- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Нравственные проблемы в пьесе Гроза
Нравственные проблемы в пьесе Гроза Островского сочинение
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти, а некоторые вовсе не приняли пьесу. Но несмотря на все разногласия критиков, произведение А.Н. Островского отражает огромный спектр проблем того времени. Одни из главных – это проблемы нравственности.
В пьесе поднимается проблема внутренней и внешней свободы человека. Главная героиня Катерина не по своей воле становится в городке Калинове «белой вороной» в глазах общества. В начале произведения девушка пытается доказать, что она сильная личность, которая может дать отпор, а не слабая и бесхарактерная девушка. Героине хотелось стать свободной, как птица, чтобы не находиться в этом городе, отравленном ложью и лицемерием. Она мечтала сбежать из своей клетки. Возможность на свободу Катерина увидела в лице Бориса. Молодой человек оказался таким же как и жители городка. Ложь, лицемерие, выгода в делах – для важнее всего. Главной героине не удалось сбежать из своей клетки. Она погибла, бросившись со скалы в реку.
Так же в произведении четко прослеживается проблема конфликта поколений. Старшие навязывают патриархальный уклад жизни молодому поколению. Последние, со своей стороны, готовы жить по новым порядкам, где на одном уровне стоит равенство и свобода. Для старшего поколения, в лице Марфы Игнатьевны, для которой власть и деньги на первом месте, не понятна как это дети хотят «на волю». Она не хочет, чтобы это случилось, ведь тогда все перестанут её бояться и патриархат рухнет.
Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.
Нравственные проблемы поднимаемые автором в пьесе «Гроза» всегда будут актуальны. А.Н. Островский в своём произведении хотел показать, что творят с обществом деньги, власть, ложи и лицемерие. Каждый человек должен понимать, как это жить в таком «темном царстве» и надо искать выход, но порой, его просто нет.
2 вариант
В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.
Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.
Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.
Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.
Сочинение 3
Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу вовсе, третьи посчитали, что автор написал его в пику власти.
Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.
Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.
Центральной проблемой произведения Островского становится отсутствие свободы, как таковой, и право выбора. Как одно из событий, которое указывает на это, прозвище главной героини. Катерину нарекли «белой вороной» за неспособность и нежелание примириться с рамками, в которые ее загнали.
Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.
Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.
Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.
Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.
Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.
Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.
По замыслу Островского, пьеса «Гроза» должна была обнажить разложившееся лживое общество людей, которые не хотят ничего менять. В условиях произвола свободной и желающей развиваться личности остается только выживать.
Сочинение Нравственные проблемы в пьесе Гроза Островского с цитатами
Многие писатели-классики размышляли над проблемами нравственности в своих произведениях. Замысел написать пьесу, обличающую пороки общества, у А.Н. Островского возник во время экспедиции на Волге в 1859 году. Целью поездки являлось изучение обычаев и нравов коренных жителей, что легло в основу сюжета. Город, описанный в произведении, стал собирательным образом провинциального города, в котором власть нечестным образом наживается на бедных людях, а жизнь протекает по устаревшим традициям. Именно быт Калинова показывает нравственные проблемы в «Грозе».
Во-первых, в драме обозначено два конфликта: внешний и внутренний. Внешний вызван противостоянием между двумя поколениями, хотя ещё отдельно выделяют и конфликт между часовщиком Кулигиным и Диким. Здесь автор раскрывает понятие «самодурства». Примерами героев-самодуров являются Дикой и Кабанова. Они пользуются тем, что могут держать людей в страхе безнаказанно. Дикой отрицает любой технический прогресс в городе. Тема невежества особо раскрывается во время диалога героя с Кулигиным, происходящем в 4-м действии. Кулигин говорил о необходимости установки солнечных часов и громоотводов, в чём видел благо для всех жителей: «А то я для общей пользы, ваше степенство». Однако Дикой в ответ назвал героя «разбойником», не прислушавшись к совету. Он убеждён в том, что гроза «в наказание посылается». Среди второстепенных персонажей невежество подмечается в словах Феклуши. Ввиду своей необразованности паровоз она называет «огненным змием». Так, проблема необразованности касается всех жителей Калинова: люди не образовываются и не занимаются духовным развитием.
Во-вторых, недопонимания старшего и младшего поколений особо выделяется во взаимоотношениях Катерины и Кабанихи. Катерина страдает от постоянного контроля свекрови и жаждет свободы: «Отчего люди не летают так, как птицы». Во время отъезда Тихона Кабанова упрекала героиню за то, что та не тосковала по мужу: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет…». Отсюда вытекает внутренний конфликт в душе Катерины. Представительница молодого поколения решает покинуть мир, потому что ей так и не удалось примириться с устоями калининского общества. Однако именно её поступок стал призывом к действию жителей города. Тихон впервые смог противостоять деспотичной матери: «Вы её погубили», а его сестра Варвара уезжает из Калинова. Островский показывает, что контроль старшего поколения над младшим основывается на страхе. Для первого понятие «воли» ассоциируется с гибелью привычных устоев. Драматург раскрывает последствия отсутствия права выбора.
Таким образом, А.Н. Островский поднимает ряд нравственных проблем в своём произведении. Общественное равнодушие и неготовность к изменениям не даёт личности человека развиваться. Зажиточные люди, в чьих руках сосредоточена власть, не думают о благополучии города и его жителей.
Также читают:
Картинка к сочинению Нравственные проблемы в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
- Про войну
- Сочинение День защитника отечества 23 февраля
Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников.
- Анализ сказки Курочка Ряба
По жанровой направленности произведение представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
- Характеристика и образ Барона в пьесе Горького На дне
Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон
- План рассказа Певцы Тургенева
Небольшое село Колотовка не представляет собой ничего красивого, однако местные жители часто бывают там. У оврага есть небольшая избушка, в которой открыт кабак, названный «Притынным»
- Сочинения
- По литературе
- Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
/
/
Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение
Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.
Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка. С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем». При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.
Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина. Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием. Поэтому и решается покинуть этот мир.
В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное. Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.
В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.
- Сочинение Шахты — мой город
Горжусь ли я своим городом? У этого города все славные страницы – в прошлом. Отсюда уезжает молодежь, здесь нет работы, нет развлечений, нет перспектив. Он ничем не отличается от других старых российских городов. Безликий вымирающий городишко
- Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение
Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название
- Сочинение Чебоксары город будущего 4, 6 класс
Город Чебоксары, является очень красивым и интересным городом, как со стороны внутренней и внешней. О Чебоксарах первый раз стали говорить в 13 веке, а если быть точнее, то именно в 13 веке появились некоторые нити истории о данном городе.
- Анализ романа Мастер и Маргарита сочинение
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несет глубокий философский смысл. Посвящен он многим «вечным вопросам», которыми люди задаются испокон веков. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь неприкословные истины.
- Сочинение по картине Саврасова Радуга
Пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова — это неповторимые мгновения, с одной стороны, известные каждому из нас. С другой — раскрывающие новые детали, которые дают новые впечатления зрителю, благодаря важным акцентам,
- Сочинение на тему Вид из окна зимой 6 класс
В этом году зима наступила рано и уже, который день, крупными хлопьями идет снег. Я пришел из школы, а родители еще не вернулись с работы. Чтобы согреться, я решил поставить на газовую плиту чайник.
Нравственные проблемы
в пьесе Островского «Гроза»
Островского в свое
время назвали «Колумбом Замоскворечья»,
подчеркивая художественное открытие
мира купечества в пьесах драматурга,
однако сегодня такие произведения, как
«Бесприданница», «Свои люди – сочтемся»,
«Таланты и поклонники», «Лес» и другие
пьесы, интересны не только
конкретно-исторической проблематикой,
но и нравственной, общечеловеческой.
Более подробно мне хотелось бы рассказать
о пьесе «Гроза».
Символично,
что в 1859 году, накануне общественного
подъема, который приведет в 61 году к
отмене крепостного права, появилась
пьеса с названием «Гроза». Подобно тому
как символично название пьесы, многогранна
и ее нравственная проблематика, в центре
которой – проблемы внешней и внутренней
свободы, любви и счастья, проблема
нравственного выбора и ответственности
него.
Проблема
внешней и внутренней свободы становится
в пьесе одной из центральных. «Жестокие
нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»,
— уже в начале пьесы говорит Кулигин.
Лишь
одному человеку дано выделяться на фоне
унижающих и унижаемых – Катерине. Уже
первое появление Катерины открывает в
ней не робкую невестку строгой свекрови,
а человека, имеющего достоинство и
ощущающего себя личностью: «Напраслину-то
терпеть кому ж приятно», — говорит
Катерины в ответ на несправедливые
слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная,
светлая, мечтательная натура, она, как
никто в пьесе, умеет чувствовать
прекрасное. Даже ее религиозность –
это также проявление духовности.
Церковная служба наполнена для нее
особой прелестью: в лучах солнечного
света она видела ангелов, ощущала
сопричастность к чему-то высшему,
неземному. Мотив света становится одним
из центральных в характеристике Катерины.
«А от лица-то как будто светится», —
достаточно было Борису произнести это,
как Кудряш тут же понял, что речь – о
Катерине. Ее речь напевна, образна,
напоминает русские народные песни:
«Ветры буйные, перенесите вы ему мою
печаль-тоску». Отличает Катерину
внутренняя свобода, страстность натуры,
не случайно в пьесе появляется мотив
птицы, полета. Неволя кабановского дома
гнетет ее, душит. «У вас все как будто
из-под неволи. Завяла я у вас совсем», —
говорит Катерина, объясняя Варваре,
отчего она не чувствует счастья в доме
Кабановых.
С
образом Катерины связана и еще одна
нравственная проблема пьесы – право
человека на любовь и счастье.
Порыв Катерины к Борису – это порыв к
радости, без которой не может жить
человек, порыв к счастью, которого она
была лишена в доме Кабанихи. Как ни
пыталась Катерина бороться со своей
любовью, эта борьба изначально была
обречена. В любви Катерины, как в грозе,
было что-то стихийное, сильное, свободное,
но и трагически обреченное, не случайно
свой рассказ о любви она начинает
словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом
разговоре с Варварой появляется образ
пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь!
Такой на меня страх, такой-то страх!
Точно я стою над пропастью, и меня кто-то
туда толкает, а удержаться мне не за
что».
Наиболее
драматичное звучание приобретает
название пьесы, когда мы чувствуем, как
назревает «гроза» в душе Катерины.
Центральной нравственной проблемной
пьесы можно назвать проблему
нравственного выбора. Столкновение
долга и чувства, подобно грозе, разрушило
ту гармонию в душе Катерины, с которой
она жила; уж не снятся ей, как прежде,
«храмы золотые или сады необыкновенные»,
уже невозможно облегчить душу молитвой:
«Думать стану – мыслей никак не соберу,
молиться – не отмолюсь никак». Без
согласия с собой Катерина не может жить,
она никогда не смогла бы, подобно Варваре,
довольствоваться воровской, потаённой
любовью. Сознание своей греховности
тяготит Катерину, мучит больше, чем все
попреки Кабанихи. Героиня Островского
не может жить в мире разлада – этим
объясняется ее гибель. Она сама сделала
выбор – и сама за него платит, не обвиняя
никого: «Никто не виноват – сама на то
пошла».
Можно
сделать вывод, что именно нравственная
проблематика пьесы Островского «Гроза»
делает и сегодня это произведение
интересным для современного читателя.
Соседние файлы в папке 5
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Нравственные итоги в пьесе Гроза
Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского
Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова. В нём живут люди, которые подчиняются законам «домостроя».
Как следует из определения, «домострой»- это свод правил духовной, мирской и семейной жизни. Согласно этим правилам, семейные отношения должны строится на любви и взаимопомощи. Однако не все это признают. Вот и некоторые герои пьесы превратно истолковывают свод правил. В городке царит тирания и беззаконие.
Главными управленцами, желающими подчинить себе всех и всё, обладающие богатством, а потому, занимающие высокое положение, были Савёл Прокофьевич Дикой и Марфа Егнатьевна Кабанова. Оба этих героя держат в страхе не только окружающих, но и свои семьи. Жена Дикова просит людей, чтобы они не рассердили Савёла. По всему видно, что она его боится.
Ещё один не благовидный поступок совершил Дикой. Он ограбил своего племянника. Обманом завладел его наследством.
Марфа Игнатьевна тоже старается держать свою семью в подчинении. Борется, как умеет с детьми. Чтобы они не стремились к воле. «А иначе они перестанут меня бояться»- говорит Кабаниха. Таким своего рода прозвищем называли Марфу Игнатьевну Кабанову.
Для Кабанихи и Дикова было важно создать видимость добропорядочности. Неважно что твориться внутри семьи, но на людях всё должно выглядеть прекрасно. Им важно сохранять старинные традиции и устои. Но время идёт. Молодёжь старается вылезти из гнетущего мира тирании.
Они сопротивляются, как могут. Поэтому Варвара тайно встречается с Кудряшом, Тихон увлечён спиртным, Катерина решается на измену мужу.
У Катерины и Кабановой есть общее восприятие мира. Обе считают, что нужно почитать старших. Однако в отличие от Марфы Игнатьевны, Катерина делает это искренне. Она выросла в любящей семье, где все заботятся друг о друге. Поэтому, попав в дом к Кабановым, где всё построено на лжи и бездушии, она не может жить. Ей хочется на волю. Катерина представляет себя птицей. «Расправить бы крылья и полететь»- мечтает она.
Так как Катерина не переносит обман и притворство, она не может простить себе измену мужу. Это приводит героиню к публичному признанию в грехе. А впоследствии к самоубийству.
Таким образом, подводя нравственные итоги произведения «Гроза», можно сказать, что зыбкий мир, построенный на притворстве, на неприемлемых правилах жизни, рано или поздно рухнет. И лучик света вырвется из тёмного царства.
Нравственные итоги в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине (фотографии) Кабинет Пушкина в Михайловском, 6 класс (описание)
Когда смотриш на изображение кабинета Пушкина, кажется что ты находишься там. Мы заходим в кабинет А.С. Пушкина
- Сочинение на тему Цветущий луг 3 класс
Когда начинается лето, очень хочется уехать из города. Как весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести венок из васильков и ромашек…
- Образ и характеристика Бояна в Слове о полку Игореве сочинение
Боян — русский певец, который сам сочиняет свои песни. Ученые догадываются, что Боян проживал во 2 половине одиннадцатого столетия. Это можно понять по его песням, которые крепко соединены с историей одиннадцатого века..
- Образ Петербурга в русской литературе
Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.
- Сочинение на тему Слово о полку Игореве рассуждение
Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.