Нравственная проблематика рассказа в п астафьева конь с розовой гривой

Нравственная проблема (Конь с розовой гривой)

Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.

Подлость

Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок. Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи. Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.

Совесть

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

Прощение

Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой. Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком. Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственный выбор в «Коне с розовой гривой», докажет, что главный герой рассказа всегда находится перед выбором, который так или иначе учит рассказчика настоящей жизни.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Миша Пархоменко

    10/11

  • Анастасия Гусева

    8/11

  • Dia Mond

    11/11

  • Kirillor Mi

    11/11

  • Кирилл Курилкин

    10/11

  • Фамс Мистер

    11/11

  • Вероника Федорова

    10/11

  • Taeho Suyu

    10/11

  • Дмитрий Усольцев

    11/11

  • Ярослав Иванов

    9/11

  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

Произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» представляет совокупность проблем, характеризующих нравственную сторону людей. Образ внука Екатерины Павловны, благодаря которому автор рассказа знакомит с жизненно важными вопросами, будто известен каждому из нас. Этот мальчик набирается опыта и мудрости за счет своих ошибок. При этом он находится перед выбором ни один раз. Собрав ягоду, мальчик принимает решение под воздействием соседских ребят отдать ее им. Второй обман связан с ложью бабушке о том, что ягода на самом деле находится в туеске под травой. Главного героя будто затягивает один подлый поступок за другим. Он поддается советам дворовых мальчишек лишь ненадолго задумываясь над своими действиями и последствиями.

Так автором произведения раскрывается проблема негативного влияния знакомых ребят, которые ради баловства уговаривают товарища.

Следующая проблема нравственности, которая занимает особое место в рассказе, — это борьба чувств, возникновение сомнений, угрызений совести в результате содеянных ошибочных действий. Внутренний мир мальчика будто раздвоился. С одной стороны, он осознает, что совершает непростительное зло, расстраиваясь и страдая от этого. С другой, продолжает обманывать, не раскрывая правду. Его душевные страдания выражаются в сравнении себя с настоящим преступником. Однако это ничего не меняет. Мальчик продолжает идти по ложному пути.

Проблемы совести и ответственности, знакомые каждому из нас, имеют место в судьбах людей с самого детства. Прежде чем лично узнать о них, нужно пройти череду испытаний также, как это случилось с главным героем рассказа В. П. Астафьева. Потеря душевного равновесия, печаль – это лишь те немногие последствия, которые могут иметь место в подобных случаях.

Автор произведения «Конь с розовой гривой» делает акцент на наиболее важных нравственных проблемах, существующих в обществе. Они напоминают пороки человечества, но всегда существует выход, чтобы избавиться от них. Главное — необходимо осознавать, что рано или поздно ложь будет наказана. И в мире всегда найдется тот, кто откликнется на беду, поможет и простит как это сделала бабушка главного героя.

2 вариант

Рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — небольшое по объему произведение, в котором комплексно рассматриваются многочисленные проблемы: проблема ответственности за свои действия и проблема совести, проблема нравственного выбора и проблема настоящей дружбы, проблема воспитания и проблема взаимоотношений в семье.

Главный герой рассказа – мальчик Витя, живущий у бабушки и дедушки, является знакомым для всех образом. Он, как и любой другой ребенок, набирается опыта на собственных ошибках. Мальчик был достаточно одиноким, поэтому стремился к общению с другими ребятами, которые поступали не всегда честно и правильно. Его друг Санька посоветовал Вите отнести бабушке вместо ягод траву, а потом начал шантажировать послушавшегося совета мальчика. В. П. Астафьев приходит к мысли о том, что эта дружба не была настоящей. Витя просто стремился избавиться от одиночества, а Санька пытался извлечь выгоду для себя. Проблема воспитания показана с помощью противопоставления семей мальчиков.

Родители не воспитывали Саньку должным образом, не прививали ему норм морали, он был предоставлен сам себе, в этой семье не было доверия и взаимопонимания, так как ребенок боялся наказания и постоянно врал. Витя был окружен любовью бабушки и дедушки. Екатерина Павловна не стала его наказывать за обман, поступила милосердно, привезя обещанный пряник. Своим примером бабушка показывала внуку, как правильно нужно себя вести, она передавала ему свой жизненный опыт. Проблема ответственности раскрывается через поступки Вити: он отдал землянику знакомым ребятам, не стал собирать ягоды снова, обманул бабушку. Своими действиями он мог подставить Екатерину Павловну, так как она хотела продать эти ягоды другим людям на рынке. Проблема совести в данном рассказе заключается во внутренней борьбе Вити. Он осознает, что совершает плохой поступок, но продолжает обманывать. Угрызения совести приводят к тому, что мальчик все-таки решает во всем признаться бабушке. В этом произведении проблема нравственного выбора является главной и связующей. На протяжении всего рассказа герой выбирает между дружбой и одиночеством, правдой и обманом, совестью и выгодой.

В произведении «Конь с розовой гривой» раскрыто множество нравственных проблем. Рассказ, который можно прочитать буквально за полчаса, заставляет переосмыслить свои взгляды на воспитание детей, дружбу, собственное поведение.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Проблемы рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

  • Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс

    В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

  • Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль

    Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

  • Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс

    Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать

  • Анализ рассказа Большой шлем Андреева

    В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,

  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Астафьев В.П.
  4. Проблематика рассказа Конь с розовой гривой

Проблематика рассказа Астафьева Конь с розовой гривой

В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимается целый комплекс проблем: проблема воспитания, проблема настоящей дружбы, проблема взаимоотношений в семье, а главной и связующей является проблема нравственного выбора.

Главный герой — мальчик Витя. По неизвестной причине он живет с бабушкой и дедушкой, которые его воспитывают. Конечно, у них огромная разница в возрасте, поэтому они не всегда могут понять друг друга. Мальчик одинок, так как у него нет братьев и сестер. Витя стремится подружиться с ребятами, которые живут по соседству.

Не все ребята были добрыми и честными. Витя дружил с Санькой, который часто шалил, а затем обманывал, чтобы избежать наказания. Он научил друга этому же. Витя поддался словам Саньки, съел всю землянику, а вместо ягод положил траву. Санька стал шантажировать товарища, что расскажет обо всем бабушке Вити, если он не принесет ему калач.

Так автор раскрывает проблему дружбы. Виктор Астафьев приходит к выводу, что это дружба ненастоящая. Санька хотел извлечь лишь свою выгоду, общаясь с Витей. У них не было духовного единства, общих интересов. Витя пошел на обман, чтобы не потерять друзей. Мальчика тоже можно понять. Так автор показывает проблему одиночества Вити и нужды человека в дружбе. Иногда человек готов на что угодно, чтобы заслужить дружбу, пусть и ненастоящую.

Эти проблемы связаны с проблемой воспитания. Родители Саньки не уделяли мальчику должного внимания. Они не учили его, не воспитывали. Он был предоставлен самому себе. Конечно, Саньке не были привиты важные моральные и нравственные качества: доброта, честность, сострадание. Виктор Астафьев противопоставляет семью Вити семье Саньки. Когда мальчик признался бабушке в содеянном, она проявила милосердие. Бабушка была очень мудрым человеком. Она поддерживала контакт с внуком, знала его интересы, передавала ему свою мудрость, поэтому он вырос честным человеком, который всегда признавал свои ошибки и исправлял их.

Заключительной проблемой является проблема нравственного выбора, которую автор дает решить читателю. Вести себя как Санька или как Витя, как воспитывать детей, с кем дружить решает сам читатель, после анализа рассказа. В этом выражается его воспитательная направленность. Автор показывает итог и того, и того поведения. Бесспорно, симпатии Виктора Астафьева на стороне мальчика Вити и его семьи.

Проблематика рассказа Конь с розовой гривой

Проблематика рассказа Конь с розовой гривой

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Компьютер в моей жизни 7 класс

    Компьютер в жизни каждого человека играет огромную роль. Сейчас мы не мыслим себе и дня без выхода в сеть и других развлекательных развлечений, которые нам предоставляют компьютерные технологии.

  • Главные герои рассказа Кавказский пленник Толстого

    Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» — это отголоски прошлого великого писателя, в котором имели место подобные события. Наделив главных героев противоположными качествами

  • Сочинение на тему Любовь к Родине

    Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие Родина и все, что с ним связано.

  • Зачем Чичиков покупал мертвые души сочинение

    Поэма Мертвые души — одно из самых классических и известных творений Н.В.Гоголя. Само название намекает на двусмыслие значения самих

  • Образ и характеристика Стародума в комедии Недоросль

    В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина

Урок литературы в 6 классе.

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» — честность, доброта, понятие долга, истинной и ложной любви.

Цель урока:  проследить, как решает писатель важные для каждого человека проблемы – каким быть человеком, что такое ложная и истинная любовь; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; развивать монологическую речь, навыки работы с текстом, умение рассуждать на предложенную тему.

         Оборудование: портрет писателя, учебник, доска, мел.

         Ход урока:

  1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.

— Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)

— Что такое зло? (Всё плохое)

2. Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. В том, как он пришёл к такому пониманию жизни, нам поможет разобраться опорная схема, которую мы составим в процессе анализа произведения.

3. Запишите тему урока. На развороте двух страниц мы будем составлять опорную схему.

4.Анализ текста.

— Каким вы представляете главного героя? (устное рисование)

Мальчик лет семи – восьми, у которого погибла мама, нет отца, живёт у бабушки и деда. Он бедно одет, но одежда у него всегда чистая. На завтрак всегда хлеб с молоком, чего нет у ребятишек Левонтьевых.

— Что является завязкой рассказа?

— Найдите описание пряника (с. 95, чтение).

— Почему этот пряник казался мальчику сказочным? (Редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное – почёт, внимание. Особенно льстит Вите отношение со стороны левонтьевских ребят.)

— Расскажите о Левонтии, его семье. (устное рисование)

Итак, можно сказать, что семья Левонтьевых живёт без нравственных правил. Отметим это в низу схемы.(Запись «Семья Левонтьевых – жизнь без нравственных правил»). 

— Объясните, почему Витю неудержимо тянет к Левонтьевым? Что привлекло его в этой семье? (с.97-98, чтение)

— Можно ли назвать такое отношение соседей к Вите любовью? (Нет, это жалость и то редкая, пьяная.)

Отметим это на схеме. (Запись «Пьяная жалость Левонтия»)

— Истинное отношение Левонтьевых к герою проявляется в дальнейших событиях. Ребята отправляются за земляникой.

— О чём свидетельствует такая деталь: «Ребятишки несли бокалы с отбитыми краям, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой…»? (Битая посуда  — признак не бедности, а отношения к вещам и труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

— А какой туесок был у Вити? (аккуратный)

— О каком качестве мальчика можно сказать, судя по этой детали? ( Он умеет ценить труд. Сам приучен работать.)

— Зачитаем эпизод, как Витя собирает ягоды. (с.99) Кто приучил мальчика к труду? (бабушка)

— Зачем? (Она знает, что без труда человек не может хорошо жить. Трудолюбивый всегда добьётся своей цели в жизни.  

Вспомним, Витя идёт, чтобы своим трудом заработать на пряник. Мальчик понимает, что даром ничего не даётся. Так воспитала его бабушка, она вложила в него одно из основных качеств хорошего человека – трудолюбие. Отметим на схеме сверху «Семья мальчика – нравственная основа жизни», чуть ниже «Трудолюбие».

— Как проявляют себя левонтьевские ребята в работе? (безответственно) (с. 99)

— Как случилось, что Витя поступил также? Прочитаем по ролям этот эпизод на с. 100. 

— Что чувствует герой в этот момент? Опишите его состояние. ( Он отчаялся, покаялся, хорохорится, махнул рукой на всё, его понесло – хвастается. Он становится таким же, как и левонтьевские ребята.) Отметим это на схеме внизу под стрелкой «Напускная отчаянность», безалаберность».

— Переживает ли Витя, что не исполнил данное бабушке обещание? (Да.) Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое нравственное качество мальчика проявляется в этом эпизоде? (Чувство долга.)  Запишем в схеме сверху «Чувство долга».

— И тут опять якобы дружеский совет Саньки. Что он советует Вите? (Нарвать в туесок травы, сверху насыпать ягод.) Запишем в схеме снизу «Обман бабушки».

— Понимает ли Витя, что совершает плохой поступок? Докажите текстом. (с.102 выборочное чтение)

— Какое чувство возникает у героя в это момент? (Чувство стыда)

Отметим на схеме сверху «Чувство стыда».

— Что ещё плохого совершает мальчик под влиянием Саньки? (Крадёт у бабушки калач.) Верно, ведь плохой поступок часто влечёт за собой другой плохой из-за того, что человеку бывает трудно сказать в ответ «нет». Именно в такой ситуации находится Витя. Сможет ли он противостоять таким «дружеским советам» Саньки? Ответим на этот вопрос чуть позже. На схеме отмечаем « Кража калачей».

— Когда мальчик окончательно понял свою вину перед бабушкой? Зачитайте.(с.103) Что чувствует герой? (Угрызения совести, называет себя окончательно запутавшимся преступником.) Записываем на схеме сверху «Угрызения совести».

— Витя решает рассказать всё бабушке, но не успевает – она уезжает рано утром в город. С каким чувством мальчик ждёт её возвращения? (Хочет избежать наказания, страх.)

— Мы видим, что творится в душе героя. А что происходит в это время в природе? (выраз. чт. наиз. описаия природы с.105)

 — Для чего автор вводит пейзаж в повествование? (На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ярче прослеживаются переживания героя. Жить хорошо, а ему-то плохо!)

— И опять Санька со своими советами тут как тут. Что он предлагает? (Не ходить домой, будто утонул, т. е. уйти от ответственности за содеянное.) Отмечаем на схеме снизу «Совет Саньки, как не отвечать за свои поступки».

— Как на это отвечает Витя? Найдите в тексте. (с.106)

-Вспомните начало рассказа, каким был герой и каким сейчас видим его. Что изменилось в нём? (Стал решительнее, нашёл силы сказать Саньке «нет» в ответ на его дурной совет.)

— Почему Витя отказывается от этого? (У него есть чувство ответственности.) Запись на схеме сверху «Чувство ответственности».

— Сколько ни оттягивал Витя встречу с бабушкой, всё равно это произошло. Перескажите этот эпизод.

— Итак, Витя раскаивается в своём поступке, ведь он не только обманул бабушку, но и сделал её обманщицей. Запись на схеме  сверху «Раскаяние, признание вины». 

Этот эпизод изображён на иллюстрации к рассказу. Что, по-вашему, передано художником особенно удачно? (Движения бабушки. Ей жаль внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. В таких ситуациях и проявляется истинная любовь. Бабушка часто ругает Витю, он досадует на это, но бабушка всё делает из любви к внуку, из желания, чтобы из него вырос хороший человек.)

— Почему же бабушка даёт Вите пряник конём? (Внук раскаялся. Она простила его.)

4. Вывод.

-Какой жизненный урок получил герой из этой истории? (Он понял, что бабушка его любит, он не одинок, надо жить по законам совести, вовремя сказать «нет» плохому советчику, а самое главное – надо уметь прощать, быть добрым. И такой урок доброты, воплощением которого стал пряник, он получает от бабушки. И Витя  понимает, что бабушка любит его истинной любовью. Отмечаем на схеме сверху «Усвоение урока доброты, милосердия».

Итак, видим: сначала наш герой на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности. Ему сложно понять, где ложная любовь, где истинная. Но он, проходя через нравственное испытание, понял, что истинная любовь там, где есть добро, и для Вити это его семья.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой». (10 предл.)

  • Нравственная ответственность человека за свои поступки сочинение рассуждение
  • Нравственная основа сказок даля сообщение
  • Нравственная основа сказок в и даля урок 10 класс
  • Нравственная красота маши мироновой в повести капитанская дочка сочинение кратко
  • Нравственная красота марии мироновой из рассказа капитанская дочка