—Итак, давайте попытаемся понять, что нам хотел сказать Пушкин, написав эту сказку? Чему он нас хотел научить?
—Свою первую сказку Пушкин пишет в 1831 году, вскоре после женитьбы. В основе сюжета лежит история семьи.
—Как вы считаете, почему Пушкин взялся за сказку, услышанную в детстве, именно сейчас, когда он стал мужем и главой семьи?
—Так кто же счастлив в нашей сказке? Давайте вернемся к системе образов.
—На дом вам было дано задание – подумать, о чем могли мечтать главные герои сказки, в чем заключается их счастье? Давайте спросим у героев сказки.
—Мы с вами говорили, что в сказке Пушкина, как и в других сказках, все герои делятся на две группы: положительные и отрицательные.
—Итак, отрицательные герои. Слово предоставляется Ткачихе и Поварихе.
Повариха : — Мне хочется, чтобы сыто, тепло жилось, чтобы дом был — полна чаша.
Ткачиха: А мне хочется, чтобы нарядов было много, больше даже, чем у заморских принцесс.
—Ребята, к чему привело такое представление о счастье? (Царицу решили погубить, царя не пускали на остров к Гвидону, придумывая каждый раз все новое и новое чудо.)
—Пушкин в конце сказки наказывает героинь?(В конце сказки им было очень стыдно). (Поэт их не наказывает, а прощает, он хочет показать, что они не плохие, у них просто неправильное представление о счастье)
—В чем заключается их неправильное представление? (Счастье искали не в своей душе, а в материальных благах и когда они увидели, что у царевны их больше, то в их сердце закралось чувство зависти.)
—И к чему же привело их это чувство? Они стали счастливыми. (Другим стало плохо, а им хорошо)
—Но жили они как все это время? (В постоянном страхе и в конце испытали чувство стыда).
—Вам знакомо чувство зависти? Как вы с ним боретесь?
—Давайте сделаем вывод: Такое представление о счастье, зависть к благополучию других, могут сделать несчастными не только людей, которым вы завидуете, но и вас самих.
—О том же говорит нам Господь в 10 заповеди? Как вы ее понимаете? Радуйся тому, что у тебя есть, спокойно относись ко всем своим неудачам, а за все хорошее, что у тебя есть, не забывай благодарить Бога. Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это и будет дар Божий. Только не завидуй, зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей.
Не жалей ничего, что у ближнего твоего.
—Итак, Ткачиха и Повариха, может ли человек найти счастье в материальных благах жизни?
Физминутка
—Теперь давайте вспомним, где же искали счастье и в чем оно заключается у тех, кому так завидовали Ткачиха с Поварихой?
—Как вы, Царица и Гвидон, себе представляете счастье?
Царица: Я б для батюшки царя родила богатыря. И хочу я воспитать настоящего богатыря – воспитать доброго, сильного, смелого, любящего защитника семьи и своей Родины.
—Вспомните, кто такой богатырь?
( Идеал русского мужчины).
—Как вы считаете, ей удалось осуществить свою мечту? Почему? (из бочки вышел и тем самым спас свою мать, убивая коршуна, вступает в борьбу со злом и спасает Царевну, жертвуя своим ужином)
—Как Гвидон и Царица были вознаграждены? (Целый город увидели с утра).
—Царица достигла своего счастья?
—Город-это материальное благополучие? Они к нему стремились?
Вывод: Получается, что они не стремились к материальному благополучию, а получили в награду за свою доброту.
—А теперь предоставим слово Гвидону.
Гвидон: А для меня было бы счастье, если бы отец и мать встретились, никогда не расставались и весь свой век прожили в согласии и любви.
—Что дается ему в награду за заботу и любовь к своим родителям? (Любовь Царевны Лебеди).
—За что она его полюбила? Пушкин дает нам его портрет? (она полюбила его за внутреннюю красоту, за то, что он добрый, смелый, не побоялся встать за силу добра).
— Часто бывает в жизни, ребята, что семьи рушатся по навету чужих людей?
—Какое чувство остается в душе обычно? А Гвидон был обижен на отца?
—Чтобы вернуть отца, какое чувство нужно было побороть Гвидону в своей душе? (Обиды) Ему трудно это было сделать?
—Что помогло ему это сделать? (Мать не будет счастлива, если он будет держать обиду в душе, и отец не будет счастлив, испытывая тоску по любимой жене и ребенку).
—Почему первым, кого встретил князь Гвидон, были коршун и Царевна Лебедь? (Желание увидеть отца не возникнет, если в душе останется обида)
—Так кто же такой коршун?
—Какое чувство воплощено в образе Лебедя? (Любви).
—Что же помогло Гвидону вернуть отца и воссоединить семью? (Любовь).
—Когда в вашей жизни возникают размолвки с родными людьми, обида может помочь?
—А во время ссоры, испытываете вы чувство счастья? Вам обидно? Легко ли расстаться со своей обидой?
—Давайте подумаем, если бы Гвидон остался с обидой, он был бы счастлив?
—Вывод. Какой мы сделаем вывод? Чтобы быть счастливым, нужно прощать своих обидчиков. Обида не дает раскрыться любви, а это единственное чувство, которое может соединить людей.
—Однажды у Господа тоже спросили: «Сколько раз нужно прощать своим обидчикам? Довольно ли будет простить ему до семи раз?»». Кто помнит эту притчу?
На что Он ответил:
«Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз».
—Остался еще один герой – царь Салтан – глава семьи. Он отрицательный или положительный герой?
-В чем вина Салтана?
—Как к нему автор относится, а в итоге он царя награждает?
— О чем он будет мечтать? В чем счастье видит царь Салтан?
Салтан: А я мечтаю увидеть свою любимую жену и своего ребенка.
Диалог учителя и Салтана.
—Хочешь, мечтаешь, так почему же не едешь, когда князь Гвидон зовет тебя в гости?
-Но я же не знал, что там мои жена и сын.
—Как вы думаете, почему Гвидон выпрашивает у Царевны то белку, то витязей, а потом царевну? Он хочет, чтобы это у него было, чтобы он мог похвастаться? (Хочет привлечь царя).
—Действительно, он только необычным мог привлечь царя Салтана.
—что же заставило царя Салтана отправиться в путь, ведь он не знал, что там его сын?
Диалог.
-Я же не знал, что там.
—Но тебе же рассказали, что там
Град на острове стоит,
Со златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
—У меня свой город богатый.
—Но там же
Белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…
-Ну и что, у меня свое золото в сундуках лежит.
—Там же
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
-Да у меня свое войско имеется.
—И только тогда, когда ему говорят про чудо — Царевну Лебедь, царь Салтан отправляется в путь. Чудо в сказке всегда появляется тогда, когда герой не может сам что-то сделать.
—Давайте посмотрим, как Пушкин описывает Лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава… (стр. 136-137)
—Пушкин прописывает нам, какое у нее лицо, глаза? (Описывает как что-то материальное?)
—Она описывается как свет какой-то, как чудо.
—А мы только что говорили, что царевна-любовь у Пушкина. Нельзя было материальными благами увлечь царя, но на зов любви его сердце сразу откликнулось,
Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не шутя. –
Нынче ж еду!» Тут он топнул,
Вышел вон и дверью топнул.
—Совершенно верно, царь Салтан почувствовал, что родное там, что это – Божий промысел.
—Вспомните, как встречает князь Гвидон отца. (Гвидон-богатыри-белка-княгиня-царица). Княгиня и именно она ведет свекровь.
—Почему не Гвидон, а царевна Лебедь? Воплощение любви. Этим Пушкин хотел показать, что царица всегда любила царя, все ему простила, в ее сердце не осталось обиды.
—Чем заканчивается сказка? (Царь Салтан простил, не наказал обидчиков.)
—А автор как к нему относится? (награждает, прощает)
—Но обычно в сказках, зло наказывается ? Почему здесь Пушкин эту традицию нарушает, и царь прощает Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху? В его сердце была любовь, а там, где истинная любовь, там нет места чувству мести. Любовь в этот момент не дает мстить. Все же счастливы. Кроме того, Ткачиха с Поварихой, сватьей бабой Бабарихой наказаны чувством стыда.
—Как об этом говорится в сказке?
—Почему они пошли на грех? Они же плохие были не всегда.
— Салтан увидел их раскаяние и понял, что их не нужно уже наказывать. Зло в обычных сказка – зло, оно с самого начала зло, а в сказках Пушкина – обычные люди, чувство зависти заглушило эту любовь, и поэтому они совершили зло. А когда они раскаялись, то чувство покаяния уничтожило эту зависть, они вновь стали добрыми людьми.
—Где они искали счастье? (Во внешних, материальных благах, а нужно было в душе)
—Где же скрывается истинное счастье? (в душе человека)
—А в чем оно заключается? ( В любви)
—Поняли бы это ткачиха с поварихой, если бы царь их наказал? (Никогда).
—Мы можем с вами только надеяться, что они больше такими не будут.
—Вывод: если бы Салтан не помиловал, они почувствовали бы, что такое любовь и что любовь — основа счастья?
Нравственные уроки в сказках Пушкина
Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.
Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.
Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.
Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.
В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.
Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.
Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).
Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.
Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.
Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.
Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.
Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.
Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.
Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».
Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.
Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.
Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.
Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.
1
В чем нравственный смысл «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
1 ответ:
2
0
Сказка ложь, но она содержит урок для добрых молодцев. Урок нравственный. О том что хорошо, а что плохо. Как можно поступать, а как нельзя.
Завидуя лютой завистью удаче своей сестры в сказке про царя Салтана, считая что ее жизнь сложилась удачне, чем у них, ткачиха с поварихой строят козни против молодой царицы
они клевещут, занимаются подлогом . И оболганную царицу с ребенком- царским сыном и наследником помещают в бочку и бросают в море на верную смерть. Но они спасаются. А вольготная жизнь ткачихи с поварихой и сватьей подле царя заканчивается, правда становится известна. Пушкин осудил зависть и подлость. Сестры осознают ужас своего предательства, просят о прощении. Мне кажется, что это главный нравственный урок сказки. Раскаяться в содеянном, осознать, преодолеть злобу, зависть, коварство. Встать на путь исправления. Пушкинский царь Гвидон поверил в то, что сестры смогут исправиться и отпустил их с миром.Эта милость к павшим тоже нравственный урок Пушкина.
Читайте также
Первое чудо — это белочка, грызущая орешки.
Рисуем сначала домик, затем прорисовываем детали домика и саму белку. Далее рисуем узоры на домике, где сидит белка. Они резные, красивые. В самом конце дорисовываем мелкие детали, сияние от золотой скорлупки и раскрашиваем.
Второе чудо: 33 богатыря, которые в чешуе, как жар горя.
Всех 33 богатырей нарисовать трудно на одном рисунке, поэтому можно нарисовать 6-7 богатырей, а остальные предположительно будут располагаться за спинами.
Во главе дядька Черномор, его рисуем первым. Сначала голову, затем туловище. Дорисовываем лицо и бороду, а также рисуем щит. За спиной рисуем остальных богатырей, но они молодые, поэтому их рисуем без бороды. Можно нарисовать кольчугу. Ноги не рисуем, так как они выходят из моря. Далее рисуем море и горизонт с небом.
Третье чудо: царевна Лебедь.
Сначала рисуем овал лица, далее лицо и корону.
На короне рисуем звезду.
Далее рисуем контур туловища, после чего оформляем платье.
Теперь рисуем море, добавляем мелкие детали
Заканчиваем рисунок, добавляя детали.
На этот впрос Пушкин дает ответ строками сказки. Юный князь Гвидон присутствует в образе насекомого у своего отца царя Салтана. Он уже покусал раньше своих тетек-ткачиху и повариху. Но на этот раз речь ведет баб Бабариха. И вот строки сказки»Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:» Если Гвидону Бабариха бабушка, то царю Салтану -теща.
До церемонии Евровидение-2019 осталось совсем немного, примерно четыре месяца с небольшим.
Один из крупнейших музыкальных конкурсов мира будет проходить в Тель-Авиве с 14 по 18 мая 2019 года.
Однако, организаторы конкурса уже готовятся к нему с полной силой.
В Израиле уже придумали логотип, представляющий песенный конкурс «Евровидение-2019».
Лозунг этого грандиозного мероприятия будет звучать «Позволь себе мечтать», а дизайн логотипа представлен в виде трех сияющих вместе треугольников.
Со слов хозяев конкурса, говорится, что и дизайн сцены будет похож на логотип.
По моему мнению получилась прекрасная и оригинальная задумка, полностью соответствующая такому мероприятию.
Natus esse beatus,
здесь не имеется в виду общаг студентов или работяг, их не было в ту пору, 200 лет назад.
И здесь не зря с искусством рифмовалось чувство, потому что грустно
Для души поэта невыносимая нудота эта, когда жуется как позавчерашняя котлета
Тоска несносная обыденной практичности, столь изумительная утонченной личности, пропитанной духами поэтичности.
Искусство общежительства должно быть радостным прежде всего, и душу греть разнообразием фантазии оно должно,
Вниманием приветливым отмечено, искусство призвано внести в жизнь как мужчины, так и женщины нечто сердечное
И очень личное, и огонек реального контакта запомнится, а не забудется когда-то.
Есть смысл, но на определенные категории товаров и если есть возможность подождать.
1) Если Вам нужно купить что-то брендовое, совместные закупки позволяют значительно экономить. Например, я мерила в бутике дорогое белье, отложила подумать, а дома заглянула на сайт совместных покупок и посчитав выяснила, что итоговая цена на 30% выгоднее, заказала, через месяц получила товар.
2)Если Вам нужно много однотипных подарков для организаций или к праздникам, можно заказать заранее. Например, я так заказывала детские игрушки, кожаные подарки родным к НГ и 8 марта, 23 февраля
3) Можно дешевле приобретать даже всякие бытовые мелочи типа туалетной бумаги или мешков для мусора, стирального порошка, не говоря уж о конкретных шампунях-бальзамах. Конечно на распродажах и акциях можно такие вещи тоже выгодно приобрести, но не всегда есть товар, нужно его вылавливать.
4) можно дешевле приобрести всякие широко рекламируемые товары — например расчески тангл тизер, червячок байла, всякие товары из ТВ-шопа. Руки порой так и чешутся купить всякую фигню, совместные закупки Вам в помощь.
Сроки ожидания могут быть разные — что-то в течение недели выкупается (я так колготки и товары для рукоделия закупала), что-то выкупается месяцами (обувь, одежда рядами, техника), это прописано в условиях закупки и еще в конце темы видно по переписке орга с участниками закупки. Также многие организаторы выкладывают даты последних выкупов и можно спрогнозировать следующую дату. В конце концов можно спросить. Ответственным организаторов невыгодно врать.