Нравственное воспитание дошкольников через сказки

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»

Тема выступления

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Саитова Галина Викторовна

« Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 Духовность — это то, чем и ради чего человек живет  и действует.

               Нравственность — это то, как он живет и действует.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

        Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия  духовности и  нравственности через  сказку. Именно  со  сказки у  ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.

Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

Сказка — удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который педагоги могут успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей. Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская  народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. 

У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

А также с помощью сказки у детей можно развить :

умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетическое чувство, чувство юмора.

Но этого всего возможно достичь лишь в случае, когда ребенок заинтересован и увлечен, поэтому необходимо выбирать сказки, подходящие для определенного возраста. Для этого более подробно остановимся на том, какие сказки и в каком возрасте необходимо читать.

Первые годы жизни ребенка -это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.

Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу.

Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок».

После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых.

Эти сказки помогут детям понять:

— как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»);

— как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

— что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»);

— что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь»);

— что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

После 5-ти лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение.

Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.

В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников: Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм и другие.

Между 6-ю и 7-ю годами мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц.

Это сказки и былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и другие произведения Ш. Перро; «Аленький цветочек» А. Аксакова; «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.

С возраста 6-7 лет читаем сказки-притчи. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме, учит детей думать, развивает интуицию и воображение. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и, иногда, посмеяться над своими же ошибками.

Я хочу поделиться своими вариантами работы со сказкой. Обычно, работу по сказке я провожу поэтапно.

Основные этапы работы со сказкой.

  1. Подготовка к сказке.

На первом этапе проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Если сказка о животных, называть их, где живут, описать их внешний вид, рассказать об их повадках. Активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Можно читать про животных стихи, потешки; знакомить с пословицами и поговорками, относящимися к сюжету сказки, времени года, объяснять их смысл. Вся эта работа в дальнейшем помогает лучшему усвоению содержания сказки.

  1. Знакомство со сказкой.

На втором этапе идет непосредственное знакомство со сказкой. Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их на прослушивание. Вся эта работа поможет сконцентрировать внимание детей.

Например, можно просто позвать к себе детей и сказать: «Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну и т.д.». А можно устроить сюрпризный момент с приходом сказочного героя, который пригласит в свою сказку. А можно незаметно положить книгу с новой сказкой, обратить внимание на неё, что интересного она может рассказать? Таких примеров можно привести много.

Затем детям читается сказка, эмоционально, с выражением, возможно с демонстрацией иллюстраций или слайдов.

  1. Беседа по сказке – обмен мнениями

После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.

Примерные темы для беседы по сказке

— положительные герои

— отрицательные герои

— волшебные предметы

— сказочные действия

— сказочные места

— наличие трудных задач

— сказочное время

— сказочное превращение

— свое отношение к героям

4.Рассуждаем и творим по сказке

Тематика сказки продолжается и в последующие дни. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки и решать некоторые образовательные задачи. Мы   используем «Универсальную схему вариативной работы со сказкой» (по методике Фесюковой Л.Б.), которая содержит следующие примерные разделы:

C:UsersгаляDesktopСКАЗКА8.jpg

— нравственный урок: выяснения главного смысла сказки (чему учит? На что нацеливает?)

— задания на воспитание добрых чувств

— речевая зарядка по тематике сказки

— задания на развитие мышления и воображения

— творческая деятельность по сказке.

Пример использования «универсальной схемы вариативной работы со сказкой» на примере сказки  «Гуси – лебеди»

Нравственный урок

Выяснение вместе с детьми главного смысла сказки. подведение к тому, что главный смысл сказки отражен в пословице: «Как аукнется, так и откликнется». Обсуждение с примерами.

Воспитание добрых чувств

Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка. Как вы думаете, почему? (ответы детей) а кому сопереживаете вы? (ответы детей)

Речевая зарядка

— почему сказка называется «Гуси- лебеди»? придумайте ей другое название.

— назовем грустные, веселые слова из сказки.

— возьмем у детей интервью о девочке из сказки.

— этимология слов «причитала», «слезами заливалась.

— как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?

— отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять»?

5.Развитие мышления и воображения

Придумаем сериал по сказке. Темы для серий-продолжений могут быть следующими: «Гуси – лебеди невидимки»; «печка, яблонька и речка стали великанами»; «дело было зимой», «как бы я спасла братца»? и т.п.

Сказка развивает руки творческая деятельность по сказке

Методом пальцевой живописи нужно изобразить стаю лебедей, уносящих мальчика. Можно оформить книжку – картинку об этом.

Обязательно, работая со сказкой, нужно знакомить старших детей с наличием в сказках зачинов, присказок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений. Можно предлагать им сочинение собственных зачинов, концовок, сказочных оборотов и выражений.

На донном этапе основной акцент делается на развитии активной речи  детей, умении находить причинно- следственные связи тех или иных поступков героев, умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать.

6.Повторение сказки

На данном этапе в последующие дни педагоги вместе с детьми вспоминают сказку и ее события. В работе используется наглядный материал, словесные дидактические игры: «Начни сказку», «продолжи сказку», «Закончи сказку», формируется умение продолжить любой текст( в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования.

Можно предложить детям дать подробную характеристику героям сказки, подбирая как можно больше прилагательных, которые характеризуют героев.

На этом этапе можно удачно использовать разнообразные формы речевых заданий.

Речевые задания на конструирование слов, словосочетаний и предложений:

— придумать несколько однородных слов (лес – лесок, лесовичок);

— придумать рифмы к словам (кузнец – удалец), возможно с переходом к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

— Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «от каждого-  по словечку»: «Колобок» — «Колобок катится» — Колобок катится по дорожке» — Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

Важным  является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приёмы в работе со сказками:

— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

— сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе- «длиннохвостая». «пушистохвостая»);

-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях, этому способствует правильное ударение (мука-мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

— Объяснить происхождение слова: в сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки…)

Эта работа тоже направлена на развитие речи детей. На этом этапе можно использовать и такой прием, как прослушивание сказки на аудиокассете. Дети слушают правильную и красивую речь артистов, как они передают голосом характер героев сказки. Это в дальнейшем помогает детям в театрализации сказки. Они  стараются подражать их голосам, играя роль того или иного героя в сказке.

7.Театрализация сказки

На последнем этапе проходит театрализация сказки. По своему желанию дети выбирают для себя роль, надевают маски, костюмы и разыгрывают сказку по ролям. Несколько импровизационных репетиций и можно показывать сказку в сюжетной игре «Театр», детям других групп и даже родителям.

Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.

Викторины по сказкам

Работая со сказками, соблюдая данные множественные этапы, достаточно глубоко «погружая» детей в содержание и увлекательные сказочные сюжеты, происходит более качественное запоминание и знание сказки, что позволяет впоследствии использовать данные знания в разных формах работы.

Например, периодически можно проводить литературные викторины по сказкам. Их можно проводить в виде соревнования, когда дети делятся на две команды и соревнуются между собой.

Элементы сказок в групповой среде

Целесообразно, погружаясь в сказку, наполнять групповую среду данной тематикой. Это могут быть и костюмы в театрализованном уголке, и куклы-персонажи для настольного театра, и разнообразные настольные дидактические игры по сказкам, которые позволяют детям лучше запомнить содержание сказки, книжки-раскладки, «живые» картинки по сказкам.

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей.

Мы объясняем им:

-почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать;

-что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка;

— после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком;

— о роли сказки в развитии ребенка.

Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

В заключении хотелось бы сказать. Что сказка должна иметь место в жизни ребенка. недаром в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». И, используя образовательный потенциал сказок, мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и решаем множество образовательных задач.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.

3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.

Творческий отчет

«Сказка – как средство в

духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель ДОУ

Петрова Елена Ивановна

Условия возникновения опыта

«Чтение сказок – тропинка, по которой,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В.А.Сухомлинский./

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако ребенку, словно поэту с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине. Однажды, в ходе режимного момента я читала детям сказку «Заюшкина избушка». После беседы по сказке мы выяснили, кто же из героев оказался смелым и сумел противостоять лисе и защитить зайчика. Один из моих воспитанников сказал, что хочет быть похожим на петуха и защищать слабых.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки — это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.

Ведущей задачей взрослого, я считаю, является направить ту самую фантазию ребёнка в нужное положительное русло, так как в отрицательное направиться ему совсем не сложно.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Но, к всеобщему сожалению, в современной обстановке нынешнего российского общества имеется такое явление как падение нравов и преобразований не в лучшую сторону ценностных ориентиров у людей. Экономические и политические перемены, происходящие в нашей стране, не всегда, однако, оказывают утвердительное и благотворное влияние на развитие и становление молодого поколения, находящегося в поисках своего «я» и смысла своей жизни. Это явление отпечатолось на второсортности современных детских литературных произведений, подавляющей популяризации далеко не нравственных мультфильмов иностранного производства, что вносит определённое искажение и искривление в формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, таких как доброта, сердобольность, сострадание, сопереживание, праведность, честность.

Именно народные сказки сберегли ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие утратили, надеюсь, что не безвозвратно.

Как мама двух сыновей и педагог, в жизни и в своей профессиональной деятельности я всё чаще наблюдаю прецеденты детской жестокости, агрессивности в адрес друг другу, в касательстве к близким людям. Работая  несколько лет в разновозрастной группе, я  часто замечаю, что не все дети умеют общаться друг с другом, по ряду причин, например, домашние, долгое время не посещавшие детский сад дети, старшие по отношению к младшим, склонность к враждебности и недоброжелательности. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не позитивные эмоции. Неохотно дети дошкольного возраста идут на выручке товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо развиты навыки благосклонности и жалости, а также сопереживания. А ведь именно с раннего дошкольного возраста мы проводим свою работу, направленную на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

Подводя итог, можно сказать, что происходит процесс озлобления и агрессивности молодого поколения.

Актуальность

Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста надлежит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Данная проблема подтолкнула меня на   изучение темы«Сказка – как средство в

духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Актуальность данной темы вижу в следующем, а именно: в современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее (в возрастном плане) получить нравственный навык и сформироваться как индивид.

Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как убеждена, что сказка созвучна с мышлением маленького человека и является прекрасным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Исходя из проблемы, я поставила перед собой цель:

Цель — изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств. 

Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:

Задачи.

1.Изучить методическую литературу по данной теме;

2.Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников;

3.Создать необходимые условия для знакомства детей разновозрастной группы с русскими народными сказками.

4.Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.

5.Подобрать  диагностические материалы,  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.

6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.

Методы и приёмы, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Методы моего исследования заключаются в:

изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;

разработка НОД с использованием сказок, используя принципы: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного. 

наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

проведение анализа и выявление результатов;

тестирование воспитанников;

анкетирование и беседа с родителями.

Предмет исследования – сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в развитии у дошкольников духовно-нравственных качеств, также накопление методического материала по данной проблеме для дальнейшей моей работы, поиске инновационных, эффективных форм и методов деятельности по духовно-нравственному воспитанию, а также для трансляции полученного опыта коллегам.

В разновозрастной группе я целенаправленно провожу работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств:

1.Знакомство детей с содержанием сказки;

2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3.Инсценирование сказки;

Методы ознакомления со сказкой

Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.

Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.

Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов. Я читаю сказки перед принятием пищи в столовой, а также перед тихим часом. Мои полутора и двухгодовалые детки очень любят сказки. Как, впрочем, и старшие воспитанники.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.

В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.

Хочу упомянуть ещё один приём – это беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.

Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:

Нравится ли вам герой сказки?

Что сделал герой сказки?

Какой поступок он совершил?

Как герой повёл себя по отношению к другим героям?

Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),

А вы слушаетесь родителей? и т.п.

В ходе применения деятельностного принципа мной активно использовалась драматизация по сказке.

В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.

Такой вид восприятия сказки я неоднократно применяла на открытых занятиях (прил. №1,2)

К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.  (приложение 3)

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказкуДля закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых скКак пример, такими дидактических играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.

Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.

Диагностика и анализ, как способы выявления проблем и их устранения.

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования

Свою работу я начала с того, что занялась подбором и изучением методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Из опыта ведущих педагогов я почерпнула много информации, которую могу применить на практике. Так называемым стимулом для изучения данной темы послужило наблюдение за поведением детей в различных ситуациях (на занятиях, либо в свободное время) и стала всё больше убеждаться в необходимости и актуальности духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 Работа с детьми

Для начала подобрала диагностический материал: Диагностика нравственного развития И.Б. Дерманова методика «Закончи историю». (приложение 4)
Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

В ходе диагностики каждому из детей средней и старшей группы предстояло закончить ситуативные истории. Все эти истории являлись повседневными ситуациями, что требовало от детей определённых наблюденческих навыков, а также элементарных знаний правила поведения. Весь процесс диагностирования проходил в непринуждённой обстановке, а также посредством наблюдения за детьми.

Диагностику проводила  с старшей и средней подгруппой -10 детей. Для выяснения степени проблемы, мною изучаемой, я провела вводную диагностику на начальном этапе работы.

0 баллов -5 чел-к (50%)

1 балл – 3 чел-ка (30%)

2 балла – 2 чел-ка (20%)

3 балла – 0 (0%)

Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина (1 и 2 балла) продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, не умея объяснить свой выбор в оценке.

Мной было выявлено, что из всех моральных качеств дети имеют понятия о доброте и дружбе.

Повторная диагностика выявила небольшой рост уровня духовно-нравственного.

0 баллов — 0 (0%)

1 балл – 5 чел-к (50%)

2 балла – 3 чел-ка (30%)

3 балла – 2 чел-ка (20%)

Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.

Работа с родителями

Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.

Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Исходя из того, что мы все проживаем в небольшом селе, мне хорошо знаком весь родительский контингент и их потенциал. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, я решила начать работу с проведения ряда родительских собраний и консультаций.

Используя интернет-ресурсы, провела консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» (приложение 5) с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.

Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». ( приложение 6- 7)

По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка. То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать.

Родительский всеобуч по данной теме также нашёл в отражение в изготовлении буклета «Правильные сказки для детей» с разнообразной информацией для родителей в виде советов, а также рекомендуемом перечне сказок, учитывая возрастные особенности детей. Содержание буклета составлено также с использованием интернет-ресурсов. (прил. 8)

Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!»,

в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.

Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Что меня очень радует. В группе организовывались такие выставки, как «Моё родное село», «Мамы разные нужны, по профессии важны» и др.

Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку».

В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне. 

Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.

Так, проводя совместный досуг с родителями по русским народным сказкам, мои воспитанники ещё раз вспомнили так хорошо знакомых героев сказок. В ходе выполнения заданий, дети давали оценку поступков сказочных героев, пытались определить кому принадлежит предмет и т.д. Продуктом такого досуга стала выставка поделок, изготовленных в ходе мероприятия.

Продолжая говорить о совместной деятельности, приведу пример проведения праздников в нашей группе. К 8 марта была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители и младшие воспитатели показали для гостей сказку «Колобок».

Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.

Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки.  Многие родители приносили книги их детства.

Таким образом, работу по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств по средствам сказки провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.

Выводы 

В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно — нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.

Углубленное изучение методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволило мне начать свою деятельность по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются  мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.

Мной была проведена работа на определение уровня сформированности духовно-нравственных качеств посредствам русских народных сказок.

Моя педагогическая деятельность в этом направлении проводилась систематически. В процессе моей деятельности  решались ранее поставленные задачи. Постоянно расширялись и координировались знания детей о так называемых «положительных и отрицательных» качествах людей. Это происходило в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев сказок, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим поступкам и чужим.

В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. 
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.

На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, методических объединениях.

Список литературы

В своей работе я использую следующую литературу:

журналы «Дошкольное воспитание»:

И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 — №5 2005 год;

Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;

О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;

Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;

О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год

М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2003г. 

Интернет-ресурсы.

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку»

(Из опыта работы)

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

В.Берестов.

ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло.

Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме формирования нравственных основ личности дошкольника через сказку.

Возраст моих воспитанников 5-7 лет. Это дети с ОВЗ, имеющие особенности, которые нужно учитывать в работе с ними.

Целью моей работы по данной теме является: формирование у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения, умения руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях нравственными принципами.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Помогать детям в освоении нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие и др.
  3. Содействовать развитию умения анализировать поступки других людей, своё поведение в развитии нравственных качеств ребёнка.

Моя работа состоит из этапов.

I. Подготовительный этап

  1. Образовательный процесс с моими воспитанниками я организую по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ, разработанной согласно требований ФГОС ДО, а также Программе Республики Крым «Крымский веночек», которая направлена на воспитание детей многонационального Крыма.
  2. Также я использую работе инновационные технологии:

— современные игровые технологии (сочетание игры и учения);

— проектные технологии;

— информационно-компьютерные технологии.

3. Постоянно актуализирую пространственно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС: подбираю и систематизирую материалы, дидактические и театрализованные игры, художественную литературу, атрибуты для драматизации, разные виды театров, направленные на формирование и воспитание нравственных норм.

4. Определяю направления работы с детьми при организации разных видов их деятельности (игровой, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

На втором диагностическом этапе

Для выявления уровня сформированности нравственных представлений в сентябре 2017г. я провела изучение воспитанников группы по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой, доктора психологических наук.

Критерии сформированности нравственных представлений.

1. Устойчивость нравственных представлений.

2. Сочетание нравственных образов и поведения.

3. Нравственная оценка.

Изучение проводилось на основе чтения сказки «Заячья избушка».

После обработки результатов, были получены следующие данные.

Устойчивость нравственных представлений:

A) Понимает ли смысл сказки.

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет.

B) Эмоциональное состояние после прочтения сказки.

  • высокий уровень – 24%;
  • средний уровень – 52%;
  • низкий уровень – 24%.

Уровень устойчивости нравственных представлений

Сочетание нравственных образов и поведения:

А) Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок героев.

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

  • высокий уровень – 20%;
  • средний уровень – 44%;
  • низкий уровень – 36%.

 Сочетание нравственных образов и поведения:

Нравственная оценка поступков героев:

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию.

Б) Выделяет ли нравственные качества героев.

  • высокий уровень – 26%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 36%.

Уровень нравственной оценки

Анализ показал:

  высокий средний низкий
Устойчивость нравственных представлений: 24% 52% 24%
Сочетание нравственных образов и поведения: 20% 44% 36%
Нравственная оценка поступков героев: 26% 38% 36%

Что по всем показателям в среднем у 32% воспитанников низкий уровень устойчивости нравственных представлений, сочетание нравственных образов и поведения, и нравственной оценки поступков.

Этот показатель ложится в основу организации моей дальнейшей работы.

III практический этап

Организовывая деятельность практического этапа, наряду с традиционными формами работы (чтение сказок и беседы по содержанию, дидактические игры по сказкам, включение сказок при организации НОД и т.д.), я использовала и инновационные технологии.

Театрализованные игры по сказкам в совместной деятельности с детьми, как основной модели воспитательно-образовательного процесса. В ходе театрализованной деятельности, драматизаций, костюмированных праздников, где ребенок играет сказочного персонажа, развивается симпатия, понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки.

Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать стал достаточно богатым, мы перешли к сочинению сказок, в том числе с использованием ИКТ. Они с удовольствием и активно придумывают свои сказки, в которых закладывают знание норм нравственного поведения и нравственных качеств.

Также в своей работе использую такую педагогическую технологию, как проектная деятельность. Например, в мини-проекте «Заюшкина избушка» мы сначала сказку читали, беседовали по содержанию, а потом, созданные в результате этого зрительные образы дети изображали в художественной деятельности (рисовании, аппликации). В заключительной части проекта сказку драматизировали. Использование метода проектов позволяет детям всесторонне осмыслить нравственные уроки сказки, проявить свои симпатии и антипатии к героям и их поступкам, понимать мотивы их поступков.

IV Этап итоговый.

На данном этапе работа по нравственному воспитанию продолжается. После проведения промежуточного тестирования в январе месяце я выявила, что отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности детей: стали более устойчивыми нравственные преставления, в своих поступках они стали чаще руководствоваться нравственными принципами, учатся давать нравственную оценку своему поведению и поведению своих товарищей.

Появились и стали утверждаться определенного набора личностные качества и нравственные ценности, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление детей к добру и неприятие зла; повысился уровень речевого этикета; появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, осознанное поведение и общение в обществе.

После проведенной работы, я приобрела уверенность, что развитие нравственности ребенка необходимо проводить через сказку, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Главными условиями для такого развития следует считать нравственность самих взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с детьми.

Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …».

  • Нравственная проблематика рассказа в п астафьева конь с розовой гривой
  • Нравственная проблематика капитанской дочки сочинение
  • Нравственная ответственность человека за свои поступки сочинение рассуждение
  • Нравственная основа сказок даля сообщение
  • Нравственная основа сказок в и даля урок 10 класс