«Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – складка, а песня – быль. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в середине не перебивается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»

3-я группа

     В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.  

  1. Скороговорки (12 слайд)

Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной.

  • Говори, говори, да не заговаривай.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  1. Загадки (13-17 слайды)

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.

  • Что выше лесу?
  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
  • Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает
  • Вся дорожка обсыпана горошком.
  • Утка в море, хвост на заборе.
  1. Пословицы (18 слайд)

В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.

  • Грамоте учиться
  • Азбуку учат,         
  • Написано пером,
  • Ученье — свет,
  • Не спеши языком,

Прибаутки —  складная приговорка, поговорка, острое словцо, в пословичной одежде, присказка, прибаска; иногда это короткий, смешной рассказец, анекдот; иногда пустой, но забавный набор слов, с темными намеками.

4-я группа

  1. Сказки (19-23 слайды)

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем.

Сказки развивают внимание, заставляют размышлять.

Прививают понятия о добре и зле.

Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.

  • А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
  • Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
  • Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
  • Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
  • Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть». (Журавль и цапля)

СЛОВАРЬ (каждой группе задание)

  1. Значение слов (24-25 слайды)

Каждое слово имеет своё лексическое значение.

Сейчас попробуйте назвать лексическое значение старинных слов.

Уста – 

Длань – 

Очи – 

Рушник – 

Чёботы – 

Жбан – 

  1. Синонимы (26 слайд)

Синонимы — это слова ….

Задание. Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

Смелый –

Весёлый –         

Худой —

Трудолюбивый —

Красный —         

  1. Антонимы (27 слайд)

Антонимы — это слова,…….

Задание. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

Низкий –

Широкий —

Добрый —

Грустный —

Красивый –

  1. Омонимы (28-32 слайды)

Омонимы —  это слова ……

* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.

* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски).

* Лук — растение, лук — оружие.

* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.

* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.

В. И. Даль

У тебя у самого свой ум

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где – нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник, стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается – не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне: не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел – вожак идет, за ним ступай смело!»

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг – она через овраг; он через тын – она через тын, и попала с ним же в огород.

На этот раз огородник заглянул как – то пораньше в капусту свою да и увидел гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее. Успел перескочить опять через тын, мемекнул, да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны, да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дурру эту, да после хозяин привяжется, — выгнал ее в калитку и еще – таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:

— А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем – де не приглядел за мной, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом, да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустился на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

Владимир Иванович Даль

Война грибов с ягодами

 Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

 Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

 — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

 — Мы все старые старушки, не повинны на войну.

 — Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

 — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

 — Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

 Отказались сморчки; говорят:

 — Мы старички, уж куда нам на войну!

 Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

 — Грузди, вы ребята др`ужны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

 Откликнулись грузди с подгруздками:

 — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

 «Ну, быть беде», — думает зеленая травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.

 С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Владимир Иванович Даль

Ворона

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло! 

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Владимир Иванович Даль

Старик годовик

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. 

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие то четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

Владимир Иванович Даль

Привередница

Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболе, а Ивашечке всего пошел третий.

Отец и мать в детях души не чаяли и так уж избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут:

— Мы-де тебе и того дадим и другого добудем!

А уж как Малашечка испривереднилась, так такой другой не то что на селе, чай, и в городе не было! Ты подай ей хлебца не то что пшеничного, а сдобненького, — на ржаной Малашечка и смотреть не хочет!

А испечет мать пирог-ягодник, так Малашечка говорит:

«Кисел, давай медку!» Нечего делать, зачерпнет мать на ложку меду и весь на дочернин кусок ухнет. Сама же с мужем ест пирог без меду: хоть они и с достатком были, а сами так сладко есть не могли.

Вот раз понадобилось им в город ехать, они и стали Малашечку ублажать, чтобы не шалила, за братом смотрела, а пуще всего, чтобы его из избы не пускала.

— А мы-де тебе за это пряников купим, да орехов каленых, да платочек на голову, да сарафанчик с дутыми пуговками. — Это мать говорила, а отец поддакивал.

Дочка же речи их в одно ухо впускала, а в другое выпускала.

Вот отец с матерью уехали. Пришли к ней подруги и стали звать посидеть на травке-муравке. Вспомнила было девочка родительский наказ, да подумала: «Не велика беда, коли выйдем на улицу!» А их изба была крайняя к лесу.

Подруги заманили ее в лес с ребенком — она села и стала брату веночки плесть. Подруги поманили ее в коршуны поиграть, она пошла на минутку, да и заигралась целый час.

Вернулась к брату. Ой, брата нет, и местечко, где сидел, остыло, только травка помята.

Что делать? Бросилась к подругам, — та не знает, другая не видела. Взвыла Малашечка, побежала куда глаза глядят брата отыскивать: бежала, бежала, бежала, набежала в поле на печь.

— Печь, печурка! Не видала ли ты моего братца Ивашечку? 

А печка ей говорит:

— Девочка-привередница, поешь моего ржаного хлеба, поешь, так скажу!

— Вот, стану я ржаной хлеб есть! Я у матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу!

— Эй, Малашечка, ешь хлеб, а пироги впереди! — сказала ей печь.

Малашечка рассердилась и побежала далее. Бежала, бежала, устала, — села под дикую яблоню и спрашивает кудрявую: 

— Не видала ли, куда братец Ивашечка делся?

А яблоня в ответ:

— Девочка-привередница, поешь моего дикого, кислого яблочка — может статься, тогда и скажу!

— Вот, стану я кислицу есть! У моих батюшки да матушки садовых много — и то ем по выбору!

Покачала на нее яблоня кудрявой вершиной да и говорит:

— Давали голодной Маланье оладьи, а она говорит: «Испечены неладно!» 

Малаша побежала далее. Вот бежала она, бежала, набежала на молочную реку, на кисельные берега и стала речку спрашивать:

— Речка-река! Не видала ли ты братца моего Ивашечку?

А речка ей в ответ:

— А ну-ка, девочка-привередница, поешь наперед моего овсяного киселька с молочком, тогда, быть может, дам весточку о брате.

— Стану я есть твой кисель с молоком! У моих у батюшки и у матушки и сливочки не в диво!

— Эх, — погрозилась на нее река, — не брезгай пить из ковша!

Побежала привередница дальше. И долго бежала она, ища Ивашечку; наткнулась на ежа, хотела его оттолкнуть, да побоялась наколоться, вот и вздумала с ним заговорить:

— Ежик, ежик, не видал ли ты моего братца? А ежик ей в ответ:

— Видел я, девочка, стаю серых гусей, пронесли они в лес на себе малого ребенка в красной рубашечке.

— Ах, это-то и есть мой братец Ивашечка! — завопила девочка-привередница. — Ежик, голубчик, скажи мне, куда они его пронесли?

Вот и стал еж ей сказывать: что-де в этом дремучем лесу живет Яга-Баба, в избушке на курьих ножках; в послугу наняла она себе серых гусей, и что она им прикажет, то гуси и делают.

Владимир Иванович Даль

Лиса и медведь

Жила-была кума-Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:

— Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с медом, а Лиса, что Медведь, любит сладко поесть; лежит она ночью да и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да Медведя спрашивает:

— Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь.

— И то, — говорит, — стучат.

— Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.

— Ну что ж, — сказал Медведь, — иди.

— Ох, куманек, что-то не хочется вставать!

— Ну, ну, ступай, — понукал Мишка, — я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все прибрала, как у Медведя было, и воротилась в избу как ни в чем не бывало.

Медведь ее спрашивает:

— Что, кума, далеко ль ходила?

— Близехонько, куманек; звали соседки, ребенок у них захворал.

— Что же, полегчало?

— Полегчало.

— А как зовут ребенка?

— Верхушечкой, куманек.

— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.

— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!

Медведь уснул, и Лиса уснула.

Понравился Лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:

— Мишенька, никак опять кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь и говорит:

— И то кума, стучат!

— Это, знать, за мной пришли!

— Ну что же, кумушка, иди, — сказал Медведь.

— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

— Ну, ну, ступай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезая с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до меду, ела, ела, всю середку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, все, как надо, убрала и вернулась в избу.

А Медведь ее спрашивает:

— Далеко ль, кума, ходила?

— Близехонько, куманек. Соседи звали, у них ребенок захворал.

— Что ж, полегчало?

— Полегчало.

— А как зовут ребенка?

— Серёдочкой, куманек.

— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.

— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет! — отвечала Лиса.

С тем оба и заснули.

Понравился Лисе медок; вот и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама Медведя спрашивает:

— Мишенька, никак, опять к нам кто-то стучится? Послушал Медведь и говорит:

— И то, кума, стучат.

— Это, знать, за мной пришли.

— Что же, кума, иди, коли зовут, — сказал Медведь.

— Ох, куманек, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь — ни одной ночки соснуть не дают!

— Ну, ну, вставай, — понукал Медведь, — я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, пригнела камешком и все, как надо быть, убрала. Вернувшись в избу, она залезла на печь и свернулась калачиком.

А Медведь стал Лису спрашивать:

— Далеко ль, кума, ходила?

— Близехонько, куманек. Звали соседи ребенка полечить.

— Что ж, полегчало?

— Полегчало.

— А как зовут ребенка?

— Последышком, куманек, Последышком, Потапович!

— Не слыхал такого имени, — сказал Медведь.

— И-и, куманек, мало ли чудных имен на свете живет!

Медведь заснул, и Лиса уснула.

Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять Лисе меду — ведь Лиса сластена, — вот и прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не дает Медведю, всю ночь прокашляла.

— Кумушка, — говорит Медведь, — хоть бы чем ни на есть полечилась.

— Ох, куманек, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить, и всё как есть рукой сымет.

Встал Мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку — ан кадка пуста!

— Куда девался мед? — заревел Медведь. — Кума, это твоих рук дело! 

Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.

— Кума, кто съел мед?

— Какой мед?

— Да мой, что в кадочке был!

— Коли твой был, так, значит, ты и съел, — отвечала Лиса.

— Нет, — сказал Медведь, — я его не ел, всё про случай берег; это, знать, ты, кума, сшалила?

— Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня, бедную сироту, к себе да и хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мед съел.

Вот Медведь обрадовался и говорит:

— Пожалуйста, кумушка, разведай!

— Ну что ж, ляжем против солнца — у кого мед из живота вытопится, тот его и съел.

Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька — скорее домой: соскребла последний медок из кадки, вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки, ну Мишеньку будить.

— Вставай, вора нашла! Я вора нашла! — кричит в ухо Медведю Лиса.

— Где? — заревел Мишка.

— Да вот где, — сказала Лиса и показала Мишке, что у него все брюхо в меду.

Мишка сел, протер глаза, провел лапой по животу — лапа так и льнет, а Лиса его корит:

— Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мед из тебя вытопило! Вперед, куманек, своей вины на другого не сваливай!

Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел ее.

Девочка Снегурочка

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

— Что же будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка. — Ред.),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо,

и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

— О чем, девица, о чем, красная?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

— Слезай, — сказал медведь, — я тебя домой доведу!

— Нет, медведь, -отвечала девочка Снегурочка, -я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! Медведь ушел.

Бежит серый волк:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!

— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня!

Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:

— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!

— Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.

— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:

— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

ФИО
автора урока: Малахова Ольга Анатольевна

Должность:
учитель русского языка и литературы

ОУ:
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №2»,
пл. Революции 6, г.
Луганск, 91055, тел. (0642)93-74-66, е-
mail:
lugschool2@i.ua 

Урок
литературы

Класс:
5

Тема:
Особенности сказок В. Даля

 Тип
урока – комбинированный.

Цель
изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

Образовательные:


обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной
сказки;

— 
повторить основные жанры устного народного творчества;


пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;


научить давать характеристику героя на основе авторского описания и речи
персонажей;


рассмотреть на примере сказки В. Даля «Что значит досуг» основные приемы
авторского отношения к герою.

Развивающие:


развивать умение сопоставлять народную и литературную сказку; развивать
читательские умения:

 —
развивать навыки выразительного чтения;


развивать речь учащихся, сообразительность, воображение,


развивать умение давать оценку прочитанному, высказывать своё отношение к
героям и их поступкам;


развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся, оценивать их
ответы, высказывать собственное мнение;


развивать умение работать в парах.

Воспитательные:


способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

-содействовать
воспитанию  нравственных качеств учащихся;


воспитывать  любовь к чтению, желание читать сказки;


воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.

Ожидаемые
результаты урока
:

1. Личностные:

—   стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса
обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные:

—  адекватное  и критическое оценивание обучающимися самих
себя и одноклассников  в учебной деятельности;

— правильный подбор и использование речевых средств для решения
различных коммуникативных задач;

— получение  информации  в результате
смыслового прочтения текста;

-работа в парах по решению общих
учебных задач;

— использование  устной и
письменной речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих
выводов и умозаключений

3. Предметные:

— знание особенностей  сказки В. Даля;

—   закрепление изученного материала о жанрах фольклора.

Материалы к уроку:  учебник, распечатки
текстов, записи на доске, тетради.

Оборудование урока: иллюстрации
учащихся к сказкам В. Даля,
 сборники сказок В Даля,  «Толковый
словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Структура и ход урока:

1. Организационная часть.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация
опорных знаний урока.


Беседа о жизни и творчестве В. Даля.

4.Работа по теме урока

1)
Беседа с учащимися по теме «Сказка. Литературная и народная сказка.

2)Анализ
Сказки «Что значит досуг»

5.
Итог урока. Рефлексия.

6.
Выставление оценок. Домашнее задание

Ход
урока

1.Организационный
момент.

2.Объявление
темы и цели урока.

3.Актуализация
опорных знаний урока

Опрос
учащихся:

1.
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

2. 
Какими  профессиями  владел  Даль?  (моряк,  военный  врач,  писатель,

собиратель
слов)

3.
Как  называется  главный  труд  всей  жизни  Даля?  (Толковый  словарь
живого
великорусского языка)

Учитель:

  
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

4.
Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.)

Учитель:

    
Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира
Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали
церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5.
Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Учитель:

    
Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была
написана и опубликована первая книга.  Книга под названием «Русские сказки
из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее
изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру
Пушкину, чему последний был несказанно рад.
Свои
пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных
сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского.
Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного
изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные
и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».

4.Работа по теме урока.

1)Беседа
с учащимися:


  Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля.

(Обращение
к записи на доске)

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


 Что значит записывать сказку?


 Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).

— 
 Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


  Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок?  (Сказка
«Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу
сочиненных самим Далем.  
Есть у В. И. Даля сказки,
которые являются литературно обработанными. Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и
др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора. Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка
полуграмотной
внуке»)

— 
Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля
в народных сказках?  (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного
языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).

Вот
сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— 
Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

(
Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и
Медведь», «Лиса-лапотница» )


Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

   
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,
к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства.  Вызывают
улыбку  сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои
привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают  сделать
вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».

Чувство
сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница»,
нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и
откликнется».

Учитель:

     
 -Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных
пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите
примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут;
 на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

    
-Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Зачитайте
пример присказки или концовки.

    
— Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных,
«добрых и злых». Главные герои в них чаще всего животные,
обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных
сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.
Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок
скрывались реальные исторические личности.  Кто герои сказок В. Даля?  Кто из
них положительный, кто отрицательный? Докажите.

5.
Анализ сказки «Что значит досуг?»

   
—  В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет  моральное
чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое
чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».

 —
Чтение учащимися сказки по ролям.

Учитель:


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?  (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый
персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу.  Поручение
Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на
трудолюбие.)

 
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются
различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и
речи действующих лиц.

 
Работа с таблицей в парах. Учащиеся находят  и подчеркивают ключевые слова,
характеризующие героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Персонаж
сказки Даля «Что значит досуг»

Речь автора

Речь персонажа

Характеристика героя

1.Георгий Храбрый

«Держит начальство над зверями, птицами…», «…и разложил на
каждого по работе»

2. Михайло

Потапыч,

медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает
утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли
колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет
там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто,
она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка

«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на
подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел

«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да
есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял
пободаться»

7.Коровушка

«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день
прошел».

8. Журавль

«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда
было»

9. Гусь

«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не
подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру
на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

 Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С
помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?

 
Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа
кошка-домоседка, козел-бородач).


Что делает язык сказки выразительным?

    
Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить
срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.

       
Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка
и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти
по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

5.
Итог урока. Рефлексия
.


Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.


Чем обогатились мы за этот урок?

научились
сравнивать сказки: авторскую и народную;

учились
пересказывать;

продолжали
работу над выразительным чтением сказки;

узнали
о писателе;

учились
помогать друг другу;

учились
работать в парах и группах.


Игра «Снежный ком».

Первый
учащийся называет одно слово, связанное с темой урока, второй повторяет его
слово и добавляет свою ассоциацию, третий повторяет слова первого, второго
учащегося и добавляет свое и так далее.

6.
Выставление оценок

7.
Домашнее задание
. Написать сочинение на одну из
предложенных тем;

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю  сказки В. Даля?

Список
литературы

1. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова….
Повесть о В.И.Дале. М. «Детская литература». 1969.

2. Бессараб М.Я. «Владимир  Даль». Библиотека
«любителей российской словесности». М. «Современник». 1972.

3. Даль В.И. «Матросские досуги»: Рассказы / Сост., предисловие
обр. для детей Л.Асанова. М. «Детская   литература». 1991.

4.Даль В.И. Пословицы русского языка. – М.Изд-во ЭКСМО — Пресс,
Изд-во ННН. 2000.

5. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия.
– М.: Изд-во Эксмо.  2002.

6. Даль В.И. Старик – годовик. М. «Детская литература». 1987.

Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

Газета
«Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
http://rus.1september.ru

Словари.Ру — http://www.slovari.ru

Российское
образование. образовательный портал — 
http://www.edu.ru/

 Биография
В.И. Даля-
philolog.ru, www.pravoslavie.ru

Ткаченко А. Владимир Даль. Знания. Художник Ольга Громова. –
М.: Издательский дом «Фома», 2013. – 24 с. 
http://www.foma.ru/article/index.php?news=5827&utm_source=feedburner&utm…

Внеклассное чтение по сказкам В.И.Даля

«Хранитель сокровищ русского языка»

Цель: повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы; воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность.

Предварительная подготовка чтение сказок В.И.Даля: «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «У тебя у самого свой ум» и др.

Организация выставки книг и выставки рисунков по сказкам В.И.Даля

Беседа:

— Ребята, сегодня мы посвящаем наш урок замечательному, очень образованному человеку Владимиру Ивановичу Далю (1801 – 1872 гг.). Прошло уже много лет со дня рождения яркого светила нашей культуры, внёсшего бесценный вклад в основу науки о русском языке.

— Владимир Иванович прожил  без малого 71 год и начал свой труд собирателя и охранителя родного языка, будучи, как и А.С.Пушкин, ещё очень молодым, в 17 лет. Его «Толковый словарь живого великорусского языка», пережив множество изданий, красуется на книжных полках и постоянно востребован в домах не только писателей, журналистов, специалистов в области русского языка и литературы, но и огромного числа людей совершенно иных профессий. И это безоговорочно указывает на то, что Даль есть явление национального масштаба и его имя стоит в первой шеренге великих деятелей российской культуры и науки.

— Увлечением Даля был сбор и хранение слов русской разговорной речи, пословиц, песен, сказок. Всё дело в том, что человек этот, будучи собирателем, а ещё писателем, посвятил свою жизнь РУССКОМУ СЛОВУ.

— У поэта, писателя особенное отношение к буквам и звукам родного языка. Они для него «живые». Он их одухотворяет. Для него тот алфавит, который много веков назад создали первоучители славян, братья Кирилл и Мефодий, не просто буквы. Однажды он выразил это так:

Сколько звонких и глухих,

Сколько радостных и грустных

Утешительниц моих,

Бескорыстных, безыскусных.

Не могу прожить и дня

Без ликующих. Скорбящих,

Цыкающих на меня,

И свистящих, и шипящих.

Нет, не зря нарезан винт

Лестницы, по чьим перилам

С неба спущен алфавит

В дар Мефодию с Кириллом,

Населённый синевой,

Ослепительный, как детство,

Унаследованный мной,

Оставляемый в наследство.

— Даль посвятил себя основному, самому главному, что есть в культуре, – слову, и через толкования слов выразил саму культуру, духовные и материальные богатства, что создавались поколениями русских людей на протяжении тысячи лет.

О сказках В.И.Даля

— Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой. Одной из основных задач издания сказок Даль считал пропаганду русского народного языка. Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово. Герои, как и в любой сказке, делятся на положительных и отрицательных, «добрых и злых». Даль не акцентирует внимание читателя на замысловатости сюжета, а показывает именно «мораль» своей сказки. Очень часто она прослеживается в самом последнем предложении. Сказки Даля невелики по своему размеру, в них чаще используются простые, короткие предложения. Главные герои в них чаще всего животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры. Многие сказки Даля были запрещены, так как под вымышленными персонажами сказок скрывались реальные исторические личности. В «сказочных» диалогах Даль обличает настоящее, а не вымышленное. Среди самых известных сказок Даля «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка» и многие другие.

— Чему учат нас сказки В.И. Даля? Конечно, различать добро и зло на понятных и запоминающихся примерах — сказочных сюжетах и реальных характерах.

— А сейчас я предлагаю разгадать кроссворд по сказкам В.И.Даля (сказки предварительно прочитаны детьми).

Кроссворд «Герои сказок В.И.Даля»

  1. Имя козла в сказке «У тебя у самого свой ум» (ВАСЬКА)

  2. Название медведя в сказке, в которой он подружился с мужиком. (ПОЛОВИНЩИК)

  3. Прозвище лисы в одной из сказок. (ЛАПОТНИЦА)

  4. Профессия лисы в одной из сказок. (ЗНАХАРКА)

  5. Так ласково называли Снегурочку старик со старухой (устаревшее слово, имеющее значение «сдобная лепёшка»). (КОКУРОЧКА)

  6. Название сказки, сюжет которой схож со сказкой «Гуси-лебеди». (ПРИВЕРЕДНИЦА)

1.

с

2.

к

3.

а

4.з

5.

к

6.

и

3

Презентация, доклад Сказки В.И.Даля

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Сказки В.И.Даля.
Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Сказки
В.И.Даля



Слайд 2


Слайд 3

Описание слайда:

Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9

Описание слайда:

Сказки, вошедшие в круг детского чтения


Слайд 10

Описание слайда:

Тексты сказок Даля вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на правильный путь Задание: написать названия 5 сказок Даля. С кем подружился Даль, что послужило поводом?
Тексты сказок Даля вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на правильный путь Задание: написать названия 5 сказок Даля. С кем подружился Даль, что послужило поводом?


Номер слайду 13

«У тебя у самого свой ум»Прочитайте сказку В. И. Даля Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгоняют гурт свой, то Васька мой сперва как добрый идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту. Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник, стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается- не найдется ли кто добрый человек, что бы вывел её из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату,: пойду, дескать, хоть за ним. «Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел- вожак идет, за ним ступай смело!» Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг- она через овраг; он через тын- она через тын, и попала с ним же в огород. На этот раз огородник заглянул как-то раньше в свою капусту да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что она уже кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, да после хозяин привяжется,- выгнал её в калитку еще- таки на дорогу вытянул во вся длину хворостиной. Пришла коза домой, в гурт да и плачется на козла; а козел говорит: — А кто велел тебе за мной хвостом бегать? Я пошел на свою голову. Так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина. Зачем дома не кормит; ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мной, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мной? Я тебя не звал. И козел, хоть и пут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один спустится на какой ни есть грех, а другой, на его глядя, за ним же;, да после. Как попадается. И плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

  • Нравственная красота маши мироновой в повести капитанская дочка сочинение кратко
  • Нравственная красота марии мироновой из рассказа капитанская дочка
  • Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки а погорельского черная курица или подземные жители
  • Нравоучительный рассказ или стихотворение это какой жанр
  • Нравоучительный рассказ или стихотворение что это