Обновлено: 09.01.2023
Мнение других людей не должно вставать для человека на первый план, однако он должен прислушиваться к общественному мнению. Все люди разные, каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, поэтому другие люди способны дать совет, показать свое видение ситуации. Необязательно выполнять все то, что было сказано другим человеком, можно просто прислушаться к нему и сделать определенные выводы, согласившись с ним или полностью отказавшись. Мнение других людей позволяет понять, что точно хочет человек. Несмотря на стремление к независимости, каждый человек в обществе зависит от мнения окружающих людей. Потому что человек – существо социальное. Только человек, находящийся вне общественных связей, способен быть полностью независимым, что не всегда является благом.
Влияние общественного мнения на человека отмечалось многими писателями и поэтами. Не мало примеров, когда мнение других людей приводило к трагичным последствиям, но и есть случаи, описываемые в произведениях, где мнение одного человека положительно сказывается на другом.
Таким образом, к мнению других людей нужно прислушиваться. Именно прислушиваться, а не идти на поводу. Человеку нужна помощь и поддержка, и, возможно, другой человек поможет сделать правильное решение.
Иногда мы подолгу их обдумываем, иногда принимаем слишком поспешные, однако и в том и в другом случае впоследствии часто испытываем недовольство результатом. Хорошо, если принятое решение играет не слишком важную роль в нашей жизни. Но ведь бывают ситуации, когда неправильные действия могут привести к необратимым последствиям. Что же делать? Как принимать решения так, чтобы позже не жалеть об этом?
Как бы то ни было, за принятое решение, если оно касается вашей сферы деятельности или вашей жизни, приходится в конце концов отвечать именно вам, и угрызения совести испытывать достанется также вам. Если к этому списку добавить еще и упреки окружающих, получается печальная картина. Поэтому при принятии ответственного решения, касающегося вашей жизни либо вашей семьи, последнее слово должно быть обязательно за вами.
Вы замечали, что советовать что-то очень легко? Потому что советчику можно в любое время отойти в сторону. Бывает, что доброжелатели могут даже сильно давить на вас, фактически незаметно подталкивая к принятию решения.
Умейте всегда дать отпор. Это ваша жизнь. В какой форме вы это сделаете – зависит от вас. Если вы дипломат, то сумеете организовать это без ущерба для ваших отношений. А можно сделать это грубо, навсегда отбив охоту давать вам советы.
Проблема заключается в том, что советы дают чаще всего люди сочувствующие и близкие, потому отказать им бывает нелегко. Однако когда вы понимаете, что принятое решение – по сути не ваше, то начинаете обвинять тех, кто его вам подсказал. А те лишь разводят руками, ведь они ничего не решали, лишь советовали. И в какой-то степени они правы. Но лишь отчасти. Не будь их – возможно, вы бы выбрали другой путь.
Самостоятельное решение, когда не ожидается повода обвинить других, и вы чувствуете большую ответственность, принимается более осмотрительно, и порой оказывается единственно правильным. Естественно, это не касается таких областей жизни, где требуется узкоспециализированного технического подхода и консультации специалиста.
Будьте готовы к ответственности за принятое решение Однозначно и неоспоримо то, что каждый человек несет ответственность за принятое им решение, которое приводит к результатам, влияющим на дальнейший ход его жизни, и, возможно, на жизнь других людей.
Многие это понимают, однако на их меру ответственности это не влияет. Почему? Возможно, причина кроется в том, что редко кто моделирует свою жизнь, просчитывая реальные последствия, к которым могут привести его решения. Что делать в этом случае?
Конечно, мало у кого есть для этого время и способности. Поэтому просто обдумывайте решение перед тем, как его принять. Не спешите. Тем более под давлением окружающих. Найдите хотя бы 15 минут, чтобы обдумать детали. Попросите время подумать. Посоветуйтесь с теми, на кого ваше решение окажет непосредственное влияние. И, конечно же, не забывайте о том, что ответственность все равно несете вы.
Умейте предвидеть последствия Как защититься от нежелательных последствий? Ответ один – уметь их предвидеть. Поверьте, это нетрудно сделать. Нужно лишь приложить небольшое усилие и заставить себя думать. Хотя бы на два шага вперед. Реально оценить ситуацию, обдумать возможные варианты решений. Выбрать из них наиболее приемлемое. Спрогнозировать несколько вариантов возможных последствий своих действий. Выбрать из них более реальные. И уже взяв их за основание, оценить, стоит ли действовать именно так.
Нельзя убежать от самого себя – это много раз проверено и доказано. На самом деле затронутая тема не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Ведь именно с принятия решения начинаются все поступки человека и их последствия. Если бы человек мог правильно моделировать и принимать решения и умел бы предвидеть все последствия, наша жизнь могла бы быть намного лучше. Правильных вам решений!
Источник
Сейчас каждый хочет показать какой он умный, и все постоянно лезут со своими советами к чужим людям.Нужно ли, слушать советы таких людей? Бывает ли от них толк?
Лучший совет — это не давать никаких советов, как говорил мой папа. Во всяком случае, когда их не просят. Вот если человек сам попросил совета у друга, то это другое дело. А когда советы раздают в то время, как ты ни о чем не просил, слушать, думаю, не стоит. Хотя, выслушать-то можно, но поступить следует все равно так, как сам считаешь нужным, как подсказывает тебе твое сердце.
Человек в своей жизни обязан чему то верить, иначе — этот человек не имеет человечности. С детства мы верим учителям, воспитателям, маме, которая говорит нам: «одень шапку, там холодно», верим тем или иным книгам, утверждениям, обьяснениям или истинам. Примерно к 16-18 годам у нас формируются свои уникальные убеждения и понимания жизни, мира. Свои уникальные стремления и интересы. Когда советы других людей противоречат этим нашим убеждениям — мы говорим «люди мне все равно ничего хорошего не посоветуют». Хорошо, когда ваши стремления и убеждения верны, истинны, структурны — тогда действительно, интересы советчиков, как и их советы — бессмысленны и ничего хорошего вам не принесут. Другое дело, если именно ваши убеждения, стремления, дела ложны и бессмысленны, пустые и бесцельны — тогда, действительно, стоит прислушаться к определенным людям, которые своей жизнью доказали, что они имеют более полное и целостное представление той или иной проблемы.
Часто ли вам приходится выслушивать советы других людей или может быть, вы сами любите советовать? Тема советов очень актуальна и волнует многих. Попробуем разобраться, в каких случаях уместно давать советы и как правильно реагировать на чужие мнения, замечания и критику.
Непрошеный совет вне зависимости от того, насколько доброжелательно его преподнесли – это абсолютная уверенность в том, что знаешь, как будет лучше поступить и нежелание держать свои убеждения при себе.
Как правильно давать советы, чтобы никого не обидеть
Когда уместно давать советы
Воздержаться и не советовать что-либо близким, друзьям или знакомым бывает очень сложно. Но советовать уместно только в трех ситуациях:
- когда вас лично об этом попросили;
- когда ведется совместная работа и нужно получить общий результат;
- когда вы эксперт и точно знаете, как улучшить ситуацию.
Когда мы даем непрошеные советы, нам кажется что мы помогаем другому человеку, а на самом деле демонстрируем:
- свою правоту;
- превосходство (что намного лучше разбираемся в конкретном вопросе);
- желание быть полезным и получить за это благодарность.
Когда мы советуем без острой на то необходимости, то заходим на чужую территорию, пытаемся решить проблемы другого человека, не замечая собственных.
Иногда советы не стоит давать, даже когда вас об этом просят, чтобы не отнимать у человека ресурс для его развития и дать ему пройти уготованный для него путь. Помните, что все люди разные, у каждого собственное мнение, ценности, вкусы и видение окружающего мира, взгляды двух людей могут совершенно не совпадать.
Как правильно советовать или может вовсе перестать это делать?
Что делать, если вам очень хочется дать совет?
2. Скажите о том, чтобы всегда готовы поддержать оппонента, вне зависимости от того, как он поступит.
3. Расскажите личную (похожую) историю и то, как вам удалось решить проблему.
4. Выслушав историю собеседника, обозначьте положительные моменты и только потом переходите к тому, что на ваш взгляд, нуждается в улучшении.
Как правильно реагировать на советы?
Советчики бывают разными. Одни борются за внимание, поэтому не видят собственных границ и легко нарушают чужие. Другие нуждаются в похвале, хотят почувствовать свою значимость. А третьи очень тревожны и стремятся все контролировать, даже чужую жизнь.
Непрошеные советы могут существенно повлиять на чужую жизнь. Чужие непрошеные советы иногда в корне меняют ситуацию, поэтому стоит быть осторожным и прежде всего, думать своей головой.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Читайте также:
- Три ступени ведущие вниз сочинение
- Прыжки в воду сочинение
- Город моей мечты сочинение на французском
- Ребячьи дожди сочинение по сладкову
- Сочинение описание животного 6 класс
Alikhan Bokeikhan University
CРОП
Тема: Рассуждение как тип речи. Текстовая модель научного рассуждения
Выполнила студентка группы:НО-101 Берикболова Томирис
Проверила: Долгушева Татьяна Владимировна
Сочинение-рассуждение
Как пополнить свой словарный запас?
Словарный запас нужно пополнять для того, чтобы грамотно писать . И правильно говорить , чтобы хорошо излагать свои мысли,знать много интересных слов и красиво говорить, сможешь донести собственное мнение окружающим и т.д. Чтобы хорошо излагать свои мысли, нужно иметь серьезный словарный запас. В этом сходятся многие эксперты. Часто бывает так, что успешный человек неплохо показывает себя в делах, но на деловой встрече и нескольких слов связать не может. Как повысить словарный запас? Есть разные способы. Многие советуют больше читать разнообразной литературы и тем самым ты косвенно повышаешь и свой словарный запас и грамотность и качество своей устной речи.Имея богатый словарный запас — ты станешь более сильным переговорщиком. Это реальный бизнес-навык, который эксплуатирует филологию в капиталистических целях.научишься связывать воедино хотя бы несколько слов, а не разговаривать обрывистыми предложениями.
Нужно ли слушать чужие советы?
Человек в своей жизни обязан чему то верить, иначе — этот человек не имеет человечности. С детства мы верим учителям, воспитателям, маме, которая говорит нам: «одень шапку, там холодно», верим тем или иным книгам, утверждениям, обьяснениям или истинам. Примерно к 16-18 годам у нас формируются свои уникальные убеждения и понимания жизни, мира. Свои уникальные стремления и интересы. Когда советы других людей противоречат этим нашим убеждениям — мы говорим «люди мне все равно ничего хорошего не посоветуют». Хорошо, когда ваши стремления и убеждения верны, истинны, структурны — тогда действительно, интересы советчиков, как и их советы — бессмысленны и ничего хорошего вам не принесут. Другое дело, если именно ваши убеждения, стремления, дела ложны и бессмысленны, пустые и бесцельны — тогда, действительно, стоит прислушаться к определенным людям, которые своей жизнью доказали, что они имеют более полное и целостное представление той или иной проблемы.
Достарыңызбен бөлісу:
Содержание
- Всегда ли нужно следовать моде — сочинение-рассуждение
- Сочинение 1
- Сочинение 2
- Итоговое собеседование . Два варианта монологического высказывания «Всегда ли нужно следовать моде?»
- Просмотр содержимого документа «Итоговое собеседование . Два варианта монологического высказывания «Всегда ли нужно следовать моде?»»
- Что значит следовать моде огэ
- Примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования 2021 (монолог)
- Что такое монолог?
- Формулировка задания
- Критерии оценивания
- Тема 1 — описание фотографии.
- Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
- Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Всегда ли нужно следовать моде — сочинение-рассуждение
Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — всегда ли нужно следовать моде? Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
К моде и модным тенденциям разные люди относятся совершенно по-разному. Кто-то считает, что следовать моде — это значит быть «стадом овец», которые не имеют своего мнения и слушаются чьих-то советов.
Кто-то наоборот внимательно следит за всеми модными тенденциями, ходит на показы, изучает дизайнерские коллекции, знает на полгода вперед, что будет актуально и в соответствие с этим строит свой гардероб.
Кто-то говорит, что живет вне моды, и покупает вещи, которые просто понравились в магазине. А некоторые продавцы в магазинах часто использует слово «модно» просто, чтобы убедить клиента купить одежду (причем иногда такие модные тенденции продавец придумывает на ходу).
Как относится к моде, стоит ли следовать модным тенденциям и на сколько вообще гардероб должен зависеть от моды?
Предлагаю вам мнение итальянских стилистов.
Прежде всего нужно сказать, что следовать моде — это не значит копировать в своем гардеробе все, что вы увидели в fashion-журнале, выбрасывать каждый сезон старую («немодную») одежду, покупать новый гардероб или одеваться так, чтобы соединить в одном луке все, что вы увидели на fashion-тв.
Мода только задает направления и показывает определенные образы и темы, которые атуальны в данном сезоне, а каждый человек уже сам решает, как интерпретировать эти образы и что выбирать. Здесь важно скорее не то, какие вещи и каких дизайнеров купить в новом сезоне, а то, как носить эти вещи.
Мы следуем моде или мода следует за нами?
Довольно многие люди считают, что они совершенно далеки от моды. Они говорят, что ходят в магазины и покупают то, что лично им нравится и соответствует их собственному вкусу. Если бы все было действительно так, то сейчас некоторые продолжали бы носить корсеты и широкие юбки со шляпами и перчаткам из 50х годов.
Это связано в большей степени с тем, что в магазинах не продают подобных вещей, т.к. они вне моды и уже не актуальны. Ассортимент в магазине одежды (цвета, фактуры, силуэты) каждый сезон определяется модными тенденциями. Если женщина идет в магазины за юбкой, а там представлены одни юбки-карандаш (потому что в этом сезоне считаются модными подобного типа юбки), то вероятнее всего, что женщина купит именно юбку-карандаш (даже если изначально она думала например о вязаной юбке).
Конечно, есть базовые вещи, которые не изменяются и переходят из сезона в сезон (например, белая рубашка или джинсовая мини-юбка), однако подобную одежду чаще всего называют скучной и покупают только тогда, когда идентичная вещь из старого гардероба уже износилась..
В этом случае получается, что все, кто покупают вещи в магазинах, сознательно или неосознанно следуют моде.
Сочинение 2
Одежда очень важна в нашей жизни. Это неотъемлемая часть нашего образа, в которой мы нуждаемся ежедневно. Когда мы видим человека впервые, первое на что мы обращаем внимание – одежда. Человек, одетый аккуратно и опрятно, произведет на нас большее впечатление, чем неряшливый. Поэтому так важно следить за своим внешним видом.
Существует много разных стилей, мода не стоит на месте. Постоянно изобретается что-то новое и необычное. Современные ткани и причудливые фасоны появляются каждый сезон. Кто-то наоборот предпочитает классику и простоту линий. То как вы одеваетесь, расскажет о вас больше, чем вы думаете. Одежда – это вторая кожа, для того, чтобы нравиться окружающим, нужно найти и носить то, что вам по душе. Необязательно покупать дорогую одежду, чтобы выглядеть стильно. Главное уметь правильно сочетать вещи. Также нужно продумывать свой образ. Короткая юбка будет неуместна в школе, а школьная форма на дне рождения у подруги, если только вы не решили устроить костюмированную вечеринку. Для каждого мероприятия и местонахождения существует свой негласный дресс-код, которого мы должны придерживаться, чтобы быть одетыми со вкусом.
Мой любимый стиль одежды — кэжуал. В нем сочетается простота и удобство. Я очень люблю спортивную одежду, джинсы, различные виды кроссовок и кед, но если все время одевать только вещи для спорта, это будет выглядеть скучно и не всегда соответствовать месту и времени. Подобрав правильные аксессуары, можно сделать образ более деловым или романтичным.
Но одежда важна, только в первые несколько минут знакомства. Для того чтобы впечатлить окружающих не только наружной оболочкой, но и внутренним содержимым необходимо постоянно самосовершенствоваться, развивать свои способности, находить в себе новые таланты, читать книги и изучать языки. Одежда сделает свое дело и продемонстрирует стройность фигуры и умение одеваться изысканно. Дальше — дело за вами.
Источник
Итоговое собеседование . Два варианта монологического высказывания «Всегда ли нужно следовать моде?»
В данной методической разработке представлено два варианта монологического высказывания на тему » Всегда ли нужно следовать моде?»
Просмотр содержимого документа
«Итоговое собеседование . Два варианта монологического высказывания «Всегда ли нужно следовать моде?»»
ЗАДАНИЕ № 3. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
ТЕМА 3 « Всегда ли нужно следовать моде?»
Вступление. Формирование тезиса, в котором заключена основная мысль.
1. Когда – то я слышала выражение « Глупо слепо следовать моде, но смешно выглядит тот, кто вовсе не следует ей».2. Я согласна с такой позицией. 3. Действительно, гнаться за модой, которая меняется стремительно, вряд ли разумно.4. Но и жить с застывшим несовременным обликом — это сознательно выставить себя на посмешище.
5) Представим, что люди ещё с начала 20-ых годов 19 века перестали следить за модой в одежде.6) Время для них как бы остановилось. Всё поменялось: дома, интерьер, средства передвижения, а мужчины и женщины щеголяют в нарядах позапрошлого века.7) Мужчины во фраках, женщины в платьях с кринолинами и не в карете, а в метро или поезде, а ещё лучше в автомобиле экстра класса. Смешно и глупо.
Однако в погоне за модными тенденциями важно не впасть в крайность. 9) Иногда то, что видят на подиумах, люди переносят в реальную жизнь, забывая, что это не предназначено для внедрения в активную жизнь.10) Выглядят они при этом часто смешно.
11) Так что моде следовать нужно, но соблюдать в этом меру, чтобы не быть смешным.
Жизнь не стоит на месте, она меняется. 2) Меняются и её атрибуты: интерьер, мебель, средства передвижения, одежда, обувь, причёски. 3) Меняется даже сленг. 4) И человек вынужден идти в ногу за временем, учитывая тенденции в моде.
5) А мода – штука странная.6) Можно ли было в 19 веке представить, что такой атрибут мужского гардероба, как лосины или сапоги-ботфорты позаимствуют у мужчин женщины. 7)Современный мужчина в лосинах и ботфортах выглядел бы странно, а на современной женщине они смотрятся уместно.
В погоне за модой нужно помнить о хорошем вкусе, о чувстве стиля, о том, что подходит твоей фигуре и даже соответствует твоему настроению. 9) Романтической одежде должно соответствовать и соответствующее поведение. 10) В спортивной одежде: шортах, майках , джинсах можно позволить себе раскованное поведение.
11) Таким образом, человек должен следовать моде, но при этом уметь выбирать одежду согласно ситуации и учитывать свой стиль.
Чтобы не быть голословными, давайте просмотрим эти фотографии.
Высокая мода показывает тенденции, даёт направление, а мы вправе выбирать то, что нам ближе. Следовать моде – это не значит копировать в своём гардеробе всё, что увидели.
Источник
Что значит следовать моде огэ
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Праздник (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. место и время проведения праздника;
2. событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
3. присутствующих на празднике;
4. общую атмосферу праздника и настроение участников.
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)? Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте описать:
1. Что значит, следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1) Опишите фотографию.
1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2. Когда можно сказать, что праздник удался?
3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
3) Всегда ли нужно следовать моде?
1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3. Приведите пример отрицательного влияния моды.
Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т. к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.
Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2−2,5 минуты.
При выборе одной из трёх предложенных тем монологического высказывания продумайте, какая из них Вам ближе. Какую бы тему Вы не выбрали, к ней предлагается план. Старайтесь не упустить ни один из пунктов плана. Добавить к указанным пунктам что-то самостоятельно вполне допустимо
и приветствуется. Отведите на подготовку этого задания не более 1 минуты. На само высказывание можно отвести до 3-х минут.
Во время монолога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.
При выборе темы № 1 Вам придётся создавать текст-описание по предложенной фотографии.
Описание — это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени. Большую роль в Вашем тексте-описании будет отведена объекту фотографии: неодушевлённый он или одушевлённый, возможно, это пейзаж, портрет или событие.
При выборе темы № 2 Вам предстоит создавать текст-повествование. Повествование — это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). В создаваемом Вами тексте повествование будет идти от первого лица, потому что в задании предлагается составить рассказ по личным впечатлениям.
При выборе темы № 3 Вам необходимо будет составить текст-рассуждение. Рассуждение — это тип текста, в котором что-то объясняется или доказывается, говорится о причинах действий, событий, явлений, устанавливаются взаимосвязи между действиями, событиями, явлениями. Помните, что текст-рассуждение — это всегда единство трёх составляющих: тезиса, доказательства и вывода. Приветствуется наличие в тексте-рассуждении собственной точки зрения и умение её отстоять.
Источник
Примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования 2021 (монолог)
Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог).
Что такое монолог?
Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.
Формулировка задания
В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.
После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.
Критерии оценивания
Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:
- Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше.
- Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы.
- Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.
Тема 1 — описание фотографии.
На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.
Пример описания фотографии из демонстрационного варианта
В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок.
После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:
Место и время проведения праздника
Посвященные празднику события
Изображенных на фотографии людей
Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.
Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.
Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:
Когда и где состоялся поход или экскурсия
Кто был участником или участниками мероприятия
Как проходила подготовка к походу или экскурсии
Чем запомнилось мероприятие.
Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.
В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой отдохнувшие и счастливые.
Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?
На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:
Что значит следовать моде?
Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?
Следование моде заключается только в подборе одежды?
Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.
Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету.
Источник