Нужны ли обществу такие люди как мария никифоровна сочинение

Гость:

Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов «Епифанские шлюзы». Ранее Платонов пробовал свои силы в поэзии, выступал на страницах газет и журналов с очерками и статьями. Но первая книга его художественной прозы показала, что в литературе появилась творческая индивидуальность, яркая и необычная. Необычным был сам стиль писателя, его мир и, конечно же, герой. 
Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху кажется, только сверху видать, что снизу — масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого». 
И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница». 
Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице». 
Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию. 
Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной». 
И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости. 
Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутове».
Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться. 
Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».

Сочинения к варианту №15 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Текст

Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была её родиной, а география — поэзией.

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дмитрия Николаевича Шмелёва: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».

Известный лингвист Дмитрий Николаевич Шмелёв писал: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его». И с этим, конечно, не поспоришь, ведь языковые средства, в основе которых лежит переносное значение, действительно дают нам неограниченные возможности для нестандартного и субъективного отражения своей мысли. Докажем это на примере текста Андрея Платонова.

Особенно хорошо, на мой взгляд, использованы слова «искусству» и «живую» в предложении 13: «… в школе надо сделать главным предметом обучения борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю». Мысль писателя, благодаря упомянутым словам, заиграла новыми смыслами: на трудное дело взглянули по-новому, как на что-то интересное и не такое трудное, появилась благородная и высокая цель – сделать мёртвое живым.

«Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей», — читаем в предложении 26. Переносное значение слова «приветливей» помогает нам понять, как неуклонно изменяется к лучшему жизнь в некогда засыпанном песком селении.

Андрей Платонов использовал слова в переносном значении, чтобы выразить мысль так, как только он один умеет: глубоко, тонко, нестандартно. И мы можем смело утверждать, что этим писатель «развивал и преображал наш язык».

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»

Финал текста Андрея Платонова отражает основную мысль, которую можно сформулировать следующим образом: героиня произведения совершает настоящий подвиг всенародного масштаба, помогая людям осваивать пустыню, делая её пригодной для нормальной жизни – превращая в сад. Невозможно не восхищаться этой женщиной.

Во-первых, она способна думать о людях. Мария Никифоровна не может спокойно наблюдать «молчаливую бедность и смиренное отчаяние». Сочувствие и стремление помочь – вот, что стало мотивом всей её дальнейшей деятельности.

Во-вторых, эта женщина – настоящий учёный. Она взялась за дело, вооружившись специальной литературой: «…учительнице дали книги и посоветовали самой преподавать песчаное дело». Знание – сила, и с этим не поспоришь.

В-третьих, Мария Никифоровна – отличный организатор, так как сумела наладить работу по преображению пустыни: « С большим

трудом …удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы…».

Таким образом, мы убеждаемся, что эта героическая женщина действительно совершает подвиг всенародного масштаба, она достойна восхищения своим неравнодушным отношением к людям, образованностью и лидерскими качествами.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как целеустремлённость человека может повлиять на окружающий мир?»

Целеустремлённость – это главное качество, которое нужно для свершения великих дел. Она проявляется в том, что человек выстраивает систему действий и начинает воплощать задуманное жизнь шаг за шагом. Так и было в рассказе Андрея Платонова.

Главная героиня этого произведения – Мария Никифоровна, которая поставила перед собой цель – превратить пустыню в «живую землю». Первым её шагом было чтение книг по борьбе с песками. Далее она начала работать с жителями села: убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы. Потом превратила школу в центр по распространению мудрости «жить в песчаной степи». И цель была достигнута — Хошутово преобразилось.

Целеустремлённость движет многими великим людьми. Например, жизнь Михаила Васильевича Ломоносова с самого раннего детства была подчинена познанию мира. Для того чтобы стать учёным, он пешком пришёл в Москву, чудом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему, восемнадцатилетнему, было трудно сидеть вместе с мальчишками в одном классе, терпеть насмешки и страдать от недостатка средств, от отсутствия самого необходимого. Но Ломоносов отличался необыкновенным упорством и невиданной жаждой знаний. И цель была достигнута – Ломоносов стал первым российским профессором и основал университет, названный его именем. Можно сказать, что вся наша наука обязана своим развитием этому человеку. Вся жизнь Михаила Васильевича была посвящена науке, и целеустремлённость помогла ему преодолеть все трудности и препятствия.

Всему самому лучшему в нашем мире мы обязаны людям целеустремлённым, способным всю свою жизнь посвятить реализации великой цели.

метки: Неделя, Целовать, Слово, Значение, Человек, Пустыня, Верить, Смысл

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дмитрия Николаевича Шмелева: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».

Употребление слов в переносном значении помогает нам более ясно и красиво выразить свою мысль, придав высказыванию выразительность.

Например, в предложении 5 пустыня названа «мертвой». Это слово употреблено в переносном значении. Мы сразу представляем себе пустыню, в которой почти ничего и никого нет, поэтому она и мертвая — в ней нет жизни. Но это слово наводит нас и на мысль о смерти, которая ждет в пустыне человека, если он не умеет жить в ней.

В предложении 20 зеленые насаждения названы «лентами». Это слово также в переносном значении. Оно означает, что кустарник рос рядом длинным и ярким, как лента.

Переносное значение делает слово выразительнее, а нашу речь — красочнее.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»

Мария Никифоровна — молодая учительница, которая осознала, что людям требуются не общие теоретические знания, а конкретное понимание того, как жить рядом с пустыней. Поэтому она решает говорить с детьми и взрослыми о песках. Об этом рассказывается в предложениях с 13 по 16.

Молодая женщина смогла убедить всех в своей правоте и организовать общественные работы. И это дало поразительный результат: село преобразилось.

Эти примеры доказывают, что Мария Никифоровна могла организовать людей на деятельность, которая значительно улучшила жизнь каждого человека в селе. То есть она мыслила государственно и, действительно, могла бы руководить многими людьми, охватывая мысленным взором большие горизонты деятельности.

9.3 Как вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ?

Ничего в жизни нельзя достичь, не имея целеустремлённости. Это качество, которое помогает нам стремиться к своей цели, несмотря на все трудности.

25 стр., 12494 слов

Основные типы лексических значений слова

… на базе имеющегося языкового материала. Это понимание, воплощаясь в значение слова, становится элементом смысловой структуры данного языка в целом. Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую … переносное значение «повредить, причинить неприятность». Вероятнее всего, это переносное значение глагола насолить возникло на … Обозначая явление, предмет, слово вместе с тем передает его связи и …

В отрывке из рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» главная героиня Мария Никифоровна хочет защитить село от песков. Она не только сама верит в хороший результат, но и других людей заражает своей уверенностью. Именно поэтому ей удается достичь успеха.

Я тоже воспитываю в себе это качество. Я занимаюсь в секции плавания и хочу получить разряд. Когда я пришел в бассейн, я вообще не умел плавать и у меня ничего не получалось. Но тренер все время поддерживал меня и говорил, что у меня есть способности, что я наверняка достигну результата. Я верил ему, стремился к своей цели и поэтому всему научился.

Человек, который верит в свою цель и стремится к ней, не только сам добивается успеха, но и учит бороться и не сдаваться других людей.

Обновлено: 09.01.2023

О рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Когда читаешь рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница”, невольно вспоминаются кадры японского кинофильма “Женщина в песках” – экранизации одноименного романа Кобо Абэ. В сущности, рассказ – это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней. Но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, героиня рассказа – двадцатилетняя Мария Нарышкина – пытается всеми силами одержать победу над пустыней.

Человек и стихия природы – вот тема “Песчаной учительницы”. Коротенький рассказ с четким ритмом синтаксических конструкций, с запоминающимися словообразами автор делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех годах ее жизни в “песчаных степях прикаспийского края”.

Кто же она, Мария Нарышкина? Дочь учителя, закончившая в Астрахани педагогические курсы, а затем назначенная учительницей “в дальний район – село Хошутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней”. Платонов пишет о том, что “пустыня была ее родиной”. И все-таки героиню неприятно удивили пейзаж и внезапная “пустынная буря”. “Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солонца.

А во время внезапной пустынной бури солнце меркло от густой желтоватой лессовой пыли, и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка”. И тогда, увидев жалкое Хошутово, занесенное сугробами песка, познавшая “тяжкий и почти ненужный труд” хошутинцев, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария Нарышкина решает начать борьбу с пустыней.

Через три года Хошутово было не узнать. Зазеленели посадки, пустыня стала приветливей, школа “была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи”.

И вдруг все изменилось. Виной этих неприятных изменений стали кочевники, которые каждые пятнадцать лет посещали Хошутово со своими стадами. “Кочуи”, как называли их хошутинцы, вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: “Степь наша, барышня. Зачем пришли русские?

Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник”.

“В округе”, куда Мария Никифоровна уехала с “докладом”, ей доступно объясняют, что Хошутово теперь и без нее обойдется, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что ее ждет другое село – Сафута, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Вот их-то и надо обучить культуре песков, что привлечет туда и остальных кочевников, которые перестанут истреблять посадки русских поселенцев. И хотя задумалась Нарышкина по поводу перспективы похоронить молодость “в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике”, но, вспомнив “умного спокойного вождя, сложную и глубокую жизнь племен пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворенно:

– Ладно. Я согласна…”

Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой… Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…

Желаю вам всякого благополучия”.

Но можно ли ждать благополучия в мире, который пустыня? На этот вопрос может быть получен только один ответ: нет.

Читателям 20-30-х годов Платонов рассказал о встрече человека лицом к лицу с природной стихией. Люди того времени понимали, вероятно, проблему рассказа так: человек должен бороться за человечное в человеке. Это и есть путь покорения природы.

В наше время рассказ воспринимается несколько по-другому. Пафос “Песчаной учительницы”, прикрытый авторской иронией, – это осуществившееся трагическое предсказание.

“Зачем пришли русские?” Эти слова сегодня произносятся во многих уголках бывшего отечества. Современные “кочевники” теперь “титульная” нация, быстро забывшая о том, что русские пришли не только для того, чтобы научить сажать деревья в пустыне (как это делает героиня рассказа), но и чтобы строить города, возводить заводы. Теперь такие, как “песчаная учительница”, уже не нужны в степях и современные вожди “кочевников” почти так же объясняют нам нашу ненужность в их странах: “Мы не злы, и вы не злы, но мало травы.

Кто-нибудь умирает и ругается”.

Наш глупый русский идеализм, бескрайний интернационализм, ради которого мы готовы пожертвовать собственным благополучием и даже жизнью, присутствуют и в главной героине платоновского рассказа, которая обещала своему начальнику: “Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой… Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы – дожидайтесь!” По “лесным дорогам” не через пятьдесят, а через семьдесят лет тысячи русских возвращаются на свою историческую родину.

И вслед им летят слова отнюдь не благодарности…

Напрасно говорят: “Нет пророков в своем отечестве”. Они есть. Среди русских пророков XX столетия – замечательный писатель, мыслитель А. Платонов.

Сочинения к варианту №15 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была её родиной, а география — поэзией.

Вариант №15

Вариант №15

Финал текста Андрея Платонова отражает основную мысль, которую можно сформулировать следующим образом: героиня произведения совершает настоящий подвиг всенародного масштаба, помогая людям осваивать пустыню, делая её пригодной для нормальной жизни – превращая в сад. Невозможно не восхищаться этой женщиной.

В-третьих, Мария Никифоровна – отличный организатор, так как сумела наладить работу по преображению пустыни: « С большим

Таким образом, мы убеждаемся, что эта героическая женщина действительно совершает подвиг всенародного масштаба, она достойна восхищения своим неравнодушным отношением к людям, образованностью и лидерскими качествами.

Целеустремлённость – это главное качество, которое нужно для свершения великих дел. Она проявляется в том, что человек выстраивает систему действий и начинает воплощать задуманное жизнь шаг за шагом. Так и было в рассказе Андрея Платонова.

Целеустремлённость движет многими великим людьми. Например, жизнь Михаила Васильевича Ломоносова с самого раннего детства была подчинена познанию мира. Для того чтобы стать учёным, он пешком пришёл в Москву, чудом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему, восемнадцатилетнему, было трудно сидеть вместе с мальчишками в одном классе, терпеть насмешки и страдать от недостатка средств, от отсутствия самого необходимого. Но Ломоносов отличался необыкновенным упорством и невиданной жаждой знаний. И цель была достигнута – Ломоносов стал первым российским профессором и основал университет, названный его именем. Можно сказать, что вся наша наука обязана своим развитием этому человеку. Вся жизнь Михаила Васильевича была посвящена науке, и целеустремлённость помогла ему преодолеть все трудности и препятствия.

Всему самому лучшему в нашем мире мы обязаны людям целеустремлённым, способным всю свою жизнь посвятить реализации великой цели.

Если вы учитесь в 9-м классе, тогда вам пора готовится к сочинению по ОГЭ-21. На этой странице, мы предлагаем прочитать или бесплатно скачать несколько примеров и образцов лингвинистических сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2021 по Русскому языку и Литературе. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение — рассуждение по плану покажет ученику 9-го класса, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2021. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению — изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2021 Русский язык. 36 вариантов.

Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт ОГЭ-2021. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.

Вариант. Ответы на тест ГИА. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3

Задание на экзаменационные сочинение ОГЭ 9 класс

Образец и пример сочинения ОГЭ на тему: Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой Мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

В предложениях 11-13 рассказывается о том, что Мария Никифоровна, посочувствовав крестьянам, решает сделать обучение борьбе с песками главным предметом в школе. Всё село Хошутово было занесено песком, и людям приходилось отдавать немало сил и уделять много времени борьбе с песчаными заносами. Разве можно комфортно жить в таких условиях? Мария Никифоровна не остаётся равнодушной к происходящему.

Таким образом, Мария Никифоровна – удивительный человек, достойный уважения, потому что она готова сделать всё, что в её силах, ради других людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 11-м классе.

— развить навыки анализа текста, развивать художественное мышление, развивать логически связанную речь, формировать читательскую позицию;

— на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.

Метод обучения: частично-поисковый; приемы: эвристическая беседа по вопросам, анализ текста, комментированное чтение

. Главное – сеять души в людях.

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,

а на сердце и разум придет, а от разума и

трудное легким станет.

I .Организационный момент.

II .Постановка целей урока.

Слово ученика. (Биографическая справка)

Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.

В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.

Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни человека?

К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.

III. Слово учителя.

IV. Беседа по выявлению восприятия художественного текста.

Прием: Верные-неверные утверждения.

Мария выросла в Прикаспийской пустыне

Отец Марии был известным рабочим

Марию назначили учительницей в село Хошутово

Село Хошутово было красивым и цветущим

Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрики

Через год после приезда Марии село опустело

Кочевники истребили все, что с трудом выращивали жители села

Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.

V . Работа с текстом рассказа.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа?
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?

-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека?

-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.

Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария, нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.

-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?

У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.

(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)

Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница.

-Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)

Словарная работа .ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ.

Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)

Саван солонца (метафора)

Стонущий песок (олицетворение)

Верхушки барханов дымятся (олицетворение)

-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?

(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)

(Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках).

-Как же жилось и работалось героине?

В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).

А был у героини выбор? (Да, был).

Обращаемся к словарю личных имен.

Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.

Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен, энергичен .

(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).

Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.

-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?

(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).

Для чего человек живет? В чем смысл жизни?

Ответы детей:оставить добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха, известности и д.р.

Учитель : Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше . Эмиль Золя.

Слово психолога . Роль профессии в жизни человека

Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.

Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.

VI . Обобщение :

Письменно по схеме ответить на вопрос:

Я считаю, что….

, потому что …

Я могу доказать это на примере…

Исходя из сказанного, делаю вывод, что…

По желанию прочитать вслух свои ответы.

VII Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”.

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главный смысл рассказа

Если с трудом и упорством продвигаться к своей цели, то это принесет высокие результаты. Когда человек ставит перед собой задачу, его уже нельзя остановить. Главной мыслью рассказа является то, что есть такие люди, которые готовы прийти на помощь, до конца бороться и помогать другим. Даже если это тяжелые географические условия.

Маленькая девушка берет все проблемы в свои руки и преобразовывает село так, как за многие годы не смогли изменить его жители. Но ей пришлось выбирать между личным счастьем и благополучием других людей. Но долг перед обществом стал важнее для нее, как для ответственного и закаленного человека.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Пересказ для читательского дневника

Повесть учит читателя преодолевать трудности и не бояться их. Человек обязан упорно идти к поставленной цели. Никогда нельзя сдаваться, ни при каких обстоятельствах. Автор показывает читателю, как важно жить для людей, любить их, творить добро.

Краткий пересказ повести начинается с главной героини. Мария Никифоровна Нарышкина в детстве была любимым ребенком своих родителей. Отец у нее был учителем и мечтал, о том, что дочь получит такую же профессию. Еще в детстве она интересовалась географией и была уверена, что станет педагогом. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, отец отвез ее на педагогические курсы в Астрахань, где она училась четыре года. За это время у нее сформировалось собственное отношение ко всему и началась взрослая жизнь.

Учительницу отсылают работать в деревню Хошутово. Рядом с селом располагалась астраханская пустыня, от этого климат был непригодным для жизни и люди умирали от голода. Первую бурю Марии пришлось наблюдать, когда она только ехала в село. Местные жители не знали, как бороться с песками, и все их силы уходили на борьбу с природой.

Дорога до села заняла три дня. Первое, что она увидела, это занесенную песком деревню. Ей была предоставлена комната при школе и она начала преподавать. Дети не всегда могли посещать занятия из-за сурового климата. То много, то мало учеников придет. Голодным и больным детям не доставляло удовольствия учиться. Но к Марии Никифоровне они относились хорошо и слушали ее с горящими глазами.

Учительница решает, что будет помогать сельчанам вести борьбу с песком и вкладывает в свои идеи все силы. Первым делом, прося помощи у агрономов, она получила отказ, но руки не опустила. Изучила все книги из отдела образования и принялась организовывать посадку молодых зеленых растений. Она верила в то, что ежегодное озеленение местности поможет разрешить проблему. Отчасти жить стало немного легче. Посаженые растения не позволяли посевам рассеиваться. Теперь в школу стало ходить много детей, которые уже не были голодными.

Все шло тихо и спокойно, пока Хошутово не настигла новая беда. Неподалеку сельские территории заселяют кочевники. Их скот вытаптывает всю зелень и выпивает все запасы воды. За несколько дней все было уничтожено. В селе опять голод. Учительница пробует изменить ситуацию и обращается к вождю племени кочевников. Она просит его не истреблять растения и не черпать безгранично воду. А вождь взамен попросил ее обучить население Сафута жить так же прекрасно.

В новой деревне Мария и поселилась, обучая кочевые племена борьбе с песком. В город главная героиня вернулась спустя пятьдесят лет и отправилась гулять по зеленым и ярким аллеям.

Анализ произведения Платонова Песчаная учительница

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

Жертвы Марии Никифоровны

В рассказе Платонова хорошо проявляется сила женского характера у главной героини. Она трезво оценивает обстановку, ведет активный образ жизни. Ей присущи следующие черты характера:

  • смелая;
  • целеустремленная;
  • решительная;
  • умная;
  • отважная.

Рассказ дает надежду человечеству, учит не опускать руки и до конца бороться даже со стихийными бедствиями. Человек и песчаную пустыню может превратить в райское зеленое место, было бы желание и упорство.

Очень позитивный настрой вызывает чтение повести. Ведь как необходимо преобразовывать свою жизнь в лучшую сторону своим трудом.

Популярные сегодня темы

В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она — профессия твоей мечты?

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

Прообраз платоновской учительницы

Герои и образы

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Образ учителя — покорителя природы

Читайте также:

      

  • Сочинение однажды я был свидетелем необычайных событий
  •   

  • Сочинение про манилова мертвые души с цитатами из текста
  •   

  • Язык каждого народа создан самим народом сочинение
  •   

  • Сочинение на тему радость и печаль
  •   

  • Мы разные мы равные сочинение

  • Нужны ли нам такие люди как базаров сочинение
  • Нужны ли нам рыцари сегодня сочинение рассуждение
  • Нужны ли нам книги сочинение
  • Нужны ли молодежи общественные нормы поведения сочинение рассуждение
  • Нужны ли жаргонизмы в нашей речи сочинение рассуждение