Основную трагедию жизни Чехов видит в обывательщине, пошлости, люди даже не умеют не только подняться над нею, но даже различить ее в себе и в окружающих. Пошлость – полное отсутствие духовности, бездушие и мелочность присущи героям его рассказов, но глубоко понимая влияние среды – и природной, и среды вещей, и социальной, Чехов не освобождал волю человека от ответственности за его деяния, мысли и чувства.
Так в рассказе «Ионыч» Дмитрий Старцев променял живые мысли на сытое, самодовольное существование, а ведь это был человек неплохой (но не идеальный), на общем фоне достаточно умный, относительно духовным, которого тяготит эта пошлая, серая, абсолютно бездуховная жизнь, в ней самая «интересная» семья – семья Туркиных (талантливая, образованная). Папа шутит, мама читает собственные романы, Катя играет на рояле.
Дмитрий Старцев превращается в такого же обывателя: сначала он даже не может слушать пустые разговоры, затем – просто молча, ничего не говоря «молчал и смотрел в тарелку», потом стал вставлять в разговор вопросы типа: Это вы про что? А? Кого? Он ожирел, превратился в пошлого, грубого человека, стал раздражительным. Единственным его пристрастием стали деньги. Но виновата в этом не только среда. Дмитрий сам отказался бороться с обывательщиной, принял ее, потеряв постепенно способность чувствовать, любить, то есть вслед за ожирением физическим к нему подкрадывается моральное «ожирение», так как он не послушал «холодный, тяжелый кусочек» в своей голове, пытающийся предостеречь.
Тема скучной обывательской жизни есть в рассказе «Дама с собачкой». Гуров и Анна Сергеевна до их встречи тяготятся пошлостью жизни (и собственной и окружающей), но любовь преображает ее. Любовь, начавшаяся как случайный роман, оказывается настоящим чувством, которого эти люди ждали всю жизнь, но чувство это тоже обречено, безысходно. И опять же виноваты не только окружение, в котором разговоры о любви, искренние излияния невозможны, не принимаются («осетрина – то с душком» — символизирует пошлость, таковы все беседы), но в большей мере и сами влюбленные, потому что они слишком слабы, чтобы изменить что – то, не решаются на счастье, на изменение своей жизни.
Не решились пойти навстречу своей любви, отреклись от нее и помещик Алехин, и его любимая в рассказе «О любви», жизненным девизом «Как бы чего не вышло» постоянно пользуется Беликов, предпочитая опять же замкнутую, однообразную жизнь. Конечно, трудно выбраться из «футляра», созданного самим собой, но Чехов показывает, что нужно жить иначе, но как преодолеть себя, каждый должен понять сам.
Слайд 1Проблема нравственного выбора
( по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
Слайд 2Цель:
Познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Показать трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе, раскрыть степень личной ответственности героя за свою жизнь.
Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, концентрировать внимание на обсуждаемой проблеме, собирать и обрабатывать информацию, творчески осмысливать возможности ее применения, определять собственную точку зрения и защищать её.
Развивать коммуникативную культуру.
Способствовать воспитанию толерантности, поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Слайд 3Оборудование:
Кафедра для выступлений спикеров, телевизор, ноутбук, презентация.
Формат дебатов предусматривает:
участие двух команд,
состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
участники заранее знакомятся с ролями и регламентом;
команды имеют право на 2-минутный тайм-аут для консультации друг с другом для ответа на вопросы;
для фиксации времени, отведённого на выступления и ответы на вопросы выбираются два Time-keepers.
для выполнения учебной задачи совершенствования грамматических навыков, вопросы задают учащиеся, не вошедшие в команды в результате жеребьёвки;
функции жюри также возложены на учащихся;
роли и регламент определены заранее.
Слайд 4Нравственный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта
поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.
Слайд 5Осмысление темы, постановка проблемы, формулировка тезисов.
Судьба человека полностью зависит от общества
и среды, которая его окружает
Человек – хозяин своей судьбы, он в силах совершить правильный выбор и изменить ее к лучшему
Слайд 6Правила ведения дебатов
Уважение к противнику
Главное — не делать скоропалительных выводов,
не скатываться до личных оскорблений и навешиваний ярлыков. Самое важное в любом споре уважать любую точку зрения противника и суметь её принять.
Логический такт
Если спорщик в ходе дискуссии понимает, что был не прав, то есть доводы противника достигли своей цели, лучше признать это, а не упорствовать, заводя спор в тупик. Однако слишком быстро и легко соглашаться с правильностью выводов тоже не принято.
Позволительные уловки в споре
В правилах хорошего тона принято брать в споре тайм-аут, приостанавливать его или обратиться за советом к третьей, авторитетной для обоих, независимой стороне. Это возможно в тех случаях, когда аргументы иссякли или спор зашел в логический тупик.
Непозволительные уловки
Угрозы, хулиганские выходки, открытые, публичные оскорбления, драка, переход на личности
Компетентность спорщиков
Дискуссию стоит начинать только в том случае, если обе стороны хорошо разбираются в теме спора. Внимание к собеседнику. Открытое слушание поможет понять основную концепцию оппонента и принять или опровергнуть его мысль весомыми доводами. Потому так важно тщательно и спокойно выяснять мнения противника.
Сохранение спокойствия
Это правило поможет вести высокоинтеллектуальный спор, основанный на уважении и толерантности. Все доводы, не относящиеся к предмету спора, возможно отвести только в таком состоянии.
Простота и конкретика
В ходе ведения спора не нужно «забивать» собеседника неологизмами, сленговыми выражениями
Слайд 7Схема ведения дебатов
1 спикер
1 спикер
Перекрестный допрос
5 минут 1 минута 5 минут
2 спикер 2 спикер
Перекрестный допрос
3 минуты 1 минута 3 минуты
3 спикер 3 спикер
3 минуты 3 минуты
Слайд 11Вывод. Обобщение.
Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с
ней… Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины
М. Горький
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
А. Чехов
Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды.
Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может победить пошлость.
Слайд 12Пошлость
(ст.слав. – пошлина, налог) – состояние бытия (действий, мыслей, слов, чувств,
отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине душевной лени или духовного бессилия. Пошлость проявляется в низких нравственных отношениях, в безвкусной одежде, в грубых словах и действиях, в хамстве, в банальных мыслях, в застое и омертвлении чувств и т.д. Пошлость разрушительна, она убивает живое в человеке, тянет его назад от нравственного идеала и духовного развития.
Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена – в чем смысл жизни, каким должен быть человек? Рассмотрим тот самый вопрос на примере произведения «Ионыч».
В рассказе «Ионыч» Чехов рисует картину жизни молодого земского врача, который живет и работает неподалеку от города С. Чехов характеризует сначала обитателей этого города на примере самой образованной семьи, семьи Туркиных. Жена описывает никому не нужные романы, в которых полно того, чего не бывает в жизни, и которые она потом прячет в шкаф. Муж упражняется в каком-то своем языке, выработанном им в течении лет: «недурственно», «большинский», «здравствуйте, пожалуйста…» Дочь Катя, Котик играет на фортепиано. Характеризуя ее игру, Чехов постоянно употребляет глагол «ударить», то есть стремится подчеркнуть ее неспособность к игре на пианино. Вот это самая образованная семья в городе С. Легко представить себе, что же представляют собой остальные обитатели города. И вот в С приезжает Дмитрий Ионыч Старцев. Вначале это – активный молодой человек, который полон жажды труда, стремления познать непознанное, живого интереса к литературе, искусству. Для него смыслом жизни является труд, лечение больных, которому он отдает все свое время; у него более того бывают заняты праздники. Старцев первое пора пытался заговорить с жителями города на интересующие его темы, но очень скоро понял, что «пока с обывателем сидишь за одним столом или играешь в карты, это неглупый и добродушный, в общем, человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, то он заведет такую философию, что ничего не остается совершать, как отойти от него». Доктору претит пошлое, бездуховное существование обитателей городка С, но он тем не менее соглашается существовать по их законам: он регулярно наведывается в клуб, хотя ему там совсем не занятно, посещает семью Туркиных, хотя видит, что эти люди ограничены и заурядны. Старцев не нашел в этом обществе живого отклика и сам постепенно начинает опускаться. Его уже ничего не интересует, кроме финансов. Ему нравится, после работы придя домой, пересчитывать, перебирать финансовые купюры. Старцева окончательно засасывает болото обывательщины, мещанства, потому что он лишен внутреннего протеста против той жизни, которая сначала была так противна ему. И более того труд, более того его работа не могут спасти его от падения, потому что работа стала для него средством накопительства. И если в начале рассказа Старцев ходил пешком, то через несколько лет у него появляется пара лошадей, а к концу рассказа у него уже великолепная тройка. Приобретая богатство, положение в обществе, он теряет душу. Образом Старцева Чехов протестует против обывательщины, мещанства, пошлости, призывает к труду, который должен, призван приносить человеку нравственное удовлетворение. Труд ради финансов не приносит радости.
Таким образом, всей своей жизнью, всем своим творчеством Чехов боролся за красивого человека в широком смысле этого слова, за душу человека, за все то лучшее, что есть в нем. «Берегите в себе человека!» – призывал Чехов. И с этой точки зрения он близок мне. Трагедия же «маленького человека» в том, что все его устремления направлены вовне: слабый, нерешительный и беспомощный, он первым делом придумывает себе удобную и неуязвимую форму, в которой он – как ему кажется – будет чувствовать себя уютно и безопасно.