Нужно ли быть милосердным к преступникам итоговое сочинение преступление и наказание

Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение. Мое внимание привлекла передача “Новости”. В прямом эфире показывали судебное заседание по делу одного мужчины, сбившего на машине ребенка, который переезжал дорогу на велосипеде в неположенном месте. И в тот момент я задалась вопросом: “Нужно ли быть милосердным к преступникам?”

Преступник — это человек, который, как правило, совершил общественно опасное деяние. Общество  хочет, чтобы над такими людьми всегда вершилось правосудие, чтобы за их проступок последовало наказание. Однако не всегда можно точно сказать, что именно побудило к этому преступному действию и какие последствия будут.

Обратимся к повести Ивана Сергеевича Тургенева “Муму”. Герасим — немой мужчина, работает дворником. Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна. С одной стороны, можно заявить, что герой стал преступником, потому что лишил жизни живое существо. Однако, с другой стороны, Герасим жил в такое время, когда он просто не мог ослушаться барыню. Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел. Как и некоторые люди, герой становится невольником обстоятельств.

Я думаю, что если преступник относится к своему деянию хладнокровно, не понимая и не принимая вину, то на таких людей не стоит тратить свое время, сострадание. Лучше следует проявить милосердие и сострадание к тем, кто принимает вину и раскаивается в содеянном. Хотят встать на “правильный” путь, но не понимают, как до него дойти.

Например, в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников убивает двух человек, чтобы проверить собственную теорию. Вскоре он пожалел об этом, его моральное состояние ухудшается с каждым днем, он начинает сходить с ума. После страшного сна, в котором старуха, убитая им, оказывается живой, Раскольников в полубредовом состоянии признается в своем деянии Соне Мармеладовой. Однако героиня не увидела в нем преступника, она проявляла заботу, поддержку, сострадание по отношению к Родиону. Соня помогла выкарабкаться герою, поставила его на путь исправления. Действительно, многие не обращают внимания на прошлые проступки человека, они понимают их тяжелую ношу, помогают с ней справиться

Таким образом, в некоторых случаях люди все же могут быть милосердными к преступникам. Всегда возможно найти причины, чтобы проявить снисходительность к человеку, который сошел с  “правильного” пути.

Здравствуйте, Анна!

Вы написали сочинение, соответствующее заданной теме, для аргументации сумели привлечь литературный материал. Однако логика рассуждения небезупречна.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ произведений выполнен на поверхностном уровне.

Первый пример не зачтен, поскольку убийство собаки не является общественно опасным деянием и, следовательно, не может рассматриваться в одном ряду с убийством старухи.

С одной стороны, можно заявить, что герой стал преступником, потому что лишил жизни живое существо.

Это не преступление с точки зрения законодательства тех лет.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Вы использовали во вступлении отвлекающий прием, который представляется неуместным. Упоминания о пледе, о телевидении сбивают читателя с толку, не настраивают на последующее рассуждение о преступности. Упоминание о ребенке, которого сбил автомобиль, в дальнейшем не получает никакого развития, этот сюжет просто повисает в воздухе, нарушая тем самым логику вашего сочинения.

Ошибки:

Действительно, многие не обращают внимания на прошлые проступки человека, они понимают их тяжелую ношу, помогают с ней справиться

Искажение фактов. Соня Мармеладова обращала внимание на преступление Раскольникова.

Преступник — это человек, который, как правило, совершил общественно опасное деяние.

А как еще можно охарактеризовать преступника? Вводная конструкция «как правило» употреблена некорректно.

Однако не всегда можно точно сказать, что именно побудило к этому преступному действию и какие последствия будут.

Фраза нелогичная. От того, что последствия преступления непредсказуемы, а его причины неизвестны, оно не перестает быть преступлением.

Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел.

Связочное наречие употреблено некорректно, нарушает логику рассуждения. Правильная связочная фраза: вот почему …

Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.

Нарушение причинно-следственных связей. Из вашей фразы следует, что все слуги старых барынь топят собак.

К 4 (речь)+ 1 балл

Обоснование

Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение.

Точнее: по телевизору.

Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.

Когда вы выбираете для описания действий персонажа глагольные формы настоящего времени несовершенного вида, вы подчеркиваете многократность, повторяемость, регулярность действий. Получается, Герасим постоянно топит собаку, фраза становится бессмысленной.

Как и некоторые люди, герой становится невольником обстоятельств.

Правильно: заложником обстоятельств.

Соня помогла выкарабкаться герою, поставила его на путь исправления.

Разговорное слово.

Герасим — немой мужчина, работает дворником.

Он не «работает дворником», а служит служит крепостным у помещицы. Тот факт, что Герасим немой, имеет какое-то значение в аспекте рассматриваемой темы? Нет. Значит, и упоминать об этом не стоит.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5

Ошибки

Орфография

Вечер, за окном уже стемнело, я сижу, укутанная пледом, и в произвольном порядке нажимаю кнопки пульта в надежде найти что-нибудь интересное на телевидение.

на телевиденИИ

Будучи слугой старой барыни, он топит собаку, которая была ему преданна.

корректно: предаНа, т.к. есть зависимое слово — ему, оно указывает на принадлежность лексемы «предана» к кратким страдательным причастиям.

Пунктуация

Так, можно быть милосердными к Герасиму, поскольку он никак не смог бы поступить по-другому, хотя и очень сильно этого хотел.

Это не вводное слово (нельзя заменить на «например»), запятая не нужна.

Грамматика

Вскоре он пожалел об этом, его моральное состояние ухудшается с каждым днем, он начинает сходить с ума.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Хотят встать на “правильный” путь, но не понимают, как до него дойти.

В предложении отсутствует подлежащее, что является грамматической ошибкой.

Общий вывод по работе

Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой. Этот критерий на грани обнуления.

Удачи!

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? Тема №306 5 готовых примеров итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с  аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.

Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.

Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.

Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.

Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.

Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.

Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными проблемами и поэтому никому не чуждо сочувствие. К сожалению, не все люди способны сопереживать другим. А есть ли такой человек, который попросту не достоин сочувствия?

Достаточно сложный и противоречивый вопрос состоит в том, стоит ли сочувствовать человеку, который совершил преступление. Безусловно, все мы люди, и нам не чужды муки совести и раскаяния, но иногда происходят такие страшные вещи, что нам трудно найти в себе силы принять их и простить. Конечно, тяжело узнать почему человек совершает то или иное злодеяние, мы не знаем, что было причиной такого поведения, но могу сказать точно — если люди совершают злые действия из-за эгоизма или в угоду своим пагубным наклонностям, такие личности должны понести заслуженное наказание. Есть такие люди, которые преступают закон из-за отчаяния и безысходности, но они понимают, что совершили ошибку и глубоко в ней раскаиваются. К таким можно отнестись с сочувствием и попробовать понять причину их злодеяния.

Здесь можно вспомнить великое произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В романе можно увидеть отнюдь не одного преступника – каждый здесь несет груз тяжелых испытаний жизни, но все справляются по-своему. Одним из главных героев является бедный, несчастный студент Родион Раскольников. Не видя выхода из своего положения, а именно из-за проблем с деньгами, он решается на самое тяжкое преступление – убийство. Нет ничего хуже, чем отнять у человека жизнь, данную ему природой. Несмотря на все муки совести и постоянные кошмары, Родион, все-таки убивает старуху-процентщицу. Но почему же читатель начинает сочувствовать убийце, жалеть его? На протяжении всего романа, можно увидеть, как преступник раскаивается в содеянном, испытывает муки совести. Автор показывает нам, что Родион не такой уж и плохой человек – спас детей из пожара, помог семье Мармеладовых и не только читатель постепенно, начинает принимать его поступок и сочувствовать ему, но и герои самого романа.

С другой стороны, мы видим еще одного преступника – Аркадий Свидригайлов. Этот персонаж надругался над пятнадцатилетней девочкой, дабы угодить своим низким, животным инстинктам. Последствия оказались ужасны – девушка решает покончить с собой. Такого человека очень тяжело пожалеть, а тем более проявить к нему хоть толику сочувствия, наоборот, он вызывает лишь злость и негодование.

В завершении, хотелось бы напомнить, что каждый человек проживает лишь одну жизнь. У каждого — своя судьба, свои проблемы. Большинство людей живут праведно и никогда не преступают границы дозволенного, какие бы тяготы жизни их не поджидали, но есть такие, которые из-за своего малодушия способны на преступление. Если человек впоследствии испытывает муки совести и раскаивается в содеянном, он может заслужить сочувствие и даже прощение. Но стоить помнить и о том, что некоторые преступления просто невозможно простить, как сильно бы злодей не сожалел о содеянном.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

Достоин ли преступник сочувствия? Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, всё зависит от обстоятельств и мотивов преступления. Если человек абсолютно хладнокровно совершил преступление, то речи про сочувствие не должно быть. А если преступнику пришлось преступить границу закона из-за отчаяния, безысходности и он понимает, что совершил роковую ошибку, в которой раскаивается, то он достоин сочувствия.

Преступники бывают разные, и обстоятельства, из-за которых они совершают преступления, тоже разные. Обратимся к роману Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой произведения Родион Раскольников живёт 3 года в Петербурге. Он снимает комнату, которая походит более на шкаф или гроб. Одевается Раскольников бедно и из-за проблем с деньгами бросает учебу в петербургском университете. Пытаясь найти выход из сложившегося положения, герой попадает в плен страшной идеи, которая разрешает кровь по совести. Он убивает старуху-процентщицу. Начинается следствие. Следователь Порфирий Петрович сразу понимает, что убийца- Раскольников, но следователь не видит в нем преступника, ждет, когда он явится с повинной, чтобы это смягчило его участь. Соня Мармеладова, сестра, мать, Дмитрий Разумихин поддерживают Раскольникова, помогая ему осознать весь ужас преступления, на которое он пошел. Ведь герой хоть и является надменным, необщительным, угрюмым, мрачным, но при том он добр и великодушен. Так, например, несмотря на то что у него было мало денег, он дает все свои средства семье Мармеладовых, помогая им в трудной жизненной ситуации. Еще он совершал подвиг, спасая двух маленьких детей из пожара. Список его добрых дел можно продолжить. Прочитав страницы эпилога, мы видим, что Соня Мармеладова сумела достучаться до Раскольникова, который раскаивается в содеянном. Герой не хладнокровный убийца, а совестливый человек со страдающей душой — он достоин сочувствия со стороны читателя. Ведь так и происходит. Проживая страшные месяцы жизни вместе с этим героем, мы ощущаем его боль, чувствуем симпатию к нему.

Таким образом, если человек, совершивший преступление, раскаивается в содеянном, он достоин сочувствия. Упавшему надо помочь подняться!

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Достоин ли преступник сочувствия? Наверно, каждый человек хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Но можно ли однозначно ответить на него? Ведь преступление преступлению рознь! Кто-то совершил ошибку непреднамеренно и кается, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Каждый человек может оступиться в жизни. Поэтому мне кажется, что одни преступники достойны сочувствия, а другие нет.

Размышляя над этим вопросом, не могу не вспомнить роман Достоевского «Преступление и наказание». Герой этого романа помещик Свидригайлов злой, развратный и порочный человек. И по мнению Раскольникова и его сестры Дуни, он — сладострастник и подлец.

Свидригайлов был шулером и когда-то попал в долговую тюрьму. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. А Марфа Петровна, которая любила его, выкупила его из тюрьмы и вышла за него замуж. Когда-то она помогла Свидригайлову ему даже избежать каторги за «зверское душегубство».

итоговое сочинение сочуствие

Так говорят о нём герои романа. Такие преступники как Свидригайлов, которые хладнокровно творят зверства, отдавая себе отчёт в своих поступках, не достойны ни сочувствия, ни прощения. Потому что зло у них в их натуре, они порочны и извращены от природы. А вот Сонечка, героиня этого же романа, которая пошла по «жёлтому билету», достойна сочувствия.

Мать Сони умерла, а её отец женился второй раз — на Катерине Ивановне, взяв её с тремя детьми от первого брака. А когда отец Сони остался без работы из-за пьянства, семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты. Чтобы спасти семью от голода, Соня пожертвовала собой и пошла по «жёлтому билету», то есть занялась непристойной работой- проституцией. Это является нравственным преступлением, и нарушением божьих заповедей, которым следует Сонечка. Но она пошла на это преступление, чтобы помочь семье. Сонечка, несмотря на свое положение, вызывает жалость и сочувствие.

Потому что грех не затронул её душу. Её душа чиста и непорочна. Сонечка добрая, великодушная натура и принимает страдания за других людей. Соня — прекрасный человек, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся.

Таким образом, одни преступники достойны сочувствия и прощения, а другие нет.

  • Реальные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ для 11 класса

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

(381 слово) Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.

Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?

Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.

Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения по теме: «Нужно ли быть милосердным к преступникам?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова.

Сочинение

Достаточно часто мы слышим о том, что к людям необходимо проявлять милосердие и сострадание. Даже к тем, кто совершил преступление. Ведь не нам судить их промахи и ошибки, так как от этого никто не застрахован. Чаще всего это действительно является правдой, потому что бывают ситуации, когда человек решается на преступление от безысходности. Такие люди начинают сами раскаиваться в содеянном, поэтому к ним необходимо относиться снисходительно.

Но случается и так, что человек идет на преступление осознано, преследуя при этом корыстные цели. К таким людям не может быть никакого сострадания, поскольку на преступление он отправился не от тяжелой жизни, а ради жажды наживы. Подобные примеры встречаются во многих произведениях русской и зарубежной литературы.

Хорошим примером является поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Автор рассказывает читателю о крепостном Савелии, который ежедневно сталкивался с произволом, который исходил от управляющего Фогеля. Он очень жестоко относился к людям, заставляя тех трудиться не покладая рук. Ему было безразлично, что работники устали и хотят есть. Главной его задачей было успеть вовремя закончить стройку, даже если это будет стоить жизни людей.

Подобное поведение не привело ни к чему хорошему, потому что крестьяне поняли, что больше не будут терпеть подобное обращение. Поэтому Савелий с мужиками убивают управляющего. После совершенного злодеяния их приговорили к каторге. Савелию приходилось в тюрьме терпеть бесконечные побои и унижения, потому что он постоянно пытался сбежать.

Но в отношении его следует проявить милосердие, поскольку на преступление его толкнули жизненные обстоятельства. Условия его жизни и других крестьян превратились в сущий ад, поэтому убийство было единственным выходом из сложившейся ситуации.

Второй пример показывает противоположную ситуацию, в которой не стоит проявлять к человеку милосердия и сострадания. В произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» идет речь о Кирибеевиче, который без малейшего зазрения совести начал домогаться замужнюю женщину. Данный поступок был неприемлем в обществе, ведь на Руси было не принято пытаться завладеть женщиной, которая была связана узами брака.

Своим низким поступком он позорит семью Степана и Алены. После этого он обманом вынуждает царя, чтобы тот отнесся к его поступку снисходительно. Он утаил главное – что женщина замужем. Самое страшное, что все это совершенно не огорчало Кирибеевича, поскольку он не чувствовал за собой никакой вины. Для него подобное поведение было нормальным.

Из-за этого Степан не проявляет никакого милосердия на его счет, и убил его в честном бою. Кирибеевич получил по заслугам. Его ничего не вынуждало вести себя подобным образом, поэтому и сострадания к нему проявлять не стоит.

Из этого можно сделать вывод, что проявлять милосердие к преступнику можно, но только в том случае, когда тот искренне раскаивается в содеянном и решился на преступление от безвыходности. Если же человек осознано совершает преступление и не испытывает никаких угрызений совести по этому поводу, то такому человеку не стоит сочувствовать и жалеть.

Многие согласятся, что совершивший преступление человек должен был судим по закону и не достоин сочувствия. Однако мы никогда не знаем, что толкнуло человека на то или иное деяние, поэтому должны разобраться в ситуации, прежде чем судить его. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых преступлений, поэтому вполне возможно, что преступник может заслуживать сочувствия. Но почему это происходит?

Когда речь идет о серьёзном преступлении, говорить о сочувствие странно. Однако я считаю, что бывают ситуации, когда человек оказывается заложником обстоятельств и буквально сам становится жертвой, что и толкает его на совершение того или иного преступления. В таком случае ему остается только посочувствовать.

Обратимся к литературному миру в поисках подтверждения данной точки зрения. В качестве первого примера рассмотрим роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой совершает преступление в попытках проверить собственную теорию, которую формулирует следующим вопросов: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Однако психика молодого человека расшатана — ведь он долгое время готовился к преступлению, обдумывая каждый шаг. А затем его постигли муки раскаяния и страха от осознания, что он всё-таки решился на такой поступок. К финалу книги Раскольников настолько измучен и разбит своим же собственным разумом, что еле-еле находит в себе силы жить дальше. И в данной ситуации герой может сыскать сочувствия, ведь это всего лишь оступившийся и запутавшийся в жизни человек.

Второй пример мы можем найти в произведении Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер». Один из героев, Питер Петтигрю, больше десяти лет назад предал лучших друзей, выдав их местонахождение тёмному и могущественному волшебнику. Их убивают, а Питер остается безнаказанным. По сути своей, это мерзкий и низкий поступок, однако стоит более детально разобраться в мотивах. Питер с детства привык быть в тени лучших друзей, ведь он не самый умный, не самый быстрый, и вообще во всем проигрывает им.

Он всю жизнь терпит насмешки, что делает его озлобленным и обиженным на весь мир ребенком в костюме взрослого. И когда на его пути появляется могущественный покровитель, обещающий власть, Питер дает слабину и соглашается. Никто не может оправдать поступок героя, но вместе с этим он все же заслуживает сочувствия — ведь жестоким его сделала жизнь и сами люди.

Рассмотрев два непохожих примера, мы все же приходим к единому выводу: преступник может заслужить сочувствие, ведь не все совершают зло ради удовольствия. Некоторых толкает на преступление обида или крайне несчастливая судьба. Безусловно, это не дает право творить жестокость и наносить вред другим людям, однако такие люди тоже заслуживают человеческого отношения и сочувствия.

Итоговое сочинение: Нужно ли быть милосердным к преступникам?

На чтение 3 мин Просмотров 44

Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.

Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?

Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Истинное и ложное Милосердие и cострадание в произведении (Достоевский Ф. М.)

На мой взгляд, сострадание – это умение оказать поддержку, разделить горести и печали нуждающегося в этом человека. Оно помогает пережить трудные моменты, а порой и спасает жизнь . Важно уметь пользоваться этим качеством, ведь в нем заключается человечность и гуманизм, без которых жизнь человека была бы под угрозой.

Многие писатели затрагивали эту проблему в своих произведениях. Не исключением стал роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников – нищий студент, который недоволен своим положением в обществе.

Его угнетает неравенство между богатыми и бедными. Находясь под давлением постоянных проблем, Родион страдает. Он желает лучшей жизни, поэтому создает теорию, которая, по его мнению, дает ему право лишать людей жизни. Принять деньги от сестры он не в силах, ведь ради этого Дуняша хочет заключить брак по расчету. Для Раскольникова единственным выходом становится преступление. Главный герой зверски убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету, с еще неродившимся ребенком.

Давайте представим, если бы нашелся человек, способный понять и разделить тяготы судьбы Раскольникова, то совершилось бы преступление? Я считаю, что нет.

Поддержка и сострадание способны снять с человека оковы безысходности. Это требовалось Родиону, но, увы, до убийства оказать ему помощь никто не смог.

После преступления, Раскольников понимает несостоятельность своей теории. Муки и угрызения совести становятся хуже любого наказания. Нормально жить с таким грузом на душе практически невозможно. Духовно возродиться герою помогает Сонечка Мармеладова, девушка с «желтым» билетом, но с невероятно чистой, неиспорченной душой. Она всем сердцем желает помочь Родиону. В эпизоде, где Раскольников признается ей в совершении преступления, Соня не осуждает его за грех, а сострадает ему, призывает к всенародному покаянию.

Она заставляет студента молиться, чтобы очиститься перед Богом. Признание народу дает Раскольникову шанс на новую жизнь. Он испытывает облегчение и готов понести наказание.

Соня видела в Родионе, в первую очередь человека, а уже потом преступника. Она, действительно, умела сострадать и этим спасла студента.

Я считаю, что уметь сострадать – это быть человеком и относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. А это так важно в нашем мире.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Истинное и ложное сострадание в романе «Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Многие русские писатели, создавая свои произве­дения, рассматривали в них насущные проблемы со­временности, обличая пороки своего времени. Каж­дая эпоха знаменовалась новой плеядой вопросов ос­мыслению которых посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей. С развитием об­щества происходило и развитие литературы, меня­лись злободневные темы, перед творческими людьми вставали новые задачи, но неизменной, пожалуй во все века и времена оставалась одна тема — обличение социальной несправедливости, защита достоинства «маленького человека». Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в произведениях Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против со­циальной и нравственной униженности личности со­пряжен с поиском силы, которая могла бы вывести че­ловека из духовного и социального кризиса, из рас­четливого мира наживы в противостоящий ему мир доброты и правды.

Людские страдания, несправедливость, царящие в мире, подвигли писателя на поиск различных путей спасения человечества, но Достоевский однозначно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет право одного человека вторгаться в судьбы других людей, вершить их по сво­ему усмотрению, благой целью оправдывать недозво­ленные средства. Всеобщее счастье, в основу которого положены жертвы отдельных людей, по мнению ве­ликого писателя, то же зло, облагороженное высоки­ми словами. Мысль о недопустимости этого «блага» в полной мере раскрыта великим писателем в романе о «бедном» студенте Раскольникове. Ведь главный ге­рой романа оправдывает свое преступление — убийст­во, состраданием ко всем «униженным и оскорблен­ным», разрешающим ему «кровь по совести». Но так ли это? Что такое сострадание? Co-страдать, значит «страдать вместе». А страдания Раскольникова на­правлены исключительно вглубь себя. То, что он ис­пытывает, можно назвать скорее сочувствием. Мысль об убийстве созревала в его голове постепенно. За пол­года до описываемых в романе событий Раскольников пишет статью «О преступлении», где «рассматривал психологическое состояние преступника в продолже­ние всего хода преступления», и вместе с этим затро­нул вопрос о таком преступлении, которое разрешает­ся по совести, и потому не является преступлением как таковым. В дальнейшем он создает теорию о двух разрядах людей: «тварях дрожащих» и «право имею­щих». И, естественно, задается вопросом о собствен­ной принадлежности к той или иной категории. Вот он — мотив убийства. Но никто не сознает себя пре­ступником. Каждый — борец и страдалец за правду. По этому же пути идет и Раскольников. Сначала он и от самого себя скрывает неправоту своих целей, убеж­дая себя в том, что убивает только для того, чтобы «по­святить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Но он с самого начала предчувствует свой самообман. «Свою собственную казуистику вы­думываем, у иезуитов научимся. убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели», — так он говорит о решении сестры выйти замуж за Лужи­на, но эти слова можно отнести и к его собственному внутреннему состоянию. Слова, услышанные в трак­тире о том, что «десятки семейств, спасенных от ни­щеты, от разложения, от гибели» стоят того, чтобы убить и ограбить «ничтожную, злую старушонку», воспринимаются им как спасение, как оправдание его ужасного замысла. «Я лгать в этом не хотел даже себе. »,но все же он «лжет». Одну цель — «самоут­верждение» он пытается заменить другой — «всеоб­щее счастье». «Я сам хотел добра людям», — говорит Раскольников Дуне. «Я для себя убил, для себя одно­го», — признается он Соне. И этот самообман лишь усиливает последующие страдания героя. «Страдать вместе», но Раскольников «словно ножницами отре­зал себя от всего и всех», противопоставив всем ос­тальным. И страдания его больше из-за того, что он не смог переступить через себя, что «тварь он дрожа­щая». Хотя убеждает себя в том, что страдания пре­ступника — это непременный признак его правоты и величия.

Полной противоположностью Раскольникову яв­ляется Соня Мармеладова. именно она, по замыслу автора, является воплощением истинного милосер­дия и сострадания. Пытаясь спасти от голодной смер­ти свою семью, она выходит на улицу продавать собст­венное тело. Воспитанная по христианским запове­дям, она осознает, что совершая подобный грех, обрекает свою душу на вечные мучения. Но сострада­ние голодным детям, больной мачехе, несчастному отцу оказывается сильнее стремления спасти свою душу. При этом Сонечка остается верна своим убежде­ниям, сохраняя бесконечное человеколюбие, веру в себя и в людей. «Ты тоже переступила. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!). », — говорит ей Раскольников. Но и сам чув­ствует, что не «все равно». Она — ради других, а он — ради себя. Ее «преступление» не коснулось ее души. По сути Сонино «преступление» — это подвиг, в то время как Раскольников хочет выдать за «подвиг» свое преступление. Соня тяжело переживает свое па­дение, посещают ее и мысли о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора. Но образы голодных, беспомощных детей заставляют забыть о своем стра­дании.

Так же самоотверженно бросается Сонечка спасать душу Раскольникова. В ней нет осуждения его зло­деянию, безграничное милосердие проявляется в ней по отношению к его нравственным страданиям. И здесь-то как раз уместно вспомнить о том, что состра­дать, значит «страдать вместе». Соня искренне стра­дает вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее стараниям Раскольников приходит к мысли о несостоятельности своей теории. Именно Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души. В эпилоге Раскольников пре­клоняет колени перед девушкой: «. он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся су­ществом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!». Ни одна теория в мире не способна побе­дить истинное милосердие и сострадание человече­ское. Именно на этом стоит вся жизнь.

5litra.ru

Краткая биография

Сонечка Мармеладова родилась в бедной семье. Мать умерла, когда она была совсем ребенком. Отец девочки, Семен Захарович, любил выпить, что мешало ему зарабатывать деньги для семьи. Мармеладовы жили в глубинке, но переезд в Санкт-Петербург не изменил их материальное положение.

Семен женился во второй раз на Катерине Ивановне. В семье появилось еще трое детей. После смерти главы семейства финансовый статус Мармеладовых упал еще ниже. Сонечка могла бросить мачеху, так как она ей была чужой. Но девушка решает помочь Катерине и ее детям.

Добрые поступки Сони Мармеладовой происходят из-за ее чувства бескорыстия. Она не преследовала никакой выгоды и стала проституткой из желания помочь семье. В душе девушка считает себя великой грешницей. Ее переполняют доброта и великодушие, которые заставляют не задумываться о собственном комфорте. Основные качества Сони:

  • скромность;
  • покорность;
  • кротость.

В беседе с Раскольниковым девушка говорит, что не ей выступать вершителем судеб, поскольку это дело Бога. В произведении Достоевского она стала образцом самопожертвования.

Проблема милосердия.. По Ф.М.Достоевскому..

Сочинение по тексту:

Федор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, прославившийся своими произведениями о человеческой жизни, в своем тексте поднимает проблему милосердия.

Эта тема остается актуальной на протяжении многих столетий. Особенно сейчас, в век лживых чувств и лицемерия, она становится наиболее популярной и наболевшей.

В своем тексте Ф.М.Достоевский рассказывает о воспоминаниях одного каторжника. По словам писателя, мужчина, будучи в тюрьме в Сибири, недолюбливал своих сокамерников, считал их черствыми и жестокими людьми. Однако, все его предположения развеялись после того, как он вспомнил об одном старичке из своего детства, Марее, который однажды помог ему справиться с боязнью волков. По словам Ф.М.Достоевского, лицо Марея, совершенно незнакомое мальчику, было по-матерински теплым и безмятежным. Это и успокоило его. Вспомнив ту историю, мужчина предположил, что и его сокамерники могут быть такими же добрыми и искренними людьми.

Автор считает, что сострадать и сочувствовать способны люди, у которых есть сердце, неважно, насколько образован и воспитан человек.

Я полностью согласна с мнением автора. Да, действительно, порой помощь и понимание приходит от тех, кто кажется совершенно далеким и чужим.

В произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» мы встречаемся с Соней Мармеладовой, девушкой, перевернувшей мировоззрение Родиона Раскольникова. Девушка была из очень бедной семьи, ей даже пришлось торговать собой для того, чтобы прокормить свою семью, но ее внутренний мир был очень богат, полон жизни и позитива. Она терпела все насмешки со стороны и молча помогала таким же бедным, как и она сама. Эта девушка достойна уважения за её добродушие и мягкий характер.

Герой романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин, напротив, обладал красивой внешностью, но черствой и гнилой душой. Без всякого сожаления он разбивал сердца людям, которые ему доверились. Ему казалось, что это будет длиться вечно, но он ошибался. За каждым поступок приходится платить.

Хочется закончить свое сочинение словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Главное -жить, главное — любить, главное – верить», а значение этих слов каждый понимает по-своему.

Текст Ф.М.Достоевского: Неполный..

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

vopvet.ru

Отношения с Раскольниковым

Доброта Мармеладовой особенно ярко проявляется в ее взаимодействии с Родионом. Когда Соня узнала, что он убийца, она не отвернулась от него. Девушка приходит к нему в тюрьму, общается с ним и поддерживает. Свидригайлов оставил ей немного денег, на них она отправляется за Раскольниковым в Сибирь. Каторжники считают ее святой и уважительно к ней относятся.

Соня хочет, чтобы Родиону стало лучше, она готова поддерживать его на протяжении всего пути. Хорошо героиня воспринимает и других заключенных. Проявление доброты Мармеладовой — это ее вера в то, что каждый может очиститься и исправиться.

Соня видит душевную красоту в любом человеке. Девушка не считает себя особо святой, так как в жизни успела сделать много плохого, поэтому она избрала своей ролью служение другим людям.

Школьное сочинение

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра — спасение души», — гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. «. герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное — власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником. » О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества — милосердие и сострадание.

www.ukrlib.com.ua

Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.

Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?

Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Может ли цивилизация существовать без прогресса?

Следующая

СочиненияСочинение: Природа в повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)

  • Нужно ли быть милосердным к преступникам итоговое сочинение вступление
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам декабрьское сочинение
  • Нужно ли быть верным своей мечте сочинение
  • Нужно ли бороться со своими комплексами сочинение рассуждение 10 предложений