Няня пушкина рассказ о ней

Арина Родионовна

Биография Арины Родионовны

10 Апреля 1758 – 31 Июля 1828 гг. (70 лет)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 270.

Арина Родионовна (1758 – 1828) — крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов. Вошла в историю как женщина, вынянчившая несколько поколений Пушкиных. Биография Арины Родионовны, няни Пушкина, неразрывно связана с именем великого поэта, для которого она стала доброй наперсницей, верным другом.

Детские годы

Родилась Арина Родионовна 10 (21) апреля 1758 года в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Ее родители были крепостными крестьянами, у которых, помимо дочери Арины, было еще шестеро детей. Отца звали Родион Яковлев, а мать – Лукерья Кириллова.

Будучи ребенком, Арина принадлежала графу Федору Алексеевичу Апраксину. В 1759 году Суйду с прилегающими деревнями и крепостными у Апраксина выкупил Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина.

Тайна имени

В те далекие времена имя Арина являлось просторечной формой имени Ирина. Крепостные крестьянки не могли иметь своей фамилии, и в метрических документах значилось лишь имя девочки и его отца. В быту Арину Родионову часто называли Ариной Родионовной или просто Родионовной.

В краткой биографии Арины Родионовны, няни Пушкина, был зафиксирован брак с простым крестьянином Федором Матвеевым. Но даже в браке она не могла взять фамилию мужа. В этом союзе она родила четверых детей.

Незаменимая няня

Яковлевы жили очень бедно, и повзрослевшая Арина попросилась на работу няней. Ее первой воспитанницей стала мать поэта, Надежда Осиповна. Затем бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал взяла Арину Родионовну в качестве няни для своего малолетнего племянника Алексея.

Когда у Надежды Осиповны Пушкиной родилась старшая дочь Ольга, она забрала к себе свою няню. Следом за Ольгой родился Александр, затем Лев, и Арина Родионовна вынянчила всех троих детей Пушкиных. Больше всего она была привязана к Александру, которого неизменно называла ангелочком.

Ангел-хранитель

Арина Родионовна была верным другом Александра Сергеевича, которого она повсюду сопровождала. Именно няня скрасила дни его ссылки в Михайловском, когда многие отвернулись от опального поэта. Арина Родионовна с удовольствием рассказывала своему воспитаннику сказки, с ее слов он записывал народные песни. В дальнейшем поэт органично вписывал мотивы услышанного в свои произведения. Арина Родионовна стала прототипом многих женских образов, ей великий поэт посвятил три стихотворения.

Скончалась Арина Родионовна 31 июля (12 августа) 1828 года. Сообщение о смерти любимой нянюшки стало для поэта серьезным ударом.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василиса Лещина

    7/10

  • Людмила Колодкина

    9/10

  • Николай Ютяев

    10/10

  • Саша Ссср

    5/5

  • Наталья Колыпаева

    5/5

Оценка по биографии

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 270.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Пушкин не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк.

Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…

Арина Родионовна (1758−1827) родилась в деревне Суйда (есть и другое мнение — в д. Лампово), что в Копорском уезде Петербургской губернии. Известно, что в семье крепостного Родиона Яковлева было семь детей. Девочку дома звали Ариной, это просторечная форма имени Ирина.

Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В тогдашнем быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.

Арина Родионовна. Портрет работы неизвестного художника

Арина Родионовна. Портрет работы неизвестного художника
Фото: ru.wikipedia.org

Когда прадед великого поэта — А. П. Ганнибал, купил деревни в Копорском уезде у графа Ф. А. Апраксина, то вместе с деревнями он выкупил и крепостных, в том числе и Арину. Девочка рано познала нищету, тяготы крестьянской жизни. Известно только, что в 23 года Арина Родионовна вышла замуж и переехала жить в село Кобрино, недалеко от Гатчины. Хозяева забрали ее в няньки.

Бабушка Пушкина, М. А. Ганнибал, сначала «передала» молодой няне в руки своего племянника Алексея, сына брата, а когда в семье появилась первая ее внучка Ольга, старшая сестра поэта, Арина Родионовна стала жить в их доме почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.

Есть сведения и о том, что дом, в котором жила семья Арины Родионовны, М. А. Ганнибал ей подарила в благодарность за хорошую работу. Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, — и всюду за ними следовала Арина Родионовна.

Это и понятно. Ее муж к тому времени умер от пьянства. Она (у нее было четверо малолетних детей) верой и правдой служила господам. Есть версия, что бабка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась. По другой версии известно, что М. А. Ганнибал сначала думала отпустить Арину Родионовну, но не стала этого делать.

Я. П. Серяков. Арина Родионовна Яковлева

Я. П. Серяков. Арина Родионовна Яковлева
Фото: ru.wikipedia.org

Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина.

В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву:

До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю.

Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ею поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу — Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году.

Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т. д.

Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк:

Старушка почтенная — лицом полная, седая, любившая своего питомца…

Но уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти.

Однако как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина П. В. Анненков.

Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй. И, как отметил в своих воспоминаниях поэт Н. Языков: «…и веселая собутыльница». Но если открыть сочинения А. Пушкина, то он по сравнению со своей няней мог бы именоваться горьким пьяницей, поскольку много раз описывал всякого рода застолья.

Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен.

Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил:

Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка.

Что еще почитать по теме?

Как сложилась судьба вдовы Пушкина?
О чем не любят рассказывать, вспоминая Пушкина?
Почему Татьяна Ларина является идеалом Пушкина? Тайный подтекст романа. Часть 1

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

260 лет назад, 21 апреля 1758 года, родилась Арина Родионовна. К этой дате «Фома» собрал 8 интересных фактов о няне «солнца русской поэзии».

1. Настоящее имя няни Пушкина – Ирина

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Святые Ирина Аквилейская и Ирина Коринфская

При крещении будущей няне Александра Пушкина дали имя Ирина (Иринья), именины которой приходились на 16 апреля, когда отмечается память двух святых с этим именем – Ирины Аквилейской и Ирины Коринфской. Арина было домашним, разговорным, именем. Спорные вопросы вызывает и фамилия Арины Родионовны. Часто в литературе ей приписывают фамилию Яковлева (так как отца Арины звали Родион Яковлев). Однако во всех документах (ревизских сказках, метрических церковных книгах и пр.) она названа Родионовой. Выйдя замуж, Арина стала Матвеевой. Однако в историю русской литературы Арина Яковлева-Родионова-Матвеева вошла без фамилии – просто Арина Родионовна.

Интересно, что потом сам Александр Пушкин ни в стихах, ни в письмах, ни разу не обратился к Арине Родионовне по имени. В письмах он называл ее «няня» и иногда даже писал это слово с заглавной буквы.

2. Арина Родионовна – прототип няни Татьяны Лариной из «Евгения Онегина»

Об этом прямо говорит сам Пушкин в письме 1824 года к своему знакомому Дмитрию Шварцу: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны. Вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно». В ХХ веке Анна Ахматова отметила интересную особенность: в «Евгении Онегине» Татьяна вспоминает именно могилу своей доброй няни, а не могилу матери:

Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.

3. Никто не знает, как на самом деле выглядела Арина Родионовна

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Предполагаемый портрет Арины Родионовны. Неизвестный художник. 1820 годы. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

Прижизненного портрета Арины Родионовны не было сделано, хотя в петербургском музее Пушкина хранится один портрет, который «со значительной степенью вероятности выдается за портрет Арины Родионовны». Существует также женский профиль – набросок Пушкина в рукописи со стихотворением «Предчувствие» и черновым текстом «Волненьем жизни утомленный». Некоторые исследователи считают, что здесь Пушкин попытался изобразить свою нянюшку. Словесных описаний внешности Арины Родионовны тоже сохранилось мало: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» (из воспоминаний Марии Осиповой – современницы Пушкина).

4. «Самая известная няня России» не владела грамотой

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Письмо Арины Родионовны А. С. Пушкину, записанное А. Н. Вульф

Как известно, Арина Родионовна не владела грамотой. Однако сохранилось два ее письма к своему любимому воспитаннику, которые она просила написать грамотных людей под ее диктовку. Например, второе письмо написала для Арины Родионовны приятельница поэта в Тригорском Анна Вульф:

«Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна – Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я Вас буду ожидать и молить Бога, чтобъ он дал нам свидиться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочик, хорошенько, самому слюбится. Я слава Богу здорова, цалую Ваши ручки и остаюсь Вас многолюбящая няня Ваша Арина Родивоновна. Тригорское. Марта 6».

Стиль и слог этого письма послужил прототипом письма к Дубровскому его няни Орины Егоровны.

5. Арина Родионовна – главный источник сказок Пушкина

Литературоведы считают, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в прологе к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»).

Однако в пушкинистике до сих пор ведутся споры об источниках некоторых пушкинских сказочных произведений, которыми могли послужить не только рассказы няни, но и европейские легенды и сказки, прочитанные поэтом.

  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
  • Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Александра Пушкина

6. Пушкин не присутствовал на похоронах своей няни

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости (1828)

Арина Родионовна скончалась в 1828 году возрасте 70 лет в Петербурге. По одной из версий, причиной смерти явилась сильная простуда пожилой няни.

Известно, что ни сам Пушкин, ни его сестра Ольга не присутствовали на похоронах своей няни. Причины этого остались неясными. Предполагается, что поэт узнал о смерти няни слишком поздно.

Могила осталась безымянной и затерялась. Сам Пушкин безуспешно пытался отыскать могилу своей нянюшки. Более ста лет не было известно, где же похоронена Арина Родионовна. И только в конце 1930-х годов исследователям удалось отыскать регистрацию ее похорон на Смоленском кладбище в Петербурге, где установлена мемориальная доска: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна (1758–1828) – няня А. С. Пушкина: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»

7. Не всякая старушка в стихах Пушкина – его няня

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Мария Алексеевна Ганнибал

Пушкин посвятил любимой няне несколько стихотворений, в которых называл ее и «доброй подружкой», и своей «голубкой дряхлой», и «единственной подругой», и «моей старушкой» и т.д.

Однако у «подруги дней суровых» был серьезный «конкурент» – бабушка поэта Марья Алексеевна Ганнибал, которая также приняла серьезное участие в воспитании Пушкина, и которой поэт также посвящал теплые строчки. Часто литературоведы и читатели путают в стихотворениях Пушкина образ Арины Родионовны и образ бабушки поэта. Например, стихотворение «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно считают посвященным няне, ссылаясь на строки о «веселой старушке» «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», опуская следующие далее строчки о полувоздушном стане, локонах, дорогих французских духах и жемчугах на груди. Нет сомнений, что здесь Пушкин описывает не крепостную нянюшку, а бабушку-аристократку.

8. Друзья Пушкина посвящали стихи его няне

Няня #1 в России: 8 фактов об Арине Родионовне, которые вы, скорее всего, не знали
Николай Языков

Кроме своего воспитанника своей заботой и добротой Арина Родионовна вдохновляла и других писателей – современников поэта. Лицейский товарищ Пушкина Антон Дельвиг и Василий Жуковский написали произведения на сюжеты ее рассказов. А поэт и сосед Пушкина по Михайловскому Николай Языков, восхищенный гостеприимством и радушием Арины Родионовны, посвятил ей два больших стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» (1827) и «На смерть няни А. С. Пушкина» (1830):

Всегда, приветами сердечной доброты,
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта…

Для написания статьи использованы материалы Ю. Дружникова, А. Ульянского, В. Майкова, В. Набокова, Н. Клюшиной, Н. Бартенева.

Читайте также:

Пушкин был лешим и не погиб на дуэли: где миф, а где правда о главном поэте России?

Цикл Алексея Варламова Товарищ Пушкин

Дуэль поэта

Няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание

1 февраля 2017

Наверное, у каждого из нас с именем А. С. Пушкина ассоциируется личность его любимой няни – Арины Родионовны, которой он посвятил несколько своих стихов. Она рассказывала ему сказки, которые он впоследствии использовал как основу для своих творений. И возможно, что если бы не она, то мир не знал бы прекрасных сказок, написанных всемирно известным поэтом. Сейчас мы подробно расскажем кто такая няня Пушкина Арина Родионовна, биография краткое содержание.

Няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание

Как звали няню Пушкина

Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия. В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в биографии Пушкина, что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.

Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной.
Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.

Арина Родионовна биография краткое содержание

Арина Родионовна биография краткое содержание

Арина Родионовна была рождена 21 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Имя ее матери было Лукерья Кириллова, а отца – Родион Яковлев и воспитывали они семеро детей.

Кто она по происхождению? Конечно крестьянка. Изначально она принадлежала графу Апраксину, но потом прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал купил у него имение. И тогда Арина Родионовна перешла в его собственность. Так и началась ее служба семье будущего поэта.

В 1781 году она бракосочеталась с Федором Матвеевым. И когда она стала жить с мужем, то начала служить Осипу Абрамовичу Ганнибалу.  Потом она служила нянечкой для его дочери – Надежды Осиповны.

В 1792 году ее к себе забрала бабушка Александра Сергеевича – Мария Алексеевна Ганнибал, чтобы та воспитывала ее племянника Алексея. За хорошую и верную службу ей подарили свою отдельную избушку.

После появления на свет старшей дочери Надежды Осиповны – Ольги, она стала ее воспитывать. И потом нянчила ее братьев — Александра и Льва.
Как звали няню Пушкина
В 1807 году Ганнибалы уступили все свои земли в Санкт-Петербургской губернии и уехали в Псковскую губернию. А именно в Опоческий уезд.

Няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание не входила в состав проданного имущества, потому что была закреплена за хозяевами. И поэтому также переехала на новое место. Кстати говоря, семья Пушкиных одно время хотела дать своей ей вольную, но та от нее отказалась.

Когда умерла Мария Алексеевна, няня Пушкина вместе с хозяевами стала проживать в Санкт-Петербурге. И также как и они уезжала в поместье Михайловское Псковской губернии на все лето.

В период с 1824 по 1826 год она проживала в этой усадьбе, когда Александр Сергеевич был в ссылке.

После непродолжительной болезни, когда ей было 70 лет, Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Санкт-Петербурге, в доме сестры Пушкина – Ольги.

Прощание с няней проходило скромно, в соответствии с ее социальным статусом, а на могиле не было подписи. Кстати, сам Александр Сергеевич не пришел попрощаться с любимицей. А из членов их семьи там был только муж его сестры Ольги – Николай Павлищев.

Историки потом долго не могли найти то место, где захоронена Арина Родионовна. И до 1940 года все думали, что ее могила находится в Большеохтинском кладбище. Но после проверки записей в церковных книгах стало ясно, что покоится она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И теперь у входа в кладбище висит мемориальная доска в честь няни великого поэта.

Арина Родионовна какую роль как личность играла в жизни А.С. Пушкина

В школе на занятиях по литературе нам всегда рассказывали, какую значимую роль няня Пушкина Арина Родионовна биография краткое содержание имела в жизни Пушкина и становлении его как поэта. Но действительно близкими отношения между ними стали лишь в период его ссылки. И, кстати, именно тогда он и написал стихотворения ее в честь.
В тот период они часто проводили время вместе, и няня рассказывала ему различные сказки и пела песни. Удавалось ей это просто замечательно – вот за что ее любил Пушкин. Многие думают, что именно это послужило базой для тех сказок, которые написал сам Пушкин.

Пушкин сочинил свои сказки через пять лет после окончания ссылки. И вероятно, если бы не его няня, то не знали бы мы этих замечательных историй о золотой рыбке, о царе Салтане и других, которые знают все дети.

Арина Родионовна какую роль как личность играла в жизни А.С. Пушкина

В настоящее время, мы уже не сумеем объективно оценить вклад Арины Родионовны в становление личности Александра Сергеевича как поэта и писателя. Но неоспорим тот факт, что великий поэт ее очень любил, а время, проведенное с ней приносило ему только положительные эмоции.

Арина Родионовна няня Пушкина фото

О внешнем виде Арины Родионовны не осталось никаких описаний. Ниже вы можете увидеть портрет одного художника, именно он считается портретом няни Пушкина. Но если прочесть строки, написанные сестрой Александра Сергеевича – Ольгой о внешнем облике их няни, то вряд ли они соответствуют изображению на картине. Она писала, что у Арины Родионовны было полное лицо и полностью седые волосы. Больше никаких упоминаний о ее внешности не встречалось.

Арина Родионовна няня Пушкина фото
Также был найден рисунок Александра Сергеевича, на котором возможно изображена его няня в молодом и преклонном возрасте.

Стихотворение Пушкина няне текст полностью

Александр Сергеевич очень трепетно и с любовью относился к своей няне. Он даже использовал ее образ в своей поэме Евгений Онегин – личность его няни стала прототипом няни Татьяны. Он писал о ней, что только она единственная его подруга и только с ней ему не скучно. Пушкин всегда с большим теплом думал о своей няне и посвящал ей стихи. Ниже вы можете прочитать самый известный стих Пушкина, посвященный своей няне.

Стихотворение Пушкина няне текст полностью

Барельеф Арина Родионовна Яковлева няня Пушкина

Еще одна вещь, которая говорит нам о внешнем облике Арины Родионовны – это всем известный барельеф, который был сделан из кости. Откуда он появился и кто его автор до сих пор неизвестно. О его наличии впервые узнали только тогда, когда он оказался у Максима Горького.
Барельеф Арина Родионовна Яковлева няня Пушкина
Сейчас увидеть воочию барельеф Арины Родионовны можно в Центральном музее А. С. Пушкина, который находится в Санкт-Петербурге.

Читайте также: Биография Пушкина кратко самое главное

Вот мы и рассказали вам все подробности о личности няни А.С. Пушкина. А вы понимаете, кем была няня Пушкина Арина Родионовна? Биография краткое содержание помогла сложить представление? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

Образ няни жизни и творчестве А.С. Пушкина

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Чусова Е.Д. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Мелентьева Э.В. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Есть люди, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта — Александра Сергеевича Пушкина. «В смирении и простоте незлобивой души сделала эта простая русская женщина большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества». Сколько няня знала пословиц, поговорок, сказок! А как умела передать то, что знала!

Актуальность рассматриваемой темы несомненна, так как любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта. Сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество.

Целью данного проекта является изучение художественных произведений, посвящённых няне А.С. Пушкина.

Объект – произведения А.С. Пушкина.

Предмет – произведения А.С. Пушкина, посвященные няне.

Задачи:

Познакомиться с биографией Арины Родионовны и воспоминаниями о ней;

Рассмотреть стихотворения А.С. Пушкина, посвящённые няне поэта;

Проанализировать художественные средства выразительности, используемых для описания образа няни;

Создать презентацию для урока литературы «Образ няни в творчестве А.С. Пушкина».

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:

Поиск информации по теме;

Обобщение полученной информации;

Анализ средств выразительности, используемых в стихотворениях.

Практическая значимость состоит в том, что данный материал может быть использован на классных часах, уроках литературы.

Гипотеза исследования: следует ожидать, что, то влияние, которое няня Арина Родионовна оказала на А.С. Пушкина, не могло не отразиться в его творчестве.

Глава 1. Арина Родионовна в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Биография Арины Родионовны

До нас не дошла полная биография Арины Родионовны, но воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта. Большинство склоняется к мысли, что именно няня ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев. Не случайно, много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками было необходимо для совершенного знания основ русского языка.

Уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают её юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти. Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй.

Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен. Показательными в этом плане являются слова самого Александра Сергеевича: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

В своей работе мы предприняли попытку собрать воедино имеющиеся сведения о жизни простой русской женщины, крепостной крестьянки, няне великого русского поэта А.С. Пушкина, чтобы ответить на вопрос о ее роли в жизни и творчестве гения. С этой целью мы изучили материалы, касающиеся биографии Арины Родионовны, письма няни к поэту, воспоминания о ней самого Александра Сергеевича и его современников, а также художественный материал – стихотворения поэта и его друзей, посвященные няне, портреты и скульптурные изображения, созданные в разное время.

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии в семье крепостного Яковлева и жены его Лукерьи. Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. По крещении дочку назвали в честь тётки Ирины. В быту же с детства звали Ариной. Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев и овладев мастерством сказочницы, стала сама сочинять их, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и, придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывала сказки — где надо, повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами,- всё, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.

Существует точка зрения, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Территориально это было возможно. Ребенком Надежда Осиповна часто жила в селе Кобрино. Однако по времени срастается не очень. Надежда Осиповна родилась в 1775 году, а Арина Родионовна приехала жить в Кобрино к мужу в 1781 году, когда девочке было уже шесть лет. Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. В 1799 году у Пушкиных родился сын Александр. С рождения Ольги Арина Родионовна жила в доме Пушкиных почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.

Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, – и всюду за ними следовала Арина Родионовна. Это и понятно. В 43 года Арина Родионовна овдовела (ее муж умер от пьянства), больше замуж она не выходила. Верой и правдой служила господам, растя еще и своих четверых малолетних детей. Есть версия, что бабушка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась и осталась в доме нянчить других детей. После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Дети очень любили свою няню. У маленького Саши она была няней до 7 лет, а затем к нему приставили «дядьку» и гувернера. Умерла она в 1828 году. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал — из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной. Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения — это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.

Такова простая история жизни няни великого поэта А.С. Пушкина.

В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.

Образ няни в творчестве А.С. Пушкина

А.С. Пушкин называл няню «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой».

Много споров велось вокруг роли Арины Родионовны в творчестве Александра Сергеевича. В советское время ее имя ставилось в один ряд с именитыми писателями и поэтами. Отмечались юбилеи ее рождения и годовщины смерти. Но существует и обратная точка зрения. Некоторые ученые считают Арину Родионовну обычной женщиной, славящуюся своей добротой и словоохотливостью. Однозначно можно сделать два вывода: фольклор, который Пушкин почерпнул у своей няни, оказал огромное влияние на его творчество. Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно, слышал от нее больше. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И. И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П.Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл… И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней…».

Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Александр часто приходил в ее маленький домик, порождая легенды о том, что он даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».

В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку. Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.

Сохранились два письма к Пушкину, написанные под диктовку няни и являющие пример ее образной речи, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель — я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. В своём творчестве он использовал услышанные сюжеты и мотивы. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», мамки княгини («Русалка»).

Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны… вы храните такую светлую и чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Откуда же Арина Родионовна так много знала? Напомним, что деревня Суйда, в которой она родилась, расположена на северо-западе России. Поэтому в ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их еще в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину.

За месяц до ее кончины Пушкин был у Арины Родионовны, о чем свидетельствует надпись «25 июня. Няня…» на полях рукописи, рядом с незаконченными строками.

Художественные средства выразительности

Изобразительные средства выразительности

Художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования, называют изобразительными средствами выразительности. К ним относятся эпитеты, метафоры, сравнения. Изобразительные средства используются для точного отображения мыслей, чувств, эмоций рассказчика, они позволяют более ярко изобразить, передать читателям свои чувства.

Эпитет – это определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Они позволяют автору не только наиболее ярко описать предмет, явление, событие, но и выразить к нему своё отношение. В народном творчестве встречаются постоянные эпитеты: море синее, поле чистое, солнце красное, добрый молодец.

Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например, «встала радуга над рожью, как огромные ворота». В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.

Метафорой называют употребление слов и оборотов речи в переносном значении. Метафора – это скрытое сравнение. В основе метафоры лежит сходство предметов, явлений, действий, признаков.

Синтаксические средства выразительности

Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические средства – так называемые стилистические (или риторические) фигуры.

К синтаксическим средствам выразительности относятся риторическое восклицание, риторический вопрос, обращение и другие. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Риторический вопрос – это риторическая фигура, представляющая собой вопрос – утверждение, который не требует ответа. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос фактически представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторическое восклицание – это приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Обращение – это призыв, речь или просьба обращённые к кому-чему-нибудь. Обращение называет предмет речи, может быть средством связи предложений всего текста. Повествование в таких текстах ведется во втором лице.

Ярким примером применения обращения является стихотворение А.С. Пушкина «Няне»:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!»

Обращение может связывать предложения не только в стихотворном тексте, но и в прозаическом.

Глава 2. Анализ художественных средств, используемых для описания образа няни

В процессе работы над проектом мы исследовали пять стихотворений А.С. Пушкина: «Зимний вечер», «…Вновь я посетил», «Я сам не рад болтливости своей», «Зимнее утро», «Няне».

В первой строфе стихотворения «Зимний вечер» (Приложение 1) поэт употребляет сравнение, буря сравнивается со зверем, вихри снежные с завыванием, с плачем ребёнка и со стуком в окошко запоздалого путника. Данные сравнения создают настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира.

Во второй строфе Пушкин с помощью метафоры противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита – ветхая лачужка, печальная и тёмная.

С помощью риторических вопросов:

«Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?» автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью.

В третьей строфе автор вновь применяет риторический вопрос:

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?» и сам на него отвечает: «Сердцу будет веселей». И затем появляются светлые мотивы – желание побороть уныние и безысходность, пробудить от сна уставшую душу:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

В этих строках появляется надежда на лучшую жизнь.

В четвертой строфе опять употребляется сравнение, которое ранее применялось в первой строфе. Повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя с помощью риторического вопроса. Автор хочет показать, что главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений – не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой. (Приложение 6, таблица 1).

Произведение «…Вновь я посетил» (Приложение 2) было создано в 1835 году во время последнего приезда Александра Пушкина на малую родину – в знаменитое село Михайловское. Стихотворение делится на три части.

В первой части говорится о воспоминаниях и сожалениях Пушкина о том, что молодость прошла и няни рядом нет. Здесь автор применяет сравнение, сравнивает себя с изгнанником:

Тот уголок земли. Где я провел

Изгнанником два года незаметных,-

тем самым хочет более полно выразить свои чувства к селу, где поэт провёл не только всё своё детство, но и два года ссылки.

Также автор применяет метафору «Минувшее меня объемлет живо», хочет показать, что нахлынувшие чувства и воспоминания до сих пор очень сильно волнуют душу. В первой части прослеживаются ностальгические воспоминания, в которых сквозит некое сожаление о том, что молодость прошла и настало время подводить первые жизненные итоги.

В первых строках второй части по-прежнему звучит тема ссылки – это показано с помощью эпитетов: «опальный домик», «бедной нянею».

Также в данной части описывается природа, где когда-то гулял Александр Пушкин, когда няня была жива. Эпитеты «Иные берега, иные волны…» говорят о том, что они изменились со времён детства Пушкина, в отсутствие няни и природа выглядит иначе.

Природу автор описывает эпитетами «холм лесистый», «меж нив златых и пажитей зеленых», «дорога, изрытая дождями», «озеро. Синея стелется широко», «берега отлогие», «знакомый шорох сосен», «младая роща», «зеленая семья», «куст, как старый холостяк», он наслаждается безупречностью и красотой русской природы.

Третья часть начинается с обращения «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Поэт обращается к потомкам. Автор заранее восхищается тем, что будущее поколение наверняка сможет стать лучше и чище. Однако познакомиться с его наиболее яркими представителями ему вряд ли удастся.

Финальная часть произведения оказалась пророческой, так как менее чем черед полтора года Александр Пушкин погиб на дуэли, поэтому данное произведение является своеобразным прощанием с родными местами

Стихотворение «Зимнее утро» (Приложение 3) – светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. В начале стихотворения автор обращается к героине с призывом выйти на прогулку, для этого он использует обращение:

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Во второй строфе он вдруг начинает вспоминать и описывать пасмурный вечер, мглу, тучи… Здесь он использует эпитет «на мутном небе» и сравнивает луну с бледным пятном в строке «Луна как бледное пятно».

В третьей строфе вновь появляются контрастные краски, описывающие сегодняшнее утро. Автор использует эпитеты, такие как «великолепными коврами», «прозрачный лес», они создают образ морозной, белоснежной, сказочной зимы.

Четвертая строфа описывает комнату, озарённую «янтарным блеском», в которой находятся Пушкин и его няня.

Заканчивается стихотворение пятой строфой. В ней автор призывает навестить поля и берег милый для него.

Стихотворение «Няне» (Приложение 4) делится на три части.

Первую часть автор начинает с обращения:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Здесь же он использует эпитеты «дряхлая голубка», тем самым выражая свою любовь к няне. Продолжается часть метафорой «Одна в глуши лесов сосновых», в ней он хочет сказать о том, что пока няня ждала его, на неё напала тоска, предчувствие, поэтому она была совсем одна.

Во второй части Пушкин также использует сравнение «Горюешь будто на часах», показывая то, что она сильно волновалась за Пушкина и незаметно старела – это доказывают строки:

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках,

в которых он использует эпитет «наморщенных», чтобы более полно показать, как много няня работала.

Метафора используется и в третьей части:

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь,

чтобы сказать о том, что никто давно не входил в эти ворота и путь был забытым и мрачным.

В стихотворении «Я сам не рад болтливости своей…» (Приложение 5) поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня Арина Родионовна. Эпитеты «детских лет» говорит о том, что Пушкин любил те времена, когда няня была рядом с ним.

В первых строках автор называет «мамушкой», использует эпитет «таинственных ночей», тем самым показывает теплоту своих воспоминаний о няне.

Эпитет «в старинном одеянье» говорит о бедности, в которой жила Арина Родионовна и тут же звучит «с усердием перекрестит меня». Несмотря на бедность, няня служила поэту с большой любовью, не требуя ничего взамен.

Фразеологизм «Не чувствуя ни ног, ни головы» образно выражает, как сильно захватывали Александра Пушкина нянины рассказы.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные произведения А.С. Пушкина мы пришли к следующим выводам.

Среди изобразительных средств выразительности больше всего используются эпитеты. Они встречаются чаще в стихотворениях «Зимнее утро» и «Вновь я посетил…». А среди синтаксических средств выразительности – обращения, которые мы можем встретить в «Зимнем вечере», «Зимнем утре», «Няне», «Вновь я посетил…». (Приложение 11, диаграмма 1)

В стихотворении «Зимний вечер» автор в большей степени использует такие средства выразительности как сравнение, риторический вопрос и обращение. Тогда как в «Зимнем утре» художественный образ раскрывается с помощью эпитетов, обращений и риторических восклицаний. (Приложение 11, диаграмма 2)

Заключение

В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.

В ходе изучения биографии няни А.С. Пушкина, Арины Родионовны, мы узнали о той роли, которую она сыграла в его жизни и творчестве. Сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество. Поэт на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение к своей няне, посвятил ей стихотворения.

Образ няни автор раскрывает с помощью изобразительных и синтаксических средств выразительности. Среди изобразительности средств мы акцентировали внимание на эпитетах, метафорах и сравнениях, а среди синтаксических – мы остановились на риторическом вопросе, риторическом восклицании и обращении.

Нами рассмотрены стихотворения А.С. Пушкина, из них для анализа художественных средств выразительности выбраны пять произведений, посвященных няне.

В ходе анализа этих произведений мы выяснили, что среди изобразительных средств выразительности больше всего используются эпитеты. А среди синтаксических средств выразительности – обращения.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. Мы выяснили, что влияние, которое няня Арина Родионовна оказала на А.С. Пушкина, действительно отразилось в его творчестве.

По результатам работы была создана презентация для урока литературы «Образ няни в творчестве А.С. Пушкина».

Список источников

Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Вновь я посетил», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1835/0605.htm

Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Зимнее утро», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1829/0504.htm

Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Зимний вечер», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1825/0389.htm

Воспроизводится по изданию; А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том2, Стихотворение «Няне», https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423 36/1826/0422.htm

Исследовательская работа по литературе «Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина», автор: ученица 6 класса Тыченкова Рената школа №349, https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_obraz_nyani_v_zhizni_i_tvorchestve_as_pushkina-286951

Русский язык. Русская речь. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учрежденийЕ.И .Никитина

https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Приложение 2

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я — но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет — уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни — там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох —

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Приложение 3

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Приложение 4

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

Приложение 5

Я сам не рад болтливости своей… (отрывок из «Сон»)

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклони,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Приложение 6

Анализ художественных средств выразительности в стихотворении

А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Таблица 1

Средства выразительности

Примеры

Цель применения средств выразительности

Сравнение

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.»

Буря сравнивается со зверем, вихри снежные с завыванием, с плачем ребёнка и со стуком в окошко запоздалого путника. Данные сравнения создают настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира.

Метафора

«Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.»

С помощью метафоры автор противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита – ветхая лачужка, печальная и тёмная.

Риторический вопрос

«Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?»

С помощью риторических вопросов автор показывает образ героини – старушки, сидящей неподвижно у окна. От неё также веет грустью и безысходностью.

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.»

Эпитет

«Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.»

Няня жила бедно и ей было скучно, грустно, одиноко.

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,»

Она относилась к Пушкину по доброму.

Обращение

«Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?»

Няня занималась его воспитанием и он относился к ней с любовью.

«Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,»

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,»

Приложение 7

Анализ художественных средств выразительности в стихотворении

А.С. Пушкина «…Вновь я посетил»

Таблица 2

Средства выразительности

Примеры

Цель применения средств выразительности

Эпитет

«Иные берега, иные волны…»

Говорит о том, что они изменились со времён детства Пушкина, в отсутствие няни и природа выглядит иначе.

«Вот холм лесистый…»

Здесь описывается природа и поэт наслаждается безупречностью и красотой русской природы.

«Меж нив златых и пажитей зеленых»

«…Дорога, изрытая дождями»

«…озеро. Синея стелется широко»

«берега отлогие»

«знакомый шорох сосен»

«младая роща»

«зеленая семья»

«приветный шум»

«куст, как старый холостяк»

«шагов ее тяжелых»

Няня сильно уставала.

«опальный домик»

За их домом следили.

Метафора

«Минувшее меня объемлет живо»

Автор хочет показать, что нахлынувшие чувства и воспоминания до сих пор очень сильно волнуют душу.

«кропотливого ее дозора»

Арина Родионовна ухаживала за Сашей.

«…озеро. Синея, стелется широко»

Большое озеро.

«неведомые воды»

Далёкие воды.

«По брегам отлогим рассеяны деревни»

Маленькое население.

Сравнение

«Тот уголок земли. Где я провел

Изгнанником два года незаметных»

Воспоминания и сожаления Пушкина о том, что молодость прошла и няни рядом нет, тем самым хочет более полно выразить свои чувства к селу, где поэт провёл не только всё своё детство, но и два года ссылки.

«Кусты теснятся под сенью их как дети»

Автор сравнивает кусты с детьми.

Обращение

«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Поэт обращается к потомкам. Автор заранее восхищается тем, что будущее поколение наверняка сможет стать лучше и чище. Однако познакомиться с его наиболее яркими представителями ему вряд ли удастся.

Приложение 8

Анализ художественных средств выразительности в стихотворении

А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Таблица 3

Средства выразительности

Примеры

Цель применения средств выразительности

Эпитет

«на мутном небе»

Небо затянуто тучами.

«великолепными коврами»

Создание образа морозной, белоснежной, сказочной зимы.

«прозрачный лес»

«янтарным блеском»

Описание комнаты, в которой находятся Пушкин и его няня.

Сравнение

«Луна как бледное пятно»

Воспоминание пасмурного вечера, мглы, туч.

Обращение

«Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Автор обращается к героине с призывом выйти на прогулку

Приложение 9

Анализ художественных средств выразительности в стихотворении

А.С. Пушкина «Няне»

Таблица 4

Средства выразительности

Примеры

Цель применения средств выразительности

Эпитет

«голубка дряхлая»

Пушкин использует эпитет, тем самым выражая свою любовь к няне.

«наморщенных руках»

Здесь же он применяет эпитет, чтобы более полно показать, как много няня работала.

«забытые вороты»

К ним никто не приезжает.

«черный отдаленный путь»

Заброшенная дорога.

Метафора

«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»

В данных метафорах он хочет сказать о том, что пока няня ждала его, на неё напала тоска, предчувствие, поэтому она была совсем одна.

Сравнение

«Горюешь будто на часах»

Пушкин также использует сравнение показывая то, что она сильно волновалась за него и незаметно старела

Обращение

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!»

Она нежно обращалась с Пушкиным, но была старая.

Приложение 10

Анализ художественных средств выразительности в стихотворении

А.С. Пушкина «Я сам не рад болтливости своей»

Таблица 4

Средства выразительности

Примеры

Цель применения средств выразительности

Эпитет

«детских лет»

Пушкин любил те времена, когда няня была рядом с ним.

«талантливых ночей»

Он показывает теплоту своих воспоминаний о няне.

«в старинном одеянье»

Эпитет говорит о бедности, в которой жила Арина Родионовна, но

несмотря на бедность, няня служила поэту с большой любовью, не требуя ничего взамен.

Сравнение

«Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы

Рассказы его няни всегда захватывали дух.

Риторическое

восклицание

«Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,»

Он восхищался ею и любил её как родную мать.

Приложение 11

Изобразительные средства выразительности

Диаграмма 1

Синтаксические средства выразительности

Диаграмма 2

Просмотров работы: 4321

  • Няньчиться или нянчиться как правильно пишется
  • Няньчаюсь как правильно пишется
  • Нянька станюкович план рассказа
  • Нянчишься как пишется правильно
  • Нянчится с внуками как пишется