Нравственный мир героини баллады в а жуковского светлана сочинение

В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады

Баллада “Светлана”
Жуковский вошел в историю русской поэзии не только как поэт, но и как балладник. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он сделал его популярным, создав русскую романтическую балладу.
История создания
Жуковский был гениальным переводчиком, и главный его переводной жанр – баллада. Он создал 39 баллад, большинство из которых переводные. Жанр баллады пришел из европейских литератур и был связан с историческим преданием, фольклором,
народной песней, устной поэтической традицией. Содержанием баллад стали фантастические, исторические или героические предания и мифы.
Следует сказать, что баллады Жуковского – скорее не переводы, а новые литературные произведения. В его переводе меняются сами образы, темы, проблемы, сюжетные ходы, авторские оценки и т. д.
Первая европейская литературная баллада появилась в 1771 году. Это была баллада Г. А. Бюргера “Ленора”, основанная на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту (русский фольклор этого сюжета не знает). Первая баллада Жуковского
“Людмила”,
написанная в 1808 году, – это вольный перевод бюргеровской “Леноры”. Поскольку “Людмила” и “Светлана”, написанная позже, являются своеобразной дилогией (дилогия – два произведения, связанные между собой тематикой, проблематикой, системой персонажей и т. д.), то необходимо сказать несколько слов и о первом из этих произведений.
В “Людмиле” Жуковский перенес действие в Россию XVI века, героев немецкой легенды превратил в русских “девиц” и юношей, изменил имя героини. В центре авторского внимания находится девушка, возроптавшая на Бога из-за гибели жениха. Постепенно в балладе сгущается атмосфера таинственного, нарастает ожидание чего-то страшного: Людмила ропщет на Бога, несмотря на предупреждения матери и приближение “полночного часа” (в полночь, как известно, вступает в свои права нечистая сила). В результате Людмила была наказана за то, что восстала против Божией воли: мертвый жених забрал ее с собой в могилу.
Жуковский, видимо, остался недоволен первым вариантом сюжета и почти сразу, в 1808 году, начинает работу над новым вариантом и заканчивает его в 1812 году. В 1813 году “Светлана” появляется в журнале “Вестник Европы” с посвящением Александре Воейковой, младшей сестре горячо любимой поэтом Маши Протасовой). Эта баллада стала более популярной, чем “Людмила”, и Жуковского часто называли “певцом Светланы”.
Жанр и сюжет
“Светлана” – это романтическая баллада.
Сюжет. Время действия “Светланы” – современность, и все, происходящее в ней, – сон, навеянный сказочной атмосферой святочных гаданий. С первой же строфы читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, которые сопровождают русские зимние праздники:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Затем в балладу входит мотив тоски по милому другу. Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он зовет девушку ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия “сердце вещее” внушает Светлане тревогу. Она удивлена и’ насторожена долгим молчанием жениха. В храме влюбленные видят гроб, и происходит не венчание, а обряд отпевания. Однако кони почему-то проносят молодых мимо храма. Затем из-за поднявшейся метели они сворачивают к одинокой хижине, где жених внезапно исчезает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит гроб с покойником. Покойник оживает, но он не в состоянии причинить вред Светлане, потому что ее спасает молитва перед иконой Спаса. В результате покойник оказывается возлюбленным Светланы (то же самое происходит и в “Людмиле”), а все происходящее – сном (в отличие от “Людмилы”). Затем из чудесного мира героиня возвращается в мир реальный и встречается со своим возлюбленным. Идея баллады состоит в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь Светлану с собой в потусторонний мир:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Таким образом, Жуковский оставляет своим героям право выбора, они вольны сами творить свою судьбу; борьба добра и зла всегда происходит лишь в их душе. Получается, что Бог не наказывает их, а, наоборот, исполняет их волю. Не Бог, а сами герои становятся вершителями своих судеб.
Национальные черты баллады
Как уже было сказано, “Светлана” – это вольный перевод “Леноры” Бюргера. Однако под пером Жуковского “Светлана” стала подлинно национальным русским произведением. Автор использует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: “Раз в крещенский вечерок…”. Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа “перстень золотой”. Поэт воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде и т. д.
Главная героиня баллады – Светлана. В ее образе Жуковский намечает характерные черты идеального русского женского типа: верность, покорность, кротость, поэтичность. Героиня для автора – “милая Светлана” (автор ни разу не назвал так Людмилу), рисуется в окружении других девушек – таких же милых. И вообще все, связанное с этим девичьим миром, вызывает восторг поэта: башмачок, песенки, вечерок, подруженьки и т. д.
Но при своей кротости и мягкости Светлана тверда в своей вере в Бога. Она не ропщет на жизнь, как Людмила, а лишь просит ангела-утешителя утолить ее печаль о погибшем женихе, потому и судьба ее складывается не так, как у Людмилы. Светлана, как и Людмила, тоже с нетерпением Ждет встречи с любимым и гадает в “крещенский вечерок”, надеясь получить желанную весть. Как и Людмила, она скачет на коне с женихом. Но если Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи (темнота, освещенная тусклым светом), то “Светлана” выдержана скорее в белом цвете (снег, само имя героини), второй контрастный цвет – не черный, а темный. Кроме того, эта баллада наполнена огоньками (огонек свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, свет в распахнувшихся дверях церкви, свеча в страшной хижине). Это произведение заканчивается счастливо: также оказавшись в ситуации выбора, Светлана полагается на Бога, а не восстает против него; в результате страшная ночная скачка с женихом оборачивается сном, а утром героиня встречает своего настоящего суженого.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Докажите, что баллада В. А. Жуковского “Светлана” исполнена “русского духа” Докажите, что баллада В. А. Жуковского “Светлана” исполнена “русского духа”. Формируя развернутое высказывание на эту тему вспомните, что рождение русской баллады было связано с выявлением национальной темы и уяснением специфических…
Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и…
СВЕТЛАНА Баллада В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) СВЕТЛАНА Баллада Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск…
Романтические поэмы В. А. Жуковского (“Светлана”, “Людмила”) “Людмила” – первая поэма В. А. Жуковского, являющаяся великолепным образцом романтического жанра. Сюжет данной поэмы мрачен: трагедия девушки, потерявшей своего милого друга. После смерти возлюбленного Людмила перестает разумно воспринимать действительность….
Литературная баллада Жанр литературной баллады, как и жанр Фольклорной баллады, отличается чрезвычайным разнообразием. Он развивался на протяжении многих веков, постоянно изменяясь и приобретая новые черты. Один из видов Литературной баллады возник в…
Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший в первой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового….
Светлана (отрывок) Светлана (отрывок) Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили. В чашу с…
Фольклорная баллада Фольклорной балладой называют сюжетную песню с, в которой говорится о чрезвычайных происшествиях в жизни человека. Жанр народной баллады возник еще в Средневековье в XII – XIV веках, а угас в…
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЕКСИЕВИЧ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА АЛЕКСИЕВИЧ (РОД. в 1948 г.) Родилась в городе Ивано-Франковске в Украине. Работала преподавателем в школе, в различных газетах и журналах Белоруссии. Закончила Белорусский государственный университет, отделение журналистики. Пишет…
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852) – русский поэт. Жуковский родился в имении Мишенское под Тулой; он был сыном старого барина Бунина, фамилию же свою получил от крестного отца, небогатого дворянина. Жизнь…
Анализ стихотворения Жуковского “Верность до гроба Василий Жуковский прославился не только своими одами, воспевающими представителей царской династии, но и балладами. Именно этот поэт стал одним из родоначальников русского романтизма, привнеся в литературу западные традиции, которые были…
Философский подтекст произведения Вийона “Баллада примет” Известно, что подтекст – это Скрытый смысл произведения. Философский подтекст обычно затрагивает вопросы, которые называют общечеловеческими. Какие же вопросы волнуют Ф. Вийона? С первых строк произведения бросается в глаза повтор…
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василии Андреевич Жуковский – поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу “литературного Коломба Ру­си” (В. Г. Белинский). Романтизм…
Твои впечатления от прочитанного произведения “Альпийская баллада” В. Быкова Недавно на уроке литературы мы изучали произведение Василия Быкова “Альпийская баллада”. Меня сразу захватил сюжет повести. Когда я дочитала до конца, была поражена еще больше. Это трагическая история человеческой жизни…
Cочинение “Анализ стихотворения Рождественского “Баллада о таланте, боге и черте Роберт Рождественский вошел в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский. Читателей прежде всего подкупал гражданский и нравственный пафос этой разнообразной лирики,…
В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в…
Баллада о невеселом кабачке АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Карсон Маккалерс (Carson McCullers) Баллада о невеселом кабачке (The Ballad of the Sad Cafe) Повесть (1951) Маленький городок на американском Юге. Хлопкопрядильная фабрика, домики рабочих, персиковые деревья, церковь…
Анализ стихотворения Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба как ракета летит по параболе Стихотворение А. А. Вознесенского “Параболическая баллада” (“Судьба, как ракета, летит по параболе…”) воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого…
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) Три важных обстоятельства во многом определили жизнь, характер, умонастроение Жуковского, его отношения с современниками. Первое обстоятельство связано с его рождением: Жуковский – внебрачный сын помещика Афанасия…
Бернет Евстафий Алексей Кириллович Жуковский, известный под псевдонимом Е. Бернет или Евстафий Бернет родился 10 (22) сентября 1810 года в Пензе в небогатой беспоместной дворянской семье. Отец был секретарем губернского суда в…
Стихотворение “Море” В. А. Жуковский. Стихотворения. Баллады Стихотворение “Море” “Море” – одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр – элегия. “Море”…
В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в…
Сочинение по балладе Гете “Лесной царь” Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного…
Баллады Жуковского Баллады Жуковского. Жуковский много переводит, в том числе и баллады, но формирует из них свои собственные “баллады приемыши”. Благодаря Ж. баллада изменяется как жанр. У него появляется авторские оценки, что…
Анализ стихотворения Жуковского “Песня (Когда я был любим…) Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том,…
БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА “РУСЛАН И ЛЮДМИЛА” БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА “РУСЛАН И ЛЮДМИЛА” Я очень люблю читать сказки, потому что в них, как бы ни сложилась жизнь героев, какие бы испытания…
Сны и письма в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “Евгений Онегин” – выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. Сон как способ раскрытия характера героя встречается…
ОБРАЗ МОРЯ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА И В. А. ЖУКОВСКОГО КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ОБРАЗ МОРЯ В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА И В. А. ЖУКОВСКОГО Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный…
Мои любимые герои в балладах В. А. Жуковского Одна из моих любимых баллад у В. А. Жуковского – это “Три песни”. Несмотря на то что баллада очень маленькая, это настоящий шедевр поэтического творчества. Скальд – поэт и воин,…
Три девушки в голубом Людмила Стефановна Петрушевская Три девушки в голубом Комедия (1980) Три женщины “за тридцать” живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира – троюродные сестры, детей они воспитывают…
Баллада “Светлана”

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Светланы в поэме Жуковского

Баллада Василия Жуковского «Светлана» основана на фольклорных мотивах. Главная героиня олицетворяет собой идеал русской красавицы. Она наделена всеми главными достоинствами русской девушки: кротостью, смиренностью, любопытством, религиозностью, красотой, мудростью.

Необычность героини состоит ещё и в ее имени. Имя Светлана не существовало до девятнадцатого века (то есть, во время написания поэмы оно было не распространено), поэтому считалось необычным и непривычным. Это имя имеет славянское происхождение, таким образом автор подчеркивает самобытность героини, ее происхождение и культуру, в которой она воспитывалась. В переводе она означает «свет», «светлая», «несущая свет, тепло». После публикации поэмы имя стало популярнее и приобрело известность.

Светлана — самая обычная девушка. Она, как и все ее ровесницы, любит гадать на Крещение. Она спряталась от домочадцев и гадает на суженого. Конечно, гадание всегда считалось грехом, но в русской традиции гадание — неотъемлемый атрибут жизни общества. Девушка гадает на суженого, но во время гадания засыпает и видит сон. Сон — излюбленный прием русских авторов, который позволяет раскрыть мысли персонажа.

Светлане снится, что на свадьбе мертвец протягивает ей руки. Этот мотив встречается в зарубежной балладе «Ленора», взятой Жуковским за образец. Это считалось дурной приметой. Однако, как дальше показывает автор, Светлана выходит замуж, забыв про страшный сон. В браке она проявляет покорность и кротость, во всем слушает своего мужа, любит его, помогает ему.

Автор не дает четкого описания портрета Светланы. Наверное, это можно связать с тем, что поэт хотел включить воображение читателя, его фантазию, чтобы чтение было более продуктивным, результативным для него. Однако, русские художники изображали ее в сарафане при свечах с длинной густой русой косой и большими глазами, пухлыми губами, со статной фигурой. Возможно, такой образ навязан использованием фольклорных мотивов автором.

Для создания произведения автору приходилось долго изучать русскую культуру и традиции, чтобы наиболее достоверно изобразить героиню.

Баллада Светлана. Почему бог спасает Светлану от погибели?

Творчество В. А. Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад — «русские» , «античные» и «средневековые» . Название «русские» баллады условно, потому что Жуковский переделывал на национальный лад зарубежную средневековую балладу. «Светлана» — самое знаменитое произведение Жуковского, это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора» . Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности (гадания девушек в «крещенский вечерок» ) в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи — это дорога от жизни к смерти. Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку. Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера — верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка — «милая» , «красавица» . Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство. Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений. Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу. Имя главной героини образовано о слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет» , который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Своеобразный сказочный «двойник» героини — «белоснежный голубок» . Это и есть тот самый «ангел-утешитель» , к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою» . Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами» . Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа — как ясный день… »

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

балладах «Людмила» и «Светлана» (обе они — переводы-переложения «Леноры» Бюргера) счастью героинь препятствует разлука с возлюбленными. Жуковский вводит в баллады сверхъестественные силы. Испытания, посылаемые судьбой, роком, часто предстают в виде фантастических существ, соблазняющих или устрашающих героев. И надо быть твердыми, не прельщаться соблазнами и не поддаваться страху: главная преграда — не внешние причины, а внутренние, зависящие от самих людей. Людмила не выдержала разлуки, разуверилась в там, что ее жених возвратится, и ее романтическая любовь развеялась. А измена своим чувствам и убеждениям пагубна: душа героини лишилась нравственного стержня и словно умерла. Гибель романтического идеала влечет и гибель самой Людмилы. В балладе же «Светлана» героиня хранит «верные обеты», в которых укрепляют ее старинные народные обычаи и провидение, в чье могущество она не теряет веры.И злые силы отступают. В душе Светланы не угас романтический огонь. В награду ее ждет счастье, причем не где-то в потустороннем мире, а здесь, на земле. Именно русская девушка, полагал Жуковский, достойна быть подлинно романтической героиней, потому что все ее духовное, нравственное воспитание, поддержанное верованиями и бытом, позволяет ей сберечь мечту о горячей взаимной любви, о высоком единении душ. Поэтому столь значим в «Светлане» национальный колорит, который оттеняет стойкость героини и окрашивает ее романтическую любовь в исконно «русские» тона.Поиски национальной характерности сочетались с проникновением в особенности чужого исторического бытия. Если в «русских» балладах — «Людмиле», «Светлане» -Жуковский еще довольно робко воспроизводил черты национального колорита, хотя уже в них опирался на народные предания, обычаи, поверья, то в так называемых «античных» балладах он шел по иному пути. В них воспроизведен самый дух народа, особенности миросозерцания. Жуковский отвлекался от экзотических картин, от декоративного фона, от воспроизведения внешни! атрибутов эпохи и национальной жизни. В поле его зрения в таких балладах, как «Ахилл», «Ивиковы журавли» и особенно позднейших — «Торжество победителей», «Жалоба Цереры», «Элевзинский праздник», лежит глубоко понятое миросозерцание античного человека. Вот празднуют победу греки, овладевшие Троей. Их первые слова — в память погибших. Но от скорби они легко переходят к делам и помыслам сегодняшним, к пирам и веселью, к взаимным обидам, к утешению пострадавших и побежденных, отдавая дань их мужеству и стойкости. И общий вывод, заключающий балладу, не только принадлежит романтику Жуковскому, учившему смиряться перед роком, но выступает характерной стороной античного сознания:Смертный, Силе, нас гнетущей,Покоряйся и терпи;Спящий в гробе, мирно спи;Жизнью пользуйся, живущий.Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевеса святы, а нарушивший их будет наказан. Эта непреложность гуманных заветов, на которых покоится мир и расцветают гражданские, патриотические чувства, образуется мораль человечества и неотделимое от прекрасного добро, становится коренным убеждением самого Жуковского и отличительным признаком античного понимания жизни.Тем же принципам он следует и в балладах, воскрешающих средневековые, рыцарские сюжеты. Гуманность, человечность здесь часто оказывается временно побеждена, но в конце концов она всегда торжествует, а зло неизбежно карается. Старушка-ведьма может перед смертью раскаяться, но ее позднее покаяние не помешает Сатане проникнуть в церковный храм и похитить грешницу, которая вкусит муки ада. Епископ Гаттон может сравнить людей с мышами, но толстые стены рейнского замка не уберегут его от возмездия. Жестокий царь может вторично послать юного пажа в бездну, чтобы еще раз насладиться рассказом о морских чудищах, но суровым его осуждением станет сама гибель бедного юноши.Мрачные сюжеты баллад Жуковского отражают его общее разочарование в современной действительности, в которой попраны гуманные, добродетельные истины и нравственные ценности. Они служат укором человеку, забывшему о благородстве, чести й доблести. Там же, где проявляются высокие качества людей, сюжеты обретают вполне светлый, оптимистический смысл и тон. В «Светлане» героиня остается верна романтически нежной девической любви, и автор не без тайной радости шутливо рассеивает чары, превращая их в сон. В «Элевзинском празднике» пробуждение человечности спаяно с торжеством людской общности, гражданского пафоса, расцвета наук,искуств,разума,и прогресса историй.

Оцени ответ

Перед изучением “Светланы” нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады:

Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет.

Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой.

Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

Символический характер пространства и времени.

Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

Однако в русском фольклоре нет аналога европейским народным балладам. Ближе всего им исторические песни, но в них нет фантастики. Поэтому баллада в русской поэзии стала чисто литературным жанром.

II. Нравственный мир героини баллады

В “Светлане” автор отходит от канонов европейской баллады, наполняя ее национальным содержанием и колоритом. Традиционный сюжет “Леноры” Бюргера Жуковский наполняет русскими приметами, обычаями и поверьями. Светлана не ропщет на судьбу в отсутствие жениха и молит о счастье.

Светлый дух в образе голубка становится наградой за неотступную веру и защищает от злых сил. Ужасные картины автор рисует на стыке яви и сна, поэтому вера девушки разрушает злые чары, торжествует день, а все темное остается за гранью сна. Дорога Светланы направлена не к смерти, а к новой жизни. Символично и имя героини, олицетворяющее свет и жизнь.

Ее, в отличие от Людмилы, ждет встреча с настоящим женихом, а не с призраком-мертвецом.

Вопросы и задания к балладе “Светлана”

1. Какие черты русского фольклора можно заметить в балладе? Какой характер они придают повествованию?

Какие черты русской женщины воспевает Жуковский?

Как изображается душевное состояние героини? Какие изобразительно-выразительные средства при этом используются?

B чем особенности поэтического языка баллады?

Индивидуальное задание

Сопоставьте баллады “Людмила” и “Светлана”. Найдите отличия в ходе событий, изображении героев, ритмической организации. Каково авторское отношение к героиням?

III. Язык баллады: фольклорные мотивы, Фантастика, образы-символы

Жуковский наполняет сюжет “Светланы” русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами национального характера: верностью, добротой, простотой. От ее духовных сил зависит ее счастье.

Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но “страшная” история от встречи с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет в “Светлане” счастливый финал. Вера в Бога, надежда на Его помощь помогают героине кротко и терпеливо сносить испытания, защищаясь от трагической участи.

Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают Светлану образцом национального характера русской девушки, что впоследствии отразилось в лучших женских образах А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.

Итог урока

Творчество В. А. Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве. Поэзия Жуковского открыла богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство, а переводы преподнесли русскому читателю сокровища античной и европейской поэзии. Роль поэта в истории литературы высоко оценил В. Г. Белинский: “Жуковский – это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…”

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из баллады “Светлана”. Письменно ответить на вопрос: “В чем проявилось новаторство Жуковского в балладе “Светлана”?”

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение об А. С. Грибоедове (тематика дана в уроке 18).

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ баллады Светлана Жуковского

Сочинение Анализ баллады Светлана Жуковского

Василия Андреевича Жуковского по праву можно назвать основоположником романтизма в России и мастером жанра баллады. Многие критики находят в его творчестве подражание английским поэтам. Вот и сюжет известной баллады «Светлана» был заимствован Жуковским у Бюргера.

Многие критики-литературоведы сходятся во мнении, что композиция двух баллад Жуковского: «Людмила» и «Светлана», похожи. Но если проводить тщательный анализ каждой из элегий, то они существенно различаются.

Баллада «Светлана» наполнена русским колоритом, поэтому требует более тщательного анализа и интерпретации. Жуковский существенно изменил сюжет элегии, добавил русского фольклора: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». В отличие от баллады Бюргера и элегии «Людмила», здесь счастливый конец: жених Светланы живой, и всё заканчивается свадьбой. За небольшой проступок ее немного проучили. В балладе все сложилось удачно, потому что девушка остается при своей вере в Бога, не отступает от нее. Зайдя в страшный темный дом во сне, Светлана сразу начинает молиться иконе. Это говорит о том, что девушка чистая душой, искренняя.

В балладе присутствуют символические образы. Это голубь – птица чистая, символ Пресвятого духа. Мертвец – посланник Дьявола.

Основная тема произведения – гадание в святки. Основная мысль – не стоит верить разным поверьям и уповать на гадания, так как это всё от Дьявола. Свою судьбу каждый человек творит сам.

Мы слышим достаточно ироничный и радостный тон в начале и в конце баллады. Жуковский подсмеивается над наивностью русских девушек. В середине элегии слышны пугающие девушку интонации. Автор как бы предупреждает свою героиню, что не стоит отступать от своей веры и нужно надеяться только на лучшее.

Баллада написана простым и понятным языком. Синтаксис также несложный, незамысловатый. Произведение построено на односложных предложениях.

Даже размер элегии выбран также простой – двухсложный хорей. С помощью него действия и сюжет развивается быстро, без промедлений и раздумий. Рифмовка элегии выбрана перекрестная. Одним словом, всё скомпоновано.

Баллада яркая, красочная. Это создается с помощью красочных эпитетов: «серьги изумрудны», «милая Светлана», «кольцо златое» и другие. Незамысловатые сравнения: «душа как ясный день», «свет – судья лукавый», также говорят о простоте произведения.

Автором выбрано «говорящее» имя для своей героини – Светлана. Оно несет свет, чистоту помыслов, искренность.

Несмотря на заимствованный сюжет, балладу «Светлана» по праву можно назвать русским произведением, насыщенным бытом и нравами, традициями славян.

Вариант 2

Балладу «Светлана» Жуковский написал в 1812 году. В тот период многие литературные деятели увлекались немецким романтизмом. Жуковский не стал исключением. Он написал балладу по мотивам произведения Бюргера «Леонора». Она отличается от немецкой версии русским колоритом и народным мистицизмом.

«Светлана» написана в жанре романтизма  в сочетании русских фольклорных обрядовых и мистических традиций.

Основная тема ― сон девушки накануне Рождества, ее душевные переживания. Главная героиня по совету подружек решается погадать, чтобы узнать свою судьбу. Она давно не получала вестей от жениха, что вызывало у нее плохие предчувствия. Девушка в ночь остается одна погадать с помощью зеркала. Однако от усталости и беспокойства засыпает и видит страшный сон. Сначала ей мерещится жених, который возвращается с дальней поездки, а затем она видит его мертвым. В испуге девушка просыпается и понимает, что ей приснился дурной сон. Она считает его вещим. Однако ее волнение напрасно: баллада заканчивается оптимистично с намеком на свадьбу героини.

Главная идея баллады ― образ девушки и ее переживаний в мистическом контексте, что присуще романтическому жанру. Однако Жуковский непросто копирует немецкую версию «Леноры», а придает ей русский колорит. Характерной чертой является время, описанное в балладе: рождественские святки. Способы мистификации ― предсказание и гадание в русских традициях: на блюдцах, зеркалах, башмачках в сопровождении заговоров и песен. Введение сна героини усиливает мистичность. Автор через него показал ее истинные переживания и страхи: одиночество и потеря любимого.

Сюжет баллады развивается по нарастающей:

  • Экспозиция ― сначала автор показывает легкую обстановку в кругу подруг.
  • Завязка ― поддавшись страхам, Светлана решается погадать, но Девушка, утомленная волнением, засыпает и видит страшный сон.
  • Развитие ― во сне события развиваются стремительно и небезопасным образом.
  • Кульминация ― в мертвеце Светлана узнает жениха.
  • Развязка ― Светлана пробуждается, появляется легкая надежда на светлое будущее. Накал спадает, ситуация разряжается.
  • Эпилог ― напутствие автора.

Автор использует много художественных приемов: эпитеты (ярый воск, яркие глаза), метафоры (дрожащий свет, мертвое молчание), олицетворение (крикнул жалобно сверчок), гипербола (от копыт коней поднялась вьюга), перифраза (стол накрыт белой пеленою). Для фольклорного колорита автор использует обрядовые заговоры: «Кузнец, скуй мне злат и нов венец…». Часто использует троеточие, что подчеркивает недосказанность и сомнения главной героини.

Баллада написана в форме похожей на сонет, четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (мужская, женская): первые два катрена АБАБ, секстина ААБААБ.

Баллада написано в романтическом стиле с мистическими элементами, но с русским фольклором. Поэтому она воспринимается, как народное произведение, в духе волшебной сказки с хорошим финалом.

Сочинение по балладе Светлана

Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.

В произведении рассказывается о девушке Светлане, которая длительное время ждет возвращения своего жениха, и в крещенскую ночь решается на гадание, с другими девушками, чтобы узнать о судьбе жениха. Во время гадания она видит любимого, затем церковь, но в итоге все оборачивается избой, в которой стоит гроб с возлюбленным. Конец у баллады счастливый, в итоге жених жив и они играют свадьбу.

Баллада «Светлана» написана в лучших традициях романтизма. Творение создано из простых предложений, его легко читать, а перекрестная рифма придает мелодичность. Сравнение один из приемов, наиболее часто встречающихся в балладе, показывает отношение писателя к происходящему. Например « в ней душа — как ясный день». Образные определения показывают детальную характеристику личностям и явлениям:« милая Светлана, снежный прах, тайный мрак». Лексика «Светланы» полна историзмов и архаизмов, устаревших слов (ярый-огненный, вымолвить — сказать).

Произведение наполнено фольклорными мотивами это гадания, мотивы народных сказок, песни. Также много символики: ворон- вестник смерти, голубь как Святой Дух, петух – пробуждение от мрака.

Главной темой произведения является Вера. Героиня отчаявшаяся решается на греховный поступок гадание, но увидев неприятный конец, не отчаивается, а продолжает верить в лучшее. А тема любви пронизывает все произведение, любовь героев помогает пройти им все испытания.

Так же в произведении Жуковский поднимает тему суеверного невежества. Ведь с принятия христианства русские до сих пор наравне с православными праздниками, такими как  Пасха, отмечают и языческие праздники вроде Масленицы. Это описано в том что во время крещения ,девушки придаются греховному гаданию.

Баллада «Светлана» считается лучшим произведением Жуковского, благодаря ей у него было одноименное прозвище в литературных кругах. Произведение было подарком на свадьбу племяннице автора.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Светлана Жуковского

Анализ баллады Светлана Жуковского

Популярные сегодня темы

  • Анализ глав Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

    Радищев написал огромное количество разных произведений. Но самым известным, а также уникальным является произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

    Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов

  • Сочинение Мой любимый учитель

    Учитель – это звучит величественно и гордо! Очень большую роль в жизни каждого человека играет учитель. Ведь на протяжении многих лет с нами рядом идут наши преподаватели.

  • Когда заканчивается детство? Сочинение итоговое 11 класс

    Беззаботная, прекрасная пора в жизни человека, это конечно детство. Волшебное время, когда вериться в чудеса. И есть вера в сказки. Ребенок каждый день открывает для себя что-то новое

  • Сравнительная характеристика Васи и Валека из Дурного общества Короленко сочинение

    Замечательная и одновременно трагичная и грустная книга Короленко Дети подземелья повествует нам об истории двух семей и двух мальчишек из них. Первый мальчишка это сын судьи по имени Вася, проживающий в городе

(406 слов) В своей балладе «Светлана» Василий Андреевич Жуковский изобразил образ простой красивой, чистосердечной и скромной русской девушки. Существует версия, что прообразом героини была Ленора, персонаж немецкой баллады Г. А. Бюргера. Однако В. А. Жуковский придал своей героине более народные черты. Образ Светланы стал обобщающим и нарицательным, даже Александр Сергеевич Пушкин в своём романе «Евгений Онегин» сравнивает свою любимую героиню с ней: «Скажи, которая Татьяна? – Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана…». 

Так почему же девушка была так печальна, в чем кроется причина её грусти? Сюжет повести достаточно прост: Светлана ждёт вестей от своего возлюбленного, но их нет. Девушка переживает и впадает в отчаяние, из-за этого она не может присоединиться к празднеству с другими девушками. Все события происходят в период сочельника, когда на Руси было очень распространен обычай гадать. Светлана же, не выделяясь, тоже решила погадать на судьбу своего суженого. Присев напротив зеркала со свечкой, девушка вглядывалась в образ, который скрывается в отражении. Однако героиня засыпает и видит страшный сон, где она вместе с суженым мчится на коне куда-то вдаль. По пути они сталкиваются с похоронной процессией, над их головами кружат вороны, а сам милый её был хмур и угрюм. В одно мгновение все пропадает, и Светлана оказывается одна посреди поля, а перед ней стоит изба. Зайдя внутрь, девушка видит там гроб, в нём её суженый, который вдруг ожил и пытается утащить её с собой. Но кошмар заканчивается, а Светлана просыпается всё ещё напротив зеркала. Только в этот раз её возлюбленный действительно вернулся к ней, чему она была безумна рада. 

В. А. Жуковский настолько расположил читателя главной героине, что Светлане хочется сопереживать. Девушка молчалива и грустна не просто так, вполне возможно, что обычно она весела и лучезарна. Её сердце терзает неведение: что с её возлюбленным, где он, жив ли он, почему не присылает весточку? Эта тишина съедает Светлану изнутри и отражается на её подсознании. Из-за тревог ей снится кошмар, где её жених погибает и забирает её с собой. Но писатель в конце баллады даёт комментарий по поводу гаданий, суеверий и прочих домыслов. В. А. Жуковский полагает, что все они пагубно влияют на сознание людей.

В образе Светланы писатель изобразил идеал скромной, преданной, любящей и чистосердечной русской девушки. В. А. Жуковский хотел изобразить, насколько важно сохранение исконно русского начала, в котором сохраняется традиционное воспитание и христианство. Вера в Бога благоприятно влияет на внутренний мир Светланы, чего не скажешь о языческих традициях, как, например, святочные гадания. Эталон в лице Светланы является образцом для подражания, по мнению Василия Андреевича Жуковского. 

Автор: Полина Чернышова

Литература 9 класс — Планы-конспекты для 105 уроков — Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Василий Андреевич Жуковский
В. А. Жуковский. Баллада Светлана: нравственный мир героини, язык баллады, отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы-символы

    Цели: расширить представления учащихся о личности В. А. Жуковского и многогранности его творчества; углубить знания о понятиях «баллада», «лирический герой»; рассмотреть художественное своеобразие баллады В. А. Жуковского «Светлана» (нравственный мир героини, язык баллады, отражение быта русского народа, фольклорные мотивы, образы-символы); совершенствовать навыки чтения и анализа лирических произведений; приобщать к непреходящим ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст баллады «Светлана», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные факты биографии В. А. Жуковского, теоретико-литературные понятия «баллада», «лирический герой»; анализируют поэтический текст; участвуют в беседе; сопоставляют поэтические тексты.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Повторим изученное»

    • Какие обстоятельства детских и юношеских лет В. А. Жуковского повлияли на его характер и мироощущение?

    • Назовите поэтические произведения, которые принесли В. А. Жуковскому широкую известность в России. Чем объясняется успех этих произведений в России?

    • Назовите основополагающие особенности поэтического творчества В. А. Жуковского. Что нового привнёс этот поэт в русскую лирику? Какие принципы романтизма он развивал?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В. А. Жуковский — поэт, в отношении которого можно многократно повторять слово «первооткрыватель». Он первым в русской литературе воспел природу как полноправный, неисчерпаемый и самодостаточный предмет лирики, сумев уловить и передать мимолетные её изменения и движения; первым рассказал о великой силе и трагедии возвышенной неразделённой любви, о страданиях разлучённых, об отчаянии забвения; первым решительно обновил жанровую систему русской лирики, подняв на недосягаемую высоту жанры элегии, послания, баллады; затем убедил, что истинная поэзия уникальна, неповторима не только в содержании, но и в форме, назвав шедевр своей лирики — стихотворение «Невыразимое» — «отрывком». Не случайно В. Г. Белинский назвал Жуковского «Колумбом, открывшим России Америку романтизма».

Жизненный путь Жуковского не был однозначен и прямолинеен. Образованнейший человек, блестяще владевший несколькими языками, он начал свой творческий путь как переводчик, познакомивший русскую публику с античной, западноевропейской и восточной поэзией. Переводы его были поистине самобытны. Отстаивая право переводчика на творческую самостоятельность, он утверждал: «Переводчик в прозе есть раб, в стихах — соперник».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя: «Литературоведческий глоссарий» (Учащиеся составляют тезисы.)

— В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно этот поэт придал ему невыразимую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате баллада превратилась в один из главных жанров романтизма.

Почему именно этот жанр привлекал Жуковского? Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жанр баллады распространяется в литературе XVIII — XIX вв. и восходит к английскому и шотландскому фольклору. Баллада отличается тягой к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму. В ней явно чувствуется преобладание эмоционального начала над рациональным. Жуковский написал 39 баллад, из них только 5 — оригинальные, остальные — переводы и переложения. Он переводил с английского, немецкого, испанского, французского и других языков. Он открыл русскому читателю «Одиссею» Гомера.

Работа переводчика состоит не только в том, чтобы передать содержание произведения, сюжет баллады. Необходимо, чтобы перевод раскрывал внутренний мир, чувства, переживания поэта-создателя, чтобы сохранял ощущение иной культуры, языка, передавал музыку стиха. Жуковский переводил лишь тех поэтов и те произведения, которые были близки его взглядам и настроениям. При этом в его переводах отражалась личность не только поэта, но и самого переводчика. Один из его современников считал, что «многие переводы Жуковского лучше своих подлинников».

2. Аналитическая работа с текстом баллады В. А. Жуковского «Светлана»

а) Вступительное слово учителя

— Оригинальная баллада Жуковского «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что современники называли его «певцом Светланы». Имя героини, отголоски баллады, даже строки её в качестве эпиграфа к одной из глав использовал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». И представление о балладе В. А. Жуковского позволит нам лучше понять некоторые страницы пушкинского романа. Баллада «Светлана» уже не требовала подзаголовка «русская баллада»: после её выхода за Жуковским утвердилось звание лучшего русского поэта-романтика, а за Александрой Андреевной Протасовой, в замужестве Воейковой, которой была посвящена баллада, на всю жизнь закрепилось прозвище «Светлана».

б) Беседа

    • Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку.

    • Расскажите о героине баллады — Светлане, о её подругах, женихе. Какой из этих рассказов получился более обстоятельным и подробным? Почему?

    • Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию героини?

    • Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в балладе?

Глоссарий-подсказка. Из художественных средств следует отметить яркие эпитеты: горькая судьбина, красен свет, мёртвое молчанье, мёртвый сон, ворота тесовы, чёрный вран, кони борзые, грозный сон, сладостные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно используются и метафоры, а также гиперболы.

    • Чем можно объяснить плясовой характер звучания стиха? Каким стихотворным размером пользуется поэт?

Глоссарий-подсказка. Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная различными развлечениями, народными гуляниями.

Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад. Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихотворный размер — хорей.

    • Вспомните описание девичьих гаданий в крещенский вечерок. Какие из них вам особенно запомнились?

Глоссарий-подсказка. Крещение Спасителя празднуется в ночь с 5-го на 6 января (с 18-го на 19 января по новому стилю) — во время самых долгих ночей, тёмных и холодных, особенно могущественна нечистая сила. Именно в это время девушки гадают о будущем. В начале баллады Жуковский даёт развёрнутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на святках, чтобы узнать свою судьбу, в основном плане будущего замужества. Они бросали за порог снятые с ноги башмачки, слушали под окном, кормили куриц счётным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание жениха при зеркалах и свечах. По описаниям в исследовательской литературе, например, в книге И. П. Сахарова «Сказания русского народа», это гадание происходит так. В тёмной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя обращёнными друг к другу зеркалами, перед каждым из которых зажжена свеча. Девушка должна быть одна в комнате и сидеть напротив зеркала. Другое зеркало — за её спиной. Она долго ожидает прихода жениха. Если он не придёт, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то её мужем станет человек, показавшийся в зеркале. По народным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советовали юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагическими), а, увидев суженого, накрыть зеркало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

    • Найдите в балладе строки, исполненные шутливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?

в) Постановка и решение проблемного вопроса

    • Хотя «Светлана» — второй вариант перевода немецкой баллады Г. А. Бюргера «Lenore» (1773), но, по сути дела, это вполне самостоятельное произведение. Неслучайно сам Жуковский говорил: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё». Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к балладе «Светлана»?

    • Как вы думаете, почему балладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 г.? Ведь сюжет баллады, казалось бы, несовместим с тогдашними трагическими событиями? Аргументируйте своё мнение.

г) «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

    • Сопоставьте баллады В. А. Жуковского «Светлана» и «Эолова арфа». Различаются ли эти произведения по сюжету, композиции, общей тональности?

д) Обобщение учителя

— Итак, главная героиня баллады наделена лучшими чертами национального характера — верностью, чуткостью, кротостью, простотой. Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убеждён, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своём произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа — как ясный день».

Героиня баллады стала одним из самых любимых персонажей русской литературы, как Лиза из повести Н. М. Карамзина, как Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Под сенью дружных муз…»

    а) Практическая работа в парах с рисунками В. А. Жуковского (раздаточный материал)

    • Великий русский поэт, наш первый романтик, был ещё и профессиональным рисовальщиком. Рисунки Жуковского доносят до нас живой образ его сердечных привязанностей, памятные ему места и события. Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады? Методический комментарий для учителя. Учащиеся выбирают для ответа на этот вопрос рисунок по своему усмотрению. Можно воспользоваться книгой «Рисунки русских писателей XVII — начала ХХ в.» (Дуганов Р. В. — М.: Советская Россия, 1988).

     б) Сообщение учителя с опорой на репродукцию картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана» (размещена на доске)

— Литературные критики присвоили В. А. Жуковскому титул «певец Светланы». Вторым «певцом» стал Карл Павлович Брюллов, создав удивительное по своей романтичности полотно «Гадающая Светлана». Однако картина Брюллова имеет самостоятельный характер, она, своего рода живописная параллель известному литературному тексту. Светлана в русском национальном костюме, с кокошником на голове сидит перед зеркалом, обратив на него свой испуганно ожидающий взор. Ночь, тусклая свеча… Художник представил зрителю момент ожидания и желания узнать будущее.

Бытовую сцену гадания он оживил поэтическим чувством. Как истинный новатор, обогатил композиционный замысел дополнительными мотивами и счёл возможным вторгнуться в душевный мир девушки, которая вся сосредоточена на мысли о своём женихе и готова сидеть перед зеркалом хоть всю ночь. Брюллов продолжил традицию русских художников с их обострённым вниманием к духовной жизни человека.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)

    • 1-я группа. Охарактеризуйте общественную позицию Жуковского. Он давал такие оценки современной ему жизни: «гнусный свет», «низость настоящего». Что противопоставлял поэт в своём творчестве столь осуждаемой действительности? Белинский говорил, что Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Мотивируйте эту оценку.

    • 2-я группа. Какие темы ввёл в русскую поэзию Жуковский? В одном из своих стихотворений Жуковский сказал: «Жизнь и Поэзия — одно». Как вы понимаете эти слова? Докажите, что Жуковский был вправе говорить так.

2. Заключительное слово учителя

— Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял своё, особое место в истории русской поэзии. Определяя значение его творчества, Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал её доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Пушкин же говорил: «…Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводный слог его останется всегда образцовым». Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы — всё это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи. Оно сказалось в стихах Тютчева и Фета, позднее — в поэзии Александра Блока.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэзия и жизнь в балладе В. А. Жуковского “Светлана”».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. С. Грибоедова.

  • Нравственный долг это сочинение
  • Нравственный долг сочинение огэ
  • Нравственные проблемы рассказа телеграмма паустовского
  • Нравственные проблемы в повести бедная лиза сочинение 9 класс кратко
  • Нравственные идеалы и заветы древней руси сочинение повесть о петре и февронии муромских