- 14.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА
- Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
- Примеры сочинений 2022-2023
- Подробно про композицию итогового
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец. материал)
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец. материал)
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Ответы на популярные вопросы о сочинении.
Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:
→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.
ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.
Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.
«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.
Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.
Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.
Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».
«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.
Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:
В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?
ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ
Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.
Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.
Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных описок обычно относят:
— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).
НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!
СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).
ПУНКТУАЦИЯ
— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.
Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?
Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.
Читаем инструкцию:
литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).
Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.
Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18+ или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).
Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.
Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).
Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.
«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.
Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»
За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).
Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?
За что можно получить 0 баллов.
Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.
1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)
2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.
3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.
Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:
1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.
2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.
3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.
4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).
5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.
Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!
Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.
Как писать итоговое сочинение
Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».
3
1 406
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.
Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.
Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе
Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.
Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.
Структура итогового сочинения
В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.
Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.
Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.
Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.
Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.
Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.
Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.
Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.
План итогового сочинения
В итоговом сочинении должны быть:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.
Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»
Вступление
Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.
Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.
Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения
Основная часть
В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.
Заключение
В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.
Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.
Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:
Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023
.
Критерии итогового сочинения
При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».
Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.
Требования к итоговому сочинению
Это объём и самостоятельность.
В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».
Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».
Критерии оценивания
Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.
При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.
Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.
Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.
В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:
Разбери разделы и подразделы
Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.
Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.
В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.
Читай и анализируй
Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.
Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.
Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.
Тренируйся
Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.
После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.
На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.
Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.
Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».
Подробности здесь.
Сочинение по литературе в декабре.
2022-2023 учебный год.
Как подготовиться к сочинению по литературе в декабре?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Особенности сочинения по литературе в декабре в 2022-2023:
Учащимся будет предложено 6 тем, из которых выпускник сам выбирает одну тему, по которой будет писать.
Будут предложены темы по ТРЁМ направлениям:
- духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
- семья, общество, Отечество в жизни человека.
- природа и культура в жизни человека.
Каждое направление тем имеет конкретные подтемы (см. ЗДЕСЬ).
Данные направления сформированы на базе открытого банка тем на сайте ФИПИ (тем там предложено более тысячи!)
Сделаем выводы.
- Выпускников на экзамене будут ждать довольно общие темы. Это огромный плюс. Данные темы можно раскрыть на очень многих примерах из произведений литературы.
- Выбор тем очень большой, причём по самой разнообразной тематике: нравственные проблемы, семья в жизни человека, роль произведений искусства, природа и человек и т.д.
- Если ученик читал произведения, то написать сочинение для него не составит труда.
Как готовиться к сочинению по литературе в декабре?
- Подберите произведения по каждому направлению. Если вы читали их давно, то вспомните их краткое содержание (в Интернете много сайтов, имеющих данную информацию).
- Важно! Если вы НЕ читали произведение, то не используйте его в качестве аргументов, можете допустить фактические ошибки, да и анализа качественного не получится.
- Повторите, какова структура сочинения, что нужно писать в каждой его части.
- Нужно ли делать упор во время подготовки на одной- двух темах (так делают некоторые учащиеся). Я не рекомендую этого делать. Может случиться так, что по направлениям, которые вы выбрали, будут предложены более сложные темы, чем по тем, к которым вы не готовились. Зачем сужать себе круг тем?
- Подбирайте произведения, в которых представлены многие темы.
Приведу пример.
Л.Н. Толстой «Война и мир».
1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
Внутренний мир человека и его личностные качества.
Все главные герои (Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский) романа имеют богатый внутренний мир: живут по нравственным принципам, мечтают о нужности обществу, ищут достойный путь в своей жизни; они добры, милосердны, великодушны, сильны духом.
Им противопоставлены такие герои, как все члены семьи Курагиных, для которых на первом плане – эгоистические меркантильные интересы.
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Это продолжение сказанного выше. Душевное богатство героев, чёткое следование законам добра определяет их отношение к окружающим, близким, народу вообще.
Герои же эгоистичные, себялюбивые безразличны к судьбам окружающих, к высокомерны, даже грубы.
Познание человеком самого себя.
Любимые герои Л.Толстого находятся в поисках жизненного пути. Они ошибаются, но понимают это и находят верную дорогу.
Свобода человека и ее ограничения.
По данному направлению можно найти аргументы в «Войне и мире», но лучше привести другие произведения (например, М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Легенда о Ларре» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
2.Семья, общество, Отечество в жизни человека.
Семья, род; семейные ценности и традиции.
Сравнение семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
Человек и общество.
Цели А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой – быть нужными в обществе, они не находятся в стороне от важнейших событий в стране, они вместе с народом.
Отрицательные же герои могут только красиво рассуждать о служении Отечеству, но они далеки от желания реально приносить пользу стране.
Родина, государство, гражданская позиция человека.
Тема перекликается с предыдущей.
3.Природа и культура в жизни человека.
Природа и человек.
В романе много примеров, в которых автор показал связь человека и природы, отражение внутреннего мира героев через их восприятие природы: небо Андрея Болконского, его встречи с дубом, ночь в Отрадном для Наташи.
Наука и человек.
Это единственная тема, не нашедшая отражение в романе.
Искусство и человек.
Вспомним, как танцевала Наташа народный танец, как пела она Николаю в период, когда ему было очень тяжело, как весело танцуют на именинах Наташи и её матери. Отношение к музыке отражает глубокие чувства героев, их умение воспринимать прекрасное всей душой.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, повторив содержание романа «Война и мир», вспомнив характеристики героев романа, вы, ребята, будете готовы к очень многим темам.
Рекомендую повторить следующие произведения:
- А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
- М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».
- Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
- И.А. Гончаров. «Обломов».
- А.М. горький. «Старуха Изергиль» (легенды о Данко и Ларре).
- М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
- М.А. Булгаков. «Матер и Маргарита», «Собачье сердце».
- В. Быков. Одну из повестей, например, «Обелиск».
Конечно, это минимум произведений, но если их вы будете знать хорошо, то многие темы сможете раскрыть на экзамене.
Напомню критерии, по которым будут проверять ваши сочинения.
Всегда помните их, учитывайте при написании сочинения.
КРИТЕРИИ оценивания сочинения в декабре.
- Критерий No 1 «Соответствие теме».
Помните, что это один из важнейших критериев. Если в сочинении не раскрыта тема, то работа не будет зачтена.
Критерий № 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала».
«Незачет» ставится, если сочинение не содержит аргументации, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
ЗАПОМНИТЕ!
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям No 1 и No 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
ВАЖНО!
Можно привлекать для аргументации
художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
ПОЯСНЕНИЕ.
Конечно, легче писать сочинение по литературному произведению.
Критерий № 3. «Композиция и логика рассуждения».
Необходимо знать структуру произведения (вступление, основная часть, заключение), чётко делить текст на абзацы, придерживаться логики изложения, то есть одно должно вытекать из другого, всё должно быть взаимосвязано.
Критерий № 4. «Качество письменной речи».
Качество речи – это и богатство лексического запаса, разнообразные синтаксические конструкции (не нужно писать слишком «простенькие» предложения), отсутствие речевых ошибок.
Критерий № 5. «Грамотность».
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Наконец, есть определённые требования к сочинению.
ДВА требования к сочинению в декабре:
Требование 1. Объём сочинения.
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет».
Обратите внимание!
В подсчет слов включаются все слова, в том числе и служебные.
Требование 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Не допускается списывание сочинения из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста.
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования No 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Таковы особенности, критерии оценивания сочинения, требования к нему.
Осталось самое главное – а КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Об этом – в следующей статье. Статья ЗДЕСЬ.
Мельникова Вера Александровна.