«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
Альберт Эйнштейн
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от любопытства — и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Наверное, поэтому, в настоящее время широкое распространение получает использование элементов продуктивного обучения (проектов) не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно в образовательном процессе. Для многих учащихся привлекательность проектной деятельности заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
А вот нужна ли проектная деятельность школьнику? — на этот вопрос я попытаюсь сегодня ответить. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы — не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.
Создание условий для развития индивидуальности учащихся — основная идея, реализуемая в школе. Одним из таких условий является проектная работа учащегося, так как ученик может выбирать интересующую его тему работы, способ ее разработки, ожидаемый результат, форму предъявления результата.
Немаловажным средством поиска себя, своих способностей, талантов, осознания своих способов взаимодействия с миром, универсальных умений, степени их освоения также выступает неотъемлемая часть проектной деятельности — анализ полученных результатов и способов их получения.
Реализация и совершенствование проектной работы в школе способствуют формированию деятельностного мышления, приобретению навыков корпоративной работы. Условия современной жизни диктуют жёсткие требования к молодому специалисту, такие как мобильность — способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у детей эти способности, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Участвуя в работе над проектами в школе, дети будут лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем. Кроме того, работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров современной политики, бизнеса, искусства, спорта. В процессе проектной деятельности ребята могут совершенствовать свои знания в определенной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Важно отметить, что приобретённая способность — самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения — играет решающую роль для успешного продолжения образования в колледже или ВУЗе. Современные студенты большую часть курсов осваивают в процессе самостоятельной индивидуальной подготовки. Вот вам и один из вариантов ответа на вопрос нужна ли проектная деятельность школьнику?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности.
Это требует от современных людей новых способностей. В современном обществе образование продолжается в течение всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, осваивать новые профессии.
Владение методикой работы над проектом является неотъемлемой частью подготовки современного выпускника школы. И чем раньше он познакомится с проектной деятельностью, тем больше шансов у него добиться значительных результатов и в последующей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность не только повышает престиж знаний, но и культуру общения молодых людей; развивается личность ученика, формирует у него навык критического мышления, что, безусловно, важно в будущей адаптации наших выпускников в жизни. Они выходят из стен школы уверенными в своих силах, получившие первый навык деловитости, что, безусловно, обогатит их социальный опыт. А, значит, школа выполнит свою основную задачу – не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, продолжение процесса его социализации. Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Эссе «Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?»
Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я
могу эти знания применить
Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?
Современная жизнь очень динамична. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны, что человеку, чтобы идти в ногу со временем, требуется быть инициативным, самостоятельным, он должен уметь находить и анализировать информацию, уметь выбирать необходимое, делать выводы и использовать полученные сведения и умения, в связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, в том числе и учителя. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Задача учителя — сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.
Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения?
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу высокого образовательного уровня легко будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Чтобы научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, показать практическое применение полученных знаний; чтобы подготовить ученика к самостоятельной творческой деятельности, я должна сама уметь созидать и создавать, и передавать свои знания детям, обновлять и моделировать учебный материал.
Для чего мне необходимо владеть методом проектного обучения? Я полагаю, что умение пользоваться методом проектного обучения поможет мне повысить уровень профессионализма, научно-методической подготовки. Я также заинтересована в получении навыков, которые помогли бы мне владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения.
Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. А я — человек XXI века, человек постиндустриального общества.
Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности: « Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить«.
Эссе на тему “Нужна ли проектная деятельность школьнику?”
Категория: Менеджеру школы.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
Альберт Эйнштейн
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от любопытства — и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Наверное, поэтому, в настоящее время широкое распространение получает использование элементов продуктивного обучения (проектов) не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно в образовательном процессе. Для многих учащихся привлекательность проектной деятельности заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
А вот нужна ли проектная деятельность школьнику? — на этот вопрос я попытаюсь сегодня ответить. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте нового поколения принципиально по-новому формулируется главная задача школы — не просто очертить определенный круг предметных знаний и обеспечить его освоение на минимально допустимом уровне, но и формировать креативные качества личности, умение работать в команде, развивать проектное и аналитическое мышление, способности к саморазвитию, что обеспечит успешность личностного и профессионального роста, гражданского и культурного становления личности.
Создание условий для развития индивидуальности учащихся — основная идея, реализуемая в школе. Одним из таких условий является проектная работа учащегося, так как ученик может выбирать интересующую его тему работы, способ ее разработки, ожидаемый результат, форму предъявления результата.
Немаловажным средством поиска себя, своих способностей, талантов, осознания своих способов взаимодействия с миром, универсальных умений, степени их освоения также выступает неотъемлемая часть проектной деятельности — анализ полученных результатов и способов их получения.
Реализация и совершенствование проектной работы в школе способствуют формированию деятельностного мышления, приобретению навыков корпоративной работы. Условия современной жизни диктуют жёсткие требования к молодому специалисту, такие как мобильность — способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у детей эти способности, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Участвуя в работе над проектами в школе, дети будут лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем. Кроме того, работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров современной политики, бизнеса, искусства, спорта. В процессе проектной деятельности ребята могут совершенствовать свои знания в определенной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Важно отметить, что приобретённая способность — самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения — играет решающую роль для успешного продолжения образования в колледже или ВУЗе. Современные студенты большую часть курсов осваивают в процессе самостоятельной индивидуальной подготовки. Вот вам и один из вариантов ответа на вопрос нужна ли проектная деятельность школьнику?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности.
Это требует от современных людей новых способностей. В современном обществе образование продолжается в течение всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование, осваивать новые профессии.
Владение методикой работы над проектом является неотъемлемой частью подготовки современного выпускника школы. И чем раньше он познакомится с проектной деятельностью, тем больше шансов у него добиться значительных результатов и в последующей профессиональной деятельности.
Проектная деятельность не только повышает престиж знаний, но и культуру общения молодых людей; развивается личность ученика, формирует у него навык критического мышления, что, безусловно, важно в будущей адаптации наших выпускников в жизни. Они выходят из стен школы уверенными в своих силах, получившие первый навык деловитости, что, безусловно, обогатит их социальный опыт. А, значит, школа выполнит свою основную задачу – не только образование, но и воспитание подрастающего поколения, продолжение процесса его социализации. Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
13.07.2020
Эссе на тему
«Проектная деятельность залог эффективности процесса обучения»
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
Альберт Эйнштейн
Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству, детей можно отучить от любопытства — и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Проектная деятельность может использоваться практически при изучении любой темы. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности; как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Проектная деятельность формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, получают навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность позволяет готовить «новое качество человеческого капитала»– социально адаптированных к современному информационному окружению, где каждый ученик получает свой результат, показывает своё достижение.
Несомненно, метод проектов обладает рядом достоинств и действительно является средством достижения новых образовательных результатов при условии,
-
если мы — учителя будем обладать основными профессиональными компетенциями, которые необходимы при использовании метода проектов:
-
уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;
-
уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать обучающимуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций);
-
уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
-
уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов;
-
уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
-
уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;
-
владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею;
-
владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею;
-
использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
-
уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;
-
уметь организовать понятийную работу учащихся;
-
уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике;
-
владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе,
Высокая эффективность проектной деятельности объясняется наличием в ней ключевого признака — самостоятельности выбора темы проекта, а также осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. Кроме того, результатом проектной деятельности оказывается не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетенций, обеспечивающих успех практической деятельности. Налицо, реализация связи обучения с жизнью. Проектная деятельность воспринимается учеником как увлекательная деятельность, основанная на личном опыте и имеющая практическую направленность. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.
Таким образом, я считаю , что проектная деятельность является залогом эффективности процесса обучения.
Ширманова Елена Анатольевна
МОУ СОШ № 2 г. Малоярославца имени А.Н.Радищева
Эссе по теме:
«Проектная и исследовательская
деятельность учащихся»
В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности и об ученической научно-исследовательской работе в начальной школе.
Преподаю в средней общеобразовательной школе № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской области.
Главный принцип работы школы – всё для ребенка, его развития и совершенствования. В отношениях с учениками утверждаются принципы самоуправления, гласности, индивидуальная и коллективная работа, разнообразие видов деятельности (умственный и физический труд, игра, общественная деятельность).
Наш девиз: Мы вместе – и это главное! ( schkmal12@yandex.ru )
Есть только один путь постижения – действовать.
П. Коэльо
Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.
Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями, чем их сверстники всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребёнка: можно просто дать ему право блуждать по Интернету и играть в «стрелялки». А можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические и исследовательские способности ребёнка.
Своеобразие проектно- исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать её по-настоящему интересной и грамотной.
Я испытывала массу затруднений. У меня было много вопросов.
- Как осуществляется проектная деятельность детей?
- Какие действия взрослых помогут ребёнку стать не только исполнителем работы, но и её творцом?
- Как определить меру помощи, которая нужна маленькому исследователю на разных этапах работы?
- Как организовать индивидуальную и групповую работу детей над проектом?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мне пришлось очень многому учиться самой, прочитать много статей,
книг. Просмотреть, как выстраивают работу другие педагоги. Посетить и прослушать конференции и вебинары. Много полезной информации я получила на курсе Половинкина Алексея Евгеньевича в онлайн – школе «Фоксфорд».
Мне помогли знания методики проведения учебного исследования, каждый этап которого относится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта.
Мотивация
( создание проблемной ситуации)
Исследование
Обмен информацией
Организация информации.
Связывание информации.
Подведение итогов. Рефлексия.
В лабиринте мыслей легко потеряться без плана.
Д. И. Менделеев
Но многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность, т.е. связанность всех его этапов.
Основные шаги:
- Сформулировать обобщение урока.
- Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
- Определить тип учебного исследования.
- Сконструировать проблемную ситуацию.
- Продумать состав групп, распределить материал, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.
Планирование и проведение такого урока является достаточно трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим. Это создаёт особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке.
Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся – обеспечивает поддержку творческих усилий и удовлетворение от проделанной работы.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на конференциях различного уровня.
Со своими первоклашками мы создали проект «Городская легенда. Страшная сказка». Изучая историю своей малой родины, мы узнали, что у нас существует своя городская легенда. Решили её адаптировать для младшего школьного возраста, для этого посетили музей, исторические места упоминаемые в этой легенде, создали свою книгу, записали аудиокнигу и подарили её музею. С этим проектом мы выступили на школьной конференции, на региональной научно — практической конференции «Интерес. Познание. Творчество» в городе Обнинске, на международной конференции «Объединяемся знаниями» (стендовый доклад) в гимназии № 1517 г. Москвы и на IV международной научно-практической конференции «Поиск» ИКРО (институт консалдинга и развития образования) Московский педагогический государственный университет, где стали победителями.
«Уча других, учимся сами»
Сенека.
Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.
В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.
Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где, и как я могу эти знания применить.
Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.
Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.
Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.
Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.
Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.
Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.
Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:
проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;
связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;
формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;
связь с созидательной творческой деятельностью;
преобладание коллективных и групповых проектов;
последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;
динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;
изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;
помощь родителей.
Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.
Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска. По результатам методики «Рукавичка» (автор Г. А. Цукерман) 63 % третьеклассников выполнили работу на высоком уровне. Дети активно обсуждали возможные варианты узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; следили за реализацией принятого замысла. Но 37 % обучающихся не пытались договориться, не смогли прийти к согласию.
По методике «Дорога к дому» 86 % обучающихся могли работать в паре, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. 14 % обучающихся могли работать в паре, но умение точно выражать свои мысли недостаточно сформировано.
Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.
Проектная деятельность привлекательна обучающимся любого возраста: от дошкольников до студентов. Предложите творческое задание «Что на что похоже» и вы увидите, что обучающиеся любого возраста становятся настоящими исследователями. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, найти сходство и отличия, домыслить и представить, и, наконец, создать «продукт» в форме рисунка, модели, образа и пр.
Младшим школьникам нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов: «Модель машины времени»; «Страничка из энциклопедии»; «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»; «Играй и выигрывай», «Страница нового учебника». Все проекты связаны между собой. Инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана. Устно ребята оценивают успешность результата. Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию обучающихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.
Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. При этом важно, чтобы у ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Участвуя в проекте, мы с младшими школьниками на себе убедились, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым строем и оптимизмом.
Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:
погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;
организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;
защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.
В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.
Литература:
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов// Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 — 27.
- Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Г. Мисаренко // Народное образование. – № 1. – 2009. – С. 62 — 68.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, действие, задача, знание, младший школьник, учебная деятельность.