Нравственный облик человека в древнерусской литературе сочинение 7 класс петр и феврония кратко

Обновлено: 09.01.2023

Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.

Автором Повести был Ермолай-Еразм – монах и писатель шестнадцатого века. В силу этого в произведение добавлено много чисто церковных деталей. Главные герои – благочестивые супруги, демонстрируют подчеркнутое уважение к Православной церкви. Например, перед смертью Феврония вышивает особое покрывало, используемое во время богослужения.

Однако главная тема, обеспечившая популярность Повести – это любовь. Петр и Феврония изображаются практически идеальными героями (за исключением того момента, когда исцеленный Февронией Петр сначала отказывается выполнить свое обещание и жениться на Февронии).

Петр – смелый человек, не побоявшийся сразиться с нечистой силой, фигурирующей в образе змея. Он человек верный долгу, потому что отказывается от княжеского престола, не желая бросить свою жену.

Феврония показана также мудрой и верной женщиной. Ее загадки достаточно просты и явно родились в среде простого народа. Желание Февронии взять с собой в изгнание вещь по своему выбору и последующее требование Петра показывает, что мудрость княгини не носит корыстного характера, замуж она вышла не ради получения богатства и почестей.

Враги князя и княгини изображены очень схематично. Бояре и их жены, возненавидевшие Февронию за простое происхождение, — это олицетворение внешних препятствий и встречают на своем пути любые два любящих друг друга человека.

Петр и Феврония умирают одновременно по обоюдному желанию. После смерти их тела сверхестественным образом оказываются в одной могиле. Это должно символизировать, что настоящая любовь сильнее даже смерти.

По поводу того, есть ли некое историческое зерно в легенде, превращенной в эту Повесть, в настоящее время в околоцерковной среде ведутся споры. Достоверно известно, что князя и княгини с такими именами в Муроме никогда не было. Однако возможно, что здесь имеются в виду их имена, принятые после пострижения в монашество перед самой смертью, о чем говориться в произведении, но там называются другие имена.

Однако вполне возможно, что некий правитель и его жена действительно очень любили друг друга и воспоминание об этом, со временем, обросло чудесными историями и приняло сказочный характер, так как пересказывая их историю, люди добавляли все новые детали и подробности.

Сочинение по повести 2

Повесть о Петре и Февронии рассказывает о богоугодной жизни князя Петра и его мудрой супруги Февронии. Произведение создано в XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом на основе Муромских рассказов. Повесть актуальна и на сегодняшний день, поскольку провозглашает истинные ценности христианства: любовь к своему ближнему, любовь к Богу и беспрекословное соблюдение заповедей.

Павел с самого начала повести предстает отважным князем. Однако, он был горд и решил обмануть Февронию после своего выздоровления. Он не сдержал слова и отказался жениться на мудрой и одаренной девушке, только из-за того из-за ее простого происхождения. Однако, нарушенное обещание снова навлекло на него болезнь. Тогда Петр понял, что девушка обладает не только глубокой мудростью, но и Божьим Даром исцелять. Петр переосмыслил свой поступок и понял, насколько он заблуждался. Князь сдержал во второй раз свое слово, сделал Февронию своей супругою и привел ее в Муромскую вотчину княгинею.

В браке Петр проявляет себя верным и добрым мужем. С каждым днем растет и его любовь к Богу. Петр соблюдает все Божьи заповеди, проводит время в молитвах и укрепляет духовную связь с Богом. Петр мудро и справедливо управляет своим народом.

Петра поддерживает его супруга. Их брак можно назвать образцом преданности и истинной любви. И даже, когда бояре хотели убрать Февронию и Петру с престола, они решили остаться вместе не нарушая заповедей Божьих, жертвуя властью земной ради Царства вечного.

Примечательна и кончина супругов. Оставив княжество, они приняли постриг иноков. Петр и Феврония молили Господа даровать им смерть в один день. И Господь услышал их молитвы. Они знали, когда придет их смертный час и умерли в одно и то же время.

При жизни они завещали похоронить их в одной гробнице, высеченной из камня. Однако, из-за пострига в иноки, похоронить вместе их не могли. Тела Петра и Февронии уложили в разные гробы и хотели похоронить в разных местах. Но к утру совершилось чудо: тела Петра и Февронии оказались вместе в той самой гробнице, которую они завещали. И стало тогда понятно, что сам Господь велит похоронить их вместе. Вскоре Петра и Февронию канонизировали в лик святых. Их почитают как хранителей семьи и брака.

Повесть о Петре и Февронии является настоящим памятником литературы XVI в. Их история завораживает и поражает читателя своей силой, преданностью и чистотой.

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Популярные сочинения

Человечность это сложное понятие. Слово человек и слово человечность это два термина, которые не следует разделять друг от друга. Человеческое отношение проявляется к самому себе, а так же к окружающим.

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие ше­девры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.

Наи­более ярким и значимым произведением Владимира Мо­номаха является его “Поучение”, написанное,

по-видимо­му, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как кон­кретно-исторические, так и автобиографические момен­ты. В своем произведении Владимир Мономах рисует об­раз идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах пред­стает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, ко­торые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”. Но в “Поучении”

Владимир Мо­номах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не ле­ниться в доме, делать всю работу самому. Воинам он реко­мендует быть очень внимательными.

В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не зло­употреблять пьянством и блудом, уделять внимание гос­тям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.

Я думаю, если б мы следова­ли данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на со­веты родителей, которые желают нам только счастья.

Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и му­жеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые за­гадки и рассудительно решает житейские проблемы.

Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голод­ным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, ко­торые во все времена приносили людям истинное счастье!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

к уроку литературы в 7 классе на тему:

План сочинения

Примерное содержание сочинения

Вступление. Проблематика произведений древнерусской литературы.

Основная часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.

Отношение к мудрости, книгам в русских летописях.

прославление трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;

восхваление добросердечия и милосердия;

призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;

предложение уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;

приглашение постоянно учиться.

«Повесть о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:

веры и благочестия;

гостеприимства, щедрости и милосердия;

Произведения древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших предков. Литература того времени руководствовалась религиозными представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными проблемами древнерусской литературы.

Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым.

Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата Павла.

Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония сохранила свою семью.

До самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви и верности.

Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в современной литературе.

Древнерусские писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и зле, жестокости и милосердии, лени и трудолюбии, об уважительном отношении к старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик героев древнерусской литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать учащимся непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

Конспект урока литературы в 7 классе с презентацией

Технологическое сопровождение урока:

информационные технологии, ИКТ;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

метод творческого чтения;

метод анализа и синтеза.

1. Образовательная:

раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Оборудование урока:

Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2014.

Компьютерная презентация к уроку.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 1

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

3. Работа с эпиграфом. Слайд 2

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

ХVI век… — время образования единого Русского государства. Слайд 3

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 4)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (Слайд 5) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 6)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд7 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много

4. Словарная работа

Давайте прочитаем, что они означают? ( в рабочих листах определения)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Канонизация – причисление к лику святых.

— Ответьте на вопросы ( в рабочих листах) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

В это время один ученик работает с иллюстрациями на доске, а класс с иллюстрациями на слайде.

Задание: расположить иллюстрации в сюжетном порядке и затем кратко пересказать сюжет, опираясь на иллюстрации. Класс должен ответить на вопрос слайда 12

5. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 14-1

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития). Проверим, как вы справились с домашним заданием. 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития, 3 ряд – черты повести

— Какую структуру имели жития?

— Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во

имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

— Перечислите сказочные элементы этой повести.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)Слайд 14-2

— Какие черты повести присутствуют в произведении?

исторически точны названия мест ;

рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.Слайд 14-3

— Назовите черты жития в этом произведении.

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

— Какими эпитетами автор награждает героев?
* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).Слайд 14-4

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 14-5

6. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов. слайд 15

В рабочих листах – таблица. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

Любовь и верность к близким

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии.

1. Анализ эпизода

— Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит? ) добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти

7. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 16

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Домашнее задание.

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 17

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 18

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 19

В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 20

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

VIII. Итог урока.

— Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд21

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

— В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

— Ответьте на этот вопрос, составив синквейн. ( зачитываются синквейны как итог урока)

Слайд 22

— Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

Выставление оценок.

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Поставьте оценку нашему уроку и сдайте рабочие листы. Спасибо за урок! Слайд 23

Читайте также:

      

  • Сочинение рассуждение о природе воронежской области
  •   

  • Какое совпадение на английском сочинение
  •   

  • Священное сочинение 7 букв сканворд
  •   

  • Преступление из за любви сочинение
  •   

  • Мой любимый кружок сочинение на английском

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие ше­девры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.

Наи­более ярким и значимым произведением Владимира Мо­номаха является его “Поучение”, написанное,

по-видимо­му, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как кон­кретно-исторические, так и автобиографические момен­ты. В своем произведении Владимир Мономах рисует об­раз идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах пред­стает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, ко­торые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”.

Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям.

Владимир Мо­номах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не ле­ниться в доме, делать всю работу самому. Воинам он реко­мендует быть очень внимательными.

В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не зло­употреблять пьянством и блудом, уделять внимание гос­тям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.

Я думаю, если б мы следова­ли данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на со­веты родителей, которые желают нам только счастья.

Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и му­жеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые за­гадки и рассудительно решает житейские проблемы.

Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голод­ным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, ко­торые во все времена приносили людям истинное счастье!

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал
летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям
казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот
не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому
смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет
«от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени
Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков
меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему
Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь
взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей
комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее.
Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел
брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия.
Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его
вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей.
Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую
полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя
мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония
ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила
привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась
сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял
всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза,
но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд
своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все
язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок
льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время,
пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы
князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что
это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить
и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся
здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания
жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь
уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом
вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел
умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию
из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек
рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку
крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После
обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел
в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают
видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство
и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии.
Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь
следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось
при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением,
ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония
уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще
один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она
велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить.
И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония
пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой
жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие
деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти
деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония
собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали
просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

  • Нравственный конфликт в комедии горе от ума сочинение
  • Нравственный идеал человека в творчестве чехова сочинение
  • Нравственный идеал пушкина в сказке о царе салтане
  • Нравственный идеал пушкина в образе маши мироновой сочинение 8 класс
  • Нравственный закон это сочинение