Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № ____
От «___» _________ 2012 г.
Председатель методической
Комиссии ________
Доклад.
«Нужна ли оценка?».
Подготовила преподаватель математики
Маркина Татьяна Павловна
Электросталь 2012
Нужна ли оценка?
Что такое школьная отметка? Что она отражает — уровень знаний ученика, отношение к нему учителя или то, как учитель владеет методикой? Чему служит отметка? Зачем она нужна учителю или ученику?
Сколько обвинений звучит в адрес школьной отметки. Она отравляет жизнь ребенка, обесценивая все, за что его хвалили в дошкольной жизни. Отметка – это слепоглухонемой монстр, которому безразлично, что мальчик доброжелательный, что он умеет улаживать ребячьи ссоры, ловить рыбу и с ним советуются взрослые о том, какой гриб ядовитый, а какой – съедобный. Отметка не про то. Для отметки гораздо важнее, чтобы он умел определить, какой второй звук в слове «Юля», а если верно не определит, то накажут… отметкой. Так что же – отметка средство подавления личности? Способ деления всех детей на умных и глупых, которое быстро перерастает в школьной практике в деление на хороших и плохих.
Оценка ничего не создает в педагогике, ничего не строит, но может быть мощным разрушителем, — считает проректор МИПКРО Ольга Борисовна ЛОГИНОВА; — оценка нужна, но ее надо освободить от функции наказания, она не должна быть приговором, у ребенка может оставаться право пересдать то, за что хочется иметь более высокий балл.
Почему же нельзя учить без оценок?
Без оценок учить можно, только если не ставить задачу научить. Пока учитель несет ответственность за то, как ребенок освоил материал, пока ему нужно проверять, как идет учение, нужна отметка, вопрос только в том, какой она должна быть. И сегодня в системе образования есть такие сферы, где отметок нет. Такая райская жизнь там, где ребенок сам выбирает, чем хочет заниматься – в сфере дополнительного образования или в общеобразовательной школе за пределами базового компонента. Но в этих условиях и у учителя иная позиция: «Не справляешься или не интересно, можешь уйти в любой момент и пробовать себя в чем-то другом».
В той части образования, за которую учителя спросят – с одной стороны инспектора, с другой – родители, — отметка – это обратная связь, проверка того, все ли идет нормально, все ли он сделал и восприняты ли его усилия.
Оценка нужна и ученику.
Можно, конечно вспомнить, что малыши учатся без отметок и успешно, но в раннем детстве слишком велика необходимость учения, а так же любопытство. Там же, где этими естественными стимулами учение не движется, даже малышам нужна оценка в виде поощрения или наказания. Вряд ли стремление овладеть таблицей умножения может быть таким же непреодолимым, как стремление научиться стоять, а потом ходить, что ребенок будет непреклонно двигаться к цели. Здесь продвижение надо как-то стимулировать. Оценка и должна быть этим положительным стимулом.
Оценка должна способствовать выработке верной самооценки. Но человеку нужна положительная самооценка, то есть оценка хорошая. В этом педагогическое противоречие оценки: надо оценить, но оценить только положительно. У оценки в школе две главных функции: обратная связь и подкрепление или поощрение. Выполняет ли их сегодня оценка? Пожалуй, больше поводов сегодня говорить о минусах. Во-первых, с оценкой прочно срослась функция наказания. Учитель наказывает ученика, не выполнившего урок отметкой, и это сигнал родителям, что они тоже должны наказать ребенка. Из таких оценок-наказаний складывается отношение ребенка к себе как к неуспешному ученику, а этот ярлык предопределяет новые неудачи. Исследования доказывают, что дети, ориентированные на успех, учатся быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу.
Привет из прошлого.
Действующая шкала оценок фактически сократилась до 4-балльной. С ее помощью нельзя отметить небольшие продвижения ученика, что важно. Учителю часто приходится говорить: «Немного лучше, но это еще 3». Порог 4 так высок, что преодоление его выглядит нереальным, все усилия оказываются неоцененными, не замеченными, как бы бесполезными.
В оценке есть еще одно педагогическое противоречие. Она должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Но в то же время, особенно старшим школьникам, важно получить информацию о том, как их знания могут котироваться в сравнении с другими учениками, причем не только с учениками своего класса, а с потенциальными конкурентами, например, с абитуриентами вуза. Возможно ли вообще в одной оценке совместить относительные и абсолютные показатели? Вряд ли. Иногда пытаются текущие отметки выставлять относительные, фиксирующие каждое, даже незначительное продвижение ученика, а итоговые – преимущественно абсолютные, характеризующие успешность данного ребенка в ряду других детей или относительно выбранного эталона.
Нынешняя отметка, пришедшая к нам из классической немецкой гимназии, была первоначально шкалой рейтинга учеников, где «1» была самым высоким баллом, потому что показывала именно место ученика. Первый ученик получал единицы. Несмотря на то, что эта шкала давно перевернута и сокращена до 5-и балльной, она все равно расставляет детей в затылок друг за другом по степени овладения знаниями. А это значит, что она не выполняет тех функций, которые нужны ребенку: не фиксирует продвижения конкретного ребенка, и не является реальным показателем рейтинга его знаний в масштабах города, области, страны.
Удобство нынешней оценки и для учителя эфемерно: ее легко выставить, опираясь на формальное сопоставление с единым для всех эталоном. Но ею никак нельзя пользоваться в дальнейшем, потому что неизвестно, какого рода просчеты были в той или иной контрольной, и какого рода дополнительная работа нужна тому или иному ученику, чтобы ликвидировать пробелы. То, что эта отметка совмещает в себе текущую и итоговую, тоже обманывает кажущейся легкостью прогноза. Любые выводы, сделанные на основании существующей системы отметок, называть прогнозом – профанация, хотя, такой прогноз повсеместно делается и для некоторых детей навсегда рушит образовательную, да и реальную жизненную траекторию.
Что же можно сделать уже сейчас?
Важно, чтобы новые формы оценки позволяли в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения каждого ребенка, а на определенных этапах: конец раздела, конец темы, конец курса, — позволяли сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Есть уже опыт экспериментальный работы более чем 1000 школ страны по педагогической технологии уровневой дифференциации. Для организации такой работы выделяются важные смысловые периоды: не четверти и полугодия, которые смысловой нагрузки не несут, а темы. На этот этап формулируется ожидаемый результат в требованиях базового уровня, необходимого каждому ребенку. Это тот минимум, который позволяет продолжать обучение.
Внутри темы учитель последовательно ведет детей к результату, ожидаемому в конце, который известен каждому ученику, открыт родителям. Это позволяет соотносить свой уровень подготовки с требованиями, делать осознанно выбор уровня освоения материала, своевременно устранять существующие трудности. При этом учитель пользуется оценками, стимулирующими учение, фиксирует продвижение каждого ученика к известным обеим сторонам целям.
Достижение критической границы знания во всех областях необходимо каждому, и поэтому к итоговой оценке можно подходить с единой меркой, отмечая факт освоения предмета на этом уровне: зачтено – не зачтено.
За все достижения, превышающие этот базовый уровень, ученик поощряется дополнительно содержательными оценками или оценками «хорошо», «отлично», а на первых порах – привычными «4», «5». То, чего надо достигнуть для овладения более высоким уровнем так же, как и базовый уровень, известно всем участникам образовательного процесса еще до начала изучения темы.
Важно, что каждый, кто достигает базового уровня ощущает себя успешным. Остановиться на этом уровне может позволить себе как сильный ученик, который данную область не считает важной и увлеченный другой, так и более слабый, для которого превышение базового уровня сложно. При этом последний может сохранять лицо и ощущать себя психологически комфортно, при этом школьная отметка не будет разрушать положительную самооценку.
Учителю удобно заменить малоинформативный классный журнал на специальные листы учета и контроля. Беглого взгляда на этот лист достаточно, чтобы вспомнить, с какими заданиями ученик не справился с первого раза, а значит, что требует дополнительной проработки перед до сдачей. Возможны индивидуальные домашние задания и индивидуальная работа на уроке, например, по карточкам, причем это будет не пустая трата времени, а целенаправленная работа по устранению пробелов.
Разные мнения учащихся об оценке.
Оценки НУЖНЫ:
- Я считаю, что оценки нам нужны, т. к. ученик может оценить то, на сколько он сделал задание.
- Оценки — показатель знаний. Я считаю, что они нужны. Оценивать знания нужно, т. к. они помогают понять уровень знаний.
- Я считаю, что оценки в школе нужны для того, чтобы знать как усвоен пройденный материал. Но знания не всегда оцениваются справедливо.
- Оценки, как мне кажется, нам нужны. Прежде всего это нужно для того, чтобы мы могли узнать оценку наших знаний, на сколько мы знаем и что надо «подтянуть». Но многие учителя несправедливо ставят оценки.
- В школе нужны оценки. Это помогает оценивать себя и знать оценку своих знаний. Но сейчас в своей большей части оценки не объективны. Нашему образованию нужны объективные оценки знаний и полное искоренение коррупции в этой сфере.
Оценки НЕ НУЖНЫ:
- А кому вообще нужны оценки? Они никому не нужны. Допустим, вызывают к директору насчёт успеваемости, начинают орать на ученика. Надо оценивать в конце года. Сделать контрольную за прошедший учебный год, а после работы решать, вызывать к директору или нет.
- Я считаю, что оценки вообще не нужны. Из-за них ты нервничаешь, иногда, а даже не иногда ты сильно разочаровываешься и не хочешь больше ничего делать по этому предмету из-за обиды или несправедливости, потому что ты понимаешь, что в любом случае, если надо, то тебя завалят. Оценки нужны родителям, якобы контроль, но в любом случае они не смогут повлиять на оценку, не зная ситуации. Альтернативный метод — это, мне кажется, срезы после каждой темы, за которые ты получаешь + или -, и к концу года у тебя будут стоять темы + и темы -.
- Оценки не нужны потому, что все ученики хотят получать положительные оценки, а когда их не получаешь, ты огорчаешься и тебе охото насолить учителю. Вот мое мнение на оценки.
- Я считаю, что оценки в школах не нужны, ведь каждый учится для себя. Если ученик получает 2, то он начинает дергаться и направлять все свои силы на этот предмет, запуская другие, и так по кругу.
- Также очень многие учителя ставят оценки по своему настроению или отношению к ученику.
- Оценки не нужны, так как нельзя правильно оценить ученика. Например, ученик ответил хорошо, и ему поставили 5. Другой ученик ответил тоже хорошо, но лучше первого, но он тоже получил 5. А еще нельзя правильно оценить устный ответ. Предлагаю систему как в Европе: в конце четверти ученик приходит и сдает материал учителю или пишет тест.
- А каково ваше отношение к оценкам?
Нужна ли школе «2» ?
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя.
Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки… …важно не навешивать …с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться. Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до сих пор немало учителей, способных двойкой «отомстить» ребёнку за несоответствие учительским ожиданиям.
Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах. Полемика о том, нужны ли школьные оценки — продолжается!
В школе нас классифицируют, как предметы на заводе — по типу и классу. Также все думают, как убедить ребенка учиться? А надо ли это? Давайте посмотрим, есть ли альтернатива и может ли ученик хотеть учиться сам?
Кто-то двоечник, кто-то троечник, кто-то хорошист, а кто-то отличник. Если задуматься, сколько времени существует такая практика, то мы обнаружим, что она существует не долго. Также можно увидеть, что с момента внедрения оценочной технологии грамотность в школах заметно упала.
НО ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО И НЕПРЕДВЗЯТО, ТО РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБОЙ ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ МОЖНО ОСПОРИТЬ. ПОСМОТРИТЕ НА ДВУХ ТРОЕЧНИКОВ. НЕУЖЕЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОНИ ОДИНАКОВЫЕ ТРОЕЧНИКИ? ИЗ ДЕСЯТКА РАЗНЫХ ТРОЕЧНИКОВ ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ПО УРОВНЮ ЗНАНИЙ ЛЮДЕЙ.
То же самое касается всех хорошистов и всех отличников и даже тех, кто учится неудовлетворительно. Так, как убедить ребенка учиться, если мы не можем понять кто есть кто? Когда мы говорим, что кто-то неудовлетворительно учится, мы подразумеваем, что этот двоечник НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ, но это же ложь!!!
Кому выгодны школьные оценки?
Государство хочет, чтобы на него работали различные люди, и оно совершенно не нуждается в том, чтобы эти люди были грамотны. Нужны специалисты (это обычно хорошисты и отличники) и нужны рабочие (это обычно двоечники и троечники).
Многие дети с самого раннего детства не соглашаются с такой системой оценок и подвергаются гонениям со стороны учителей. Некоторые из них продолжают не соглашаться и становятся предпринимателями или деятелями искусства. Те же, кто согласился, становятся работниками, которые умеют подчиняться и которых можно оценить.
Ни двоечник, ни троечник, ни хорошист не могут победить, а после этого мы думаем, как убедить ребенка учиться. Им навесили ярлык — не знающий или не до конца знающий. Но ведь школа это игра, цель которой — знать. Стали бы вы играть, например, в футбол, если выиграть не можете? Если тебе с помощью оценок говорят, что ты не знаешь — ты проигрываешь все 10 лет школы и 5 лет института. И кто ты будешь после этого?
Но посмотрите на отличника, разве он выигрывает? Школьная система образования, как будто построена так, чтобы невозможно было что-то понять. Отличник и не понимает, так как зачастую он просто выучивает всё наизусть, но применить не может (так как нет технологии обучения). Поэтому отличник много часов проводит за зубрёжкой, болеет и переживает.
Есть ли альтернатива оценочной системе?
Бальная система также не приводит к результату — ученик, который понимает предмет. Система зачетов помогает найти то, что ученик не понимает, но основы обучения данная система не предоставляет.
Лучшая система обучения и оценки знания была в древней Греции, когда на форум (ищу репетитора — таких мыслей не было в то время) приходили ученики и преподаватели.
Они могли спорить друг с другом, а учитель старался развить в ученике способность к суждению. В итоге ученик был удовлетворен тем, как он усвоил предмет. Он четко знал, что понял и его самоосознание — было для учителя лучшей оценкой.
Вы думаете в то время кому-то приходило в голову что-то списывать? Не это была цель! Целью была не оценка, а знание и умение.
Садись, два! (Нужна ли в школе двойка?)
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя. Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки. И это правильно: успеваемость младшего школьника – показатель нестабильный, он ведь ещё только привыкает к школе, к классно-урочной системе, только приступает к освоению новых предметов. Поэтому так важно не навешивать на него буквально с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться.
Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Правда, в распределении двоек должна быть определённая разумность.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до сих пор немало учителей, способных двойкой «отомстить» ребёнку за несоответствие учительским ожиданиям. Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Это воспитает в ребёнке чувства безнаказанности и безответственности.
Нужно обязательно выяснить, почему ребёнок получил плохую отметку. Если она единичная и случайная – лучше утешить и приободрить незадачливого ученика, сказать, что он легко сможет свою двойку исправить. Но если Вы чувствуете, что плохие оценки – результат лени и некачественной подготовки к уроку – примите меры, используйте определенные запреты. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах.
Вопреки распространённому мнению, поведение ученика на его успеваемость почти не влияет. То есть даже самый тихий и послушный, внимательно слушающий учителя ребёнок может совсем не понимать предмет. И наоборот, хулиганистый, буквально стоящий на голове ученик – учиться если не на «пять», то на твёрдую четвёрку.
Одной из причин плохой успеваемости по какому-либо предмету может быть отсутствие у ребёнка склонности к нему.
Обычно дети довольно чётко делятся на гуманитариев и технарей, соответственно, двойки у таких детей бывают либо по математике (физике, информатике), либо по русскому языку (литературе, истории).
Можно ли сделать что-то в таком случае?
Путём упорного труда и сидения над учебниками и решебниками – да, можно добиться четвёрки. Но научить будущего писателя отлично считать, а гениального программиста – писать стихи вряд ли получится, да и надо ли?
К тому же дети, крайне успешные в какой-то одной области, обычно и к оценкам по другим предметам относятся внимательно, стараясь двоек не допускать. Так что в этом случае проблема неуспеваемости ребром не встанет.
Бывает, что двойки – результат «запущенности» предмета.
Например, ребёнок много проболел (или, скажем честно, провалял дурака), а теперь не может понять, о чём идёт речь на уроке, да и дома самостоятельно изучить упущенный материал не в состоянии.
В этом случае родителям можно просто позаниматься с ребёнком, попросить о дополнительных занятиях учителя или нанять на время репетитора. Подтянувшись с их помощью, ученик сможет учиться самостоятельно, и проблема плохих оценок решится.
Иногда в плохих оценках ребёнка виновна тяжёлая психологическая обстановка в семье. Родители могут конфликтовать между собой или находится в конфронтации с ребёнком, в связи с чем ребёнок будет противиться обучению, а иногда и просто не иметь времени и должного настроя, чтобы подготовить уроки.
Отягощённому личными или семейными проблемами ребёнку также одиноко и тоскливо, как и взрослому, и он точно также испытывает апатию и нежелание что-либо делать, тем более делать старательно.
Более слабый ученик в таком случае просто махнёт на учёбу рукой, решив, что всё плохо и бесполезно куда-то рваться.
Более способный и ответственный ребёнок будет переживать из-за невозможности полноценно готовиться к урокам, постоянно проверять и перепроверять свои знания, «зависать» на одном и том же вопросе из-за излишней нервозности и ощущения нестабильности, и в итоге также уйдёт в школу за двойкой.
В таком случае помочь может только доверительная беседа с ребёнком, попытка установить с ним контакт, ободрить, успокоить. В крайнем случае, нелишней будет и помощь семейного психолога.
Но большинство хронических двоечников плохо учатся не по вышеназванным причинам, а из-за рассеянного внимания. Причём, рассеянное внимание – не результат непослушания, а генетическая, физиологическая особенность ребёнка.
Таким детям обычно очень трудно сконцентрироваться на приготовлении домашнего задания, они всеми силами оттягивают этот процесс, а когда приходит время садиться за уроки – буквально засыпают за столом с открытыми глазами, вяло реагируют на вопросы родителей, медленно пишут, читают и рассуждают. В итоге домашнюю работу за ребёнка приходится делать самим родителям – иначе он вообще ничего не успеет.
На уроке рассеянный малыш обычно не успевает записать всё, что диктует учитель, не сразу понимает суть заданий, часто и с охотой отвлекается на посторонние дела – и, как следствие, отстаёт и ничего не понимает.
Чем помочь такому ребёнку?
Во-первых, обратиться к врачам с целью проверить слух, зрение, психику, посоветоваться с учителями и школьным психологом, ведь учиться иногда мешают банальные болезни и недомогания. Во-вторых, если есть возможность – перевести ребёнка в коррекционный класс. Многие родители яро сопротивляются такой перспективе, боясь, что обучение в таком классе «непрестижно». Но подумайте, Вашему ребёнку нужен индивидуальный подход, дополнительные разъяснения, гибкие методы обучения и оценки.
Разве возможно всё это получить в классе, где кроме вашего ребёнка 30 человек, причём они успевают больше Вашего ребёнка и «гонят» учителя вперёд. А отстающий ученик за бортом исследований и открытий грустно хлопает глазами, пытаясь хоть что-то успеть…
В коррекционном классе облегчённая программа, но она позволит ребёнку закончить школу, освоив хотя бы азы наук, научиться грамотно писать и бегло читать, связно излагать свои мысли.
В-третьих, несмотря на кажущуюся бесперспективность этого занятия – всегда делайте с ребёнком уроки, направляйте его, подбадривайте и направляйте.
Не требуйте от него головокружительных достижений, не ставьте в пример соседских детей – ребёнок только излишне будет переживать, что ему всё равно никогда не достичь таких результатов, а от таких мыслей у любого руки опустятся.
Хвалите ребёнка даже за маленькие достижения и успехи. Учите его не столько обязательно понимать и успевать всё, сколько ставить перед собой цель и достигать её, не пасуя перед трудностями.
Не всегда даже отличники добиваются в жизни каких-то особых высот. Среди успешных людей много и отличников, и бывших двоечников. Немало зависит от везения, старательности, основательности и ответственности. А ещё – от веры в себя, которая появляется, в том числе, и благодаря нашей семье.
Любите ребёнка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, помогайте ему преодолевать трудности, и пусть Ваши старания отразятся не в дневнике, а в судьбе ребёнка.
Нужны ли школьные отметки?
В последнее время всё чаще можно услышать рассуждения на тему школьных оценок. В данном вопросе множество как плюсов, так и минусов. Какая система оценки нужна (пяти-, десяти- или 100-балльная), с какого класса лучше вводить отметки и нужны ли оценки вообще?! Мнения россиян по поводу данной темы собирали Общественная палата и Российская академия образования. (15 октября 2018)
Большинство респондентов ОП — за сохранение оценок В сентябре этого года Общественной палатой Российской Федерации был проведён опрос по теме изменения системы оценивания знаний у учащихся. Данные были собраны по результату опроса примерно 7,5 тысяч респондентов. Большинство россиян считает, что стоит сохранить пятибалльную систему оценивания, причём не только в старших классах, но и в начальной школе. Так, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова подробнее рассказала о проведённом исследовании: «70% респондентов считают, что систему оценивания нужно сохранить в течение всего периода обучения в школе… 73% опрошенных выступают против расширения шкалы оценки учащихся до 100 баллов по аналогии с ЕГЭ». Также 83% участников опроса считают, что пятибалльная система оценивания должна сохраниться и в средней школе.
Большинство респондентов РАО — за отмену оценок Другое исследование было проведено Российской академией образования. По данным Агентства городских новостей «Москва» со ссылкой на руководителя Центра развития образования Российской академии образования Ларису Рослову, согласно опросу, проведённому РАО, более 80% учащихся начальной школы поддерживают предложение отмены оценок.
Учащиеся пятых-девятых классов также выступают за отмену школьных оценок. Считается, что настоящая система оценивания только уменьшает «тягу к знаниям». «В прошлом году мы небольшой опрос среди учащихся 5-9 классов проводили, и там зафиксировали, что падение мотивации в основной школе тоже идет из-за этого подхода в оценивании», — прокомментировала опросные данные Рослова.
Итог:Вопрос изменения системы оценивания знаний учащихся открыто обсуждается не только педагогами и семьями школьников, но и на высоком уровне — в Министерстве просвещения Российской Федерации. Результаты опроса населения, полученные Общественной палатой, Российской академией образования и различными агентствами, противоречивы и отражают все положительные и отрицательные стороны разных видов систем оценивания. То, что оценочная система претерпит изменения в будущем — очевидно, однако пока абсолютно неясно, какие именно.
Россиян спросили,а нас педагогов?…….
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)
Пяти-бальная вполне устраивает. Даже первоклашки ждут оценивания и приходится им давать картинки с оценками, есть стимул.
Вот так оценивается работа первоклашек.
Фролова Надежда Михайловна(эксперт сообщества)
И я не представляю обучение без оценки. Оценки стимулируют…
Соколова Елена Борисовна(эксперт сообщества)
Конкуренция за школьные отметки не может быть здоровой — это гонка за отметкой, а само качество знаний ребёнка, а часто и родителей, уже мало волнует. Я — против отметок в начальной школе (по другим возрастам не скажу). Да, оценка важна — как показатель достижений, личного роста. Но оценка. а не отметка. А первоклашки ждут отметок, потому что отметок хотят родители. Мне однажды на родительском собрании в 1 классе родители сказали: «Как плохо, что нет отметок. Мы не знаем, за что ребёнка ругать.» ::smile49::
Фролова Надежда Михайловна(эксперт сообщества)
Может быть ,в начальной школе ..вы правы. В старших классах немного другое мышление у учеников..
Иоланта Юрьевна Жаркова(эксперт сообщества)
С комментариями о необходимости отметок согласна! Но все чаще задумываюсь о том, что обошлась бы и без них. Лично мне тяжелее было бы, если б 5-балльную заменили 12-балльной и т п, т к попробуй ученику, родителю объясни, почему не 9, а 8 поставила… А вот если отменят совсем, то и бог с ними! При условии теперешнем, что впр проходить будут он-лайн… и множество других тестов… все в процентах… А если и задумают менять что-то, то нас и не спросят…
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Обошлась бы без отметок и оценок. Но другого способа мотивации и контроля нет
Инна Викторовна(эксперт сообщества)
Отметки нужны. Мне больше нравится 12-бальная система оценивания, чем 5-бальная.
Климова Елена Викторовна
Оценки нужны. Даже дошкольникам приятно получить улыбающийся смайлик, а для школьников это некий критерий адекватного отношения к качеству их труда.
Школы по всему миру заявляют о важности оценок для выявления новых лидеров и исследователей. Но под словом «образование» часто мы понимаем совсем не то, что лежит в его основе. Неужели бессонные тревожные ночи «зубрежки» ради хорошей оценки и есть «образование»?
Часто школьное и вузовское обучение мы воспринимаем как необходимое условие для поиска работы и старта карьеры – и в случае высококвалифицированных профессий это можно считать оправданным (если, конечно, кто-то не займется самообразованием и откроет потом свой бизнес, который перевернет всю индустрию). Однако между образовательными программами и требованиями работодателя часто лежит пропасть, которую выпускникам приходится преодолевать самостоятельно.
Ученики и студенты попадают в порочный круг погони за оценками, это приводит их к высоким уровням стресса и тревоги. Оценки становятся для них целью жизни. Такие ученики воспринимают оценки как показатель их интеллекта и высокой ценности их как личностей. Педагоги отмечают, что оцени и тесты заменили собой осмысленное и эффективное обучение (как со стороны учителя, так и со стороны ученика). А некоторые учителя вовсе считают оценки – самым худшим способом оценить развитие ребенка или его личные и образовательные потребности.
Мы все в свое время заблуждались: хорошие школьные оценки приведут в будущем к хорошей карьере и жизни. Но как может оценка за контрольную повлиять на будущую жизнь ребенка?
Но у такого стремления получать только хорошие оценки есть несколько причин: система образования, давление родителей, высокая конкуренция и любовь к измерению всего и вся в обществе. Самый эффективный способ обучения – показать ребенку реальный мир, показать законы общества и роль человека в нем, а какие оценки и предметы для самореализации в школе понадобятся в будущем, ребенок сможет решить сам.
Школьные тесты, как правило, оценивают умение ребенка готовиться к нему, запоминать информацию и воспроизводить её – это серьезная угроза отбить у ребенка креативность, навык решения проблем и желание учиться. В этом виноваты не только школы, но и учителя, уставшие от своей профессии.
Учитель – одна из самых креативных профессий на свете, но некоторые педагоги становятся со временем (а иные и с самого начала карьеры) незаинтересованными в своем деле – они ведут уроки, не отходя от учебника и методичек. Такой подход педагога разрушает весь учебный процесс и делает школы неэффективными.
Подведем итоги. Так ли оценки бессмысленны и плохи? Конечно же, нет. Пятерка или двойка за тест не будет показателем вашего интеллекта или особой значимости, но станет показателем того, насколько вы старались её получить. И такое отношение к оценкам необходимо закрепить в обществе: они показывают работу ученика, а не его уровень интеллекта.
Такое отношение вместе с образовательным подходом, для которого важно понимание темы, а не запоминание и воспроизведение материала, позволят создать образовательную культуру, которая будет поощрять критическое мышление и отказ от погони за оценками любой ценой.
[mailerlite_form form_id=4]
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55»
Размышления об отметках
Эссе
Выполнила:
Коновалова Л.В.
учитель музыки
Новокузнецк, 2020
Недавно вновь прочитала об истории оценочной деятельности и задумалась над тем, какую боль могут принести отметки ребёнку. Вспомнила своё детство, вырванные листки из тетрадей и даже дневника. Я редко получала двойки, училась на четыре и пять, поэтому за двойки меня наказывали. Я редко возвращаюсь к этим воспоминаниям. Для меня они очень неприятны. Может быть, поэтому редко ставлю двойки, а замечания в дневники пишу в исключительных случаях. Бывает, ребёнок с плачем просит не писать замечание, потому что ему дома попадёт. Не пишу. И вообще стараюсь не тратить на это время.
Я веду музыку. Это предмет, по убеждению учителей, лёгкий и поэтому отрицательных отметок должно быть как можно меньше. Двадцать лет назад, когда я пришла из музыкальной школы работать в общеобразовательную, меня такой подход к музыке, которая для меня была священным искусством, возмущал.
Но постепенно я стала ставить двойки в исключительных случаях, тройки стали редкостью, в основном, в среднем и старшем звене. Я была бы рада работать и без отметок – но нельзя! Поэтому я выработала свою систему отметок.
«Пять» я ставлю, если вижу, что ребёнок заинтересован, внимателен, он поёт, пусть фальшиво, но с радостью, от души, если он слушает музыку, получает эмоциональный заряд от участия в музицировании. «Четыре» получают дети, не прилагающие должного внимания, интереса к процессу пения и слушания, не знающие простейших музыкальных терминов. «Три» — это почти два, бывает редко. Ребёнок не проявляет не только никакого внимания и интереса к музыке, но играет в игры по телефону, мешает своим товарищам, отвлекая их разговорами. Я говорю детям: «Если вы пришли ко мне на урок, я уже вам благодарна за это, я просто не имею права ставить вам двойку».
«Два» я ставлю редко. Это бывает в старших классах.
Я не математик, мои дети не сдают ЕГЭ. Я благодарна судьбе, что уже в четвёртом классе выбрала музыку, тем самым избавив себя в будущем от страшного инструмента насилия и принуждения, каким является отметка.
Все видели картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Она действительно уникальна тем, что показывает нам пример человечности и безусловной любви к ребёнку с помощью образа собаки. Было бы интересно почитать сочинения детей на эту тему или послушать суждения учителей.
Когда Я.А. Коменский мечтал о методах обучения, уменьшающих трудности и не отвращающих учеников от знаний, он, наверно, чувствовал, какую роль отметки могут сыграть не только в жизни ребёнка, но и общества. Сегодня отметка не только инструмент власти учителя над учеником, над родителями, но и причина коррупции в образовании, споров между учителями, детьми и родителями. Сегодня хороший учитель тот, дети которого получают хорошие отметки, особенно, при сдаче ЕГЭ и поступлении в ВУЗы. От отметок зависит общая и качественная успеваемость в классе, а значит, не только имидж предметника, но и классного руководителя, и главное, уровень зарплаты. Хорошая отметка – это наше всё! Без этого нет современного образования. Отнимите отметки у учителей, многие проблемы разрешатся очень просто!
Но как сразить это чудовище, как избавить детей от страха двоек? Думаю, это дело времени, просвещения и изменения сознания не только учителей, но и родителей, всего человеческого сообщества. В процессе жизни тёмные стороны жизни будут изжиты и наступит «смерть баллам …неизбежная; не ныне, завтра, но дни их сочтены». Но и нам, учителям, нужно многое менять в себе, чтобы стать интересными ребёнку, уметь мотивировать его не на получение отметок, но знаний.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/401392-razmyshlenija-ob-otmetkah-jesse