«Сказки Пушкина — основа формирования духовно-нравственного воспитания»
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
Ольга Мегель
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании детей обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов — трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо…»
Сказки великого русского поэта оставляют яркий след в жизни каждого человека: «…Я сказками волшебными согрет, Что музыкой в душе моей звенели».
Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них содержится кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках — богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, волнуют воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и о работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь — ненависть, радость – горе… А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, — пишет И.И.Тихомирова,- лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость. Среди терминов читатель найдёт и целую коллекцию разнообразных глаголов, передающих эмоциональное состояния и их проявления: «вздуриться», «испугаться», «взмолиться», «дивиться», «повиниться», «потешиться», «озлиться», «осердиться» и др. Чувства передаются автором также посредством метафор («грусть-тоска меня съедает»), восклицаний («ах, и зарыдали оба»), эпитетов («с грустной думой на лице», «ласковое слово», «сварливая баба», «злая доля», «изумлёнными глазами», «ободрённою душою»), сравнений («а царица над ребёнком, как орлица над орлёнком», «словно горькая вдовица», «выступает будто пава»), обращений («свет мой, зеркальце», «братцы вы мои родные», «ах ты, дитятко-девица!»). Каждое из выделенных слов и сочетаний может стать материалом для разговора с читателями-детьми о сложной и многогранной сфере человеческих чувств… Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию, и на это надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью («Дурачина ты, простофиля») или физическим действием («Она бьёт их, за чупрун таскает»)». Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: «А что он — правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья — начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!»
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше сказка коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что «чувства добрые» возьмут в них верх над злыми.
Так что же в итоге значат для нас сказки А.С. Пушкина? Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это — волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по — другому взглянуть на жизнь. Именно поэтому сказки А.С. Пушкина так важны, они учат нас верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству — его можно творить своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослому, так и ребенку, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Дети растут бездушными, злыми, детские сказки почти не интересны нашим детям, телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред ребенку. К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.
По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.
Свою работу я решила связать с творчеством А.С. Пушкина.
Во-первых, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого народа.
Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме.
И, в-третьих, сказки А.С Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.
Свою работу я начала с анкетирования родителей:
- Есть ли у вас дома сказки А.С. Пушкина?
- Часто ли вы читаете их своим детям?
- Беседуете ли вы с детьми после прочтения или рассказывания сказки?
Обработав анкеты, получились следующие результаты:
Не имеют, не читают, не беседуют – 32%
Имеют – 40 %
Читают – 20 %
Беседуют – 8 %
Результат для меня был с одной стороны ожидаем с другой стороны я была разочарована в том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе. На основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены следующие задачи:
— приобщить ребенка к истокам национальной культуры;
— показать воспитательное значение сказок;
— раскрыть нравственно-эстетическую ценность сказок А.С. Пушкина.
О таланте А.С. Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как необходимо знакомить детей с его сказками.
Существует большое количество приемов и методом при работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой, правильный подбор сказок, то есть, в соответствии с возрастом, мастерством рассказывания и наконец, организацией последующей деятельности ребенка, а именно: беседа по прослушанной сказке, пересказа, обыгрывания сюжета, изображении в рисунке – все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубоко пережить содержание художественного произведения.
Первое знакомство с произведениями очень ответственно. С одной стороны прикосновение к классике должно проходить серьезно. С другой стороны – раннее детство обязывает нас учитывать возрастные возможности ребенка. Уже с 2-х лет можно начинать читать детям сказки великого поэта. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки
В своей работе с ранним возрастом я использую высокую интонационную выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Я прилагаю все усилия, чтобы ребенок понял смысловое содержание произведения.
Когда я читаю, дети всматриваются в мое лицо,
Только солнышко взойдет,
В миг тогда наш петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется…
Дети с изумлением смотрят, на петушка, слушают завороженно.
Не менее важно использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий.
В этом возрасте сказки Пушкина помогают формировать словарный запас, любовь к чтению сказок и развивает положительные эмоции ребенка.
Детей 4 -5 лет я знакомлю со сказками в форме яркого общения. Мы уже не просто эмоционально читаем сказку, а добавляем действия, например, я предлагаю подуть на воду и «сделать ветер», отмечаю, что кораблик качается на волнах.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Игровые приемы носят настроение затейливости шаловливости.
В этом возрасте дети уже выделяют отрицательных и положительных героев, безоговорочно принимая сторону положительного героя. Сопереживают полюбившимся героям, проявляют интерес к их судьбе. У детей развивается память, воображение, восприятие прочитанного, активизируется словарь.
С детьми старшего дошкольного возраста моя работа строится на драматизации сказок, ведь в этом возрасте ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно действует вместе с ним. Ребенок, в отличие от нас, корректных взрослых не хочет и не умеет быть сторонним наблюдателем к событиям сказки. Он пытается вжиться в роль принять сторону того или иного героя, поэтому драматизация помогает визуально, зримо «войти» в текст
Воротись, поклонись рыбке
Не хочу быть вольною царицей.
Хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в окияне-море,
Что б служила мне рыбка золотая.
На данном этапе работы дети начинают любить всякие перевертыши, смеясь над ними ребенок обнаруживает и углубляется в свое правильное понимание окружающей действительности. У детей формируется новый вид внутренней психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что не маловажно в дальнейшей жизни ребенка.
В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных сказок и, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к произведениям Пушкина, дети получают более глубокие знания о традициях русского народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.
В свое время критики выражали свое негативное отношение к сказкам Пушкина — как смеет великий поэт отдавать свои силы такому «низкопробному» жанру. А дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал сказки, полюбили эти стихи и ввели их в свой духовный обиход. Дети лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской.
В подготовительной группе, я продолжу работу по сказкам А.С. Пушкина, для того чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты, мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и развивать умение чувствовать красоту русского языка.
Творчество
Александра Сергеевича Пушкина, как
величественная и могучая горная
вершина, возвышается у истоков XIX
в., золотого века русской литературы.
Оно полно глубокой
и всеобъемлющей любви к родине, ее
народу. Неизбывна
жизнеутверждающая вера поэта в силы,
таящиеся в простых русских людях,
крестьянах-тружениках. Проникновенны
лирические
строки, посвященные описанию русской
природы.
Пушкин
не
писал специально для детей,
но многие стихотворения и отрывки
из его произведений давно вошли в детское
чтение.
А.С.
Пушкин внимательно следил
за развитием детской литературы и
высказывал свое отношение к ней.
Его возмущение вызывали бездарные
писатели, которые создавали произведения,
оторванные от современной ему жизни,
написанные высокопарным слогом.
В
набросках и заметках для «Литературной
газеты» Пушкин высказывает
резко отрицательное отношение к
ограничению детского чтения
назидательными, верноподданническими
произведениями.
Он выступает против критиков, которые
объявляли «безнравственным» все, что
могло познакомить детей с социальными
противоречиями, с реальной жизнью.
В
творческом наследии Пушкина есть записи,
заметки, наброски, статьи, по которым
можно судить, что он живо интересовался
вопросами воспитания молодого поколения.
«В России домашнее воспитание есть
самое недостаточное, самое
безнравственное; ребенок… не получает
никаких понятий о справедливости, о
взаимных отношениях людей, об истинной
чести. Воспитание его ограничивается
изучением двух или трех иностранных
языков и начальным основанием всех
наук, преподаваемых каким-нибудь
нанятым учителем».
Воспитательное
значение поэзии А.С. Пушкина огромно.
Его гражданская лирика посвящена сложным
политическим вопросам. Стихотворения
Пушкина, вошедшие в чтение школьников,
воспитывают в юных гражданах высокое
чувство патриотизма.
39
Ни
один поэт не создал такой
мудрой и светлой пейзажной лирики.
Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют
холодные ветры…», пейзажные
зарисовки
из романа «Евгений Онегин», доступные
восприятию детей развивают нравственную
и эстетическую восприимчивость
маленьких читателей.
Впервые
благодаря
его лирике узнали дети непритязательную,
но исполненную прелести природу средней
полосы России.
Поэт учит их чувствовать своеобразное
очарование унылой осенней поры;
вглядываться в голубые небеса и
великолепные снежные ковры зимы, любить
ясную улыбку весны:
Гонимы
вешними лучами,
С
окрестных гор уже снега
Сбежали
мутными ручьями
На
потопленные луга.
Улыбкой
ясною природа
Сквозь
сон встречает утро года;
Синея,
блещут небеса,
Еще
прозрачные, леса
Как
будто пухом зеленеют.
(«Евгений
Онегин»)
Пушкин
дает
реалистическое и в то же время глубоко
поэтическое представление о родной
природе.
Так, осень показана в привычных,
ясных, легко узнаваемых приметах:
Октябрь
уж наступил — уж роща отряхает
Последние
листы с нагих своих ветвей.
(«Осень»)
Поэт
выбирает немногочисленные,
но самые существенные ее признаки:
Журча
еще бежит за мельницу ручей,
Но
пруд уже застыл…
(«Осень»)
Большое
значение в пейзажной лирике Пушкина
имеют цветовые
эпитеты:
Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя
на солнце, снег лежит,
Прозрачный
лес один чернеет,
И ель
сквозь иней зеленеет,
И речка
подо льдом блестит.
(«Зимнее
утро»)
Картины
зимы, нарисованные поэтом, развивают
детскую фантазию.
Она изображена волшебницей и веселой
проказницей:
…И
рады мы Проказам матушки-зимы…
(«Евгений
Онегин»)
У
Пушкина зима радует и взрослых и детей:
«Зима!..
Крестьянин, торжествуя, на дровнях
обновляет путь…»
Вот
бегает дворовый мальчик,
В
салазки Жучку посадив,
Себя
в коня преобразив…
(«Евгений
Онегин»)
Даются
яркие, лаконичные бытовые зарисовки.
Описание природы тесно связано с
крестьянским бытом, оживлено поступками
и действиями людей. Поэт изображает
природу жизненно
правдиво, в многообразных и конкретных
ее признаках, свойствах, явлениях.
6.4.Сказки
Пушкина. Народность гуманистических
идей. Особенности композиций.
40
Сказки
А.С. Пушкина
появились в период наивысшего расцвета
его творчества. Они не
предназначались для детей, но почти
сразу вошли в детское чтение.
Румяной зарею
Покрылся восток.
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились
На мягких лугах.
«…Дети,
к которым и не думал обращаться поэт,
когда писал своего «Салтана», «Золотого
петушка» и «Царевну», ввели их в свой
духовный обиход и этим лишний раз
доказали, что народная поэзия в высших
своих достижениях часто бывает поэзией
детской»,— писал К. И. Чуковский.
В 1830
г. Пушкин начинает работу над сказкой
о медведихе «Как весенней теплою порой»,
которая осталась незавершенной. В 1831
г. закончены «Сказка
о царе Салтане»
и «Сказка
о попе и о работнике его Балде».
В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка
о рыбаке и рыбке»
и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях».
В 1834 г. появилась «Сказка
о золотом петушке».
А.С.
Пушкин создает свои сказки на
фольклорном материале.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
близка
по сюжету к народной сказке
«Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке
и рыбке» связан
истоками со сказкой
«Жадная старуха» и был подарен Пушкину
собирателем фольклора писателем В.И.
Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается
с
народной сказкой
«О чудесных детях». «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» близка
к сюжету народной сказки
«Волшебное зеркальце». Обращаясь к
устному
народному творчеству,
А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые
возможности для обновления литературы.
Поэт
искал свой
путь освоения большой поэтической
формы.
Он пересматривает все современные
эстетические теории, считавшиеся
неизменными. Так, сказку
Пушкин
рассматривает как
большой эпический жанр литературы в
отличие от многих современных ему
писателей, считавших, что это жанр
незначительным, мелким. Сказки
А.С. Пушкина
— сюжетные
произведения,
в которых показан резкий
конфликт между светлым и темным миром.
Примером
может служить «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди».
Это произведение — не
подражание и не переложение народной
сказки,
а прямой
ее наследник
не только по
внешним признакам,
но и
по
реалистической основе и глубокому
социальному содержанию.
В нем с самого начала дается тонкое
сатирическое снижение образа царя: «Во
все время разговора он стоял позадь
забора…». По цензурным условиям А.С.
Пушкин не мог откровеннее высмеять
высокородного любителя подслушивать.
В
сказке отражены многообразные
оттенки человеческих чувств:
В кухне
злится повариха,
Плачет
у станка ткачиха,
И
завидуют оне
Государевой
жене —
(«Сказка
о царе Салтане»)
и
раскрываются сложные
взаимоотношения между людьми
(«А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой извести ее хотят…»).
Действие
развертывается динамично,
без длительных описаний.
Пушкин-сказочник выступил против
монотонности поэзии, против стертых
ритмико-синтаксических оборотов.
Его стих подвижен, передает ритм движения
и напряженность событий:
Едет
с грамотой гонец,
И
приехал наконец.
А
ткачиха с поварихой,
С
сватьей бабой Бабарихой
Обобрать
его велят;
Допьяна
гонца поят
41
И в
суму его пустую
Суют
грамоту другую…
(«Сказка
о царе Салтане»)
Динамизм
и быстрота смены событий
свободно и легко уживаются
с пейзажными картинами,
лаконичными
и зримо-красочными:
Ветер
весело шумит,
Судно
весело бежит.
В синем
небе звезды блещут,
В синем
море волны хлещут;
Туча
по небу идет,
Бочка
по морю плывет.
Ветер
на море гуляет
И
кораблик подгоняет;
Он
бежит себе в волнах
На
раздутых парусах.
(«Сказка
о царе Салтане»)
Энергична
и действенна
у Пушкина-сказочника звуковая
организация стиха.
Значимостью у него обладает каждый
звук, то передающий плеск морской
волны, то воспроизводящий полет комара
или шмеля:
Море
вздуется бурливо.
Закипит,
подымет вой,
Хлынет
на берег пустой,
Разольется
в шумном беге…
Тут
он в точку уменьшился,
Комаром
оборотился,
Полетел
и запищал…
{«Сказка
о царе Салтане»)
Пушкин
выступает в «Сказке о царе Салтане» как
борец
за народность языка, или «просторечье»,
как тогда говорили. Мягко, задушевно
звучит речь героев, полная слов с
ласкательными суффиксами, характерными
для устного народного творчества:
…белочка
при всех Золотой грызет орех,
Изумрудец
вынимает,
А
скорлупку собирает…
(«Сказка
о царе Салтане»)
«Сказка
о царе Салтане» завершается
не моралистическим выводом,
как было у многих других писателей-сказочников,
а
веселым пиром,
славящим
торжество добра.
Положительные персонажи в длительной
борьбе побеждают: князь Гвидон встречается
с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба
Бабариха посрамлены. Читатели всем
сердцем на стороне «светлого мира»
сказки, олицетворенного в образах
царицы-матери, князя Гвидона, царевны
Лебеди. Только образ царя Салтана
вызывает сомнения и раздумья.
Чуковский
в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с
большим увлечением слушал сказку о
царе Салтане. Но все время его тревожил
вопрос: «Что же такое этот самый Салтан?
С одной стороны, он как будто человек
симпатичный, а с другой стороны, он уж
слишком поддается влиянию злой
Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому
все время он перебивал рассказчика
вопросами об этом непостижимом царе:
— А
что он — правильный?
— А
он хороший?»
Подобные
сомнения и раздумья — начало активной
работы творческого сознания маленького
слушателя. Это свидетельство большого
воспитательного значения подобных
произведений.
«Сказка
о попе и о работнике его Балде»
— сатира
на обманывающих народ недобросовестных
служителей православной церкви.
В ней высмеиваются человеческая
жадность,
глупость
и лицемерие.
Поп собирается нанять слугу, который
будет за гроши выполнять обязанности
повара, конюха и плотника. Глупость и
жадность заставляют его согласиться
получать щелчки от Балды, которого он
взял в работники. Но поп не только жаден,
но коварен и зол, он пытается погубить
Балду, давая ему невыполнимые поручения,
например, собрать оброк с чертей. «Сказка
о попе и о работнике его Балде» при жизни
поэта не была напечатана.
«Сказка о попе»
самая
«простонародная»
у Пушкина. Она написана стихом
раешника, родственным «складной» речи
ярмарочных балагуров, скоморошинам и
прибауткам.
Язык сочный, выразительный, много
остроумных устойчивых выражений:
«экого послали супостата», «ум у бабы
догадлив, на всякие хитрости повадлив».
Имя Балда вызывает ассоциацию с
Иванушкой-дурачком. Кроме того, по Далю,
«балда» — молот, колотушка, кулак, в
Нижегородской губернии — палица,
дубина. Таким образом, в «Сказке о попе
и о работнике его Балде» «народность
содержания и народность формы приходят
едва ли не в максимально возможное для
сказки в стихах гармонические соответствие»
42
У
Пушкина сказочные
персонажи психологически и художественно
совершенны;
в процессе работы над сказкой он
постоянно оттачивал ее стих, приближая
его к народному,
заостряя
сатиру.
Художественные средства пушкинской
сказки неразрывно связаны с его
поэтическим мировосприятием. Поэт
выступил против
вычурности и заумности стиха;
он стремился приблизиться
к народной поговорке с ее афористичностью.
Так
в концовке сказки ясно выражено
насмешливое отношение к попу: «А Балда
приговаривал с укоризною: Не гонялся
бы ты, поп, за дешевизною».
Каждая из
пушкинских сказок неповторима.
У каждой свой
стих, свои образы, свое настроение.
«Сказка о
рыбаке и рыбке»
по содержанию, по смыслу ближе к
философским,
это сказка-притча.
Неторопливо, раздумчиво, словно волны
морские, течет поэтическая речь. В
конце стихов нет рифмы:
Отпустил он рыбку
золотую
И сказал ей ласковое
слово:
Бог с тобой, золотая
рыбка!
Сказка
Пушкина представляет собой философское
по замыслу размышление о
противостоянии терпеливого добра и
агрессивного зла.
Не чужд поэт и социальных
мотивов.
Это подчеркивается резким противопоставлением
старика и старухи: он остается
крестьянином, а она поднимается все
выше по социальной лестнице. В образе
старика
олицетворяется народное
начало сказки.
Он вынужден покоряться воле жадной
старухи, но не
испытывает к ней почтения,
как бы высоко ни вознеслась она. Об этом
свидетельствует его обращение к ней,
когда она захотела стать царицей: «Что
ты, баба, белены объелась?» Образ
старухи,
постепенно выходит за рамки изображения
жадности и становится
символом социального гнета.
В
«Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось
народное отношение к тиранам.
Добро не столько побеждает зло в открытом
противостоянии, сколько пережидает
его. Терпение в данном случае оказывается
более действенным средством борьбы,
чем открытый протест. Не знающая удержу
и границ агрессивность в конце концов
оказывается самоуничтожающей. Сказка
завершается поучительной картиной
наказанного по законам высшей
справедливости (их выразителем
является золотая рыбка) самодурства:
Глядь:
опять перед ним землянка;
На
пороге сидит его старуха,
А пред
нею разбитое корыто.
«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»
написана в 1833 г. В «Сказке
о мертвой царевне»
особенно четко отразилась гуманистическая
направленность пушкинских сказок.
В ней положительные персонажи наделены
такими чертами характера, которые
ценятся людьми труда: добротой,
великодушием, храбростью, преданностью
в дружбе.
Царица-мать
верно ждет своего мужа, отправившегося
в дальний поход. Пушкин рассказывает
об этом в ярких сценах, близких по стилю
к устному народному творчеству:
Смотрит
в поле, инда очи
Разболелись,
глядючи
С белой
зори до ночи;
Не
видать милого друга.
Только
видит: вьется вьюга,
Снег
валится на поля,
Вся
белешенька земля.
(«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»)
В
образе царевны-дочери преобладают
романтические
мотивы.
Она вызывает любовь девушки Чернавки
и семерых богатырей и тем, что «всех
милее, всех румяней и белее», и, главное,
своей добротой, отзывчивостью, готовностью
прийти на помощь.
43
Образ
королевича Елисея дан в
былинных тонах.
Герой «отправляется в дорогу за
красавицей душой, за невестой молодой».
Он близок к природе. Лирические обращения
Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к
ветру поэтически окрашивают его образ,
придают ему особое обаяние:
Елисей,
не унывая.
К ветру
кинулся, взывая:
«Ветер,
ветер! Ты могуч,
Ты
гоняешь стаи туч,
Ты
волнуешь сине море,
Всюду
веешь на просторе,
Не
боишься никого,
Кроме
Бога одного.
Аль
откажешь мне в ответе?
Не
видал ли где на свете
Ты
царевны молодой?
Я жених
ее.
{«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Эти
обращения представляют собой своеобразные
лирические
отступления,
в которых ощущается синтез
поэтических элементов устного народного
творчества.
Так Пушкин выступил как
новатор
в
самой
композиции сказки, развернув народные
обращения-заклинания в поэтическую
картину.
«Сказка
о мертвой царевне» написана поэтом в
творческом состязании с Жуковским.
Но в отличие от него Пушкин не
ограничивается романтическим
изображением героев, он вводит
реалистические
картины жизни царского двора, создает
и сатирические персонажи в своей сказке.
Таков в какой-то мере царь-отец,
поспешивший
жениться,
едва истек положенный срок вдовства.
Пушкин иронически говорит о нем:
Долго
царь был неутешен,
Но как
быть? и он был грешен;
Год
прошел как сон пустой,
Царь
женился на другой.
(«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Основная
же сила сатиры Пушкина направлена против
царицы-мачехи,
олицетворяющей «темный
мир»
в сказке. Мачеха «черной зависти полна»,
«горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Зависть и злость ко всему светлому и
доброму приводят ее в конце концов к
смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица
умерла». Так в сказке победа добра
символизирует гибель зла.
Сказки
помогли поэту обогатить
русскую литературу новым поэтическим
жанром, развить идеи народности и
демократизма, создать в сказочных
персонажах и конфликтах образцы глубоко
народной философии жизни и социальной
сатиры.
В
«Сказке о золотом петушке», которая
написана в 1834 г., создан сатирический
образ царя Дадона,
который предпочитает царствовать без
забот, «лежа на боку». Именно поэтому
бездумно соглашается царь выполнить
первую просьбу звездочета, подарившего
ему золотого петушка. Царь Дадон изображен
как человек,
не способный любить не только страну,
которой управляет, но и собственных
сыновей.
Слезы, вызванные их гибелью, легко
уступают место сластолюбивому восторгу
перед шамаханской царицей. В то же время
царь показан далеко
не безобидным: он самодур, способный
из-за прихоти погубить старика, в свое
время пришедшего ему на помощь:
«Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал
ничком, да и дух вон».
Положительные
герои всех сказок
А.С. Пушкина — люди
из народа:
трудолюбивый, находчивый и веселый
работник Балда («Сказка о попе и о
работнике его Балде»); бескорыстный,
добрый, невзыскательный труженик-старик
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Для
сказок Пушкина, как и для народных,
характерна
вера в светлые силы и чувства.
Сказки Пушкина оптимистичны,
в них добро
всегда побеждает тьму и злобу.
Находчивость и трудолюбие Балды помогают
ему победить попа; любовь и верность
Елисея воскрешают его невесту; сыновняя
преданность Гвидона, его борьба с
завистью и клеветой способствуют
торжеству правды.
Чертами
народности отмечена и поэтическая речь
в сказках Пушкина.
В них широко применяются народные
поговорки, пословицы, слова и выражения,
суффиксы:
44
Но
жена не рукавица:
С белой
ручки не стряхнешь
Да за
пояс не заткнешь.
(«Сказка
о царе Салтане».)
Впредь
тебе, невежа, наука:
Не
садися не в свои сани!»
(«Сказка
о рыбаке и рыбке».)
В
сказках Пушкина много
слов разговорного, иногда просторечного
языка
(«и молва трезвонить стала», «не
кручинься», «он стоял позадь забора»,
«инда плакал царь Дадон»),
Пушкин
использует изобразительные
средства народной поэзии: сравнения,
метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В
чешуе, как жар горя,
Тридцать
три богатыря…
(«Сказка
о царе Салтане».)
Но
царевна молодая,
Тихомолком
расцветая,
Между
тем росла, росла,
Поднялась
— и расцвела…
И к
царевне наливное,
Молодое,
золотое
Прямо
яблочко летит
Отвечает
месяц ясный…
(«Сказка
о мертвой царевне».)
В его
сказках широко применяется
народно-поэтическая
речь с ее своеобразной ритмикой и
повторами
(«в путь-дорогу снарядился»; «свет
наш солнышко»; «по морю, по океану к
славному царю Салтану»).
Сказки
Пушкина отличаются богатством
творческой фантазии.
В них гармонично
уживаются реалистические картины быта
и нравов
различных сословий русского общества
с
чудесами волшебного мира,
возникшего под пером поэта. Таков целый
город на острове Буяне — столица князя
Гвидона:
…Город
новый златоглавый… …
Стены
с частыми зубцами,
И за
белыми стенами
Блещут
маковки церквей
И
святых монастырей. …
В
колымагах золотых
Пышный
двор встречает их…
(«Сказка
о царе Салтане»)
Поэтически
совершенны такие персонажи, как царевна
Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок,
тридцать три богатыря, белка-чудесница.
Для
сказок Пушкина, как и для народных,
характерны
чудесные превращения:
старухи крестьянки — в царицу; лебедя
— в прекрасную девушку; князя Гвидона
— в комара, шмеля, муху. Волшебные
превращения
не только увлекательны, они помогают
раскрыть гуманистические идеи сказок.
Превращение старухи снова из царицы
в крестьянку связано с наказанием ее
за самодурство и алчность. Превращение
лебедя в прекрасную девушку выражает
победу любви над волшебными чарами.
Сказки
Пушкина пробуждают
симпатии и антипатии читателей,
формируют
активное отношение к героям.
Они помогают
решать задачи эстетического и
нравственного воспитания детей.
Произведения
А.С. Пушкина указали
детской литературе новый путь.
Они дали классические образцы детской
литературы. Произведения Пушкина
пробуждают
чувство любви к родине и являются лучшим
средством приобщения детей к истинной
поэзии. Творчество
великого поэта повлияло на последующее
развитие детской литературы.
6.5.Ершов
П.П. Сказка «Конёк-Горбунок».
Поэтическое мастерство, народность.
Особенности сказок. Главный герой-Иванушка.
Воплощение в нём лучших моральных
качеств. Царь и его окружение.
45
Прямым продолжателем
пушкинской традиции в жанре сказки
явился его младший современник П.П.
Ершов.
Ершова часто
называют «человеком
одной книги»:
так велика была слава его «Конька-горбунка»,
заслонившая все написанное этим
талантливым человеком. А он был автором
многих лирических стихотворений,
рассказов, пьес (наиболее известная
«Суворов и станционный смотритель»),
поэмы «Сузге» (о драматическом эпизоде
из времен покорения Сибири Ермаком).
Достоянием
детского чтения стало главное произведение
Ершова — сказка «Конек-горбунок», со
временем вошедшая в золотой фонд
литературы для детей. Эта сказка была
написана 19 – летним студентом П.П.
Ершовым в начале 1834г.
Вскоре первая
часть сказки была опубликована в журнале
«Библиотека для чтения», а осенью
«Конек-горбунок» вышел отдельным
изданием. Имя Петра Ершова стало известно
всей читающей России. В его судьбе принял
участие А.С. Пушкин, познакомившийся со
сказкой еще в рукописи. Пушкин одобрил
первое произведение молодого талантливого
поэта, в сущности признав родственным
его подход к сказочному творчеству:
«Теперь этот род сочинений можно мне
оставить». А.С. Пушкин считал, что
«Конька-горбунка» надо издать с
картинками, по возможно низкой цене, в
огромном количестве экземпляров —
для распространения по России.
Ершов, окрыленный
успехом, мечтал о создании большой
сказочной поэмы «Иван-царевич — сказка
сказок в 10 книгах и 100 песнях» по мотивам
русских сказок. Но этому замыслу не
суждено было осуществиться, как не были
реализованы и мечты Ершова об
организации экспедиции по Сибири,
издании журнала, широкой просветительной
деятельности среди земляков. По окончании
университета он вернулся в Тобольск
и почти до конца жизни занимался
педагогической деятельностью —
преподавал в гимназии, а затем стал
ее директором. «Конек-горбунок» остался,
в сущности, единственным произведением
Ершова, вызывающим неизменный интерес
многих поколений юных читателей.
«Конек-горбунок»
достойно продолжил традицию
литературной поэтической сказки, прежде
всего пушкинской, и
в то же время это было
новое слово в отечественной словесности.
Новым
было необычайно
смелое, по-юношески дерзкое погружение
в стихию простонародной, «мужицкой»
сказки. Ершов
соединил в
своем произведении ряд образов, мотивов,
сюжетных ходов известных народных
сказок.
Незадолго до смерти, размышляя о феномене
«Конька-горбунка», автор сказал: «Вся
моя заслуга тут, что мне удалось попасть
в народную жилку.
Зазвенела родная — и русское сердце
отозвалось…» Народ принял творение
Ершова как свое.
Еще одна особенность
этой замечательной сказки
— тесное
переплетение фантастического, чудесного
с реалиями народной жизни.
Отличая эту особенность, В.П.Аникин
говорит о «реализме
сказки»:
«Сказка Ершова пришла в литературу
из мужицкой избы и сохранила свой
крестьянский характер. Она родилась
здесь и овеяна запахом только что
испеченного хлеба, обдута полевыми
ветрами…».
Как ни близок к
фольклору «Конек-горбунок» Ершова, это
все же авторское
произведение.
Оно имеет четкую,
логически выстроенную композицию.
Сказка разделена на
три соразмерные части,
между собой тесно
связанные,
и вместе с тем сюжет
каждой части
представляет собой законченное
целое.
Эпиграфы выполняют роль связок в
повествовании: «Начинает сказка
сказываться», «Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается». И только
третий эпиграф: «Доселева Макар огороды
копал, а нынче Макар в воеводы попал» —
напоминает пословицу и предсказывает
некий необычный поворот в судьбе героя.
Начало сказки
сообщает ей эпическую широту и
неторопливость:
За горами, за
лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на
земле
Жил старик в одном
селе.
Далее автор ведет
свое повествование свободно,
то сближая его с традиционно сказочным,
то отступая и расцвечивая затейливыми
присказками, прибаутками («Сидит
ворон на дубу. Он играет во трубу», «Козы
на море ушли; Горы лесом поросли»). В
авторской манере игра, артистизм,
мастерское владение словом.
В традициях
народной сказки
образ главного героя — Ивана.
Как правило, в волшебных сказках
исполнителем трудных заданий с
помощью чудесного помощника выступает
сильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова
эту роль выполняет Иван-дурак. В
народных сказках этот образ интерпретируется
как, безусловно, положительный. Поступая
нелогично, нестандартно в обычных
житейских ситуациях, Иванушка-дурачок
в условиях чрезвычайных, в ситуации
испытания раскрывает
свои лучшие человеческие качества,
оказывается и смел, и умен, и честен.
Он — хранитель
духовных, нравственных устоев народа
и только своим моральным
превосходством побеждает
коварных,
ограбивших его братьев,
расправляется
со своими
антагонистами
и в конце концов, будучи ничем, становится
всем, даже — носителем высшей власти.
46
Герой Ершова
воплощает все
типичные свойства сказочных «дурачков»:
нескладный, неряшливый, любящий поспать.
Его поступки
противоречат житейскому «здравому
смыслу». Его
братья в роли караульщиков поступили
«здраво», благополучно скоротав время.
Иван же, поначалу увиливая и отказываясь
от службы, все же сумел добыть кобылицу,
получил в награду волшебного конька.
Во всех
прочих приключениях
Иван также неизменно
побеждает.
Даже его промахи, хвастовство (что
достанет Царь-девицу) в конце концов
оборачиваются ему на пользу. Сознание
правоты и удачливости делает героя
добродушным.
Вместо расправы за воровство коней он
только укоряет братьев:
Стыдно, братья,
воровать!
Хоть Ивана вы
умнее,
Да Иван-то вас
честнее:
Он у вас коней не
крал.
Удалой и
независимый, Иван с достоинством ведет
себя с царем.
Вот как, например, он договаривается о
службе с государем:
Чудно дело! Так и
быть,
Стану, царь, тебе
служить.
Только, чур, со
мной не драться
И давай мне
высыпаться,
А не то — я был
таков.
Вся линия
взаимоотношений Ивана с царем
выписана Ершовым остроумно,
иронично, с явной симпатией к народному
герою.
Торжеством
справедливости и развенчанием мнимого
величия
оказывается заключительная сцена
купания героев в кипящих котлах.
Царь бесславно погибает, а Иван
преображается:
И такой он стал
пригожий,
Что ни в сказке
сказать,
Ни пером не написать!
Параллелью к герою
— Ивану-дураку — выступает его чудесный
помощник Конек-горбунок:
Ростом только в
три вершка,
На спине с двумя
горбами
Да с аршинными
ушами.
Вместе с этим
игрушечным коньком Иван преодолевает
все препятствия, совершает чудеса: ловит
Жар-птицу, доставляет во дворец
Царь-девицу, добывает перстень.
Финал
— женитьба Ивана на дочери Месяца (Луны)
и сестре Солнца — наполняет
сказку
глубоким
философским смыслом.
В этом Ершов перекликается с Пушкиным,
создавшим чарующе прекрасный и
глубоко символичный образ царевны
Лебеди.
Сказка
«Конек-Горбунок» искрится юмором,
весельем.
Даже грустные моменты («Тут Иванушка
заплакал») очень быстро сменяются
увлекательными рассказами о приключениях,
жизнерадостными сценами. Отрицательные
герои,
например, братья Ивана, нарисованы
сатирически.
Они ленивы, трусливы, вероломны, способны
на воровство и обман.
Особенно
порочным нарисован царь.
Он ленив, почти все время проводит в
спальне (снова, как не вспомнить
пушкинского царя Дадона), любит лесть,
подл, гневлив, жесток, жаден и сластолюбив.
Такое скопление дурных свойств должно
вызывать отвращение и страх. Ершовский
царь
только смешон.
Особенно комична внезапная влюбленность
семидесятилетнего старца в молоденькую
девушку. Его поведение подготавливает
читателя к гибели мерзкого старика.
Этот момент никак не комментируется
автором, а читатели, особенно юные,
воспринимают это «сварился» не как
наказание или возмездие, а вполне
закономерно, тем более, что злосчастный
царь сам прыгает в котел с кипящим
молоком.
Гуманизм
Ершова
именно в том, что не
положительные герои наказывают злодеев,
а
утверждается мысль, что несчастье
дурного человека в нем самом.
Царский конюх, а потом спальник не сумел
навредить Ивану, зато сам с каждым новым
подвигом центрального героя становился
все несчастнее. Это опять-таки народная
мудрость, формировавшаяся веками.
47
«Конек-Горбунок»
похож
на увлекательное театральное действо:
в нем много
песен, плясок (танцуют
даже кони!), прибауток,
приговорок, загадок.
Даже традиционные присказки во второй
и третьей части строятся по законам
небылицы:
Та-ра-ра-ли,
та-ра-ра
Вышли
кони со двора;
Вот
крестьяне их поймали
Да
покрепче привязали.
Сидит
ворон на дубу,
Он
играет во трубу;
Как
во трубушку играет,
Православных
потешает:
«Эй!
Послушай, люд честной!
Жили-были
муж с женой;
Муж-то
примется за шутки,
А жена
за прибаутки,
И
пойдет у них тут пир,
Что
на весь крещеный мир!
Как у
наших у ворот
Муха
песенку поет:
«Что
дадите мне за вестку?
Бьет
свекровь свою невестку:
Посадила
на шесток,
Привязала
за шнурок,
Ручки
к ножкам притянула,
Ножку
правую разула:
«Не
ходи ты по зарям!
Не
кажися молодцам!»
{«Конек-Горбунок»)
Заканчивается
сказка традиционным
для народных сказок свадебным пиром
и торжеством главного героя.
В концовке сказитель выражает свое
отношение к рассказанному и прощается
с читателем.
Сердцу
любо!
Я там
был,
Мед,
вино и пиво пил;
По
усам хоть и бежало,
В рот
ни капли не попало.
(«
Конек
— Горбунок»)
«Конек-Горбунок»
отличается высокими
поэтическими достоинствами.
Четкая композиция, динамично развивающийся
сюжет, состоящий из увлекательных
событий. Каждый стих представляет
самостоятельную смысловую единицу;
предложения краткие, простые. Почти в
каждой строке есть глагол действия,
иногда встречается целый каскад глаголов.
Жары-птицы
налетают;
Стали
бегать и кричать
И пшено
с вином клевать.
Ершов
умело использует идиомы: «слить пулю»,
«к водяному сесть в приказ» и т. п. Среди
них есть и традиционные
для народных сказок устойчивые
выражения.
«Что ни в сказке не сказать, ни пером не
написать». «Едут, близко ли, далеко,
едут, низко ли, высоко». «Что, Иванушка,
невесел? Что головушку повесил?» и
многие другие. Поэтика
сказки дышит народной стихией.
Сказку Ершова дети
узнают еще в дошкольном возрасте.
Перечисляя
достоинства сказки, Ф.И. Сетин указывает
на причины, по которым она давно и прочно
вошла в литературу для детей: «Детская
она своей безудержной фантастикой,
удивительными приключениями,
динамичным сюжетом, красочностью,
игровой ритмикой, песенным складом,
образом главного героя — отважного
представителя народа, победой добра
над злом, уважения к человеку, к
русскому языку».
Успех «Конька-горбунка»
у читателей был столь велик, что вызвал
массу подражаний. С конца 1860 года до
начала нового века вышло более 60 изданий,
написанных на основе сказки Ершова.
«Конек-горбунок» стал популярным сюжетом
лубочной литературы. Более десяти
переделок «Конька-горбунка» появилось
уже после 1917 года. Это еще одно свидетельство
популярности удивительного произведения
П.П.Ершова.
48