Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение. Мое внимание привлекла передача “Новости”. В прямом эфире показывали судебное заседание по делу одного мужчины, сбившего на машине ребенка, который переезжал дорогу на велосипеде в неположенном месте. И в тот момент я задалась вопросом: “Нужно ли быть милосердным к преступникам?”
Преступник — это человек, который, как правило, совершил общественно опасное деяние. Общество хочет, чтобы над такими людьми всегда вершилось правосудие, чтобы за их проступок последовало наказание. Однако не всегда можно точно сказать, что именно побудило к этому преступному действию и какие последствия будут.
Обратимся к повести Ивана Сергеевича Тургенева “Муму”. Герасим — немой мужчина, работает дворником. Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна. С одной стороны, можно заявить, что герой стал преступником, потому что лишил жизни живое существо. Однако, с другой стороны, Герасим жил в такое время, когда он просто не мог ослушаться барыню. Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел. Как и некоторые люди, герой становится невольником обстоятельств.
Я думаю, что если преступник относится к своему деянию хладнокровно, не понимая и не принимая вину, то на таких людей не стоит тратить свое время, сострадание. Лучше следует проявить милосердие и сострадание к тем, кто принимает вину и раскаивается в содеянном. Хотят встать на “правильный” путь, но не понимают, как до него дойти.
Например, в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников убивает двух человек, чтобы проверить собственную теорию. Вскоре он пожалел об этом, его моральное состояние ухудшается с каждым днем, он начинает сходить с ума. После страшного сна, в котором старуха, убитая им, оказывается живой, Раскольников в полубредовом состоянии признается в своем деянии Соне Мармеладовой. Однако героиня не увидела в нем преступника, она проявляла заботу, поддержку, сострадание по отношению к Родиону. Соня помогла выкарабкаться герою, поставила его на путь исправления. Действительно, многие не обращают внимания на прошлые проступки человека, они понимают их тяжелую ношу, помогают с ней справиться
Таким образом, в некоторых случаях люди все же могут быть милосердными к преступникам. Всегда возможно найти причины, чтобы проявить снисходительность к человеку, который сошел с “правильного” пути.
Здравствуйте, Анна!
Вы написали сочинение, соответствующее заданной теме, для аргументации сумели привлечь литературный материал. Однако логика рассуждения небезупречна.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Анализ произведений выполнен на поверхностном уровне.
Первый пример не зачтен, поскольку убийство собаки не является общественно опасным деянием и, следовательно, не может рассматриваться в одном ряду с убийством старухи.
С одной стороны, можно заявить, что герой стал преступником, потому что лишил жизни живое существо.
Это не преступление с точки зрения законодательства тех лет.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Вы использовали во вступлении отвлекающий прием, который представляется неуместным. Упоминания о пледе, о телевидении сбивают читателя с толку, не настраивают на последующее рассуждение о преступности. Упоминание о ребенке, которого сбил автомобиль, в дальнейшем не получает никакого развития, этот сюжет просто повисает в воздухе, нарушая тем самым логику вашего сочинения.
Ошибки:
Действительно, многие не обращают внимания на прошлые проступки человека, они понимают их тяжелую ношу, помогают с ней справиться
Искажение фактов. Соня Мармеладова обращала внимание на преступление Раскольникова.
Преступник — это человек, который, как правило, совершил общественно опасное деяние.
А как еще можно охарактеризовать преступника? Вводная конструкция «как правило» употреблена некорректно.
Однако не всегда можно точно сказать, что именно побудило к этому преступному действию и какие последствия будут.
Фраза нелогичная. От того, что последствия преступления непредсказуемы, а его причины неизвестны, оно не перестает быть преступлением.
Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел.
Связочное наречие употреблено некорректно, нарушает логику рассуждения. Правильная связочная фраза: вот почему …
Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.
Нарушение причинно-следственных связей. Из вашей фразы следует, что все слуги старых барынь топят собак.
К 4 (речь)+ 1 балл
Обоснование
Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение.
Точнее: по телевизору.
Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.
Когда вы выбираете для описания действий персонажа глагольные формы настоящего времени несовершенного вида, вы подчеркиваете многократность, повторяемость, регулярность действий. Получается, Герасим постоянно топит собаку, фраза становится бессмысленной.
Как и некоторые люди, герой становится невольником обстоятельств.
Правильно: заложником обстоятельств.
Соня помогла выкарабкаться герою, поставила его на путь исправления.
Разговорное слово.
Герасим — немой мужчина, работает дворником.
Он не «работает дворником», а служит служит крепостным у помещицы. Тот факт, что Герасим немой, имеет какое-то значение в аспекте рассматриваемой темы? Нет. Значит, и упоминать об этом не стоит.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5
Ошибки
Орфография
Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение.
на телевиденИИ
Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.
корректно: предаНа, т.к. есть зависимое слово — ему, оно указывает на принадлежность лексемы «предана» к кратким страдательным причастиям.
Пунктуация
Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел.
Это не вводное слово (нельзя заменить на «например»), запятая не нужна.
Грамматика
Вскоре он пожалел об этом, его моральное состояние ухудшается с каждым днем, он начинает сходить с ума.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Хотят встать на “правильный” путь, но не понимают, как до него дойти.
В предложении отсутствует подлежащее, что является грамматической ошибкой.
Общий вывод по работе
Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой. Этот критерий на грани обнуления.
Удачи!
(381 слово) Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.
Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.
Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?
Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.
Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения по теме: «Нужно ли быть милосердным к преступникам?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова.
Сочинение
Достаточно часто мы слышим о том, что к людям необходимо проявлять милосердие и сострадание. Даже к тем, кто совершил преступление. Ведь не нам судить их промахи и ошибки, так как от этого никто не застрахован. Чаще всего это действительно является правдой, потому что бывают ситуации, когда человек решается на преступление от безысходности. Такие люди начинают сами раскаиваться в содеянном, поэтому к ним необходимо относиться снисходительно.
Но случается и так, что человек идет на преступление осознано, преследуя при этом корыстные цели. К таким людям не может быть никакого сострадания, поскольку на преступление он отправился не от тяжелой жизни, а ради жажды наживы. Подобные примеры встречаются во многих произведениях русской и зарубежной литературы.
Хорошим примером является поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Автор рассказывает читателю о крепостном Савелии, который ежедневно сталкивался с произволом, который исходил от управляющего Фогеля. Он очень жестоко относился к людям, заставляя тех трудиться не покладая рук. Ему было безразлично, что работники устали и хотят есть. Главной его задачей было успеть вовремя закончить стройку, даже если это будет стоить жизни людей.
Подобное поведение не привело ни к чему хорошему, потому что крестьяне поняли, что больше не будут терпеть подобное обращение. Поэтому Савелий с мужиками убивают управляющего. После совершенного злодеяния их приговорили к каторге. Савелию приходилось в тюрьме терпеть бесконечные побои и унижения, потому что он постоянно пытался сбежать.
Но в отношении его следует проявить милосердие, поскольку на преступление его толкнули жизненные обстоятельства. Условия его жизни и других крестьян превратились в сущий ад, поэтому убийство было единственным выходом из сложившейся ситуации.
Второй пример показывает противоположную ситуацию, в которой не стоит проявлять к человеку милосердия и сострадания. В произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» идет речь о Кирибеевиче, который без малейшего зазрения совести начал домогаться замужнюю женщину. Данный поступок был неприемлем в обществе, ведь на Руси было не принято пытаться завладеть женщиной, которая была связана узами брака.
Своим низким поступком он позорит семью Степана и Алены. После этого он обманом вынуждает царя, чтобы тот отнесся к его поступку снисходительно. Он утаил главное – что женщина замужем. Самое страшное, что все это совершенно не огорчало Кирибеевича, поскольку он не чувствовал за собой никакой вины. Для него подобное поведение было нормальным.
Из-за этого Степан не проявляет никакого милосердия на его счет, и убил его в честном бою. Кирибеевич получил по заслугам. Его ничего не вынуждало вести себя подобным образом, поэтому и сострадания к нему проявлять не стоит.
Из этого можно сделать вывод, что проявлять милосердие к преступнику можно, но только в том случае, когда тот искренне раскаивается в содеянном и решился на преступление от безвыходности. Если же человек осознано совершает преступление и не испытывает никаких угрызений совести по этому поводу, то такому человеку не стоит сочувствовать и жалеть.
Обновлено: 09.01.2023
Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? Тема №306 5 готовых примеров итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.
Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №2
Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.
Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №3
Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными проблемами и поэтому никому не чуждо сочувствие. К сожалению, не все люди способны сопереживать другим. А есть ли такой человек, который попросту не достоин сочувствия?
Достаточно сложный и противоречивый вопрос состоит в том, стоит ли сочувствовать человеку, который совершил преступление. Безусловно, все мы люди, и нам не чужды муки совести и раскаяния, но иногда происходят такие страшные вещи, что нам трудно найти в себе силы принять их и простить. Конечно, тяжело узнать почему человек совершает то или иное злодеяние, мы не знаем, что было причиной такого поведения, но могу сказать точно — если люди совершают злые действия из-за эгоизма или в угоду своим пагубным наклонностям, такие личности должны понести заслуженное наказание. Есть такие люди, которые преступают закон из-за отчаяния и безысходности, но они понимают, что совершили ошибку и глубоко в ней раскаиваются. К таким можно отнестись с сочувствием и попробовать понять причину их злодеяния.
С другой стороны, мы видим еще одного преступника – Аркадий Свидригайлов. Этот персонаж надругался над пятнадцатилетней девочкой, дабы угодить своим низким, животным инстинктам. Последствия оказались ужасны – девушка решает покончить с собой. Такого человека очень тяжело пожалеть, а тем более проявить к нему хоть толику сочувствия, наоборот, он вызывает лишь злость и негодование.
В завершении, хотелось бы напомнить, что каждый человек проживает лишь одну жизнь. У каждого — своя судьба, свои проблемы. Большинство людей живут праведно и никогда не преступают границы дозволенного, какие бы тяготы жизни их не поджидали, но есть такие, которые из-за своего малодушия способны на преступление. Если человек впоследствии испытывает муки совести и раскаивается в содеянном, он может заслужить сочувствие и даже прощение. Но стоить помнить и о том, что некоторые преступления просто невозможно простить, как сильно бы злодей не сожалел о содеянном.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №4
Достоин ли преступник сочувствия? Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, всё зависит от обстоятельств и мотивов преступления. Если человек абсолютно хладнокровно совершил преступление, то речи про сочувствие не должно быть. А если преступнику пришлось преступить границу закона из-за отчаяния, безысходности и он понимает, что совершил роковую ошибку, в которой раскаивается, то он достоин сочувствия.
Преступники бывают разные, и обстоятельства, из-за которых они совершают преступления, тоже разные. Обратимся к роману Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой произведения Родион Раскольников живёт 3 года в Петербурге. Он снимает комнату, которая походит более на шкаф или гроб. Одевается Раскольников бедно и из-за проблем с деньгами бросает учебу в петербургском университете. Пытаясь найти выход из сложившегося положения, герой попадает в плен страшной идеи, которая разрешает кровь по совести. Он убивает старуху-процентщицу. Начинается следствие. Следователь Порфирий Петрович сразу понимает, что убийца- Раскольников, но следователь не видит в нем преступника, ждет, когда он явится с повинной, чтобы это смягчило его участь. Соня Мармеладова, сестра, мать, Дмитрий Разумихин поддерживают Раскольникова, помогая ему осознать весь ужас преступления, на которое он пошел. Ведь герой хоть и является надменным, необщительным, угрюмым, мрачным, но при том он добр и великодушен. Так, например, несмотря на то что у него было мало денег, он дает все свои средства семье Мармеладовых, помогая им в трудной жизненной ситуации. Еще он совершал подвиг, спасая двух маленьких детей из пожара. Список его добрых дел можно продолжить. Прочитав страницы эпилога, мы видим, что Соня Мармеладова сумела достучаться до Раскольникова, который раскаивается в содеянном. Герой не хладнокровный убийца, а совестливый человек со страдающей душой — он достоин сочувствия со стороны читателя. Ведь так и происходит. Проживая страшные месяцы жизни вместе с этим героем, мы ощущаем его боль, чувствуем симпатию к нему.
Таким образом, если человек, совершивший преступление, раскаивается в содеянном, он достоин сочувствия. Упавшему надо помочь подняться!
Пример итогового сочинения ЕГЭ №5
Достоин ли преступник сочувствия? Наверно, каждый человек хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Но можно ли однозначно ответить на него? Ведь преступление преступлению рознь! Кто-то совершил ошибку непреднамеренно и кается, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Каждый человек может оступиться в жизни. Поэтому мне кажется, что одни преступники достойны сочувствия, а другие нет.
Потому что грех не затронул её душу. Её душа чиста и непорочна. Сонечка добрая, великодушная натура и принимает страдания за других людей. Соня — прекрасный человек, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся.
Таким образом, одни преступники достойны сочувствия и прощения, а другие нет.
Итоговые сочинения
Сочинение
Достаточно часто мы слышим о том, что к людям необходимо проявлять милосердие и сострадание. Даже к тем, кто совершил преступление. Ведь не нам судить их промахи и ошибки, так как от этого никто не застрахован. Чаще всего это действительно является правдой, потому что бывают ситуации, когда человек решается на преступление от безысходности. Такие люди начинают сами раскаиваться в содеянном, поэтому к ним необходимо относиться снисходительно.
Но случается и так, что человек идет на преступление осознано, преследуя при этом корыстные цели. К таким людям не может быть никакого сострадания, поскольку на преступление он отправился не от тяжелой жизни, а ради жажды наживы. Подобные примеры встречаются во многих произведениях русской и зарубежной литературы.
Подобное поведение не привело ни к чему хорошему, потому что крестьяне поняли, что больше не будут терпеть подобное обращение. Поэтому Савелий с мужиками убивают управляющего. После совершенного злодеяния их приговорили к каторге. Савелию приходилось в тюрьме терпеть бесконечные побои и унижения, потому что он постоянно пытался сбежать.
Но в отношении его следует проявить милосердие, поскольку на преступление его толкнули жизненные обстоятельства. Условия его жизни и других крестьян превратились в сущий ад, поэтому убийство было единственным выходом из сложившейся ситуации.
Своим низким поступком он позорит семью Степана и Алены. После этого он обманом вынуждает царя, чтобы тот отнесся к его поступку снисходительно. Он утаил главное – что женщина замужем. Самое страшное, что все это совершенно не огорчало Кирибеевича, поскольку он не чувствовал за собой никакой вины. Для него подобное поведение было нормальным.
Из-за этого Степан не проявляет никакого милосердия на его счет, и убил его в честном бою. Кирибеевич получил по заслугам. Его ничего не вынуждало вести себя подобным образом, поэтому и сострадания к нему проявлять не стоит.
Из этого можно сделать вывод, что проявлять милосердие к преступнику можно, но только в том случае, когда тот искренне раскаивается в содеянном и решился на преступление от безвыходности. Если же человек осознано совершает преступление и не испытывает никаких угрызений совести по этому поводу, то такому человеку не стоит сочувствовать и жалеть.
(381 слово) Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.
Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.
Итоговое сочинение: К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
Автор: Самый Зелёный · Published 18.09.2020
Сочинение: Как убедить человека отказаться от мести?
Автор: Самый Зелёный · Published 18.11.2018
Автор: Самый Зелёный · Published 05.02.2020
Добавить комментарий Отменить ответ
Последнее
Архивы
Литрекон © 2022. Все права защищены.
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7′>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №3: Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Нужно ли быть милосердным к преступникам? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Нужно ли быть милосердным к преступникам?
Таким образом, мы должны прощать тех, для кого преступление — вынужденная и крайняя мера, болезнь и стыд, а не норма. Только милосердие вернет человека на стезю добродетели. В то же время нужно следить за тем, чтобы отзывчивость сочеталась со справедливостью и не мешало исполнению закона в отношении того, кто наживается на противоправном действии и не считает себя виновным.
В произведениях отечественной литературы мы часто читаем о том, как люди прощают преступления и чуть ли не возвышают тех, кто их совершает, ведь они же были вынуждены, сломлены и так далее. Но часто сердобольные герои забывают о том, что безнаказанность — это самое лучшее поощрение злодеяния. Чем больше мы проявляем милосердия и терпимости, тем наглее становятся наши враги — те, кто попирает наши права. Рассмотрим подобные примеры, чтобы убедиться в этом.
Таким образом, прощение поощряет преступников, дает им стимул грешить дальше, ведь люди все стерпят, все забудут, а выгода у злодея останется. Милосердие противоречит справедливости и порождает новую волну агрессии. Нужно понимать, что потворство порокам, которое маскируется под добродетель, тоже является частью преступления.
Читайте также:
- Покуда есть на свете человечество до тех пор будет и искусство сочинение
- Образ петербурга в творчестве гоголя сочинение
- Познаваем ли мы мир сочинение
- Смертельная рана базарова любовью сочинение
- Билл гейтс сочинение на английском
Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.
Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.
Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?
Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: Может ли цивилизация существовать без прогресса?
Следующая
СочиненияСочинение: Природа в повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
Проверенные примеры сочинения для 11 класса на тему добро и зло в романе Мастер и Маргарита М.А. Булгакова. Структура сочинения: вступление, аргументы, вывод.
Пример сочинения ЕГЭ
Противоборство добра и зла – одна из самых значимых и глубочайших тем в мировой литературе. Она рассматривается по-разному, и ни единый автор не способен исчерпать её полностью. Эта тема поднимается и в превосходном произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это – философский роман, который можно отнести как к притче, так и к сатире. Сам Булгаков смотрел на него как на своеобразное завещание, собственное послание потомкам. Это произведение он писал около 12 лет.
В романе как бы протянута нить из дальнего прошлого в современную для автора романа жизнь. Однако и в прошлом, и в реальном, по мысли Булгакова, не стихает противостояние зла с добром – противоборство, где ни одна из сторон не способна одержать окончательную победу.
Воплощение образа добра здесь представляет собой Иешуа, а воплощение зла – Воланд. Они неразрывно связаны друг с другом и постоянно как бы ведут неизменный спор, в связи с этим действие романа перемещается то в Москву 1930-х годов, то в начало нового времени. Вероятнее всего, этим автор романа хотел сказать, что доброе и злое начало вечны и неразделимы.
Иешуа Га-Ноцри — это эталон доброты и правды, прощения и абсолютной любви. Он становится основным героем романа, который пишет Мастер. Следовательно, Мастер также несёт добро, стремится с помощью искусства противостоять обществу бессовестных лицемеров, предателей и глупцов. Но он не сумел идти до конца, опустил руки, а по той причине в конце повествования заслужил не свет, а только покой.
Воланд – это дьявол, злая сила. Однако, как видно из романа, и для него не чужда справедливость. Воланд явился в Москву, чтобы вернуть равновесие, которое было нарушено в пользу зла. Помимо этого, он призван напомнить о законе возмездия, о том, что зло порождает новое зло. Он наказывает людей за их пороки, однако помогает Маргарите и Мастеру за их искреннюю, ничем непоколебимую любовь.
Вариант №2 сочинения ЕГЭ
Как часто мы слышим эти два противоположных понятия… С раннего детства нас учили отличать добро от зла. Мама и папа читали нам сказки, где добро часто одерживает победу над злом. В реальной же взрослой жизни всё намного труднее: миром правят денежные средства. Ведь абсолютно любой человек желает жить в комфорте, очень хорошо одеваться, есть очень вкусную еду. Однако с той целью чтобы воспользоваться данными благами, нужно иметь большую сумму в собственном кошельке. И, к несчастью, далеко не всегда удаётся заработать её добросовестным методом. Как известно, «деньги — это зло».
Произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — творение, где показано огромное количество человеческих пороков. Одним из самых значимых героев здесь является Воланд — вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном произведении сатану сложно приписать к представителю силы, противостоящей Богу, он здесь скорее его помощник.
Безусловно, добро в произведении предстаёт в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но также и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Данную мысль пытался донести до читателя автор. К несчастью, философ не стал бороться. Смирение — прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал противостоять, он позволил уничтожить себя.
Какую роль в произведении играет Маргарита? Добро или зло несёт в себе образ данной героини? Она позволила себе обмануть супруга, заключила сделку с сатаной, стала ведьмой. Однако Маргарита сделала это ради огромный любви. Светлое чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня сохраняет милосердие. Как только она увидела испуганного ребёнка в одном из окон, сразу закончила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Невзирая на перевоплощение в ведьму, героиня не утратила собственной настоящей женственности и чуткости. Я считаю, Маргарита в романе олицетворяет образ добра.
Понтий Пилат представляется жестоким прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, а другие им подчиняются. Именно Пилат выслал Иешуа на верную гибель, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее, игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и попытался спасти Га-Ноцри, однако не сумел, оказался слаб духом: не отважился разрушить свою жизнь для спасения странника. Он струсил, за что был наказан — обречён на бессмертие.
Борьба добра и зла будет актуальна во все времена. Добро не может существовать без зла, эти понятия неразрывно связаны между собой тонкой нитью бытия. Человек самостоятельно решает, какую сторону ему выбрать. В связи с этим каждый должен отвечать за собственные поступки.
Вариант №3 сочинения ЕГЭ
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» завораживает при прочтении своей необычностью. Время творчества автора совпадает с запретом его деятельности в нашей стране. Долгое время он считался «запрещенным» автором. Его творения стали доступны читателям лишь по истечении нескольких лет после смерти.
Роман «Мастер и Маргарита» очень многогранный. Это заключается прежде всего в том, что автор одновременно рассматривает несколько сюжетных линий, которые так различны между собой. Получилось фантастическое произведение во всех смыслах этого слова. Во время чтения стирается граница реальности и вымысла. Булгаков описывает общество во всех его гранях. Он показывает все его недостатки, не скрывая и не утаивая ничего. Одна из основных тем, которая описывается в произведении – вечна. Это тема добра и зла. Она будет существовать до тех пор, пока живет человек. Добро и зло познаются в сравнении друг с другом. Булгаков показал вечную борьбу между этими жизненными составляющими.
Свита из дьяволов пронеслась вихрем по нашей столице. Одновременно с этим Булгаков обращает внимание на то, что Москва погружена в зависть, лицемерие и ложь. Мы знакомимся с Воландом, который является олицетворением худших человеческих пороков, темной силы. Даже в переводе с древнееврейского языка Воланд означает «черт». Он ассоциируется у читателя с образом сатаны. Приезд Воланда в Москву сопровождается массовыми беспорядками, трагическими событиями.
Примечателен эпиграф к этому произведению. Булгаков начинает свой роман со слов Мефистофеля из «Фауста». Он представлен как человек, который хочет зла и вечно совершает благо. Он разоблачает лицемерных людей, невзирая на их должности и общественное положение. Его действия жесткие, порой жестокие. Булгаков показывает эпизод, когда Воланд оставил нагими женщин, позарившихся на бесплатный гардероб. Автор рожден для того, чтобы стать борцом за справедливость. В этом его призвание. Роман «Мастер и Маргарита» обречен на длинную жизнь. Несмотря на то что за это время сменилось несколько поколений, он не потерял своей актуальности. В нем сосредоточено максимум нравственных идей. Противостояние добра и зла проходит лейтмотивом по всему произведению. Эти две силы противоположны между собой, а потому их длительная борьба и противостояние – неизбежны. Нужно помнить, что человечество выживает за счет победы добра. А это противоборство делает нас и героев романа лишь сильнее. Рано или поздно человека ждет расплата за совершенные злодеяния.
Отчетливо мы видим столкновение этих двух сил в конце произведения. Воланд вместе со свитой покидает столицу. Булгаков показал этот момент таким образом, что тьма и свет оказываются на одной ступени. Воланд − дьявол с человеческим лицом − не вправе управлять миром, впрочем, как и Иешуа.
Все, что может позволить себе Иешуа – высказать просьбу Воланду о вечном покое для Маргариты и ее избранника, ведь ему под силу исполнить ее. Булгаков приходит к выводу, что их силы, в конечном итоге, равноправны. Этот спор и противоборство вечны, поскольку каждый человек грешен. Булгаков представил нам эту борьбу как две чаши весов, на одной из которых находится добро, на другой – зло. Создается впечатление, что пока существует это противостояние, будет сохраняться равновесие, человечество будет существовать и развиваться. После прочтения этого романа у меня сложилось впечатление, что он помогает взглянуть на этот вопрос по-новому, переосмыслить его.
Вариант №4 сочинения ЕГЭ
Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков несет своим читателям свет, при этом, не приукрашивая тьмы. Время, в которое писал автор, пыталось скрыть все плохое, в частности беззаконие. И самого Булгакова с его бесценными произведениями оно тоже хотело погрузить в небытие. Прошло много лет, прежде чем мы смогли познакомиться с его творениями.
Роман «Мастер и Маргарита» — сложное произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое. На его страницах автор поднимает множество проблем, в том числе тему, вечную на века, — добра и зла.
Борьбу этих категорий писатель показывает своеобразно, по-своему ее переосмысливая. Москва – город, в котором существуют всевозможные пороки: зависть, ложь и лицемерие. И по ней проносится дьявольская свита. Во главе со своим предводителем, сатаной Воландом.
Это, конечно, фантастическое зло. Но через него автор раскрывает и зло реальное, которое просто выпирает наружу в некоторых персонажах. Развратник Степа Лиходеев пьет и ничего не делает, Никанор Иванович Босой живет, постоянно пытаясь обвести всех вокруг пальца, буфетчик варьете ворует, а поэт А. Рюхин скрывается за маской вечного лицемерия. Воланд легко срывает со всех личину, показывая истинную сущность этих людишек. Он раздевает гражданок, которые на сеансе черной магии накинулись на чужие деньги. Сатана считает, что это обычные люди. Они всегда были такими. Чего еще от них ждать?
Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.
Но Понтий Пилат не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.
Мастер понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.
Вариант №5 сочинения ЕГЭ
Мастер и Маргарита — многогранная работа, написанная Булгаковым. Ее хочется перечитывать, раздумывая над поднятыми проблемами, где освещается тема морали, нравственности общества, тема религии, проблема семейных ценностей, а главное, в романе писатель затрагивает извечную борьбу добра и зла и это является центральной темой всего произведения. Автор показывает читателю, насколько неразделимые эти понятия, ведь для того, чтобы понять доброе начало, существует в противовес ему зло, и наоборот, чтобы распознавать зло, существует понятие добра. Как раз о добре и зле, что раскрывает автор в романе, более подробно и остановимся в нашем сочинении.
Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности. К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно. Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.
Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих. Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен. А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.
Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.
Продолжая рассуждение на тему добра и зла, хочется остановиться и на второй стороне медали. Зло представлено в образе Воланда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Он уверен, именно злое начало преобладает в душах всех людей и чтобы его разбудить не понадобится много усилий. В целом, сам Воланд не вносит зло в этот мир, он только судит. Зло идет от самого человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно жители столицы и являют собой зло.
Чтобы дать ответы и понять, что собой представляет добро и зло в работе Булгакова, приведем аргументы. Так, в каждом герое мы можем наблюдать те или иные проявления чувств. Что самое главное, никого из них невозможно однозначно отнести к темной или светлой стороне. Ведь даже те, кто кажется олицетворением зла, например свита Воланда или сам Воланд, или представлены строго положительными героями, как Мастер и Иешуа, постоянно пребывают на грани. Никто не идеален, поэтому мы постоянно прослеживаем борьбу между добром и злом. Она особенно видна в исторической части романа, где автор показывает противоборство прокуратора и проповедника.
Если говорить о Воланде, то он лишь судья, испытания которого помогали понять людям на какой они стороне, и в конце концов выводили их на чистую воду. Кому-то приходилось нести наказание, как например, неверующему Берлиозу. А кто-то получал воздаяние, например, как члены Массолита, которых не уничтожила свита Воланда только потому, что у тех был некий страх перед высшими силами, а значит, у них имелся шанс спасти свою душу. Получается, в каждом человеке живут одновременно две силы. Другой вопрос, какая из них в конце концов победит?
Прочтя Мастера и Маргариту, становится еще более понятным, насколько неразделимы между собой добро и зло. Зло лишь фон, на котором добро выглядит еще более важным. Свое сочинение мне хотелось бы завершить словами Воланда, которые и станут лучшими аргументами, доказывающие важность сосуществования двух начал. Воланд спрашивает и просит подумать над тем, что бы пришлось делать добру, если бы зло на земле исчезло? Что станет со Вселенной, если с лица земли стереть все живое, оставив лишь голый свет? И это лучшее доказательство того, что добро и зло неразделимы. Мало того, многим людям даже необходимы те круги ада, что им посылает судьба. Благодаря этому они могут осознать что такое любовь, добро, милосердие и покаяние, делающие человека повелителем своей жизни, а не рабом обстоятельств.
Вариант №6 сочинения ЕГЭ
В мистическом романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагивается один из вечных вопросов человечества. В мировой литературе постоянно проскальзывает эта глубокая тема – противостояние добра и зла. Поднимает ее и Михаил Афанасьевич в своем философском творении, в которое он вложил много сил, терпения и почти двенадцать лет жизни. Сам автор расценивал этот роман как послание потомкам, которое вошло в литературную историю одним из самых необычных и будоражащих сознание произведений.
В романе исторические события тесно связаны с современной жизнью. Их объединяет одна идея, которая прослеживается на протяжении всего произведения – ожесточенное противостояние добра со злом. Это является основной проблемой, потому что ни одна из сторон не может одержать победу, и они обречены на вечное противоборство.
Иешуа Га-Ноцри преподносится автором как воплощение добра, а Воланд – воплощение зла. Эти образы следуют с читателем на протяжении всей книги. Они противоположны друг другу по своей сути, но между ними прослеживаются и сходства во многих деталях.
Иешуа – главный герой в произведении Мастера. Его образ несет собой истину, чистоту человеческой души и сочувствие. Он верил, что в людях преобладает свет и добро, даже смерть не смогла охладить в нем веры.
Воланд — воплощение зла и порока. Его мировоззрение противоположно взглядам Иешуа. Он считает, что в человеке преобладает злое начало, что душа человека по своей природе эгоистична и корыстна. Однако дьявол выступал за равновесие в мире, за равность добра и зла. Собственно, его целью прибытия в Москву было восстановить то самое равновесие, которое нарушилось в сторону зла. Он и его преданная свита карали и высмеивали тех, кто отступал от добра, кто был развращён, издевались над такими людьми.
Таким образом, Булгаков хотел донести до читателя очень важную мысль. Эта мысль заключается в том, что добро и зло неразрывно связаны друг с другом. А также, что каждый поступок подразумевает под собой ответственность, будь он плохим или хорошим.
Вариант №6 сочинения ЕГЭ
Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».
Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.
Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.
А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.
Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.
Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.
Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.
Вариант №7 сочинение ЕГЭ
Добро и зло – это два вечных врага, две разные стороны одного общества. Это тоже, что хорошее и плохое, правильное и неправильное, … чёрное и белое. Они есть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Каждое живое существо чувствует в течение своего существования эти два спектра жизни, которые придают жизни иногда смысла, иногда красок, делая дни, непохожие один на другой.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эти две силы идут смежной линией. При этом писатель постоянно вскользь утверждает о их неразрывности и общем существовании. Это в некотором смысле весы жизни человечества и всего живого. И если эти весы нарушить, будет трагедия или что-то трагикомическое, что, по моему мнению, хотел сказать всем нам М.Булгаков.
В романе показывается и разоблачается всё: взяточничество, казнокрадство, своеволие «высших кругов» общества, их напыщенность, огульность и безразличие к простым людям, к трудностям, которые чувствуют другие.
Воланд становится тем, кто раскрывает все эти дела, деяния. Он разоблачает и показывает настоящее лицо таких людей, «людей в масках». Делая всевозможные выходки над этими людьми, он раскрывал всю ту фальш, которая переполняет мир. Воланд показывает мир именно таким, которым он является, мир, в котором руководят не добрые дела, а полностью противоположные, мир, в котором руководит власть, деньги.
Воланд хотя и является дьяволом, негативным, казалось бы, персонажем, но деятельность его на Земле можно охарактеризовать, как позитивную. Это подтверждает то, что добро и зло постоянно переплетаются, и друг без друга не существуют.
Но нельзя говорить, что мир такой уж и плохой, насыщенный блудом, без добра. Ведь все мы, люди, понимаем — без добра мира не существовало бы. Добро — это нежные чувства, верность, взаимоотношения между людьми. Из этого всплывает мысль, что не нужно всё «перебрасывать» на дьявола, все «нечистые» дела. А надо нам просто задуматься, ведь именно люди создают всю эту нечисть.
Роман «Мастер и Маргарита» стал пособием для раздумий о важности добра и зла в нашей жизни. И каждый человек, прочитав Булгакова, думаю, сделает свой выбор, что ему ближе, как ему жить и правильно ли это. И каждый в конце концов сам отвечает в этой жизни за себя и за свои поступки.
Вариант №8 сочинение ЕГЭ
Противостояние добра и зла – самая главная тема в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Неслучайно автор изначально задумывал написать произведение про нечистую силу, бога и дьявола. Оба этих начала присутствуют в мире и в человеческой природе, поэтому человек не может всегда быть на стороне добра.
Булгаков неоднозначно раскрывает тему добра и зла, уходя от привычной трактовки этих категорий. Например, Воланд – представитель потусторонних, злых сил, дьявол во плоти. При этом он совершает добрые поступки: помогает тем, кто обладает чистыми помыслами и добрым сердцем, наказывает мошенников, лгунов, предателей. Да, он искушает людей деньгами, квартирами, материальными благами, но не подталкивает их подличать, обманывать, лицемерить, доносить на других. С этим люди прекрасно справляются сами. Еще до появления Воланда, до его провокаций, они совершают неблаговидные поступки. Появление сатаны просто ярче подчеркивает недобрую сторону человеческой натуры.
Да, все зло происходит на земле, в мире людей. Даже всеобщий советский атеизм это подсвечивает. Раньше можно было бы свалить вину, сказав, что дьявол искушает бедного слабого человека, поэтому он и творит зло. Но в атеистическом мире человек сам себе хозяин, сам принимает решения и совершает поступки. Так почему же они так жестоки? В Ершалаиме 2000 лет назад именно по воле людей казнен невиновный Иешуа. В Москве XX века такие же «добрые люди» готовы морально уничтожить мастера, написавшего роман на религиозную тему.
Получается, что в сердцах людей легко поселяется зло, без всякого участия божественных или дьявольских сил. И Воланд видит, что за 2000 лет люди не стали добрее и мудрее. Но также он видит, что люди небезнадежны: в некоторых из них есть добро, милосердие, сочувствие, преданность, любовь и верность. Именно такими оказываются мастер и его подруга Маргарита. Поэтому потусторонние силы спасают их от зла в мире людей, даруя им вечность и покой.
Вариант №9 сочинение ЕГЭ
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – одна из важнейших тем произведения, которому известный писатель посвятил последние годы жизни. Это было любимое творение писателя, в которое он, уже умирающий гений, вложил все свои силы, мысли, свой талант. До М.А. Булгакова тема добра и зла не раз поднималась в русской и зарубежной литературе. Каждый из авторов задавал вопросы об этих вечных философских понятиях, и каждый из них по-своему отвечал на них. Автор «Мастера и Маргариты» размышлял о том, что такое добро и зло, где та тонкая грань, которая разделяет их.
В поисках ответов на эти вопросы писатель выбирает необычную композицию произведения: роман в романе. Повествование самого автора прерывается главами из романа Мастера о Понтии Пилате, пятом по счету прокураторе Иудеи. Становится понятно, что между событиями, описываемыми М. Булгаковым и Мастером, несколько столетий, однако добро и зло и вопросы, связанные с этими философскими понятиями, актуальны во все времена.
В романе две противоборствующие силы воплощены в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Иешуа – бродячий философ, главный герой романа гениального Мастера. Га-Ноцри родился и рос в городе Гамала, своих родителей он не знал, был подкидышем. Нетрудно догадаться, что жизнь у сироты была тяжелой, однако до двадцатисемилетнего возраста он сумел сохранить свою душу чистой и милосердной. Он остался добрым, великодушным и сострадательным человеком. Иешуа не сделал в жизни никому ни малейшего зла. Путешествуя по различным городам, бродячий философ проповедовал свои истины. Он утверждал, что всякая власть – это насилие над человеком, однако наступит время истины и справедливости, когда все люди станут честными и добрыми, они будут желать друг другу только блага и говорить только правду, поэтому ни власть кесарей, ни какая другая власть не будет нужна. Иешуа Га-Ноцри считает всех людей такими же добрыми, как он сам, утверждает, что на свете нет злых людей, есть только несчастливые. Для него добрым является даже Марк Крысобой, жестокий палач и убийца, казнивший за свою жизнь не одного беднягу.
Философские мысли Иешуа Га-Ноцри не оставляют равнодушным ни одного человека, они способны затронуть души людей. Герой не пытается навязать свои идеи, он их высказывает, надеясь, что его мысли могут дойти до любого человека и заронить добрые семена в их душах. Для героя одинаково легко и приятно говорить правду и совершать добро. Он думает, что все окружающие с таким же легким сердцем творят благие дела, однако молодой философ ошибается: добро совершать легко только тогда, когда у тебя чистое, открытое и любящее сердце, когда над тобой не довлеют ни бремя власти, ни богатство. Для бродячего философа Иешуа, у которого нет ни дома, ни семьи, не важны ни богатства, ни почести, ни признание, ни власть, поэтому он с открытым сердцем совершает добро. Он умеет предвидеть будущее, поэтому знает, что его казнят, однако великодушно прощает и тех, кто решил его судьбу, отправив на казнь, и тех, кто воплотил в жизнь это решение.
Для Понтия Пилата совершить добрый поступок трудно. У него была большая возможность оправдать Иешуа, однако боязнь потерять жизненные блага, которые у него были: власть, богатство, роскошную жизнь, — остановила его. Он вынес свой вердикт: за подрывание власти кесаря Иешуа приговорить к смертной казни вместе с другими преступниками. Однако смерть героя нельзя считать торжеством зла над добром, это предательство добра, на сторону которого не смог перейти трусливый Понтий Пилат. Не сумев пересилить себя и поступить правильно, он закрыл дверцу добру, а открыл ее злу. Иешуа и перед смертью не отрекается от тех истин, которые он проповедовал, остается несломленным и непобежденным. Если добро – это свет, то Иешуа смог умереть, сохранив в своей душе свет. Он является носителем добра, символом человечности и нравственной стойкости.
Зло – это тьма, отсутствие света. В романе противопоставленную добру сторону воплощает образ Воланда. Он повелитель зла, князь тьмы, сатана. Герой появляется в Москве на Патриарших прудах в образе благородного и загадочного иностранца, прекрасно одетого, ухоженного, еще не старого. Берлиозу и Ивану Бездомному он представляется консультантом по черной магии, историком, приехавшим к одному известному профессору. Цель его визита, как выяснилось позже, — проверить, изменилась ли Москва и ее жители с течением времени. Писатель наделяет героя всезнанием: Воланд знает прошлое и видит будущее, легко может перемещаться во времени и пространстве, он легко читает мысли и видит человека насквозь. Воланд признается, что был на балконе Понтия Пилата при допросе Иешуа Га-Ноцри, вел дружеские беседы за завтраком с известным немецким философом Кантом. Он может творить самые настоящие чудеса. Но самое главное – Воланд понимает, что добро и зло творятся руками самого человека. Только человек волен выбирать между добром и злом, светом и тенью.
Читатели ждут от булгаковского дьявола лжи, искушения, зла, однако неожиданно для себя обнаруживают, что в романе «Мастер и Маргарита» сатана вовсе не похож на традиционного «христианского» сатану. В традиционном представлении повелитель тьмы – это лживый искуситель, внушающий зло и страх, Воланд же не только не страшен, но и вызывает даже симпатию. Он не совершает никакого зла, никуда не вмешивается, а только созерцает и наказывает тех, кто поступает не по совести, переступает моральные и нравственные принципы. По заслугам и вере от Воланда получают неумелые писаки, для которых членство в МАССОЛИТе, возможность посещать «Грибоедов», получать путевки в санаторий, улучшать жилплощадь, а также другие материальные блага важнее истинного таланта и литературной правды. Он наказывает неисправимых взяточников; работников общественного питания, которые воруют просроченные продукты и реализуют их, как свежие; черствых и бездушных наследников, готовых ради наследства пойти на преступление; а также различных плутов и мошенников. В сумасшедшем доме оказываются Никанор Иванович Босой и Иван Бездомный, какие-то странные обстоятельства происходят со Степаном Лиходеевым, а также с членами МАССОЛИТа, под трамваем погиб Михаил Берлиоз.
Сеанс черной магии, устроенный Воландом в театре Варьете, разоблачает жителей Москвы. Герой убеждается, что за тысячи лет люди совсем не изменились. «Люди как люди…», — говорит Воланд. И в этих его словах звучит твердая уверенность в том, что человеческая природа не может быстро измениться, со времен Понтия Пилата и Иешуа человек остался таким же, каким он был. Мало кто из сидящих на сеансе разоблачения не стал ловить деньги, так соблазнительно падающие на зрителей из-под купола театра. Многие зрители соблазнились предложением обменять то, что на них надето, на новые, модные и дорогие вещи. Однако после представления деньги превращаются в бумажки, а приобретенные наряды бесследно исчезают, оставив своих хозяек в одном белье. Так москвичи были наказаны за меркантильность, жадность.
Однако герои, которые остались верны своим нравственным принципам, не продали совесть, честь, любовь, талант за деньги, получили щедрое вознаграждение от великого Воланда. Мастеру возвращают сожженный им во время болезни роман о пятом прокураторе Иудеи, всаднике Пилате Понтийском, он заслужил свет и покой. Маргарита за свою верность и преданность Мастеру получает право быть вечно рядом с ним, с тем, кого она безгранично любила и ради кого прошла через самые жестокие испытания.
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами
- Изменения в итоговом сочинении 2022-2023 для допуска к ЕГЭ
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Часто можно услышать от взрослых людей, что к людям всегда необходимо относиться с милосердием и добротой. Это касается жертв, преступников, свидетелей и прочих участников социальной коммуникации. Однако действительно ли нужно проявлять милосердие по отношению к тому, кто нарушил закон?
Я полагаю, если человек преступил закон от безысходности, то он может заслуживать проявления милосердия. Это касается тех людей, которые в попытке спасти жизнь напали на убийцу или насильника. Это жертвы, которые были вынуждены пойти на крайние меры. Они определенно заслуживают снисхождения, сострадания. Однако есть и ситуации, когда человек вызывает исключительно отвращение, не заслуживает и взгляда со стороны общества.
Например, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читатель знакомится с крепостным Савелием. Герой страдал от произвола управляющего, который экономил на крестьянах, морил голодом и не предоставлял адекватных условий для работы. Крепостные поняли, что никто не готов постоять за них, поэтому отважились решить проблему самостоятельно. Савелий и другие мужики убили управляющего, а после были приговорены к каторге. Савелий неоднократно пытался бежать, за что его унижали и истязали. Читатель проявляет сострадание к мужчине, потому что у крестьян не было иного выхода из ситуации.
Другой пример можно найти в работе Михаила Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Кирибеевич опозорил семью Степана и Алены, а после убедил царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал главе государства, что приставал прилюдно к замужней женщине, не чувствовал своей вины. Степан решил отомстить за супругу, не проявляя милосердия. Герой вызвал Кирибеевича на смертный бой и даже одолел врага. Опричник совершил преступление без раскаяния и без необходимости. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему.
Таким образом, преступник заслуживает сострадания, если совершил злодеяние от безысходности. В противном случае он обречен на справедливое и жестокое отношение общества.