Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…».
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений – повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», но чувство чести оказывается сильнее.
Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника – Швабрина – о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…»
Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев – «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имени капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа.
Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость – вот чему учит эта сцена.
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, их представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
Сама форма произведения – воспоминания – предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Пример 1
Многие авторы русской литературы, такие как Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин поднимали в своих произведениях вопросы противостояния добра и зла, проблемы нравственного выбора, верности долгу и чести.
Роман Александра Сергеевича «Капитанская дочка» является одним из произведений, которое насыщенно нравственными проблемами. Здесь каждый герой однажды встает перед выбором. Петр Гринев, молодой дворянин, отправленный отцом на службу, старается все свои поступки совершать так, чтобы не запятнать кодекс дворянской чести. Он помнит слова отца, что нужно в любой ситуации оставаться честным и порядочным. Не колеблясь, он отдает долг в сто рублей, который проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, а так же отдает свой тулуп неизвестному человеку. Петр всегда поступает, по совести. За клевету своего якобы друга Швабрина на любимую девушка Петра, он вызывает того на дуэль. Гринев готов умереть, но поступить правильно. Когда же Белгородскую крепость захватывает Пугачев, Петр не присягает ему на верность, он готов к смерти, лишь бы не опозорить дворянскую честь. Чего не скажешь о Швабрине, тот готов на все, лишь бы спасти свою шкуру. Родители Маши Мироновой тоже встают перед выбором во время штурма крепости. Отец, истекая кровью, отказывается присягнуть Пугачеву, мать, стоя у виселицы называет Емельяна беженцем. У таких родителей и дочь выросла честной и доброй. Она лучше умрет, но не выйдет замуж за ненавистного Швабрина, который мучает ее голодом, чтобы заставить сделать это. Маша любит Петра и верна ему до конца. Вроде бы и злодей Пугачев, который поднимает бунт должен быть беспринципным и жестоким, однако он милует Гринева в память о том подаренном тулупе, а так же помогает спасти Машу от Швабрина. В итоге все герои проходят путь, который проверяет их силу воли и порядочность. И оказывается, что Швабрин, который вроде бы и дворянин, но совести у него нет и душа у него гнилая. Ведь даже злодею Пугачеву не чуждо понятие чести.
Пушкин прекрасно показал, что внешний вид и принадлежность к более высокому сословию еще не гарантия того, что ты порядочный человек. Сама стилистика произведения, то есть как бы дневник юноши, предполагает то, что с нами делятся жизненным опытом. Автор адресует свой посыл в будущее, чтобы современные люди помнили, что такое нравственность. Русская литература всегда отличалась своим поучительным характером, и роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.
Пример 2
В историческом романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин поднимает проблему нравственности. Но что это такое? На мой взгляд, нравственность — внутреннее благородство души, крайне чёткое понимание добра и зла и стремление поступать правильно в любых ситуациях. Автор раскрывает её наиболее полно на примере таких персонажей, как Пётр Гринев и Маша Миронова.
Перед тем как отправить сына на службу в Белогорскую крепость, отец даёт наставление главному герою: «Береги честь смолоду!». Этим правилом Пётр Гринев руководствуется на протяжении всего романа. Как бы ни было тяжело, главный герой ни разу не прельщается на легкое, но неправильное решение. Поэтому, например, Пётр не перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, ответив ему, что уже дал присягу государыне и обязан служить только ей. Высокие нравственные принципы главного героя также проявляются в том, что он был готов сделать всё ради спасения Маши, даже договориться с предводителем бунтовщиков.
Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.
Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» раскрывает тему нравственности на примере главных героев. Оба являются невероятно сильными, добрыми и благородными людьми. Возможно, автор, описывая героев, хотел, чтобы кто-либо из читателей романа задумался, взял с персонажей пример и таким образом изменил свою жизнь к лучшему.
Роман «Капитанская дочка» написанный А.С. Пушкиным после его поездки в Оренбург – произведение многоплановое и многогранное. Во-первых, это произведение историческое, поскольку охватывает непростой для России период Пугачевского бунта. Во-вторых, это произведение психологическое, затрагивающее душевные переживания героев. И в-третьих, этот роман социальный, так как в нем рассматриваются взаимоотношения различных слоев российского общества.
Рассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.
Нравственный выбор
На протяжении всей жизни людям приходится делать нравственный выбор. И каждый решает этот вопрос так, как ему подсказывает воспитание, совесть, привитые моральные устои. Герои романа «Капитанская дочка» – не исключение. Здесь свой нравственный выбор делает Мария Миронова, выбирая между нелюбимым супругом и несвободой. Ее женская интуиция и чуткое сердце разглядели в Швабрине низкую и подленькую душонку. Она с первых дней его невзлюбила и боялась. Боялась, несмотря на то, что еще были живы мать и отец, способные защитить ее. И пока она находилась под родительской защитой, Швабрин не смел приближаться к ней, но исподтишка, подленько ее оговаривал.
Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.
Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.
Пример 1
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому его работы находят отклики в сердцах людей.
В своем романе “Капитанская дочка” на первое место Пушкин ставит проблему нравственного выбора. На примере двух молодых мужчин, дворян, он показывает насколько разным может быть для них понятие честь. Сначала мы видим молодого юношу Петра Гринева, который только вступает во взрослую жизнь. Он отправляется на службу в Оренбург. Не смотря на то, что он еще так юн, он уже совершает добрые поступки. Во время своей поездки он дарит тулуп совсем незнакомому человеку, а также отдает долг тому, кому проигрался, все это потому, что он остается в любой ситуации верен своим принципам. Однажды этот тулуп спасет ему жизнь, когда окажется, что подарил он ее тогда повстанцу Пугачеву, который в будущем захватит Белгородскую крепость, где служит Петр. Однако Гринев не поступается своими принципами и здесь. Когда проводят публичные казни тех, кто защищал крепость, предлагая альтернативу, либо присоединиться к Пугачеву, либо умереть, Петр не колеблется, он готов пожертвовать жизнью и говорит Емельяну, что он присягал императрице, а значит ему не присягнет. Пугачев оставляет Петра в живых, ему тоже не чуждо слово честь. Он уважает юношу за такие стойкие моральные качества. Однако другие военные решают по-другому. Например, Швабрин, который ради спасения своей шкуры переходит на сторону к Пугачеву. Он сделает все, лишь бы выжить. Швабрин, не раздумывая, клевещет на людей, например на дочь коменданта Миронова, Машу, потому что она отказала ему, когда он сватался к ней раньше. Он хоть и дворянин, и у него должно быть понятие чести и морали, но поступает он хуже, чем тот же простолюдин Пугачев.
Автор ставит каждого героя перед выбором: поступить по совести или нет. Он показывает, что если у тебя есть титул – это не значит, что ты честный и добрый человек. Мы также понимаем, что в итоге всем воздастся, каждый получит по заслугам, кто-то обретет любовь, а кто-то лишится жизни. Автор говорит о том, что честь – не пустой звук для благородного человека. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше противостояния добра и зла.
Внутренний мир
Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.
Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.
Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.
Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах. На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.
Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность. Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится. Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут. А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро. Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина. Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи. Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте. И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.
Еще сочинения автора:
- Почему повесть Пушкина называется «Капитанская дочка»?
- Черты «не мальчика, но мужа» в характере Гринева
- Роль писем героев в романе «Капитанская дочка»
- Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»
- Семья капитана Миронова
Способность к подвигу
Способность к подвигу, подвижничеству произрастает от силы духа. Люди не всегда сознают, на что способны. Сталкиваясь с трудностями, слабые духом ломаются, опускаются до низких поступков, а сильные духом совершают подвиги во имя любви, Родины, близких. Машеньку Миронову все считали трусихой, а она не побоялась почти одна отправиться к императрице, чтобы защитить своего любимого от каторги, а может быть и от смертной казни. Потому что гибнущий Швабрин и тут не удержался от соблазна свершить подлость.
Из чувства чести Петр Гринев честно признался, Пугачеву, что будет воевать против его головорезов, если его пошлют. Это его долг офицера и дворянина. Из чувства долга он призывал Пугачева отказаться от своих замыслов и сдаться на милость императрицы, хотя понимал, что Пугачев может в любой момент отправить его на виселицу, казнить его. Находясь у Пугачева, Гринев всякий раз оказывался во власти этого страшного человека. Но когда возникла необходимость защитить Машу, он пришел к Пугачеву снова.
Счастье
Чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.
Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.
Чувство справедливости
Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.
Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.
Пример 2
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается проблема выбора. Два человека примерно одинакового возраста и положения в обществе принимают в один момент разные решения, что приводит к большим различиям в их судьбах.
Между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным и раньше были разногласия. Их дружба закончилась в тот момент, когда один оклеветал Машу Миронову, возлюбленную другого приятеля, главного героя. У этого поступка была причина (Алексей Иванович раньше сватался к главной героине, но получил отказ), но она не оправдывала подобного поведения. Далее Швабрин продолжал раскрываться с самой неприятной стороны, читатели узнали о его лживом и озлобленном характере. Переломным моментом же стал захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков, дав присягу их предводителю, и был назначен новым комендантом. Главный герой же отказался предавать государыню, которой клялся в верности, и его хотели казнить. Выжил он только благодаря знакомству с Пугачёвым.
На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.
Таким образом, легкий выбор, который может привести к временному улучшению ситуации, – не всегда правильный. Скорее даже наоборот, зачастую он является неверным. Главное, всю жизнь держать своё слово, помнить о долге, поступать всегда по совести, как бы трудно это ни было. Именно такое жизненное правило доказывает Александр Сергеевич Пушкин на примере главного героя, Петра Гринева, в романе «Капитанская дочка». Это было сделано с надеждой, что читатели усвоят для себя полезные уроки из произведения и начнут жить правильней, благородней.
Честь и совесть
Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.
Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.
Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.
Преданность и верность
Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.
Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.
Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.
Преданность
Милосердие и доброта
Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.
Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.
Милосердие
Любовь
Редкое литературное произведение обходится без такого понятия как любовь. В романе «Капитанская дочка» линия любви проходит через весь роман. Это любовь Маши и Гринева. Правда тут проскальзывает любовь Швабрина, но трудно назвать чувство этого отставного офицера к Маше любовью. Любовь возвышает душу, толкает человека на благородные поступки. Швабрин любит не Машу. Он любит себя и свое желание обладать этой девушкой.
В романе просматривается и родительская любовь:
- Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
- Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.
Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.
Надеемся, что описанные аргументы помогут вам написать хорошее сочинение по «Капитанской дочке» Пушкина.
Повесть «Капитанская дочка» — итог долгих размышлений А. С. Пушкина о нравственной жизни, морали; его волновало «отсутствие общественного мнения … равнодушие ко всякому долгу, справедливости, истине», приводило в отчаяние «презрение к человеческой мысли и достоинству». В повести честь становится мерилом человечности и порядочности всех героев, введение историй жизни которых помогает выявлению авторской позиции. Не случайно проблема чести, долга и человеческого достоинства сужена до дворянской: дворянство было ведущим классом русского общества, и Пушкину важно было показать, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и смерти. Проблема чести и достоинства, центральная в повести, заявлена с первых страниц произведения. Андрей Петрович Гринёв, отец повествователя, некогда блестящий премьер-майор, служивший при графе Минихе, отправляет в армию своего сына не в знатный Петербург, в столицу, а в провинцию, будучи уверен в том, что вдали от светской жизни сын пройдёт хорошую жизненную школу и станет достойным защитником отечества и его гордостью: «да будет солдатом, а не шаматоном «. Завет отца перекликается с эпиграфом повести — » Береги честь смолоду», в котором заключается основная мысль «Капитанской дочки». Вся дальнейшая история Петра Гринёва предстаёт с точки зрения выполнения отцовских наставлений, особенно завета о сохранении чести. Попав на службу в глухую Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов, Гринёв знакомится там с Алексеем Ивановичем Швабриным, офицером, разжалованным за дуэль. Швабрин — типичный представитель гвардейства екатерининского времени, светски блестящего, но поверхностно образованного; чтение французских романов и сочинений просветителей развило в нем лишь скептицизм и беспринципность. Его карьера сломана, и надежд на возвращение в Петербург нет. Поначалу друзья, герои-антагонисты постепенно становятся чуждыми друг другу. Швабрин — антипод Гринёва и в любви к Марье Ивановне, дочери коменданта крепости. Беспринципность Швабрина (он пытался очернить любимую девушку в глазах друга) подчёркивает честность и моральную чистоту Гринёва. Решение проблемы чести и долга наиболее отчетливо представлено автором при изображении этих контрастных героев. Пушкин использует приём антитезы для того, чтобы подчеркнуть важность правильного нравственного выбора для судьбы человека. В ключевой ситуации повести — взятии крепости Пугачёвым — почти все герои оказываются в ситуации выбора (жизнь ценой бесчестья — признание Пугачёва государем или честь ценой жизни), и каждый из них делает выбор в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долге. Так, например, супружеская пара Мироновых предпочитает умереть, но остаться верной долгу и присяге. Капитану Миронову невыносима мысль об измене: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец … «, поэтому он ни минуты не колеблется. Иван Кузьмич выполнил свой долг солдата, обороняя крепость до последнего вздоха. Для отца рассказчика тоже страшна не смерть, а потеря чести, о чём он говорит: » … не казнь страшна … Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками … стыд и срам нашему роду». Марья Ивановна Миронова постигает нравственную науку отца. Тяжёлые испытания выпали на её долю: осада крепости, смерть родителей, посягательства Швабрина, болезнь, но она проявляет силу характера, необычайную цельность натуры, внутреннюю несгибаемость, кристальную честность по отношению и к Швабрину, и к Гринёву. Именно способность Маши на самозабвенную любовь спасает Гринёва. Мотив спасительной любви — сквозной в мировом искусстве (вспомним «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Раскольникова и Соню). Гринёв всегда и везде остаётся самим собой. В решающую минуту, когда на карту поставлена его жизнь, он говорит: » … не
Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.
Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг- Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: « Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.
Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.
Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
Нравственные испытания ожидали Гринёва и в Белгородской крепости, где он служил. Там Пётр познакомился с дочерью начальника Миронова. Из-за Маши Пётр поссорился со своим подлым товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринёв вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.
Швабрин- полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин- когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Праведный гнёв Гринёва близок и понятен мне. Ведь Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам. Швабрин примкнёт к Пугачёву, и его осудят как придавшего присягу офицера.
Мне кажется, что Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, стихию Был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек.
В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: « С честью пойдешь по жизни- умрёшь. Против чести пойдешь-жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других.
Я узнала, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Честь и долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по- своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия- примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Мать Маши были примерной женой, которая хорошо понимала своего мужа и старалась всячески ему помочь. В моей памяти она осталась такой до последнего.
Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине было развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение.
Что касается Гринёва, то вполне понятно, что он предпочёл смерть. Ведь присягнув Пугачёву- убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку Пугачёва- значило предать все жизненные идеалы, предать честь. Гринёв не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше было умереть, но умереть героем. Пётр всё-таки не поцеловал руку Пугачёва. Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Вот как Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! — говорил бедный дядька- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». Я думаю, что в этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.
Мне кажется, что Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Хотя Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени, как мне показалось, оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели- освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость, поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.
На пире между Пугачёвом и Гринёвым возникает словесный дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гринёве -ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачёве- разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: « А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по детски оценивает жизнь!». Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.
Нравственность Гринёва оказала влияние даже на самого Пугачёва. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили в данный момент, решая в данный момент чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт- смысл жизни, для Гринёва же- «жить убийством и разбоем значит по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв после погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.
Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: « Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».
Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент.
Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых я в начале повести и предположить не могла в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
Гринёв до конца остаётся человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачёва, которому был обязан своим счастьем. Пугачёв узнал его и кивнул с эшафота. Пётр Гринёв проявил себя с самого начала во всех выпавших на его долю испытаниях с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, не изменив присяге и понятии о чести и морали.
Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/
Теги:
Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сочинение
Литература
Проблема нравственного выбора в романе Александра Пушкина Капитанская дочка
Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.
На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.
Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.
Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.
Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.
А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.
Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.
Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.
Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.
И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.
Творческая история
«Капитанская дочка» была напечатана в 4 томе журнала «Современник» за 1836 г. Посмотрите, как выглядела первая публикация пушкинского романа (рис. 4).
Рис. 4. Первая публикация «Капитанской дочки» (Источник)
3 августа 1831 года Пушкин писал своему другу Петру Андреевичу Вяземскому (рис. 5):
«Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы. Бунтовщики их секли, били по щекам, издевались над ними, разграбили дома, изнасильничали жен. Пятнадцать лекарей убито. Спасся один при помощи больных, лежавших в лазарете. Убив всех начальников, бунтовщики себе выбрали других».
Рис. 5. П.А. Вяземский (Источник)
Это всего лишь одно единственное частное проявление пушкинского интереса к народу и к народному бунту, которое вообще отличает 30-е гг. нашего первого поэта.
Еще в 1825 году Пушкин интересовался Степаном Разиным. В начале 30-х гг. Пушкин получает разрешение работать в архивах. 17 февраля 1832 года М.М. Сперанский прислал Пушкину подарок Николая I – «Полное собрание законов Российской империи». В 20 томе этого собрания был перепечатан приговор о наказании смертной казнью изменника-бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников с присоединением объявления о прощаемом преступнике.
Среди имен активных участников возмущений упоминалось имя Михаила Шванвича. В окончательной редакции повести этот исторический персонаж превратился в Швабрина. Первоначально Пушкина интересовала фигура дворянина, который переходит на сторону восставших крестьян. Первоначально это должен был быть характер, похожий на характер Дубровского. Но чем больше Пушкин об этом знал (а в 1833 году Пушкин уже ознакомился с материалами о секретной экспедиции военной коллегии), тем ему яснее было, что этот замысел не может быть воплощен. Посмотрите на цитату из замечаний Пушкина о бунте, написанных для Николая I (рис. 6):
«Весь черный народ был за Пугачева. Одно только дворянство было открытым образом на стороне правительства. Выгоды их были слишком противоположны».
Рис. 6. Николай I (Источник)
Перейти на сторону восставшего, бунтующего крестьянства дворянин мог, только будучи Швабриным – изменником, предателем, человеком без чести. Такое серьезное изменение в замысле романа произошло в ходе работы. Причем в ходе работы над «Капитанской дочкой» Пушкин пишет «Дубровского», «Историю Пугачевского бунта», печатает ее (в этом помогает государь Николай I). И только в 1836 году выходит том «Современника» уже с художественным произведением – с «Капитанской дочкой».
Черновое вступление к роману, написанное в 1833 году, выглядит так:
«Любезный друг мой Петруша, часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть, в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Но не решился я исполнить свое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Конечно, твой батюшка не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно. И лучше было бы, если б ты на него походил».
Дальше говорится о том, что Петруша походит на своего деда, не очень послушного и не очень добронравного в молодости. Но важно не это. И даже не то, что это вступление во многом совпадает с вступлением к изданным запискам Александра Ильича Бибикова, одного из главнокомандующих войсками, усмирявшими пугачевский бунт. Здесь важно для Пушкина то же, что и в стихотворении 1835 года «Вновь я посетил», – наличие связи трех поколений. Как в стихотворении: вот он во владениях дедовских; вот он сам; а заканчивается стихотворение отсылкой ко внукам:
«…Не я увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих питомцев
И шумную главу их заслонишь.
Но пусть мой внук…»
Эта связь поколений, то, чего был явно лишен Лермонтов, для Пушкина необычайно важна. Вот почему так важен отец. Собственно, с этого начинается роман:
«Да кто ж его отец? – спрашивается в эпиграфе – Отец мой Андрей Петрович Гринев».
Важна честь предков.
История Пугачевского бунта
«История Пугачевского бунта» вышла в свет в 1835 году и представляла собой две части. Первая – это текст с примечаниями. Вторая часть – это документальные материалы, которыми пользовался Пушкин и которые он решил напечатать в своем исследовании.
С точки зрения полноты использования материала современные историки считают пушкинскую работу безукоризненной. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, в те места, которые были захвачены пугачевским бунтом. Возникает вопрос, который до сих пор обсуждается, оспаривается, по которому единого мнения нет и, наверно, никогда не будет: каково отношение Пушкина к тому, что он изобразил в «Истории Пугачевского бунта»? Очень убедительно об этом написано в книге Георгия Александровича Лесскиса (рис. 10), которая называется «Пушкинский путь к литературе» (1993). Лесскис пишет:
«Как же нам понять позицию автора? Пушкин избегал всякого рода прямых суждений. Прежде всего – лексика, к которой он прибегает, описывая то или иное явление. Оказывается, когда Пушкин говорит о правительственных войсках, он пользуется словами отряд, батальон, колонна. Когда он говорит о войсках Пугачева, он употребляет такие слова, как шайка, толпа. Пугачева он называет либо по фамилии, либо казак, донской казак. От себя он всегда его называет самозванец. А Петр III или государь только в цитатах».
Дальше Лесскис говорит, что Пушкин уже второй раз обращается к теме смутного времени – смуты (первый раз – в «Борисе Годунове»). И в русской истории, считает Георгий Александрович, постоянно чередуется деспотизм и анархия. Их анархии опять вырастает деспотизм, который при нарастании противоречий между правителем и народом заканчивается, превращается, обрывается смутой, анархией и опять возникает.
Рис. 10. Г.А. Лесскис (Источник)Очень важна фраза из письма Александра Ильича Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину:
«Не Пугачев важен. Важно общее негодование».
Понимали, что дело не в самом Пугачеве. Пушкин даже в «Истории Пугачевского бунта» скажет:
«Недоставало только предводителя – предводитель сыскался».
То есть Пугачев ничего не значит сам по себе, он нужен лишь как имя для того, чтобы это уже назревшее возмущение состоялось. Говоря о Пугачеве, Пушкин чаще всего употребляет слово злодей. Само Пугачевское восстание Пушкин никогда не называет восстанием – бунт, мятеж, возмущение. Очень любопытно, как он пользуется словом измена. Казаки, принимавшие участие в бунте, все являются изменниками, предателями, поскольку они должны были служить государыне, но Пушкин говорит об измене только применительно к дворянам, перешедшим на сторону бунтовщиков.
И в «Капитанской дочке», – продолжает Георгий Александрович, – Пушкин пользуется теми же самыми словами (шайка, мятеж, бунт, мятежники, толпа), что и в Истории Пугачевского бунта. Единственное, что иначе написан Пугачев».
Цитата Георгия Александровича Лесскиса:
«Пугачев в «Капитанской дочке» не реальное лицо, а художественный образ русского разбойника».
История в произведениях Пушкина
Пушкин обращается к истории совершенно по-своему. Ему очень важно не модернизировать историю и в то же время не писать об истории ради истории. Он всегда выбирал эпохи переломные, рубежные для России.
Так, «Борис Годунов» (рис. 7) – это время, называемое смутным временем. Это эпоха, которая позволяла Пушкину поставить самую главную для него в 1824–25 гг. проблему: проблему власти и преступления, цены власти, цели и средств. Здесь как нельзя более удобным был сюжет про царствование Бориса.
Рис. 7. Обложка прижизненного издания «Бориса Годунова» А.С. Пушкина (Источник)
В конце 1820-гг. Пушкин обращается к фигуре Петра. Вопрос о том, кто может указать России путь, кто может означить верное движение страны, для Пушкина, особенно после поражения декабристов, был необычайно актуален. И Петр – это герой, воплощающий не свою волю (своевольные герои Мазепа и Карл историей забыты), а волю объективную, волю истории.
В «Капитанской дочке» Пушкин выбирает рубежное, переломное событие. Это крестьянское восстание, пугачевский бунт (рис. 8). Это – проблема народа и дворянства, их отношений. Пушкин показывает два мира, два уклада. У каждого своя правда. Есть своя правда у дворянства, есть своя правда у Екатерины, законной правительницы. И есть, как в своей замечательной статье написал Юрий Михайлович Лотман, своя правда и у мужицкого царя, и у крестьян восставших. Эти два мира, у каждого из которых своя поэзия, свой закон, свое право, находятся во вражде. Это для Пушкина очень важно, ведь «История Пугачевского бунта» (а это именно историческое исследование, которым Пушкин занимался параллельно с работой над «Капитанской дочкой») стала предупреждением для царя, для дворян: народ – это грозная сила, и не дай бог начнется опять гражданская война, война между двумя главными сословиями России.
Рис. 8. Пугачевский бунт (Источник)
Пример 2
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается проблема выбора. Два человека примерно одинакового возраста и положения в обществе принимают в один момент разные решения, что приводит к большим различиям в их судьбах.
Между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным и раньше были разногласия. Их дружба закончилась в тот момент, когда один оклеветал Машу Миронову, возлюбленную другого приятеля, главного героя. У этого поступка была причина (Алексей Иванович раньше сватался к главной героине, но получил отказ), но она не оправдывала подобного поведения. Далее Швабрин продолжал раскрываться с самой неприятной стороны, читатели узнали о его лживом и озлобленном характере. Переломным моментом же стал захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков, дав присягу их предводителю, и был назначен новым комендантом. Главный герой же отказался предавать государыню, которой клялся в верности, и его хотели казнить. Выжил он только благодаря знакомству с Пугачёвым.
На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.
Таким образом, легкий выбор, который может привести к временному улучшению ситуации, – не всегда правильный. Скорее даже наоборот, зачастую он является неверным. Главное, всю жизнь держать своё слово, помнить о долге, поступать всегда по совести, как бы трудно это ни было. Именно такое жизненное правило доказывает Александр Сергеевич Пушкин на примере главного героя, Петра Гринева, в романе «Капитанская дочка». Это было сделано с надеждой, что читатели усвоят для себя полезные уроки из произведения и начнут жить правильней, благородней.
Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 1 Средний: 5/5]