«Ванька» читательский дневник
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.
Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Ванька
Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
Константин Макарыч – дед Ваньки, весёлый, очень добрый, работает ночным сторожем.
Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.
Сюжет
Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.
Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».
Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
План пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька пишет письмо деду.
- Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
- Счастливые воспоминания Ваньки.
- Описание Москвы.
- Ванька умоляет деда забрать его.
- Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
- Безмятежный сон Ваньки.
Главная мысль
Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.
Чему учит
Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.
Отзыв
Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.
Пословицы
- Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
- Всё хорошо, что хорошо кончается.
- Всякому терпенью бывает конец.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Валиуллина
10/10
-
Валентина Ященко
6/10
-
Валентина Скуратова
10/10
-
Лера Куципалова
10/10
-
Матвей Дедаев
10/10
-
Ольга Смирнова
10/10
-
Ольга Хайруллина
10/10
-
Елена Королюк
10/10
-
Евгений Романюк
10/10
-
Елена Федотова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
А какую оценку поставите вы?
Автор: Чехов А.П.
Название: “Ванька”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.
Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.
Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.
Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.
Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.
Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.
Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.
Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.
Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.
Понравившийся эпизод
Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька
подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и
подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но
хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.
План произведения для пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька садится писать письмо.
- Воспоминания о дедушке.
- Москва и ее магазины.
- В лес за елкой.
- Мольба о помощи.
- Неправильный адрес.
- Сон ребенка.
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен счастливого,
беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны
бить и наказывать.
Чему учит эта книга
Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому,
что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация
детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень грустный рассказ о мальчике, которого
отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне
очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в
никуда.
Новые слова и выражения
Заутреня — служба в церкви.
Выволочка — наказание.
Ежели — если.
Клирос — место для певчих в церкви.
Пословицы к произведению
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Всякому терпенью приходит конец.
За сироту только бог заступится.
Счастье скоро покидает, но надежда никогда.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Другие читательские дневники
На чтение 5 мин Просмотров 4.8к. Опубликовано 23.01.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Ванька» менее 1 минуты и подробно за 2 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Ванька»
Юный подмастерье Ваня Жуков страдает от жестокости мастера – грубого и глупого сапожника Аляхина. Мальчик больше не в силах выносить ежедневные побои и пишет письмо дедушке Константину Макарычу, деревенскому сторожу в поместье Живаревых.
Ванька жалуется деду на судьбу, вспоминает покойную мать Пелагею и добрую барышню Ольгу Игнатьевну Живареву. Герой грезит о возвращении домой, о Рождестве и о встрече ласковыми собаками – старушкой Каштанкой и озорником Вьюном.
Мальчик подписывает конверт по-своему, без адреса, и бросает его в почтовый ящик. Ванька всем сердцем надеется на лучшее и не подозревает, что его письмо никогда не дойдет до любимого дедушки.
Главный герой и его характеристика:
- Ванька Жуков – сирота, 9-летний подмастерье сапожника, наивный, трудолюбивый, добрый мальчик. Воспитывался дедушкой Константином Макарычем в поместье Живаревых, после смерти мамы отправлен в Москву на служение к Аляхину, от которого терпит постоянные побои. С теплом вспоминает о родной деревне и пишет письмо дедушке с просьбой забрать его из дома тирана.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Константин Макарыч – худощавый старик лет 65, ловкий и юркий весельчак с пьяными глазами, дедушка Вани, сторож в поместье Живаревых. Держит при себе двух собак, носит просторный тулуп, любит болтать с крепостными девицами и нюхать табак.
- Аляхин – злой сапожник, мастер и учитель Ваньки. На пару с супругой бьет и сурово наказывает безобидного сироту за любую оплошность.
- Ольга Игнатьевна – барышня Живарева, любимица Ваньки, хозяйка Константина Макарыча. Угощала мальчика сладостями и от скуки обучила его грамоте. Отправила героя к Аляхину на обучение профессии сапожника.
- Пелагея – мама Вани, служанка Ольги Игнатьевны, скончалась молодой.
- Каштанка и Вьюн – питомцы Константина Макарыча. Первая собака старая и покорная, второй – непоседливый кобель с длинным телом и черной шерстью, постоянно шалит, за что несет наказания, но стойко выживает.
Краткое содержание рассказа «Ванька» подробно
Ваня Жуков 9 лет от роду поступил в подмастерья к сапожнику Аляхину. Улучив момент, мальчик пишет письмо своему дедушке Константину Макарычу. Старик служил сторожем в имении Живаревых, днем спал или болтал с кухарками, а по вечерам дежурил со своими собаками Каштанкой и Вьюном.
Каштанка стара и покладиста, а Вьюн любит шалить, кусаться и воровать, за что ежедневно получает «на орехи». Константин Макарыч единственный родственник Вани, добрая мама мальчика Пелагея скончалась молодой.
С маленьким учеником сапожник обращается очень грубо. Всю ночь заставляет качать люльку с младенцем, а за любую провинность сечет ремнем или бьет, чем под руку подвернется. Однажды колодкой так приложил, что Ванька едва пришел в себя.
Кормят ы плохо: утром и вечером по корке хлеба, днем – миску каши. Другие ученики не принимают сироту. Ребята постарше гоняют его в кабак за водкой и в хозяйский огород за огурцами. Ваню за воровство с грядок еще сильнее наказывают.
Мальчик в письме рассказывает о своих злоключениях и слезно молит дедушку забрать его из Москвы в деревню. Клянется, что в благодарность будет до самой смерти защищать Константина Макарыча и молиться о его душе.
Герой вспоминает зимние прогулки с дедом в лес по дрова, грезит о скором Рождестве и хочет выпросить у хозяйки поместья Ольги Игнатьевны позолоченный орешек. Раньше мама Пелагея работала служанкой у Ольги.
Барышня всегда была добра к Ваньке, с малых лет учила его грамоте и заморским танцам.
Мальчик с трепетом дописал письмо. Не зная адреса, он вывел на копеечном конверте «на деревню дедушке, Константину Макарычу» и с надеждой бросил его в почтовый ящик.
Кратко об истории создания произведения
Печальный рассказ Антона Павловича Чехова был написан в 1886 году и опубликован в «Петербургской газете». Критики усмотрели в рассказе отсылки к детству самого автора и к рождественским сказкам известных европейских писателей.
При жизни Чехова рассказ выходил в двух сборниках «Рассказы» и «Детвора», а также был переведен на несколько языков и включён в учебное пособие для начальной школы.
Интересные факты о произведении
- Антон Чехов в письмах к брату вспоминал, что «в детстве у них не было детства», а «жесткость и ложь исковеркали нашу юность…». На основании этих записок предполагают, что Ваньку автор списал с собственного детского образа.
- По другой версии Ванька был списан с родственника писателя. Он отдал сына «в люди» к жестокому купцу, который нещадно эксплуатировал детский труд. Зная о страданиях ребенка, отец признавался в собственной беспомощности.
- Золотой орешек, о котором грезил юный Ванечка, отсылает читателей к рождественским чудесам, о которых мечтают дети в сказках популярных писателей.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Ванька» Чехова
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План рассказа «Ванька»
- 3 Вопросы по рассказу «Ванька»
Ночь под Рождество в огромной Москве. В доме сапожника Аляхина при свете свечи, отраженным темным окном, не спит 9-летний сирота Ванька Жуков, ученик сапожника. Здесь он три месяца, а столько всего натерпелся. Обо всем он пишет в деревню «милому дедушке» Константину Макарычу. Это бодрый, веселый, 65-летний старикашка, ночной сторож у барина. С ним две собаки: Каштанка и Вьюн.
Грамоте, письму, счету и даже танцу мальчика обучила добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева. Но после смерти матери Пелагеи его перевели на кухню к деду, а дальше к сапожнику. Ванька просит деда забрать его. «А то меня все колотят и кушать страсть хочется», еще и скучно, одни слезы. Он рассказывает, что вчера ему была «выволочка», хозяин побил его ремнем. За то, что задремал, укачивая хозяйского младенца. И от хозяйки получил селедкой в «харю», когда стал чистить рыбу с хвоста.
Ванька умоляет ради Христа забрать его. В деревне он готов пойти в подпаски. Ванька вспоминает, как с дедом ходили за елкой. Дед посмеивался над замерзшим Ванюшкой. Мальчик просит сберечь для него золоченый орех с елки, как раньше. И гармошку его пусть никому не отдают. Подписав конверт «На деревне дедушке», добавив «Константину Макарычу», он бросает письмо в ближайший почтовый ящик. А потом сладко спит. И снится ему дед, с печки читающий это письмо кухаркам, и снится ему Вьюн…
Читательский дневник по рассказу «Ванька» Чехова
Сюжет
Ночь под Рождество. Ваньке Жукову 9 лет, он три месяца в огромной Москве учится у сапожника Аляхина. Пелагея, мать его, умерла. У мальчика есть только дедушка Константин Макарыч, сторож. Здесь его бьют, плохо кормят, он всегда один. А в деревне все родное: добрая барышня Ольга Игнатьевна Живарева выучила его грамоте, вместе с дедом и собаками Каштанкой и Вьюном он ходил за елкой. Мальчик просит в письме, чтобы дед забрал его отсюда. Конверт он подписывает: «На деревню дедушке». Опустив письмо в ящик, Ванька сладко спит и видит, как дед на печке уже читает его письмо.
Отзыв
Рассказ о бедном мальчике, у которого отняли детство, о тяжелой сиротской доле. Он вынужден работать за кусок хлеба. Добрая барышня приоткрыла ему дверь в другой мир, научив грамоте и счету. Но дальше его судьба – жить впроголодь, и учиться сапожному мастерству у злого Аляхина. Ясно, что с таким адресом письмо до деда не дойдет. Да и не может он его забрать.
В рассказе все чужие и недобрые люди зовут его Ванькой, сам он себя – Иваном, а для деда внук Ванюшка. Рассказ учит быть неравнодушным, добрым, сострадательным, терпеливым, ставить себя на место другого, жалеть людей, помогать тем, кому трудно, не терять надежду, любить близких, не лишать детей детства.
План рассказа «Ванька»
- Тяжелая жизнь сироты у сапожника.
- Письмо любимому дедушке.
- Мечта Вани о возвращении в деревню.
- Конверт без адреса.
Вопросы по рассказу «Ванька»
- В канун какого праздника мальчик пишет дедушке? (Рождество).
- В какой город герой попал из деревни? (Москва).
- Кто научил героя грамоте? (барышня Ольга Игнатьевна).
- Кем служит у барина дедушка? (сторожем).
- Как зовут собак деда и внука? (Каштанка и Вьюн).
- Как относятся к мальчику хозяева? (бьют его).
- Какое лакомство с елки просит себе мальчик? (золоченый орех).
- Почему он не решается зимой бежать от сапожника? (сапог нет).
- Сколько стоит конверт для письма? (копейку).
- Почему письмо Вани не дойдет? (на нем нет адреса).
Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Чехова «Ванька», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны тема и основная мысль (идея) этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Рассказ «Ванька» Антон Павлович Чехов написал в 1886 году. Впервые опубликован рассказ был в том же году в «Петербургской газете», за подписью А. Чехонте.
Главный герой рассказа
- Ванька Жуков — 9-летний мальчик, отданный из деревни в Москву на обучение к сапожнику.
Другие персонажи
- Константин Макарович — дедушка Вани. Это шустрый, худощавый, весёлый человек лет 65. Служил он ночным сторожем у господ Живаревых.
- Аляхин — сапожник, хозяин Ваньки.
- Ольга Игнатьевна — дочь господ Живаревых, обучившая Ваню грамоте.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Ванька Жуков — 9-летний мальчик, 3 месяца назад переехавший в Москву и ставший учеником сапожника Аляхина.
В рождественскую ночь он пишет письмо дедушке. Поздравив его с праздником, мальчик стал писать о своей жизни. Он перечисляет все свои обиды на хозяина, хозяйку и подмастерьев.
Ванька просит в письме дедушку приехать и забрать его в деревню, затем пишет адрес на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу», бежит на улицу и опускает письмо в почтовый ящик.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Девятилетнего мальчика-сироту Ваньку Жукова отдали из деревни 3 месяца назад на обучение к сапожнику Аляхину.
В ночь на Рождество мальчик не лёг спать. Он дождался, когда хозяева и подмастерья пошли в церковь, и стал писать письмо дедушке. Ванька поздравил его с Рождеством, затем задумался, вспомнив дедушку. Он представил, что сейчас, наверно, Константин Макарович балагурит у ворот с дворовыми людьми господ Живаревых. У этих господ дед служит ночным сторожем. Когда он ходит ночью вокруг господской усадьбы, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.
Ванька вздохнул и снова стал писать письмо. В нём он рассказал о своих огорчениях и обидах. Вчера хозяин его избил за то, что он уснул, качая в люльке его ребёнка. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику в лицо селёдкой, потому что он начал чистить селёдку с хвоста. Подмастерья его тоже обижают. Хозяева кормят мальчика плохо, спит он в сенях. Когда ребёнок хозяев плачет, ему приходится всю ночь качать люльку.
Мальчик попросил дедушку взять его домой в деревню. Он обещал попроситься к приказчику чистить сапоги или пойти в подпаски.
Дальше в письме он описал Москву. И ещё написал Ванька дедушке, чтобы он попросил у Ольги Игнатьевны с ёлки золочёный орех.
Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой за ёлкой в лес для господ. Когда ёлку дед втаскивал в дом, её начинали украшать. Барышня Ольга Игнатьевна хлопотала больше всех.
Раньше, когда была жива мама Ваньки и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика леденцами и научила читать, писать и считать до ста. Когда мама умерла, мальчика отправили к деду в людскую кухню, а потом в Москву, к сапожнику.
Написал Ванька дедушке, что его все бьют, что ему всё время хочется есть и что он часто плачет. Ещё написал, чтобы дедушка никому не отдавал его гармонь, и передал привет знакомым.
Вложил мальчик письмо в конверт и написал на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Затем выбежал на улицу и бросил письмо в почтовый ящик.
Час спустя Ванька спал, и снился ему дедушка. Он сидел на печке и читал кухаркам Ванино письмо.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе А. П. Чехова «Ванька» раскрыта тема: тяжёлая жизнь детей, отданных «в люди» (в чужую семью для обучения ремеслу).
Основная мысль (идея) рассказа «Ванька»: дети нуждаются больше всего в любви родных, а не в обучении ремеслу у чужих, равнодушных людей.
В 19 веке родственники часто не в состоянии были содержать детей из-за бедности. Крестьянским детям, отданным в чужую семью для обучения ремеслу и услужения, приходилось нелегко.
Рассказ учит доброте, милосердию, особенно к детям.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Команда Литеровед.ру подготовила анализ рассказа «Ванька», который написал Антон Павлович Чехов. Весь собранный материал непременно будет вам полезен при изучении данного произведения.
Антон Павлович достаточно часто использовал в своих произведениях образ маленького ребенка, который был несчастным и неприкаянным. Чехов очень подробно и реалистично передавал эмоции этого ребенка, потому что отчасти образ являлся автобиографичным. Моментами, взятыми из собственной биографии, автор сумел показать всю многогранность счастья, и то, каким оно может быть на самом деле.
Содержание
- История создания
- Жанр, направление
- Смысл произведения
- Темы
- Проблемы
- Основная мысль
История создания
Впервые произведение вышло в свет на страницах «Петербургской газеты» 25 декабря 1886 года. Такая дата издания была выбрана не зря: в рассказе речь идет о том, как главный герой пишет письмо своему дедушке в канун Рождества. Так же вся атмосфера произведения пропитано той досадной непричастностью к большому и светлому празднику. Более того, автор все это показывает со стороны ребенка, что придает ещё большей сентиментальности.
В этот период времени Антон Павлович всерьез увлекся изучением детской психологии. По мнению большинства, когда начали проявляться первые признаки заболевания, автор невольно начал возвращаться к своему детству, которое даже с натяжкой невозможно было назвать счастливым. Он подозревал, что именно из-за этого его здоровье было подорвано в столь раннем возрасте.
Все дело в том, что еще, будучи совсем ребенком, Антону Павловичу приходилось работать в лавке у своего отца, где он сильно уставал, и, как следствие, часто болел. Совокупность этих обстоятельств и стала благоприятной почвой для развития страшного заболевания, от которого впоследствии писатель и скончался – чахотки.
Больше всего Антона Павловича интересовал третий этап психического взросления ребенка – третий. В этот период ребенок начинал проявлять настоящие эмоции. Он уже мог отличить добро от зла, плохое от хорошего. Так же у ребенка слезы могли вызвать не только капризы, а еще и обида, чувство несправедливости, жалости.
Подобные персонажи встречаются во многих произведениях автора, не стал исключением и рассказ «Ванька» и его герой Ванька Жуков.
Достаточно часто возникают споры и о том, чей же образ лег в основу того самого Ваньки Жукова? Существует несколько вариантов прототипа главного героя:
- Есть мнение, что за основу образа автор взял самого себя, максимально передав свои чувства, эмоции и опыт. Действительно, судьба этих двух мальчишек очень похожа – ни Ваньку, ни маленького Антона нельзя было назвать счастливыми. Единственным отличием мальчишек можно назвать разве что то, что Ванька провел свои детские годы рядом с обувными колодками и господскими сапогами, а Антон Павлович – в рыбной лавке, где стоял отвратительный зловонный запах.
- Что же касается другого мнения – то есть теория, что в качестве прототипа Ваньки Антон Павлович использует прототип своего родственника Михаила, которого отец отдал на обучение ремеслу к купцу Гаврилову. Мальчик так же не мог похвастаться приятными воспоминаниями из детства, поскольку регулярно наказывался розгами, независимо от того, заслужил он это или нет.
Жанр, направление
Данное произведение правильнее всего назвать рассказом, поскольку оно имеет достаточно небольшой объем. Автор рассказывает читателю конкретную историю, в которой есть конкретный главный герой. Антон Павлович поднимает очень острую проблему, благодаря которой произведение можно отнести к разряду социально-обличительной беллетристики.
Хоть в произведении мы и не видим прямого осуждения, но благодаря тому, что автор передает историю через искалеченный детский рассудок, можно сделать вывод о мещанстве, которое буквально уничтожало Россию изнутри.
Что же касается направления произведения – то, безусловно, это реализм.
А вот насчет жанровой принадлежности так сразу дать ответ невозможно, поскольку споры на этот счет идут до сих пор. Мнение экспертов разделилось на два пути:
- Например, по мнению литературоведа Г.Г. Рамазановой, которая сформулировала основное положение первой теории, в рассказе встречаются жизнеутверждающие рождественские мотивы (которые всегда ассоциируются с волшебством) наряду с безнадежным положением главного героя, буквально обреченного на пытки детской, неокрепшей души. Благодаря этому синтезу противоположностей данное произведение можно отнести к жанру «антирождественских рассказов», которые прежде встречались и у других авторов.
- Вторую теорию, которая отличается своей неординарностью, предлагает И.А. Есаулов. По его мнению, рассказ наполнен позитивом от начала и до конца. Даже конец произведения ни в коем случае не хоронят надежду Ваньки на счастье, а наоборот, дают её утверждение и возрождение. Размышления Есаулова основываются на том, что все взгляды, которые Ванька бросает на отражение пламени свечи в оконном стекле, являются преодолением границ между двумя мирами: Москвы и деревни. Достаточно часто воспоминания о городе происходят в прошедшем времени, а картины-воспоминания – в настоящем времени. Даже в финальной сцене произведения, где Константин Макарович читает письмо Ваньки, автор использует глаголы настоящего времени, из чего мы можем сделать вывод, что чудо все же случилось – заветное письмо нашло своего адресата.
Смысл произведения
Действие начинается в Рождественский сочельник. Дома у сапожника Аляхина никого нет, поскольку все его семейство отправилось на заутреннюю. На хозяйстве остался лишь девятилетний Ванька Жуков – ученик сапожника. Когда мальчик убедился, что все жильцы ушли из дома, он уселся перед лавкой и начал писать письмо своему дедушке Константину Макарычу.
В тексте письма мальчонка жалуется деду на весь тот ужас, который происходит у Аляхина. Он подробно рассказывает о том, что сапожник постоянно избивает его шпандырем и обувной колодкой. Его жена тоже относится к мальчику унизительно и постоянно тычет ему в лицо рыбьей головой.
Мальчику достается и от подмастерьев, которые постоянно посылают мальчишку принести им водки и соленых огурцов из хозяйских запасов. Каждый раз, когда мальчонка обмакивает перо в чернила, он невольно смотрит на отражение в оконном стекле пламени свечи, и возвращается в воспоминаниях в родную деревню. Он вспоминает деда и собак – Вьюна и Каштанку, которые вышагивают по чистому снегу вокруг усадьбы. Снег так красиво серебрится и переливается под чистейшим небом, на котором так отчетливо видно каждую звездочку и млечный путь. Вся эта картина напоминает о приближении Рождества.
Окунувшись в воспоминания, перед мальчиком предстает картина, как они с дедушкой отправились в заснеженный лес, чтобы принести елку в господский дом. Заканчиваются воспоминания Ваньки картиной, что дедушка сидит на печи и читает письмо, а Вьюн прохаживается рядом, вертя хвостом.
Мальчик подробно рассказывает обо всех подробностях московской жизни, которые так непривычны и диковинны для мальчика с деревни. Ванька рассказывает дедушке о рыболовных и охотничьих магазинах, в которых находится огромное количество снастей и ружей. Говорит и о мясных лавках, в которых огромное количество разной лесной дичи. Так же он рассказывает о конях, которые не такие резвые и о собаках, которые не такие злые.
Темы
В рассказе «Ванька» Антон Павлович Чехов поднимает темы, которые не потеряли соей актуальности и в наши дни.
Одной из тем произведения является тема надежды. Её можно даже назвать основной темой рассказа, которая обосновывается на таких наивных действиях главного героя. Мальчик находится в доме у сапожника всего три месяца, но за это время на него было оказано огромное эмоциональное давление. Если бы он был взрослым человеком, то вполне мог бы перестать верить в справедливость и доброту. Но Ванька был еще ребенком, поэтому его мировоззрение основывалось на любви, которую в этом возрасте ещё невозможно изжечь.
Мальчик продолжает свято верить в сакральный для него образ дедушки, который является единственным человеком, способным спасти его в данной ситуации.
В образе Ваньки Жукова Чехов постарался отразить чистую душу, которая продолжает верить в чудо, несмотря ни на что.
Тема детства – еще одна тема произведения. Мы уже говорили о том, что тема детства была для Чехова чем-то особенным, поэтому он так трепетно к ней относился. Именно в детстве автор получил тот самый опыт, благодаря которому вырос здравомыслящим и эмпатичным человеком. Ему удалось добиться небывалых высот в творчестве и стать гениальны писателем.
В рассказе «Ванька» Чехов освещает тему детства в контексте сиротства. Тем самым он старается показать, что у мальчонки толком и не было того самого детства, которое обязательно должно быть у каждого ребенка. Этим он хочет донести обществу, что педагогические и социальные вложения необходимы, чтобы обеспечить детям достойную жизнь.
Тема мещанства раскрывается писателем при помощи таких действующих героев, как сапожник Аляхин и его жена. Именно семейство Аляхиных являются идеальным примером людей, которые практикуют практически первобытные подходы во всех сферах: в сфере домашнего хозяйства, воспитания и обучения. Порой кажется, что Аляхин способен научить ребенка только обувному делу и ненависти.
Беда в том, что мировоззрение Аляхина очень ограничено, и заключается лишь в опрощенных морально-этических нормах, которые так часто встречаются в ремесленнических кварталах Москвы. Именно в эти кварталах и сформировалась отдельная культура взглядов на окружающий мир, в котором обитают лишь неблагодарные и высокомерные потребители. Подобное мировоззрение сформировалось из-за тяжелого повседневного труда и бедности.
Еще одна тема произведения – это тема агрессии. Автор подошел к раскрытию данной темы весьма своеобразно. Он показывает агрессивное поведение Аляхиных по отношению к мальчику, хотя у них и не было для этого объективных причин. Но Ванька постоянно получает побои и унижения, которых совершенно е заслуживает. Антон Павлович таким образом пытается показать, что агрессия и склонность к насилию присутствуют в любом человеке, но способны руководить лишь в безвольном теле, лишенного эмоционального интеллекта, который бы позволил их сдержать.
Проблемы
Основная проблема произведения – это проблема бездействия. Проблема сиротства во времена Российской империи стоит очень остро. Но затрагивает она не только детей, которые были лишены попечительства, но и детей, которые были вынуждены столкнуться с деспотизмом со стороны родителей и опекунов. Как не странно, с данной проблемой столкнулось ещё большее количество детей, нежели сироты.
Ярким примером является наш герой Ванька Жуков. Здесь сложно с уверенностью ответить, какой вариант жизни был бы для мальчика лучше: оставаться жить в деревне, обрекая себя на нищенское существование, отправиться на обучение к тирану Аляхину, или же отправиться в сиротский дом, где его бы окружали несчастные и обездоленные дети?
Так же автор затрагивает проблему жестокости и равнодушия. Чехов всегда остро относился к процессу поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Весь ужас совершаемых людьми ошибок он старается показать на примере несчастных и отчаявшихся взрослых по отношению к ребенку. Ведь именно у детей душа чиста, они продолжают верить в любовь, доброту и тепло, и ждут этого же от окружающих. А пагубное влияние взрослых не редко деформируют и калечат еще неокрепшую душу ребенка, делая её похожей на свою.
Проблема справедливости так же занимает немаловажное место в произведении. Данная тема достаточно часто всплывает в трудах литераторов. Это и не удивительно, потому что на протяжении всего времени мы неоднократно замечаем несправедливое распределение счастья между потенциальными обладателями.
Не удивительно, что автор достаточно часто поднимает её в своих произведениях, ведь ему она была знакома не понаслышке. Он уверен в том, что природа мира априори несправедлива.
Основная мысль
Главная мысль произведении, которую так умело выражает Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька», заключается в том, что именно дети вынуждены нести на себе крест страдания за все прегрешения взрослых, которые давно утратили способность любить и сочувствовать, гонясь за призрачными идеалами лучшей жизни. Ведь лучшая жизнь может так и не наступить, а своим поведением мы имеем реальную возможность искалечить душу ребенка.
Мир, в котором погрязли взрослые, рассчитан на взрослое восприятие. В нем присутствует азарт, пафос, блуд. В нем нет места ребенку. Взрослому поколению необходимо приложить максимальные усилия, чтобы заложить ребенку фундамент из правильных идеалов, целей и желаний. Мы должны с уважением относиться к таким шатким и порой смешным желаниям наших детей, потому что только таким образом мы сможем достичь гармоничного развития общества.
В образе Ваньки Жукова автор сочетает два мира, которые противопоставлены друг другу. Мир взрослых – страшный и суровый, где нет места волшебству и исполнению желаний. И мир, где нужно верить в свое счастье, пусть и призрачное, и далекое, но вполне возможное. Главное верить и надеяться. Мир, где есть место чуду. Это детский мир, но он наполнен теплом, честностью, добротой и любовью. Ведь в этом маленьком мире возможно все!