Нравственные уроки сказки теплый хлеб 5 класс урок

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

 учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий .

Проверяет готовность учеников к уроку.

Посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

 Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. У каждого на столе карточки с высказываниями великих людей. Зачитайте их.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.  

Лев Николаевич Толстой

 Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор.

А что такое доброта, добро? В какой цвет вы бы покрасили добро?

А есть ли в русском языке антоним к слову добро?

А как вы бы изобразили зло?

Да, к сожалению, мы иногда можем услышать, что у человека чёрные мысли ,чёрная душа.

Перед вами на столах два кружка. Добро мы изобразили красным цветом, а зло- чёрным. Напишите, пожалуйста, какие слова ассоциируются у вас с добром и злом.

А теперь проверим, что у вас получилось.

Давайте мы с вами сейчас сформулируем тему нашего урока, используя ключевые слова- добро и зло в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».

Эпиграфом к нашему уроку  возьмём русскую народную пословицу « Умел ошибиться- умей и поправиться»

Как вы понимаете это выражение?

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Смотрят друг на друга и улыбаются.

Зачитывают высказывания.

Светлые краски, красный, оранжевый цвета.

Да, зло.

Чёрным цветом.

Дети работают в парах.

Учащиеся зачитывают свои варианты.

Называют тему и цели урока.

Идёт обсуждение.

2. Проверка заданного на дом

 материала. 

(Цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение)

-Стадия  вызова  «создание мотива

к обучению». 

3.Открытие нового знания.

(Цели:

  Развитие умения анализировать, делать вывод;

— развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

Осмысление    содержательная,

в ходе которого   происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Физминутка.

6. Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

7. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).

Где происходят события?

Назовите главных героев сказки?

Давайте вспомним,  почему кавалеристы оставили коня в деревне?

Как жители деревни относились к коню?

Да, была война, голод.

— Значит, что сплачивало людей?

Какими были отношения людей и коня?

Выборочное чтение

— Какая была погода? Найдите в тексте и зачитайте.

Вывод-  люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница будет работать, значит, хлеб будет.

Но что изменилось вдруг— видео эпизод «Как  Филька обидел коня»

Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

Давайте проследим за последовательностью действий Фильки.

  1. Закинул хлеб далеко
  2. Закричал : « На вас не напасёшься, христарадников, иди, копай его мордой».
  3. Наотмашь ударил коня.

Словарная работа. Христарадник –нищий, прося милостыню, всегда говорил: « Подайте, Христа ради»

Иисус Христос всем помогал. И мы должны быть добрыми и отзывчивыми.

Как поступил Филька?

Последствия Филькиного поступка

1.Слеза скатилась у коня из глаз.

Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

-Какой приём использовал автор?

-Но, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, всё когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки и на ком?

Проследим за изменениями в природе. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?

Изменилась погода- холод, стужа.

— Почему изменилась погода?

На ком отразилось зло Фильки?

1. На людях- замёрзли колодцы, мельница не могла работать, мука вся вышла.

-Какой вывод  мы можем сделать из этого?

Итак, наши слова и поступки могут повлиять на людей.

— Каким мы увидели Фильку?

-Его прозвище: « Да ну тебя?» Как вы его понимаете.

— Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

3.Трудный путь Фильки к добру.

— Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.

Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)

— Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?  

— А как мальчик вёл себя?

— Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

— Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

4.Филька осознал своё поведение.

— И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.

Обсуждение эпизода.

— Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?

— Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им?

Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».

— Но почему отказался конь от хлеба?

— Через какие глаголы нам удаётся это понять?  

— Как ведёт себя Филька?

— Почему заплакал Филька?

Обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.

— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?

— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..

 — Простил ли конь Фильку?

— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»

— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился.  Каким стал мальчик? 

. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.

-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?

Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь. Он   осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришёл он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.Значит, наш эпиграф соотносится с текстом сказки.

Итог урока. 

  — Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

 Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

— Как вы думаете почему сказка названа « Тёплый хлеб»?

— Что олицетворяет собой хлеб?

Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя никому было отказать в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только между Филькой и конём, но и бед всей деревни. Хлеб же стал  и символом примирения. Хлеб- путь к прощению, примирению.

-А что значит «тёплый хлеб»?

Когда хлеб становится тёплым?

— Когда все согреты теплом души, общая радость.

Соответствует ли эпиграф главной мысли сказки?

Какой урок вы извлекли из сказки?

Филька прошёл свою дорогу добра. Он раскаялся.

Мы видим, как Филька изменился, стал добрее.

(На подносе свежеиспечённый хлеб и соль.)

Филька прошёл свой путь добра. А ваш ещё впереди. Прикоснитесь к хлебу, символу доброты и тепла. Пусть ваши сердца наполнятся добром.

  Мы сегодня много говорили о добре и зле. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет- с теплотой, с лучиками солнца, цветом свежеиспечённого хлеба. А синий? С чем — холод, злость, мороз. Выберите цвет кружка исходя из вашего внутреннего состояния, которое осталось у вас от урока. Подойдите к солнышку и приклейте к нему свои лучики.

Домашнее задание: мини- проект « Мои добрые дела».

В деревне Бережки.

Филька, раненый конь, мельник.

Они отдавали ему всё,обделяя себя, даже сладкую морковку.

Добро, доброта.

Тёплые, доверительные. Конь не боялся людей, знал, что его покормят.

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Конь помешал ему есть хлеб.

Высказывают свою точку зрения.

Записывают в тетрадь.

Ученик зачитывает определение из словаря.

Совершил злой поступок, не проявил милосердие.

Высказывают свои мнения.

Метафора – раненая душа. Это боль, страдание, обида.  

Высказывают свои предположения.

Выборочное чтение.

Мальчик совершил зло.

Отвечают на вопросы.

Каждый человек должен отвечать за свои слова и поступки. Всё взаимосвязано.

Злым .

Дети показывают жестом руки.

Да , если поймёшь, что совершил плохой поступок.

Ответ ученика.

Он себя сравнил со злым мужиком.

Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину.

(Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

Филька верил в деда («он мудрый»)

( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).

Эпизод когда Филька угощает коня тёплым  хлебом  с солью.

  Конь не доверяет Фильке.

Испугался, попятился.

Филька заплакал перед всей деревней.

Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.

Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.

Да.

Филька стал добрым

А он не употребляет больше это выражение.

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.  Отвечать за свои поступки, слова.  Не бояться просить прощения, прощать.

Хлеб всему голова.

Испечён с любовью.

Да .

Отвечают

Под музыку « Дорога добра» приклеивают к солнышку лучики.

Записывают задание в дневник.

Конспект открытого урока литературы

в 5 классе на тему:

«Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского

«Теплый хлеб».

Тема урока: «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Образовательные:

— актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;

— формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;

— формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

— обучение обобщению прочитанного, услышанного.

Воспитательные:

— формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;

— формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие:

— расширение словарного запаса учащихся;

— развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

— развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение.

Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия, иллюстрации по сказке (каждый этап урока своя значимая иллюстрация), карточки с заданиями.

Словарная работа: литературная сказка, сюжет, эпизод, пейзаж, олицетворение, эпитет, милосердие, теплый.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап

— Вы знаете уже много сказок. Что такое сказка?

— Итак, что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете? (литературная и народная)

— Чем литературная сказка отличается от народной?

(народная: Автор неизвестен. Произведение долгое время существовало в устной форме, затем было записано собирателями сказок. Как правило, у одной сказки может быть много вариантов; литературная: Автором является конкретное лицо – поэт, писатель, сказочник. Произведение существует в письменной форме. У сказки только один вариант.)

Дома вы прочитали сказку «Тёплый хлеб». Сегодня поведём о ней разговор. В каждой сказке заключена мудрость, она чему-то учит нас. Давайте сформулируем

цель нашего урока.

Цель: Чему учит сказка «Тёплый хлеб»

II.— Кто является главным героем сказки К.Г. Паустовского? (Филька)

— Почему его прозвали «Ну Тебя»?

(Это любимое выражение Фильки.)

-Каким мы видим героя в начале сказки? Найдите в тексте.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»»

— Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула, принцип, взгляд, отношение его к жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.

— Какой нехороший поступок совершает Филька? Найдите эпизод «Жестокий поступок Фильки», с какой интонацией он их произносит? Понимает ли мальчик, что поступил плохо? (Нет. Он не переживает, не раскаивается)

-Что происходит в природе после того, как Филька совершил плохой поступок? Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что чувствует мальчик в этом завывании? (Природа плохо отнеслась к его поступку. Она против такого отношения, бессердечия. Филька ощущает смущение в душе.)

-Какое художественное средство использует автор при описании завывания ветра?

 — Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

(Когда заплакал над рассказом бабки).

-Какую легенду рассказала бабка Фильке? Найдите в тексте. Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки с Филькой». Распределение между детьми роли автора, бабки и Фильки.

— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре?

Ученики называют слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».

-Почему Филька заплакал? (Он понял, что совершил дурной поступок, обидев коня. Боялся повторить судьбу солдата, который умер от «охлаждения сердца».

-Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? (эпитет. Холодное сердце, горячие сердце)

— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»?

-Как природа реагирует на злодеяние Фильки? Кто может помочь?

3.       Анализ эпизода «Помощь мельника Панкрата»

— Зачем мальчик побежал к старому мельнику, ведь он сказал «Да ну его, Панкрата». Что с ним произошло? Обратите внимание на то, что интонация, с которой Филька обычно произносил эту фразу, изменилась. («- Да ну его, Панкрата! — сказал Филька

и затих».)

— На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? (признаться в злодействе и попросить помощи)

Решение подсказал Фильке дед Панкрат или мальчик принял его сам?

— Почему Филька не сомневался, что ребятишки ему помогут?

Ребята, конечно, могли сказать: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лед и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.

— Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

— Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!»)

— Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа.

— Что произошло в природе после того, как люди разбили лед?

— Какое выразительное средство использовал К. Г. Паустовский для создания образа природы? (олицетворение)

4.Чтение сцены прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице» до конца.

— Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил  его, поэтому простил его и конь.

Почему сказка названа «Тёплый хлеб»?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, — это своего рода  искупление вины мальчика.

— У вас на столах лежат карточки с заданиями, выполните 1 задание.

Рефлексия. Работа в парах.

Карточка №2

1.    В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить — совершить  добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе. потому что

VI.       Подведения итогов

— Что нового вы открыли для себя на уроке?

— Заинтересовали ли вас затронутые проблемы?

— Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками?

VII.      Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение на тему «Поступок, в котором я раскаиваюсь»

Задание №1

Заполните таблицу. Запишите отличительные черты народной сказки от литературной.

народная сказка

литературная сказка

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Задание № 2

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Заполните примерами из текста таблицу.

Эпитет- образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным.

Метафора- перенос значения слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.

Задание № 3

В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»? Обведите кружком номер правильного ответа и объясните свой выбор.

  1. Добрый человек – этот тот, кто не умеет делать зла.

  2. Человек становится добрым только среди добрых людей.

  3. Злое дело обязательно нужно исправить – совершить добрый поступок.

  4. Злой человек вредит прежде всего самому себе.

Мы так считаем, потому что ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные УУД: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Тип урока:  урок по закреплению знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, наглядные пособия, илюстрации,карточки с заданиями.
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока

Девиз урока: Дарить тепло другим – согреваться самому.

Орг. момент.

Учитель. Доброе утро, косички и юбочки!

Доброе утро, штанишки и чубчики!

Доброе утро, солнце и птицы!

Доброе утро! – улыбчивым лицам!

Пусть каждый станет добрей и доверчивей!

Пусть доброе утро продлиться до вечера!

Ребята, давайте же начнём наш урок с позитивной ноты: повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и добра. Ведь мы о нём так много будем говорить на сегодняшнем уроке.

2.  Мотивация.

Учитель. Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3. Целеполагание

Учитель. Ребята, о чем эта притча? Что это за волки?

Ответы. Эта притча о добре и зле, которые есть в каждом человеке.

Учитель. Да, ребята, вы правы. В каждом из нас есть доброе и злое начало. И только нам решать, какие поступки совершать: хорошие или плохие. Но каждый из нас должен понять, что зло всегда наказуемо, и вовремя остановиться, осознать свою вину. И яркий пример этому?…

Ответы. Филька из сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Учитель. Дети, обратите внимание, на том месте, где у нас обычно написана тема урока, нарисована лестница, ступеньки. Как вы думаете , что обозначают эти ступеньки и куда они ведут. Что делает человек, подымаясь по этим ступенькам (самосовершенствуется) Духовный рост человека, ведут к добру.

Учитель. Совершенно верно. (Оглашает тему и цели урока. Учащиеся записывают её в тетради).Ребята, а почему ступеньки?

Ответы. Потому что по ступенькам поднимаешься выше, а в переносном смысле усовершенствуешься.

Учитель. Вот и нам с вами, подымаясь вместе с Филькой ступенька за ступенькой , нужно проследить его путь от зла к добру. Каждая из ступенек характеризует возрастание нравственных качеств Фильки. (5)

4. Проверка домашнего задания.

Вы ознакомились с произведением «Теплый хлеб» ещё на прошлом уроке.

Почему мы относим его к сказке?

Что в ней фантастического, а что реального? (обоснуйте свой ответ)

Это народная или литературная сказка? (докажите)

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете текст. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.

Тест (Взаимопроверка)

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.(5)

5.Актуализация учебной деятельности.

Учитель. Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Филькой . Как вы думаете, какого волка вначале прикормил в себе Филька – доброго или злого? Из чего это видно? Каким мы увидели мальчика в начале сказки. Приведите пример из текста.

Ответы. Злого зверя, потому что в начале сказки мы видим его сердитым, молчаливым, недоверчивым, ленивым… ( Цитата ст. 73, 5-й абзац «Жил в Бережках… Да ну тебя! Надоела!»)

Учитель. Какой нехороший поступок совершает Филька?

Ответы. Он ударил раненого фронтового коня, который просил у него хлеб.

(Цитата ст.74, 4-й абзац от « Филька нехотя встал… до «Иди, копай!»

Учитель. Правильно. Он не только обидел ни в чём не повинного коня, которого считал своей обязанностью покормить каждый в деревне, но и бросил на землю, в снег хлеб — символ жизни. Этим Филька нарушил два священных нерушимых правила, две истины, которые прописаны в двух святых книгах всего человечества. (Цитирую отрывки из Библии и Корана о хлебе и милостыне, висящие на плакатах). А что означает полное имя Фильки. Кто выполнил это задание и узнал его значение?

(Ученица зачитывает)Филипп, в переводе с греческого «Любящий лошадей». И здесь, как видите он поступает против всех законов человечества и природы.. Автор дал это имя ему неслучайно.

Как ещё можно назвать его поступок?

Ответы. Злодейством.

Учитель. Итак, самая низкая ступенька, на которой стоит Филька в начале сказки – это злодейство. (приклеиваю надпись к 1-й ступеньке).

Учитель. Что же произошло против такого бесчеловечного поступка Фильки. Найдите цитату в произведении.(Цитата ст.74, от слов «Слеза скатилась у коня…» до «… перегоняя друг друга».

Учитель. Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? (74-75, от слов «Филька вскочил…» до «..бьет им себя по бокам».
Учитель. А вот когда Филька понял, что совершил дурной поступок вы догадаетесь, после просмотра инсценизации отрывка сказки, которую подготовили ваши одноклассники.(Инсценизация отрывка. Цитата ст.75 -76 5-й абзац от слов «Сто лет назад упал…» до «на то , что поправит дурной человек своё злодейчтво»).
Ответы.
Филька понял, что совершил дурной поступок, не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
Учитель. И что же пришло в душу Фильки после рассказа его бабушки.

Ответы. Осознание своей вины.

Учитель. Совершенно правильно, поэтому следующая его ступенька к добру – это осознание.

Учитель. И на что решается Федька после того, как осознал свою вину перед конём и жителями деревни?

Ответы. Послушав бабушку, он отправился за советом к мельнику Панкрату.

Учитель. Ребята, а что обозначает имя Панкрат?

-(ученица читает) Имя Панкрат — древнегреческого происхождения, обозначает «всевластный, всемогущий».

А что вы ещё можете сказать об этом человеке.

Ответы. Он пользуется большим уважением среди жителей деревни, как старик хитрый, учёный.

Учитель. Панкрат работает на мельнице, которая мелет муку – хлеб. Мельница – это особое священное место, поэтому возле неё и должен находится такой человек.

— И что же ощутил Филька после беседы с Панкратом? Что посоветовал Панкрат Фильке? (Цитата ст.77 абзац 5-й от конца от слов «Что же мне теперь делать…» до «…Понятно?»)

Ответы. Он раскаялся в содеянном поступке.

Учитель. Правильно, значит, следующая ступенька к добру, на которую перешёл Филька – это раскаяние. ( Приклеиваю надпись к 3-й ступеньке).

Учитель. И как же решил Филька исправить свой плохой поступок? Зачитайте мне этот отрывок. (Цитата ст.78 абзац 4-й от слов «Я, дедушка Панкрат…» до слов «…всеобщее спасение»).

— И что таким способом совершил Филька?

Ответы. Он с помощью ребят и других жителей деревни преодолел все препятствия: мороз, толстый лёд, и наконец добился того, что мельница заработала.

Учитель. Так какая же следующая его ступенька к добру?

Ответы. Преодоление препятствия.

Учитель. Правильно – это преодоление. ( Приклеиваю надпись к 4-й ступеньке).

Учитель. А смог ли Филька один справиться со всеми трудностями? За что его простил конь?

Ответы. Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь. 

Учитель. Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять, что жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.
Ответы. Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него.

Учитель. Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Ответы. Полностью искупившим свою вину.

Учитель. Правильно. Поэтому последняя, завершающая ступенька Фильки к добру – это искупление. ( Приклеиваю надпись к 5-й ступеньке).(15)

Физкультминута

Анализ описания природы.
Учитель. Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся, как менялась погода на протяжении происходя щих в сказке событий?
Ответы.

(1-й ряд). В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая…». (2-й ряд). Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
(3-й ряд). Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.

Учитель. Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа.(по четыре человека с каждого ряда).

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле.

Работа над цитатами произведения (в группах)

Учитель. Ребята, добро и его антоним зло существуют столько, сколько существует человечество. О противоборстве этих двух сил знали ещё наши предки, поэтому тема добра и зла так широко представлена в УНТ: в сказках, иллюстрации к которым вы так красочно нарисовали (указываю на выставку детских рисунков) и в пословицах и поговорках о добре и зле. Перед вами фигура человека, состоящая из 2-х половин: которые символизируют доброе и злое начало в душе человека. Давайте же достанем из сокровищницы народной мудрости поговорки и пословицы и приклеим их на ту сторону, которой они соответствуют. (Учащиеся выходят к доске, по очереди достают оттуда поговорки и пословицы и приклеивают их к соответствующей половине).

Пословицы о добре и зле.

Зло тихо лежать не может. Делай добро и жди добра. Добрые чувства – соседи любви. Добро творить – себя веселить.

Зло любить – себя губить. Доброе дело 2 века живёт.

Много у лихого силы, да воли ему нет. Жизнь дана на добрые дела.

У злой Натальи все люди канальи.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Вывод: Пословицы и поговорки о добре и зле учат нас делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив. А зло всегда приносит разочарования; злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их.

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

6. Обобщение.

Учитель. Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского. Ребята, используя данные начала предложений

Выскажите ваши размышления у по этому поводу? (Я считаю, что название деревни Дорожки, от слова дорожить, а значит, там жили добрые люди, поэтому в деревне было тепло, Но,на мой взгляд, Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Поэтому Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)

— Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. И не только Фильку, но и вас много чему научила эта история, которая произошла в деревне Бережки. А чему именно, дайте ответ на вопрос ( Метод «Микрофон»).

Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть   вашими путеводителями станут мудрые высказывания великих людей, примеры УНТ, цитаты из Святых Книг. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

1)  Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8)  Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

Томас Браун

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Григорий Богослов

15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16)  Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

17)  Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

Лактанций

18)  Между добрыми людьми — все доброе.

Цицерон

19) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Джами

20)Доброта без разума пуста. (УНТ)

21)Учись доброму – худое на ум не придет.

22)На добрый привет – добрый и ответ.

23) Никому не воздавай злом на добро, но пекись о добром перед всеми. (Библия).

24) Умей прощать, побуждай к добру и не отвечай тем же на то, что говорят тебе невежды. (Коран).

Позвольте и мне прочесть высказывание — напутствие:

Ни одного дня без доброго дела!

Роберт Баден-Поуэлл

7. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Но чтобы совершать только добрые поступки, нам нужно избавиться от злого начала – волка. У каждого из нас он разный: лень, неряшливость, неласковость, равнодушие, легкомислие … От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?Предлагаю заточить наши слова и высказывания в черный ящик.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.

7.      Домашнее задание. Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1)      создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по 5смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка; 

2)      написать письмо Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Возможно, когда-нибудь вы вспомните об этой черной коробке и обсудите проблемы, связанные с ее «обитателями».

Этап 2

Актуализации и пробного учебного действия

Ребята, послушайте стихотворение Нины Герасимовны Гурьевой, автора многочисленных поэтических сборников, нашей землячки (фото на слайде, текст стих-ия на столах):

Дорога домой

Музыка снега,
Колокол неба,
Вьётся дорога домой.
Детская нега,
Запахи хлеба
От колыбели родной.

Тёплые руки,
Нежные звуки
Тихо звенящей души.
Тёплая печка,
Яркая свечка-
Образ родимой избы.

Корочка хлеба,
Колокол неба-
Этим всегда дорожу.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?(тема, идея). Какое прилагательное встречается несколько раз? Каково лексическое значение слова «теплый» в этом стих-ии? А что еще может быть теплым? (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

— Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Назовите слова-символы этого стихотворения, олицетворяющие родной дом и теплые воспоминания о нем? (Хлеб)

Ребята, назовите тему урока, опираясь на ключевые слова: теплый и хлеб?

А как можно объяснить словосочетание «тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (возможно, затрудняются ответить сразу)

Этап 4

Открытие нового знания

— К.Г.Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. Не случаен интерес писателя к теме детства, времени становления человека, когда душа особенно восприимчива к прекрасному, к справедливому, к гуманному. К.Г.Паустовский как добрый друг, рад помочь хорошим советом, поучительным примером. Писатель говорил: « Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повел его за собой в жизнь, полную событий и света».

Давайте вспомним сюжет сказки, а для этого восстановим план, пункты которого рассыпались (работа в парах)

Проверьте полученный вами план с тем, что вы видите на экране, у кого получилось так же,

Раненый конь, которого оставили в деревне

Филька жестоко поступил с конем, просящим хлеба

Конь разозлился, и в деревню пришел сильный мороз

Рассказ бабушки о солдате

Мальчик Филька у мельника Панкрата

Спасение мельницы

Мороз отступил

— Как называется деревня, в которой происходят события? (Бережки)

-Что вы можете сказать о названии деревни Бережки. От каких слов образовано это название? (от слов «беречь», «оберегать»). Какова роль уменьшительно-ласкательного суффикса в названии (выражение нежного, ласкового, любовного, тёплого отношения к деревне). – О чём это говорит?(Люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить добро окружающим).

В этой деревне пахнет хлебом, он становится символом жизни.

— Найдите описание деревни. (Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки») (с. 73-74)

— Какая была погода? (Тихая, спокойная зима). – О чём это говорит? (Люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет).

-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

— Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? (немецкий снаряд ранил в ногу вороного коня).

— Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? (он пожалел коня, вылечил его, конь стал ему помогать чинить плотину, терпеливо возил глину, навоз и жерди).

— Как жители деревни относились к коню?(Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей. А ведь была война, голод). А ведь была война, голод. Вспомните рассказы своих бабушек (прабабушек и прадедушек) о тяжёлых годах войны.

— Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент (стих-ие Зайцевой Любови Яковлевной, участницы трудового фронта, она сама сочиняет стихи, в котором рассказывает о своем тяжелом детстве).Как тема нашего урока связана со стих-ем? Благодаря чему выжили люди в тылу во время ВОВ? (благодаря хлебу). Что сплачивало их? (Доброта)

— А что же случилось в Бережках?! Обратимся ко второй части «Бездумный поступок». Прочитайте описание отрывка, когда Филька совершил бездумный поступок (читает учащийся, остальные следят и ?). (Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!») (с. 74)

-Какой жестокий поступок совершает Филька? (Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег, называет его дьяволом и христорадником. Обидеть раненого коня, который жил под милосердием добрых людей). — А мы выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни.

— Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя («Слеза скатилась у коня из глаз»). Животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

— Понимает ли мальчик, что поступил плохо? (Он не переживает, не раскаивается)Осуждаете ли вы Фильку? Как бы вы поступили на его месте?

Дети, перед вами стикеры двух цветов: синие и красные. Как вы думаете, какой больше подходит для характеристики Фильки после жестокого обращения с конем? Напишите на стикерах синего цвета черты характера, которые проявил главный герой по отношению к животному и прикрепите их в левой колонке на ватмане у доски.(злой, жестокий, эгоистичный, жадный, бессердечный).

— Обратимся к третьей части сказки «Беда».

— Вспомним, что происходит в природе после того, как Филька совершил плохой поступок (читают):

Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна (с. 74-75)

— Какой должна быть интонация чтения?(тревожная)

-Какие художественно-выразительные средства использует автор? Какова их роль в тексте? Найдём их и ответим на вопросы в карточках. Высказывания нужно подтверждать текстом. Работа будет проходить в группах.

1 группа: Найдите олицетворения и эпитеты в тексте. Какова их роль? «И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей,неслись на деревню, шурша,крутясь, перегоняя друг другаРевела, обезумев, метельМетель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».

эпитеты(голых деревьях; колючий мороз, пронзительный ветер; мёрзлая солома; оторванные ставни; снежная пыль; окрестных полей; небесному своду) –

Вывод: эпитеты помогают не только увидеть картину, но и почувствовать.

олицетворения помогают увидеть природу живой.

2 гр.работает со схемой

УРОК : Нравственные уроки в произведении К.Г. Паустовского

«Теплый хлеб».

Дата: 27.06.17 г.

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 5

Количество присутствующих: 15

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

5. ПО2 Понимать содержание и определять основную мысль произведения при поддержке учителя;

5. ПО4 составлять простой план произведения при поддержке учителя;

5.АИ3 высказывать свое мнение о поступках героев, оформлять свое представление в виде схем, постеров;

5.ОС1 участвовать в обсуждении произведения, высказывая свои мысли и чувства.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

1.Понимать содержание и определять основную мысль произведения при поддержке учителя.

2. Составлять простой план рассказа при поддержке учителя.

3.Участвовать в обсуждении произведения.

Большинство учащихся смогут:

1.Понимать содержание и определять основную мысль произведения самостоятельно.

2.Составлять простой план рассказа с использованием цитат при поддержке учителя.

3.Участвовать в обсуждении произведения, высказывая свои мысли, оформлять свое представление в виде схем, постеров.

Некоторые учащиеся смогут:

1.Понимать содержание и определять основную мысль произведения самостоятельно.

2.Самостоятельно составлять простой план произведения, выделяя элементы композиции.

3. Участвовать в обсуждении произведения, высказывая свои мысли и чувства.

Языковая цель

Учащиеся могут:

  • Понимать содержание и определять основную мысль произведения, высказывать свое мнение, указывать причину и следствие события,оформлять свои мысли в виде сплошных и несплошных текстов.

Ключевые слова и фразы:

Рассказ, композиция, сюжет, эпизод, милосердие, добро, отзывчивость, поступок, раскаяние, искупление, прощение.

Полезные фразы для диалога/письма:

  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?

  • Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?

  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?

Вопросы для обсуждения:

Можете ли вы сказать, почему…?

Письменные подсказки:

Предыдущее обучение

«Теплый хлеб» К.Г. Паустовский. Повторить литературный жанр как форму, соответствующую одному из трех литературных видов – эпосу, лирике и драме.

План

Планируемое время

Запланированные задания

Ресурсы

Начало

5 минут

Скрытая дифференциация.

Инд.р.

  1. Создание коллаборативной среды.

Приветствие и пожелание друг другу. «Круг радости и пожеланий».

Деление на группы. Карточки с ключевыми словами. «Добро» — для базового уровня обученности, «Милосердие» — для продвинутого, «Отзывчивость» — для высокого.

  1. Выход на тему. Лексическая работа с ключевыми словами при помощи словаря.

— Какое слово объединяет их? На доске слова: «нравственность, поступок, помощь».

Тема урока: «Нравственные уроки в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Запись темы урока в тетради.

  1. Целеполагание.

— Какие цели вы поставите на урок?

Прописывают на стикерах, выбирая из предложенных на доске.

Карточки для каждого уч-ся подписаны.

Словарь

С. Ожегова, рабочие тетради.

ИД

Стикеры

Середина

30 минут

5 мин.

10 мин.

3 мин.

10 мин.

Работа в парах

2 мин. по оцениванию

Самостоятельная работа- 5 мин

Ребята, вы уже знакомы с жанром сказки и рассказа. Вы прочитали произведение «Теплый хлеб» и увидели признаки этих жанров. На прошлом уроке мы находили признаки сказки и рассказа (сказочное и реальное). Теперь вспомним и в группах заполним органайзер на общее и различное в этих жанрах.

Г. Задание 1.Составьте «Диаграмму Венна», сравните эти жанры и найдите их признаки в произведении «Теплый хлеб». Опрос начать с гр.Б (базовый уровень), затем дополнят — П (продвинутый), заканчивают и обобщают В (высокий).

ФО: Взаимооценивание «Светофор»

Г. Задание 2. Дифференцированные задания.

1 гр. –Б. С помощью графического органайзера «Гора истории» составить простой план рассказа.

2 гр. П.- составить план рассказа, используя цитаты из текста.

3 гр. В.- составить план и выделить элементы композиции рассказа.

!!

Защита постера.

ФО: Взаимооценивание групп «Словесный комментарий».

Физминутка. Разминка. Встали, потянулись вверх, повороты вправо-влево. А теперь внимание! «Верно»- хлопаем, «неверно» — топаем. Закрепляем предыдущий теоретический материал.

«Теплый хлеб» написал К.Г. Паустовский.

«Теплый хлеб» — это лирическое произведение.

Это драматическое произведение.

Это эпическое произведение.

Молодцы! Садитесь в пары (по желанию). Продолжаем работать!

П. Задание 3. Ребята, сейчас в парах вспомните все события, происходящие в рассказе, и подумайте, почему это произошло, по какой причине?

Заполните вашу «Рыбью кость» таким образом:

сверху — причина поступка героя, а внизу – следствие этого. Например, скажите, почему Филька – не уважает никого, злой, жестокий ? (Причины – сирота, живет с бабкой, часто недоедает). А почему конь обиделся на Фильку? ( Бросил ему хлеб в снег).

Определите главную мысль произведения и сделайте вывод, чему учит нас этот рассказ.

Учащиеся в парах работают с графическим органайзером, затем пары обмениваются работами и оценивают других по критериям в таблице.

ФО Критериальное оценивание в парах.

Критерии

Дескрипторы

Балл

1

Умеют выявлять причинно-следственные связи событий рассказа.

1.Выявляют 4-5 причин событий и их следствие.

2. Выявляют не все причины (2-3) событий и их следствие.

2 б.

1 б.

2

Умеют определять главную мысль произведения.

1.Самостоятельно определяют главную мысль и формулируют выводы.

2. Определяют главную мысль, при поддержке учителя делают выводы.

2 б.

1 б.

3-4 б. – «Достиг», 1-2 б. — «Стремится».

Сделать вывод: Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство». Первый шаг мальчик сделал сам: он добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату и изобрел спасение от стужи. Филька подобрел: его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил  его, поэтому простил его и конь. Этот рассказ Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своего произведения. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, — это своего рода  искупление вины мальчика.

Задание 4. По данной иллюстрации с помощью органайзера «Облако мысли» опишите мысли и чувства Фильки и Мальчика.

Проверка: Зачитать по желанию (3-4 уч-ся).

ФО: Аплодисменты.

Листы А4, маркеры

Сигнальные карточки

Учебники

Листы А4, маркеры

Учебники

Графические органайзеры и таблицы.

ИД

Иллюстрация к выводу.

Конец

5 минут

Фр. опрос

Инд.р.

Диф. задание.

— Что нового вы открыли для себя на уроке?

— Были ли интересны вам вопросы, которые мы обсудили на уроке? Почему?

— Заставил ли наш разговор задуматься над своими поступками? Всегда ли вы по-доброму относитесь друг к другу?

— Достигли ли вы целей, поставленных на уроке?

ФО: Если да, то прикрепите стикер на «Лестницу успеха»

Задание 5. Творческое письмо.   Домашнее задание:

1. Написать мини-сочинение на тему: «Поступок, в котором я раскаиваюсь» или речь Фильки, с которой он обратится к ребятам за помощью ( 5-6 предложений).

ИД

«Лестница успеха»

Дополнительная информация

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
поддержка ИКТ
Ценности

  • Группа с высоким уровнем обученности выполняет работу самостоятельно, составляют «Гору истории» с использованием элементов композиции и подборкой эпизодов из текста к ним.

  • С помощью приемов формативного оценивания, критериального оценивания с целью улучшения процесса обучения учащихся.

  • История, самопознание, русский язык, физминутка, психологический настрой, ИКТ, нравственные ценности: доброта, взаимопомощь, толерантность, отзывчивость, милосердие, уважение к труду.

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся?

Какой была атмосфера обучения?

Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?

Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

Цели урока были реалистичными, достижимыми, поэтому, думаю, что будут достигнуты на уроке.

Учащиеся научатся составлять простой план и определять главную мысль произведения, выявлять причины поступков главного героя и следствия этих поступков.

Атмосфера должна поддерживаться доброжелательной и комфортной.

Считаю задания успешными, дифференциация создаст ситуацию успеха для каждого ученика.

Рациональное использование времени предусматривается. Каждый этап урока и каждое задание расписано по времени в минутах. Возможны отступления от плана, дополнительно запланирована викторина по произведению.

Итоговое оценивание

Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)?

1:

2:

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)?

1:

2:

Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока?

Цели:

  • Осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки
    Паустовского “Теплый хлеб”.
  • Отработка навыков работы учащихся с элементами комплексного анализа.
  • Воспитание нравственности, любви к живому.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского,(рисунок учащегося)
  • муз. фрагмент, изображающий вьюгу, пургу,
  • муз. фрагмент из “Твин-Пикса”,
  • схема построения рассказа-сказки,
  • схема построения системы образов,
  • каравай свежеиспеченного хлеба и соль.

Оформление доски:

Портрет Паустовского.

Сказка К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”

Эпиграфы:

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует cтремиться к прекрасному.
К.Паустовский

Чему учит сказка “теплый хлеб” ?

(Схемы делаются постепенно в ходе урока)

Предварительное домашнее задание:

1) отработать выразительное чтение по тексту сказки “Теплый хлеб”,
2) повторить статью о сказках, стр. 9–10, 1 часть учебника литературы,
3) знать особенности строения сказки,
4) нарисовать иллюстрацию,
5) иметь ручки с синей и красной пастой.

Ход урока

1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается
пурга:

…Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел
пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог
найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая
солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев
метель…А к ночи на деревню пал мороз.

(Звучит фантастическая мелодия из кинофильма “Твин-Пикс”.

…За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями
стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и
между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы
подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась
бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали,
как стеклянные. Воздух колол грудь.)

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)

– А кто автор этой сказки?

(Ее написал К.Г.Паустовский)

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?
(Мальчик Филька обидел раненого коня).

– Совершенно верно. А как и почему это случилось и чем дело завершилось мы с
вами и будем выяснять на уроке. Хорошо, ребята? (Хорошо)

– Итак, запишем тему урока и эпиграфы

(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:

В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы
помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы
соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)

II. Работа по теме урока

– Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?

(Волшебные сказки состоят из 3 частей)

– Как называются эти части?

(Они называются: зачин, развитие действия и концовка)

– А в нашей сказке традиционный сказочный зачин?

(Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том
же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).

– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?

(Она наполовину сказочная, наполовину реальная).

– Давайте вычертим схему построения сказки.

Зачин – развитие действия – концовка

– Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?

(Бережки)

– Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?

(Коня звали Мальчик).

– В какой части сказки мы об этом узнали?

(В конце сказки, стр. 11).

– Обозначим круг персонажей сказки

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята
из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во
все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?

(Конь? Панкрат? Филька?)

– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интрии.

Начнем строить схему системы образов нашей сказки.

Значит, мы определили главного героя, он у нас будет в центре схемы, а все
остальные персонажи – вокруг него. Теперь будем внимательно двигаться по
содержанию сказки, рассматривая и оценивая поступки Фильки и черты его
характера.

– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр. 4–5, внизу).

– Почему он жил с бабкой?

(Сирота)

– Почему Филька такой злой, недоверчивый?

(Мало видел добра, не доверял людям)

– Как случилось, что он обидел коня?

(Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к
хлебу, наверное, испачкал его)

– Как Филька назвал коня в злобе?

(Христарадник)

– Что такое “Христарадник”?

(Человек, который просит подаяние Христа ради)

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал
причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку – бабке)

– Чем помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного
мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)

– Опишите мельника Панкрата.

(стр. 4, второй абзац Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята
считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)

– Чем помог мельник Панкрат Фильке?

(Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать
и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу,
спасти людей от голода)

– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.

(стр. 8, сверху “Брось реветь…”)

– Что же придумал Филька?

(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить
воду для мельницы)

– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?

(Он созвал стариков в деревне)

– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка
и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?

(Это сорока и летний ветер)

– Как сорока помогла мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его
прилететь в деревню и принести тепло)

– А что сделал теплый ветер?

(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть
лед и освободить воду для мельницы)

– Каков же результат взаимодействия всех помощников?

(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть
муки для жителей деревни и напечь хлеба)

– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг,
сумел ли исправить свою ошибку?

(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и
мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы
исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к
прекрасному.

– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с
конем (стр. 11).

(В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)

– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся
и сделаем спортпаузу.

– Внимание! Наша схема на радостях превратилась в цветок жизни. Дорисуем ее.

Ребята дорисовывают схему и отвечают на вопрос: Чему же учит сказка
паустовского?

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить
станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо
бояться покаяться и исправить ошибку.)
Так и сделал герой сказки –
Филька.)

– А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник
назвал Фильку?

(Он назвал Фильку бессмысленным гражданином)

– Как это понимать?

– А как можно назвать Фильку в конце сказки?

(Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином)

– А что ж такое гражданин?

(“Отечества достойный сын”)

– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?

(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая
его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое
человеческое достоинство.)

– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один
образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего
произведения.

III. Творческое задание

– Теперь последнее задание.

– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти
такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь
в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не
забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

Образец.

Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!

Учитель собирает рисунки учащихся и делает из них выставку.

IV. Домашнее задание.

– А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с
которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо
дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые
помогли Фильке подружиться с ребятами.

Тема урока. Нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель урока:

  1. Продолжить работу по развитию навыков словесного рисования, обучению портретной характеристике.

  2. Анализировать произведение, опираясь на законы композиции, писательскую задачу, выявление средств художественного изображения (пейзаж, сравнение, олицетворение, метафора).

  3. Развивать навык коллективной творческой работы.

Оборудование урока: книги К.Паустовского, портрет писателя.

Ход урока.

— Если бы понадобилось пересказать сказку «Тёплый хлеб» одним предложением, как бы вы это сделали?

(Ответ нельзя построить, не употребив союзы, сложную конструкцию. Отрабатывается навык построения предложения.)

— Кого бы вы назвали главным героем сказки? Какие проблемы сказки выделили бы? Об этом сегодня наш рассказ. Этому мы посвящаем исследование текста.

У нас сегодня всё необычно, потому что вместе легче искать ответ на трудный вопрос. Так ведь и в сказке: всем миром очистили реку ото льда, спасли мельницу, а значит- спасаем жизнь.

У вас на столах задания.

На выполнение их отводим 10 минут. Распределите обязанности и работайте.

Задание группе № 1. Стилисты.

Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.

Как ведёт себя метель? Какое средство художественного изображения использует автор? Слова какой части речи использует автор и почему?

Определите функцию пейзажа.

Обратите внимание на фразу: «Сквозь метель Филька слышал тонкий и короткий свист- так свистит конский хвост»…

Задание группе № 2. Философы.

Эпизод «Диалог бабки и Фильки».

Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?

Выборочное выразительное чтение эпизода.

Какова его композиционная роль?

Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?

Задание группе № 3. Театральная группа.

Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».

Как характеризует Фильку его рассказ?

Как вы понимаете выражение «бессмысленный человек»?

Общий вопрос: О чём хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?

Задание группе № 4. Аналитики.

Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».

Какие слова убеждают нас в том, что жизнь вернулась в деревню?

Почему радость оказалась неполной?

Задание группе № 5. Лингвисты.

Эпизод «Филька просит прощение у коня».

Какова роль мельника? Ребят?

Какие чувства стали испытывать главные герои?

Сохранится ли за Филькой прозвище «Ну тебя»?

Задание группе № 6. Лингвисты.

  1. Выясните по словарю значение слова «тёплый». Какое значение слова отражено в названии сказки?

  1. Выясните значение слов

лютый-

злодейство-

нашкодить-

христорадник-

Как эти слова характеризуют героев и обстоятельства?

3. Какие выражения сказки могут стать поговорками?

  1. ……

  2. ……

  3. ……

  4. ……

  5. ……

  6. ……

  7. ……

  8. ……

4. Является ли произведение только сказкой или в нём есть признаки другого жанра (рассказа, были)?

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

По окончании творческой работы идёт обмен знаниями.

Мои комментарии к каждому этапу.

  1. Выступление 1 группы.

(Функция пейзажа)

В поступке Фильки проявилось неуважение к коню, а значит — ко всей природе. Филька спугнул своё счастье. Помогать нищим, больным, сиротам- основа поведения человека. Это от веры, от жизни. Филька нарушил главную заповедь, навлёк зло на всю деревню.

  1. Анализ эпизода «Диалог бабки и Фильки».

И солдат, и конь пришли за помощью к людям. Оба они были ранены в боях за Родину.

Им дали хлеб, но с такими злыми словами, что унизили и оскорбили самим поступком.

Легко ли Фильке идти к мельнику? Вопрос всему классу.

  1. После ответа 3 группы.

А Панкрат, называя Фильку бессмысленным человеком, надеется, что мальчик будет чистым человеком, весёлым, таким, как ребята из деревни.

  1. После работы 4 группы.

Общая радость передалась Фильке. Но без прощения обиженного им коня полного счастья не было.

Много мудрости у Панкрата, у бабки. Немалые годы прожиты. Мудрость свою они предают молодым. Это и есть жизнь.

  1. После работы 6 группы.

Когда хлеб бывает тёплым? Когда в него вложены любовь, уважение к людям, душевное тепло.

Конечно же, это сказка- быль.

В будущем мы встретимся с произведением такого жанра,, читая кладовую солнца М.М. Пришвина.

Итоговый вопрос:

Что нового вы открыли в себе, в окружающем мире после прочтения сказки- были «Тёплый хлеб» К. Паустовского?

Ответы каждой группы.

Фотография писателя.

Почему для сегодняшнего урока я выбрала именно эту?

Подведение итогов.

На уроке русского языка мы будем работать над изложением по тексту сказки «Тёплый хлеб».

Домашнее задание.

Ответить на итоговый вопрос урока письменно. Напишите сочинение- рассуждение «В чём помогла мне разобраться сказка- быль К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

4

  • Нравственные уроки сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Нравственные уроки произведений современной литературы 6 класс сочинение родная литература
  • Нравственные уроки повести станционный смотритель сочинение
  • Нравственные уроки повести капитанская дочка сочинение
  • Нравственные уроки повести бедная лиза сочинение рассуждение