Что такое нравственный выбор? (По тексту Ю.Яковлева.)
Что такое нравственный выбор? Читайте текст Ю.А.Яковлева и делайте вывод… Автор повествует нам о том, что все его герои совершили выбор между добром и злом, равнодушием и черствостью. Назаров когда-то спас жизнь Сергеевой, а мог бы этого и не делать… А вот артистка, когда юноша попросил у нее помощи, отказала ему, несмотря на то что помнила о милосердном поступке парня. Теперь этот выбор предстояло сделать шестилетней Алисе, и она решила спасти от «позора и неблагодарности» Назарова, пригласив его к себе переночевать. Девочка не думала о реакции родных на приход незнакомцев, потому что «когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!»
Очень ярко и эмоционально о нравственном выборе говорит поэт Ю. Д. Левитанский:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Слово для любви и для молитвы
Каждый выбирает по себе…
Таким образом, нравственный выбор – это поступок, который раскрывает человека, показывая, каков он внутри: добрый или злой, трусливый или смелый, жестокий или милосердный. Я считаю, что выбор личности заключен всего в двух словах «добро» и «зло». По нему мы можем судить о человеке.
Евгений
Текст 11.6 (из рассказа Ю. Я. Яковлева «Театральный двор»)
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я… (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю.Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
- 17.06.2021
Сборный материалы на тему «Нравственный выбор» для сочинения-рассуждения в задании 9.3 ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
- Смотреть другие темы сочинения 9.3
- Необходимые клише для сочинения 9.3
В этом материале для вас собраны:
- Аргументы (из литературы)
- Примеры сочинений на тему «Нравственный выбор»
- Примеры из жизни и литературы
Материал подобран по текстам разных авторов. Использованы только реальные тексты ОГЭ для задания 9.3 из открытого банка ФИПИ.
- Все определения и понятия для сочинения 9.3
- Структура и план сочинения 9.3
Определение понятия НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Что такое нравственный выбор? Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности.
В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни
Аргументы по теме НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
В произведении В.Закруткина «Матерь человеческая» повествуется о Марии. Фашисты убили ее сына. Она нашла в себе силы жить дальше. Когда Мария увидела в подвале немца, она хотела его убить, отомстить за мужа и сына. Солдат назвал ее мамой, и Мария не смогла сделать задуманное. Она ухаживала за раненым немцем, попыталась заменить ему мать.
В повести А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.
В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос – попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.
Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.
Давайте вспомним пионеров-героев. У них был выбор спрятаться и переждать войну, перейти на сторону врага или погибнуть за Отечество. Так Зоя Космодемьянская добровольцем пошла в отряд разведчиков. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.
Список литературы на тему НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
- Жвалевская и Пастернак «Правда» Романов П. «Хорошие люди» Ключарева Н. «Юркино Рождество» А. Адамов «Каратели»
- В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
- Ю. Бондарев «Горячий снег» В. Быков «Волчья стая»
- В. Быков «Обелиск» В. Быков «Сотников»
- Н. Гоголь «Тарас Бульба»
- М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова»
- П. Мериме «Маттео Фальконе» А. Пушкин «Капитанская дочка» А. Пушкин «Выстрел»
- В. Распутин «Деньги для Марии» В. Распутин «Живи и помни»
- В.Г. Распутин «Уроки французского» И.С. Тургенев «Муму»
- Список литературы по всем направлениям
Список кинофильмов на тему НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
- «А зори здесь тихие»
- «Мачеха»
- «По соображениям совести»
- «48 ангелов»
- «Чудеса с небес»
- «Бабуся»
- «Судьба человека»
- «Сумерки»
- «Дорогая Елена Сергеевна»
- Список кинофильмов по всем направлениям
Примеры сочинений на тему «Нравственный выбор»
Пример сочинения на тему НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР в формате видеоурока, смотрите:
Фрагменты текстов из открытого банка ФИПИ и примеры сочинений к ним
Пример сочинения 1 по тексту Яковлева
Нравственный выбор — это решение в пользу добра или зла, которое характеризует человека. Такую проверку проходит каждый, но не все выбирают правильный, с точки зрения морали, ответ. Пример ошибки описал Ю. Яковлев в приведенном отрывке из произведения.
Виктория Сергеевна отказалась приютить своего спасителя, хоть он и прыгнул за ней в ледяную воду. Он приехал в Москву с больным отцом, и ему негде было остановиться, а спасенная им женщина отказала под предлогом того, что у нее тесно (43-44 предложения). Героиня оказалась жестокой и черствой, поэтому автор предоставляет Алисе возможность спасти незнакомца «от позора и неблагодарности». Очевидно, что актриса избрала неверный путь, а вот маленькая девочка поступила правильно.
Аналогичную ситуацию описывает Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Главный герой оказался на распутье между богатством и честью, и выбрал деньги. Соблазненную им девушку он тоже пытался подкупить, но ничего не вышло: крестьянка бросилась в воду, не выдержав предательства. Эраст осознал ошибку поздно и мучился от ее последствий всю жизнь.
Таким образом, нравственный выбор — важнейший шаг в определении судьбы человека. Одного неверного решения достаточно, чтобы навсегда принять сторону добра или зла.
Пример сочинения 2 по тексту Яковлева
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение. Каждый делает этот выбор, опираясь на свои моральные ценности, совесть, мораль.
В тексте Ю.Я. Яковлева актриса Виктория Сергеева оказывается перед таким выбором. В Москву приехал парень, спасший ее жизнь. Он просит женщину помочь, ведь кроме нее в этом городе больше никого не знает. Но актриса отказывается приютить молодого человека и его больного отца. В ее моральные ценности не входит благодарность за спасенную жизнь. Она не из тех, кто готов прийти в трудную минуту на помощь.
Перед похожим нравственным выбором встает герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Солдат, не ожидая орденов и наград, переплыл ледяную реку и сберег сотни жизней, ведь командование вовремя получило его донесение. Он пришел на помощь тогда, когда это было нужно.
Как мы видим, нравственный выбор характеризует моральный облик человека. Иногда от тех, от кого этого и не ждешь, может поступить помощь. Или наоборот.
Пример сочинения 1 по тексту Шима
Нравственный выбор – это осознанное решение, принимаемое человеком практически каждый день. Он принимает его, руководствуясь своими ценностями, убеждениями, совестью.
В тексте Шима мы видим, как робкий мальчик, подчиняющийся властной девчонке в ее необузданных прихотях, неожиданно даже для себя совершает настоящий мужской поступок – кидается животом на бомбу, оттолкнув свою подругу. Гоша делает правильный выбор, в то время, как Вера в этой ситуации — полная его противоположность, ведь она подвергла их обоих опасности. Героический поступок мальчика характеризует его как храброго человека, коим в начале истории Гоша не казался.
Пример похожей ситуации можно увидеть также в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Когда перед Гриневым стоял выбор — присягнуть Пугачеву или погибнуть, герой не испугался и готов был идти на гибель, оставаясь верным своей стране.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что нравственный выбор напрямую отображает характер человека и его моральные ценности.
Еще примеры сочинений на тему нравственного выбора в формате видеоурока
Пример сочинения 2 по тексту Шима
Каждый день людям приходится делать нравственный выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Человек, оказавшийся в ситуации выбора, должен принять трудные для себя решения во благо другой личности, решить, готов ли он пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием, а иногда и жизнью.
В тексте Э. Шима рассказывается о том, как в ситуации нравственного выбора оказался застенчивый и боязливый мальчик Гоша. Когда его взбалмошная подружка Верка поджигает хвост ракеты и склоняется над ней, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, «вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету». Вот она, минута подвига!
Как вести себя в ситуации нравственного выбора каждый год, по подсчетам сотрудников МЧС, оказываются около 10 детей нашей страны. Кто они эти мальчики и девочки, совершившие недетские поступки? Один слыл в школе отстающим, никогда не был лидером в классе, а потом взял, да и спас, рискуя жизнью, четверых детей. Другой мальчик спас друга от смерти, когда ему было всего пять лет. Маленькая девочка вынесла из горящего дома младшего брата…
Таким образом, как литературные герои, так и мои современники уже в детские годы испытали себя на прочность, оказавшись в ситуации нравственного выбора.
Пример сочинения по тексту Алексина
Я считаю, нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
Во-первых, один из героев текста А. Г. Алексина, Ваня Белов, в критической ситуации сделал свой нравственный выбор: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который из страха остаться на второй год украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня бесстрашно сознался в содеянном перед директором. Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс. Ваня поступил по законам дружбы.
Во-вторых, свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.
Таким образом, человек очень часто оказывается в ситуации выбора. И принятие решения во многом зависит от его моральных устоев.
Пример сочинения по тексту Домбровского
Нравственный выбор – это ситуация, в которой приходится принимать трудные решения в соответствии со своими взглядами и убеждениями. На мой взгляд, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.
В тексте Ю.О.Домбровского говорится о мальчике, который как раз совершает выбор между добром и злом. Он, поймав краба, решил сделать из него прекрасный сувенир. Но парень вовремя осознает, что поступил плохо. Не случайно он строго судит себя: «У каждого скотства есть какой-то естественный предел. А я перешёл его». Зыбин отпускает краба в море, надеясь, что тот «будет жить».
О нравственном выборе говорится и в рассказе Ю.Я.Яковлева «Театральный двор», где героиня Алиса, не согласившись с несправедливостью, предлагает свою помощь Назарову, тем самым спасая его. Это был ее нравственный выбор, совершенно противоположный выбору артистки Сергеевой, которая отказалась приютить парня, однажды спасшего ее.
Таким образом, нравственный выбор – это решение каждого человек, диктуемое его внутренним голосом.
Разбор темы нравственного выбора и примеры сочинений в следующем видеоуроке
Пример сочинения по тексту Трифонова
Каждый человек сталкивается с тем, что ему приходится делать нравственный выбор. Человек задумывается над тем, по какому пути ему стоит пойти. Человек думает о всех положительных и отрицательных сторонах того или иного варианта и вскоре принимает осознанное решение. Принять решение не так просто, потому что выбор, как правило, связан с диаметрально противоположными явлениями, поэтому разные варианты могут привести человека к совершенно разным результатам. Человек, который находится перед нравственным выбором, должен помнить, что вариант поступить в соответствии с добром, справедливостью и честью намного лучше противоположных вариантов. От того, что выберет человек, зависит его будущее.
Проблема нравственного выбора поднимается в тексте Ю.В. Трифонова. Перед выбором оказывается мальчик по фамилии Глебов. В классе он имеет небольшие преимущества: благодаря тому, что его мама работает билетершей в кинотеатре, Глебов может бесплатно провести кого-то в кино. Мальчик оказывается перед нравственным выбором: не обращать внимание на это преимущество и дружить с теми, кто ему действительно интересен, или пользоваться своим преимуществом и водить в кино тех, кто может в чем-то ему помочь. Глебов выбирает второе: он приглашал в кино только тех, кто мог бы дать мальчику что-то взамен. Между корыстью и бескорыстием Глебов выбирает корысть. Такая позиция героя связана с тем, что у него уже с самого детства было завистливое отношение к окружающим людям. И Глебов стоял перед нравственным выбором: подчиниться этой зависти или отказаться от нее. Автор текста показывает, что Глебов выбирает путь зависти, поэтому мальчик такой корыстный и расчетливый. Он не знает, что такое настоящая дружба. Глебов оказывается разгромленным тогда, когда теряет свой авторитет. А все могло быть по-другому, если бы Глебов отказался от своего чувства зависти.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в других литературных произведениях. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается образ Петра Гринева. Сначала он описывается как недоросль, мечтающий о развлечениях на службе. Отец Гринева наставляет героя беречь честь смолоду. Гринев оказывается перед выбором: пойти по тому пути, о котором говорил отец, или пойти по тому пути, о котором он мечтал раньше. События пугачевского восстания заставляют Петра Гринева принимать решение быстро. Главный герой выбирает путь в соответствии с честью и достоинством. Когда он оказывается перед выбором подчиниться Пугачеву и предать Родину или остаться верным себе и Родине, Петр Гринев выбирает верность Отчизне. С помощью образа Швабрина, предавшего свою Родину, А.С. Пушкин показывает, что было бы с Петром Гриневым, если бы он пошел по другому пути, приняв противоположное решение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нравственный выбор связан с принятием человеком осознанного решения по поводу пути, по которому нужно будет идти в дальнейшем.
Пример сочинения 1 по тексту Железникова
Нравственный выбор – это выбор не только между добром и злом, совестью и бесчестием, но и между личными убеждениями и общественным мнением. Считаю, что противопоставить себя коллективу, отстаивая свою правоту, очень сложно. Не каждый человек с этим справляется.
Как не справился герой текста В.Железникова, Витя, который, подарив цветы 8 марта соседке по парте, потом не только жалел об этом, но еще и обрушился с гневными словами на свою маму, предложившую ему это сделать. И все потому, что все мальчишки класса, не одобрив его поступок, дразнили Витю, называя женихом. Знал бы наш «жених», сколько радости он принес девочке, подарив ей цветы, может, по-другому бы относился к насмешкам одноклассников. Лена Попова « несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…»
Е.Сикирич в одном из своих эссе так говорит о ситуации нравственного выбора: «Вся наша жизнь, все ситуации, даваемые нам Судьбой, являются одним великим, постоянным Выбором между двумя Путями: ГОЛОВЫ и СЕРДЦА, между дорогой не туда и дорогой туда». Путь сердца долгий и тернистый, он полон таких же препятствий и испытаний, как и путь головы. Но если на каком-то этапе этого пути сердце поможет нам найти свое любимое дело, то это будет лишь началом большого поворота в судьбе.
Таким образом, люди в повседневной жизни постоянно сталкиваются с нравственным выбором. Найти правильный путь — задача не из легких!
Пример сочинения 2 по тексту Железникова
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение. Делая нравственный выбор, мы руководствуемся совестью, этическими нормами, высокими целями. К сожалению, не всегда окружающие могут по достоинству оценить наше решение. Докажу справедливость своих слов двумя примерами.
Герой текста В.К.Железникова — мальчик Витя — сделал свой нравственный выбор: он послушался маминого совета и в день Восьмого марта единственный в классе подарил своей соседке по парте Лене Поповой веточку мимозы, чем очень обрадовал девочку. Но реакция одноклассников на его поступок (ребята посмеялись над Витей) заставила героя усомниться в том, что он сделал хорошее дело.
Вспоминается также легенда о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Нравственный выбор его героя — отважного Данко — можно назвать подвигом, ведь он решил пожертвовать собой ради спасения своего народа. Для этого он вырвал из груди своё пылающее сердце и осветил им путь, проходящий через враждебный лес и болота. Но подвиг Данко остался непонятый его соплеменниками: выйдя из тьмы, они забыли о своём вожаке и спасителе и не заметили его смерти, а один «осторожный человек» даже наступил на горящее сердце ногой.
На мой взгляд, в подобных ситуациях человек должен быть убеждён в правильности принятого им решения.
Пример сочинения 3 по тексту Железникова
Нравственный выбор – это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.
Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, возьму несколько предложений. Витя поздравил свою маму с Восьмым марта и отнёс цветы также своей соседке, Лене Поповой (15-17). Девочка была рада вниманию, но в классе „все сразу зашушукались, посмотрев на Витю”, а на перемене стали называть „женихом” (21-31). Обиду он выплеснул на те цветы, которые подарил маме (33-37). К сожалению, он не сумел правильно выбрать между умением остаться самим собой и неумением противостоять общественному мнению.
В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.
Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.
Пример сочинения 1 по тексту Крапивина
Нравственный выбор — это судьбоносное решение человека, которое определит его сущность: либо он добрый и порядочный, либо злой и подлый. В жизни каждого из нас наступает такой момент истины, и нужно всегда быть к нему готовым.
В приведенном тексте описывается поступок мальчика-пастуха. Чтобы помочь заплутавшим в степи путникам, он установил лампу на плоскую крышу мазанки. Она была своеобразным ориентиром, который помогал людям не сбиться с пути. Степной маяк помог и Сергею, который заблудился и не мог найти дороги назад. Ради поддержания этого огонька ребенок тратил керосин и выслушивал упреки деда. Но все это было не зря, ведь лампа спасла человеку жизнь. Мальчик сделал по-настоящему нравственный выбор в пользу доброты и отзывчивости, думая не о себе, а о других людях.
Похожий пример описал А. И. Куприн в рассказе «Куст сирени». Николай делал чертежи на экзамен и случайно посадил кляксу, которую замаскировал под куст. Преподаватель не принял работу, так как знал, что куста там нет. Тогда жена студента, Вера заложила свою драгоценности, чтобы купить саженец сирени и оплатить услуги садовника. В итоге преподаватель исправил оценку, а героиня помогла любимому получить образование, столь необходимое ему. Вера пожертвовала своими интересами ради любви — это ли не нравственный поступок?
Таким образом, нравственный выбор — это готовность человека выбрать свою сторону — светлую или темную. От его решения зависит вся его дальнейшая судьба, ведь жизнь состоит из поступков, которые определяют наши морально-нравственные принципы.
Пример сочинения 2 по тексту Крапивина
Нравственный выбор – это решение, которое человек принимает во благо другой личности, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. На мой взгляд, нравственный выбор демонстрирует, какие моральные ценности предпочитает человек.
В тексте В.П.Крапивина говорится о путнике, заблудившемся в степи, которого спас огонек керосиновой лампы. Его каждую ночь зажигал здешний мальчишка. Это был его нравственный выбор, так как, несмотря на упреки деда, он, думая, что «вдруг заплутается кто…», зажигал спасительный «маячок».
Герой рассказа А.Платонова «Юшка» совершает свой выбор, когда решается не только помочь девочке-сироте, но и дать ей престижное образование в Москве. Сам недоедая, нося обноски, Юшка собирает деньги для своей приемной дочки. Так заставляет поступать его совесть, его моральный долг.
Таким образом, нравственный выбор показывает, какой он, человек, слушающий команды души и сердца.
Пример сочинения 1 по тексту Веллера
О том, что такое нравственный выбор, рассуждает М.Веллер, рассказывая о мальчике, который, будучи в гостях у своего приятеля, умышленно разрушил его коллекцию техники, обвинив позже в этом своего отца. Вот он, его нравственный выбор, выбор, подсказанный завистью.
О нравственном выборе рассуждает и А. Алексин в повести «Третий в пятом ряду», рассказывая о двух одноклассниках. Мальчики писали районный диктант, плохая отметка за который грозила Сене второгодничеством. Ваня, понимая это, взял тайком тетрадь Голубкина и исправил его ошибки. Однако тот не «проникся благодарностью» к своему спасителю, а наоборот, невзлюбил Ваню. Это был выбор Голубкина: недоброжелательность к успешному и доброму однокласснику, порожденная завистью, в которой «кроется исток многих человеческих слабостей и пороков».
Таким образом, нравственный выбор – это выбор человека, основанный на его моральных ценностях, жизненных приоритетах. Я считаю, что, выбирая то, как поступить, необходимо хорошо подумать, чтобы не совершить ошибок.
Пример сочинения 2 по тексту Веллера
Нравственный выбор – это выбор между добром и злом. Несмотря на такое простое определение, сам нравственный выбор остается достаточно тяжело. Иногда зло говорит таким красивым языком, и так подменяет и искажает понятия истины, что заглушает простую тихую речь совести. К счастью, голос нашего внутреннего «я» не умолкает и пробивается к сердцу даже через много лет после того, как мы сделали что-то не так, как на самом деле правильно.
С нравственным выбором столкнулся герой предложенного нам текста М. Веллера. Когда Марик был ребенком, он сломал важную для рассказчика пластилиновую армию, которую тот сделал своими руками, и свалил всю вину на отца. Признаться в этом, Марик сумел лишь гораздо позже. И в жизни рассказчика «он был первым из открывшихся», первым, кто пожалел о содеянном и всё-таки принял сторону добра.
В историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петру Гринёву тоже пришлось предстать перед нравственным выбором. Пугачёв предложил защитникам Белогорской крепости перейти на его сторону или же умереть. Гринёв отказался поддерживать мятежников, он решил быть верным своему воинскому долгу, присяге, данной императрице, тем моральным принципам, которые в нём воспитали. Если и погибнуть, то с честью. Только вмешательство Савельича спасло его от смерти, хотя остальные офицеры, не изменившие Родине, были жестоко убиты.
Итак, в жизни мы постоянно вынуждены выбирать между плохим и хорошим. И только от нашего выбора зависит, по какому пути мы пойдём дальше, кем станем в будущем.
Пример сочинения 1 по тексту Гридина
Нравственный выбор — это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения во благо другой личности в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Совершая его, личность руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
В тексте А. В. Гридина повествуется о студенте Жене, который в маршрутном такси, пересаживаясь на свободное место, заметил, что вышедшая девушка забыла свой телефон. Юноша невольно встал перед моральным выбором: остановить незнакомку и вернуть ей смартфон или же оставить вещь себе. И, к сожалению, Лесневский совершил безнравственный поступок, присвоив себе телефон.
О трудном моральном выборе говорится и в рассказе Ю.Я.Яковлева «Театральный двор», где героиня Алиса, не согласившись с несправедливостью, предлагает свою помощь Назарову, тем самым спасая его. Это был ее нравственный выбор, совершенно противоположный тому, что сделала артистка Сергеева, которая отказалась приютить парня, однажды спасшего ее.
Таким образом, нравственный выбор, на мой взгляд, заключается в осознанном поступке человека, который избирает между любовью и ненавистью, добром и злом, совестью и бесчестием.
Пример сочинения 2 по тексту Гридина
Выбор – это акт воли, направленный на то, чтобы определиться, что сделать.
В тексте Гридина герой оказался на развилке: либо окликнуть девушку и отдать телефон, либо забрать его себе и проучить ее (предложение 3). Студент выбрал второе и горько пожалел, ведь в выборе руководствовался лишь эгоистическими побуждениями и не подумал о последствиях. А ведь он мог, повинуясь воле, заставить себя сделать справедливый шаг и отдать телефон.
Перед выбором встал и Андрий из повести Гоголя «Тарас Бульба». Он выбрал чувства, а не долг, как и герой текста Гридина. Его воля была подвластна, опять же, эгоизму. Поэтому он пошел ошибочным путем, предав родину и переметнувшись на сторону поляков.
Наше решение зависит от того, на что мы употребим свои усилия воли: на потворство страстям или служение разуму.
Пример сочинения по тексту Куприна
Рано или поздно каждому человеку приходится делать нравственный выбор. Что же это такое? На мой взгляд, нравственный выбор – это выбор, который приходится делать человеку в сложных жизненных ситуациях, ориентируясь на свою совесть и представления о морали. Сделать повседневный выбор гораздо проще, поскольку от такого выбора ничего не зависит, однако нравственный выбор отличается тем, что требует от человека более тщательного взвешивания всех «за» и «против», умения оценивать последствия. Нравственный выбор часто приходится делать в очень непростых жизненных ситуациях, например, когда человеку или его близким угрожает опасность, потому часто приходится выбирать между тем, чтобы проявить смелость или проявить малодушие.
Именно с таким нравственным выбором сталкивается герой текста А.И. Куприна Буланин. Новичок вскользь заявляет, что пришитую на его куртке пуговицу никому не удастся оторвать, чем вызывает азарт у одноклассников. Это заявление герой делает, чтобы понравиться «старичкам», однако у него не хватает смелости вовремя остановить ребят или взять свои слова обратно. В итоге общими усилиями пуговицу все-таки отрывают. Буланин понимает, что совершил ошибку: он позволил одноклассникам испортить куртку, к которой его мама так «старательно пришивала» пуговицы, на которую смотрела с «такой гордостью». Именно это осознание приводит героя к выводу: «он совершил против нее нехороший, низкий и трусливый поступок».
Этот пример показывает нам, что совершая нравственный выбор, стоит думать о последствиях, потому ни в коем случае не следует руководствоваться мимолетным малодушием.
Другой пример можно найти в произведении В.К. Железникова «Чучело». В этой повести одному из главных героев Диме Сомову приходится делать нравственный выбор. Дима поступает малодушно: случайно рассказывает учительнице о том, что весь класс ушел с урока, а потом, чтобы не портить отношения с одноклассниками, он не решается признаться в этом. Он позволяет своей подруге Лене взять вину на себя. Впоследствии Дима так не решается признать свою вину, чем только усугубляет положение Лены в классе. Поведение Димы Сомова – яркий пример того, что малодушие, которым может руководствоваться человек, совершая нравственный выбор, может быть опасно для окружающих, они могут от этого пострадать, как Лена Бессольцева.
Таким образом, можно сделать вывод: нравственный выбор – самый сложный выбор, с которым приходится сталкиваться человеку. Когда его совершаешь, очень важно прислушиваться к голосу совести, не поддаваться малодушию, которое может навредить как самому человеку, его внутреннему самоощущению, так и окружающим.
Пример сочинения 1 по тексту Зощенко
Нравственный выбор — это решение сложного морально-этического вопроса, которое отражает сущность человека. От правды или лжи в ответе на этот вопрос зависит развитие его личности. Только честность помогает нам становиться лучше, поэтому очень важно всегда говорить правду.
Пример, подтверждающий этот вывод, мы находим в приведенном тексте М.М. Зощенко. Юный герой получает плохую оценку в школе и боится, что она лишит его желанного подарка от родителей. Поэтому он обманывает их и «теряет» дневники, в которых учитель вновь и вновь выводит злосчастную «двойку». Когда одна из попыток спрятать дневник обнаруживается, сын признается отцу, что спрятал еще один. В ответ на признание родитель похвалил ребенка и сказал: «И это мне дает надежду, что ты больше не будешь врать» (предложение 39). Значит, однажды сказанная правда определяет дальнейшее поведение человека: он уже не будет лгать, ведь поборол этот соблазн.
Ложь имеет отвратительное свойство запутывать людей в свои сети. Это доказал В.В. Железников в повести «Чучело». Дима Сомов обманул ребят, не признавшись в своем предательстве. Его неправильный нравственный выбор привел к травле ни в чем не повинной девочки, которая пыталась его защитить. Он же видел ее страдания, но не сказал правду одноклассникам. Обманув один раз, Дима уже погряз во лжи и не мог разорвать порочный круг. Вот почему так важно говорить лишь то, что соответствует действительности.
Таким образом, нравственный выбор — это решение, от которого зависит будущее человека. Ложь окрасит его завтрашний день в мрачные тона, а вот правда прольет свет на жизненный путь.
Пример сочинения 1 по тексту Зощенко
Каждый из нас рано или поздно оказывается в ситуации, когда необходимо сделать нравственный выбор: поступить правильно, по совести или шагнуть в другом направлении, пойти на обман ради собственной выгоды. Каким он будет — зависит от самого человека, например, в раннем возрасте сделать это наиболее трудно.
В приведенном для анализа тексте Михаила Зощенко Минька как раз оказался на таком двоепутье. Чтобы все-таки получить на день рождения заветный фотоаппарат, он идёт на ложь — решает скрыть поставленную в дневник оценку. В результате мальчик так запутывается во вранье, что получает вторую плохую отметку, успев испортить при этом не один дневник.
Все узнав, отец не стал ругать сына за проделки, он лишь сказал, что глупо, когда люди идут на обман, «потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится» (предложение 32).
Минька понял и осознал неправильность своих действий, кроме того он сам признался куда спрятал третий дневник, и с этого момента дал себе слово, что будет говорить только правду, хоть это и бывает нелегко.
Но намного сложнее, если такой выбор выпадает человеку в условиях войны. Об этом, в частности, писал в своих произведениях Василь Быков. Так, в повести «Обелиск» учитель Мороз до самого конца остается со своими учениками, делит с ними казнь, и тоже погибает от рук немцев. Он лучше умрёт, но не предаст Родину и свои взгляды на жизнь. Ребят Алесь Иванович учил доброте, учил быть настоящими людьми и никогда бы не бросил и не предал их.
Таким образом, решить на какой стороне всё-таки быть бывает очень трудно, но не нужно забывать, что ориентирами в таком случае в первую очередь должны выступать собственная совесть и нравственные установки, только тогда этот выбор окажется правильным.
Пример сочинения 1 по тексту Чарской
Известный лингвист Виктор Владимирович Виноградов совершенно справедливо заявлял: «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматическое и лексическое богатство речи». Это мнение можно подтвердить на примере текста Лидии Алексеевны Чарской.
Известный лингвист Виктор Владимирович Виноградов совершенно справедливо заявлял: «Формы словесного творчества дают возможность наглядно представить грамматическое и лексическое богатство речи». Это мнение можно подтвердить на примере текста Лидии Алексеевны Чарской.
Лексическое богатство речи также восхищает. Если обратить внимание на предложение, описывающее неожиданное появление взбешённой гувернантки, то мы можем в этом убедиться: «Дверь широко распахнулась, и Матильда Францевна, красная, как пион, влетела в комнату». Сочетание слов «широко распахнулась» рисует картину, полную экспрессии; сравнение «как пион» даёт представление о том, как выглядит человек в состоянии крайнего душевного возбуждения, а метафора «влетела» помогает понять, насколько стремительно было движение персонажа. В результате мы легко получаем образ нервозной, напряжённой, из ряда вон выходящей ситуации.
Лексическое богатство речи также восхищает. Если обратить внимание на предложение, описывающее неожиданное появление взбешённой гувернантки, то мы можем в этом убедиться: «Дверь широко распахнулась, и Матильда Францевна, красная, как пион, влетела в комнату». Сочетание слов «широко распахнулась» рисует картину, полную экспрессии; сравнение «как пион» даёт представление о том, как выглядит человек в состоянии крайнего душевного возбуждения, а метафора «влетела» помогает понять, насколько стремительно было движение персонажа. В результате мы легко получаем образ нервозной, напряжённой, из ряда вон выходящей ситуации.
Пример сочинения 2 по тексту Чарской
Нравственный выбор — это определённое решение человека в непростых ситуациях, которые вынуждают его примкнуть к одной из сторон: либо послушать свою совесть, занять правильную с точки зрения нравственных ценностей позицию, либо пренебречь моральными нормами. К сожалению, есть люди, которые и после того как оступились первый раз, не осознают своей вины и продолжают поступать также низко и недостойно; для них это превращается в норму.
В предложенном для анализа тексте Лидии Чарской желание отомстить привело к необратимым последствиям. Жюли в отместку за то, что Жорж проговорился о ее плохой оценке, заперла любимую сову мальчика в сундуке. Спустя какое-то время птицу нашли уже мертвой, оказалось слишком поздно. Но отвечать за это призвали совсем другую девочку, и Жорж был уверен в её виновности: «Конечно, она… Филька напугал её тогда ночью» (предложения 53, 54).
В предложенном для анализа тексте Лидии Чарской желание отомстить привело к необратимым последствиям. Жюли в отместку за то, что Жорж проговорился о ее плохой оценке, заперла любимую сову мальчика в сундуке. Спустя какое-то время птицу нашли уже мертвой, оказалось слишком поздно. Но отвечать за это призвали совсем другую девочку, и Жорж был уверен в её виновности: «Конечно, она… Филька напугал её тогда ночью» (предложения 53, 54).
Скажи же это» (предложения 66, 67). Кажется, её не мучили угрызения совести. Не исключено, что подобные действия со стороны Жюли будут повторяться и в будущем.
Перед сложнейшим выбором, нравственным выбором, оказались герои повести Василя Быкова «Сотников» партизанские разведчики Рыбак и Сотников. Попавшие в плен к немцам они ведут себя по-разному, каждый идет своим путем: Рыбак ради сохранения жизни решился на измену, он переходит на сторону фашистов и становится полицаем, даже принимает участие в казни своего товарища; Сотникову такая роль просто немыслима, он лучше умрет, но не предаст Родину.
Позднее Рыбак понимает, как ошибся и что совершил, но было уже поздно. Живой, но несший тяжелый груз в душе, он обречен на ещё большую казнь; хуже, чем смерть.
В качестве вывода хотелось бы отметить, что идти дорогой мести и плохих поступков не стоит. Так человек сделает себе только хуже; настанет момент, когда он вовсе погрязнет во лжи и предательствах и уже не сможет выбраться.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=75718
Пример сочинения по тексту Драгунского
Нравственный выбор — это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения, в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Совершая его, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
В тексте В.Ю. Драгунского повествуется о мальчике, который не мог определиться, с чем связать свою жизнь в будущем. Когда однажды ему захотелось стать боксером, папа отказал ему в покупке груши, и мама, чтобы подбодрить его, достала большого мишку. Но мальчик не смог тренироваться на нем: ведь это был его лучший друг детства! Таким образом, герой сделал правильный нравственный выбор в сторону добра и милосердия, тем самым во многом определил свою дальнейшую жизнь.
Так, в произведении В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» рассказывается о том, что мальчик, обманув свою бабушку, опозорив ее, встал перед моральным выбором: как поступить? Он не мог определиться: попросить прощение или промолчать, дождавшись, когда бабушка обо всем забудет. Но все же совесть взяла свое: Витя попросил прощения у самого дорогого человека, сделав правильный нравственный выбор и во многом облегчив себе жизнь.
Таким образом, нравственный выбор, на мой взгляд, заключается в осознанном выборе человека между любовью и ненавистью, добром и злом. Очень часто от этого решения зависит дальнейшая судьба человека.
ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.
Проблема нравственного выбора
Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками…
29.04.2022 12:59:04
Автор: Ekaterina Kryukova
Как проявляется нравственный выбор? Этой проблеме посвящён текст Ю. Яковлева.
Размышляя над этим вопросом, автор повествует историю матери, сын которой приговорён к смертной казни за убийство. Героиня рассказа приходит к коменданту Мейеру и просит пощады для её ребёнка, мечтая спасти ему жизнь. Среди приговорённых был не только сын, но и ученики, которых она считала своими детьми. Спасение только одного сына было для учителя предательством, поэтому героиня сказала, что они все её сыновья. Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети.
Далее автор пишет о сыне, который не мог позволить себе принять помощь матери: оставить своих друзей в трудный момент казалось ему подлостью. Чтобы не поддаться искушению, мальчик избегал взгляд матери, потому что перед ним была сложная дилемма: разделить участь товарищей или откликнуться и избежать наказание. Выбрав первый вариант, он принял решение не предавать своих друзей, тем самым показал свой внутренний стержень.
Приведённые примеры связаны между собой: второй дополняет первый. Они подтверждают основную мысль текста: в сложных ситуациях нравственный выбор показывает истинную сущность человека. Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах.
Позиция автора ясна. По мнению Ю. Яковлева, при принятии важных решений нужно всегда руководствоваться своими нравственными ценностями. Именно нравственные ценности определяют поступки и поведение людей.
Я полностью разделяю мнение автора: предавая свои установки, ценности, мы теряем самоуважение. Это приводит к ужасным последствиям: человек становится аморальным, бездуховным, поэтому необходимо всегда оставаться верным себе в любой, даже, казалось бы, безвыходной ситуации.
Я искренне благодарна Ю. Яковлеву, что он заставил меня задуматься о значимости нравственного выбора в жизни человека.
Количество слов — 272
Здравствуйте, Екатерина!
Вы написали грамотную, аккуратную работу, хорошо подобрали примеры. Однако есть определенные пробелы, связанные с некоторыми структурными частями сочинения.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Как проявляется нравственный выбор?
Формулировка выглядит сумбурной. Как может проявляться нравственный выбор, что вы имеете в виду?.. Я бы не смогла сформулировать какой-то ответ на этот вопрос. Более корректно: чем следует руководствоваться, осуществляя нравственный выбор? Но ЕЩЕ более корректно: чем следует руководствоваться при принятии важных решений? Про нравственное мы указываем в ответе, в вопросе не стоит давать такую формулировку. Посмотрите на позицию автора. Там ответ дан вполне понятный, и нужно было от него задать вопрос, советую в будущем так и поступать.
K2 — Комментарий + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснение не засчитано.
Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети.
Неверно, мать знала, что всех она не спасет в любом случае, никаких попыток спасти всех она не делала. Принимая такое решение, она уже знала, что погибнут все.
Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь между примерами указана, проанализирована недостаточно. Я не уверена, что дополнение — самая уместная связь, я, например, вижу в ваших примерах больше аналогию. Вы неубедительно доказываете, что выбранные вами примеры дополняют друг друга. Если это так, то уместная связка между ними КРОМЕ ТОГО, однако она не очень подходит. Посмотрите, какие еще существуют виды связи, не стоит зацикливаться на дополнении. В любом случае способ связи нужно аргументировать убедительно. Вы пишете только о подтверждении основной мысли текста, это не анализ связи.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора логически не вполне соотносится с проблемным вопросом. См. комментарий к проблеме.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования тезиса нет.
У вас нет примера, доказывающего вашу позицию, лишь общие слова.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.
Размышляя над этим вопросом, автор повествует историю матери, сын которой приговорён к смертной казни за убийство. Героиня рассказа приходит к коменданту Мейеру и просит пощады для её ребёнка, мечтая спасти ему жизнь. Среди приговорённых был не только сын, но и ученики, которых она считала своими детьми. Спасение только одного сына было для учителя предательством, поэтому героиня сказала, что они все её сыновья. Этот пример показывает нравственный выбор матери, которая не могла предать и не попытаться спасти всех приговорённых к казни: они все её дети.
Обязательно надо упомянуть, что дело происходит во время войны и парень убил фашистов. Иначе в вашем изложении он выглядит обычным убийцей. Все обстоятельства ситуации должны быть понятны читателю, не знакомому с текстом, помните об этом.
Еще обратите внимание на то, как вы рассказываете о героине. С трудом можно догадаться, что она учительница! Сначала появляются ученики, а только в конце учитель. Это тоже логический недочет.
Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах.
В этом предложении вы два раза говорите одно и то же. Верность принципам = никогда не предаст. Более логичным выглядит такое суждение: Если человек верен своим принципам и ценностям, все свои поступки он будет соизмерять с ними.
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.
Основание — снижение по К10.
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
автор повествует историю матери
Неверное управление: повествует О ЧЕМ? Кстати, малоуместный глагол для сочинения, не понимаю, почему он стал таким популярным, гораздо лучше: пишет, рассказывает и т. д.
Чтобы не поддаться искушению, мальчик избегал взгляд матери
избегал (кого, чего?) взглядА, но лучше фразу перестроить (см. текст): мальчик боялся встретиться с матерью взглядом.
избежать (кого, чего?) наказаниЯ
Я искренне благодарна Ю. Яковлеву, что он заставил меня задуматься о значимости нравственного выбора в жизни человека.
Ошибка в построении сложного предложения: благодарна ЗА ТО, что
K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Выбрав первый вариант, он принял решение не предавать своих друзей, тем самым показал свой внутренний стержень.
Очень неудачное выражение, которое так и тянет воспринять буквально: реально показал какой-то стержень. Бывают такие ситуации, когда вроде бы общеупотребительное образное выражение некорректно встраивается в текст и создается неуместный комический эффект. В данном случае надо было отказаться от него и написать что-то попроще.
Если человек верен своим принципам и ценностям, он не предаст их ни при каких обстоятельствах.
Позиция автора ясна. По мнению Ю. Яковлева, при принятии важных решений нужно всегда руководствоваться своими нравственными ценностями. Именно нравственные ценности определяют поступки и поведение людей.
Я полностью разделяю мнение автора: предавая свои установки, ценности, мы теряем самоуважение.
Слишком много повторов.
Предавать свои установки — лексическая несочетаемость.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Екатерина, вам стоит усилить работу над анализом связи и своей позицией, эти пункты у вас проседают. Комментируя текст, обязательно кратко опишите основные факты и расскажите о героях. Представляйте при этом человека, который не читал исходный текст, и ориентируйтесь на него. Проблемный вопрос сверьте с позицией автора — они должны четко соотноситься как ответ и вопрос. Орфографию и пунктуацию вы тщательно проверили, отлично. Но грамматические ошибки, увы, остались. Будьте внимательны. Удачи!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 0
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 1
K2 — Указание на связь между примерами: 1
K2 — Анализ связи между примерами: 0
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 3
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 — Соблюдение грамматических норм: 0
K10 — Соблюдение речевых норм: 1
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 17
Возврат к списку
Обновлено: 09.01.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Однажды в кино у меня произошла странная встреча. Я слонялся по людному фойе в ожидании начала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу высокую, светловолосую, в каплевидных очках. Рядом с ней сидел рослый десятиклассник. Они ели мороженое в вафельных стаканчиках и о чем-то оживленно разговаривали. Сперва я подумал, что обознался, но, когда не поленился и еще раз прошел мимо, сомнения мои развеялись — это были они. Я даже покраснел от возбуждения. Когда все толпой входили в зал, я потерял их из виду. Но потом обнаружил, что они сидят неподалеку от меня. Вместо экрана я смотрел на них. Я увидел, как десятиклассник положил руку на спинку стула, на котором сидела Алла. Но тут свет погас, и мне пришлось прервать мои наблюдения. На другой день, пораньше прибежав в класс, я с нескрываемым удовольствием принялся рассказывать ребятам о своем открытии. Я рассказал про мороженое в вафельных стаканчиках и про спинку стула. И мы все очень веселились. Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся — в дверях стоял Учитель. Он молча поманил меня пальцем, и мы вместе вышли в коридор. — Сейчас ты вернешься в класс, — сказал Учитель, глядя куда-то мимо меня, — и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это с мороженым и спинкой стула ты придумал. — Но ведь я видел их! — Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. Стыдно. — Разве стыдно говорить правду? — спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя. — Эта правда не принадлежит тебе. Если люди выплеснут всю «правду», какую они знают о других, они захлебнутся. Не всякую правду человек должен знать о другом. И тут я решил подловить Учителя. Я сказал: — Значит, лучше соврать! — Лучше смолчать, — сказал Учитель. — Ты знаешь, что такое чужая тайна? Это тоже правда. Но она принадлежит не всем. В данном случае она не принадлежит тебе. Ты разгласил чужую тайну — все равно что взял чужое. Подло! Теперь я растерянно смотрел на Учителя и не знал, как ему возразить. А он сказал: — Иди. И скажи, что ты все это придумал! — Соврать? — резко спросил я. — Ты сам пришел к этому. Значит, соврать. во имя правды. Я уныло поплелся в класс и упавшим голосом объявил, что все это вранье, что никакую Аллу я не встречал, а десятиклассника вообще взял с потолка. — Трепло! — сказал кто-то. Я проглотил насмешку.
Обращает на себя внимание слово Учитель с заглавной буквы. Здесь и уважение героя к этому человеку, и благодарность за преподанный урок, и сила влияния этого человека на формирование личности главного героя.
Затронутая Ю.Яковлевым проблемы заставляет о многом задуматься. Трудно не согласиться с тем, что к чужой тайне нужно относиться бережно. Неосторожное, небрежное отношение к ней может повлечь серьезные последствия, это может стать причиной душевных ран для человека, чью тайну легкомысленно разгласили. Иногда это может круто изменить жизнь человека, сломать его судьбу. Не зря, к примеру, закон любой страны стоит на страже некоторых личных тайн человека. Тайна усыновления, врачебная тайна, государственная тайна, секреты частной жизни – их разглашение даже влечет за собой уголовное наказание.
Наверное, нет универсальных рецептов правильного поведения на все случаи жизни. Но стоит прислушаться к себе, к голосу своей совести, чтобы не совершить роковую ошибку. Я думаю, что текст Ю. Яковлева учит нас именно этому.
Нравственный выбор – это предпочтение определенных моральных категорий, которые зачастую делятся лишь на добро и зло. По выбору можно судить о человеке как о порядочном либо бесчестном, жестоком.
Мне кажется, что нравственный выбор определяет судьбу. Если человек живет по совести, не нарушает моральные заповеди, то его будут окружать такие же честные и добрые люди. Правда, есть в обществе и такие, кто на добро отвечает злом.
К счастью, хороших людей все-таки больше. В качестве доказательств данного тезиса приведу примеры из художественного
Первым аргументом в пользу моего суждения может служить текст Ю. Я. Яковлева, где автор рассказывает, как будучи мальчишкой, Назаров спас из ледяной воды артистку Сергееву (предложения 15-29). Но когда через время понадобилась помощь его отцу, и он попросил женщину дать возможность пожить неделю у нее в столичной квартире, то получил отказ. Сергеева даже с трудом вспомнила своего спасителя. Каждый из персонажей сделал свой нравственный выбор…
Шестилетняя Алиса, случайно познакомившаяся с Назаровым в театре, тоже сделала свой выбор: девочка предложила незнакомцу
пойти ночевать к ней домой. Маленькая героиня таким образом решила спасти парня от “позора и неблагодарности”, в ней проявился характер взрослой женщины.
Вторым аргументом о нравственном выборе между добром и злом служит жизненный пример. Одноклассники как-то объявили бойкот одной из учениц. Меня тоже попросили присоединиться к этой неприятной акции.
Я осознавала: в случае отказа, бойкот могут устроить и мне, но все-таки не стала поддерживать большинство. Напротив – принялась защищать девочку, хотя мы не были подругами. Мой моральный выбор и поддержка помогли однокласснице “разрулить” конфликт с ребятами.
Мне не пришлось сожалеть о своем решении.
Думаю, эти примеры доказывают, что нравственный выбор раскрывает характер человека, показывает его сущность: злой он или добрый, трусливый или отважный, жестокий или милосердный.
Мы напишем — Рассуждение о нравственном выборе по тексту Яковлева Девочку звали Алиса ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику
Нравственный выбор это предпочтение определенных моральных категорий, которые зачастую делятся лишь на добро и зло. По выбору можно судить о человеке как о порядочном либо бесчестном, жестоком.
Мне кажется, что нравственный выбор определяет судьбу. Если человек живет по совести, не нарушает моральные заповеди, то его будут окружать такие же честные и добрые люди. Правда, есть в обществе и такие, кто на добро отвечает злом.
К счастью, хороших людей все-таки больше. В качестве доказательств данного тезиса приведу примеры из художественного произведения и личной жизни.
Первым аргументом в пользу моего суждения может служить текст Ю. Я. Яковлева, где автор рассказывает, как будучи мальчишкой, Назаров спас из ледяной воды артистку Сергееву (предложения 15-29). Но когда через время понадобилась помощь его отцу, и он попросил женщину дать возможность пожить неделю у нее в столичной квартире, то получил отказ. Сергеева даже с трудом вспомнила своего спасителя. Каждый из персонажей сделал свой нравственный выбор…
Шестилетняя Алиса, случайно познакомившаяся с Назаровым в театре, тоже сделала свой выбор: девочка предложила незнакомцу пойти ночевать к ней домой. Маленькая героиня таким образом решила спасти парня от позора и неблагодарности, в ней проявился характер взрослой женщины.
Вторым аргументом о нравственном выборе между добром и злом служит жизненный пример. Одноклассники как-то объявили бойкот одной из учениц. Меня тоже попросили присоединиться к этой неприятной акции.
Я осознавала: в случае отказа, бойкот могут устроить и мне, но все-таки не стала поддерживать большинство. Напротив принялась защищать девочку, хотя мы не были подругами. Мой моральный выбор и поддержка помогли однокласснице разрулить конфликт с ребятами.
Мне не пришлось сожалеть о своем решении.
Думаю, эти примеры доказывают, что нравственный выбор раскрывает характер человека, показывает его сущность: злой он или добрый, трусливый или отважный, жестокий или милосердный.
Без рубрики
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение. Делая нравственный выбор, мы руководствуемся совестью, жизненными принципами. По тому, какое решение принимает человек, можно судить о его моральном облике. Докажу справедливость своих слов двумя примерами из текста Ю.Я.Яковлева.
Так, в ситуации выбора оказывается герой текста — простой парень по фамилии Назаров. Рискуя собственной жизнью, он бросается в ледяную воду, чтобы спасти тонущую женщину, которая, катаясь на санках у реки, провалилась под лёд. Этот поступок характеризует Назарова как человека, готового прийти на помощь ближнему в трудную минуту.
Свой нравственный выбор делает и актриса Виктория Сергеева, спасённая парнем. Когда у Назарова заболел отец, он вынужден был приехать в Москву. Так как знакомых в этом городе у молодого человека не было, он решил обратиться к Виктории с просьбой приютить у себя на короткое время. Но Сергеева не сочла нужным помогать парню и его отцу. Её поступок говорит о том, что Виктория — человек неблагодарный и равнодушный к чужой беде.
(1)Девочку звали
Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник.
(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий
сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не
просто девочка, она помощник художника.
– (15)Нет,
– улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе,
театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта.
(19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься.
(21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд,
который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде.
(23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
(30)Алиса и
незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и
знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (40)Спасибо,
– сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец.
(42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить,
можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет,
нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у
меня совсем маленькая квартира.
(51)Она не
думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и
неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в
холодную воду!
– (54)Нехорошо
как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора.
– (55)Ведь он вам жизнь спас.
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996)
– писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Читайте также:
- Сочинение о русском боге
- Сочинение чехов и природа
- Свидетелем какого исторического события вы бы хотели оказаться путешествуя во времени сочинение
- Сочинение искусство это творческое отображение
- Сочинение по творчеству горького