Нравственные проблемы в повести станционный смотритель сочинение

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? … Покою ни днем, ни ночью … В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые …». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:

«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

Александр Сергеевич Пушкин поднимает множество нравственных проблем в повести «Станционный смотритель».

Оглавление:

  • Краткая история создания
  • Проблема «маленького человека»
  • Ответственность за свои поступки
  • Очищающие муки совести

Станционный Смотритель

Основной мыслью произведения являются размышления о судьбе «маленького человека» — героя, имеющего невысокое социальное положение, не отличающегося выдающимися способностями, но в то же время безобидного и не желающего никому зла.

Краткая история создания

Работа над повестью была начата в 1830 году, в имении Болдино, куда Пушкин приехал для решения своих финансовых вопросов. Однако в это время в окрестностях имения разразилась эпидемия холеры, вынудившая поэта надолго здесь остановиться, что и привело к появлению множества замечательных произведений (включая «Станционного смотрителя»). Известны этапы работы над этим сочинением:

  • Задумка рассказа появилась в 1829 году (по некоторым предположениям, одновременно с мыслями о создании романа «Дубровский»).
  • 3 произведения, входящие в цикл «Повести Белкина», были закончены в сентябре 1830 года: «Гробовщик» — 9-го, «Станционный смотритель» — 14-го и «Барышня-крестьянка» — 20-го числа. Оставшиеся две повести дописаны в октябре — «Выстрел» и «Метель» окончены 14-го и 20-го числа соответственно.
  • В 1831 году Александр Сергеевич издал повести от имени «покойного Ивана Петровича Белкина»; в 1834 году произведения повторно изданы им под своей фамилией.

Пушкин Пишет

Параллельно с написанием повестей Александр Сергеевич работал над «Евгением Онегиным», «Маленькими трагедиями» и многими лирическими стихотворениями. «Повести Белкина» содержат шуточное вступление («издательское пояснение») от имени вымышленного Ивана Белкина. Три повести («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка») написаны в жанре сентиментализма и частично реализма; «Выстрел» — в жанре «романтизма», а «Гробовщик» содержит элементы, свойственные готической литературе.

Стоит отметить, что должность станционного смотрителя во времена Пушкина вызывала у большинства людей иронию или даже презрение.

Главный герой — Самсон Вырин — является одним из первых в русской литературе образов «униженного и оскорблённого» героя, не имеющего поддержки ни среди власть имущих, ни среди простых людей.

Произведение насыщено различной символикой — от картины «Возвращение блудного сына» (единственное, о чём мечтал Вырин — чтобы к нему вернулась его дочь) до описания интерьера обители старика (цветы с бальзамином, символизирующие бережное отношение к дому; после отъезда дочери их уже не было, что указывает на появившееся у Вырина безразличие ко всему).



Проблема «маленького человека»

Справедливость

Ключевой мыслью произведения является то, что люди, вне зависимости от положения в общества и размера состояния, являются чувствующими и переживающими существами. Проблематика «Станционного смотрителя» также включает в себя несправедливость, так как многие окружающие пользуются тем, что человек в силу должности не может им ответить. Пушкин показывает тяжёлое положение Самсона Вырина при помощи следующих деталей и указаний:

  • Подробное описание особенностей профессии Самсона Вырина: «Что такое смотритель на станции? Сущий мученик 14-го класса. Покоя — ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную в утомительной дороге, путешественник выплёскивает именно на него».
  • Изображение картин с библейским сюжетом, которые подчёркивают ценность дочери для старика (другого смысла жизни у него не было).
  • Стремительные изменения во внешности и характере Вырина за непродолжительный срок (потеряв Дуню, «Самсон постарел — седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина — как три года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика?»).

После неудачного разговора с гусаром, который увёз его дочь, Самсон обнаружил у себя в рукаве «свёрток бумаг», состоящий из нескольких пяти и десятирублёвых ассигнаций. Старик гневно выкинул подсунутые деньги на снег, однако, немного подумав, вернулся было за ними, но их уже кто-то подобрал. Этот эпизод указывает на то, что и у «маленьких людей» есть гордость и чувство достоинства, которые могут быть уничтожены жизненными потрясениями и обстоятельствами.

Станционный Смотритель Пушкин

Впрочем, сам Пушкин (от лица рассказчика, повествующего историю) имеет двойственное отношение к Вырину. Проблема равнодушия в «Станционном смотрителе» также присутствует и у главного героя. Ведь его переживания за любимую дочь основывались в первую очередь на страхе остаться одному, а не на желании лучшей доли для своей Дуни.

Старик старался уберечь её от потенциальных бед и страданий, однако нельзя прятаться от жизни в маленькой и затхлой каморке — неслучайно Вырина больше всего поразило выражение счастья на лице дочери, когда он тайно пробрался в гусарский дом, чтобы вернуть дочь к себе домой.

Ответственность за свои поступки

Выздоровление гусара

Помимо других важных проблем, в этой повести поднимается важный вопрос касаемо ответственности за свои действия. Нужно напомнить, что именно Самсон отправил свою дочь проводить уезжающего гусара после его выздоровления: «Чего же ты боишься? Ведь его высокоблагородие не волк и не съест тебя. Прокатись-ка до церкви» (хотя и вины его в исчезновении дочери, разумеется, тоже нет). Поступки других персонажей также освещают важную тему необходимости отвечать за принятые решения:

  • Минский (гусар). С одной стороны, именно он — инициатор всех произошедших событий и он ответственен за смерть несчастного старика. С другой стороны, он дал слово заботиться о Дуне и быть с нею («Не думай, чтоб я мог покинуть Дуню — она будет счастлива, даю тебе честное слово»). И Минский сдержал слово — Авдотья Самсоновна стала зажиточной барыней, матерью троих детей и женой, которая нежно любима своим мужем.
  • Дуня. Пример безответственности, вследствие чего можно сказать, что она способствовала смерти своего старика в той же мере, что и Минский. Пушкин также подчёркивает тот факт, что до приезда гусара Дуня не была несчастлива — она отличалась жизнерадостностью и оптимизмом. Это говорит о том, что причиной поступка была импульсивность, которая в конечном счёте обернулась удачей для неё и несчастием для старика.
  • Рассказчик. Он способствует не только продвижению сюжета, но и раскрытию характера Дуни. В частности, его описание девушки указывает на то, что она больше подходила для жизни в высшем свете, нежели для прозябания в отдалённой глухой деревушке («Я увидел девочку лет четырнадцати. Её красота поразила меня… Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня. Она потупила большие глаза и отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет»).

Вырин не может поверить в то, что гусар не бросит его дочь через какой-то срок, так как старик уже «повидал жизнь» и не верит в успешные браки между людьми разных сословий. Пушкин не наделил Самсона никакими пороками или отталкивающими качествами, однако у него есть эгоистичное цепляние за свой привычный жизненный уклад, к которому он пытался приучить дочь.

И в этом заключается безответственность Вырина перед Дуней — он не представляет для девушки никакой другой участи, за исключением той, что он сам запланировал для неё.

Проблема одинокой старости в «Станционном смотрителе» возникла в результате отсутствия взаимной ответственности между дочерью и отцом.

Очищающие муки совести

Гибель

Удивительной особенностью этой повести заключается то, что в ней нет отрицательных персонажей. Мелкий чиновник 14-го ранка Вырин не является (как у Гоголя в «Шинели») комичным или отталкивающим. Потеряв дочь, Самсон не выдержал страданий и умер буквально через 3 года после этого.

Минский, несмотря на свой поступок, также испытывал муки совести перед отцом своей невесты — об этом указывает и Пушкин при их первой встречи («Виноват перед тобой и рад просить прощения»). Вполне возможно, что и серьёзность его намерений в отношении Дуни значительно окрепла после встречи с несчастным Выриным.

Однако лучше всего мотив раскаяния и очищения души наблюдается у Дуни. Девушка не только бросила отца, не сообщив ему ничего о своих намерениях, но и в последующие годы она ни разу не приехала и не написала ему. Пока отец страдал от тоски, спивался и умирал, Дуня устраивала свою судьбу, примеряла модные платья и вкушала изысканные яства.

Очевидно, что подобное безразличие и равнодушие к своему родителю тяжким грузом ляжет на совесть Авдотьи Самсовной в будущем.

Чуство совести

Тем не менее Пушкин даёт понять, что и душа Дуни ещё не омертвела. Надежду на духовное возрождение героини дают её муки совести при посещении кладбища и могилы отца. Автор описывает это так: «Как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям сидеть смирно, пока она идёт на кладбище. Когда Авдотья Самсоновна пришла к месту захоронения, она легла возле него и лежала долго. Потом барыня пошла в село, призвала попа, дала ему денег и уехала». В слезах дочери проявилось осознание того, что в погоне за собственным счастьем она поступила слишком жестоко с отцом.

В этой повести проявились лучшие качества пушкинской прозы — его тонкий психологизм в раскрытии образов персонажей, а также постановка множества сложнейших общечеловеческих вопросов. Автор показывает, что счастье и любовь одних людей нередко могут оборачиваться болью и страданием других; один из главных уроков, который можно извлечь по прочтению произведения — нужно дорожить своими родственниками и думать об их чувствах всякий раз, когда намереваешься что-то сделать.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Чему учит повесть Станционный смотритель?

«Станционный смотритель» — это поучительная повесть Александра Пушкина, из которой можно сделать несколько выводов.

Во-первых, «Станционный смотритель» поднимает тему взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми. Между ними должно быть понимание. Родители должны уметь отпускать своих детей во взрослую жизнь. Детям следует ценить родителей и проводить с ними больше времени. Дуня, дочь смотрителя, после того, как вышла замуж за гусара, с отцом почти не общалась. Последний раз, когда она приехала к нему в гости, она узнала, что он умер. Девушка очень раскаялась в своих поступках. Итак, повесть «Станционный смотритель» учит отношениям между родителями и детьми.

Во-вторых, данное произведение учит тому, что родители должны верить в детей и их будущее. Самсону Вырину казалось, что гусар — плохая пара для дочери. Это сыграло большую роль в их отношениях. Родители должны принимать и уважать выбор своих детей и не вмешиваться в это.

2 вариант

Произведение Пушкина является поучительным, а также очень интересным рассказом. Кроме этого из него можно сделать несколько полезных и нужных выводов.

Именно в произведении «Станционный смотритель» затрагивается тема отношений между родителей и детей. Наверное, каждый скажет, что между ними постоянно должно быть понимание и поддержка. Родители со своей стороны должны научиться отпускать своих взрослых детей из родового гнезда и помогать войти во взрослую жизнь. А вот детям со своей стороны нужно находиться всегда рядом со своими родителями, ведь их никто не сможет заменить и в нужный момент поддержать и помочь им.

Главной героиней стала девушка Дуня, которая вскоре встретила свою любовь и тут же решила отправиться вслед за своим любимым, а вот про отца совсем забыла. Но спустя некоторое время она все-таки решила навестить своего отца, вот только увидеться не удалось, а все, потому что он умер. И только после этого она начала ценить, уважать и жалеть о том, что не смогла раньше этого понять и уделить ему время.

С одной стороны родители должны верить и помогать когда нужно своим детям. Самому смотрителю не нравился выбор дочери, и он старался сделать так, чтобы они поскорее разошлись, но сделать ничего не удалось. Именно поэтому отношения между ними разрушились. Родители должны принимать выбор своих детей и понимать их.

Сочинение 3

Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто само собой разумеющееся, не замечают, что родители для них делают. Только когда матери и отцы умирают, а детям их недостает – то, как правило, находятся и возможности, и средства и желание увидеться. Да вот только время невозможно повернуть вспять, а людей нельзя воскресить.

Самсон Вырин всей душой тянется к Дуне. Но когда она встречает мужчину и влюбляется в него, она уезжает из дома, оставляет его одного. С одной стороны, отец желает дочери счастья, но его очень тяготит тот факт, что он не знает, как она поживает – девушка даже не удосуживается написать ему письма. Тем не менее, герой не оставляет попыток встретиться с ней. Но когда он находит дочь, его просто выставляют за порог. Увидеться с Дуней у Вырина так и не получилось. Она приехала к нему на могилу и искренне сокрушалась, что больше никогда не увидит отца.

Нет, девушку нельзя назвать отрицательной героиней. Однако само творение вполне можно считать поучительным. Часто люди даже до конца не понимают, насколько они обязаны своим родителям (ведь те для них столько делают). Что же касается детей, они зачастую эгоистичны – мало кто понимает, что на самом деле значит каждая родительская слезинка и каждое старание.

Можно сказать, что на примере Самсона и Дуни автор дает возможность задуматься о важности родителей в жизни человека, о неблагодарности детей и многих других вещах, которые, несомненно, являются очень важными, если не основополагающими.

Я думаю, что после прочтения повести каждому будет не лишним подойти и лишний раз обнять своих родителей, улыбнуться им, сказать доброе слово. Ведь они – это наивысшая ценность, что дарована Богом. Жаль, что Дуня слишком поздно это поняла. Вполне возможно, она и не держала на отца зла, однако не уделяла ему должного внимания. А ему это внимание было очень важно, он тянулся к ней без взаимности.

В этом и заключается величайший трагизм повести. Что люди имеют, то не ценят. А платят только  это потерявши. И так было и будет испокон веков. Практически всегда, когда дети взрослеют, папы с мамами отходят на второй план. Это больно и обидно, но неминуемо  — и начинается этот этап с началом личной жизни ребенка. Тем не менее, даже находясь в браке и за тридевять земель, не нужно забывать о тех, кто дал жизнь и взрастил, кто вложил душу и правильное понимание жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит повесть Станционный смотритель?

Чему учит повесть Станционный смотритель?

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Бунина Подснежник

    Саша учится в гимназии и живет в мещанском доме в чужой семье. Тетя Варя заменила ему мать. Женщина часто сравнивала мальчика с подснежником за открытость миру, доверчивый взгляд, чистоту души

  • Сочинение Осень в парке

    Если выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь

  • Сочинение по роману Евгений Онегин Пушкина

    Роман «Евгений Онегин» написан Александром Сергеевичем Пушкиным и пользуется сумасшедшей популярностью среди читателей и почитателей даже сегодня. Данное произведение определило новое направление

  • Образ и характеристика Настасьи Филипповна Идиот Достоевского сочинение

    Настасья Филипповна, является главной героиней романа, автор ее изображает, красивой девушкой с израненной душой. Ее красота очаровывала и притягивала многих мужчин. Увидев, ее фотопортрет Мышкин, влюбляется в нее, но вмести, с симпатией он испытает

  • План сказки Царевна и семь богатырей Пушкина

    Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

  • Нравственные уроки древнерусской литературы сочинение 7 класс кратко
  • Нравственные проблемы в повести бедная лиза план сочинения
  • Нравственные уроки в рассказе уроки французского сочинение
  • Нравственные проблемы в драме гроза сочинение 10 класс
  • Нравственные сказки на ночь