Нравственные проблемы рассказа телеграмма паустовского

Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма».

На чтение 3 мин Опубликовано 01.10.2021
Обновлено 01.10.2021

Проблематика рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в конфликте отношений детей и родителей. Если чаще всего в классической русской литературе встречается столкновение двух миров: родительского «устаревшего» мировоззрения и новых веяний потомков — то в рассказе Паустовского отношения детей и родителей открываются с новой стороны – стороны ответственности.

Не секрет, что все мы стареем, и наши родители в том числе. В какой-то момент детям приходится принимать решение и брать на себя ответственность за благополучие близких, поскольку сами они уже не могут позаботиться о себе. Именно об этой ответственности писал Паустовский в своём рассказе «Телеграмма».

Рассказ затрагивает несколько проблем:

  1. Тему ответственности;
  2. Вопрос приоритетов в добрых делах.

Главные герои рассказа далеко не злодеи, а обычные люди.

Катерина Петровна, которая до последнего дня ждала возвращения своей ненаглядной Настеньки, слыла хорошей, сердечной женщиной, которую односельчане очень уважали. Однако сводить с ней близкое знакомство они не торопились, поскольку Катерина Петровна была дочерью известного художника, в юности вращалась в высоких кругах, и общие темы для разговоров с простыми людьми у неё появлялись редко.

Настя – её дочь – жила в Ленинграде и работала секретарём в Союзе Художников. Девушка также отличалась добротой и ответственностью в работе. Она не забывала о матери и регулярно пересылала ей деньги, но приезжать не торопилась — это было хлопотно… и страшно. Ведь если бы Настя приезжала чаще, ей бы пришлось постоянно сталкиваться с тем фактом, что мама становится всё более старой и немощной, что ей нужны постоянный уход и внимание. А значит, Насте пришлось бы принимать какие-то решения в связи с этим, брать на себя ответственность. Девушке гораздо легче было взваливать на себя рабочие обязанности, ведь они — хоть и хлопотные — приносили моральное удовлетворение и похвалу окружающих. А забота о медленно угасающем родственнике – это труд, который не приносит ярких положительных эмоций, скорее наоборот.

И чем дольше Настя откладывала встречу с правдой о собственных страхах и безответственности, тем меньше времени у неё оставалось, чтобы просто застать в живых свою престарелую маму. К сожалению, Настя так и не успела встретиться с ней перед смертью, за что девушку потом терзал жгучий стыд и раскаяние.

Опять же, Настю нельзя назвать злодейкой или негативным персонажем рассказа. Девушка старалась поступать правильно, умела настаивать на своём и добиваться поставленных целей. Именно благодаря её усилиям в Ленинграде открылась выставка талантливого скульптора, который прозябал в неотапливаемой мастерской, всеми забытый. По иронии судьбы на открытии этой выставки Настя и получила телеграмму с простыми словами о том, что её мама находится при смерти. Словно высшие силы решили указать девушке, где именно действительно требовались её усилия больше всего. Скульптор мог подождать, но бороться за его интересы было проще на эмоциональном уровне. Организовывая выставку, Настя отчётливо видела то благо, которое она приносила в мир. А вот возвратившись в старенький дом своей матери ей пришлось бы сначала испытать стыд за то, что она так долго пренебрегала своим долгом. Этот подспудный стыд повлиял на расстановку приоритетов в голове девушки, что привело к непоправимому.

Казалось бы, доброе дело – есть доброе дело! Но нельзя пренебрегать своей ответственностью перед близкими, иначе любое хорошее дело можно запятнать своим бездействием там, где мы были нужны больше всего.

                                                  Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»                                                                                                

                                        « Нет  никого ближе и роднее матери»

                                                                                                   Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

                                                                                                    и  долголетен  будеше

на земле.

                                                                                                               (пятая заповедь Божья)

                                                                                                    Есть на свете удивительное существо ,перед                                                                                                                                                                            

                                                                                                   которым мы в вечном долгу

                                                                                                                                                 М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре ,чуткости, отзывчивости,      милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей ,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

 1.Учить заботиться о тех ,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята ,сегодня  у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу   Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым  вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

        Нравственность – внутренние духовные  качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые   этими качествами.(Ожегов)

— Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

  (Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).

— Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. («Лапти» И. Бунина, «Уроки французского»  В. Распутина, «Юшка» А. Платонова)

— Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

— А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского ?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

-Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и  роднее матери».

— Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает)

— Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)

— Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы)

— А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили)

— Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный  вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

— Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка)

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

   ( Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

 Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

-Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как  и стихи, музыка. Я   предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

— Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины? «Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

 —Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее — известный художник, дом «мемориальный», она «последняя обитательница» его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя. Добрая — страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

 — Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

— Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

-Попытаемся передать душевное состояние героини:

( одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом»).

Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

-Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).

-Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд): «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

-А что-то удивило в письме?

-Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

-Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»).

— А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

— Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает   тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир — единое целое.А что обозначает ее имя?

-Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

-Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

 Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

 —Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…

-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку.

-Выставка удалась? Чья это заслуга?

-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

-Очень странно ,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

-Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А  в  это  время  в  Заборье  умирала  мать.

-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

 -Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

-Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”). 

-Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

-Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

-Эта  сцена  кульминационная  в  центральной  части  рассказа. Настя  прозрела, поняла, что  неправильно  относилась  к  матери, в  ней  проснулась  совесть, понимание  того, что  она  никогда  уже  не  увидит  мать.

-Найдите по толковым  словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить ,что она изменится.

 -Действительно,мать могла бы успокоить ,простить,но ее нет   ,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины .Оказывается,что к тому ,кто был и ,кажется,всегда будет,можно не успеть ,не сказать самое главное.

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую)

— Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

                        Любили тебя без особых причин

                        За то, что ты – внук,

                        За то, что ты – сын,

                        За то, что малыш,

                        За то, что растешь,

                        За то, что на папу и маму похож.

                        И эта любовь до конца твоих дней

                        Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта,  тщеславие ,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

 —Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность,    чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» «. Что значит «пустельгой?(на слайде)

Пустельга –  1. Хищная птица из семейства соколиных.

                       2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

-Сторож Тихон   помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

              Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место ,которое должна занимать дочь Настя.

-Манюшка — дочь колхозного сапожника — прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде — надо помогать

-. Девочка окружает  одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки  в большей степени ,чем у дочери.

Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает)  «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль  девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Как видим ,автор показывает доброе отношение Манюшки к Катерине Петровне через ее поступки.

-Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

Да ,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

-А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

— Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

— Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.

— А почему она сделала это?

— Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

-Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

-Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери.

-И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

              Давайте вернемся к схемам, на которых  вы разместили слова, обозначающие        общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в   самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

— Урок помог задуматься…

            ( о том, как страшно потерять маму;

             об одиночестве, доброте и милосердии

             о человечности, об отношении к маме

             о моих родных

     о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

    почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)

—   Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

        —    ( нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

        —     нужно заботиться о маме

        —     я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

        —     старые люди нуждаются в нашей поддержке

        —     я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

        —     нельзя совершать такие ошибки, которые  исправить невозможно

        —     я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой»)

-Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

-Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

-Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла .

-Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

— Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо.

-А сейчас послушайте напутствие :  

                                                Не забывай о том, что мать вспоила нас,

                                               Отец же воспитал родное чадо,

 Поэтому страшись в беспечности своей

           В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

                  К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

      Смотри же, не нарушай священного уклада.

                                                                           (Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу

Домашнее задание:Написать письмо-«покаяние» своей маме.

           Заключительное слово учителя.

          -Очень жаль, что в сутолоке  жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас , пока не поздно.

Стихотворение «Заболела мать» читает Расламбекова  Софья.                                                                  По  ночам  звучит  надрывный  кашель,

Старенькая  женщина  слегла.

Много  лет  она  в  квартире  нашей

Одиноко  в  комнате  жила.  

Письма  были, только  очень  редко,

И  тогда, не замечая  нас,

Все  ходила  и  шептала:

«Детки, вам  ко  мне  собраться  хоть  бы  раз».  

Ваша  мать  согнулась, поседела,

Что  поделать? Старость  подошла.

Как  бы  хорошо  мы  посидели

Рядышком  у  нашего  стола.  

Вы  под  этот  стол  пешком  ходили,

В  праздник  песни  пели  до  зари,

А  теперь  разъехались, уплыли

Вот  попробуй  всех  вас  собери!

Заболела  мать! И  той  же  ночью

Телеграф  не  уставал  кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела  мать»  

Из  Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив  до  времени  дела,

Дети  собрались, да  только  жалко –

У  постели, а  не  у  стола.  

Гладили  морщинистые  руки,

Мягкую  серебряную  прядь ….

Почему  же  дали  вы  разлуке

Между  вами  так  надолго  встать?  

Мать  ждала  вас  в  бури, снегопады

В  тягостной  бессоннице  ночей.

Разве  горя  дожидаться  надо,

Чтоб  приехать  к  матери своей?  

Неужели  только  телеграммы

Привели  вас  к  скорым  поездам?

Слушайте! Пока  у  вас  есть  мама,

Приезжайте  к  ней  без  телеграмм!  

           Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня .Загляните в мамины глаза, может, ей сейчас так необходимо ваше понимание, забота, ваше тепло и участие.

            Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». И  есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность. Благодаря Паустовскому  каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.

 И в заключении послушайте песню «Мама» в исполнении группы «Белый день» .(На презентации слайды фотографий учащихся с мамами).                                                                  

Пусть телеграмма Паустовского поможет Вам избежать ошибок по отношению к близким и родным  людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.

 Помните! Никого нет ближе и роднее матери!      

Цель: (Слайд 2) см. Презентацию.

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского
    “Телеграмма”, помочь увидеть глубину
    содержания рассказа , выйти на понимание смысла
    названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и
    поисково-исследовательскую деятельность
    учащихся (оценка героев и их поступков, роль
    пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения,
    необходимые для построения текста (синквейны,
    письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная
    мыследеятельность),
  • РКМЧП ( развитие критического мышления через
    чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом,
диспут.

Наглядность: использование
презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы…


I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом
К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в
небольшом по объему произведений он мог выразить
всю глубину проблематики. Какие же проблемы
поднимает в своем рассказе Паустовский мы
постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

— Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный.
Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

— Как Вы думаете, почему рассказ начинается с
описания природы? Какую роль природа будет
играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном,
она создает настроение)

— Случайно ли в повествовании дан осенний
пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не
могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись;
позабытые звезды прощительно смотрели на землю;
одинокий клён, облетевший, озябший, которому
некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной
осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном
отношении людей друг к другу, может быть и о
“хладной старости”, когда отгорают, отцветают
радостные краски жизни и человек живет
воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание: найдите такое описание
природы в тексте, где сопоставляется
человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого
дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и
узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой –
хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший,
озябший, ему некуда было уйти от этой
бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и
клёна (прием психологического параллелизма).

— Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом
начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом
доме…”)

— Почему автор говорит, что она не жила, а
“доживала” свой век?

(старая больная, одинокая женщина)

— Чем и кем окружена Катерина Петровна в
Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

— Что такое проблема, проблематика
художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в
    художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в
    художественном тексте проблем.

— Какие же проблемы раскрывает Паустовский в
своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

— Какая из них самая главная?

Задание: Расскажите о
взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный
    родной человек, жила далеко, в Ленинграде.
    Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя
    раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает,
    тоскует)

— Каков характер взаимоотношений Катерины
Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век,
    Настя вела кипучую жизнь.

— Почему Катерина Петровна решается написать
дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

— Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет
    о приближении смерти, упоминает не о знакомых,
    как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины
Петровны, та самая земля в которую ей скоро
суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь,
принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было
сухое, светлое…”

— А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в
Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

— Почему?

(нет души)

— Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая,
    всем помогает. Но забывает о своей матери.

— Что автор говорит о внешности Насти?

  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её
    Сольвейг за русые волосы и “большие холодные
    глаза”

— Как видим, автор скупо говорит о внешности
Насти.

— Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

— У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

— Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее
участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии
    Семеновне”)

— Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не
    читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола…

— А каково авторское отношение к Насте и как оно
выражается в тексте?

  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на
    себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и
    автор, и великий сатирик, понимают, что доброта
    девушки показная, ненастоящая.

— Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

— Как Паустовский подчеркивает изменения в
поведении героини, осознавшей, что умирает её
мать?

  • “вздрогнула от холода”

— Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “…чьей-то взгляд, тяжелый и
    пронзительный, Настя все время чувствовала на
    себе…”

Перенесемся в старинный, заброшенный,
опустевший дом Катерины Петровны

— Каково состояние Катерины Петровны?

— Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего
её телеграмму от имени дочери?

— Как относились к старой больной женщине
окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.

— Почему в конце рассказа автор показал
молоденькую учительницу?

  • Верит, что не все, как Настя.

— Можно ли утверждать, что она противостоит
образу Насти?

— Как вы думаете, почему Настя – такая
внимательная к другим людям, забывала о своей
больной матери?

— Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться
от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в
сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о
самых близких нам людях? (Диспут)

Задание: перечитайте внимательно
финальную часть рассказа.

— Можно ли говорить о трагическом финале
рассказа?

— Как вы думаете, почему рассказ называется
“Телеграмма”?

— Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в
экстремальных случаях, с телеграммой связано
чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не
выполняют своего назначения: Катерина Петровна
догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не
успела попросить прощения у матери.

— Так почему же своему рассказу Паустовский
дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

— Кому же обращена телеграмма Паустовского, о
чем она?

— Сформулируйте языком телеграммы
предупреждение писателя, обращенного к
читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о
    самых близких людях, будьте человечными,
    милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

(слайд 4)

Синквейн – это стихотворение,
представляющее собой синтез информации в
лаконичной форме, что позволяет описывать суть
понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или
    предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия
    (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие
    предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих
    отношение автора к предмету (пословица,
    предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или
    предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа
(ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями
стихотворений, которые вы попробуете сейчас
сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какие же уроки нравственности из рассказа
Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

— Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше
суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть
и не оглохнуть?

— Чем поучителен этот рассказ для наших
современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского
“Телеграмма”…

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки
из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость — празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям…
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы…
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить…
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать…
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось — не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце — все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание
маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери;
стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения
(прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама,
говори…”)

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести». 

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким. 

Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина –  чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

  • Нравственные проблемы в повести бедная лиза сочинение 9 класс кратко
  • Нравственные идеалы и заветы древней руси сочинение повесть о петре и февронии муромских
  • О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях твардовский рассказ танкиста
  • Нравственные идеалы древнерусской литературы сочинение 7 класс
  • О каких приметах жизни на севере можно узнать из корякской сказки хитрая лиса