Нужно ли приводить цитаты в итоговом сочинении

Обязательно ли нужны цитаты в сочинении?

Кратко: нет, необязательно. «Фуф!» — выдохнули некоторые. Раньше времени не расслабляйтесь. Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Краткая характеристика персонажа — это также один из способов привлечения текста. Прекрасно, что вы можете вспомнить отдельные детали, например, при анализе образа Базарова вы вспомнили, как он гордился своим простым происхождением, что его отец лекарь, а дед и вовсе был дьячком и землю пахал.

Нет ничего хуже общих пустых фраз. Всегда старайтесь говорить конкретно. Иначе у эксперта сложится впечатление, что вы в ночь перед экзаменом прочитали краткие содержания, надеясь на чудо, и пошли писать. Не надо так!

Приведу хороший пример из нашего

банка работ

, как можно привлекать текст, минуя прямое цитирование. Отрывок из сочинения по теме «Как смысл эпиграфа к роману А.С Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?»: «Для семьи Мироновых честь была главным принципом. Они понимали ее как беззаветное служение императрице и защиту крепости. В главе “Пугачевщина” Василиса Егоровна отказалась уезжать от мужа и осталась с ним в Белогорской крепости. Иван Кузьмич оборонял крепость до последнего. Супругов не смогли сломить ни угрозы, ни превосходящие их силы врага. Они мужественно встретили мучительную смерть, отказавшись присягнуть самозванцу».

Во-первых, автор сначала дал тезис — «честь для Мироновых была главным принципом». Затем, как и полагается, пошел пример. Во-вторых, указано название главы. Тот, кто читает краткие содержания, подобными сведениями блеснуть не может. И в-третьих, названы полные имена героев, и емкая оценка от автора сочинения: «они мужественно встретили мучительную смерть». Никакой воды, ничего лишнего. Всё грамотно и по делу. Учитесь!

Напоследок цитата второго критерия — «Привлечение текста произведения для аргументации»:
«Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют».

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество? — это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике. Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет: Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования (частичного цитирования) (например, «в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например, «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож «на средней величины медведя» и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:
Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод: анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду». 

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя.
Совет по цитированию: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и в столбик. Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.

Правило оформления цитаты из стихотворения:

Стихи в столбик цитируем без кавычек! (разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).

Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!! Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение
Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Совет:лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: 
Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».
Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».

Цитирование фразы:
«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).

Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.
Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример: Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Ответы на популярные вопросы о сочинении.

Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».

«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.

Читаем инструкцию:

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18+ или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.

Итоговое сочинение, которое пишут одиннадцатиклассники, — это своего рода допуск к единому государственному экзамену. Испытание традиционно проводят в первую среду декабря — в этом году это седьмое число. Что изменится для школьников в этом году, разбиралась «Парламентская газета».

Шесть тем

В 2022 году правила написания итогового сочинения изменятся. Во-первых, школьникам предложат больше тем — не пять, как раньше, а шесть. Во-вторых, их список сформируют из закрытого банка тем, то есть тех, которые уже были в прошлые годы.

Банк включает три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Из каждого раздела ученикам предложат по две темы.

Образец комплекта тем размещен на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который и разрабатывает экзаменационные материалы. Например, набор может выглядеть так: Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести? Что вы вкладываете в понятие «счастье»? Семейные ценности и их место в жизни человека. В чем может проявляться любовь к Отечеству? Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? Чему человек может научиться у природы?

Какие темы на самом деле предложат для сочинения, учителя узнают за 15 минут до начала испытания, а ученики — непосредственно на экзамене. На выполнение работы дадут 3 часа 55 минут. Итоговое сочинение можно будет пересдать, и даже дважды. Также для детей с ограниченными возможностями сочинение могут заменить на изложение.

350 слов собственного текста с цитатами

В преддверии итогового сочинения и будущего ЕГЭ Рособрнадзор запустил цикл онлайн-консультаций по подготовке к экзаменам «На все 100». На них ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина рассказала, как лучше писать.

Обязательных требований к сочинению не так много. Это объем — от 350 слов. Для сравнения, от начала этой статьи до этого самого места — почти триста слов. Впрочем, экзаменаторы проверят и менее объемные работы. Автоматический «незачет» получат только сочинения, где слов меньше 250.

Второе требование — сочинение должно быть написано самостоятельно, то есть не списано и не воспроизведено по памяти с чужого текста, уточняется на сайте ФИПИ.

«Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. В этом году критерии оценивания не изменились», — рассказала Зинина.

Где взять список литературы

Елена Зинина также ответила на популярные вопросы об итоговом сочинении. Например, школьники и их родители часто спрашивают, где взять утвержденный список произведений, на которые можно ссылаться в сочинении.  

«Такого списка нет, это вся Библиотека Ленина, — сказала эксперт. — Многие так называемые сайты-помощники публикуют подобные списки. В итоге практически каждый второй пишет по «Капитанской дочке». Это очень хорошее произведение, но есть и другие. Не нужно создавать себе искусственные ограничения».

Также будущие выпускники интересовались, можно ли в сочинении ссылаться не на рассказы, повести, пьесы и романы, а, например, на сказки, песни, фильмы или комиксы. «На сказки можно, такие примеры есть, вплоть до «Колобка», — ответила Зинина.

«Никаких ограничений нет, если речь идет о литературном материале. При этом к такому материалу не относятся малые жанровые формы: пословицы, поговорки, прибаутки. Их можно включить в текст, но строить аргументацию исключительно на них нельзя», — пояснила эксперт.

То же касается комиксов и графических романов — в дополнение к ним нужны ссылки на литературные материалы. Если же речь идет о фильмах, то ссылаться можно на сценарии к ним.

«При этом объем цитат не должен превышать собственный текст. Один интересующийся рэпом юноша увлекся цитатами, а на собственные рассуждения места не осталось — такое сочинение ушло в незачет», — рассказала Зинина.

Сколько ошибок можно сделать

Но оценку сочинения также влияют качество письменной речи и грамотность. «Отвечая на вопрос, сколько можно допустить ошибок, стыдно сказать, но много», — признала Елена Зинина.

Как следует из методрекомендаций ФИПИ, для получения зачета на 100 слов допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических). То есть для сочинения в 350 слов допустимо сделать аж 18 ошибок, и зачет будет, прикинула эксперт.

Она также отметила, что не грубые ошибки учитывать не будут. Такое правило с этого года введено для ЕГЭ по русскому языку, а значит, оно автоматически распространяется и на итоговое сочинение. «Что такое не грубые ошибки? Например, шекспировская пьеса надо писать с маленькой буквы, но если написано с большой — это не грубая ошибка», — пояснила Зинина.

Читайте также:

• В России предлагают упразднить средний балл по ЕГЭ

Субъективность не критична

Однако главный вопрос, который возникает у учеников и родителей, — это объективность оценки такой работы. Ведь в отличие от точных наук, где есть единственный правильный ответ, с сочинением такое не проходит.

Если сравнивать с математикой, физикой или химией, проблема объективности оценки сочинения есть, отчасти согласен ректор Литературного института имени Горького Алексей Варламов. При этом, по его мнению, такая проблема есть не только в школе. «Например, в спорте есть бег в длину и есть художественная гимнастика. Но не отменять же последнюю из-за того, что решение зависит от мнения жюри», — сказал эксперт «Парламентской газете».

С Варламовым не согласна член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук Людмила Скаковская. «Критерии оценки итогового сочинения весьма лояльны и позволяют объективно оценить работу школьника и его готовность к ЕГЭ», — считает сенатор.

«В соответствии с критериями оценки для получения зачета необходимо раскрыть тему сочинения и дать собственный комментарий, продемонстрировать умение использовать литературный материал для обоснования собственной позиции и соблюдать логику изложения», — напомнила Скаковская «Парламентской газете».

Критерии оценки позволяют «худо-бедно оценить сочинение объективно», считает и преподаватель русского языка и литературы колледжа автомобильного транспорта №9 в Москве Людмила Власова. При этом она отметила, что критерии все-таки достаточно размытые. Например, рекомендованный объем сочинения — 350 слов, при этом работы, содержащие менее 250 слов, вообще не проверяются. «А что делать с сочинением, в котором 300 слов? Критерии  на этот вопрос не отвечают», — сказала педагог «Парламентской газете».  

Кроме того, возможность выставить за итоговое сочинение всего две оценки — «зачет» и «незачет» — приводит к тому, что ученик, который отлично пишет сочинение, и ученик, который пишет с трудом, получают на экзамене одинаковые оценки, сказала Людмила Власова. «Мало того, что у нас в школах сейчас фактически трехбалльная система оценки знаний, потому что единицы практически не ставят, а двойки крайне редко, так еще и итоговое сочинение оценивают «зачет-незачет», — отметила педагог.

Когда ребята это понимают, они начинают относиться к такому сочинению просто как к очередной школьной обузе, пояснила она. От такого подхода к написанию сочинения предостерегла Елена Зинина. Школьники должны помнить, что сочинение они пишут не в стол, эти тексты попадают в открытое пространство, в специальную систему, откуда вузы могут их взять и посмотреть, напомнила эксперт. Отдельные вузы дают дополнительные балы за итоговое сочинение, рассказала эксперт. «Например, я посмотрела на сайте МГУ, в прошлом году на отдельных факультетах можно было получить за удачное итоговое сочинение плюс два балла», — сообщила она.

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество?
— это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике.

Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет:

Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования

(частичного цитирования) (например,
«в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»
), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например,
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
, — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож
«на средней величины медведя»
и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:

Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод:

анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду».

Сочинение на тему цитирование и его роль в тексте

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (разделительная фуекция): предложения 28 и 29. В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (интонационная функция): предложения 2, 11. Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе. Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». (по материалам Интернета) Образец 2 Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции. Во-первых, оно служит для разделения. Например, в предложениях 8,9,10 из текста Н.Думбадзе двоеточие разграничивает слова автора и прямую речь. Во-вторых, двоеточие может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, рассмотрим предложение 13: «Через тысячу лет я тебя призываю: иди!» Двоеточие здесь не только разделяет части бессоюзной сложной конструкции, но и предупреждает о том, что во второй части последует изъяснение, дополнение к сказанному в первой части. К чему «призываю»? В предложении 11 («… Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.») двоеточие ставится между частями бессоюзной сложной конструкции, сопровождая смысловые отношения причины. Почему Мери закрывает рот рукой? Двоеточие в любом предложении сигнализирует читателю о том, что надо произнести часть высказывания с предупредительной интонацией, потом сделать паузу. Значит, этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию. Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. Зачем нужно тире? Образец 1 Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию. Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора (разделительная функция), а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования внезапного или закономерного (смыслоразличительная функция). Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался». Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст. (по материалам Интернета) Образец 2 На мой взгляд, Антон прав. На письме без тире обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного. Во-первых, тире выполняет разделительную функцию. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям 4, 5, 29 из текста А.Лиханова. В этих предложениях второе тире отделяет прямую речь от слов автора. Во-вторых, тире употребляется и в смыслоразличительной функции. Обратимся к предложению 20: «Мы потоптались полчаса — никого не было». В этом примере тире не только разделяет части бессоюзного сложного предложения, но и подчёркивает, что содержание этих частей противопоставлено по смыслу. В-третьих, в предложениях 2, 6, 25 и других тире выполняет выделительную функцию. Оно оформляет реплики диалога. Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. (источник сочинения с текстом) Образец 3 Тире является довольно распространённым знаком препинания в письменной речи. Оно употребляется в простых и в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и в диалоге, выполняя при этом разные функции. Тире очень часто используется для разделения. Например, в предложении 18 из текста К.Паустовского оно отделяет подлежащее «создавать» от состава сказуемого, а в предложении 31 тире отделяет ряд однородных подлежащих, стоящих после обобщающего слова, от остальной части предложения. Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. Так, в предложении 3 двойное тире служит для внутреннего членения предложения и выделяет вставную конструкцию. Таким образом, мы убеждаемся в том, что тире – это многофункциональный знак препинания, который очень важен в письменной речи. (источник сочинения с текстом)

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя. Совет по цитированию:
большие отрывки цитируйте
в строчку,
а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и
в столбик.
Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.

Правило оформления цитаты из стихотворения

:

Стихи в столбик цитируем без кавычек!

(разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).
Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!!
Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть. Совет:
лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».
Цитирование фразы:

«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).
Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки
в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:
«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.

Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример:

Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Вариант 2

Древнеримский философ Цицерон говорил: ««Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Все люди являются чьими-то детьми, родителями, друзьями. Некоторые совершают поступки, которые двигают человечество по пути прогресса. Дела человека остаются жить после окончания его земного пути. В этом, по моему мнению, смысл высказывания Цицерона, и я с этим полностью согласна. В качестве доказательств я приведу примеры из художественной литературы.

Русский царь Петр I жил несколько веков назад, но народ помнит о нем. В романе «Петр I» А. Н. Толстой создает величественный образ российского самодержца. Еще в детстве Петр отличался от своих ровесников, братьев. В нем чувствовалась жизненная сила. Он был бодр, здоров, энергичен, любознателен. Его потешные полки, созданные для детских забав, положили начало российской гвардии. Русский флот получил свои первые лавры в эпоху Петра. Он пытался вывести Россию на другой уровень. Трудно сказать, насколько он был прав в своем стремлении. Одно бесспорно: заслуги его велики, как велик Петр-человек и Петр-император. Автор старается не приукрашивать образ героя. Он показывает его жестокость, когда Петр расправляется со стрелецкими заговорами. Мы видим его любознательность, стремление во всем дойти до сути, когда он едет в Голландию учиться корабельному делу. В его планах за два года построить флот, «из дураков стать умными». Петр хотел, чтобы все в России были заняты делом, чтобы белых рук в стране не было. Все должны работать во славу России. На мой взгляд, Петр велик и достоин памяти уже потому, что мечтал о величии своей державы. Он должен был заставить иноземцев считаться с ним и уважать его страну. Дела Петра продолжают жить, а, значит, и он жив. Он занял особое место в российской истории. Пока есть люди, которые помнят о нем, жизнь великого царя будет продолжаться в памяти народа.

Не только о великих людях живет память в сердцах людей. В романе В. Каверина судьба главного героя Александра Григорьева связана с историей жизни капитана Татаринова. Когда герой был ребенком, он жил в небольшом городке. Однажды нашли погибшего почтальона, в сумке которого были не доставленные до адресатов письма. Конверты намокли, отправить по адресам было невозможно. Бабушка читала письма вслух. Саня обладал феноменальной памятью и запомнил содержание многих писем, что сыграло определяющую роль в его судьбе. В письмах оказалась описана история одной полярной экспедиции. Позже, познакомившись случайно с семьей командира экспедиции, он узнал, что капитан Татаринов пропал среди льдов на Крайнем Севере. Никто из экспедиции не вернулся. Судя по письмам, виноват в провале был брат Татаринова Николай Антонович, который занимался оснащением отряда. Все, кто знал капитана и его команду, смирились с их гибелью, только жена и дочь капитана Катя продолжали надеяться на его возвращение. Для них он был жив. Когда он уезжал, Кате было три года, но она хорошо помнит этот день. Сначала они ждали письма, потом капитан предупредил, что писать не сможет. Они думали, что он зимует. Потом, когда все сроки прошли, а вестей все не было, они стали надеяться. Как известно, надежда погибает последней. С тех пор капитан продолжал жить в их воспоминаниях, которыми они очень дорожили.

Эти два примера объединяет то, что герои посвятили свои жизни Родине. Каждый из них внес свой вклад в развитие страны. Петр «прорубил окно в Европу», капитан Татаринов прокладывал путь в северных морях.

Подводя итог, я хочу сказать, что память о тех, кто умер, остается в сердцах живущих. Об этом нужно помнить, чтобы оставить добрую память о себе.

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 404

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

14.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

  • Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
  • Примеры сочинений 2022-2023
  • Подробно про композицию итогового

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

1. Приводимые цитаты должны соответствовать содержанию подтверждаемого ими положения, а также всего сочинения.

***

Любая цитата включается в текст сочинения и оформляется по определённым правилам.

***

При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате.

***

Цитаты такого рода включаются в текст без специальных «вводящих» слов, как часть единого текста.

Правильное оформление цитат. Как оформлять цитаты в тексте

«Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь» (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера).

***

«Человек боится смерти тем больше, чем меньше он по-насто­ящему проживает свою жизнь и чем больше его нереализованный потенциал» (Ирвин Ялом).

***

И третий способ — так называемый «набор со втяжкой». То есть цитата набирается с отступами по отношению к основному тексту.

***

  • «Слова наименее эффективное средство общения. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно» (из книги «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша).

***

Однако, если после цитаты (или внутри) есть слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка.

***

Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. «Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей», — писал он.

***

Если в конце фразы есть многоточие, восклицательный или вопросительный знак, то их ставят перед кавычками. Точка не ставится.

***

  • Станислав Ежи Лец остроумно заметил: «Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?»

***

Если перед кавычками никаких знаков нет, то ставят точку. Но уже после кавычек (или после указания на автора/источник).

***

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье. «.

***

Если цитируется предложение с самого начала, то цитата, естественно, начинается с большой буквы. Если начало предложение опущено, то цитата начинается с маленькой буквы.

***

Дейл Карнеги о.

***

Однако, если цитатой мы начинаем новое предложение, то она пишется с большой буквы независимо от того, полностью мы цитируем предложение или вырезаем есть часть.

***

  • «. Человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве», — отмечает Дейл Карнеги.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
  2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
  3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
  4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
  5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
  6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
  7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
  8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
  9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
  10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
  11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
  12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
  13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
  14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
  15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
  16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
  17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
  18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
  19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
  20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
  21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
  22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
  23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
  24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
  25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

Цитата как продолжение предложения

« Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » — писал С. Маршак.

***

  • Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

***

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».

***

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

***

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что « как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».

***

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

***

  • При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

***

Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. М. Е. Салтыков-Щедрин

***

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

***

***

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

***

  • Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь сочинение
  • Нужно ли помогать человеку оказавшемуся в трудной жизненной ситуации сочинение
  • Нужно ли помогать человеку в трудной ситуации итоговое сочинение
  • Нужно ли помогать тем кто оказался в трудной ситуации сочинение чудесный доктор
  • Нужно ли помогать тем кто оказался в трудной ситуации сочинение уроки французского