Какие сказки няня рассказывала Пушкину в детстве
Не будь в жизни Пушкина Арины Родионовны, возможно, не было бы и удивительного, живого русского языка в произведениях поэта.
Именно няня приобщила его к сокровищнице устного народного творчества, о чём поэт неоднократно говорил сам.
Она была родом из мест, где в сёлах веками сохранялись и передавались из поколения в поколение старинные былины и сказания о старорусских богатырях времён Киевского княжества.
Конечно же, Пушкин слышал от своей няни сказки о Добрыне Никитиче и Илье-Муромце, о Бове-королевиче и Полкане. Уже в лицее, подростком, он начинает писать поэтическое переложение последней. Работа осталась незавершённой.
Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…
Со средних веков на Ладоге жило много балтийских переселенцев, вместе с которыми на русский Север приходили их предания и мифы.
И поскольку Арина Родионовна выросла среди финнов и карелов, ей были знакомы и скандинавские предания, которые она также пересказывала маленькому Саше.
В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин выводит чародея Финна, героя северных сказок. А имя «Руслан» появилось из переделанного имени «Еруслан» из сказки о Еруслане Лазаревиче.
Из сказок и преданий, услышанных в детстве от Арины Родионовны, пришли в произведения поэта и тридцать три богатыря с дядькой Черномором, и избушка на курьих ножках, гроб на цепях с мёртвой царевной и волшебное зеркало.
Арина Родионовна обладала замечательной памятью, её сказочный багаж был велик, и она была прекрасным рассказчиком.
В стихотворении «Сват Иван, как пить мы станем» Пушкин пишет:
Да ещё её помянем:
Сказки сказывать мы станем –
Мастерица ведь была,
И откуда что брала?
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Любовь к сказкам своей няни Пушкин сохранил на всю жизнь.
Уже взрослым, он пишет в письме своему младшему брату Льву из Михайловского, куда в 1824 году был отправлен в ссылку под надзор местных властей: «До обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Приблизительное время чтения: 5 мин.
260 лет назад, 21 апреля 1758 года, родилась Арина Родионовна. К этой дате «Фома» собрал 8 интересных фактов о няне «солнца русской поэзии».
1. Настоящее имя няни Пушкина – Ирина
При крещении будущей няне Александра Пушкина дали имя Ирина (Иринья), именины которой приходились на 16 апреля, когда отмечается память двух святых с этим именем – Ирины Аквилейской и Ирины Коринфской. Арина было домашним, разговорным, именем. Спорные вопросы вызывает и фамилия Арины Родионовны. Часто в литературе ей приписывают фамилию Яковлева (так как отца Арины звали Родион Яковлев). Однако во всех документах (ревизских сказках, метрических церковных книгах и пр.) она названа Родионовой. Выйдя замуж, Арина стала Матвеевой. Однако в историю русской литературы Арина Яковлева-Родионова-Матвеева вошла без фамилии – просто Арина Родионовна.
Интересно, что потом сам Александр Пушкин ни в стихах, ни в письмах, ни разу не обратился к Арине Родионовне по имени. В письмах он называл ее «няня» и иногда даже писал это слово с заглавной буквы.
2. Арина Родионовна – прототип няни Татьяны Лариной из «Евгения Онегина»
Об этом прямо говорит сам Пушкин в письме 1824 года к своему знакомому Дмитрию Шварцу: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны. Вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно». В ХХ веке Анна Ахматова отметила интересную особенность: в «Евгении Онегине» Татьяна вспоминает именно могилу своей доброй няни, а не могилу матери:
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
3. Никто не знает, как на самом деле выглядела Арина Родионовна
Прижизненного портрета Арины Родионовны не было сделано, хотя в петербургском музее Пушкина хранится один портрет, который «со значительной степенью вероятности выдается за портрет Арины Родионовны». Существует также женский профиль – набросок Пушкина в рукописи со стихотворением «Предчувствие» и черновым текстом «Волненьем жизни утомленный». Некоторые исследователи считают, что здесь Пушкин попытался изобразить свою нянюшку. Словесных описаний внешности Арины Родионовны тоже сохранилось мало: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…» (из воспоминаний Марии Осиповой – современницы Пушкина).
4. «Самая известная няня России» не владела грамотой
Как известно, Арина Родионовна не владела грамотой. Однако сохранилось два ее письма к своему любимому воспитаннику, которые она просила написать грамотных людей под ее диктовку. Например, второе письмо написала для Арины Родионовны приятельница поэта в Тригорском Анна Вульф:
«Александр Сергеевич, я получила Ваше письмо и деньги, которые Вы мне прислали. За все Ваши милости я Вам всем сердцем благодарна – Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду Вас и Ваши милости ко мне… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я Вас буду ожидать и молить Бога, чтобъ он дал нам свидиться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочик, хорошенько, самому слюбится. Я слава Богу здорова, цалую Ваши ручки и остаюсь Вас многолюбящая няня Ваша Арина Родивоновна. Тригорское. Марта 6».
Стиль и слог этого письма послужил прототипом письма к Дубровскому его няни Орины Егоровны.
5. Арина Родионовна – главный источник сказок Пушкина
Литературоведы считают, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в прологе к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»).
Однако в пушкинистике до сих пор ведутся споры об источниках некоторых пушкинских сказочных произведений, которыми могли послужить не только рассказы няни, но и европейские легенды и сказки, прочитанные поэтом.
6. Пушкин не присутствовал на похоронах своей няни
Арина Родионовна скончалась в 1828 году возрасте 70 лет в Петербурге. По одной из версий, причиной смерти явилась сильная простуда пожилой няни.
Известно, что ни сам Пушкин, ни его сестра Ольга не присутствовали на похоронах своей няни. Причины этого остались неясными. Предполагается, что поэт узнал о смерти няни слишком поздно.
Могила осталась безымянной и затерялась. Сам Пушкин безуспешно пытался отыскать могилу своей нянюшки. Более ста лет не было известно, где же похоронена Арина Родионовна. И только в конце 1930-х годов исследователям удалось отыскать регистрацию ее похорон на Смоленском кладбище в Петербурге, где установлена мемориальная доска: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна (1758–1828) – няня А. С. Пушкина: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»
7. Не всякая старушка в стихах Пушкина – его няня
Пушкин посвятил любимой няне несколько стихотворений, в которых называл ее и «доброй подружкой», и своей «голубкой дряхлой», и «единственной подругой», и «моей старушкой» и т.д.
Однако у «подруги дней суровых» был серьезный «конкурент» – бабушка поэта Марья Алексеевна Ганнибал, которая также приняла серьезное участие в воспитании Пушкина, и которой поэт также посвящал теплые строчки. Часто литературоведы и читатели путают в стихотворениях Пушкина образ Арины Родионовны и образ бабушки поэта. Например, стихотворение «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно считают посвященным няне, ссылаясь на строки о «веселой старушке» «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», опуская следующие далее строчки о полувоздушном стане, локонах, дорогих французских духах и жемчугах на груди. Нет сомнений, что здесь Пушкин описывает не крепостную нянюшку, а бабушку-аристократку.
8. Друзья Пушкина посвящали стихи его няне
Кроме своего воспитанника своей заботой и добротой Арина Родионовна вдохновляла и других писателей – современников поэта. Лицейский товарищ Пушкина Антон Дельвиг и Василий Жуковский написали произведения на сюжеты ее рассказов. А поэт и сосед Пушкина по Михайловскому Николай Языков, восхищенный гостеприимством и радушием Арины Родионовны, посвятил ей два больших стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» (1827) и «На смерть няни А. С. Пушкина» (1830):
Всегда, приветами сердечной доброты,
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта…
Для написания статьи использованы материалы Ю. Дружникова, А. Ульянского, В. Майкова, В. Набокова, Н. Клюшиной, Н. Бартенева.
Читайте также:
Пушкин был лешим и не погиб на дуэли: где миф, а где правда о главном поэте России?
Цикл Алексея Варламова Товарищ Пушкин
Дуэль поэта
Нянины сказки
Нянины сказки
Прохладным сентябрьским вечером дождь мерно стучит в окно, барабанит по крыше, а ветер в саду разгулялся, срывает с деревьев начавшие желтеть листья. В горнице тепло и уютно: заботливая Параша протопила печку. Маленький Лёвушка спит в своей комнатке под присмотром горничной. Старшие дети сидят тихо вокруг няни и слушают. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая маленьких слушателей в волшебный мир народной сказки:
«В некотором царстве – государстве жил – был царь Султан Султанович турецкий. Задумал он жениться да не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась:
– Была бы я царицей, одним зерном бы всё царство накормила.
Вторая посулила одним куском сукна всех одеть. Третья, прекрасная собой, говорит:
– А я бы с первого года родила царю тридцать три сына.
Царь и женился на меньшой. Уехал он воевать, а мачеха его, завидуя своей невестке, решила её погубить. После трёх месяцев разрешилась царица благополучно тридцатью тремя мальчиками, а тридцать четвёртый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, на затылке – месяц. Послала царица гонца известить о том царя, а мачеха задержала гонца на дороге, пьяным напоила и подменила письмо, в коем написала, будто царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверушкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки – одну для тридцати трёх царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море. Так и сделали…»
Дети затаили дыхание. Николенька забрался к няне на колени. На подушке рядом с Олей сладко дремлет Жужу. Саша не шелохнётся на стуле, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня:
«Долго плавали царица с царевичем в засмолённой бочке. Наконец море выкинуло их на остров. Сын заметил это и говорит:
– Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет.
– Господь благослови тебя, дитятко.
Сын поднатужился, обручи лопнули, и вышли царевич с царицей на свет. Сын избрал место, с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да править.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, обратился в муху и полетел вслед.
Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.
– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: у моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.
Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс к дворцу чудный дуб…»
Детям интересно узнать, что дальше было. Как сквозь сон слышат они: кто – то начал скрестись в дверь. Потом снизу показалась когтистая лапка, потянула дверь на себя, и в горницу проскользнул довольный, сытый Васька. Кот зевнул, потянулся и подошёл к детям, выбирая, у кого бы устроиться на коленях. Жужу приоткрыла один глаз и тихо заворчала. Васька отошёл от Оли, мягко вспрыгнул на Сашины колени, потоптался и улёгся клубком. Саша тихонько поглаживает Ваську, тот умиротворённо урчит, а мальчику чудится, будто кот вместе с няней сказку сказывает.
«Плывёт мимо другой корабль, – продолжает Арина Родионовна. – Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, снова обратился в муху и полетел вслед. Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха опять хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц.
– А перед дворцом, – говорят корабельщики, – стоит дуб, на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт.
– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: за морем стоит гора, а на той горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро.
Царевич прилетел домой и с благословения матушки перенёс чудных боровов к своему дворцу.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Плывёт мимо третий корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, в третий раз обратился он в муху и полетел вслед.
Приплыли корабельщики, пошли к царю, и царевич за ними. Мачеха пуще прежнего хочет его поймать, а он никак не даётся. Гости рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказывает сказки и песни поёт.
– А на горе за дворцом, – говорят корабельщики, – два борова грызутся, и меж ними сыплется золото да серебро.
– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
– Да что это за чудо! – отговаривает его мачеха. – Вот что чудо: из моря выходят тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом. А выходят они из моря только на один час.
Царевич прилетел домой и рассказал матушке о тридцати трёх отроках.
– Это братья твои, – говорит царица, печалясь об остальных своих детях.
– Не тужи, матушка, – говорит царевич. – Благослови меня отыскать их.
– Господь благослови тебя, дитятко.
– Нацеди ты, матушка, своего молочка да замеси тридцать три лепёшечки.
Царица так и сделала. Взял царевич лепёшечки, пошёл к морю и положил их на берегу. Всколыхнулося море, вышли тридцать три юноши и с ними старик. Один из юношей съел лепёшечку.
– Ах, братцы, – говорит он, – до сих пор не знал я материнского молока, а теперь узнал.
Тут старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, остальные съели все по лепёшечке и узнали брата своего. Старик опять погнал их в море. А на третий день вышли без старика, и царевич привёл всех братьев к своей матушке. Царица обрадовалась, детей расцеловала, и стали они все вместе жить, городом править.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Снова плывёт мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков и принял как дорогих гостей. Узнав, что едут они к государю Султану Султановичу, наказал им звать царя на свой остров в гости.
Приплыли корабельщики, пошли к царю и рассказали о новом государстве, о чудесном отроке – ноги по колено серебряные, руки по локоть золотые, во лбу звезда, на затылке месяц, о дубе с золотой цепью, по которой ходит кот, сказки сказывает и песни поёт, и о двух боровах.
– А во дворце, – говорят корабельщики, – живут ещё тридцать три отрока, точь – в – точь равны – и голосом, и волосом, и лицом, и ростом.
– Ах! – говорит царь. – Поеду посмотреть на чудо.
Мачехе сказать нечего. Собрался царь Султан Султанович и поехал на остров. Царевич принял его как гостя дорогого и ведёт к матушке. Узнал царь свою жену и детей, обрадовался и воротился с ними домой. А мачеха как увидела их, так и померла со злости. Ну вот сказка и вся, больше сказывать нельзя. А детушкам спать пора, – заканчивает няня, поднимается со стула и несёт к постели задремавшего Николеньку, напевая:
Ой, люли – люлюшеньки,
Баиньки – баюшеньки.
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам…»
Старшие дети тоже идут укладываться. И кот за ними. Устроился у Саши в ногах и замурлыкал. В полусне мальчик явственно видит сказочный остров с чудным городом, прекрасного царевича с тридцатью тремя братьями, царя Султана Султановича с молодой царицей…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Сказки
Сказки
Спасибо за обложку Frost Valery
История Демида, Степана и мушиного дракончика
Сказка-пятиминутка
Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола
Письмо первое Нянины сказки. «Дурка»
Письмо первое
Нянины сказки. «Дурка»
Друг мой! Вы дали мне интересную идею, скорее, задачу, пересмотреть себя, перелистать пожелтевшие листики прошлого и вновь встретиться со всеми, кто оставил неизгладимый след на моем жизненном пути.Да не покажется Вам скучным, если
209. Сказки
209. Сказки
Хорошо, когда под вечер
Нам часок удастся быть
И про всё, что сердцу любо,
По душе поговорить.
Я люблю очистить сердце
Тайной сказок и чудес,
И над нами наклонится
Невидимкой темный лес.
А потом какие ночи,
И в ночах какие сны,
И глаза у звезд какою
Детской сказкою
Сказки и быль
Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря
6. Начало сказки
6. Начало сказки
Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него…
Виктор Эделстайн, кутюрье
В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в
Сказки и быль
Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря
XI СКАЗКИ МОРОЗА
XI СКАЗКИ МОРОЗА
Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:
Люди не из сказки
Люди не из сказки
Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,
ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ
ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ
Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.Тут необходимо рассказать маленькую
Сказки
Сказки
Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в
Реалии сказки
Реалии сказки
Коротенькие мысли и долгая память. Черепаха Тортила называет Буратино деревянным дурачком «с коротенькими мыслями». Выражение «коротенькие мысли» пришло из «Дневника писателя» Достоевского: русские, говорящие по-французски, «по неразвитости, короткости
Сказки
Сказки
Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не
Начало сказки
Начало сказки
Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и
VI. Сказки
VI. Сказки