- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Основными действующими лицами сказки назвать можно Кощея, Ивана-Царевича, Марья-царевна.
Что касается языка и его особенностей, на котором написано произведение, то он насыщен большим количеством эпитетов, метафор. Нельзя закрыть глаза на нарушение некоторых языковых правил Жуковским. Но это, снова же, придает произведению какой-то элемент самобытности, уникальности.
Жуковский смог создать действительно красочную и необыкновенно интересную сказку.
2 вариант
Считается, что сказка о царе Берендее Жуковского в некоторой степени является трактовкой истории, услышанной Пушкиным от его няни, Арины Родионовны. Однако ее ни в коем случае не следует считать плагиатом – ведь писатель излагает события в уникальной манере и со свойственными своему слогу шармом и талантом.
Написано творение гекзаметром – впрочем, литератор несколько адаптирует его к русскому языку. Делает он это для того, чтобы сказочный национальный колорит не был утрачен. Так, что это не просто «Морской царь и Василиса Премудрая» в новом изложении, а отдельное, заслуживающее внимания, произведение.
События развиваются в манере, свойственной сказкам. Но иногда Жуковский допускает не всегда логичные вольности – допустим, Кощей у него живет в подземном мире, во дворце, высеченном из карбункула. С одной стороны, это имеет место быть – ведь он не положительный герой, а скорее, дух тьмы. Хотя, быть может это является отсылкой к сказке Жуковского «Красный карбункул».
Жемчужины, клешни вместо рук – образ подземного Кощея не вяжется с таким описанием. Может быть, это все – таки морской царь? Нет! Автор все равно убеждает читателя, что злодей является подземным владыкой. Это довольно странно.
Марья – царевна, премудрая волшебница несколько напоминает Василису. Она обладает неплохим набором положительных качеств, среди которых: умение любить, способность идти на самопожертвование и.т.д. Также Марья обладает довольно острым умом и смекалкой.
Учитывая огромное количество плюсов ее характера, невольно соглашаешься с выбором автора, сменившего героине имя. Порой она действительно ведет себя как настоящая царевна.
Иван-царевич храбр, преисполнен доблести, аристократичен, тактичен и благороден — в принципе, он отвечает всем тем требованиям, которые может ожидать читатель. Можно сказать, что юноша совершенно ничего не боится, он всегда готов к опасным приключениям. Которые, впрочем, он всегда находит в избытке.
К слову, Жуковский делает привычных героев более индивидуальными, старается показать всю многогранность их характеров. И это отдельный плюс.
Что касается языковых особенностей, сказка написана весьма типичным для русского фольклора, слогом без каких – либо уникальных инноваций. Тем не менее, история получилась весьма интересная и захватывающая, так что найти что-то новое для себя в творении могут не только дети, но и взрослые.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера) сочинение
Граф Дорант является выходцем из богатого класса. Вернее, он был когда-то богатым, но из-за своего неумения, в скором времени обнищал. Этот тип людей, заводит дружбу только ради получения денег
- Сочинение по картине Летний сад осенью Бродского 7 класс
И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.
- Эволюция личности Пьера Безухова сочинение
Пьер Безухов — главный герой романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Впервые читатель знакомится с этим героем в первой главе, где он является гостем салона Анны Павловны Шерер
- Сочинение Как экономить деньги
Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.
- Сочинение по картине Васнецова Единородный Сын Слово Божие (описание)
Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Жуковского О царе Берендее
Анализ сказки Жуковского О царе Берендее
Жуковский проводит лето 1831 года вместе со своим воспитанником, там в это время находится и Пушкин с молодой девушкой, с которой он недавно обручился. Они начинают состязаться в написании сказок между собой, как результат появляется сказка о Салтане и сказка о царе Берендее, с другой стороны.
Скорее всего основой является сюжет повествования под названием «Морской царь и Василиса премудрая». Жуковский излагает ее на свой манер, но при этом и добавляет эпизоды, которых ранее в повествовании не было. Это позволяет понять, что автор имеет отличное представление о том, что говориться в устном народном творчестве, он отбирает только самое ценное и поэтичное, и это включает в свое творчество.
Повествование написано в размере – гекзаметром, который является любимым размером Жуковского. Он настолько приближен к русскому языку, что полностью передает его колорит, который кажется естественным и настолько приближенным к простому языку, что не наводит мысль о какой-то третьей форме речи.
Кощей в повествовании Жуковского остановится индивидуальным, он наделяет его своим особым характером, который проявляется в поступках. Так, например, когда он не смог догнать беглецов, то высек всех слуг, он похож на самодура, который не может распоряжаться своей властью.
Марья-царевна является не только дочкой Кощея, но и настоящей волшебницей и мудрой девушкой, она научилась проявлять качества, которые не присущи ее отцу.
Иван-царевич храбрый, он способен проявлять смелость, достойный человек, который проявляет тактичность и благородство по отношению к Марьи-царевне. Он религиозен, так как перенял подобное отношение от своих родителей.
Поэт в языковой области нарушает устоявшиеся каноны, он использует как сказочные выражения, так и постоянные эпитеты, которые позволяют украсить речь и представить картину полностью. Это позволяет сделать сказку привлекательной, полностью увлечь читателя происходящим, сделать его участником происходящего, вовлечь его.
Все это делает повествование увлекательным, Жуковский является настоящим профессионалом своего дела, который профессионально использует слова и обороты,
создавая прекрасный сюжет.
Анализ 2
Эта сказка напомнила фильм «Варвара-краса…». Снят он как раз по мотивам произведения Жуковского.
У сказки, на самом деле, очень длинное название, из которого практически можно понять сюжет и характеры героев. То есть в несокращенном названии упомянут и царевич, и хитрый Кощей, и мудрая дочь его.
Сам Берендей участвует только в «зачине» (и в радостном окончании) сказки. Царь добрый, но только невнимательный. Не удивившись, что ковшик-уточка от него убегает, он начинает пить воду, утопив в ней бороду. (Это даже не очень гигиенично!) И попадает в ловушку – к Кощею, который не похож на привычного нам героя, а напоминает морское чудище. Кощей просто хватает царя за бороду, а тот соглашается за свободу отдать чудищу то, о чем самодержец в своем царстве не знает. Самонадеянно думает Берендей, что знает всё, но вот не ждал он, что жена за время его отсутствия родила ему наследника. Тут царь – просто человек, он печалится, но со временем забывает о своём обещании.
Через много лет приходится Кощею напомнить ему через самого наследника о царском слове. Иван-царевич стоически воспринимает весть, проявляет мужество идя навстречу своей странной судьбе. По пути, что является частым эпизодом в сказках, он видит, как девицы, искупавшись в озере, превратились в белых птиц и улетели. Осталась только одна. Он благородно подаёт ей одежду, это оказывается Марья-царевна — дочь того самого Кощея. И вот до того, как улететь, девушка даёт совет – стать перед её отцом на колени. Так он и делает – без гордыни, этим смешит чудище.
Но теперь он во власти злодея. Как положено, Ивану предстоят невыполнимые испытания, но благодаря помощи волшебницы Марьи у него всё получается. В итоге, так как Кощей не унимается – хочет казнить гостя, молодые решают бежать. Погоню они обманывают, превратившись в мост и речку. И вот уже счастливый финал, вроде бы… Но тут Иван не слушает невесту – заезжает в гости к князьям одного города. Марья предпочитает превратиться в камень, предупреждает его не целовать ребенка… Но Иван не следует её советам, вот почему забывает о ней из-за заклятья. Безутешная царевна превращается в цветок, который добрый дедушка уносит домой. С тех пор у него всегда чисто и есть еда, но он «вычисляет» царевну, сообщает ей о свадьбе Ивана. Тогда она отправляет на праздник пирог с говорящими голубями… и Ивана расколдовывает.
Сейчас эта сказка кажется во многом нестандартной и очень увлекательной.
Анализ сказки Жуковского О царе Берендее
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Миражная интрига в комедии Ревизор
Впервые термин миражная интрига по отношению к Ревизору был употреблен театральным и литературным критиком А.А.Григорьевым.
- Сочинение Равнодушие и отзывчивость по рассказу Ночь исцеления Екимова
Рассказ Бориса Екимова Исцеление ночью — это история сложных взаимоотношений людей разного возраста. Старшее поколение, обладая большим опытом и мудростью, уступает место младшему в умении проявлять настоящие человеческие качества в нужный момент.
- Сочинение на тему Лес зимой или Зимний лес
Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во всё белое и красивое.
- Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое
С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем.
- О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 класс
Мечты, мечты, в чём ваша радость? И у каждого они свои. Гоголь с присущей ему меткостью и точностью описывает мечты разных людей написанной комедии.
Слайд 1
Лингвистический комментарий сказке о «Царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, хитростях Кощея бессмертного и премудрости Марьи-царевны» В.А. Жуковского Выполнила: студентка 060801 группы Комарова Марина
Слайд 2
Сведения об авторе Жуковский В.А. старший современник А.С. Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.
Слайд 3
Анализируемое произведение Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Написана 2 августа — 1 сентября 1831 г. Впервые напечатана в сборнике «Новоселье»
Слайд 4
Анализ главных героев сказки Царь Берендей Берендеи — тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения.
Слайд 5
Иван-царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Слайд 6
Марья-царевна Этимология сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты.
Слайд 7
Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым .
Слайд 8
Словарь: Образина, латы, молебен, не крушись, регулярный сад, не пекись, окаянный, кручина, оторочка, муравчатый берег, мешкать, плут, лазаревый цвет, ворожеи, карбункул.
Слайд 9
ОБРАЗИ́НА , -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек ЛА́ТЫ , лат, ед. нет ( ·ист. ). Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.
Слайд 10
МОЛЕ́БЕН , бна, ·муж. (церк.). Краткая церковная служба. КРУШИ́ТЬСЯ , -шусь, -шишься; несов. (устар. и прост.). Сокрушаться, печалиться.
Слайд 11
Регулярный сад – сад, в котором растения, дорожки, водоемы и др. элементы; расположены симметрично один по отношению к другому. Не пекись – не заботься, не переживай.
Слайд 12
ОКАЯ́ННЫЙ, -ая, -ое. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! КРУЧИ́НА, -ы, ж. В народной словесности: горе, тоска, печаль.
Слайд 13
ОТОРО́ЧКА, оторочки, ·жен. Узкая полоска материи, меха, нашитая или пришитая по краю одежды, обуви. Муравчатый берег — берег покрытый сочной, зеленой травой
Слайд 14
МЕ́ШКАТЬ, мешкаю, мешкаешь, ·несовер. , с чем-нибудь и ·без·доп. ( ·разг. ). Медлить, не торопиться, пропускать сроки чего-нибудь. ПЛУТ , плута (плута ·устар. ), ·муж. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха.
Слайд 15
Лазоревый — яркий светло-голубой цвет ВОРОЖЕЯ́, ворожеи, ·жен. ( ·устар. ). Гадалка, знахарка.
Слайд 16
КАРБУ́НКУЛ, карбункула, ·муж. ( ·лат. carbunculus — уголек). Драгоценный камень, то же, что красный гранат.
Слайд 17
Вопросы и задания к тексту С какими сказочными героями познакомила нас данная сказка? В каких еще сказках можно встретить Ивана-царевича, Марью-царевну, Кощея бессмертного? На какие две группы делятся герои сказки? Как нужно понимать значение слов «…видом не видано, слыхом не слыхано…»?