Нянины сказки пушкина 2 класс читать

Нянины сказки

Нянины сказки

Прохладным сентябрьским вечером дождь мерно стучит в окно, барабанит по крыше, а ветер в саду разгулялся, срывает с деревьев начавшие желтеть листья. В горнице тепло и уютно: заботливая Параша протопила печку. Маленький Лёвушка спит в своей комнатке под присмотром горничной. Старшие дети сидят тихо вокруг няни и слушают. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая маленьких слушателей в волшебный мир народной сказки:

«В некотором царстве – государстве жил – был царь Султан Султанович турецкий. Задумал он жениться да не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась:

– Была бы я царицей, одним зерном бы всё царство накормила.

Вторая посулила одним куском сукна всех одеть. Третья, прекрасная собой, говорит:

– А я бы с первого года родила царю тридцать три сына.

Царь и женился на меньшой. Уехал он воевать, а мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. После трёх месяцев разрешилась царица благополучно тридцатью тремя мальчиками, а тридцать четвёртый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, на затылке – месяц. Послала царица гонца известить о том царя, а мачеха задержала гонца на дороге, пьяным напоила и подменила письмо, в коем написала, будто царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверушкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки – одну для тридцати трёх царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море. Так и сделали…»

Дети затаили дыхание. Николенька забрался к няне на колени. На подушке рядом с Олей сладко дремлет Жужу. Саша не шелохнётся на стуле, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня:

«Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке. Наконец море выкинуло их на остров. Сын заметил это и говорит:

– Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет.

– Господь благослови тебя, дитятко.

Сын поднатужился, обручи лопнули, и вышли царевич с царицей на свет. Сын избрал место, с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да править.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, обратился в муху и полетел вслед.

Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: у моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.

Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс к дворцу чудный дуб…»

Детям интересно узнать, что дальше было. Как сквозь сон слышат они: кто – то начал скрестись в дверь. Потом снизу показалась когтистая лапка, потянула дверь на себя, и в горницу проскользнул довольный, сытый Васька. Кот зевнул, потянулся и подошёл к детям, выбирая, у кого бы устроиться на коленях. Жужу приоткрыла один глаз и тихо заворчала. Васька отошёл от Оли, мягко вспрыгнул на Сашины колени, потоптался и улёгся клубком. Саша тихонько поглаживает Ваську, тот умиротворённо урчит, а мальчику чудится, будто кот вместе с няней сказку сказывает.

«Плывёт мимо другой корабль, – продолжает Арина Родионовна. – Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, снова обратился в муху и полетел вслед. Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха опять хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.

– А перед дворцом, – говорят корабельщики, – стоит дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: за морем стоит гора, а на той горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро.

Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс чудных боровов к своему дворцу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо третий корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, в третий раз обратился он в муху и полетел вслед.

Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха пуще прежнего хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказывает сказки и песни поёт.

– А на горе за дворцом, – говорят корабельщики, – два борова грызутся, и меж ними сыплется золото да серебро.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: из моря выходят тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом. А выходят они из моря только на один час.

Царевич прилетел домой и рассказал матушке о тридцати трёх отроках.

– Это братья твои, – говорит царица, печалясь об остальных своих детях.

– Не тужи, матушка, – говорит царевич. – Благослови меня отыскать их.

– Господь благослови тебя, дитятко.

– Нацеди ты, матушка, своего молочка да замеси тридцать три лепёшечки.

Царица так и сделала. Взял царевич лепёшечки, пошёл к морю и положил их на берегу. Всколыхнулося море, вышли тридцать три юноши и с ними старик. Один из юношей съел лепёшечку.

– Ах, братцы, – говорит он, – до сих пор не знал я материнского молока, а теперь узнал.

Тут старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, остальные съели все по лепёшечке и узнали брата своего. Старик опять погнал их в море. А на третий день вышли без старика, и царевич привёл всех братьев к своей матушке. Царица обрадовалась, детей расцеловала, и стали они все вместе жить, городом править.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Снова плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, наказал им звать царя на свой остров в гости.

Приплыли корабельщики, пошли к царю и рассказали о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказки сказывает и песни поёт, и о двух боровах.

– А во дворце, – говорят корабельщики, – живут ещё тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

Мачехе сказать нечего. Собрался царь Султан Султанович и поехал на остров. Царевич принял его как гостя дорогого и ведёт к матушке. Узнал царь свою жену и детей, обрадовался и воротился с ними домой. А мачеха как увидела их, так и померла со злости. Ну вот сказка и вся, больше сказывать нельзя. А детушкам спать пора, – заканчивает няня, поднимается со стула и несёт к постели задремавшего Николеньку, напевая:

Ой, люли – люлюшеньки,

Баиньки – баюшеньки.

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам…»

Старшие дети тоже идут укладываться. И кот за ними. Устроился у Саши в ногах и замурлыкал. В полусне мальчик явственно видит сказочный остров с чудным городом, прекрасного царевича с тридцатью тремя братьями, царя Султана Султановича с молодой царицей…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Сказки

Сказки

Спасибо за обложку Frost Valery

История Демида, Степана и мушиного дракончика

Сказка-пятиминутка
Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола

Письмо первое Нянины сказки. «Дурка»

Письмо первое
Нянины сказки. «Дурка»

Друг мой! Вы дали мне интересную идею, скорее, задачу, пересмотреть себя, перелистать пожелтевшие листики прошлого и вновь встретиться со всеми, кто оставил неизгладимый след на моем жизненном пути.Да не покажется Вам скучным, если

209. Сказки

209. Сказки

Хорошо, когда под вечер
Нам часок удастся быть
И про всё, что сердцу любо,
По душе поговорить.
Я люблю очистить сердце
Тайной сказок и чудес,
И над нами наклонится
Невидимкой темный лес.
А потом какие ночи,
И в ночах какие сны,
И глаза у звезд какою
Детской сказкою

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

6. Начало сказки

6. Начало сказки

Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него…
Виктор Эделстайн, кутюрье
В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

XI СКАЗКИ МОРОЗА

XI СКАЗКИ МОРОЗА
Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:

Люди не из сказки

Люди не из сказки
Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ
Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.Тут необходимо рассказать маленькую

Сказки

Сказки
Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Реалии сказки

Реалии сказки
Коротенькие мысли и долгая память. Черепаха Тортила называет Буратино деревянным дурачком «с коротенькими мыслями». Выражение «коротенькие мысли» пришло из «Дневника писателя» Достоевского: русские, говорящие по-французски, «по неразвитости, короткости

Сказки

Сказки
Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не

Начало сказки

Начало сказки
Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и

VI. Сказки

VI. Сказки

   Марьюшкин венок столкнулся с другим и прибился к берегу там, где парни стояли. «Нынешний год замуж выйдешь, – шепчут ей девчата. – Примета верная! Сужена – ряжена не обойдёшь и на коне не объедешь…»
   Прошло несколько дней. Арина Родионовна гуляла с Лёвушкой на руках во дворе, когда прибежал из деревни запыхавшийся Стёпка:
   – Маманя! К нам сваты нынче будут от дядьки Никиты!
   – От какого Никиты? – переспросила няня.
   – Да не от нашего, а от захаровского! – пояснил Стёпка. – Сеструху за Алёшку сватать хотят.
   – Иди, иди, Ариша, готовься принимать сватов. Я с внучонком посижу. Никита – крестьянин крепкий, работящий, да и сынок в него пошёл, – одобрила сватовство Марья Алексеевна. – Не всякому жена Марья, а кому Бог даст! – улыбаясь, добавила она вдогонку няне.
   Так и просватали Марьюшку за Алёшку, а свадьбу положили сыграть после уборочной страды.

Волчонок

   До осени было ещё далеко, но Арина Родионовна начала готовиться к свадьбе дочери загодя. Пока Лёвушка спал, Марья Алексеевна отпускала няню в деревню к Егору похлопотать о приданом. Саша частенько увязывался за ней, чтоб и Марьюшку повидать, и со Стёпкой поиграть, и кроликов, которых разводил Егор, угостить чем-нибудь вкусненьким.
   После Петрова дня няня ненадолго зашла к дочери и старшему сыну по делам. Вечерело. На улице было уже нежарко. Разговоры взрослых не интересовали детей. Они кормили кроликов, когда с улицы донёсся шум. С гиканьем и улюлюканьем мимо плетня пронеслись деревенские ребята. Стёпка невозмутимо продолжал своё дело, а Саше стало любопытно, и он потрусил за ними.
   Мальчишки волокли на верёвке маленького волчонка. Тот отчаянно рычал и упирался всеми четырьмя лапами. Саше показалось это забавным, и он побежал с ребятами, дразня его подобранным на дороге прутом. Волчонок скалился, рычал, тщетно продолжая упираться, и вдруг пронзительно заскулил. И Саше стало жаль затравленного зверёныша, совестно за свой жестокий поступок.
   – Хватит, не надо! А ну, отпусти его! – закричал он, пытаясь вырвать верёвку у Гришки, белобрысого веснушчатого мальчишки полутора годами старше его.
   – Пустите, барич, не Ваш волчок. Мой батька его поймал! – Гришка дёрнул верёвку на себя и оттолкнул Сашу.
   Тот упал, ободрав коленку. Слёзы невольно закапали у него из глаз, но не от боли, которой он вначале не почуял, а от обиды за свою неловкость и бессилие. Он хоть и не был уже таким неуклюжим увальнем, как раньше, но Гришка – то куда ловчее и сильнее его.
   Арина Родионовна и Марьюшка стояли спиной к плетню, занятые разговором, и не видели происходившего. Но от Егора ничего не укрылось. Подхватив несколько упругих хворостин, он побежал к ребятам. Стёпка припустился за ним. Мальчишки бросились врассыпную, а придушенный обессиленный волчонок остался лежать на земле. Однако когда Егор попробовал его взять, он из последних сил зарычал.

 

   – Ишь, скалится! Стёпка, принеси – ка из кладовки кожаные рукавицы, – велел Егор брату и, увидев подоспевшую Марьюшку, добавил: – Я тут постерегу волчка, а ты, Машутка, отведи барича в избу, маманя ему коленку завяжет. Да пересадите – ка кроликов в одну клетку. Зверёныша – то голыми руками не возьмёшь да в лес не снесёшь – дух испустит. Посидит, чай, в кроличьей клетке, пока конуру ему не сделаю.
   – Я мигом! – ответил Стёпка уже набегу.
   Когда волчонка принесли во двор и пустили в клетку, Стёпкина собака Жучка так и вертелась возле неё, исходя лаем. Пришлось её пока на цепь посадить.
   Волчонку дали обрезков мяса и налили молока. Он с жадностью всё съел, но глядел всё равно злобно, затравленно.
   На другой день Саша пришёл его проведать. Егор со Стёпкой мастерили во дворе новую конуру. Подойдя к клетке, Саша сунул волчонку куриную косточку и еле успел отдёрнуть руку: зверёныш мгновенно схватил угощение, отполз в дальний угол клетки и зарычал.
   – Берегитесь, тяпнет! Он злюка! – предупредил Стёпка. – Ступайте лучше к нам.
   Саша стал помогать сколачивать конуру. Егор дал ему маленький молоток, гвозди и показал, как и где их забивать. Вначале у мальчика ничегошеньки не получалось. Он не раз попадал молотком по пальцам, но крепился, не плакал. Гвоздь то вбивался криво и совсем не туда, куда надо, то отскакивал на землю. Посмотрев, как умело забивают гвозди Егор и Стёпка, Саша изловчился и, наконец, вбил первый гвоздь.
   – Молодец! – похвалил его Егор. – А теперь ещё вот сюда забейте.
   Лиха беда начало! В этот раз у Саши вышло забить только два гвоздика, но потом он наловчился их забивать, помогая Егору чинить деревянный забор вокруг барского дома.

 

   Волчонка поселили в новой конуре за огородом, чтобы Жучка не видела его и напрасно не брехала. Дабы загладить свою вину, Саша часто приносил зверёнышу угощение. Через неделю тот окреп и немного подрос, но оставался по – прежнему злым и диким, рвался с цепи при виде людей и визгливо лаял. И на Сашу рычал, и на Олю, а Николеньку так напугал, что Арина Родионовна с трудом его успокоила.
   – Сколько волка ни корми, всё в лес смотрит, – сетовала она. – Нам перед свадьбой только с волком возиться и не хватало.

 

   – Ничего, маманя. Бог даст, пристроим куда-нибудь, – успокаивал её Егор.
   Так и вышло. Отправившись на Ильин день в Звенигород купить материи для приданого Марьюшки и всяких нужных в хозяйстве мелочей, Егор сговорился с крестьянином какого – то помещика, державшего в имении зверинец. Накануне там матёрый волк перегрыз решётку да сбежал в лес. Тот дюжий мужик приехал в Захарово на подводе с крепкой клеткой, ловко пересадил в неё волчонка и увёз. Арина Родионовна вздохнула с облегчением.
   Марьюшкину свадьбу сыграли в сентябре. Два года назад, когда выходила замуж за Матвея Михайловича Сонцова тётушка Елизавета Львовна, Саша и Оля были ещё малы и почти ничего не запомнили. Да и свадьба крестьянская не очень – то походила на дворянскую – разве что таинством венчания. Оттого всё детям было в новинку, всё интересно – и притворные слёзы невесты на девичнике, и приезд жениха за нею, когда девушки пели:

 
Как в долу – то берёзонька белёхонька стоит,
А наша невеста белее её,
Белее снегу белого её лицо.
Шла наша Марьюшка от высокого терема,
Несла она золоту чару вина.
Она чару расшибла, всё вино пролила,
Всё глядючи на Алёшу своего,
На Алёшу своего, на кудёрушки его:
Видеть ли мне, кудёрушки, вас у себя?
На правой на ручушке, на золотом перстеньке?

   Особенно запомнилось, как девушки величали «молодого князя со княгинею» после их возвращения из Вязёмской церкви:

 
Ягода с ягодой сокатилася!
Ягода ягоде поклонилася!
Ягода с ягодой слово молвила!
Ягода от ягоды не вдали росла!

Нянины сказки

   Прохладным сентябрьским вечером дождь мерно стучит в окно, барабанит по крыше, а ветер в саду разгулялся, срывает с деревьев начавшие желтеть листья. В горнице тепло и уютно: заботливая Параша протопила печку. Маленький Лёвушка спит в своей комнатке под присмотром горничной. Старшие дети сидят тихо вокруг няни и слушают. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая маленьких слушателей в волшебный мир народной сказки:
   «В некотором царстве – государстве жил – был царь Султан Султанович турецкий. Задумал он жениться да не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась:
   – Была бы я царицей, одним зерном бы всё царство накормила.
   Вторая посулила одним куском сукна всех одеть. Третья, прекрасная собой, говорит:
   – А я бы с первого года родила царю тридцать три сына.
   Царь и женился на меньшой. Уехал он воевать, а мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. После трёх месяцев разрешилась царица благополучно тридцатью тремя мальчиками, а тридцать четвёртый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, на затылке – месяц. Послала царица гонца известить о том царя, а мачеха задержала гонца на дороге, пьяным напоила и подменила письмо, в коем написала, будто царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверушкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки – одну для тридцати трёх царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море. Так и сделали…»

 

   Дети затаили дыхание. Николенька забрался к няне на колени. На подушке рядом с Олей сладко дремлет Жужу. Саша не шелохнётся на стуле, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня:
   «Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке. Наконец море выкинуло их на остров. Сын заметил это и говорит:
   – Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет.
   – Господь благослови тебя, дитятко.
   Сын поднатужился, обручи лопнули, и вышли царевич с царицей на свет. Сын избрал место, с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да править.
   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, обратился в муху и полетел вслед.
   Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.
   – Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
   – Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: у моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.
   Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс к дворцу чудный дуб…»
   Детям интересно узнать, что дальше было. Как сквозь сон слышат они: кто – то начал скрестись в дверь. Потом снизу показалась когтистая лапка, потянула дверь на себя, и в горницу проскользнул довольный, сытый Васька. Кот зевнул, потянулся и подошёл к детям, выбирая, у кого бы устроиться на коленях. Жужу приоткрыла один глаз и тихо заворчала. Васька отошёл от Оли, мягко вспрыгнул на Сашины колени, потоптался и улёгся клубком. Саша тихонько поглаживает Ваську, тот умиротворённо урчит, а мальчику чудится, будто кот вместе с няней сказку сказывает.
   «Плывёт мимо другой корабль, – продолжает Арина Родионовна. – Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, снова обратился в муху и полетел вслед. Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха опять хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.
   

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Обновлено: 09.01.2023

Оборудование: выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

— С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (С русскими народными сказками.)

— Почему они называются народными?(Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

— Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока.

— Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать?(Сегодня мы будем читать сказки А. С. Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.)

3. Постановка целей урока.

— Сегодня вы познакомитесь со сказками А. С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

4. Изучение нового материала.

— Чтение учителем:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

— Из какого произведения эти строки?( Из поэмы Руслан и Людмила.)

— А сколько сказок написал А. С. Пушкин?( Пять, шестая осталась не законченная.)

— Как называется шестая сказка?( Медведиха.)

В детстве Саша начал рано читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Радионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились ему на всю жизнь.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Радионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.

2. Рассматривание выставки книг.

— Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках здесь добро торжествует над злом.

3. Чтение сказок.

— Далее чтение сказки учащимися.

— Какие волшебные чудеса происходят в сказке?( Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон-в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

— Назовите отрицательных персонажей сказки.( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

— Как наказано зло в сказках?( Злой коршун погиб.)

— Как вы считаете, избежали ли наказание ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой?( Нет, потому, что правда открыта.)

— Чтение начала сказки учителем.

4. Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите положительных героев сказки. ( Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

— Чьи поступки осуждает автор?( Царицы, чернавки.)

— Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. ( Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

— Опишите внешний вид царевны и царицы. (Читаются отрывки.)

— Всегда ли внешняя красота сопутствует внутренней?

— Зачитайте отрывки о характере героинь.

— Как зло было наказано в сказке?( Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

А теперь послушаем следующую сказку.

— Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите отрицательных героев сказки.( Старуха.)

— Теперь послушаем другую сказку.

— Чтение начала сказки учителем.

5. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? ( Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

— Почему? ( Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

— Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? ( Ненавистный, жадный, глупый.)

— Прочитайте, как был наказан поп?

— Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?( Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

— За что был наказан Дадон? ( Он был не верен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

6. Закрепление изученного. Работа в парах.

Карточки для работы в парах.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —- — — — — — —

Карточка № 1

Соедините слово с его значением. Из какой сказки эти слова?

Вареная полба Крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Светлица Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж.

Земляника Старинный женский головной убор.

Приданое Каша из зерен дикой пшеницы.

Рать Светлая парадная комната в избе.

Кичка Войско на Руси.

Карточка № 2

Соедините название сказки А. С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

Карточка № 3

Соедините название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

Высокомерие

Карточка № 4

Зачеркните признак, не относящийся к признакам сказки.

Троекратный повтор, сказочный зачин, сказочная концовка, волшебные события, устойчивое сочетание слов, реальные события, волшебные предметы.

— Какая сказка Пушкина вам понравилась больше всего. Почему?

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта в течение всех школьных лет. Сказки Пушкина знают и любят люди из разных стран. Сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов.

8. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.

Вложение Размер
skazki_pushkina.docx 20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки А. С. Пушкина.

Оборудование: выставка книг со сказками А. С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок.

1 . Организационный момент.

— С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке внеклассного чтения? (С русскими народными сказками.)

— Почему они называются народными?(Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое.)

— Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока.

— Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать?(Сегодня мы будем читать сказки А. С. Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.)

3. Постановка целей урока.

— Сегодня вы познакомитесь со сказками А. С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

4. Изучение нового материала.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

— Из какого произведения эти строки?( Из поэмы Руслан и Людмила.)

— А сколько сказок написал А. С. Пушкин?( Пять, шестая осталась не законченная.)

— Как называется шестая сказка?( Медведиха.)

В детстве Саша начал рано читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Радионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились ему на всю жизнь.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Радионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.

2. Рассматривание выставки книг.

— Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках здесь добро торжествует над злом.

3. Чтение сказок.

— Далее чтение сказки учащимися.

— Какие волшебные чудеса происходят в сказке?( Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон-в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

— Назовите отрицательных персонажей сказки.( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

— Как наказано зло в сказках?( Злой коршун погиб.)

— Как вы считаете, избежали ли наказание ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой?( Нет, потому, что правда открыта.)

— Чтение начала сказки учителем.

4. Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите положительных героев сказки. ( Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

— Чьи поступки осуждает автор?( Царицы, чернавки.)

— Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. ( Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

— Опишите внешний вид царевны и царицы. (Читаются отрывки.)

— Всегда ли внешняя красота сопутствует внутренней?

— Зачитайте отрывки о характере героинь.

— Как зло было наказано в сказке?( Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

А теперь послушаем следующую сказку.

— Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите отрицательных героев сказки.( Старуха.)

— Теперь послушаем другую сказку.

— Чтение начала сказки учителем.

5. Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций.

— Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? ( Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

— Почему? ( Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

— Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? ( Ненавистный, жадный, глупый.)

— Прочитайте, как был наказан поп?

— Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?( Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

— За что был наказан Дадон? ( Он был не верен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

6. Закрепление изученного. Работа в парах.

Карточки для работы в парах.

Соедините слово с его значением. Из какой сказки эти слова?

Вареная полба Крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Светлица Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж.

Земляника Старинный женский головной убор.

Приданое Каша из зерен дикой пшеницы.

Рать Светлая парадная комната в избе.

Кичка Войско на Руси.

Соедините название сказки А. С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.

Соедините название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

Зачеркните признак, не относящийся к признакам сказки.

Троекратный повтор, сказочный зачин, сказочная концовка, волшебные события, устойчивое сочетание слов, реальные события, волшебные предметы.

— Какая сказка Пушкина вам понравилась больше всего. Почему?

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта в течение всех школьных лет. Сказки Пушкина знают и любят люди из разных стран. Сказки вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов.

Прохладным сентябрьским вечером дождь мерно стучит в окно, барабанит по крыше, а ветер в саду разгулялся, срывает с деревьев начавшие желтеть листья. В горнице тепло и уютно: заботливая Параша протопила печку. Маленький Лёвушка спит в своей комнатке под присмотром горничной. Старшие дети сидят тихо вокруг няни и слушают. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая маленьких слушателей в волшебный мир народной сказки:

«В некотором царстве-государстве жил-был царь Султан Султанович турецкий. Задумал он жениться да не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась:
— Была бы я царицей, одним зерном бы всё царство накормила.
Вторая посулила одним куском сукна всех одеть. Третья, прекрасная собой, говорит:
— А я бы с первого года родила царю тридцать три сына.

Дети затаили дыхание. Николенька забрался к няне на колени. На подушке рядом с Олей сладко дремлет Омфала. Саша не шелохнётся на стуле, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня:

«Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке. Наконец море выкинуло их на остров. Сын заметил это и говорит:
— Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет.
— Господь благослови тебя, дитятко.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, обратился в муху и полетел вслед.

Детям интересно узнать, что дальше было. Как сквозь сон слышат они: кто-то начал скрестись в дверь. Потом снизу показалась когтистая лапка, потянула дверь на себя, и в горницу проскользнул довольный, сытый Васька. Кот зевнул, потянулся и подошёл к детям, выбирая, у кого бы устроиться на коленях. Омфала приоткрыла один глаз и тихо заворчала. Васька отошёл от Оли, мягко вспрыгнул на Сашины колени, потоптался и улёгся клубком. Саша тихонько поглаживает Ваську, тот умиротворённо урчит, а мальчику чудится, будто кот вместе с няней сказку сказывает.

«Плывёт мимо другой корабль, – продолжает Арина Родионовна. — Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, снова обратился в муху и полетел вслед. Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха опять хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.
— А перед дворцом, — говорят корабельщики, — стоит дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песни поёт.
— Ах! — говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

— Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. — Вот что чудо: за морем стоит гора, а на той горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро.
Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс чудных боровов к своему дворцу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо третий корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, в третий раз обратился он в муху и полетел вслед.

Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха пуще прежнего хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказывает сказки и песни поёт.
— А на горе за дворцом, — говорят корабельщики, — два борова грызутся, и меж ними сыплется золото да серебро.
— Ах! — говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
— Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. — Вот что чудо: из моря выходят тридцать три отрока, точь-в-точь равны — и голосом, и волосом, и лицом, и ростом. А выходят они из моря только на один час.
Царевич прилетел домой и рассказал матушке о тридцати трёх отроках.

— Это братья твои, — говорит царица, печалясь об остальных своих детях.
— Не тужи, матушка, — говорит царевич. — Благослови меня отыскать их.
— Господь благослови тебя, дитятко.
— Нацеди ты, матушка, своего молочка да замеси тридцать три лепёшечки.

Царица так и сделала. Взял царевич лепёшечки, пошёл к морю и положил их на берегу. Всколыхнулося море, вышли тридцать три юноши и с ними старик. Один из юношей съел лепёшечку.
— Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знал я материнского молока, а теперь узнал.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Снова плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, наказал им звать царя на свой остров в гости.

Приплыли корабельщики, пошли к царю и рассказали о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказки сказывает и песни поёт, и о двух боровах.
— А во дворце, — говорят корабельщики, — живут ещё тридцать три отрока, точь-в-точь равны — и голосом, и волосом, и лицом, и ростом.
— Ах! — говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

Старшие дети тоже идут укладываться. И кот за ними. Устроился у Саши в ногах и замурлыкал. В полусне мальчик явственно видит сказочный остров с чудным городом, прекрасного царевича с тридцатью тремя братьями, царя Султана Султановича с молодой царицей…

Прохладным сентябрьским вечером дождь мерно стучит в окно, барабанит по крыше, а ветер в саду разгулялся, срывает с деревьев начавшие желтеть листья. В горнице тепло и уютно: заботливая Параша протопила печку. Маленький Лёвушка спит в своей комнатке под присмотром горничной. Старшие дети сидят тихо вокруг няни и слушают. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая маленьких слушателей в волшебный мир народной сказки:

«В некотором царстве – государстве жил – был царь Султан Султанович турецкий. Задумал он жениться да не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась:

– Была бы я царицей, одним зерном бы всё царство накормила.

Вторая посулила одним куском сукна всех одеть. Третья, прекрасная собой, говорит:

– А я бы с первого года родила царю тридцать три сына.

Дети затаили дыхание. Николенька забрался к няне на колени. На подушке рядом с Олей сладко дремлет Жужу. Саша не шелохнётся на стуле, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня:

«Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке. Наконец море выкинуло их на остров. Сын заметил это и говорит:

– Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет.

– Господь благослови тебя, дитятко.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, обратился в муху и полетел вслед.

Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: у моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.

Детям интересно узнать, что дальше было. Как сквозь сон слышат они: кто – то начал скрестись в дверь. Потом снизу показалась когтистая лапка, потянула дверь на себя, и в горницу проскользнул довольный, сытый Васька. Кот зевнул, потянулся и подошёл к детям, выбирая, у кого бы устроиться на коленях. Жужу приоткрыла один глаз и тихо заворчала. Васька отошёл от Оли, мягко вспрыгнул на Сашины колени, потоптался и улёгся клубком. Саша тихонько поглаживает Ваську, тот умиротворённо урчит, а мальчику чудится, будто кот вместе с няней сказку сказывает.

«Плывёт мимо другой корабль, – продолжает Арина Родионовна. – Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, снова обратился в муху и полетел вслед. Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха опять хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.

– А перед дворцом, – говорят корабельщики, – стоит дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: за морем стоит гора, а на той горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро.

Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс чудных боровов к своему дворцу.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо третий корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, в третий раз обратился он в муху и полетел вслед.

Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха пуще прежнего хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказывает сказки и песни поёт.

– А на горе за дворцом, – говорят корабельщики, – два борова грызутся, и меж ними сыплется золото да серебро.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: из моря выходят тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом. А выходят они из моря только на один час.

Царевич прилетел домой и рассказал матушке о тридцати трёх отроках.

– Это братья твои, – говорит царица, печалясь об остальных своих детях.

– Не тужи, матушка, – говорит царевич. – Благослови меня отыскать их.

– Господь благослови тебя, дитятко.

– Нацеди ты, матушка, своего молочка да замеси тридцать три лепёшечки.

Царица так и сделала. Взял царевич лепёшечки, пошёл к морю и положил их на берегу. Всколыхнулося море, вышли тридцать три юноши и с ними старик. Один из юношей съел лепёшечку.

– Ах, братцы, – говорит он, – до сих пор не знал я материнского молока, а теперь узнал.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Снова плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, наказал им звать царя на свой остров в гости.

Приплыли корабельщики, пошли к царю и рассказали о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказки сказывает и песни поёт, и о двух боровах.

– А во дворце, – говорят корабельщики, – живут ещё тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом.

– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.

Мачехе сказать нечего. Собрался царь Султан Султанович и поехал на остров. Царевич принял его как гостя дорогого и ведёт к матушке. Узнал царь свою жену и детей, обрадовался и воротился с ними домой. А мачеха как увидела их, так и померла со злости. Ну вот сказка и вся, больше сказывать нельзя. А детушкам спать пора, – заканчивает няня, поднимается со стула и несёт к постели задремавшего Николеньку, напевая:

Ой, люли – люлюшеньки,

Сладко спи по ночам,

Старшие дети тоже идут укладываться. И кот за ними. Устроился у Саши в ногах и замурлыкал. В полусне мальчик явственно видит сказочный остров с чудным городом, прекрасного царевича с тридцатью тремя братьями, царя Султана Султановича с молодой царицей…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сказки

Сказки Спасибо за обложку Frost Valery История Демида, Степана и мушиного дракончика Сказка-пятиминутка Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола

209. Сказки

209. Сказки Хорошо, когда под вечер Нам часок удастся быть И про всё, что сердцу любо, По душе поговорить. Я люблю очистить сердце Тайной сказок и чудес, И над нами наклонится Невидимкой темный лес. А потом какие ночи, И в ночах какие сны, И глаза у звезд какою Детской сказкою

Сказки и быль

Сказки и быль Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

6. Начало сказки

6. Начало сказки Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него… Виктор Эделстайн, кутюрье В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в

Сказки и быль

Сказки и быль Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

XI СКАЗКИ МОРОЗА

XI СКАЗКИ МОРОЗА Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:

Люди не из сказки

Люди не из сказки Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.Тут необходимо рассказать маленькую

Сказки

Сказки Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Реалии сказки

Сказки

Сказки Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не

Начало сказки

Начало сказки Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и

Пересказ статьи учебника “Из русской литературы XIX в.”, с.84, ч.1.

III. Изучение нового материала.

1. Ребята, прослушайте строки из сказок и скажите, кому он принадлежат. Кто является автором?

А) У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Б) Три девицы под окном
Прял поздно вечерком.
“Кабы я была царица. –
Говорит одна девица…

В) Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка,
Спросила
“Чего тебе надобно, старче?”

Ученики: Из сказок А.С. Пушкина

Учитель: Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством великого поэта А.С. Пушкина. Цель урока – познакомится с детством поэта и анализ стихотворения “Няне”. Перед вами лежат карточки. По ходу урока вы должны продолжить предложения, напечатанные на них. Приложение 1.

Детство – самая яркая, беззаботная пора в жизни каждого человека. Интересно ли вам узнать, какое детство было у Александра Сергеевича, кто были его родители и предки. Окружен ли он был любовью, лаской и заботой?

“6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова ,у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр” – гласит запись в церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. На самом первом раннем портрете Пушкин изображен ребенком 2-3 лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого поэта. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы и большие голубые глаза.

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был “светский человек”, острослов, страстный любитель поэзии.

Учитель. Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность

Учитель: Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, привычка грызть ногти и детская некрасивость. Эта некрасивость перешла к нему от его знаменитого предка Абрама Петровича Ганнибала.

Учитель: В доме Пушкиных были еще 2 женщины, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку. Это бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня – Арина Родионовна.

На стр. 92 учебника прочитайте высказывание Ольги Сергеевны Павлищевой (сестры Александра Сергеевича) о бабушке.

– Что вы знаете о няне Пушкина?

5. Рассказ подготовленного ученика о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой.

Закройте глаза. Вы – в лесу. Отгремела гроза. Прошел проливной дождь, блестит мокрая листва на березах. На траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышется! Вот ландыши – вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

7. Учитель. Вернемся к вашим карточкам. Все ли строки заполнены? Как вы их закончили?

6. Работа со стихотворением А.С.Пушкина “Няне”.

Учитель: Как вы думаете, кто такая няня? Была ли у вас няня? Для Александра Сергеевича, няня – самый близкий человек, она заменила мать ,была первым слушателем его произведений. Сказки, рассказанные Ариной Родионовной, легли в основу сюжетов сказок Пушкина. Ей Александр Сергеевич посвятил стихотворение “Няне”.

6.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

6.2. Анализ содержания стихотворения.

– Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения (Темные, мрачные)

– Последняя строка незаконченная. Как вы ее понимаете? Т.. Цвет меняется на более светлый.

– Каким настроением пронизано это стихотворение? (грусть, печаль, тоска)

– Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал его? (чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, нежность, забота)

– С первых же строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовью и заботой. Прочтите их.

– Можем ли мы образно нарисовать в своем воображении ряд картин-слайдов? (да)

– Давайте посчитаем сколько их получится.

Чтение учеником 2-3 строки.

– Какой слайд мы видим? (Забытый домик в глуши сосновых лесов)

Чтение учеником 4-7 строк.

(Видим сидящую и тоскующую няню)

(Няня у ворот, напряженно смотрит в даль…)

Чтение последней строки.

(Возможно, няне видится ее воспитанник, спешащий к ней)

  1. Обращение к няне
  2. Строки рисуют забытый домик.
  3. Видим няню, ждущую воспитанника
  4. Предчувствие чего-то хорошего.

– На что похоже письмо? В письменной форме, в Р.п., адресованной няне? (Письмо)

– Жанровая разновидность – послание.

6.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.

7. А сейчас закрепим изученное, заполнив карточки. Приложение 2

IV. Подведение итогов урока.

– Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина “Няне”? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).

Читайте также:

      

  • Ушинский проказы старухи зимы конспект урока
  •   

  • Конспект по повести гробовщик
  •   

  • Деление и дроби 4 класс петерсон презентация и конспект
  •   

  • План конспект урока по физической культуре 5 класс легкая атлетика низкий старт
  •   

  • Ласточка конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

  • Нянины сказки пушкина 2 класс литературное чтение
  • Нянины сказки музей чайковского отзывы
  • Нянина сказка что это
  • Нянина сказка чайковский рисунки для детей 2 класса карандашом
  • Нумерация как правильно пишется или нумерация слово