Пример 1
Виктор Астафьев — известный русский писатель. Детство автора было нелегким. Некоторые его рассказы являются автобиографичными, например, рассказ «Конь с розовой гривой» описывает то время, когда Виктор жил с бабушкой, потому что мать погибла, а отца осудили и отправили в Карелию.
Главным героем рассказа является мальчик, который живет в деревне у бабушки. Однажды по её просьбе он идет в лес за земляникой с соседскими ребятами. Бабушка пообещала внуку, что продаст ягоду на рынке и на вырученные деньги купить пряник в виде коня с розовой гривой. Мальчик встает перед трудным выбором: принести землянику бабушке или все-таки съесть ее и тем самым доказать Левонтьевским ребятам, что ему не слабо. Герой поначалу мнется, ему ведь не хочется обманывать старушку, но и при этом прослыть трусом он не хочет. В итоге после долгих метаний, он идет на поводу у ребят и совершает подлый поступок. Мальчик по совету Саньки, одного из детей Левонтьева, набивает туесок травой и только сверху кладет немного земляники. А тот проныра еще и шантажирует тем, что расскажет бабушке, если Витя не украдет у нее калач. И получается, что пойдя на поводу у другого, мальчик совершает несколько безнравственных поступков: обманывает и крадет. Конечно же потом герой испытывает муки совести, потому что он не привык так поступать, его так не воспитывали. Он жалеет, что поддался на уговоры Левонтьевых, которым такое обычно сходит с рук. Мальчик понимает, что все это неправильно, он хочет все исправить. Герой никак не может уснуть, он мечется и даже сравнивает себя с преступником. Витя решает проснуться с утра пораньше и рассказать все бабушке, но у него это не выходит, потому что бабушка уезжает рано.
На протяжение всего рассказа мы видим, как мучается мальчик, его внутренний конфликт, он даже вечером старается где-то задержаться, чтобы не приходить домой. Каждый самостоятельно выбирает свой путь, но можно помочь человеку сделать правильный выбор. Так бабушка и пытается направить Витю в нужное русло. Она стыдит его перед всеми, кто приходит, рассказывает, что он натворил. И мальчик понимает, что поступил плохо, он терпит то, как ругает его бабушка, ведь он неправ. Однако бабушка зла на него не держит и покупает ему пряник в виде коня.
Герой запомнил тот урок, который ему дала бабушка, на всю жизнь. Она отплатила ему добром, поэтому тот конь с розовой гривой, как символ прощения, остался у него в памяти на долгие годы.
Автор учит нас, что нужно поступать по совести, всегда стараться поступать правильно, чтобы не подводить других людей.
Пример 2
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчику Вите нужно было сделать тяжелый нравственный выбор. Что он предпочёл, и как всё это для него обернулось?
Главный герой – хороший, добрый мальчик, в принципе, такой же ребенок, как и все остальные. Немного хитрый, что тоже никак не выбивается. Как все дети, порой у него смещаются нравственные ориентиры. Очень часто в нашем возрасте дети попадают в плохую компанию по разным причинам. Одни в нее идут, потому что там весело, другие – чтобы казаться крутыми, третьи – чтобы завести друзей. Такой плохой компанией в рассказе Виктора Петровича являются «орлы дяди Леонтия». Их отец – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю. Это было одно из самых бедных семейств в округе, автор очень детально описывает степень их нищеты, рассказывая об убранстве дома с выбитыми стеклами, о том, как подобие забора пускалось каждую зиму на растопку, о том, как тётя Васёна каждый раз ходила по дворам и занимала в долг. В связи с тем, что Леонтий постоянно выпивал и буянил, а мать пыталась хоть как-то наладить быт и просила у соседей деньги, воспитанием детей никто не занимался, ребята росли невоспитанными, необразованными дикарями. Какой яркий диссонанс возникает у главного героя! С одной стороны есть бабушка – строгая женщина, любящая порядок, у которой все и все должны быть на своих местах, с другой – весёлое семейство, у которых нет ни правил, ни обязанностей. Витя еще не научился отличать добро и зло. Он пока ориентируется по своим чувствам – что ему нравится, а что нет. С семейством дяди Леонтия ему было весело и беззаботно. Для главного героя признание друзьями оказалось важнее, чем уважение бабушки, поэтому он выбрал послушать Сашку. Впоследствии Витя раскаивался в своём поступке и очень жалел, что пошел на поводу у леонтьевских ребят.
Таким образом, главный герой неправильно расставил приоритеты в жизни, решил, что уважение друзей важнее хороших отношений с бабушкой – самым близким человеком на свете. Бабушка хотела внуку только добра, не разрешала общаться с семьёй дяди Леонтия, но этих мер было недостаточно. В рассказе очень хорошо заметно, что Витей Сашка просто манипулировал (сначала взял на слабо в эпизоде с клубникой, затем заставил воровать калачи). Это может случиться с каждым из нас в таком возрасте, поэтому очень важно, чтобы родители контролировали круг общения своих детей.
Нравственная проблема (Конь с розовой гривой)
Рассказ Виктора Астафьева поднимает многие нравственные проблемы («Конь с розовой гривой»). Все они связаны с выбором человека: поступить подло или поступить по совести.
Подлость
Герой рассказа, собирая землянику, оказывается перед выбором: принести собранную ягоду бабушке или доказать Левонтьевским ребятам, что он может съесть всю землянику. Дети Левонтия берут мальчика «на слабо». Автор показывает, как под влиянием подлых ребят рассказчик совершает такой же подлый поступок. Писатель поднимает проблему влияния одного человека на другого. По совету Саньки главный герой набивает весь туесок травой, присыпав ее ягодой. А чтобы Санька ничего не рассказал бабушке, рассказчик крадет у нее калачи. Один безнравственный поступок влечет за собой такую же подлость, от которой герой уже не может отказаться.
Совесть
За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.
Прощение
Бабушка, узнав, что герой ее обманул, долго еще всем рассказывала, что же сделал внук. Но она не держала зла на рассказчика, наоборот, она купила мальчику пряник в виде коня с розовой гривой. Для героини была важна дальнейшая судьба внука, она боялась, что рассказчик вырастит безнравственным человеком. Бабушка простила героя, поддержала его и научила всегда оставаться человеком. Этот урок доброты рассказчик запомнил навсегда, именно поэтому он часто вспоминает пряник, который он получил от своей заботливой бабушки. Этот пряник стал олицетворением доброты и поддержки.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нравственный выбор в «Коне с розовой гривой», докажет, что главный герой рассказа всегда находится перед выбором, который так или иначе учит рассказчика настоящей жизни.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Миша Пархоменко
10/11
-
Анастасия Гусева
8/11
-
Dia Mond
11/11
-
Kirillor Mi
11/11
-
Кирилл Курилкин
10/11
-
Фамс Мистер
11/11
-
Вероника Федорова
10/11
-
Taeho Suyu
10/11
-
Дмитрий Усольцев
11/11
-
Ярослав Иванов
9/11
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Проблемы рассказа Конь с розовой гривой
Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)
Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.
Произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» представляет совокупность проблем, характеризующих нравственную сторону людей. Образ внука Екатерины Павловны, благодаря которому автор рассказа знакомит с жизненно важными вопросами, будто известен каждому из нас. Этот мальчик набирается опыта и мудрости за счет своих ошибок. При этом он находится перед выбором ни один раз. Собрав ягоду, мальчик принимает решение под воздействием соседских ребят отдать ее им. Второй обман связан с ложью бабушке о том, что ягода на самом деле находится в туеске под травой. Главного героя будто затягивает один подлый поступок за другим. Он поддается советам дворовых мальчишек лишь ненадолго задумываясь над своими действиями и последствиями.
Так автором произведения раскрывается проблема негативного влияния знакомых ребят, которые ради баловства уговаривают товарища.
Следующая проблема нравственности, которая занимает особое место в рассказе, — это борьба чувств, возникновение сомнений, угрызений совести в результате содеянных ошибочных действий. Внутренний мир мальчика будто раздвоился. С одной стороны, он осознает, что совершает непростительное зло, расстраиваясь и страдая от этого. С другой, продолжает обманывать, не раскрывая правду. Его душевные страдания выражаются в сравнении себя с настоящим преступником. Однако это ничего не меняет. Мальчик продолжает идти по ложному пути.
Проблемы совести и ответственности, знакомые каждому из нас, имеют место в судьбах людей с самого детства. Прежде чем лично узнать о них, нужно пройти череду испытаний также, как это случилось с главным героем рассказа В. П. Астафьева. Потеря душевного равновесия, печаль – это лишь те немногие последствия, которые могут иметь место в подобных случаях.
Автор произведения «Конь с розовой гривой» делает акцент на наиболее важных нравственных проблемах, существующих в обществе. Они напоминают пороки человечества, но всегда существует выход, чтобы избавиться от них. Главное — необходимо осознавать, что рано или поздно ложь будет наказана. И в мире всегда найдется тот, кто откликнется на беду, поможет и простит как это сделала бабушка главного героя.
2 вариант
Рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» — небольшое по объему произведение, в котором комплексно рассматриваются многочисленные проблемы: проблема ответственности за свои действия и проблема совести, проблема нравственного выбора и проблема настоящей дружбы, проблема воспитания и проблема взаимоотношений в семье.
Главный герой рассказа – мальчик Витя, живущий у бабушки и дедушки, является знакомым для всех образом. Он, как и любой другой ребенок, набирается опыта на собственных ошибках. Мальчик был достаточно одиноким, поэтому стремился к общению с другими ребятами, которые поступали не всегда честно и правильно. Его друг Санька посоветовал Вите отнести бабушке вместо ягод траву, а потом начал шантажировать послушавшегося совета мальчика. В. П. Астафьев приходит к мысли о том, что эта дружба не была настоящей. Витя просто стремился избавиться от одиночества, а Санька пытался извлечь выгоду для себя. Проблема воспитания показана с помощью противопоставления семей мальчиков.
Родители не воспитывали Саньку должным образом, не прививали ему норм морали, он был предоставлен сам себе, в этой семье не было доверия и взаимопонимания, так как ребенок боялся наказания и постоянно врал. Витя был окружен любовью бабушки и дедушки. Екатерина Павловна не стала его наказывать за обман, поступила милосердно, привезя обещанный пряник. Своим примером бабушка показывала внуку, как правильно нужно себя вести, она передавала ему свой жизненный опыт. Проблема ответственности раскрывается через поступки Вити: он отдал землянику знакомым ребятам, не стал собирать ягоды снова, обманул бабушку. Своими действиями он мог подставить Екатерину Павловну, так как она хотела продать эти ягоды другим людям на рынке. Проблема совести в данном рассказе заключается во внутренней борьбе Вити. Он осознает, что совершает плохой поступок, но продолжает обманывать. Угрызения совести приводят к тому, что мальчик все-таки решает во всем признаться бабушке. В этом произведении проблема нравственного выбора является главной и связующей. На протяжении всего рассказа герой выбирает между дружбой и одиночеством, правдой и обманом, совестью и выгодой.
В произведении «Конь с розовой гривой» раскрыто множество нравственных проблем. Рассказ, который можно прочитать буквально за полчаса, заставляет переосмыслить свои взгляды на воспитание детей, дружбу, собственное поведение.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблемы рассказа Конь с розовой гривой
Популярные сегодня темы
- Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс
В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.
- Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль
Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.
- Автор и главный герой романа Евгений Онегин 9 класс
Любой русский писатель всегда пытался реалистично изображать свой быт и жизнь, но не смотря на все это не хватало художественного творчества. Александру Сергеевичу Пушкину удалось удачно начать
- Анализ рассказа Большой шлем Андреева
В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,
- Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли
На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех
На чтение 4 мин. Опубликовано 11.11.2020
Как и все великие вещи в литературе, рассказ Виктора Астафьева содержит в себе множество различных вопросов, которые необходимо обсудить с читателем. Большинство из них затрагивают проблемы духовного характера. Совершить подлый поступок с выгодой для себя или поступить так, как того требует совесть? Нравственная проблема в произведении «Конь с розовой гривой» — это его центральная идея.
Содержание
- Подлость как выбор
- Недремлющая совесть
- Важность прощения
Подлость как выбор
Уже в самом начале произведения автор перед своим героем ставит непростой выбор. Мальчик собирает землянику, но встречает знакомую ребятню, и те на спор предлагают ему съесть все с таким трудом набранные ягоды, которые герой собирался отнести бабушке. И к сожалению, ребята спокойно берут героя «на слабо».
Встреча со злыми ребятами оборачивается для мальчика злым поступком по отношению к своему близкому человеку. А дальше — больше. Для покрытия своей слабости мальчику приходится:
- обмануть бабушку, набив дно лукошка травой;
- украсть у нее калачи, чтобы купить молчание соседского мальчишки.
Подлость порождает подлость, а дальше безнравственные поступки катятся комом, пытаясь прикрыть друг друга.
Параллельно теме безнравственных поступков писатель затрагивает и тему человеческой зависимости от мнения других. Противоборство добра и зла в душе человека вечны.
Недремлющая совесть
Необходимо осознавать: ложь рано или поздно получает наказание, как и находится человек, готовый поддержать тебя в беде и направить на верный путь, если ты оступился.
Под властью страха пойдя неверным путем, мальчик в конце концов понимает, что оступился, поддавшись ежесекундным эмоциям, и его начинает мучить совесть. Он не обучен обманывать, и это для него неприемлемо, в отличие от товарищей, которые его к обману и подвели.
Теперь главному герою приходится гадать, искать выход из сложившейся ситуации. Его внутренний мир будто развалился на множество частей. Наконец, он, постоянно сравнивая себя со злодеем и злясь на себя, решается во всем чистосердечно признаться бабушке.
Однако наутро, в то время, когда он запланировал этот поступок, страх снова берет вверх. И дальше он выбирает идти по ложной дороге. На протяжении всего повествования мальчик терзается нравственным выбором, какой путь предпочесть. Так проходит и вся жизнь человека: он проживает её, решаясь на те или иные поступки, поднимающие его в глазах общества или бросающие на дно гиблого в нравственном смысле «колодца».
Каковы они будут, зависит то, как человек пройдет этот жизненный путь. Очень часто необходима помощь со стороны близкого человека для того, чтобы:
- выбраться из трудной ситуации;
- определиться с верным выбором.
Именно бабушка и показывает мальчику верный путь, ярко иллюстрируя проблематику главной мысли произведения.
Важность прощения
Узнав о безнравственном поступке внука, бабушка на него не разозлилась, но надолго оставила в памяти его проступок. Даже всем не раз рассказывала о нем. Но всё же она с легкостью простила главному герою его глупость и даже в знак примирения и утешения сделала подарок: купила пряник в виде коня с необычной розовой гривой.
На ЕГЭ можно написать следующие аргументы в сочинении по «Коню с розовой гривой». Бабушка переживала за судьбу внука, ей не хотелось, чтобы он рос безнравственным человеком. Да и стоит ли на него так сильно обижаться? Конечно же, для бабушки ответ очевиден.
Ведь внук растет, набирается опыта и мудрости за счет своих ошибок, иначе их и не получить. Поэтому-то она и проявила доброту, наказала внуку в любой ситуации проявлять только лучшие человеческие качества.
Урок поддержки и доброты остался в сердце главного героя навсегда, поэтому он и вспоминает этот пряник в форме коня с красивой розовой гривой как символ своего раскаяния.
Герой рассказа — маленький и беззащитный ребенок, совершенно одинокий в мире более взрослых, но оттого не более умных и нравственных, а, наоборот, хитрых, подлых приятелей. Мальчик путается в себе, в своих поступках, надеясь на то, что все как-то разрешится само собой, утопает в них. Однако здесь писатель показывает нам силу здравого рассуждения и морального наказания в виде стыда.
Совесть мальчика все же приводит к тому, что необходимо прощение. Серьезный разговор с любимой бабушкой запоминается главному герою и остается хорошим уроком на всю жизнь, навсегда решая проблему «Коня с розовой гривой».
Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой — обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость — набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник — коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна — ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше — на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки — слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал — и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему — она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок — ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.