Нравственность в рассказе жеребенок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Жеребёнок

Анализ произведения Шолохова Жеребенок

Михаил Александрович Шолохов написал замечательный сборник «Донских рассказов», где одним из самых интересных и трагичных является повествование о жизни обычного жеребенка.

События в рассказе развиваются в период гражданской войны, которая велась на землях Придонья. Главный персонаж – это обычный военный по имени Трофим. Он был сторонником Красной Армии, а так же родившийся в ту пору безымянный и беспомощный жеребенок.

Все повествование складывается на противостоянии человеческой вражды, взаимоотношениях человека, вынужденного вести кровопролитную борьбу, природы и человеческой совести.

Судьба ни в чем неповинного жеребенка, родившегося в «неурочный час», казалось бы, предрешена. Командир Трофима обязует его пристрелить маленькое создание, так как он родился «не вовремя» и «не к месту». Жеребенок в тот период являлся для всех обузой. Ранним утром мужчина отправляется в конюшню, чтобы исполнить приказ, но так и не решается это сделать. Трофим говорит, что его ружье поломано, но на самом деле он просто не вставил туда патрон. Трофим принимает для себя решение оставить в отряде бедного и беззащитного жеребенка. Свое решение эскадронному он объясняет те, что когда закончатся боевые действия и насупит мир, нужно будет чем-то пахать землю. И в этом ему поможет тот самый жеребенок.

Так и осталось беззащитное животное в военном отряде жить, несмотря на все тяготы и лишения военных солдат. Но когда начинается бой, жеребенок начинает все время путаться под ногами. В один момент он отстает от своей матери, а та остановилась и не хочет бежать дальше, пока ее ребенок не догонит их. Трофим же схватил винтовку и выстрелил в жеребенка, но промахнулся.  На самом деле он это сделал специально, так как прекрасно понимал, что маленькое животное ни в чем не виновато. Даже поздно вечером, после тяжелого боя, эскадронный признался Трофиму, что когда он глядит на маленького жеребенка, даже каменное сердце перестает быть твердым и становиться похожим на мочалку.

Следующим днем военный отряд вместе с Трофимом и маленьким жеребенком отправляется вплавь через реку Дон. Сначала жеребенок плыл рядом, но потом стал терять силы и отстал. Он начал кричать, как кричит маленький ребенок от слабости и беспомощности. Услышав его плачь, и зовущие стоны, Трофим не выдержал и поплыл ему на подмогу. Он помог жеребенку вернуться на берег. Это были последние минуты жизни человека. На берегу его встретила вражеская пуля. Он даже не успел откашляться, вернувшись со зверенышем на берег, получив точный выстрел в спину.

Смысл рассказа Шолохова заключается в том, что даже несмотря на все тяготы и лишения во время кровопролитной войны, человек не теряет присущие ему качества жалости и доброго отношения к животному. Маленькое существо, рожденное в тяжелый период убийств и постоянного напряжения, помогает человеку не потерять себя как личность, смягчая его сердце. Именно поэтому, пожертвовав своей жизнью, Трофим не смог оставить в беде жеребенка и потеряв свою, сохранил чужую жизнь.

Анализ 2

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.

Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.

Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.

Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша. Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат.

Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.

Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью. 

Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.

Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Жеребёнок

Анализ рассказа Жеребёнок

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как изменилась Татьяна в Евгении Онегине

    Несмотря на то, что произведение Пушкина названо в честь главного героя, Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной также занимает в нем центральное место.

  • Примеры любви из жизни для сочинения

    Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

  • Сочинение «Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли» — пословица

    «Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли». Так гласит одна пословица. Как по мне, она несет очень глубокий смысл и заставляет о многом задуматься. Каждый может трактовать ее для себя по-разному

  • Какие исторические события меняют судьбы людей сочинение

    Многие десятилетия наука изучает значение человека в истории и наоборот. Одним людям удается инициировать исторические события, а другим приходится просто двигаться в соответствии с происходящими событиями,

  • Образ и характеристика Снежной королевы в сказке Андерсена

    В сказке Андерсена «Снежная королева» одна из отрицательных героинь холодная и жестокая королева

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок Шолохова

Война – страшное событие, под влиянием которой люди, несомненно, меняются. Не может в такое время человек остаться прежним. Он должен не иметь страха и жалости к врагу. Ведь человек понимает, что от этого зависит жизнь его друзей, близких, родственников, да и обычных людей. Но какие бы события не происходили, человек остаётся человеком, у которого есть чувства, эмоции и сострадание.

В произведении Шолохова действие происходит во времена противостояния «красных» и «белых». Кругом бои, слышны постоянные выстрелы. Земля, изрытая окопами и истоптанная истоптанными сапогами пехоты, напоминала «заплаканное, измятое горем лицо девушки». И среди всего этого случается прекрасное. Самое важное, что происходит в жизни – рождение нового существа в данном произведении — жеребенка. И первое, что ощущает звереныш это ужас и лишь потом, он почувствовал «полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Рассказ Шолохова построен на контрастах, например, война и рождение. Главный герой Трофим, увидев существо, понимает, что он лишь будет мешать воевать и доставлять проблемы, поэтому его надо уничтожить. Такого же мнения и эскадронный.

Рано утром Трофим с винтовкой направляется в конюшню. Проходит пару минут, но выстрела так и не слышно. Неисправна винтовка утверждает Трофим, но оказывается, что в ней просто нет патрон. И Главный герой, разговаривая с эскадронным, решает пока оставить жеребенка, ведь когда кончится война, надо будет пахать. Первая попытка выполнить задуманное Трофиму, не удаётся.

Когда же начинается бой, жеребенок носится под ногами. А после, когда маленькое животное отстало, мать его не слушается Трофима, ничего ее не заставляет двинуться с места, пока малыш не нагонит ее. Тут Трофим вновь берет винтовку и стреляет, но промахивается. Главный герой понимает, что не может убить невинного зверька. Да и эскадронный потом вечером признается, что глядя на жеребенка «сердце из камня обращается в мочалку».

На следующий день отряду приходится переправляться через Дон вплавь. Когда же Трофим увидел обессиленного, плывущего жеребенка, который так кричал, как дети кричат, не выдержал он и поплыл за ним. Выплывая на берег со зверенышем, не успевая откашляться, главный герой получает пулю в спину.

В данный рассказ небольшого объема М. Шолохов вносит огромный смысл, что и при ужасных обстоятельствах, человек остается человеком. Когда кругом одни смерти и сердце каменеет, рождение маленького существа, может растопить даже такое сердце. И человек может пожертвовать своей жизнью, чтобы дать ее другому существу.

Никогда нельзя забывать, что ты в первую очередь человек.

Вариант 2

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» — одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы, которые стали доказательством жестокости войны и в отношении животных, и людей. Она не пощадила никого.  

В разгар военных действий кобыла солдата Трофима приносит жеребенка. Трофим не в силах застрелить новорожденного, надеясь на милость командующего. Даже после того, как он едва не лишился жизни в бою из-за медлительности лошади, которая не хотела передвигаться без жеребенка, мужчина не убил его.

Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».

Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом. Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.  

В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.

Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.

Характерно то, что главному герою не требовалось длительного времени на размышление о своих поступках. Он интуитивно становится на защиту животного. На фоне «воющего гула» любовь и нежность, изображенные автором, проникают и в описание военных будней: «кобыла любовно облизала», она преданна и не отходит от своего дитя. Замыкает эту цепь и Трофим, у которого так и не поднялась рука застрелить беззащитное животное.   

Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.

Таким образом, с помощью разнообразных выразительных средств, изображения природы и взаимоотношений человека и животного автор изобразил сопротивление добра и милосердия, живущих в сердцах людей, злу, которое несет война. Стремление человека жить в радости и счастье нарушается насилием, злом, которое исходит от войны, против которой и ведет борьбу герои произведения.

Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Чичиков — главный герой поэмы?

    В поэме «Мертвые души» Н. Гоголь обращает внимание читателя на развитие исторического пути нашей с вами страны. Многие в 20 веке видели, что общество стало жадным до денег как никогда, дельцы

  • Быков

    Сочинения и анализ по рассказам Быкова

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)

    Сказка Г. Х. Андерсена под названием «Дюймовочка» после первого прочтения оставляет в душе и детей, и взрослый глубокий след. Это связано с тем, что переживая вместе с героями

  • Анализ сказки Золушка Шарля Перро

    Сказка Шарля Перро Золушка известна во всем мире. Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной

Сочинение на тему Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок

09.11.2014

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок» в работе с одаренными учащимися

Кутняхова Наталия

учитель русского языка и литературы

Рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» востребован региональными (Ростовская область) образовательными программами по внеклассному чтению, «Донской литературе» и программами дополнительного образования Центров развития одаренности (ЦРО) — для учащихся первого года обучения (11-12 лет; младшая из четырех возрастных группы).

Оценить★★★

32236

Содержимое разработки

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок»

в работе с одаренными учащимися

Кутняхова Н.А., к.п.н.,

учитель литературы МБОУ СОШ № 100

г. Ростов-на-Дону

Рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» востребован региональными (Ростовская область) образовательными программами по внеклассному чтению, «Донской литературе» и программами дополнительного образования Центров развития одаренности (ЦРО) — для учащихся первого года обучения (11-12 лет; младшая из четырех возрастных группы). Для урока внеклассного чтения рассказ привлекателен эстетической ценностью, глубиной нравственной проблематики, для педагогов Центров развития одаренности важны также и широкие возможности этого художественного текста для аналитической работы подростков над адекватным восприятием произведения, потому что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одаренности Богоявленской Д.Б.). Педагогическая ситуация, при которой одаренные учащиеся воспринимают процесс учения как личностное развитие, строится на системе заданий, вопросов, проблемных установок, освоении теоретико-литературных понятий, «озарений», открытий, деятельностного, экспериментального, аналитического подхода к тексту.

Преимущества использования концепции Центров развития одаренности для углубленного изучения произведений несомненны, например, рассказу М.А. Шолохова «Жеребенок» посвящается от 2 до 5 часов учебного времени, включающего просмотр короткометражного фильма режиссера В. Фетина «Жеребенок» (1959 г.), фрагментов фильма режиссера Е.Ланской «Рожденный свободным» (США, 2005г.), и анализ сильных позиций текста (название, начало, конец), выигрышных с точки зрения их взаимосвязи, оценки образов персонажей, динамики событий, системы деталей.

Начало рассказа – описание появления на свет жеребенка: «Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка — рыжую Трофимову кобылицу — вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче.»

Первое, что почувствовал жеребенок «тут, на земле» — это ужас. Жеребенок не успел узнать, что такое влажные капли настоящего дождя, но уже «изведал» смертельный, разящий, «вонючий» град картечи, окропивший землю «среди белого дня возле навозной кучи». Первое, что он увидел «нежный комочек … шрапнельного разрыва», первое, что услышал – цокающий стук картечи по черепичной крыше конюшни. Очеловечивание чувств жеребенка, его ощущений подчеркивается образом материнства рыжей Трофимой кобылицы: «выбрался из мамашиной утробы», «под ноги матери», «мать жеребенка». Несвоевременность прекрасного события – рождения новой жизни среди крови и смерти подчеркивается использованием сочетания противоположных по значению слов: «нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва», «жизнерадостный строчащий стук» пулемета. Оксюморон усиливает впечатление, в первую очередь, человеческой трагедии (бой, перестрелка, стоны раненых) на фоне естественной природной гармонии: жужжание мух, пение петуха, звон пчел над качающимися маками. «Мокренькое тельце» жеребенка беззащитно перед жестокостью принявшего его мира, даже мать, привалившаяся «вспотевшим боком к спасительной куче» навоза не может его защитить сейчас от испытываемого ужаса.

Противопоставление мира природы и мира человека и их взаимопроникновение, неразрывность в одном времени и пространстве, намеченное в первом абзаце рассказа, становится более контрастным и неразделимым одновременно в дальнейшем повествовании: «В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Знойная тишина не абсолютна, она насыщенна не только обычными звуками мирной жизни, но и криками, стонами, ругательствами. Тем отчетливей, острее воспринимается тишина на фоне почти замолчавшего пулемета, детали мирной жизни переплетаются с реалиями военного существования. Торжественная окраска слов «высокого стиля»: «в последовавшей», «по причине», «под сенью», «знойная тишина», «шелковистый багрянец» подчеркивает одновременно и чудо рождения жеребенка, и трагичность его появления среди смерти и ужаса. И если не понятна, то вполне объяснима «горькая обида» Трофима: «Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать.»

Образ стригунка-несмышленыша приобретает в рассказе символическое значение. Человеческая душа противится жестокости: первая мысль Трофима – убить, но рука, пять лет не ласкавшая детей, не поднимается «жеребенка ликвидировать». И эскадронный командир, понимающий несвоевременность появления «жеребчика»: «в разгар гражданской войны и вдруг подобное распутство…», разрешает пощадить жеребенка, который вызывает в нем тоску по дому, воспоминания о трудовых, исконно крестьянских занятиях: «пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников». Все, что связано с жеребёнком и его матерью, окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк». Связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», «кряхтенье раненого пулеметчика».

Проблематика рассказа затрагивает вопросы нравственного самоопределения человека: самопожертвование, главенствование общечеловеческих ценностей, милосердия. Среди смерти, войны и братоубийственных сражений жеребенок пробудил в людях то истинно человеческое, что хранили в глубине своей души и Трофим, и эскадронный комиссар, и белый офицер. Но сочувствие, душевные переживания не меняют Трофима: несколько раз в горячке боя Трофим стреляет в «рыжего чертенка»: «Как-то, через месяц, под станицей Усть-Хоперской эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. «…» На полпути Трофим безнадежно отстал от своего взвода. Ни плеть, ни удила, до крови раздиравшие губы, не могли понудить кобылу идти наметом. Высоко задирая голову, хрипло ржала она и топталась на одном месте до тех пор, пока жеребенок, разлопушив хвост, не догнал ее. Трофим прыгнул с седла, пихнул в ножны шашку и с перекошенным злобой лицом рванул с плеча винтовку. «…» Трофим … схватил на мушку выточенную голову жеребенка. Рука ли дрогнула сгоряча, или виною промаха была еще какая-нибудь причина, но после выстрела жеребенок дурашливо взбрыкнул ногами, тоненько заржал и…стал поодаль. Обойму не простых патронов, а бронебойных — с красномедными носами — выпустил Трофим в рыжего чертенка и, убедившись в том, что бронебойные пули (случайно попавшие из подсумка под руку) не причинили ни вреда, ни смерти потомку рыжей кобылы, вскочил на нее и, чудовищно ругаясь, трюпком поехал туда, где бородатые краснорожие староверы теснили эскадронного с тремя красноармейцами, прижимая их к яру». В эпизоде переправы унесенного течением, попавшего в коловерть жеребенка Трофим готов застрелить: «Убью! — выдохнул Трофим и потянул за ремень винтовку…Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью…».

Жеребенок не меняет людей, не делает их жалостливее или слабее, товарищи Трофима, красноармейцы, могут, когда надо, быть разумно жестокими: «В полдень переправа началась. «…» Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения…

— Стреляй!..- заревел эскадронный, комкая плеть. Трофим увидел, как наводчик повис на шее пристяжной, сунул ей в ухо наган. Детской хлопушкой стукнул выстрел, коренник и правая пристяжная плотней прижались друг к дружке. Пулеметчики, опасаясь за комягу, придавили убитую лошадь к задку тачанки. Передние ноги ее медленно согнулись, голова повисла…». Не меняет «потомок рыжей кобылы» и его «замечательный… как у лисы хвост» и белого офицера, изможденного изнурительными боями, «в изорванной парусиновой рубахе», приостановившего стрельбу в то время, когда Трофим «волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка». По-человечески поняв желание Трофима спасти жеребенка, чей «крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки…», «до холодного ужаса был похож на крик ребенка», офицер, тем не менее, выстрелил в своего врага, убил и «равнодушно двинул затвором карабина». Жеребенок позволяет героям рассказа не забыть, что они все-таки люди, но война не дает об этом помнить постоянно.

Доминирующая художественная антитеза рассказа «человечность – бесчеловечность» (Трифон – эскадронный – офицер). Через эту призму можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся в отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его «сничтожить», а то человеческое, что еще хранят в душе люди, что «сердце из камня обращается в мочалку», не позволяет. От «рыжего чертенка» веет домашним, родным и дорогим, веет тем, что защищают и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, и даже белый офицер. Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами войны, передано идейно-нравственное содержание рассказа, «гуманизм непривычного масштаба».

Обсуждение с учащимися доминирующей художественной антитезы рассказа «человечность – бесчеловечность» отталкивается от осознания мысли о том, что шолоховский «свирепый реализм» (Э. Гринвуд) – не просто повествование о событиях, происходящих на Дону в определенный исторический момент, но и трагедия каждого человека, трагедия всего донского казачества, всего народа России, пережившего страшные годы братоубийственной гражданской войны. Это важно учитывать и педагогу при построении системы вопросов, ведущих учащихся от понимания содержания к пониманию нравственной проблематики рассказа. Вопросы, ориентированные на обсуждение композиции, сюжета и системы персонажей произведения, традиционны: Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе? Какие из эпизодов можно назвать ключевыми? Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить? Охарактеризуйте основных персонажей рассказа. Каковы их взаимоотношения? Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Почему эскадронный жалеет жеребенка? Что сближает героев рассказа? Каковы особенности создания их портретов? и др.

Вопросы, рассчитанные на понимание проблематики рассказа, связаны, в первую очередь, с анализом авторской позиции и нравственных проблем:

— Проанализируйте с точки зрения использованных языковых средств первый абзац рассказа. С какой целью автор их использует?

— Обратите внимание на авторские комментарии, сопутствующие описанию основных событий рассказа. Какова их роль?

— Какие чувства своих героев старается передать нам автор?

— Какие ключевые слова вы можете отметить в рассказе? Какова их роль?

— При помощи каких художественных приемов автор передает чувства Трофима по отношению к новорожденному жеребенку?

— Как соотносятся внутренние переживания персонажей с их внешними поступками?

— Какие художественные средства использует автор, чтобы передать внутренний мир своих героев?

— В какой исторический период происходят события, изображенные в рассказе?

— Какова главная мысль рассказа? При помощи каких художественных средств она раскрывается?

— Каков смысл названия рассказа?

— Какие художественные средства передают главную антитезу произведения человечность-бесчеловечность, мир-война, жизнь-смерть, созидание-разрушение?

— Какие вечные проблемы затрагивает произведение?

В основе рассказа почти языческая связь человека с землей и со всем живущим на земле. Вопреки жестокой логике войны появился на свет «жеребенок на тонких пушистых ножках», который своим домашним видом напоминает воюющим о мирном быте, о семье. Вопреки жестокой логике войны, на которой гибнут Трофим, «щербатый старовер», «в прах изрубленный москлявенький казачок», казаки и красноармейцы, жеребенок остается цел и невредим: «не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился…».

Хрупкость, незащищенность жеребенка, его радость миру и жизни подчеркнуты не только контрастными сценами военного быта, но и утонченными пейзажными зарисовками рассказа, расрывающими незащищенность, хрупкость всего мира: луг, на котором розовеет роса, «истоптанный сапогами, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки», «вода кучерявится завитушками», «зелёные гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы». Пейзаж одухотворен, соотнесен с человеком, с течением жизни, то оттеняя несовершенство человеческой жизни, то гармонически сливаясь с душевным миром человека: «эскадрон похож был на ватагу диких гусей, рассыпанную выстрелами охотников»; «против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью…Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря». Рассказ пронизывает мысль о тяжелом, мучительно взаимосвязанном противоречии всепоглощающей силы жизни, гармонии естественного, природного и насильственном уничтожении жизни, дисгармонии, вносимой в природу человеческими поступками, о противоречии внутреннего стремления человека к жизни в гармонии с природой и силой жестоких обстоятельств окружающего мира.

Литература:

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. //Пособие для учителя.- СПб: Фирма «Глагол», 2000 г.

Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира М.А.Шолохова//Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – № 2.

Палиевский П. Мировое значение М.Шолохова // Литература и теория. –

М., 1979.

Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к

миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Творчество М.А. Шолохова в школьном изучении: кн. Для учителя/ Под ред. Ю.А. Дворяшина. Сургут, 2003 г.

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. – М., 2003.

Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/73542-analiz-rasskaza-ma-sholohova-zherebenok-v-rab

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Жеребенок / Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века

    Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.

    Истории героев в этих рассказах показывают всю несовместимость страшной разрушительной силы войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.

    Двадцатый век чреват такими катаклизмами, которые нарушили музыку народной жизни.

    В смертельной схватке гражданской войны столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Все отчетливее намечалась тема насилия в братоубийственной войне, где брат убивал брата, сын — отца лишь за то, что их взгляды расходились по идейным убеждениям. Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.

    Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла.

    Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И.Бабеля в “Конармии” в новелле “Письмо”. В этом произведении сын пишет матери письмо, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно “каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно”. Дальше Василий Курдюков описывает матери про отца, как он убивал их сына Федора Тимофеевича, не понимая какое горе может пережить женщина, читая про то, как “папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын”. Дальше парень описывает как, теперь уже другой его брат Сенька “стали папашу плетить” и убивать.

    Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга “А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…”

    Одновременно с темой насилия писатели 20 века показывали в своих произведениях и романтические сюжеты, где они прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Мы можем это проследить по рассказам М.Шолохова “Жеребенок” в “Донских рассказах”. В этом произведении маленький жеребенок, только что появившийся на свет, будит в людях, закаменелых смертельными боями, человеческие качества “сердце из камня превращается в мочалку…”, “гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу”.

    Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

24917 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Жеребенок / Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века

Смотрите также по
произведению «Жеребенок»:

  • Полное содержание

  • Нравственное становление петра гринева сочинение
  • Нравственное воспитание дошкольников через сказки
  • Нравственно эстетическое воздействие сказок пушкина на миросозерцание детей дошкольного возраста
  • Нравственная проблематика рассказа в п астафьева конь с розовой гривой
  • Нравственная проблематика капитанской дочки сочинение