Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику сочинение аргументы

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Достоин ли преступник сочувствия?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это Вы можете проанализировать для глубокого погружения в тему. Приятного просвещения!

Вариант 1

(368 слов) У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры. 

Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.

Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.

Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.

Вариант 2

(489 слов) Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.

Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.

Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.

Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.

Тема:Нужно ли проявлять милосердие к преступнику?
     Действительно ли преступник заслуживает милосердия?На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.Конечно,каждый ответит на него по-своему.На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.
     Чтобы доказать свою точку зрения,обратимся к художественной литературе.Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал  доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.Таким образом,автор хочет донести до читателей мысль о том,что в некоторых случаях человек решается на преступление,чтобы доказать свое превосходство над другими.
     Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Здравствуйте, Зульфия!

Ваше сочинение соответствует установленному требованию «Самостоятельность написания итогового сочинения». Однако вы нарушаете условие второго требования — «Объём итогового сочинения». В вашем сочинении 192 слова. Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачёт». Обратите внимание на то, что рекомендуемое количество слов – от 350.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа могла быть оценена следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Обоснование: в сочинении вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, вы подкрепляете их примерами из литературного материала. Однако предложенный вами анализ художественных произведений выглядит весьма поверхностным. Возникает справедливый вопрос: читали ли вы произведения в полном объёме?

Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.

Первый литературный аргумент (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) засчитан быть не может, так как вы значительно искажаете суть художественного произведения. Считать, что Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за того, что «не получает за часы желаемую сумму», — серьёзная ошибка в интерпретации романа.

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Характеризуя героиню, обычно пишут «старуха-процентщица».

Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал  доброе дело.

Неужели Раскольников нисколько не раскаивается в содеянном? Он говорит Соне: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Второй литературный аргумент (рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького) может быть засчитан с большой натяжкой, так как текст осмыслен вами на уровне самых общих рассуждений о его содержании.

Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Кем «подчёркивается»? В тексте не говорится о том, что Ларра «возгордился», убив девушку.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов.

Обоснование: в сочинении грубые логические нарушения, которые существенно препятствуют пониманию смысла написанного.

Ошибки:

Действительно ли преступник заслуживает милосердия?

Предложение немного искажает заявленную тему сочинения, сужает её.

Чтобы доказать свою точку зрения,обратимся к художественной литературе.Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.Таким образом,автор хочет донести до читателей мысль о том,что в некоторых случаях человек решается на преступление,чтобы доказать свое превосходство над другими.

Ошибка в делении текста на абзацы. Объем первого примера превалирует над вторым. Следите за композиционной стройностью своего сочинения.

Действительно ли преступник заслуживает милосердия?На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.Конечно,каждый ответит на него по-своему.На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Логическая ошибка. Во вступлении и заключении повторяется одна и та же мысль. Последнее предложение повисает в воздухе. В ваших примерах эта мысль не находит подтверждения.

Конечно,каждый ответит на него по-своему.

Утверждение, противоречащее действительности. Можно ли с уверенностью говорить о том, что «КАЖДЫЙ человек» ответит на этот вопрос «по-своему»?

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Нарушение причинно-следственных отношений. Получается, вы считаете, что «преступник не заслуживает милосердия» потому, что «человек закрывает глаза на деяния преступника»?

Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.

Нарушение причинно-следственных отношений. Как убийство старухи-процентщицы может говорить о том, что что «человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке»?

К4 (речь) + 0 баллов.

Обоснование: в сочинении присутствуют предложения с речевыми ошибками, которые затрудняют понимание смысла высказываний.

Ошибки:

На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.

Противоречивым является не вопрос, а предполагаемые ответы.

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.

Неудачное словоупотребление. Правильно: злодеяние. Обратите внимание на значение слова «деяние».

ДЕЯНИЕ, -я; ср. Высок. Действие, поступок, дело. Деяния великих людей. Гордиться деяниями предков. Героические деяния. (Источник: Грамота.ру)

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Повтор.

Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.

Неудачное словоупотребление. Синим отмечена ошибка в употреблении местоимения.

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Стилистические ошибки. «И вот» больше свойственно разговорной речи. Синим отмечено смешение лексики разных исторических эпох. Слово «кредит» в данном контексте неуместно. Правильно: давала деньги в долг под большие проценты.

В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.

Неудачное сочетание слов. У плана не может быть длины. Возможно, вы имели в виду, что Раскольников планировал преступление несколько дней.

Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.

Использование канцелярита.

Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.

Неудачное употребление местоимений.

В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.

Повтор слова.

Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Семантическая неполнота. Вряд ли Ларра «возгордился» только из-за того, что оказался рядом с мёртвой девушкой. Возможно, вы имели в виду, что герой, убив девушку, испытал чувство собственного превосходства.

Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Неудачное сочетание слов. Проявить милосердие можно не к преступлению, а к преступнику. Синим отмечен повтор слова.

К5 (грамотность) + 1 балл. Количество ошибок не превышает допустимую норму (в тексте сочинения менее 10 ошибок).

Ошибки:

Орфография

Орфографических ошибок нет.

Пунктуация

Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша ЗПТ бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.

Пропущена запятая.

Грамматика

Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.

Деепричастный оборот был бы уместнее. Правильно: разочаровавшись в жизни.

Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.

Ошибка в построении предложения. Правильно: о нищете…, о том, как…

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Правильно: под большие проценты.

В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.

Ошибка в окончании причастия. Правильно: Ларре, …, совершившЕМ преступление. Грамматическая ошибка привела к искажению смысла.

Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Помните о том, что, говоря о действиях героя, мы используем глаголы в прошедшем времени.

Общий вывод по работе

Итак, Зульфия, ваше сочинение оценивается на «незачет», несмотря на выставленные мной баллы. Вам следует тщательно поработать над анализом художественных произведений и речевым оформлением. Постарайтесь логически выстраивать своё рассуждение.

Удачи!

Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения по теме: «Нужно ли быть милосердным к преступникам?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова.

Сочинение

Достаточно часто мы слышим о том, что к людям необходимо проявлять милосердие и сострадание. Даже к тем, кто совершил преступление. Ведь не нам судить их промахи и ошибки, так как от этого никто не застрахован. Чаще всего это действительно является правдой, потому что бывают ситуации, когда человек решается на преступление от безысходности. Такие люди начинают сами раскаиваться в содеянном, поэтому к ним необходимо относиться снисходительно.

Но случается и так, что человек идет на преступление осознано, преследуя при этом корыстные цели. К таким людям не может быть никакого сострадания, поскольку на преступление он отправился не от тяжелой жизни, а ради жажды наживы. Подобные примеры встречаются во многих произведениях русской и зарубежной литературы.

Хорошим примером является поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Автор рассказывает читателю о крепостном Савелии, который ежедневно сталкивался с произволом, который исходил от управляющего Фогеля. Он очень жестоко относился к людям, заставляя тех трудиться не покладая рук. Ему было безразлично, что работники устали и хотят есть. Главной его задачей было успеть вовремя закончить стройку, даже если это будет стоить жизни людей.

Подобное поведение не привело ни к чему хорошему, потому что крестьяне поняли, что больше не будут терпеть подобное обращение. Поэтому Савелий с мужиками убивают управляющего. После совершенного злодеяния их приговорили к каторге. Савелию приходилось в тюрьме терпеть бесконечные побои и унижения, потому что он постоянно пытался сбежать.

Но в отношении его следует проявить милосердие, поскольку на преступление его толкнули жизненные обстоятельства. Условия его жизни и других крестьян превратились в сущий ад, поэтому убийство было единственным выходом из сложившейся ситуации.

Второй пример показывает противоположную ситуацию, в которой не стоит проявлять к человеку милосердия и сострадания. В произведении М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» идет речь о Кирибеевиче, который без малейшего зазрения совести начал домогаться замужнюю женщину. Данный поступок был неприемлем в обществе, ведь на Руси было не принято пытаться завладеть женщиной, которая была связана узами брака.

Своим низким поступком он позорит семью Степана и Алены. После этого он обманом вынуждает царя, чтобы тот отнесся к его поступку снисходительно. Он утаил главное – что женщина замужем. Самое страшное, что все это совершенно не огорчало Кирибеевича, поскольку он не чувствовал за собой никакой вины. Для него подобное поведение было нормальным.

Из-за этого Степан не проявляет никакого милосердия на его счет, и убил его в честном бою. Кирибеевич получил по заслугам. Его ничего не вынуждало вести себя подобным образом, поэтому и сострадания к нему проявлять не стоит.

Из этого можно сделать вывод, что проявлять милосердие к преступнику можно, но только в том случае, когда тот искренне раскаивается в содеянном и решился на преступление от безвыходности. Если же человек осознано совершает преступление и не испытывает никаких угрызений совести по этому поводу, то такому человеку не стоит сочувствовать и жалеть.

Часто можно услышать от взрослых людей, что к людям всегда необходимо относиться с милосердием и добротой. Это касается жертв, преступников, свидетелей и прочих участников социальной коммуникации. Однако действительно ли нужно проявлять милосердие по отношению к тому, кто нарушил закон?

Я полагаю, если человек преступил закон от безысходности, то он может заслуживать проявления милосердия. Это касается тех людей, которые в попытке спасти жизнь напали на убийцу или насильника. Это жертвы, которые были вынуждены пойти на крайние меры. Они определенно заслуживают снисхождения, сострадания. Однако есть и ситуации, когда человек вызывает исключительно отвращение, не заслуживает и взгляда со стороны общества.

Например, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читатель знакомится с крепостным Савелием. Герой страдал от произвола управляющего, который экономил на крестьянах, морил голодом и не предоставлял адекватных условий для работы. Крепостные поняли, что никто не готов постоять за них, поэтому отважились решить проблему самостоятельно. Савелий и другие мужики убили управляющего, а после были приговорены к каторге. Савелий неоднократно пытался бежать, за что его унижали и истязали. Читатель проявляет сострадание к мужчине, потому что у крестьян не было иного выхода из ситуации.

Другой пример можно найти в работе Михаила Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Кирибеевич опозорил семью Степана и Алены, а после убедил царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал главе государства, что приставал прилюдно к замужней женщине, не чувствовал своей вины. Степан решил отомстить за супругу, не проявляя милосердия. Герой вызвал Кирибеевича на смертный бой и даже одолел врага. Опричник совершил преступление без раскаяния и без необходимости. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему.

Таким образом, преступник заслуживает сострадания, если совершил злодеяние от безысходности. В противном случае он обречен на справедливое и жестокое отношение общества.

Итоговое сочинение: Нужно ли быть милосердным к преступникам?

На чтение 3 мин Просмотров 44

Нам часто говорят о том, что нужно проявлять милосердие от отношению к преступникам, ведь они достойны шанса на искупление грехов. Во многих случаях это действительно так, ведь иногда человек вынужден преступить закон и делает это от безысходности. Его нельзя винить в содеянном, если он и сам готов покаяться. Однако бывают неисправимые маргиналы, которые не заслуживают никакого сострадания. Чтобы отличить одних от других, рассмотрим литературные примеры.

Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Савелий был крепостным крестьянином и страдал от произвола управляющего Фогеля. Жестокий немец заставлял подчиненных работать без устали, до кровавого пота. Он держал людей впроголодь и готов был положить их всех на стройке, лишь бы успеть вовремя. В какой-то момент крестьяне поняли, что дальше терпеть уже нельзя, иначе их просто уничтожат. Савелий и другие мужики убили управляющего. Они засыпали его землей и похоронили заживо. Героев приговорили к каторге. Савелия били, истязали, унижали в тюрьме, ведь он сбегал неоднократно. Но этот человек заслуживает милосердия, потому что в его случае преступление — мера вынужденная. Он был поставлен в такие условия, из которых не было иного выхода, поэтому мы имеем все основания для проявления сострадания к нему.

Однако существуют ситуации, когда преступники милосердия не заслуживают. М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает именно такой пример. Кирибеевич прилюдно домогался к чужой жене, нарушив законы своего государства, своей веры. На Руси нельзя было приставать к женщинам, чей статус охраняли правовые и социальные нормы. Он опозорил семью Степана и Алены, обманом вынудив царя одобрить произошедшее. Опричник не сказал ему, то Алена замужем. После свершившегося Кирибеевич не чувствовал своей вины. Он считал свое поведение нормой. Поэтому Степан не проявил никакого милосердия по отношению к нему. Купец вызвал опричника на смертный бой. И он одолел врага, ведь даже проведение было на стороне справедливости. Кирибеевич получил заслуженное наказание, потому что его злодеяние не было вынужденным. Он совершил преступление без раскаяния и без необходимости, по одной лишь прихоти. Он порочен, а потому не стоит сострадать ему. Как это сделать, если он сам не страдает?

Таким образом, если преступник раскаивается в содеянном, если совершил злодеяние, находясь в безвыходном положении, он заслуживает милосердия и руки помощи. Но если он осознанно сеет зло вокруг себя и не чувствует никакой вины, его нужно без пощады наказывать и осуждать. Он даже сострадание посчитает слабостью и обратит во зло остальным людям.

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? Тема №306 5 готовых примеров итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с  аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.

Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.

Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.

Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.

Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.

Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.

Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Каждый человек в своей жизни сталкивается с различными проблемами и поэтому никому не чуждо сочувствие. К сожалению, не все люди способны сопереживать другим. А есть ли такой человек, который попросту не достоин сочувствия?

Достаточно сложный и противоречивый вопрос состоит в том, стоит ли сочувствовать человеку, который совершил преступление. Безусловно, все мы люди, и нам не чужды муки совести и раскаяния, но иногда происходят такие страшные вещи, что нам трудно найти в себе силы принять их и простить. Конечно, тяжело узнать почему человек совершает то или иное злодеяние, мы не знаем, что было причиной такого поведения, но могу сказать точно — если люди совершают злые действия из-за эгоизма или в угоду своим пагубным наклонностям, такие личности должны понести заслуженное наказание. Есть такие люди, которые преступают закон из-за отчаяния и безысходности, но они понимают, что совершили ошибку и глубоко в ней раскаиваются. К таким можно отнестись с сочувствием и попробовать понять причину их злодеяния.

Здесь можно вспомнить великое произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В романе можно увидеть отнюдь не одного преступника – каждый здесь несет груз тяжелых испытаний жизни, но все справляются по-своему. Одним из главных героев является бедный, несчастный студент Родион Раскольников. Не видя выхода из своего положения, а именно из-за проблем с деньгами, он решается на самое тяжкое преступление – убийство. Нет ничего хуже, чем отнять у человека жизнь, данную ему природой. Несмотря на все муки совести и постоянные кошмары, Родион, все-таки убивает старуху-процентщицу. Но почему же читатель начинает сочувствовать убийце, жалеть его? На протяжении всего романа, можно увидеть, как преступник раскаивается в содеянном, испытывает муки совести. Автор показывает нам, что Родион не такой уж и плохой человек – спас детей из пожара, помог семье Мармеладовых и не только читатель постепенно, начинает принимать его поступок и сочувствовать ему, но и герои самого романа.

С другой стороны, мы видим еще одного преступника – Аркадий Свидригайлов. Этот персонаж надругался над пятнадцатилетней девочкой, дабы угодить своим низким, животным инстинктам. Последствия оказались ужасны – девушка решает покончить с собой. Такого человека очень тяжело пожалеть, а тем более проявить к нему хоть толику сочувствия, наоборот, он вызывает лишь злость и негодование.

В завершении, хотелось бы напомнить, что каждый человек проживает лишь одну жизнь. У каждого — своя судьба, свои проблемы. Большинство людей живут праведно и никогда не преступают границы дозволенного, какие бы тяготы жизни их не поджидали, но есть такие, которые из-за своего малодушия способны на преступление. Если человек впоследствии испытывает муки совести и раскаивается в содеянном, он может заслужить сочувствие и даже прощение. Но стоить помнить и о том, что некоторые преступления просто невозможно простить, как сильно бы злодей не сожалел о содеянном.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

Достоин ли преступник сочувствия? Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, всё зависит от обстоятельств и мотивов преступления. Если человек абсолютно хладнокровно совершил преступление, то речи про сочувствие не должно быть. А если преступнику пришлось преступить границу закона из-за отчаяния, безысходности и он понимает, что совершил роковую ошибку, в которой раскаивается, то он достоин сочувствия.

Преступники бывают разные, и обстоятельства, из-за которых они совершают преступления, тоже разные. Обратимся к роману Достоевского “Преступление и наказание”. Главный герой произведения Родион Раскольников живёт 3 года в Петербурге. Он снимает комнату, которая походит более на шкаф или гроб. Одевается Раскольников бедно и из-за проблем с деньгами бросает учебу в петербургском университете. Пытаясь найти выход из сложившегося положения, герой попадает в плен страшной идеи, которая разрешает кровь по совести. Он убивает старуху-процентщицу. Начинается следствие. Следователь Порфирий Петрович сразу понимает, что убийца- Раскольников, но следователь не видит в нем преступника, ждет, когда он явится с повинной, чтобы это смягчило его участь. Соня Мармеладова, сестра, мать, Дмитрий Разумихин поддерживают Раскольникова, помогая ему осознать весь ужас преступления, на которое он пошел. Ведь герой хоть и является надменным, необщительным, угрюмым, мрачным, но при том он добр и великодушен. Так, например, несмотря на то что у него было мало денег, он дает все свои средства семье Мармеладовых, помогая им в трудной жизненной ситуации. Еще он совершал подвиг, спасая двух маленьких детей из пожара. Список его добрых дел можно продолжить. Прочитав страницы эпилога, мы видим, что Соня Мармеладова сумела достучаться до Раскольникова, который раскаивается в содеянном. Герой не хладнокровный убийца, а совестливый человек со страдающей душой — он достоин сочувствия со стороны читателя. Ведь так и происходит. Проживая страшные месяцы жизни вместе с этим героем, мы ощущаем его боль, чувствуем симпатию к нему.

Таким образом, если человек, совершивший преступление, раскаивается в содеянном, он достоин сочувствия. Упавшему надо помочь подняться!

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Достоин ли преступник сочувствия? Наверно, каждый человек хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Но можно ли однозначно ответить на него? Ведь преступление преступлению рознь! Кто-то совершил ошибку непреднамеренно и кается, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Каждый человек может оступиться в жизни. Поэтому мне кажется, что одни преступники достойны сочувствия, а другие нет.

Размышляя над этим вопросом, не могу не вспомнить роман Достоевского «Преступление и наказание». Герой этого романа помещик Свидригайлов злой, развратный и порочный человек. И по мнению Раскольникова и его сестры Дуни, он — сладострастник и подлец.

Свидригайлов был шулером и когда-то попал в долговую тюрьму. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. А Марфа Петровна, которая любила его, выкупила его из тюрьмы и вышла за него замуж. Когда-то она помогла Свидригайлову ему даже избежать каторги за «зверское душегубство».

итоговое сочинение сочуствие

Так говорят о нём герои романа. Такие преступники как Свидригайлов, которые хладнокровно творят зверства, отдавая себе отчёт в своих поступках, не достойны ни сочувствия, ни прощения. Потому что зло у них в их натуре, они порочны и извращены от природы. А вот Сонечка, героиня этого же романа, которая пошла по «жёлтому билету», достойна сочувствия.

Мать Сони умерла, а её отец женился второй раз — на Катерине Ивановне, взяв её с тремя детьми от первого брака. А когда отец Сони остался без работы из-за пьянства, семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты. Чтобы спасти семью от голода, Соня пожертвовала собой и пошла по «жёлтому билету», то есть занялась непристойной работой- проституцией. Это является нравственным преступлением, и нарушением божьих заповедей, которым следует Сонечка. Но она пошла на это преступление, чтобы помочь семье. Сонечка, несмотря на свое положение, вызывает жалость и сочувствие.

Потому что грех не затронул её душу. Её душа чиста и непорочна. Сонечка добрая, великодушная натура и принимает страдания за других людей. Соня — прекрасный человек, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся.

Таким образом, одни преступники достойны сочувствия и прощения, а другие нет.

  • Реальные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ для 11 класса

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Наверх

Темы

  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Что такое ответственность?
  • Что такое раскаяние?
  • За что человеку бывает стыдно?
  • Что такое «муки совести»?
  • Последствия преступления для общества
  • Почему растет уровень преступности?
  • От чего зависит уровень преступности?
  • Всегда ли человек несет ответственность за сделанный выбор?
  • Всегда ли человек раскаивается за свое преступление?
  • Как соотносятся понятия «грех» и «преступление»?
  • Имеет ли право жертва отомстить преступнику?

Аргументы

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.
  2. А. Платонов, «Юшка». На преступление людей толкает безнаказанность. Юшку били, обзывали, забрасывали камнями даже дети, потому что он никогда не давал сдачи. Все люди были уверены, что он все стерпит и ничего не сделает в отместку. Пользуясь его слабостью, прохожие и соседи самоутверждались и выплескивали свою злобу. Они привыкли к тому, что Юшка играл роль мальчика для битья. Но вот настал тот миг, когда герой возразил в ответ на оскорбления незнакомца. И тот сильно ударил его, не ожидая сопротивления. От этого нападения Юшка и скончался. К сожалению, его непротивление злу насилием поощрило преступников и привело к трагическому исходу. Люди с маргинальными наклонностями проявляют себя именно в тех обстоятельствах, когда им ничто не угрожает разоблачением.
  3. Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». К сожалению, справедливость в большинстве случаем требует отказа от гуманности. Вспомним пример Егора Полушкина: герой охранял заповедник и был сильно избит браконьерами, когда попытался им помешать. В больнице Егора допрашивали следователи, но толку не было, ведь больной никого не выдал, хотя всех видел. Егор не хотел становиться доносчиком, жалел людей, проявил гуманность, но справедливо ли это? Он умер от полученных увечий, так и не выйдя из больницы. А его обидчики и губители леса должного наказания так и не получили. Урок не был усвоен, и они продолжили свою вредительскую деятельность. Благодаря Полушкину и его доброте они вышли сухими из воды. А справедливость требовала доноса, обвинения, суда, которые совсем не совместимы с гуманностью.
  4. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Милосердие по отношению к себе преступники часто путают с безнаказанностью, и у них создается иллюзия того, что можно и дальше идти по кривой дорожке. Примером может послужить Аркадий Свидригайлов. Герой сидел в долговой яме, ведь растратил все деньги и остался должен. Он был сладострастным человеком и ни в чем не мог себе отказать. Его пожалела Марфа Петровна. Она выкупила Аркадия и вышла за него замуж. С ее стороны это было настоящим милосердием: она дала преступнику и падшему человеку с дурной репутацией второй шанс. Он получил капитал, большой дом и высокий статус в обществе. Жена же закрывала глаза на его «шалости» с крепостными девушками. Аркадий не усвоил жизненного урока и продолжил развратничать. Он насиловал и совращал тех, кто не мог ему отказать в силу зависимого положения. Дуня Раскольникова тоже пожалела Аркадия, поверила ему, а он и тут воспользовался чужим сочувствием и едва не сделал героиню своей любовницей. Все шансы, подаренные добрыми людьми, Свидригайлов воспринимал как поощрение своей дурной натуры. Милосердие вновь и вновь давало ему возможности развратничать. Стоит признать, что преступники не заслуживают снисхождения, ведь пользуются им для совершения новых «подвигов». 
  5. И.С. Тургенев, «Ася». Настоящая ответственность — это умение добросовестно выполнять свой нравственный долг. Например, Гагин услышал от отца его предсмертную просьбу: позаботиться о девочке, которая была его дочерью, но не имела законного статуса. Анна воспитывалась у матери в крестьянской среде до восьми лет, а после ее смерти перешла к отцу — барину. Он ее баловал, во всем потакал, а потом она отправилась в пансион. Там Ася не прижилась, ведь ее происхождение отталкивало детей из знатных семей. Гагин, узнав об этом, взял воспитание девушки под свой контроль. Он выполнил просьбу отца — позаботился об Асе. Чтобы героиня не переживала из-за своего двусмысленного статуса, он вывез ее за границу. Там девушка получала полное обеспечение и свободу действий. Гагин во всем помогал ей и охранял ее честь. Он даже посоветовал своему другу Н.Н. не обнадеживать его сестру и отступиться, если его намерения не серьезны. Гагин и увез ее, как только понял, что сердце девушки разбито. Герой проявил ответственность, ведь исполнял свои обязанности очень качественно и добросовестно.
  6. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.
  7. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Героине Пушкина было стыдно за то, что она бросила отца и не сообщала о себе ничего почти два года. Дуня была для него единственной отрадой, смыслом жизни. Самсон Вырин все делал для своей дочери и очень гордился ею. Но однажды ее увез с собой гусар, который остановился на станции и увлекся красотой девушки. Отец пошел искать нерадивую дочь и нашел ее в столице. Но Минский отказался отдавать ее, пытался откупиться деньгами, как будто покупал товар. Отец выкинул деньги и пошел по следу офицера. Выследив адрес, он проник в квартиру. Дочь при виде его упала в обморок. И Минский выставил Самсона за дверь. Пришлось смотрителю возвращаться ни с чем. Он запил от горя и скоро умер, ведь дочь ничего не сообщала о своей судьбе. А спустя годы на его могилу приехала богато одетая дама с детьми. Дуня застала лишь надгробие и горько плакала, так как ощущала вину за раннюю кончину отца. Ей было стыдно за то, что она предала человека, который так ее любил. Став матерью, она поняла всю подлость своего поступка и глубину боли Самсона.
  8. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Муки совести — это нравственные страдания человека, признающего свою вину. Например, Вера испытывала раскаяние, когда узнала, что из-за нее Желтков совершил самоубийство. Чувство вины мучило ее из-за телефонного разговора, в котором она холодно и безразлично попросила героя закончить «эту историю». Она ощущала ответственность за то, что ее отказ в такой форме был главной причиной этой трагедии. После сообщения в газете Вера даже сама отправилась в квартиру Желткова и получила его предсмертное письмо. Дома она  плакала и слушала сонату Бетховена, которую он так рекомендовал в этом послании. Веру тяготили муки совести и смутное осознание того, что мимо нее прошла великая любовь. И это чувство ослабело только тогда, когда она поняла сердцем, что Желтков простил ее.
  9. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Многие знают о планируемой авантюре Чичикова, который скупал крестьян только на бумаге. Но не все понимают, какие последствия имела бы его махинация для общества. Он же никого не убивает, не калечит, а если и обманывает, то государственное учреждение, а не вдов и сирот. Но так ли? Чичиков собирался заложить несуществующие души в Опекунский совет. Это ведомство давало людям ссуды за ценности под проценты. Именно там А.С. Пушкин заложил имение в Болдино. Но куда государство девало проценты по кредитам? Ими оно обеспечивало сиротские приюты и дома малютки. Эти деньги шли на финансирование богоугодных заведений. Получается, что Чичиков своим обманом хотел нажиться на обездоленных. Именно они бы недополучили то, что им причитается по закону. В приюте дети получали образование и даже небольшое приданое для начала самостоятельной жизни.  Но такие, как Чичиков, брали ссуду под то, чего не было, а значит, учреждение терпело убытки и не могло помочь всем нуждающимся сиротам. Таковы негативные социальные последствия «безобидной» аферы героя. 
  10. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Главной причиной повышения уровня преступности  является нищета. Когда людям нечего есть, они готовы на все, чтобы прокормить себя, и их в этом сложно винить. Вот и герои повести Короленко преступают закон только потому, что государство никак не помогает им получить хотя бы кусок хлеба, необходимый для выживания. Валек стал сиротой и не имел ни дома, ни еды, ни возможности все это заработать. У мальчика была больная сестренка, которая тоже просила кушать. Что ему оставалось делать? Только воровать еду, пока почтенные господа закрывали глаза на беспризорников и их беды, зато активно осуждали воровство. Ребенок был поставлен перед выбором без выбора: либо умереть от голода, либо совершить кражу. Когда в обществе много таких людей, уровень преступности будет только расти. Поэтому так важно создавать социальные программы и финансировать их.
  11. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Уровень преступности зависит от социального и нравственного микроклимата в регионе. Например, в городе N казнокрадство, мздоимство, невыполнение служебных обязанностей стали нормой жизни. Все люди видели, как городничий и другие чиновники наживаются на преступлениях и не несут никакой ответственности за это. Будет ли обыватель уважать закон, если судья говорит, что берет взятки борзыми щенками и не видит в этом ничего плохого. Ему проще купить борзого щенка и воровать дальше, раз таковы правила игры. Поэтому вполне объяснимо, что все просители пытались подкупить мнимого ревизора и кляузничать друг на друга. Взятки в такой среде в порядке вещей. Правовой нигилизм приводит общество к повышению уровня преступности.
  12. А.И. Куприн, «Олеся». Человек всегда несет ответственность за то, чего делает или не делает. Вот, например, Олеся, зная о финале своей любовной истории, все равно испивает чашу до дна и идет на все жертвы ради великого чувства. Иван Тимофеевич перед ней как на ладони, и все его слабости ей известны. Но Олеся принимает все возможные последствия их связи. В отличие от кавалера, она не питает иллюзий насчет будущей семейной жизни и предлагает невыгодные для себя условия — быть любовницей, а не женой, принять его веру и отказаться от своей. И за все эти решения девушке приходится платить большую цену: ее избивают прихожане, и она вынуждена бежать из Полесья навсегда. Но Олеся не ропщет на судьбу, а понимает, что данные последствия были неизбежной платой за счастье.
  13. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». К сожалению, преступники далеко не всегда раскаиваются в том, что сделали. Напротив, многие из них пытаются оправдаться и выставить себя жертвами злого рока, сняв с себя ответственность. Например, офицер, убивший Олю Мещерскую, повел себя на суде вызывающе и подло. Мужчина винил саму девочку в том, что она его соблазнила и обманула. По его словам, Оля была его невестой, но для девушки это обещание было игрой. На вокзале она посмеялась над любовью офицера и дала ему свой дневник, где был описан ее опыт общения с другим мужчиной. Оказывается, гимназистку уже соблазнил друг отца. Офицер же считал себя жертвой лжи, что, по его мнению, оправдало его преступление. Оля сама была виновата, она его спровоцировала — такова логика обвиняемого. Никакого раскаяния в его словах не было. Он и вправду полагал, что имел право отомстить женщине, которую возомнил своей собственностью.
  14. М. Горький, «На дне». Если грех — это морально-нравственное понятие религиозного характера, то преступление — это его правовой эквивалент, закреплённый в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, в пьесе «На дне» убийство по неосторожности совершает Васька Пепел. Формально он виноват и пойдет под суд. Ему грозит каторга. Но настоящий грех совершила Василиса — жена Костылева. Она давно планировала убийство мужа и даже просила своего любовника совершить это деяние. Васька отказался, он не хотел брать грех на душу. Но Василиса подстроила все так, что завязалась драка, и в ней Пепел случайно ударил Костылева. Настоящей виновницей случившегося была именно она, с нравственной точки зрения. Это грех. А Пепел осужден за преступление, ведь именно от его руки погиб Костылев. Его поступок — преступления, с правовой точки зрения. Значит, грех в данном случае стал причиной убийства.
  15. В.П. Астафьев, «Людочка». Никто не может отказать жертве в праве на месть, когда закон не работает, и преступление остается безнаказанным. Так случилось и в истории Людочки. Девушка пострадала от группового изнасилования, но уголовники держали в страхе всю округу, и Люда не могла пожаловаться и написать заявление. Ей угрожали пытками, а хозяйку дома, где она жила, запугали сожжением всего имущества. Самое страшное, что те же люди снова домогались до жертвы, ведь их подстегнула безнаказанность. От безысходности Люда повесилась. Тогда ее отчим, узнавший об беде слишком поздно, решил покончить с бандой Стрекача. Он избил уголовника и бросил его в кипящую реку отбросов и промышленных отходов. Только эта расправа отрезвила шпану. Например, Артем Мыло взялся за голову и перестал вести маргинальный образ жизни. Очевидно, что месть в данном случае не только была правомерной, но и пошла всем на пользу.

Как мы знаем, преступление – это общественно опасное противоправное деяние. Однако у каждого поступка есть свой мотив и свои последствия. Нужно ли прощать виновного? Испытывать ли к нему сострадание? В своём тексте А. Грин размышляет над проблемой проявления милосердия по отношению к преступнику.

В качестве примера автор рассматривает ссору двух моряков, не поделивших что-то. Один ударил другого ножом в спину. Тогда раненому был предоставлен выбор: поступить «по закону» и начать следствие или «по человечеству» и замять дело. Ему говорили, что обидчик полон раскаяния, у него жена и дети. Потерпевший думал: «Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием». Однако выбор был сделан в пользу закона. Автор отмечает, что испытывать сострадание к обидчику может не каждый. Быть милосердным к человеку, нанёсшему тебе какие-либо повреждения, бывает трудно, даже если он полон раскаяния. Преступник – человек, переступивший закон, он должен быть наказан.

Автор обращает внимание на чувства рассказчика касательно ситуации с моряками. Герой верил, что потерпевший поступит «по человечеству» и простит обидчика: «Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. Мне казалось, что у меня что-то отняли». Он не хотел, чтобы человека, раскаявшегося в своих поступках, наказывали. Этот пример доказывает, что необходимо уметь прощать. Нужно быть милосердным к человеку, понявшему свои действия и покаявшемуся в этом. Ведь для него главным наказанием станет мучение совести.

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет уверенность рассказчика в том, что можно и нужно простить преступника, сомнениям потерпевшего. Оба примера показывают разное отношение людей к их обидчикам.

Автор считает, что преступники заслуживают милосердия, если они раскаялись. Единожды совершённое преступление может быть прощено, если обидчик осознал свою вину и понял свои ошибки.

Я согласна с мнением автора. Главным наказанием для раскаявшегося преступника является его совесть. Именно милосердие способно помочь измениться человеку, совершившему противоправное деяние. Примером может послужить герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он совершил преступление: убил старуху-процентщицу. Опасное деяние, заслуживающее достойного наказания и никакого сочувствия. Однако Соня Мармеладова видела, как мучается Родион, как тяжело переживает свое преступление. Она отнеслась к нему милосердно, помогла решиться на признание и обрести душевный покой. Сочувствие и сострадание Сони помогло Раскольникову встать на путь исправления.

Таким образом, преступники заслуживают милосердия по отношению к ним, если они раскаялись в содеянном и готовы встать на путь истинный.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры

Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема роли учителя в формировании личности по тексту К.Г. Паустовского
  • Проблема проявления самоотверженности. Сочинение ЕГЭ
  • Роль учителя в жизни человека по тексту В. Каверина
  • Проблема силы любви по тексту Н.И. Батыгиной. Сочинение ЕГЭ
  • Проблема самопожертвования на войне по тексту В.А. Каверина
  • Проблема понимания сущности гражданской войны по Б. Пастернаку

Новые материалы раздела:

  • Проблема роли поэзии в жизни человека по тексту К.Г. Паустовского
  • Проблема определения роли Родины в жизни человека по тексту А.Н.Толстого
  • Проблема судьбы человека в годы войны по тексту Каверина

Милосердие в литературе

Определение 1
Вечные темы (в искусстве) — неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.

Определение 2

Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.

Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:

  1. Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
  2. Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.

Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Милосердие в русской литературе 430 руб.
  • Реферат Милосердие в русской литературе 260 руб.
  • Контрольная работа Милосердие в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие — это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.

Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Маргарита

Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».

Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.

В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.

Замечание 3

С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Солженицына Матренин двор
    Произведение создается автором в период его крымской ссылки, при этом первоначальное название рассказа изменяется писателем по причине возможной цензуры.
  • Семья — ячейка общества сочинение-рассуждение
    Очень часто можно слышать, что семья — это ячейка общества. Как можно понять это выражение? Прежде всего, семья — вещь уникальная с точки зрения социологии. В одно и то же время семья — это и малая группа
  • Мой любимый литературный герой — сочинение
    Данный персонаж хоть и является выдуманным, но не перестает притягивать внимание чуть ли ни каждого человека на планете Земля.

Лидия Михайловна

Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.

Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия — желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.

«Чучело»

Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.

Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.

Замечание 2

Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»

В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Нужно ли прощать преступление сочинение
  • Нужно ли приводить цитаты в итоговом сочинении
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь сочинение
  • Нужно ли помогать человеку оказавшемуся в трудной жизненной ситуации сочинение
  • Нужно ли помогать человеку в трудной ситуации итоговое сочинение