Нравственный выбор в рассказе человек на часах

Главная>Сочинения по произведению Человек на часах

Нравственный выбор

18 предложений/ 358 слов

Рассказ Николая Лескова «Человек на часах» (1887) — это произведение, повествующее в первую очередь о сложностях нравственного выбора. Главный герой книги рядовой Постников, будучи часовым у Зимнего дворца, оказался в очень непростой ситуации, из которой он вышел, сохранив человеческое достоинство, но нарушив служебные обязанности.

Находясь в карауле, ночью Постников внезапно услышал со стороны Невы крики о помощи. Вероятно, кто-то из горожан провалился в полынью на реке и теперь не мог выбраться на берег. Как человеку очень «чувствительному», с «непокорным» сердцем, Постникову тяжело было слышать крики утопающего и не делать ничего, чтобы помочь мужчине. Но герой помнил свою службу и знал, что «он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки». Он понимал, что в случае нарушения служебных обязанностей непременно «пойдёт под суд и под палки».

Больше получаса Постников провёл в подобных терзаниях, стремясь сделать выбор между служебным долгом и совестью, но в итоге человеческое начало в нём всё же победило. Оставив свой пост, герой вышел на лёд, протянул утопающему своё ружьё и таким образом спас его.

Действительно, нравственный выбор Постникова был крайне сложен, поскольку спасая несчастного человека, рядовой прекрасно осознавал, что при этом губит себя. Тем не менее он решился на этот отчаянный шаг, что свидетельствует о высоких человеческих качествах героя.­ Важно отметить и тот факт, что часовой совершенно не задумывался о возможности получения награды за свой героический поступок. Он совершал его исключительно из чувства долга, поскольку для героя оказалось невозможным поступить иначе.

Но чем же наградила судьба Постникова за такое высоконравственное поведение? К сожалению, оказавшись заложником своего служебного положения и военной системы России времён Николая I, часовой вместо награды вынужден был понести суровое наказание за свою «оплошность», измеряемое двухстами ударами розг на виду у всей его роты.

И герой со смирением и благодарностью принял это наказание, радуясь тому, что его не отправили на каторжные работы или на расстрел. В это самое время совершенно другой человек — инвалидный офицер, обманом присвоивший себе подвиг Постникова, получил от государя медаль и похвалы за спасения утопающего. Такова абсурдная «справедливость», которая могла родиться лишь в совершенно безнравственном обществе, существующем по своим бесчеловечным служебным законом, не имеющим ничего общего с нормами морали и гуманистическими ценностями.

см. также:
Другие сочинения по произведению Человек на часах, Лесков

Характеристики главных героев произведения Человек на часах, Лесков

Краткое содержание Человек на часах, Лесков

Краткая биография Николая Лескова

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лесков
  4. Анализ рассказа Человек на часах

Произведение является по жанровой направленности рассказом, написанном в стиле реализма, поскольку в его основе лежат реальные события, имевшие место в тот период времени и ставшие известными писателю.

Основной темой рассказа писатель представляет проблему нравственного выбора между человеческим долгом и воинской обязанностью в соответствии с уставом, поднимающего вопросы совести, чести, человечности, а также бездушного формализма.

Главным героем рассказа является Постников, представленный писателем в образе часового дворцового караула, осуществляющего службу на посту. Постников характеризуется в рассказе как человек, верный и воинскому долгу, и собственной совести, отличающийся христианской смиренностью, терпением и готовностью на самопожертвование.

Сюжетная линия произведения повествует о произошедшем во время несения Постниковым службы чрезвычайном событии, когда солдат слышит крик о помощи тонувшего в реке человека, и перед часовым встает сложный выбор: оказание помощи утопающему либо выполнение воинского долга. Солдат, понимая негативные последствия своего поступка в виде наказания, оставляет пост и оказывает помощь человеку, попавшему в беду.

Композиционная структура рассказа выстраивается по хронологической схеме и представляет собой описания ощущений главного героя, а затем изображаются последствия совершенного Постниковым поступка в виде действий военного руководства.

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют иронические приемы, а также саркастическое изложение.

Второстепенными персонажами рассказа являются представители воинского начальства в образах капитана Миллера, гуманного, надежного офицера, подполковника Свиньина, бездушного карьериста, а также обер-полицеймейстера Кокошкина, демонстрирующие абсурдность принимаемых ими решений, целью которых сохранение собственного благополучия и погон. Результатом спасения утопающего для Постникова становится наказание в виде получения ударов розгами.

Авторский замысел рассказа заключается в раскрытии темы духовного безразличия, царящего в человеческом обществе в любой исторический период.

Анализ 2

Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

Солдат Постников, стоящий на посту у Зимнего дворца, представляет собой образ живого начал, еще не раздавленного имперскими порядками и не адаптировавшегося к ним. Видя тонущего человека, он чувствует, что надо броситься и спасти его. Его гуманность не была раздавлена и подчинена тупым исполнительством и равнодушием, которое насаждалось тогда в государстве и, особенно, в армии достаточно жесткими методами. Солдат прекрасно понимал, что за оставление поста его ждет смертная казнь, но рискнул жизнью ради спасения абсолютно незнакомого ему человека.

Капитан Миллер и его вышестоящий командир подполковник Свиньин в душе были на стороне солдат. Однако не доложить наверх для них означало самим подвергнуться жестоким карам. Свиньин был человеком более искушенным и обратился к умному человеку, способному решить проблему полицмейстеру Кокошкину. Тот позволил офицеру, забравшему тонувшего человека, приписать спасение утопающего себе, что показало возможность легко миновать железные тиски порядка и дисциплины, установленные императором. Кокошин совершил, таким образом, несправедливость, но она оказалась гораздо меньшим злом. Этим Лесков показал пагубность и бесполезность попыток убить дисциплиной живое в человеке.  

Солдат же не умел играть в эти игры и, происходя из дворовых, не имел навыка размышлять и сходу придумывать комбинации, пусть и для собственного спасения. В силу этого, он просто отдал спасенного им человека проезжавшему офицеру, не пытаясь даже договориться о том, чтобы тот как-то скрыл его участие в этом деле. Кроме того, он сам же доложил своему командиру Миллеру о происшествии. Несмотря на то, что, благодаря действиям полицмейстера, он был избавлен от смертной казни, солдат понес наказание в виде довольно жестокой порки шпицрутенами. Фактически, он был наказан за неумение играть по правилам (не официальным, а действительным) по которым жила система.

Лесков показывает не только жестокость и несправедливость порядков в николаевской России, но и их бесполезность и даже вред для самой системы. Железная дисциплина и жестокие наказания не смогли заставить людей тупо повиноваться, превратить их в марионеток. Николай I  в результате лишь научил людей лучше обманывать и изворачиваться. Он создал государство, базировавшееся не на сильных, но покорных и исполнительных, а на хитрых. Вследствие этого, империя была обречена.

Анализ рассказа Человек на часах

Анализ рассказа Человек на часах

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ

    В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать

  • Сочинение Всегда ли нужно избегать конфликтов (итоговое)

    Все люди постоянно в своей жизни встречают конфликты. Многие люди стараются избегать открытого противоречия. Если у людей разное мнение по одному вопросу, то возникает почва для выяснения отношений

  • Анализ романа Отверженные Гюго

    Произведение по жанровой направленности является романом-эпопеей, основной тематикой которого является изображение идеи морального прогресса.

  • Сочинение Портреты мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

    Рассказ Тургенева «Бежин луг» – это одна из составляющих сборника «Записки охотника». Впервые произведение было опубликовано в 1851 году. Очерк построен на принципах реализма

  • Анализ рассказа Бунина Дурочка

    Сын дьякона учился в семинарии и приезжал на каникулы в сельский дом родителей. Днем, около речки, он подглядывал за местными девушками, которые сбрасывали с себя всю одежду и, смеясь, бежали купаться в реке

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

города Магнитогорска Челябинской области

Подготовка к ГИА. Учимся писать сочинение.

Проблема выбора в рассказе Н.С. Лескова

«Человек на часах»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Егорова Любовь Александровна

г. Магнитогорск 2019

Список использованной литературы

1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый уровень. 2 ч.

/[А.Ю. Лебедев и др]. М.: Просвещение, 2014

2. Лесков Н.С. Повести и рассказы /Сост., примеч. Л.А. Аннинского; Предисл. Д.С.

Лихачева; Худож. И. Годин. – М.: Дет. лит., 1989

Использованные материалы и Интернетресурсы

1. http://diplomba.ru/work/94622 БИОГРАФИЯ И ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ ЛЕСКОВА

Проблема выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»

Из всех земных существ только человек имеет разум и возможность выбора.

Выбирает человек всю свою жизнь. Чем руководствуется он при выборе? Кто или что

влияет на его решение? Проблема борьбы чувств и долга интересна для писателей разных

культур и эпох: герои литературных произведений оказываются перед выбором между

велением сердца и логическим суждением. Один из вариантов ответов на эти вопросы

можно найти в творчестве Н.С. Лескова.

Н.С. Лесков обладал удивительным даром никогда не выпирать в человеке его

социальную функцию, не абсолютировать его общественное положение. У него человек

всегда отвечает не за свой чин или должность, а за свою душу. Все знают, сколько

обширна галерея созданных им разнообразных типов русских людей. Многие

исследователи отмечают, что Лесков отыскивал своих праведников в самых разных

сословиях и званиях от крепостных и солдат до квартального надзирателя и

жандармского офицера. По Лескову, праведность это не служение какомулибо

социальному институту или тем более начальству. Евангельская истина, уверен Лесков,

выражается в поступке, содеянном потому, что ближнему понадобилось участие, помощь,

жертва…

Тема человеческого участия, доброты, борьба чувства и долга пронизывают рассказ

Н.С. Лескова «Человек на часах», написанный им в 1887 году. Не о доблести и воинском

подвиге, которые всегда в чести были на русской земле, пишет Лесков в своем

произведении. Он переносит действие рассказа о подвиге простого русского солдата в

мирное время. И вообще можно ли назвать подвигом поступок караульного Постникова,

который самовольно бросил пост дворцового караула ради спасения тонущего человека в

иорданской полынье? Пост покидать нельзя, это однозначно, тем более высочайший пост

охрана самого царя! Но ведь тонет человек, он кричит, ждет помощи его же крик

теряется в безмолвной тишине. Сколько времени может продолжаться этот крик? Он не

может затронуть черствого, мертвого человека. А на посту стоит именно человек, у

которого разрывается душа, слыша предсмертный зов о помощи. Однако пост покидать

нельзя – долг солдата, присяга не велит. И всетаки человеческое, душа, сострадание

берут верх в караульном Постникове. Он уже не думает о себе, что с ним станется через

некоторое время, он бежит на помощь другому человеку только бы успеть спасти его. И

спас! Поплатился за это (нет, не за это, а за то, что покинул пост) страшным наказанием

розгами сквозь строй. Но Постников не возмущался, не сетовал на «палачей», устроителей

наказания, считая его справедливым, и не жаждал награды за спасение утопающего

(другой получил медаль за спасение!) – он исполнил свой христианский долг.

Писатель не дает нам прямого ответа, кто прав: Постников или его начальство. Но

мы ясно видим, что для автора рассказа «Человек на часах» главное в человеке (любом!)

его человечность, милосердие, любовь к ближнему.

Выбор… Каким бы он ни был, вы и только вы ответственны за него! Главное не

потерять себя, не навредить другим, оставаться Человеком!

  • Нравственный выбор в рассказе конь с розовой гривой
  • Нравственный выбор бедная лиза сочинение
  • Нравственные уроки сказки теплый хлеб 5 класс урок
  • Нравственные уроки сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Нравственные уроки произведений современной литературы 6 класс сочинение родная литература