Нравственный облик героя в древнерусской литературе сочинение 7 класс

Обновлено: 11.01.2023

Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.

Автором Повести был Ермолай-Еразм – монах и писатель шестнадцатого века. В силу этого в произведение добавлено много чисто церковных деталей. Главные герои – благочестивые супруги, демонстрируют подчеркнутое уважение к Православной церкви. Например, перед смертью Феврония вышивает особое покрывало, используемое во время богослужения.

Однако главная тема, обеспечившая популярность Повести – это любовь. Петр и Феврония изображаются практически идеальными героями (за исключением того момента, когда исцеленный Февронией Петр сначала отказывается выполнить свое обещание и жениться на Февронии).

Петр – смелый человек, не побоявшийся сразиться с нечистой силой, фигурирующей в образе змея. Он человек верный долгу, потому что отказывается от княжеского престола, не желая бросить свою жену.

Феврония показана также мудрой и верной женщиной. Ее загадки достаточно просты и явно родились в среде простого народа. Желание Февронии взять с собой в изгнание вещь по своему выбору и последующее требование Петра показывает, что мудрость княгини не носит корыстного характера, замуж она вышла не ради получения богатства и почестей.

Враги князя и княгини изображены очень схематично. Бояре и их жены, возненавидевшие Февронию за простое происхождение, — это олицетворение внешних препятствий и встречают на своем пути любые два любящих друг друга человека.

Петр и Феврония умирают одновременно по обоюдному желанию. После смерти их тела сверхестественным образом оказываются в одной могиле. Это должно символизировать, что настоящая любовь сильнее даже смерти.

По поводу того, есть ли некое историческое зерно в легенде, превращенной в эту Повесть, в настоящее время в околоцерковной среде ведутся споры. Достоверно известно, что князя и княгини с такими именами в Муроме никогда не было. Однако возможно, что здесь имеются в виду их имена, принятые после пострижения в монашество перед самой смертью, о чем говориться в произведении, но там называются другие имена.

Однако вполне возможно, что некий правитель и его жена действительно очень любили друг друга и воспоминание об этом, со временем, обросло чудесными историями и приняло сказочный характер, так как пересказывая их историю, люди добавляли все новые детали и подробности.

Сочинение по повести 2

Повесть о Петре и Февронии рассказывает о богоугодной жизни князя Петра и его мудрой супруги Февронии. Произведение создано в XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом на основе Муромских рассказов. Повесть актуальна и на сегодняшний день, поскольку провозглашает истинные ценности христианства: любовь к своему ближнему, любовь к Богу и беспрекословное соблюдение заповедей.

Павел с самого начала повести предстает отважным князем. Однако, он был горд и решил обмануть Февронию после своего выздоровления. Он не сдержал слова и отказался жениться на мудрой и одаренной девушке, только из-за того из-за ее простого происхождения. Однако, нарушенное обещание снова навлекло на него болезнь. Тогда Петр понял, что девушка обладает не только глубокой мудростью, но и Божьим Даром исцелять. Петр переосмыслил свой поступок и понял, насколько он заблуждался. Князь сдержал во второй раз свое слово, сделал Февронию своей супругою и привел ее в Муромскую вотчину княгинею.

В браке Петр проявляет себя верным и добрым мужем. С каждым днем растет и его любовь к Богу. Петр соблюдает все Божьи заповеди, проводит время в молитвах и укрепляет духовную связь с Богом. Петр мудро и справедливо управляет своим народом.

Петра поддерживает его супруга. Их брак можно назвать образцом преданности и истинной любви. И даже, когда бояре хотели убрать Февронию и Петру с престола, они решили остаться вместе не нарушая заповедей Божьих, жертвуя властью земной ради Царства вечного.

Примечательна и кончина супругов. Оставив княжество, они приняли постриг иноков. Петр и Феврония молили Господа даровать им смерть в один день. И Господь услышал их молитвы. Они знали, когда придет их смертный час и умерли в одно и то же время.

При жизни они завещали похоронить их в одной гробнице, высеченной из камня. Однако, из-за пострига в иноки, похоронить вместе их не могли. Тела Петра и Февронии уложили в разные гробы и хотели похоронить в разных местах. Но к утру совершилось чудо: тела Петра и Февронии оказались вместе в той самой гробнице, которую они завещали. И стало тогда понятно, что сам Господь велит похоронить их вместе. Вскоре Петра и Февронию канонизировали в лик святых. Их почитают как хранителей семьи и брака.

Повесть о Петре и Февронии является настоящим памятником литературы XVI в. Их история завораживает и поражает читателя своей силой, преданностью и чистотой.

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Популярные сочинения

Человечность это сложное понятие. Слово человек и слово человечность это два термина, которые не следует разделять друг от друга. Человеческое отношение проявляется к самому себе, а так же к окружающим.

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие ше­девры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.

Наи­более ярким и значимым произведением Владимира Мо­номаха является его “Поучение”, написанное,

по-видимо­му, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как кон­кретно-исторические, так и автобиографические момен­ты. В своем произведении Владимир Мономах рисует об­раз идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах пред­стает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, ко­торые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”. Но в “Поучении”

Владимир Мо­номах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не ле­ниться в доме, делать всю работу самому. Воинам он реко­мендует быть очень внимательными.

В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не зло­употреблять пьянством и блудом, уделять внимание гос­тям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.

Я думаю, если б мы следова­ли данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на со­веты родителей, которые желают нам только счастья.

Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и му­жеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые за­гадки и рассудительно решает житейские проблемы.

Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голод­ным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, ко­торые во все времена приносили людям истинное счастье!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

к уроку литературы в 7 классе на тему:

План сочинения

Примерное содержание сочинения

Вступление. Проблематика произведений древнерусской литературы.

Основная часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.

Отношение к мудрости, книгам в русских летописях.

прославление трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;

восхваление добросердечия и милосердия;

призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;

предложение уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;

приглашение постоянно учиться.

«Повесть о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:

веры и благочестия;

гостеприимства, щедрости и милосердия;

Произведения древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших предков. Литература того времени руководствовалась религиозными представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными проблемами древнерусской литературы.

Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым.

Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата Павла.

Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония сохранила свою семью.

До самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви и верности.

Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в современной литературе.

Древнерусские писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и зле, жестокости и милосердии, лени и трудолюбии, об уважительном отношении к старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик героев древнерусской литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать учащимся непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

Конспект урока литературы в 7 классе с презентацией

Технологическое сопровождение урока:

информационные технологии, ИКТ;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы обучения:

метод творческого чтения;

метод анализа и синтеза.

1. Образовательная:

раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Оборудование урока:

Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2014.

Компьютерная презентация к уроку.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 1

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

3. Работа с эпиграфом. Слайд 2

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

ХVI век… — время образования единого Русского государства. Слайд 3

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 4)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (Слайд 5) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 6)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд7 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много

4. Словарная работа

Давайте прочитаем, что они означают? ( в рабочих листах определения)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Канонизация – причисление к лику святых.

— Ответьте на вопросы ( в рабочих листах) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

В это время один ученик работает с иллюстрациями на доске, а класс с иллюстрациями на слайде.

Задание: расположить иллюстрации в сюжетном порядке и затем кратко пересказать сюжет, опираясь на иллюстрации. Класс должен ответить на вопрос слайда 12

5. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 14-1

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития). Проверим, как вы справились с домашним заданием. 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития, 3 ряд – черты повести

— Какую структуру имели жития?

— Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во

имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

— Перечислите сказочные элементы этой повести.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)Слайд 14-2

— Какие черты повести присутствуют в произведении?

исторически точны названия мест ;

рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.Слайд 14-3

— Назовите черты жития в этом произведении.

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

— Какими эпитетами автор награждает героев?
* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).Слайд 14-4

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 14-5

6. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов. слайд 15

В рабочих листах – таблица. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

Любовь и верность к близким

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии.

1. Анализ эпизода

— Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит? ) добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти

7. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 16

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Домашнее задание.

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 17

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 18

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 19

В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 20

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

VIII. Итог урока.

— Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд21

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

— В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

— Ответьте на этот вопрос, составив синквейн. ( зачитываются синквейны как итог урока)

Слайд 22

— Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

Выставление оценок.

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Поставьте оценку нашему уроку и сдайте рабочие листы. Спасибо за урок! Слайд 23

Читайте также:

      

  • Сочинение рассуждение о природе воронежской области
  •   

  • Какое совпадение на английском сочинение
  •   

  • Священное сочинение 7 букв сканворд
  •   

  • Преступление из за любви сочинение
  •   

  • Мой любимый кружок сочинение на английском

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие ше­девры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.

Наи­более ярким и значимым произведением Владимира Мо­номаха является его “Поучение”, написанное,

по-видимо­му, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как кон­кретно-исторические, так и автобиографические момен­ты. В своем произведении Владимир Мономах рисует об­раз идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах пред­стает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, ко­торые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”.

Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям.

Владимир Мо­номах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не ле­ниться в доме, делать всю работу самому. Воинам он реко­мендует быть очень внимательными.

В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не зло­употреблять пьянством и блудом, уделять внимание гос­тям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.

Я думаю, если б мы следова­ли данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на со­веты родителей, которые желают нам только счастья.

Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и му­жеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые за­гадки и рассудительно решает житейские проблемы.

Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голод­ным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, ко­торые во все времена приносили людям истинное счастье!

Cочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

В древнерусской литературе человек — это прежде всего личность, «живое лицо», каждый из персонажей — «личность». Личность не противопоставляется обществу, она неотделима от него. И в то же время личность — это нечто самостоятельное, обособленное от общества. Личность — это не просто совокупность черт человека. Это — самостоятельная, неповторимая индивидуальность. Таким образом, личность в древнерусской культуре предстает как нечто цельное, неделимое, как самостоятельный и независимый герой.

Герои древнерусской литературы — это люди, выбравшие главной целью своей жизни — служение своей Родине. Это служение может проявляться в привнесении в мир глубоких духовных качеств , а также в борьбе против врагов — внешних и внутренних. Былинные богатыри (Илья Муромец , Алеша Попович) борются не только с внешними врагами, но и с внутренними, проявляя при этом смелость, изворотливый русский ум и природную смекалку. То же можно сказать и о героях исторических песен: так, в одной из них (Солдаты освобождают Смоленск) весь народ поднялся на защиту своего города, ради освобождения которого солдаты готовы были рисковать жизнью.

Также описать нравственный облик человека древнерусской литературы можно на основе анализа героев «Слова о полку Игореве».

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства). В описании внешности князя использовались слова, выражающие красоту, силу, могущество, благородство, а также выражения, подчеркивающие его мужество, отвагу, величие. По словам летописца, князь был высок ростом, лицом красен, бороду брил, усы чествовал, в одежде прост, «в саадаце златокованном». О его физической силе также повествовали летописцы. «Был же князь его силен зело»: «И поехаша к нему (князю) мужи храбрые из земли Польской, и из Выбут, и со всеми людьми своими.

  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой сочинение гроза и бесприданница
  • Нравственный идеал в повести н с лескова очарованный странник сочинение
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений сочинение отцы и дети
  • Нравственный выбор катерины в пьесе гроза сочинение
  • Нравственные сказки для детей 6 7 лет