Нравственные уроки лидии михайловны сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Нравственные уроки Лидии Михайловны

Нравственные уроки Лидии Михайловны эссе

Как может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. Важнее всего оказались уроки нравственности. Учительница многое дала мальчику – например, научила человечности, великодушию и умению ценить не только свои нужды, но и нужды других людей.

Ребенок приобщается к азам сопереживания. Лидия Михайловна показывает ему, что судьбы других людей также важны. Человек не должен быть равнодушным к чужим проблемам, к чужому горю – наоборот,  должен помогать тому, кто нуждается в помощи. Кстати, урок сопереживания не прошел даром – впоследствии, вспоминая об учительнице, герой сопереживает Лидии Михайловне, так же, как ему сопереживала она.

Еще учительница сформировала в мальчике милосердие. Она показала, что нужно помогать людям не только словами, но и делами. Лидия Михайловна отсылает герою продукты питания, помогает справиться с голодом. Конечно же, он благодарен, но гордость не позволяет ему принимать еду и деньги. Однако учительница не сдается – она начинает играть с ним в игры на деньги. Таким образом мальчик получает деньги на молоко По ходу действия становится ясно, что очевидно, она поддавалась – и это лишь способ, чтобы ребенок наконец взял деньги, от которых отказывался.

Можно сказать, что Лидия Михайловна – человек открытый, душевный и жертвенный. Она не говорить директору об азартных играх, хоть это ее обязанность. Мало того, сама прибегает к запрещенному методу, чтобы помочь ученику. Когда все обстоятельства раскрываются, она берет вину на себя и спасает героя. А сама лишается работы. Вполне возможно, что у самой учительницы деньги также не лишние. Она не богата. Но учит героя, что нужно помогать людям вне зависимости от того, обеспечен ты или сам едва сводишь концы с концами.

Еще один урок – урок человечности. Лидия Михайловна показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Мало того, она показывает мальчику, что учитель – это не просто тот, кто задает на дом уроки и объясняет темы, это такая же личность, способная любить, чувствовать, сопереживать, как и ученик.  Ведь главное – не деньги, не социальный статус и даже не возраст, а человеческие качества и душа. К тому же, мальчик понимает, что учителя – это  не бесчувственные люди, которые требуют только лишь успехов в учебе, а и те, кто призван помогать детям. Причем, помогать во всех смыслах.

Ребенок впитывает все эти понятия и становится настоящим Человеком, за что, конечно же, огромное спасибо Лидии Михайловне.

2 вариант

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» герой вспоминает свою молодую учительницу французского языка. Лидия Михайловна преподавала свой предмет безупречно. Но не уроки иностранного языка запомнились мальчику больше всего: он навсегда усвоил нравственные уроки педагога, уроки человечности и доброты. В трудное для героя время учительница поддержала его, показала своим примером, что значит сопереживать человеку, протягивать ему руку помощи.

В послевоенное время многие недоедали, едва сводили концы с концами. Нелегко пришлось и семье главного героя. С трудом матери удавалось урвать для него лишнюю копейку, чтобы он учился, смог как-то пробиться в жизни. Мальчик стойко выносил все трудности, не жаловался, прилежно учился. Но учиться, чувствуя постоянный голод, было нелегко. Герой научился играть в азартные игры, но играл он не ради денег, как другие. Он зарабатывал рубль, чтобы покупать себе хотя бы молоко.

Лидия Михайловна не могла не заметить старательного ученика. Она видела, как ему тяжело. Желая подкормить его, она пригласила мальчика на дополнительные занятия. Из этого ничего не вышло: гордость не позволяла герою принимать от учителя еду или деньги. Тогда Лидия Михайловна совершила поступок, который в её окружении все назвали бы безнравственным. Она не только не рассказала директору о запрещённых играх, в которых участвуют ученики, но и сама предложила своему ученику сыграть. Лидия Михайловна поддавалась и проигрывала мальчику, чтобы тот получил хотя бы таким образом деньги, от которых отказывался. Она сумела убедить его, что ей это действительно интересно. Это продолжалось до тех пор, пока обо всём не узнал директор. Лидия Михайловна взяла вину на себя и лишилась работы.

Лидия Михайловна уехала навсегда, но её жизненные уроки не прошли даром. Герой понял, что можно помогать людям, нуждающимся в этом, не имея особого богатства. Для этого нужна лишь добрая, открытая душа, умеющая сопереживать. Учитель показал, что в любых обстоятельствах в первую очередь нужно оставаться человеком, а потом думать об условностях и правилах.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные уроки Лидии Михайловны

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

    Что такое сила воли? Это врожденное качество или чувство, которое помогает нам справляться со всеми препятствиями на пути? Главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство

  • План поэмы Василий Теркин Твардовского 8 класс

    Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.

  • Сочинение Как я испугался ужа 5 класс

    Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

  • Сочинение Основная мысль романа Толстого Война и мир

    Основной мыслью известного романа является народная мысль. Именно она охватывает всё произведение от начала до конца. Данную мысль можно проследить буквально во всём, вплоть до мельчайших деталей

  • Система образов в Слове о полку Игореве 9 класс

    Главным и основным героем «Слово о полку Игореве» является князь по имени Игорь. Игорь очень смелый и отважный, думает о защите своей родного Отечества. Он также был горяч своим характером

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Учительница в произведении Валентина Распутина давала не просто уроки французского языка. Для главного героя важнее были нравственные уроки Лидии Михайловны, оказавшие на него огромное влияние. В первую очередь, это уроки сопереживания, милосердия и человечности.

Урок сопереживания

Своим поведением Лидия Михайловна показала, что в жизни важно не только собственное существование, но и судьба других людей. Неравнодушие к чужим проблемам приводит к такому же отношению. То, что учительница увидела проблемы одиннадцатилетнего мальчика, жившего далеко от матери, повлияло на мировоззрение главного героя. Он трепетно вспоминает свою учительницу, он сопереживает ей, как сопереживала в свое время она.

Урок милосердия

Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Урок человечности

Героиня утверждает, что главное в каждом – оставаться всегда человеком. И это никогда не должно зависеть от социального положения, возраста или профессии. Так она говорит об этом: «Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя». Этими словами выражается авторская позиция: нравственные уроки Лидии Михайловны учат тому, что в любой ситуации нужно оставаться, в первую очередь, человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные уроки Лидии Михайловны», рассмотрит те уроки, которые она смогла преподнести главному герою рассказа В. Распутина «Уроки французского».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Нравственные уроки Лидии Михайловны

Главный герой автобиографического произведения «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин в возрасте пятиклассника, посещает Лидию Михайловну, учителя, преподающего в его школе французский язык, чтобы дополнительно потренироваться в произношении. Школьник приходит к учителю по её же просьбе (практически по её инициативе). Постепенно Лидия Михайловна становится для героя необычайным человеком с первого же визита к ней: от необычной для времени, в которое происходит действие произведения, обстановки в жилище учителя до наставлений, которые начала давать Лидия Михайловна автору.

Лидия Михайловна проводила с главным героем не просто дополнительные занятия по своему предмету. Она старалась во всем помочь своему ученику, начиная от макарон, тайно (как она надеялась изначально) подаренных Валентину и заканчивая моральными наставлениями и поддержкой. Уроки французского языка перетекли в уроки сопереживания, гуманности и доброты.

Прежде всего, учитель объясняет главному персонажу произведения, что жизнь окружающих людей не менее важна, чем собственная. Она добивается, чтобы её ученик осознал, что сопереживание людям к нему вернётся. Будучи взрослым человеком, автор, осознавая сопереживание со стороны Лидии Михайловны по отношению к нему (так как тот находился в весьма затруднённом положении в послевоенные годы), начинает сочувствовать ей.

Также Лидия Михайловна внушает герою, что всегда нужно оставаться человеком. Показывает она это на своём примере («…Учительница — так другой человек, что-ли? Иногда надоедает… учить и учить без конца, …постоянно одергивать себя: “то нельзя, это нельзя!”» — говорит она). Когда Лидия Михайловна узнает, что подросток играет в деньги, она идёт на самоотверженный поступок: вместо того, чтобы доложить об этом директору школы, начинает по-настоящему играть со школьником, чтобы помочь ему с материальным положением. Плюс она не видит ничего постыдного в том, что остаётся в душе ребёнком.

Более того, учительница научила главного героя оказывать помощь другим как словами, так и поступками. Лидия Михайловна помогает автору выжить в голодную пору, а именно — присылает ему макароны, чтобы мальчик плотно поел. Несмотря на отказы школьника, она не останавливается. Даже после увольнения из школы она со своей родины присылает ему яблоки (которые главный герой, как сам заявляет, до этого не ел).

Таким образом, автор данного произведения показывает Лидию Михайловну, учителя французского языка, как отзывчивого, добропорядочного, самоотверженного и милосердного человека. Помимо специальных занятий по своему предмету, она учит его жизни, давая ему нравственные уроки.

6 класс

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Богатство природы

    Как редко мы ценим то, что даёт нам природа! Воспринимаем это как должное. И лишь не получая что-то от неё, начинаем задумываться о богатстве природы. Наша природа – это не только дерево за окном

  • История создания рассказа Матренин двор Солженицына

    Произведение, написанное в период нахождения писателя на черноморском побережье Крыма, является автобиографическим и основано на реально происходящих событиях

  • Сочинение Что такое благодарность рассуждение 9, 11 класс ОГЭ, ЕГЭ

    Что такое благодарность? Многие скажут, что ж тут думать — слово говорит само за себя — дарить блага. Возникает другой вопрос — что же это за блага такие? Попробуем разобраться. А для этого представим себе разные ситуации.

  • Образ и характеристика Иуды в романе Мастер и Маргарита

    Если Иуда из Кариафа не самый первый предатель на земле, то лишь потому, что у него есть прототип – Иуда Искариот. Казалось бы всё предельно просто. Подойти к человеку, втереться в доверие, пригласить в свой дом и угостить

  • Сочинение на тему Человек, который мне нравится

    Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

  • Сочинения
  • Литература
  • Распутин

Нравственные уроки Лидии Михайловны сочинение

Лидия Михайловна – доброжелательная учительница в известном произведении Валентина Распутина. Парню пошли на пользу её нравственные уроки, так как они сильно повлияли на его жизнь. В основном в рассказе показаны уроки сочувствия, милосердия и добросердечности.

Уроки сопереживания.

Своим примером добрая учительница показала, что человека должны интересовать свои проблемы и окружающих людей. Неравнодушие к чужим бедам вызывает такие поступки. Увидев трудности мальчика, проживающего далеко от родственников, она попыталась оказать помощь. Он с благодарностью вспоминает женщину, он жалеет её, как она жалела его.

Урок милосердия.

Лидия Михайловна научила парня помогать людям, совершая добрые дела. Она пытается помочь мальчику перенести трудности. Учительница хочет накормить ребёнка, посылая ему еду на обед. Не учитывая отказы героя, она не сдаётся. Чтобы у главного героя появились деньги, она начинает играть с ним в азартные игры. Ребёнок стал зарабатывать деньги на молоко, которые ему нужно употреблять для укрепления здоровья.

Лидия Михайловна проявила сочувствие к способному ученику. Она может жертвовать собой ради людей. Когда женщина узнаёт, что парень зарабатывает деньги на азартных играх, она не рассказывает о случившемся директору, ставя себя таким поступком в опасное положение. Лидия Михайловна спасает парня от бед, беря на себя вину, поэтому ей приходится уволиться из школы и приехать домой. Даже после этих событий героиня помнит о мальчике: она посылает ему яблоки, которые он видел на картинках. В конце истории Лидия Михайловна показала, то, что стоит делать добрые дела в тяжёлые времена.

Урок человечности.

Героиня уверена, что нужно быть хорошим человеком. Этот факт не зависит от конкретного звания в обществе, возраста или профессиональных навыков. Она поясняет ситуацию так: «Учитель – уникальный человек? Возникает ситуация, когда устаёшь учить и наставлять детей. Постоянно ставить себе разные ограничения, контролировать поступки и действия». Эти выражения отражают принципиальную позицию Лидии Михайловны, они учат оставаться человеком при любых тяжёлых обстоятельствах.

Искренне рекомендую рассмотреть эту ценную информацию для написания сочинения «Нравственные уроки Лидии Михайловны», рассматривая добрые поступки, которые она показывала мальчику в рассказе Валентина Распутина.

Сочинение 2

Лидия Михайловна рассказывает своему ученику, что в жизни нужно беспокоиться не только о себе, но и о других людях.  Она мотивирует это тем, что равнодушие к окружающим проблемам может привести к зеркальной реакции, что не есть хорошо.  Чем больше в мире равнодушных людей, тем хуже живется всему обществу.

Лидия Михайловна строит процесс обучения на принципах альтруизма и равного отношения к другим. Учительница наглядно видит проблемы одиннадцатилетнего воспитанника, понимая его на все 100%.  Ученик живет вдали от родителей, что в значительной степени влияют на мировоззрение главного героя. Он сопереживает ей, оказывая посильную эмоциональную помощь, разговаривая с женщиной во время индивидуальных уроков. При этом, он понимает её наказ относиться к окружающим на равных, дабы получать точно такую же отдачу по отношению к себе. Он успешно усвоил этот урок, применяя данный стиль общения с ней. Учительница сама того не понимая, взрастила себе помощника, который будет хорошо относиться к окружающим людям.

Быть милосердным

Лидия Михайловна учит главного героя помогать не только словом и равным отношением, но и поступками.  Герой выносят тяжёлые и голодные времена, давая ему поддержку. Она помогает ему, готовя ужин и помогая решать домашние задания. Она отсылает ему продукты на хороший обед, мотивируя это воспитательными процессами. Поначалу главный герой отказывается, однако женщина сельский настаивает на помощи, стараюсь привить мальчику базовые принципы гуманизма и всего, что с этим связано.

Этим поступком она показывает, что несмотря на материальные блага, каждый может создать вокруг себя мир, полный добрых людей.  Лидия Михайловна защищает мальчика даже в том случае, когда его собираются исключить из школы.  Она играет с ним на деньги, и об этом узнают сначала сельском совете, а потом и в самой школе. Под угрозой увольнения она продолжает воспитывать своего ученика, стараясь делать всё таким образом, чтобы он не забыл её. Она не навещает его, боясь нарушить воспитательный процесс.  Женщина высылает ему яблоки, передавая их через местных жителей. Она учит его оставаться всегда стойким и жизнерадостным, идя до конца.

В завершении произведения автор вкладывает в уста героини свои собственные мысли, выражая позицию на этот счёт. Нравственные уроки учат тому, что необходимо оставаться человеком в любой ситуации, какие бы случаи не произошли.

Нравственные уроки Лидии Михайловны

Нравственные уроки Лидии Михайловны сочинение

Несколько интересных тем

  • Керженец

    Замечательное произведение искусства создал мастер кисти Н. Романдин! Он написал картину маслом на холсте, в послевоенное время. Она размещена в Гос. Третьяковской Галерее города Москвы.

  • Сны Веры Павловны (смысл и значение)

    Автор романа «Что делать?» Чернышевский был борцом за справедливость и верил в светлое будущее нашей страны. Он верил в то, что когда-то народ будет жить намного лучше после свершения революции.

  • Описание бала в рассказе После бала

    Первая часть произведения показывает прекрасный бал, на котором герои чувствуют себя вполне счастливыми, они беззаботны и радостны. О том празднике говорится, что это был последний (самый торжественный) день

  • Каток для начинающих Финогеновой

    Вот же, все-таки, некоторым повезло, что их детство проходило тогда, когда каток могли залить прямо на улице, иногда даже во дворах домов. На этом полотне нарисован каток в зимнем городе

  • Стрекоза

    Великий русский художник Илья Репин прославился как мастер создания глубоких и замысловатых картин. Он сотворил для мира больше сотни полотен, использовав самые разные сюжеты

Учительница в произведении Валентина Распутина давала не просто уроки французского языка. Для главного героя важнее были нравственные уроки Лидии Михайловны, оказавшие на него огромное влияние. В первую очередь, это уроки сопереживания, милосердия и человечности.

Урок сопереживания

Своим поведением Лидия Михайловна показала, что в жизни важно не только собственное существование, но и судьба других людей. Неравнодушие к чужим проблемам приводит к такому же отношению. То, что учительница увидела проблемы одиннадцатилетнего мальчика, жившего далеко от матери, повлияло на мировоззрение главного героя. Он трепетно вспоминает свою учительницу, он сопереживает ей, как сопереживала в свое время она.

Урок милосердия

Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Урок человечности

Героиня утверждает, что главное в каждом – оставаться всегда человеком. И это никогда не должно зависеть от социального положения, возраста или профессии. Так она говорит об этом: «Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя». Этими словами выражается авторская позиция: нравственные уроки Лидии Михайловны учат тому, что в любой ситуации нужно оставаться, в первую очередь, человеком.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственные уроки Лидии Михайловны», рассмотрит те уроки, которые она смогла преподнести главному герою рассказа В. Распутина «Уроки французского».

Предыдущая

СочиненияПоступок Лидии Михайловны в рассказе “Уроки французского” – сочинение на тему

Следующая

СочиненияРоль учительницы в жизни мальчика (Уроки французского)

Как может понять читатель, французский оказался далеко не основным профильным предметом для главного героя. Важнее всего оказались уроки нравственности. Учительница многое дала мальчику – например, научила человечности, великодушию и умению ценить не только свои нужды, но и нужды других людей.

Ребенок приобщается к азам сопереживания. Лидия Михайловна показывает ему, что судьбы других людей также важны. Человек не должен быть равнодушным к чужим проблемам, к чужому горю – наоборот,  должен помогать тому, кто нуждается в помощи. Кстати, урок сопереживания не прошел даром – впоследствии, вспоминая об учительнице, герой сопереживает Лидии Михайловне, так же, как ему сопереживала она.

Еще учительница сформировала в мальчике милосердие. Она показала, что нужно помогать людям не только словами, но и делами. Лидия Михайловна отсылает герою продукты питания, помогает справиться с голодом. Конечно же, он благодарен, но гордость не позволяет ему принимать еду и деньги. Однако учительница не сдается – она начинает играть с ним в игры на деньги. Таким образом мальчик получает деньги на молоко По ходу действия становится ясно, что очевидно, она поддавалась – и это лишь способ, чтобы ребенок наконец взял деньги, от которых отказывался.

Можно сказать, что Лидия Михайловна – человек открытый, душевный и жертвенный. Она не говорить директору об азартных играх, хоть это ее обязанность. Мало того, сама прибегает к запрещенному методу, чтобы помочь ученику. Когда все обстоятельства раскрываются, она берет вину на себя и спасает героя. А сама лишается работы. Вполне возможно, что у самой учительницы деньги также не лишние. Она не богата. Но учит героя, что нужно помогать людям вне зависимости от того, обеспечен ты или сам едва сводишь концы с концами.

Еще один урок – урок человечности. Лидия Михайловна показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Мало того, она показывает мальчику, что учитель – это не просто тот, кто задает на дом уроки и объясняет темы, это такая же личность, способная любить, чувствовать, сопереживать, как и ученик.  Ведь главное – не деньги, не социальный статус и даже не возраст, а человеческие качества и душа. К тому же, мальчик понимает, что учителя – это  не бесчувственные люди, которые требуют только лишь успехов в учебе, а и те, кто призван помогать детям. Причем, помогать во всех смыслах.

Ребенок впитывает все эти понятия и становится настоящим Человеком, за что, конечно же, огромное спасибо Лидии Михайловне.

2 вариант

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» герой вспоминает свою молодую учительницу французского языка. Лидия Михайловна преподавала свой предмет безупречно. Но не уроки иностранного языка запомнились мальчику больше всего: он навсегда усвоил нравственные уроки педагога, уроки человечности и доброты. В трудное для героя время учительница поддержала его, показала своим примером, что значит сопереживать человеку, протягивать ему руку помощи.

В послевоенное время многие недоедали, едва сводили концы с концами. Нелегко пришлось и семье главного героя. С трудом матери удавалось урвать для него лишнюю копейку, чтобы он учился, смог как-то пробиться в жизни. Мальчик стойко выносил все трудности, не жаловался, прилежно учился. Но учиться, чувствуя постоянный голод, было нелегко. Герой научился играть в азартные игры, но играл он не ради денег, как другие. Он зарабатывал рубль, чтобы покупать себе хотя бы молоко.

Лидия Михайловна не могла не заметить старательного ученика. Она видела, как ему тяжело. Желая подкормить его, она пригласила мальчика на дополнительные занятия. Из этого ничего не вышло: гордость не позволяла герою принимать от учителя еду или деньги. Тогда Лидия Михайловна совершила поступок, который в её окружении все назвали бы безнравственным. Она не только не рассказала директору о запрещённых играх, в которых участвуют ученики, но и сама предложила своему ученику сыграть. Лидия Михайловна поддавалась и проигрывала мальчику, чтобы тот получил хотя бы таким образом деньги, от которых отказывался. Она сумела убедить его, что ей это действительно интересно. Это продолжалось до тех пор, пока обо всём не узнал директор. Лидия Михайловна взяла вину на себя и лишилась работы.

Лидия Михайловна уехала навсегда, но её жизненные уроки не прошли даром. Герой понял, что можно помогать людям, нуждающимся в этом, не имея особого богатства. Для этого нужна лишь добрая, открытая душа, умеющая сопереживать. Учитель показал, что в любых обстоятельствах в первую очередь нужно оставаться человеком, а потом думать об условностях и правилах.

­­Пример сочинения 1

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…».

Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги. В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие.

Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.


Пример сочинения 2

В рассказе В. Г. Распутина Лидия Михайловна, преподавательница французского языка, узнав о том, что ее ученик, герой-рассказчик, голодает, пытается помочь, передавая ему продукты. Но гордость Володи не позволяет принимать такие, по его мнению, обидные «подачки». Тогда женщина идет на хитрость, предлагая мальчику поиграть на деньги, чтобы средства, полученные в честной игре, не казались ему унизительным пожертвованием. Таким образом, она все равно оказывает мальчику материальную помощь.

 Но в финале рассказа директор школы, проживающий по соседству, за стеной, узнав о происходящем в квартире учительницы, прекращает их занятия по французскому и увольняет Лидию Михайловну. Директор назвал поступок Лидии Михайловны так: «Это преступление. Растление. Совращение».

Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо.

Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.

Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.

Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.

Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.



Пример сочинения: Лидия Михайловна как пример доброты

«Уроки французского», как и другие книги Распутина, трогают меня до глубины души. В них автор раскрывает судьбы своих земляков, описывает тяготы и радости жизни простого человека. Вместе с тем произведения Распутина полны веры в человеческую доброту, любовь, милосердие. Его герои — воплощение возвышенных качеств человеческой души. Одним из таких примеров является учительница французского в произведении «Уроки французского».

Рассказ повествует о деревенском пареньке, которого мать отправила учиться в райцентр. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране не хватало еды, поэтому людям приходилось довольно туго. Мальчик хорошо учится, но постоянно голодает. Мать высылает ему картошку и хлеб, но их хватает ненадолго. В отчаянии герой начинает играть со сверстниками на деньги. Поначалу все складывается удачно, но однажды его избивают и прогоняют.

Учительница французского замечает, что с мальчиком творится неладное, и пытается разными способами принять участие в его судьбе, помочь способному ученику. Постепенно у героя и учительницы завязывается дружба, они даже начинают играть на деньги, но однажды их застает директор, после чего Лидию Михайловну увольняют.

 Лидия Михайловна — не просто учительница, а яркий пример доброты и милосердия. Молодая, еще не успевшая приобрести характерную для преподавателей жесткость, она всей душой сочувствует мальчику из бедной семьи.

 Она не выдает ученика, узнав, что он играет на деньги, поскольку понимает, что пойти на это его заставили жизненные обстоятельства.

Под предлогом дополнительных занятий французским языком учительница приглашает героя к себе домой и каждый раз пытается накормить. Она передает мальчику посылку с макаронами, хотя сама живет небогато. Понимая, что гордый подросток не примет ее помощь, идет на хитрость и предлагает играть на деньги. Это срабатывает: мальчик выигрывает и начинает покупать себе еду. И даже после того, как ее выгнали из школы, Лидия Михайловна не забывает о пареньке и однажды присылает ему посылку с макаронами и яблоками.

 Не секрет, что в рассказе Распутин описал самого себя и свою учительницу, сыгравшую важную роль в его жизни. На примере Лидии Михайловны автор показал, какую большую роль в нашем мире играет доброта, которая помогла простому, но способному мальчишке выжить и не потерять себя в тяжелое послевоенное время.

Мы видим, что учитель способен дать ребенку не только знания по предмету, но и научить его куда более важным вещам — самоотверженности, милосердию, благородству, состраданию. Это уроки, которые запоминаются всю жизнь.

Ответ:

Голодные послевоенные годы, смерть отца на фронте, мать, работающая на износ, чтобы прокормить троих сирот, — таковы реалии жизни одиннадцатилетнего мальчишки. Будучи старшим, он стремится заменить отца, работает по хозяйству, учится, нянчит младших.  

Но судьба, словно решив проверить на прочность паренька, забрасывает его в райцентр. Здесь, вдалеке от матери, снимая угол у знакомых, он будет получать среднее образование. Этот автобиографический момент и лег в основу произведения «Уроки французского». Почему же именно это фрагмент долгие годы не растворялся в памяти, какими переживаниями или выводами хотел поделиться с читателем  В. Распутин?

На годы учебы в райцентре пришлось становление характера подростка. Тоска по матери и одиночество отступили на второй план перед новыми проблемами. Голод. Он сводил мальчишку с ума, заставляя обманывать желудок на ночь горячей водой. Но он ни слова не сказал вороватым соседям, не стал жаловаться в школе, а задумал сам найти способ заработать на еду. Самостоятельность. Вот то качество, которое укрепляет характер. Поиск и принятие решений создает в человеке незыблемую почву к будущей самодостаточности.

Валентин нашел не самый легкий и безопасный способ заработать. Он стал играть с мальчишками в азартные игры. Чика правилами, да и компанией отличалась от деревенских игр в пристенок. Здесь верховодили наглость и сила. Дворовый авторитет был незыблем. Но в битву с ним ступила природная честность и справедливость героя. Нужно быть очень смелым, чтобы обвинить старшого в нечестной игре, ведь за его спиной с кулаками вставали прихвостни. Валентин был бит за удачливость, за честность, за дерзость. И не раз бит. Он возвращался к игре, чтобы доказать свою смелость и нежелание склоняться перед силой.

Кто знает, чем бы закончилась такая закалка характера? Смог бы сельский паренек отстоять свою честь? А, может быть, стал старшим в игре или попал в руки милиции, пожаловавшись в школе на обидчиков? Сценариев много, но жизнь подала пареньку руку. Этой доброй рукой помощи стала Лидия Михайловна, учительница французского языка. Совсем молодая, она еще помнила, как это тяжело пробиваться в жизни. Как зазорно просить помощи, особенно мальчишке у старших, как наказуемо жаловаться.

Учитель долго ломала стену подросткового сопротивления. Слала ему анонимные посылки, уговаривала ужинать у нее после дополнительных занятий. Не опускала рук, когда он снова вернулся к азартным играм на пустыре. Не жаловалась, а теплом и добротой, как капля камень, точила сиротскую броню души мальчика. Она отважилась рискнуть самым важным в ее жизни — профессиональной честью, но нашла тропинку к сердцу мальчика. Азартные игры снова стали для ее ученика способом заработать на еду. Только теперь он играл с француженкой, познавая иные законы игры. Жульничать, оказывается, можно, чтобы дать фору другому, тому, кому нужнее эта победа. И деньги на кон ставить можно, чтобы помочь нуждающемуся.

Сочинение
на тему

Валентин
Григорьевич Распутин — мой любимый писатель. Впервые я познакомилась с ним,
прочитав рассказ «Уроки французского». Прочитанное очень потрясло меня своим
сюжетом и вслед  за этим я посмотрела художественную экранизацию. Примечательно
и увиденное, и прочитанное тем, что здесь нет ничего выдуманного: автор поведал
историю о самом себе. А посвятил Распутин свое замечательное творение матери
Александра Вампилова, не менее любимого моего писателя. Ее звали Копылова
Анастасия Прокопьевна, она всю свою жизнь проработала в школе, отдала нелегкому
учительскому труду все свое сердце. А вот главная героиня – Лидия Михайловна –
носит в этом произведении собственное имя. Известно, что ее фамилия – Молокова.
По данным критиков, впоследствии они даже встречались с писателем, вспоминали
свой маленький поселок по дивным названием Усть-Уда, свою школу, а самое
главное – то незабываемое счастливое время, когда было хоть и холодно, и
голодно, но были люди добрее и человечнее, когда было у них одно главное
понятие – доброта.

Начало
произведения необычно. Распутин горько замечает, что каждый раз мы чувствуем
вину перед учителями, как и перед родителями. А что самое главное, все мы
чувствуем вину перед первыми за то, что стало с нами после.

О
многом заставил меня задуматься рассказ. Здесь есть благородство человеческой
души  в лице учительницы Лидии Михайловны. И в то же время есть такие герои,
как Птаха и его окружение, которые показывают самую низость человеческой души.
В моем понимании это  свет и тьма,  добро и зло. Распутин как бы ставит нас
перед выбором: кто мы? Есть ли в наших сердцах человечность учительницы или же
мы попросту  можем  променять на деньги свое  достоинство, как Птаха. Мне
кажется, в этом произведении Распутин показал проблематику  всех поколений.
Ведь и в наше время всегда найдутся люди с доброй душой, будут и те, кто
предаст ближнего при первой же возможности. Но выбор всегда сводится только к
одному: мы все должны быть человечными, должны сострадать, любить, чувствовать
боль ближнего. Иначе нам попросту не выжить в этом мире, где бушуют страсти в
виде добычи и наживы.

Прочитав
это произведение, я отметила для себя, что автор как бы хочет показать две
стороны человеческой души. Мы должны быть добрыми, человечными и понимающими –
это закон жизни. По-другому попросту нельзя жить. Нельзя быть людям друг для
друга врагами – не для того мы пришли вэтот мир. А еще должна быть
благодарность. Благодарность и признание. Только благодаря им человек носит
свое имя. Мы должны быть благодарны таким учителям, как Лидия Михайловна. Ведь
только они учат нас доброте, человечности, всему тому прекрасному в жизни, что
так необходимо каждому из нас.

Герой
повести вынес из встречи с Лидией Михайловной свои уроки. Он не просто
научился  азам французского языка, он приобрел уроки доброты и нравственности.
Он никогда в жизни не поступит подло. Хочется, чтобы как можно  больше людей,
прочитавших этот рассказ, взяли для себя эти уроки жизни. Ведь добро всегда
возвращается добром
.

  • Нравственные уроки древнерусской литературы сочинение 7 класс повесть о петре и февронии муромских
  • Нравственные проблемы в повести станционный смотритель сочинение
  • Нравственные уроки древнерусской литературы сочинение 7 класс кратко
  • Нравственные проблемы в повести бедная лиза план сочинения
  • Нравственные уроки в рассказе уроки французского сочинение