Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями. Данное сочинение подходит для направления человек путешествующий: дорога в жизни человека.
-
Все аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 1 декабря 2021 год
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
Каждый человек безостановочно идет по собственному жизненному пути, порой даже не замечая, с какой скоростью проходит его жизнь. Оглядываться на пройденную дорогу необходимо для того, чтобы человек мог увидеть, по правильному ли пути он идет, чтобы он мог осознать свои ошибки и предотвратить их в дальнейшем. Смотря на прожитые годы, человек делает определенные выводы, которые помогают ему жить дальше.
О необходимости оглядываться на пройденную дорогу рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
Композиционной особенностью рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» является прием «рассказа в рассказе». Первоначальным рассказчиком является Григорий Емельянович Мерцалов, который повествует об одном случае из жизни его семьи. Герой вспоминает, как он и его брат Володя шли предрождественским вечером по городу, любуясь красочными витринами, не имея возможности даже нормально питаться. Уже будучи взрослым человеком, Григорий Мерцалов вспоминает времена, когда ему было 10 лет, когда его семья находилась в по-настоящему бедственном положении, проживая в подземелье и не имея денежных средств ни на пропитание, ни на лекарства болеющей Машутке. Воспоминания о трагичном детстве, когда уже в десятилетнем возрасте Грише пришлось повзрослеть, помогают ему во взрослом возрасте ценить то, что у него есть. Занимая крупную должность в банке, Григорий Мерцалов помнит то, что было раньше, и это не может не помогать ему двигаться дальше. Чтобы добиваться успехов в жизни, необходимо помнить те трудности, которые человек испытывал ранее. Вспоминая доктора Пирогова, который неравнодушно отнесся к проблемам Мерцаловых, осмотрев Машутку, выписав ей рецепт, поделившись материальными средствами и дав совет никогда не падать духом, Григорий Мерцалов благодарит его за доброту и милосердие, которые не могли не повлиять на становление личности героя.
Проблема необходимости оглядываться на пройденную дорогу поднимается также в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». В повествовании отмечается, что главный герой жил больше ста лет, чем мог похвастаться далеко не каждый водный обитатель. Однако полноценной жизнью существование премудрого пискаря назвать нельзя, все сто лет он «сидел и дрожал». У него не было ни работы, ни семьи, ни друзей, все свое время премудрый пискарь проводил в крошечной норе, из которой он выбирался только для того, чтобы найти себе пищу. Только перед смертью премудрый пискарь решил ответить на вопросы «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?». Лишь тогда премудрый пискарь понял, что его жизнь, хоть и долгая, пуста и бессмысленна. Если бы главный герой раньше оглянулся на проходящие годы, он бы раньше понял свою ошибку и, вероятно, смог бы жить полноценно, отказавшись от пустого образа жизни, но из-за того что премудрый пискарь никогда за все время своего существования не оглядывался назад, ему не удалось осознать ошибочность своего образа жизни.
Таким образом, оглядываться на пройденную дорогу человеку необходимо, поскольку так человек осознает правильность или неправильность своего существования, видя совершенные ошибки и делая все возможное, чтобы не повторять их в дальнейшем.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №2
Пройденный путь имеет большое значение в жизни каждого. Человек на протяжении всей своей жизни делает какой-то выбор, совершает ошибки, исправляет их. И каждый раз, попадая в такую ситуацию выбора, мы смотрим на себя в прошлом, анализируем свои поступки. Люди делают это, чтобы не повторить ошибок, совершенных ранее. Воспоминания о прошлом помогают человеку определить его дальнейшие действия и путь. Так в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается путь и становление личности Петра Гринёва. Когда Петру было шестнадцать лет, отец решил отправить его на службу в Оренбург. Гринев был ещё молод, глуп, безответственен, из-за отсутствия опыта он в первый же день своей самостоятельной жизни сильно напился, проиграл в карты большую сумму денег и сильно обидел Савельича своим поведением. На следующий день Петру стало стыдно за себя, он понял, что такие развлечения являются безответственными и несут серьёзные последствия, и больше Гринев не будет позволять себе такого. Этот случай послужил ему большим уроком, и в будущем таких ошибок он уже не совершал.
Более масштабно обдумывает свои поступки главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Пугающая теория Раскольникова была вызвана его аморальными чертами характера: высокомерие, гордыня, завышенное мнение о себе и своих возможностях. Ради подтверждения своих убеждений, он убивает старуху процентщицу и её сестру Лизавету, и думает, что таким образом облегчит жизнь окружающим. Совершив убийство, герой понимает, что переоценил себя. Раскольников начинает сходить с ума, он не может спокойно спать, но Родион всё ещё убеждён в правильности своей теории. Моментально Раскольников получает наказание, его мучает совесть и терзают сомнения. Всё-таки он признается в преступлении, и только в ссылке, переосмысливая свои идеи и убеждения, студент осознает, что совершил ошибку и начинает каяться. Именно анализирование своего прошлого и поддержка Сони Мармеладовой помогают Раскольникову «переродиться» и встать на верный путь.
Таким образом, каждый человек должен оглядываться на свой пройденный путь, ведь понимание ошибок прошлого даёт возможность человеку изменить свою дальнейшую жизнь, мировоззрение, убеждения, и в итоге сделать себя лучше.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №3
Жизнь человека состоит из череды взаимосвязанных событий. Воспоминания о пережитых днях помогают по-новому взглянуть на себя нынешнего, обнаружить связь явлений. Иногда человек оказывается на перепутье и останавливается, чтобы решить, что делать дальше. Воспоминания о прошлом помогают ему определить дальнейший путь. Кому-то прошлое дает подсказки, кто-то плывет дальше по течению, не сопротивляясь обстоятельствам. В качестве доказательств я возьму примеры из художественной литературы.
Главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринев вспоминает о своей юности, которая совпала с царствованием Екатерины Великой и восстанием Пугачева. Детство Петруши прошло в играх с дворовыми мальчишками. Русской грамоте его обучил дядька Савельич. Выписывали ему и французского учителя, но прогнали с позором. Гринев вспоминает события прошлого, не пытаясь ничего приукрасить. Особое значение имеют допущенные им ошибки, потому что они сильно повлияли на формирование его характера. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его служить в армию. В первый же день вольной жизни юноша напился вина, проиграл в карты крупную сумму денег, обидел Савельича. Даже в зрелом возрасте ему стыдно за то, как началась его взрослая жизнь. Этот случай послужил ему большим уроком. Больше Гринев не позволял себе такого поведения. Можно предположить, что ему еще не раз приходилось попадать в такую ситуацию, но он, помня о том, как ему было стыдно, поступал правильно. Из этого я делаю вывод, что оглядываться назад обязательно нужно, чтобы принимать правильные решения в настоящем.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» всю жизнь оглядывается назад, чувствуя ответственность и вину перед своей учительницей Лидией Михайловной. Встреча с ней оказала на него большое влияние, и он нес ответственность перед ней за свою жизнь. Она помогла ему, поверила в него, он не мог ее обмануть ее надежд. Детство у героя было тяжелое, голодное. Об этом узнала Лидия Михайловна и решила ему помочь. Учительница прислала ему посылку, но мальчик понял, что это от нее. Он оскорбился этой подачкой и все высказал учительнице. Тогда она нашла другой способ и стала приглашать его домой на дополнительные занятия французским. Она пыталась угощать его, но он отказывался. Единственным способом оказалась игра на деньги, за которой их застал директор школы. Лидия Михайловна спасла от голода ученика, но сама потеряла работу. Ее метод директор признал непедагогичным. Рассказчик же запомнил ее доброту на всю жизнь. Урок доброты и отзывчивости, который преподала ему учительница, оказался важнее французского. Учительница смогла разглядеть в деревенском мальчике хорошего, талантливого человека. Она оказалась неравнодушным человеком и не смогла пройти мимо чужой беды. Это то, чему она смогла научить подростка. Нужно оглядываться назад, чтобы помнить такие уроки и дарить людям тепло своей души.
Человек должен постоянно двигаться вперед и не забывать о том, что с ним было в прошлом. Иногда мы совершаем поступки, которые потом вызывают чувства стыда. Не нужно сожалеть о прошлом и терзаться чувством вины. То, что происходило с ними в прошлой жизни, обогащает нас жизненным опытом. Опыт наделяет нас мудростью, умением обходить опасные ситуации, решать сложные задачи. Пройденный путь формирует нашу личность, закаляет характер. Умение оглядываться назад, делать выводы из прошлых ошибок является ценным качеством характера. Оно помогает осознавать себя, свое место в этом мире, более ясно представлять свое будущее.
Пример итогового сочинения ЕГЭ №4
Каждый из нас хоть раз задумывался о своём прошлом. Хорошие воспоминания дарят нам приятные эмоции, а плохие — наоборот, отрицательные. Дурной опыт, полученный в прошлом, может негативно влиять на наше поведение в настоящем, корректировать наш курс движения по жизни, причём не всегда в ту сторону, в которую мы стремимся.
Но не следует думать, что позитивные впечатления не лишены недостатков: порой они бывают настолько хороши, что могут отвлекать от настоящего, заставляя жить прошлым. Поэтому я считаю, что, безусловно, важно оглядываться на пройденный путь, идя вперёд по жизни, однако ни в коем случае нельзя зацикливаться на воспоминаниях, вне зависимости от того, хорошие они или плохие.
Чтобы не быть голословной, я бы хотела обратиться к произведениям художественной литературы. В книге «Короли Жути» Николаса Имса главный герой, Клэй, утешая друга, цитирует свою жену: «Копить сожаления – все равно что таскать в кармане пригоршню горящих углей: и пользы никакой, и жжется больно». Афоризм, безусловно, заслуживает внимания.
Действительно, печальные воспоминания, сожаления о былом не могут помочь человеку, если они морально ранят его. Чересчур травмирующий опыт, о котором человек не может забыть, тормозят движение человека по жизни, как это случилось с Гэбом, героем «Королей Жути». Поэтому я считаю, что постоянно думать о былых неудачах — плохая идея.
Другой пример — Катерина Ивановна Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского. Она живёт памятью о счастливой молодости, в которой она «с шалью танцевала при губернаторе», возвращаясь из них лишь затем, чтобы посетовать, как всё плохо сейчас. Да, её быт в настоящем ужасен, но Катерину Ивановну всё ещё окружают любимые дети. Она могла бы утешиться этим фактом, но предпочла жить счастливым прошлым. Поэтому мы можем сделать вывод, что зацикливаться на хороших воспоминаниях ничуть не лучше, чем убиваться по плохим.
Оба этих примера подводят нас к признанию правильности моей позиции. Разумеется, каждый человек порой вспоминает прошедшее, однако нельзя «оставаться в нём», забывая о текущих событиях. В заключение я хотела бы вспомнить фразу из популярного мультфильма «Кунг-Фу Панда»: «Прошлое — забыто, будущее — закрыто, настоящее — даровано. Именно поэтому оно и зовётся настоящим».
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Итоговое сочинение: Важно ли, идя по жизни вперед, оглядываться на пройденный путь?
На чтение 4 мин Просмотров 28.5к.
Обновлено 18 октября, 2020
Итоговое сочинение на тему «Важно ли, идя по жизни вперед, оглядываться на пройденный путь?» содержит размышления о том, что взгляд назад помогает переосмыслить прошлое и задуматься о будущем.
Вариант 1
Жизнь человека состоит из череды взаимосвязанных событий. Воспоминания о пережитых днях помогают по-новому взглянуть на себя нынешнего, обнаружить связь явлений. Иногда человек оказывается на перепутье и останавливается, чтобы решить, что делать дальше. Воспоминания о прошлом помогают ему определить дальнейший путь. Кому-то прошлое дает подсказки, кто-то плывет дальше по течению, не сопротивляясь обстоятельствам. В качестве доказательств я возьму примеры из художественной литературы.
Главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринев вспоминает о своей юности, которая совпала с царствованием Екатерины Великой и восстанием Пугачева. Детство Петруши прошло в играх с дворовыми мальчишками. Русской грамоте его обучил дядька Савельич. Выписывали ему и французского учителя, но прогнали с позором. Гринев вспоминает события прошлого, не пытаясь ничего приукрасить. Особое значение имеют допущенные им ошибки, потому что они сильно повлияли на формирование его характера. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его служить в армию. В первый же день вольной жизни юноша напился вина, проиграл в карты крупную сумму денег, обидел Савельича. Даже в зрелом возрасте ему стыдно за то, как началась его взрослая жизнь. Этот случай послужил ему большим уроком. Больше Гринев не позволял себе такого поведения. Можно предположить, что ему еще не раз приходилось попадать в такую ситуацию, но он, помня о том, как ему было стыдно, поступал правильно. Из этого я делаю вывод, что оглядываться назад обязательно нужно, чтобы принимать правильные решения в настоящем.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» всю жизнь оглядывается назад, чувствуя ответственность и вину перед своей учительницей Лидией Михайловной. Встреча с ней оказала на него большое влияние, и он нес ответственность перед ней за свою жизнь. Она помогла ему, поверила в него, он не мог ее обмануть ее надежд. Детство у героя было тяжелое, голодное. Об этом узнала Лидия Михайловна и решила ему помочь. Учительница прислала ему посылку, но мальчик понял, что это от нее. Он оскорбился этой подачкой и все высказал учительнице. Тогда она нашла другой способ и стала приглашать его домой на дополнительные занятия французским. Она пыталась угощать его, но он отказывался. Единственным способом оказалась игра на деньги, за которой их застал директор школы. Лидия Михайловна спасла от голода ученика, но сама потеряла работу. Ее метод директор признал непедагогичным. Рассказчик же запомнил ее доброту на всю жизнь. Урок доброты и отзывчивости, который преподала ему учительница, оказался важнее французского. Учительница смогла разглядеть в деревенском мальчике хорошего, талантливого человека. Она оказалась неравнодушным человеком и не смогла пройти мимо чужой беды. Это то, чему она смогла научить подростка. Нужно оглядываться назад, чтобы помнить такие уроки и дарить людям тепло своей души.
Человек должен постоянно двигаться вперед и не забывать о том, что с ним было в прошлом. Иногда мы совершаем поступки, которые потом вызывают чувства стыда. Не нужно сожалеть о прошлом и терзаться чувством вины. То, что происходило с ними в прошлой жизни, обогащает нас жизненным опытом. Опыт наделяет нас мудростью, умением обходить опасные ситуации, решать сложные задачи. Пройденный путь формирует нашу личность, закаляет характер. Умение оглядываться назад, делать выводы из прошлых ошибок является ценным качеством характера. Оно помогает осознавать себя, свое место в этом мире, более ясно представлять свое будущее.
Дополнительные аргументы
Уважаемые выпускники! Когда вы будете писать собственные сочинения по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», попытайтесь воспользоваться и другими аргументами, которые вы найдете на нашем сайте.
Лариса Зотова
Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!
Оцените автора
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
(383 слова) Многие из нас стремятся забыть свои ошибки и проколы, чтобы сохранить высокую самооценку и пребывать в радужных иллюзиях. Но крайне важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь, чтобы извлечь полезные уроки и исправиться. Наступая на грабли вновь и вновь, мы не развиваемся. Память о пережитом стимулирует личностный рост. Это доказывают многие жизненные ситуации, описанные в книгах.
Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в разговоре с Верой вспоминал о своей личной жизни, из которой извлек важные уроки. Будучи молодым и наивным, он женился на девушке, ангельская внешность которой его пленила. Он не удосужился узнать ее получше и присмотреться, поэтому все недостатки партии он увидел уже в браке, когда было поздно что-либо изменить. Супруга оказалась транжирой, ветреницей, неряхой. Она требовала только денег и развлечений. Устав ждать мужа из похода, она начала отношения с артистом и сбежала с ним из дома. Тот вскоре бросил «возлюбленную», она осталась без гроша и вернулась к супругу. Но Аносов на уверения и слезы не поддался. Он назначил беглянке скромный пансион и отдалил от себя. Пережитый опыт позволил ему сделать выводы об этой женщине и не стать жертвой обмана во второй раз. Теперь Аносов гораздо яснее представлял себе, что такое любовь.
Не менее важные выводы для себя сделала Кити Щербацкая в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Главная героиня была очень сильно влюблена в красивого и эффектного офицера Вронского. Он был представителем светской молодежи и довольно легкомысленно относился к чувствам девушки. Да, она ему нравилась, но жениться он не спешил, отдавая должное доступным холостяку удовольствиям. Кити было очень больно, когда Алексей увлекся Анной и забыл о ней. Героиня не понимала, как жить дальше, кому верить? Ей казалось, что земля ушла из-под ног. Пережив горе и разочарование, героиня стала сильнее и мудрее. Она уже не так ценила внешний лоск и приятные ухаживания. Теперь ее интересовали глубокие и постоянные чувства, которые готов был дать Константин Левин — человек основательный и надежный. Она вышла за него замуж и была счастлива. Первый опыт показал ей, на что следует обращать внимание в выборе партнера, и Кити использовала эти знания на практике, что обеспечило успех.
Конечно, важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь. Память о прошлом учит нас обходить опасные места и находить новые возможности. Каждый получает тот опыт, который позволяет приспособиться к реальности и извлечь свою выгоду из мудрости, накопленной с годами.
Многие из нас стремятся забыть свои ошибки и проколы, чтобы сохранить высокую самооценку и пребывать в радужных иллюзиях. Но крайне важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь, чтобы извлечь полезные уроки и исправиться. Наступая на грабли вновь и вновь, мы не развиваемся. Память о пережитом стимулирует личностный рост. Это доказывают многие жизненные ситуации, описанные в книгах.
Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в разговоре с Верой вспоминал о своей личной жизни, из которой извлек важные уроки. Будучи молодым и наивным, он женился на девушке, ангельская внешность которой его пленила. Он не удосужился узнать ее получше и присмотреться, поэтому все недостатки партии он увидел уже в браке, когда было поздно что-либо изменить. Супруга оказалась транжирой, ветреницей, неряхой. Она требовала только денег и развлечений. Устав ждать мужа из похода, она начала отношения с артистом и сбежала с ним из дома. Тот вскоре бросил «возлюбленную», она осталась без гроша и вернулась к супругу. Но Аносов на уверения и слезы не поддался. Он назначил беглянке скромный пансион и отдалил от себя. Пережитый опыт позволил ему сделать выводы об этой женщине и не стать жертвой обмана во второй раз. Теперь Аносов гораздо яснее представлял себе, что такое любовь.
Не менее важные выводы для себя сделала Кити Щербацкая в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Главная героиня была очень сильно влюблена в красивого и эффектного офицера Вронского. Он был представителем светской молодежи и довольно легкомысленно относился к чувствам девушки. Да, она ему нравилась, но жениться он не спешил, отдавая должное доступным холостяку удовольствиям. Кити было очень больно, когда Алексей увлекся Анной и забыл о ней. Героиня не понимала, как жить дальше, кому верить? Ей казалось, что земля ушла из-под ног. Пережив горе и разочарование, героиня стала сильнее и мудрее. Она уже не так ценила внешний лоск и приятные ухаживания. Теперь ее интересовали глубокие и постоянные чувства, которые готов был дать Константин Левин — человек основательный и надежный. Она вышла за него замуж и была счастлива. Первый опыт показал ей, на что следует обращать внимание в выборе партнера, и Кити использовала эти знания на практике, что обеспечило успех.
Конечно, важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь. Память о прошлом учит нас обходить опасные места и находить новые возможности. Каждый получает тот опыт, который позволяет приспособиться к реальности и извлечь свою выгоду из мудрости, накопленной с годами.
Предыдущая
СочиненияИтоговое сочинение: На пути к благородной цели все ли средства хороши?
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: К чему может привести человека болезненное самолюбие?
Подборка по базе: проектиров разг-ра о важном.docx, Разговор о важном 3 класс.docx, Разговор о важном.docx, Разговоры о важном 4 ноября.docx, КТП Разг. о важном 2 класс.docx, письмо разговоры о важном с приложением.docx, Сценарий классного часа _День матери_ 8-9 класс (Разговоры о важ, Итоговая аттестация «Разговоры о важном»_ система работы классно, практическая работа № 1 к курсам _ Разговор о важном_.doc, _Разговоры о важном 6-9 классы (1).docx
Важно ли оглядываться назад, идя вперед по жизни?
Очень важно, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь, чтобы не повторять совершённых ошибок, ведь человек получает большой жизненный опыт, учится на ошибках. Каждый может совершить неверный поступок, потому что невозможно прожить жизнь по-другому. В классической литературе есть немало примеров, где герой осознаёт свои ошибки, пусть даже и не сразу.
В пример можно привести роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершает большую ошибку – …он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. После преступления Раскольников уверен, что поступил по совести, поступил верно. Он считает, что этим убийством облегчил страдания многим людям. Однако уверенность в правильности своего поступка постепенно исчезает. Родиона начинает мучить совесть. Ему всё чаще снятся кошмарные сны, в которых он видит события, связанные с преступлением. Одним из таких снов является сон, в котором герой видит себя маленьким ребёнком. На прогулке со своим отцом Родион видит такую картину, где пьяные мужики до смерти забивают бедную лошадь. Маленький Родион плачет, просит отца, чтобы мужики не делали этого, не убивали лошадь. Из этого сна можно понять, что Раскольников начал сожалеть о содеянном, в нём есть чувство жалости и сострадания к людям. Родион всё-таки идёт в контору и признаётся в совершённом преступлении, ему дают восемь лет каторги. И только там он по-настоящему понимает, что он совсем не убийца и что совершил огромную ошибку. Каторга приносит Раскольникову очистительные страдания. Таким образом, главный герой Родион Раскольников, в конце концов, осознаёт свои действия, доходит до смысла человеческой жизни.
Осознание ошибок также важно для того, чтобы не сбиться с выбранного пути, ведь каждый человек хочет прожить жизнь так, чтобы в будущем не жалеть о содеянном. В пример можно привести рассказ А. П. Чехова «Ионыч». В начале рассказа мы видим молодого земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева. С течением времени герой меняется: он толстеет, становится жадным, необщительным. Большое влияние на эти изменения оказала семья Туркиных. Появившись первый раз в их доме, доктор очаровывает молодая девушка Катя. Он делает ей предложение, но получает отказ. Спустя несколько лет изменившийся Старцев вновь появляется у Туркиных, но уже не испытывает восхищения этой семьёй. Доктор не испытывает чувств к Кате таких, как прежде. Он понимает, что его интересуют только деньги. Он не жалеет о том, что с ним произошли такие изменения, напротив, он считает, что проживает жизнь так, как надо.
Итак, каждому человеку требуется время, чтобы понять свои ошибки, но именно осознание этих ошибок очень важно, ведь оно способно переоценить взгляды человека, поменять его внутренний мир.
Трудно ли жить в эпоху перемен?
Время перемен – это черта, которая разделяет прошлое и настоящее, старое и новое, вчера и завтра. На смену старым вещам, взглядам, принципам и моральным устоям приходят новые. С первого взгляда новый этап в жизни – это хорошо, но если вдуматься, то можно разглядеть и отрицательные стороны. Люди привыкли к своему привычному образу жизни, и им сложно резко перестроиться на другой лад, оставив все в прошлом. Всегда то, к чему привык человек, кажется безопасным и стабильным. Нет уверенности, что новое не принесет в жизнь разочарование и горе. Именно поэтому жить в эпоху перемен достаточно трудно. Только сильные и уверенные люди могут с достоинством пережить эпоху перемен и сделать шаг навстречу будущему. Многие русские писатели затрагивали в своих произведениях проблему поведения человека в эпоху перемен.
А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» столкнул «век нынешний» и «век минувший». Чацкий считал, что нужно уходить от крепостного права и переходить к новому устройству государства. Ему не по душе было наблюдать за чинопочитанием, лицемерием, глупостью и необразованностью, которое царило в Фамусовском обществе. Противоположная сторона, наоборот, придерживалась взглядов оставить все как есть и ничего не менять. Дворяне, которые привыкли к старым порядкам, противились переменам и желали извлекать выгоду из своего социального положения. Им сложно было оставить привычный образ жизни и измениться. Одни хотели свергнуть несправедливость между дворянами и крепостными, а другие желали продолжать извлекать личную выгоду, не пытаясь изменить свой привычный образ жизни.
Таким образом, комедия «Горе от ума» ярко выражает не только конфликт между прошлым и будущим, но и раскрывает проблему неготовности изменить собственную жизнь. Так, А. С. Грибоедов показывал, что сделать выбор в пользу будущего могли лишь достойные и благородные люди.
А. П. Чехов в произведении «Вишневый сад» описывал проблему перемен в жизни общества. Дворяне, которые привыкли к беззаботной жизни посредством получения доходов от крепостных, совсем были не готовы подстраиваться под новые условия. Семья Раневских оказалась в больших долгах, с которыми не способны расплатиться. Они разорились и фамильное наследство вместе с вишневым садом должны были продать за долги. Члены семьи привыкли к красивой жизни и не готовы принимать подобные перемены. Лопахин предложил отдать имение под дачи, но семья не смогла расстаться с прошлым. Любовь Раневская, отказавшись от возможности расплатиться с долгами, потеряла все, что у нее было.
Таким образом, мы видим, что герои драмы «Вишневый сад» не смогли изменить привычный уклад и остались ни с чем. Несмотря на бессилие противостоять грядущим изменениям, главные герои между прошлым и будущим выбрали прошлое.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в эпоху перемен люди оказываются перед сложным выбором: изменить свою нынешнюю жизнь или придерживаться прошлого. Ввиду того, что нет гарантий на спокойную жизнь, которая будет удовлетворять потребности и желания, не каждый человек способен с достоинством пройти все испытания в эпоху перемен.
Остановись мгновенье, ты прекрасно
«Остановись мгновенье, ты прекрасно», — эти слова Фауста, героя трагедии Гёте, повторяют избранники Судьбы. Таких людей немного. Ведь остановить мгновенье хочется лишь тогда, когда ты по-настоящему счастлив.
Лучшие моменты жизни… Они у каждого свои. Когда-то мне довелось увидеть человека, выигравшего в лотерею крупную сумму. Знаю точно: это произошло совершенно неожиданно для него. Он смеялся, кричал, прыгал от радости. Хотелось бы ему остановить то мгновение? Возможно. Однако истинное счастье, на мой взгляд, это что-то большее.
Может быть, оно заключается в славе? Разве не о ней мечтал Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? В самом начале произведения князь оставляет беременную жену, идёт на войну с Наполеоном, грезя собственным «Тулоном». Болконский совершает подвиг, достойный героя: со знаменем в руках ведёт солдат в бой. Думаю, подобные мгновения людям хочется остановить… Правда, мечты о славе, подобно дыму, рассеиваются, когда раненый Андрей лежит на поле боя. Глядя в бесконечное, бескрайнее небо, он осознаёт ничтожность всего, что его волновало раньше: «все пустое, все обман».
А может, счастье – это любовь? Не случайно именно её мгновения так дороги людям. «Любовь, даже неразделённая, есть великое счастье»,- писал Александр Иванович Куприн. Эту мысль подтверждает герой его рассказа «Гранатовый браслет». Желтков одержим любовью, которая остаётся без ответа. Ради спокойствия возлюбленной он уходит из жизни, но в последнем письме к Вере Николаевне называет свою любовь «громадным счастьем». «Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»,- эти слова слышатся героине в звуках бетховенской мелодии в финале произведения…
А родительская любовь? У моих родственников долгое время не было детей. Бесконечные обследования, длительные курсы лечения, постоянные разочарования – через что только не пришлось пройти тёте и дяде. Они надеялись, молились. И Бог спустя годы подарил им радость: родились близнецы, мальчик и девочка. Это ли не счастье? Тётя рассказывала, что рождение детей стало самым важным моментом в её жизни – мгновением, которое так хочется остановить…
У нас, людей, неодинаковые характеры, непохожие судьбы. Мы по-разному воспринимаем жизнь, по-разному понимаем счастье. Но так хочется, чтобы у каждого из нас было как можно больше радостных моментов, мгновений, которые хочется остановить…
Согласны ли вы «Будущее приобретается в настоящем» — С. Джонсон
Сэмюэл Джонсон утверждал следующее: «Будущее приобретается в настоящем». С данным высказыванием невозможно не согласиться. Будущее приходит не внезапно, оно становится результатом действий настоящего. Человек, который живет только одним днем, никогда не сможет построить будущее. Каждый должен не только думать о том, что происходит сейчас, но и планировать будущее, поскольку будущее невозможно без настоящего.
Доказательства справедливости высказывания С. Джонсона можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» показано так называемое «царствование» людей настоящего, которые в повествовании представлены образом Лопахина. Показывая смену людей прошлого людьми настоящего, драматург намекает читателю, что когда-то людьми настоящего были Раневская и Гаев, а люди, подобные Лопахину, были людьми будущего. Еще во время «царствования» Раневских и Гаевых Лопахин думал о том, чтобы вырубить вишневый сад, чтобы сдавать дачи. Автор показывает, что Лопахины приходят к власти, уже имея план дальнейших действий. На то, что будущее приобретается в настоящем, указывает и наличие в повествовании людей будущего. А.П. Чехов помещает в пьесу образы людей будущего неслучайно, ему было важно показать, что будущее возникает не спонтанно, что оно строится в настоящем. В то время как Лопахин думает о том, как вырубить вишневый сад для того, чтобы построить там дачи для их сдачи, Аня, которая является яркой представительницей людей будущего, задумывается над тем, что она «насадит новый сад, роскошнее» того, что был под владением ее матери. А.П. Чехов намекает читателю, что свою деятельность Аня и Петя Трофимов начнут уже сейчас, во время нахождения на пьедестале Лопахина.
Доказательства справедливости высказывания С. Джонсона можно также найти в драме А.Н. Островского «Гроза». Финал, в котором показано, что всегда тихий и подчиняющийся матери Тихон обвиняет ее в самоубийстве Катерины, наталкивает на мысль, что совсем скоро наступят общественные изменения, которые поспособствуют тому, что такие самодуры, как Кабаниха, перестанут держать власть в своих руках. Драматург выражает мысль о том, что люди, подобные Кабанихе, лишатся своей власти не внезапно, а в результате определенных событий, которые происходят в настоящем. Бунтовские действия свободолюбивой и нравственно чистой Катерины, которая выступает против «жестоких нравов» «темного царства», совершая самоубийство, являются толчком к общественным изменениям. Ее действия сейчас, которые провоцируют и определенные действия окружающих людей, становятся основой будущего. А.Н. Островский, не говоря о будущем, но намекая на то, что в нем нет места подобным Кабанихе, выражает мысль о том, что будущее начинает строиться в настоящем.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что будущее приобретается в настоящем, поскольку будущее является результатом определенных действий настоящего.
Когда хочется остановить мгновенье?
В жизни людей есть немало моментов, когда хочется, чтобы время ускорило свой ход. Чаще всего такие ситуации связаны с какой-либо болью, физической или душевной, неприятностями, конфликтами. Но иногда хочется, чтобы время шло медленней, а то и вовсе остановилось. Зачастую это моменты безграничного счастья, которое хочется продлить как можно дольше.
Так, в романе Э.-М. Ремарка «Время жить и время умирать» мы видим, как немецкий солдат Эрнст Гребер, разочарованный в войне, которую ведёт фашистская Германия, осознавший всю её страшную правду, понимающий справедливость возмездия, которое настигло его страну, прибыв домой и увидев разрушенный город, хочет вычеркнуть всё это из своей жизни. Но… в момент самого глубокого отчаяния он влюбляется. Со своей возлюбленной Элизабет он однажды вечером сидит на скамейке, и с одной стороны им видны развалины домов, ещё не потухшие пожарища, но с другой стороны открывается прекрасный вид на луг, лес вдалеке, заходящее солнце. И именно здесь, на фоне мирной природы, рядом с любимой девушкой, Гребер впервые за несколько дней отпуска почувствовал, как его отпускают и страх, и боль от потери семьи, и то, пока ещё неопределенное чувство сомнения, насколько он причастен к трагедии войны. Молодые люди провели на этой скамейке несколько часов, а им показалось, что несколько минут.
В рассказе К.Г. Паустовского «Дождливый рассвет» перед нами также герой, который мечтает, чтобы время иногда останавливалось. Для майора Кузьмина это моменты общения с природой. Так, он признается Ольге Андреевне, своей случайной знакомой, как ему хочется, увидев из окна поезда полянку, дерево, стоящее на ней, и паутинку, вдруг блеснувшую на солнце, выйти и остаться в этом месте навсегда. Но… поезд идёт, видение длится всего несколько секунд, а помнишь о нём всю жизнь.
В заключение хочется еще раз сказать, что в жизни есть немало моментов, когда хочется остановить мгновенье, чаще всего это моменты полной гармонии с миром и собой. И остановить время в этом случае можно лишь навсегда сохранив прекрасные воспоминания о произошедшем.
Что лучше – истина или сострадание?
На этот вопрос пытались и пытаются ответить многие писатели, философы и мыслители. Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает и раскрывает перед читателями проблему милосердного сострадания и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше истина, чем сострадание. Нередко считается, что лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет, чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает. В произведении носителем истины является Константин Сатин. Сатин — личность необычная. Он отличается от остальных обитателей подвала. Константин всегда говорит правду. Выступает против сострадания и лжи. Уверен, что человек достоин уважения: «Человек! Это-великолепно! Это звучит гордо!» Ему противопоставлен Лука-добрый, сострадательный старик, навевающий жителям ночлежки «золотой сон». К этому герою у автора однозначное отношение: «И вся философия, вся проповедь таких людей-милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».
Рядом с Сатиным и Лукой есть еще один персонаж, который тоже спорит об истине и сострадании,- сам Максим Горький. Горький выступает не против сострадания, если оно само по себе. То есть истина и сострадание-понятия, не исключающие друг друга. Размышляя о истине и сострадании, я хочу обратиться к рассказу Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Благодаря этому произведению мы понимаем, что иногда сострадание необходимо. Главный герой, Андрей Соколов, оставшись одиноким после войны, встречает маленького мальчика Ваню, который остался сиротой. Проявляя соболезнование и гуманность, герой называется отцом мальчика и тем самым дарит ему надежду на новую жизнь. Таким образом, это один из самых ярких примеров в литературе, который показывает существенность сострадания к людям.
Для доказательства своей точки зрения я могу привести еще один аргумент. В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова тема истины является главной в споре бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа верит, что люди когда-нибудь освободятся от страданий, которые сами себе и причиняют, ненавидя друг друга. Пилат в это не верит. Он не видит истины жизни, не знает ее. Весь мир кажется Пилату враждебным. И вдруг он встречает человека, который избавляет его от головной боли, от душевных страданий. Иешуа не проявляя сочувствия и лжи подтолкнул Понтия Пилата к познанию и, тем самым, наладил его жизнь. Все сказанное позволяет сделать вывод, что не обязательно прибегать к состраданию.
Подводя итог, хочу сказать, что чаще всего людям всегда нужна реальная надежда, а не утешительное сострадание, даже если оно во спасение.
В чем заключается смысл жизни
Смысл жизни — это личное дело каждого человека. Мы сами решаем, кем быть и что делать, сами определяем цель и направление к ней. Не существует никаких стандартов, инструкций и методических рекомендаций к бытию. Каждый сам находит предназначение и следует за ним. Вариантов столько же, сколько людей на земле. Это доказывают многочисленные примеры из книг.
Так, главный герой произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нашел свой смысл жизни в любви. Однако его чувство отличается от того, что принято считать любовью. Его привязанность безответна и безнадежна, но очень сильна. Желтков живет только ради того, чтобы посылать возлюбленной письма и мельком видеть ее на улице. Он довольствуется этим и никак не навязывает женщине свое общество. Георгий давно смирился с тем, что она — дворянка, а он — простой телеграфист, что она замужем, а он никогда не сможет завести семью. Верность возлюбленной стала для него приговором к одиночеству, но и к этому он привык. Но когда брат и муж Веры запретили герою присылать письма и хоть как-то проявлять свои эмоции, он принял вполне логичное решение — ушел из жизни, лишенной смысла. Его предназначением была любовь, которая встречается «один раз в тысячу лет». Его выбор не имеет ничего общего с тем, что люди обычно подразумевают под смыслом бытия. Но у каждого из нас свои цели, и их невозможно привести к общему знаменателю.
Не менее оригинальным выглядит предназначение Луки, героя пьесы Максима Горького «На дне». Странствующий старец приходит в ночлежку и дает опустившимся людям надежду на новую жизнь, на позитивные перемены. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» — говорит о себе Лука. На протяжении всего своего пребывания в доме Костылевых он увещевает, наставляет, дает советы, внимательно и сочувственно слушает истории нищих. Каждому из них он дарит стимул бороться с судьбой или же принять ее. Ваське Пеплу он рекомендует уехать вместе с Наташей в Сибирь и бросить воровской промысел. Актера он убеждает в том, что ему нужно бросить пить, чтобы устроиться в бесплатную лечебницу для пьяниц и навсегда исцелиться. С Анной он беседует о Боге и обещает ей отдых в раю. Лука живет и странствует, чтобы поддерживать людей и сеять в мире надежду, веру, любовь.
Таким образом, смысл жизни у каждого из нас индивидуальный, ведь в мире нет одинаковых людей. Как правило, человек находит призвание в любви в том или ином ее выражении, ведь это самое лучшее и светлое, что у нас есть. Однако далеко не всегда выбор окружающих будет понятен и близок нам. Мы ограничены рамками собственного опыта и не можем объять всю многогранность мира.
Каждый из нас хоть раз задумывался о своём прошлом. Хорошие воспоминания дарят нам приятные эмоции, а плохие — наоборот, отрицательные. Дурной опыт, полученный в прошлом, может негативно влиять на наше поведение в настоящем, корректировать наш курс движения по жизни, причём не всегда в ту сторону, в которую мы стремимся.
Но не следует думать, что позитивные впечатления не лишены недостатков: порой они бывают настолько хороши, что могут отвлекать от настоящего, заставляя жить прошлым. Поэтому я считаю, что, безусловно, важно оглядываться на пройденный путь, идя вперёд по жизни, однако ни в коем случае нельзя зацикливаться на воспоминаниях, вне зависимости от того, хорошие они или плохие.
Чтобы не быть голословной, я бы хотела обратиться к произведениям художественной литературы. В книге «Короли Жути» Николаса Имса главный герой, Клэй, утешая друга, цитирует свою жену: «Копить сожаления – все равно что таскать в кармане пригоршню горящих углей: и пользы никакой, и жжется больно». Афоризм, безусловно, заслуживает внимания.
Действительно, печальные воспоминания, сожаления о былом не могут помочь человеку, если они морально ранят его. Чересчур травмирующий опыт, о котором человек не может забыть, тормозят движение человека по жизни, как это случилось с Гэбом, героем «Королей Жути». Поэтому я считаю, что постоянно думать о былых неудачах — плохая идея.
Другой пример — Катерина Ивановна Мармеладова из «Преступления и наказания» Достоевского. Она живёт памятью о счастливой молодости, в которой она «с шалью танцевала при губернаторе», возвращаясь из них лишь затем, чтобы посетовать, как всё плохо сейчас. Да, её быт в настоящем ужасен, но Катерину Ивановну всё ещё окружают любимые дети. Она могла бы утешиться этим фактом, но предпочла жить счастливым прошлым. Поэтому мы можем сделать вывод, что зацикливаться на хороших воспоминаниях ничуть не лучше, чем убиваться по плохим.
Оба этих примера подводят нас к признанию правильности моей позиции. Разумеется, каждый человек порой вспоминает прошедшее, однако нельзя «оставаться в нём», забывая о текущих событиях. В заключение я хотела бы вспомнить фразу из популярного мультфильма «Кунг-Фу Панда»: «Прошлое — забыто, будущее — закрыто, настоящее — даровано. Именно поэтому оно и зовётся настоящим».