О чем думает роза в период цветения в сказке о жабе и розе ответ

 Урок  литературного
чтения в 4 классе

Тема: В.М.Гаршин «Сказка
о жабе и розе» (второй урок)

Учитель: Калачева Марина
Валентиновна

Цель:
продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о
жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.

Задачи:

               Познавательные:

— Продолжить работу над «
Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.

— Помочь учащимся осмыслить
мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

— Учить видеть прекрасное,
сделать прекрасное частицей своей жизни.

— Формировать понятия
счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

                 Развивающие:

— Развитие логического
мышления на основе отработки логических операций: анализа (при
характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой
олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления
(чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных
связей. 

— Развивать навыки
правильного выразительного чтения.

— Развитие самостоятельности 
(Работа с текстом произведения. Когда надо найти заданный отрывок).

— Работать над развитием
речи, развивать воображение, наблюдательность.

              Воспитательные:

— Воспитывать доброе
отношение к окружающим людям, к природе.

— Воспитывать умение анализировать
поступки других людей.

— Воспитывать культуру
умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать
оценку собственной деятельности.

            Урок разработан с использованием элементов
метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – приёмов
постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и 
приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование
к уроку:

·       
мультимедийное оборудование (презентация),

·       
иллюстрированный материал с изображением
жабы, розы,

·       
портрет В.М.Гаршина,

·       
учебник

·       
 музыка — А.Г.Рубинштейн «Мелодия»,
мелодия «Долина цветов»;

·       
раздаточный материал – тест,

·       
картинки с изображением розы и жабы (для
рефлексии).

Ход урока

      I.           
Организационный момент.
 

       (слайд №1).

Звучит
музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»


Понравилась ли вам мелодия?


Какие чувства она вызвала у вас?

   
Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича
Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была
прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма
неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между
прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль
написать сказку.

Писатель
слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.


Прочитайте отрывок

(слайд №2).

    
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то
странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков,
всё смотрела и смотрела.


Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

(слайд № 3).

  II.           
Сообщение темы урока.


Почему
так названо произведение?

 
 
Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка
о жабе и розе».

(слайд № 4-5)

 
 
Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки?

(жаба и роза – разные, вместе не
смотрятся…)

(слайд № 6)

Я предлагаю сегодня
ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие
вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

1. Узнать, почему такой финал.

     
 2.  Разгадать загадку заголовка.

      
3.  В чем  смысл жизни?

     
4.  О чём заставляет задуматься это произведение?

   
— Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы
должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную
мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

III.           
Работа по теме урока.


Вспомните героев сказки.  Назовите их.

  (Роза, жаба, сестра Маша, брат
Вася)


Где происходили события?  (В цветнике).

(слайд №7)


Найдите описание цветника.

 
Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его
представили? 

(Цветник
запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка
облезла, рассохлась и развалилась…)


Чей это был цветник?


Почему он был так запущен?  (Мальчик заболел).

 
Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста


В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте
разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между
ними в ходе сюжета?

(слайд № 8)


Наша
задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять
попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану

(слайд № 9)


Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко.)


А что описано? (Утро, роса, все вокруг…)


О чем это говорит? (Роза счастлива.)


Главное для розы: Счастье жить.

Мир  
розы:
   цветник, 
всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно, 
спокойно,  тонкий свежий аромат  …

  
Какие чувства испытывает роза?

 
(Плакать не от горя, а от счастья жить).

 
Разве роза может плакать? 

 (Нет: роза
– символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще
душевные переживания)
.

        – Какой 
литературный  приём использует автор?  (Олицетворение).

 (слайд №
10)

  
Что помогает нам понять счастье розы?  (Аромат).

 
Для описания этого состояния, автор использует эпитеты.  Найдите строчки в
тексте.  (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).

(слайд № 11)


А если человек  достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?  (Любовь,
заботу, тепло, счастье).


А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.


Выберем точные подробные выражения.

ирная, старая, грязно –
серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза,
злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

 
Что делает жаба? 

(Ленится,
объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умеет выражать свои чувства,
прохрипела, переползла, карабкалась…)

 
Оцените  действия жабы.

 (Главное 
для жабы –  это  плотно  поесть  и отдохнуть после  еды, т.е.  жаба  ленива  и 
прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать  розу, уничтожить
красоту. А это плохо.)

 
О чём мечтает жаба?  Что она чувствует?

 (Не  умеет 
радоваться солнцу,  утру,  хорошей погоде,  мечтает слопать розу,  погубить
её.  Запах  розы причиняет ей  смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает
злость, зависть,  жаба не видит красоту, она её не чувствует).


Итак, мы видим два мира, два противоречия.

 
В чём счастье для жабы и розы? 

(слайд № 12)

 
Сохранился ли конфликт между ними? Почему?

IV.           
Физминутка.

           
 (С
лайд № 13-14)

   V.           
Продолжим работу.

    
  Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).

    
Чем? Какая у них душа? Что же  сближает мальчика и
розу?

 (Оба любили прекрасное, они оба
погибают).

    
  Когда в сказке наступает кульминационный момент?

 (Когда мальчик умирает)

    
  Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. ___).

    
 
Зачем мальчику нужна была роза?

    
   А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. ____).

    
  Почему автор говорит нам, что это было лучшим
происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые
трудные его минуты
).

VI.           
Проверка знаний. Тест.

       (слайды № 15-17)

 
Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест, который
поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

Тест по проверке  знания  содержания  и  идеи  сказки (работа в
парах):


1. О  чём  думает  роза  в  период  цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.


2. Что  в  жабе  самое  омерзительное?
А. Грязно — серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.


3. Роза  не  жалеет о
преждевременной  гибели,  потому  что…

А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была   неизбежна.
В. она  украсила  последние минуты жизни мальчика.

4. Символом  света,  добра,  красоты  в  сказке  является:
А. роза
Б. жаба

VII.           
Слайд № 18.

       
Всеволоду
Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле…»

 
Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время
правдивой истории?


О чём заставляет задуматься это произведение?

         (Надо
делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела
не забываются)
.

Итак, что
же сближает мальчика и розу,  ребята?

 (Они
оба умирают, оба любили прекрасное
).

Что
почувствовала роза? И какой  последний долг она исполнила?

          (Роза
поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла
мальчику радость).

А как роза
закончила свою жизнь?

         
 (Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила
ее на стол и поцеловала.  Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на
цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы).

Можно ли
сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

 (Да,
он вдохнул аромат той розы,  которая росла у него в саду. Может быть в этот
момент ему казалось, что он находится в любимом садике.
)

Можно ли
сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?

 (Добрые
дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы).

(Слайд 19)


Что
можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?

(Роза
почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его
счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

Почему
автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

(Среди
всех цветов, выделили именно ее
).


Забыли
ли розу после этого случая?

      (Нет,
ее засушили, передали другим членам семьи, которые,  глядя на этот цветок,  вспоминали
о мальчике, ушедшем от них.)

Мы подобрались к смыслу
произведения и ответили на вопросы (фиксированные  на доске), поставленные в
начале урока.

VIII.           
Итог урока. Домашнее задание.

Но у меня остался один
вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

(В
этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность.
Значит. Плохая.)

Я хочу вам напомнить о
том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка»
Бориса Заходера. Какая она?

(Она добрая и полезная, потому что
помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или
хорошая?

(Надо
смотреть по делам.  Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

Я предлагаю вам в
качестве домашнего задания составить короткое
устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

 (слайд
№ 20)

Рефлексия
   Слайд №21


Заканчивая
урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к
макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше
представление о мире добра.

Слайд №22

Пусть
ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира
только хорошему.

 Учитель:
Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

В жизни по-разному можно
жить

В горе можно, и в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не
помышляя о чуде

Рукой обнажённой солнце
достать

И подарить его людям.


Дарите добро людям!

 
Благодарю
за работу.

(слайд № 23)

__________________________________________________________

(При
наличии времени)

 Молодцы,
ребята, вы хорошо сегодня поработали и в конце нашего урока,  мне хотелось бы,  чтобы
вы прочли пословицы и выбрали те из них, которые подойдут к нашему
произведению, помогут определить главную мысль произведения.

1.
Красота спасет мир.

2.
Добро победит зло.

3.
О хорошем всегда помнят.

4.
Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

5.
Доброе дело два века живет.

6.
Добрые дела и после смерти живут.

__________________________________________________________________

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце

…Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) «Сказка о жабе и розе»

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) «Сказка о жабе и розе»

Всеволод
Михайлович
Гаршин (1855-1888)

«Сказка о жабе и розе»

Тема нашего урока: Поединок добра со злом в произведении

Тема нашего урока: Поединок добра со злом в произведении

Тема нашего урока:
Поединок добра со злом
в произведении
В.М. Гаршина
«Сказка о жабе и розе».

Узнать….. Разгадать… В чем смысл жизни

Узнать….. Разгадать… В чем смысл жизни

Узнать…..

Разгадать…

В чем смысл жизни

О чем заставляет задуматься…

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Что объединяло всех героев произведения?

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Что объединяло всех героев произведения?

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Что объединяло всех героев произведения?
ЦВЕТНИК

сюжетные линии Роза Мальчик Жаба Девочка

сюжетные линии Роза Мальчик Жаба Девочка

сюжетные линии

Роза

Мальчик

Жаба

Девочка

Красота 2. Размер 3. Окраска 4

Красота 2. Размер 3. Окраска 4

1. Красота
2. Размер
3. Окраска
4. Запах
5. Отношение к жизни

Олицетворение — наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека

Олицетворение - наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека

Олицетворение —наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Эпитет- слово или целое выражение, которое, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность

Эпитет- слово или целое выражение, которое, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность

Эпитет-слово или целое выражение, которое, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

Лень Жизнь

Лень Жизнь

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

«Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли
из жизни?»

О чём думает роза в период цветения?

О чём думает роза в период цветения?

О чём думает роза в период цветения?А. Быстрей бы распуститься.Б. Умереть бы другой смертью.В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?А. Грязно — серые бородавчатые бока.Б. Скверные липкие лапы.В. Бесчувственность и равнодушие.

Тест

Тест Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…

Тест Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…

Тест

Роза не жалеет о преждевременной гибели,
потому что….
А. Она не досталась жабе
Б. Её гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни
мальчика

4. Символом света, добра, красоты в сказке
является….
А. Роза
Б. Жаба

Ответы 1. Б 2. В 3. В 4. А

Ответы 1. Б 2. В 3. В 4. А

Ответы

1. Б
2. В
3. В
4. А

Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

Рефлексия. Оцени свою работу на уроке

Рефлексия. Оцени свою работу на уроке

Рефлексия.Оцени свою работу на уроке

На уроке я работал активно пассивно
Своей работой на
уроке я доволен недоволен
Урок показался мне коротким длинным
За урок я не устал устал
Мое настроение стало лучше хуже
Материал урока
для меня был понятен непонятен
интересен скучен
полезен бесполезен

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Урок литературного чтения В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (4 класс)

Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок

Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок

Прозвенел уже звонок.Значит, кончился урок.
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы.

Цель развивающая: Развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.

Задачи:

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас.

Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Задачи:

  • воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;
  • воспитывать интерес к чтению.

Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  • мультимедийное оборудование;
  • музыкальный центр и диск;
  • учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

Оборудование учащихся:

  • учебник для 4 класса «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • карточки с тестом для проверки знаний содержания и идеи сказки;
  • листы для групповой работы.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащегося Цель этапа
1. Орг. момент
(2 минуты)
Организация класса.
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.
Приветствуют учителя. Слайд 1
Цель: настрой на работу, повысить познавательную активность.
2. Вводная беседа.
(5 минут)
– Какая эта мелодия, ребята?
– Понравилась ли она вам?
Однажды В.М. Гаршин был на концерте Антона Рубинштейна в частном доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
   
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
– Прочитайте отрывок со слайда.
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела. Слайд 2
– Вы догадались о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?
– Мы сегодня продолжаем работу над этим произведением.
– «Сказка о жабе и розе». Цель: формулирование темы
Слайд 3
– Чем для нас интересны произведения этого писателя?
– Сегодня мы с вами попробуем разгадать эту загадку.
– Учат, намекая. Текст этого писателя – это загадка. На доске иллюстрации.
– Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? – Жаба и роза вместе не смотрятся, они разные.  
3. Работа над новым материалом.
(30 минут)
– Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки. Назовите их.   Цель: проверка домашнего знания и понятия сюжета сказки, подготовка к дальнейшей работе над произведением.
– Найдите описание цветник. Скажите кратко, каким вы его представили?
– Найдите описание розы.
– Как автор раскрывает нам образ жабы?
– Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
– Чей это был цветник?
– Роза росла в старом тенистом сад. Он запущенный, старый.  
– А почему он был так запущен? – Мальчик заболел.  
– Скажите, пожалуйста, чем заканчивается эта история? – Мальчик умирает.  
– Что вы думаете об этом?
– Почему автор решил так закончить свою сказку?
– Жалко его.  
Проблемная ситуация
– Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадку писателя Гаршина. В этом нам поможет следующий слайд.
Мир жабы злобен:
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье, она сотворена любить. Вот эти 2 противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня: добро и зло разоблачить.
Слайд 4
– Кто-то, может, догадался о чем пойдет речь на уроке? – Наша задача — понять, что существуют 2 мира: добро и зло.
– Узнать, почему такой финал у сказки.
Цель: сформулировать основную цель урока.
  – Разгадать загадку заголовка. Слайд 5
– А для этого попробуйте
выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану.
1. Красота
2. Размер.
3. Окраска.
4. Запах.
5. Отношение к жизни.
Выборочное чтение
– А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.   Слайд 6     
– Подробно ли описана красота розы? – Нет, описана кратко.  
– А что описано? – Утро, роса, все вокруг.  
– О чем это говорит? – Роза счастлива.  
– Какие чувства испытывает роза? – Плакать не от горя, а от счастья жить.  
– Когда плачут люди от счастья? Ответы детей  
– Главное для розы: – Счастье жить.  
– Что помогает понять счастье розы? – Аромат.  
– Что автор использует для этого? – Автор использует эпитеты, образные определения.  
– Найдите строчки. – Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами. Выборочное чтение
– Что вы поняли?
– Говорит ли автор об этом напрямую?
Автор использует аллегорию.
– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.
– Роза счастлива. Цель: пополнить словарный запас учащихся
– Выберем точные подробные выражения. Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Слайд 7
– Вывод: в чем счастье для жабы и розы? Жаба – лень, роза – жизнь.
 
4. Физминутка
(1 минута)
– Мы отлично потрудились и немного утомились. Приготовьтесь все, ребятки, для глаз зарядка.
– Соберем розы в корзинку.
Учащиеся следят глазами. Цель: профилактика переутомления глаз и общего переутомления.
Слайд 8, 9
– Продолжим работу, ребята. Работают в группах по карточкам Слайд 10
Цель:
развивать умение обобщать и анализировать текст, слушать одноклассников
1, 2 группа (стр. 172, 175)
1. Докажите, что жаба завистлива.
2. Распределите чтение.
3. Какие слова автор использует для описания жабы?
4. Докажите, что она нехорошая.
Что она придумала?
3, 4 и 5 группа (стр. 171-172, 175)
1. Докажите, что роза добрая и красивая.
2. Что описывает автор?
3. Назовите мир вокруг розы.
4. Какими человеческими качествами наделена роза?
5. Что больше всего хотела роза?
6. Докажите, что роза и мальчик похожи.
7. Какая у них душа?
– Спасибо группам.
Жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа.
Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.
 
– Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята? Они оба умирают, оба любили прекрасное.  
– Где же кульминация в сказке?
– Зачитайте, как к нему приходит смерть.
– Он боялся умирать?
– Зачем ему нужна была роза?
– Когда мальчик умирает. Слайд 11
– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?
– Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Жаба» и «Роза»?
– Нет, мы так не можем сказать.  
– Какова же главная мысль сказки? 1. Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. О хорошем всегда помнят.
4. Люди, которые делают добро- прекрасны, жадные и ленивые- отвратительны, их никто не любит.
5. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Опорные слова-карточки на доску.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

Работают самостоятельно Цель: проверить знания содержания и идеи сказки.
5. Итог урока. Домашнее задание.
(4 минуты)
– Проверьте работу в паре.
Оцените работу.
– Кто нам помог сегодня в раскрытии идеи замысла автора в ходе урока?
Самооценка своей работы Слайд 12, 13
Цель:
развивать умение делать выводы, оценивать работу одноклассников.
1. Творческое задание: составить по опорным словам небольшое стихотворение, связанное с темой урока.
2. Ответить на вопросы сказки.
Спасибо за урок и за помощь мне в его проведении!
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.  

Автор: Сребняк Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ Гришинская школа
Населённый пункт: село Гришино Первомайский район Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок в 4 классе В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Раздел: начальное образование

Назад

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Учитель: Сребняк Татьяна Леонидовна
Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня
восприятия литературного произведения.
Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению;

учить находить в тексте ответы на вопросы;

развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

развивать связную речь, умение давать полные ответы;

расширять словарный запас;

способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство
сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

развивать творческие способности, навыки работы в группе(парами);

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих
товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с
использованием методического приёма – кластеры, приёмов постановки вопросов к тексту,
словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного
произведения.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный
материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, художественные книги со сказкой,
учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), толковый словарь, карточки – кластеры, макеты с
изображением двух миров – мир Добра и мир Зла, музыка — А.Г.Рубинштейн «Мелодия»,
мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест, картинки с изображением розы и жабы
(для рефлексии).
Ход урока
I.
Орг. момент (слайд №1).
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (слайд №2).
— Понравилась ли вам мелодия?
— Какие чувства она вызвала у вас?
Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича
Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо
напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось

Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид
стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
— Прочитайте отрывок (слайд №3).
Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в
её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.
— Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?
II.
Сообщение темы урока. (слайд №4).
Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и
розе».
— Чем для нас интересны произведения этого писателя? (Учат, намекая; текст этого – это загадка).
Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень
внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир
добра и мир зла, извлечь из сказки уроки мудрости и нравственности.
III.
Работа по теме урока.
— Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не
смотрятся…)
— Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася) Слайд №5.
— Где происходили события? (В цветнике). Слайд №6.
— Найдите описание цветника. Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы
его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены,
деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)
— Чей это был цветник?
— Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).
— Что росло в цветнике? Перечислите. Слайд №7. (Хмель, повилика, мышиный горошек,
чертополох, коровяки, крапива).
— Что можем сказать, каким стал цветник? (Диким).
— Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.
— Что придало красоту этому запустению? (Роза). Слайд №8
— Попробуем выразить свои представления о розе по плану. Слайд №9.

План
1.
Внешний вид.
2.
Отношение к жизни.
3.
Мир, в котором живёт.
Стр. учебника 227, 230. Выборочное чтение.
Работа в группах
– 3 группы (учитывая план).
Представители от каждой группы работают у доски с карточками – кластерами, создают
«словами» мир розы, а в дальнейшем – мир жабы.
Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно,
спокойно, тонкий свежий аромат …
— О чём говорит это описание? (Роза счастлива).
— Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить).
— Разве роза может плакать? (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека,
только человеку присуще душевные переживания). Какой литературный приём использует
автор? Слайд №10. (Олицетворение).
— Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).
— Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Слайд № 11. Найдите строчки в тексте.
(Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).
— О чём могла молиться роза? (О своей жизни, чтобы долго жить, приносить людям пользу…)
— Какой показывает нам автор розу? Как автор к ней относится? (Роза распустилась тонким
ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить пользу
людям).
— А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу,
тепло, счастье).
— Какой это образ – положительный или отрицательный?
Значит, роза – это символ чего? (Добра).
— А какое слово противоположно слову добро? (Зло).
— Какой персонаж в этой сказочной истории изображает зло? (Жаба).
Слайд №12. Поговорим о жабе. Выборочное чтение. Стр. 227,230, 231. Работа по плану (см. выше),
работа с кластерами.

Внешний вид жабы: жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо,
безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).
— Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои
чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)
— Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е.
жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу,
уничтожить красоту. А это плохо.)
— О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде,
мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит
розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
— Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
— Как вы понимаете фразу: «Что – то странное зашевелилось в жабьем сердце?»
— Что могло зашевелиться? (Зависть, злоба).
— Какой вывод о жабе мы скажем? (Жаба ненавидит розу, жаба – злое животное).
— Опишем, в котором жила жаба? (Работа у доски)
Работа с кластерами: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень …)
— Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).
— А как человек может чувствовать себя там? (Неуютно, угнетённо …)
— Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится? (Жаба бесчувственное и безобразное
животное).
— Какой это образ – положительный или отрицательный?
— Значит, жаба – это символ чего? (Зла).
— Итак, мы видим два мира, два противоречия.
Слайд №13.
— В чём счастье для жабы и розы? (Жаба – лень, роза – жизнь).
— Сохранился ли конфликт между ними? Почему?
IV.
Физ.минутка. Видео?
Закройте глаза и представьте эти два мира, в каком мире вам уютно, тепло, радостно?
Откройте глаза. Совпали ли ваши представления с тем, что увидели?
V.
Продолжим работу.

— Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик). Слайд № 14.
— Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба
погибают).
— Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
— Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. 233).
— Зачем мальчику нужна была роза?
— А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).
— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила
улыбку мальчику в самые трудные его минуты).
VI.
Проверка знаний. Тест. Слайд 15, 16.
— Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет
проверить знания содержания и идеи сказки. Работа в парах.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно — серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В
.
Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
— Составьте небольшой текст, используя слова в вопросе и ответе. Например,
1.
В период цветения роза думает о том, чтобы умереть другой смертью.
2.
Самое омерзительное в жабе – это бесчувственность и равнодушие.
3.
Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что она украсила последние минуты
жизни мальчика.
4.
Символом света, добра. Красоты в сказке является роза.

VII.
Слайд № 17.
Слайд №18. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на
земле…»
— Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой
истории?
— О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть
доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
Слайд №19. Звучит музыка «Долина цветов», ученица в образе розы танцует, читает стихотворение.
Я распустилась в чудесном саду.
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живёт,
Пусть всё вокруг любовью цветёт.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моём.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
Исполнила долг я свой до конца:
Ребёнку себя я цветком отдала. (Ученица ставит свежую розу в вазу).
1.
Обобщение.
Учитель: Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира
только хорошему.
VIII.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Д/з. Слайд № 20.
Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам
двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.
Благодарю за работу.

Приложение (кластеры)
любовь к окружающему миру
наслаждение жизнью
красота
дарение радости окружающим
нежность
понимание своей жизни в создании радости другим
лень
зависть
смысл жизни в еде
злость
ненависть к окружающему миру
неумение выражать нежные чувства (возможны и другие варианты)

В раздел образования

Сказка о жабе и розе

Avatar

Смирнова Наталья Валериановна

02.12.2020.
Тест. Литература, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

знание и умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений;

Список вопросов теста

Вопрос 1

Произведение «Сказка о жабе и розе» написал: 

Варианты ответов
  • В.Ф. Одоевский
  • В.М. Гаршин
  • П.П. Бажов
  • С.Т. Аксаков

Вопрос 2

Кого мальчик поил молоком?

Варианты ответов
  • жабу
  • ежа
  • кота
  • змею

Вопрос 3

Почему мальчик весной не выходил в сад?

Варианты ответов
  • был болен
  • переехал
  • не хотел
  • улетел

Вопрос 4

Символом света, добра, красоты в сказке является:

Варианты ответов
  • роза
  • жаба

Вопрос 5

Что хотела сделать жаба с розой?     

Варианты ответов
  • сорвать
  • понюхать
  • съесть
  • сломать

Вопрос 6

 Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

Варианты ответов
  • жабе
  • розе
  • бабочке

Вопрос 7

О чем думает роза в период цветения?

Варианты ответов
  • быстрей бы распуститься.
  • умереть бы другой смертью.
  • Цвести вечно.

Вопрос 8

Что в жабе самое омерзительное?

Варианты ответов
  • грязно-серые бородавчатые бока.
  • скверные липкие лапы.
  • Бесчувственность и равнодушие.

Вопрос 9

Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что

Варианты ответов
  • она не досталась жабе.
  • ее гибель была неизбежна
  • Она украсила последние минуты жизни мальчика.

Вопрос 10

Сколько лет было мальчику?

Вопрос 11

Как звали сестру мальчика?

Варианты ответов
  • Аня
  • Маша
  • Елена

Вопрос 12

Где рос розовый куст?

Варианты ответов
  • на лугу
  • на опушке
  • в небольшом цветнике

Вопрос 13

В какое время суток распускалась роза?

Варианты ответов
  • вечером
  • днём
  • Утром

Вопрос 14

Кто пел песни розе?

Варианты ответов
  • соловей
  • жаворонок
  • Иволга

Вопрос 15

Кто спас розу от жабы?

Варианты ответов
  • ёжик
  • сестра
  • мальчик

Вопрос 16

Что сделали с розой, когда она завяла?

Варианты ответов
  • выкинули
  • высушили
  • отдали жабе

  • О чем думает моя голова рассказы люси синицыной
  • О чем книга мятная сказка александра полярного
  • О чем думает главный герой рассказа кавказ сидя в поезде на вокзале
  • О чем идет речь в стихотворении бывало в сказках старый столб вещал богатырям
  • О чем должен рассказать ученик который начал свое сочинение со слов красив лес в сентябре