«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сироты, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич
Название: Гуттаперчевый мальчик
Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1883 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.
Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.
Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.
Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.
Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.
Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.
Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.
Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.
После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.
План пересказа
- Петя остаётся сиротой и его берёт на воспитание акробат Беккер.
- Тяжёлые будни Пети.
- Эдвард – единственный друг.
- Случай с щенком.
- В ожидании похода в цирк.
- Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
- Жизнь продолжается.
Главная мысль
Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.
Чему учит
Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.
Отзыв
Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.
Пословицы
- Без матери и солнце не греет.
- У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
- Трудно тому, когда беда придёт к кому.
- Кто сильнее, тот и правее.
Что понравилось
Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.
Тест по повести
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Yaroslov Solovev
9/10
-
Наталья Фокина
10/10
-
Виктория Биченова
6/10
-
Наталья Ярошенко
10/10
-
Светлана Тишук
10/10
-
Ксения Ветчинникова
10/10
-
Сергей Будур
10/10
-
Олеся Евстифеева
9/10
-
Лилия Кудрявцева
9/10
-
Марина Балакшина
9/10
Рейтинг читательского дневника
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 219.
А какую оценку поставите вы?
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Пересказал В. П. Мещеряков.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Читательский дневник по рассказу «Гуттаперчевый мальчик» Дмитрия Григоровича
Автор: Григорович Дмитрий Васильевич
Название произведения: «Гуттаперчевый мальчик»
Число страниц: 28
Жанр: рассказ
Главные герои: Петя, Эдвардс, Беккер, Верочка.
Второстепенные герои: Анна, Варвара, Паф.
Характеристика главных героев:
Петя — Сирота 8 лет. Гибкий и худенький.
Ученик акробата. Несчастный ребёнок, которого часто бьют.
Эдвардс — Клоун. Добрый, но бесхарактерный.
Алкоголик.
Беккер — Акробат.
Жестокий, чёрствый, бездушный.
Верочка Листомирова — Девочка добрая и отзывчивая.
Очень милая.
Характеристика второстепенных героев:
Анна — мать Пети. Несчастная больная женщина.
Варвара — прачка, отдала Петю акробату.
Паф — младший сын Листомировых. Апатичный, тяжёлый мальчик.
Краткое содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик»
Клоун Эдвардс часто уходит в запой, и директор просит его продержаться до конца Масленицы.
Эдвардс опекает Петю, прозванного за свою гибкость гуттаперчевым. Но наставник Пети, акробат Беккер, гонит Эдвардса прочь.
Когда-то Беккер взял сироту у прачки и тренировал, постоянно наказывая.
Теперь он хотел, чтобы Петя выполнил особо опасный трюк.
На представление приводят детей графа Листомирова, которые ждут выступление мальчика.
Но Петя падает, дети плачут и их срочно уводят.
На следующий день имени Пети уже не было на афишах, а Эдвардс запил.
План сказки:
- Просьба директора.
- Эдвардс и Беккер.
- История сироты.
- Прачка и Беккер.
- Жестокие уроки.
- Щенок.
- Дети Листомировых.
- Представление.
- Падение Пети.
- Пустые афиши.
Основная мысль повести «Гуттаперчевый мальчик»
Главная мысль рассказа в том, что дети должны иметь счастливое детство и не знать равнодушия.
Основная идея произведения в том, что нельзя использовать детский труд.
Чему учит рассказ
Рассказ учит отзывчивости и состраданию.
Учит всегда помогать тем, кто нуждается в помощи.
Учит заступаться за тех, кто несправедливо обижен.
Учит проявлять доброту, учит презирать трусов и эгоистов, бороться за справедливость.
Краткий отзыв по произведению «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена трагической судьбой мальчика.
Петя оказался сиротой и за ним некому было ухаживать, никто о нём не заботился.
И Петя попал к жестокому акробату, практически садисту.
Беккер мучил и истязал ребёнка, заставлял выполнять опасные трюки.
И один из таких трюков заканчивается печально.
Это очень грустная история.
Автор специально использует контраст между счастливой, беззаботной жизнью детей Листомировых, и судьбой сироты Пети.
Он показывает, как действительно должны жить все дети на свете.
Мне понравилась Верочка Листомирова, добрая и отзывчивая девочка, которая впервые столкнулась с суровым миром взрослых.
Мне жаль Петю, несчастного мальчика, который был лишён детства.
Мне ненавистен равнодушный Беккер.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что мы живём гораздо в более прогрессивные и гуманные времена.
Сейчас даже о сиротах заботится государство и они имеют возможность получить образование, а не трудиться с малолетства.
Пословицы к произведению:
- Сироту каждый обидеть может.
- Делая зло, на добро не надейся.
- Дети — цветы жизни.
- Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою…
Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.
В один миг всё заволновалось в зале.
Часть публики поднялась с мест и зашумела; раздались крики и женский визг; послышались голоса, раздражённо призывавшие доктора.
Словарь неизвестных слов:
Гуттаперча — особая растительная смола.
Гуттаперчевый — гибкий.
Труппа — цирковые артисты.
Голиаф — мифический великан, силач.
Апатичный — равнодушный.
Тафта — дорогая ткань.
Содержание
- Основные персонажи
- Краткий пересказ
- Краткое содержание по главам
- Основная идея повести
В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.
Основные персонажи
- Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
- Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
- Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
- Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.
В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:
- Анна – мать Пети;
- Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
- граф и графиня Листомировы;
- Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
- Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
- сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.
Краткий пересказ
У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.
В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.
После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.
Краткое содержание по главам
Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.
Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).
Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.
Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.
Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.
Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.
Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.
Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.
В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».
Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.
Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:
«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»
Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.
«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»
Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.
Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.
Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.
Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.
В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.
Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.
Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.
Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.
Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.
После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».
Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.
Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.
Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.
В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.
Основная идея повести
Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.
Автор: Григорович Дмитрий.
Название: «Гуттаперчевый мальчик».
Жанр: повесть.
Тема произведения: детство.
Число страниц: 56.
Главные герои и их характеристика
- Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
гибкий. Гимнаст. - Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
- Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
- Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
открытая, милосердная.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика исполнять смертельно опасные трюки.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет – краткое содержание
- Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его. - Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
у которого умерла мать. - Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста. - Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика. - Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
разбился, в зале поднялись крики и плач. - Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
а имя мальчика исчезло с афиш.
Понравившийся эпизод
Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.
План произведения для пересказа
- За кулисами цирка.
- Режиссёр и Эдвардс.
- Эдвардс и Беккер.
- История Пети.
- Смерть матери.
- Унизительный осмотр.
- Обучение.
- Семья Листомировых.
- Верочка.
- В цирке.
- Падение.
- Слёзы Веры.
- Смерть мальчика.
Главная мысль
У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
детство.
Чему учит эта книга
Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.
Новые слова и выражения
Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.
Уборная – гримёрка.
Аршин – старинная мера длины.
Пословицы к произведению
Без матери и солнце не греет.
Без матки и пчёлки – пропащие детки.
Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
Сироту каждый обидеть может.
Жалость не помощь, когда смерть пришла.
Назад к содержанию
Смысл произведения «Гуттаперчевый мальчик»
На чтение 3 мин Опубликовано 05.09.2021
Обновлено 05.09.2021
«Гуттаперчевый мальчик» — повесть Д. В. Григоровича, рассказывающая о судьбе восьмилетнего мальчика Пети, по воле судьбы оказавшегося в цирке. История его оканчивается трагически. Параллельно с его историей рассказывается о жизнь дворянской семьи Листомировых, что делает мир Пети еще более контрастным по сравнению с ним.
Герои повести и ее краткое содержание
- Петя – гуттаперчевый мальчик. Ему 8 лет. Сирота – мать умерла, когда ему было 5 лет, отец погиб на войне. Бабушка оставила его у себя, подруга матери Варвара, забрав его на пару дней, продала ребенка в цирк. Его купил акробат Беккер;
- Анна – мать Пети, взбалмошная и добрая кухарка, позже прачка. Неуклюжа, часто била посуду, переходила из дома в дом из-за этого и из-за постоянных романтических увлечений. Вышла замуж за швейцара, с которым жила в каморке под лестницей. От мужа родила Петю. Из-за криков ребенка мужчину лишили места швейцара, после призвали в армию, где он погиб. Второй раз вышла замуж за портного, но и этот брак не удался – он пил, невзлюбил Петю, после совсем пропал. Анна, не вынеся невзгод, постепенно угасла;
- Варвара – прачка, продавшая Петю Беккеру;
- Карл Беккер – цирковой акробат, выкупивший мальчика. С ребенком строг, может его ударить. Плохо знает русский язык и говорит на нем, коверкая слова;
- Эдвардс – клоун в цирке, куда продали Петю. Хорошо относится к мальчику, дарит ему щенка, которого позже убивает Беккер;
- Листомировы – дворяне. Отец семейства – граф. В семье трое детей – Вера, Зина и Павел. У детей есть гувернантка миссис Брикс. Вера Листомирова отправляется в цирк на представление с гуттаперчевым мальчиком, видит его падение с высоты.
После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.
Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.
Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.
Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.
Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.
Смысл произведения
Основная идея произведения – каждый ребенок должен получить счастливое детство, а не зарабатывать на жизнь, рискуя ей и собственным здоровьем. Необходимо оставаться добросердечными, защищать тех, кто слаб и не способен защитить себя. Больше всего в защите нуждаются дети — Петя не смог ничего сделать, когда его передавали в цирк. К сожалению, практически все взрослые в повести равнодушны к чужому горю, и больше всех переживает ребенок, доброта которого не потеряна, несмотря на богатство его семьи.
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.
Содержание
- Основные персонажи повести
- «Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
- Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
- Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
- Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
- Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
- Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.
Другие персонажи:
- Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
- Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
- Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
- Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.
«Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание для читательского дневника:
Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте.
Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.
И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.
Вывод:
Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.
Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
«Гуттаперчевый мальчик» Григорович краткое содержание:
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым.
Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович с описанием каждой главы:
Глава 1
Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.
Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.
Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.
Глава 2
Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.
Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.
Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.
Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.
Глава 3
Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.
Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр – «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным». Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.
Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».
Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.
Глава 4
В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.
С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.
Глава 5
Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.
Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».
Глава 6
Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю, вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.
Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.
Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.
Глава 7
Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.
На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете» …
Заключение
Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович
Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут. Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика». Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.
На чтение 14 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 28.04.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Гуттаперчевый мальчик» за 3 минуты и подробно по главам за 10 минут.
Очень краткий пересказ повести «Гуттаперчевый мальчик»
На Масленичной неделе в цирке было особенно много посетителей. После утреннего представления артисты расходились по своим уборным. Среди всех выделялся Эдвардс — клоун в костюме с бабочками. Эдвардс один стоил целого коллектива и мог заменить собой любого артиста труппы.
Поэтому его так ценило руководство и так беспокоилось о его состоянии, ведь при всех достоинствах, Эдвардс имел существенный недостаток. Временами на него нападала непреодолимая тоска, которая заставляла его тянуться к бутылке и пропивать всё от сбережений до клоунского парика.
В афише цирка значился гуттаперчевый мальчик, новая «приманка» для зрителя. Восьмилетний Петя был воспитанником самовлюблённого акробата Карла Беккера. До пяти лет мальчик жил с матерью, а после её смерти оказался никому не нужным.
Соотечественница его матери Варвара пожалела сироту и отдала в обучение знакомому акробату. Гимнаст Беккер вздумал сделать из обычного мальчика цирковую звезду, но обращался с ним так, будто дрессировал зверушку. Ребёнок подвергался изнурительным тренировкам и унизительным наказаниям за свои промахи.
Жизнь в страхе и боли была настоящим адом для беззащитного дитя. Клоун Эдвардс жалел Петю, осуждал Карла и мог бы стать лучшим учителем для гуттаперчевого мальчика.
В семействе графов Листомировых в праздничные дни было решено впервые познакомить детей с цирковым искусством. Прелестная Верочка, Зина (Зизи) и Павел по прозвищу Паф, обычно избалованные всякими благами, всю неделю вели себя идеально.
Дети сгорали от любопытства, увидев афишу с гуттаперчевым мальчиком. И вместе со своей тётей Соней, несмотря на метель, отправились на вечернее представление. Верочка с нетерпением ждала выступления мальчика с афиши. Карл Беккер и его гуттаперчевый воспитанник явились публике во втором отделении.
Петя исполнял упражнения под куполом цирка на золочёном шесте, который удерживал Беккер. Напряжение и волнение публики росло, но мальчик улыбался и посылал воздушные поцелуи зрителям. А потом сорвался вниз. Изумлённые зрители торопились покинуть цирк.
Верочка Листомирова была поражена увиденным и рыдала. Не смогла успокоиться она и дома, в эту ночь девочка заснула в слезах.
Петя с переломанным телом тихо умирал на тюфяке в коридоре цирка. Клоун Эдвардс изредка подходил к нему, после чего возвращался к графину водки. А к утру гуттаперчевого мальчика уже не было на афише, он умер.
Главные герои и их характеристика:
- Беккер — гимнаст цирка, мускулистый и сильный мужчина лет сорока, тяжеловесный и неповоротливый. Карл Богданович Беккер считал себя красавцем и любимцем женщин. Грубый, жестокий и бесчувственный тиран, которого побаивалась вся труппа.
- Эдвардс — душа и визитная карточка цирка, вокруг которого строилась вся его жизнь. Прекрасный клоун, эквилибрист, дрессировщик и наездник, любимец публики. Добрый и милосердный, но одинокий мужчина небольшого роста, имеющий страсть к алкоголю.
- Верочка — старшая дочь и любимица графов Листомировых, худенькая и нежная девочка восьми лет с большими серо-голубыми глазами и густыми волосами пепельного оттенка. Приветливый, чуткий и послушный ребёнок. Верочка с четырёх лет сочиняла сказки и басни.
- Петя — ребёнок с природной гибкостью, гуттаперчевый мальчик, восьмилетний воспитанник Карла Богдановича Беккера. Несчастный сын кухарки Анны, осиротевший в возрасте пяти лет. Худой белокурый мальчик, вынужденный без отдыха и в страхе выполнять изматывающие упражнения по приказу своего хозяина, которому был нужен лишь для постановки циркового номера.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Анна — мать Пети, чрезмерно худая молодая женщина с растрёпанными светлыми волосами. Взбалмошная кухарка, служившая в разных домах и падкая на романтические связи. Оставленная вторым мужем, Анна скончалась от голода, впав в беспамятство.
- Павел — младший и единственный сын графа Листомировых по прозвищу Паф, брат Верочки и Зины. Пухлый, низенький мальчик пяти лет с тяжёлым и апатичным характером, отличительной чертой Павла были тёмные киргизские глаза на круглом лице.
- Тётя Соня — высокая сильная девушка тридцати пяти лет, темноволосая, с восточными глазами. Сестра графини Листомировой, посвятившая свою жизнь её детям. Добрая и мягкая, совершенно не умела сердиться.
- Зина — сестра Верочки и Павла, графская дочь. Шестилетняя девочка, которую в семье было принято называть Зизи. Девочка была болезненной, измученной лекарствами и очень капризной.
- Варвара — соотечественница и знакомая Анны, служила прачкой. Сердобольная женщина, пыталась помочь осиротевшему Пете.
- Граф Листомиров — молчаливый мужчина высокого роста с особенно худыми ногами, которые он старался скрыть. Наружность графа дополняло бледное лицо с большими дугообразными бровями и носом, чуть сдвинутым в сторону. Педантичный и излишне сдержанный человек, меланхолик.
- Режиссёр — распорядитель цирка, жадный и мелочный человек. Ради максимальной выгоды и полной кассы готов, не задумываясь, жертвовать здоровьем и жизнями артистов.
- Фрау Браун — немолодая хромая женщина, облачённая в старую одежду. Бывшая артистка цирка, которую теперь сменяла её дочь Мальхен.
- Мальхен — худенькая девушка пятнадцати лет с выразительными глазами, цирковая наездница, дочь фрау Браун. Как и её мать, бедно одета.
- Графиня — супруга графа Листомирова, сестра тёти Сони. В прошлом красивая женщина, изнурённая частыми родами, переживающая потерю «четвёртых детей».
Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» подробно по главам
I
Прекрасная погода в пятый день масленицы сменилась неожиданной метелью. На площади перед цирком царила суета. Люди выходили с утреннего представления, сетуя на снег и ветер. Особенно недовольны были руководители цирка, ведь из-за плохих погодных условий вечернее представление могло принести намного меньший доход.
Проводив взглядом толпу петербуржских зрителей, режиссёр прошёл к конюшням. В зале уже было темно, только на средней ложе играл пробившийся из-за драпировки луч света. За малиновым бархатом занавеса сложены были все декорации для представлений.
Там же находились сейчас артисты, среди которых выделялся Эдвардс — невысокий, безразличный к коллегам человек, одетый в трико с бабочками на груди и спине. К нему и направлялся режиссёр, попутно отчитав фрау Браун за неудовлетворительную работу её дочери на представлении.
Пятнадцатилетняя Мальхен три раза упала с лошади, и режиссёр заметил, что девочка должна больше тренироваться, чтобы оправдать жалованье. Затем он осмотрел Эдвардса, весь вид его указывал на начало периода тоски, в который вступал клоун.
В такие периоды Эдвардс начинал беспробудно пить и пропадал из труппы. Для цирка это было огромной потерей, так как клоун был любимцем публики и главным украшением цирка. Артиста знали и любили зрители во всём мире, он мог заменить любого коллегу в представлении, поэтому имел среди них много завистников.
В начале болезни Эдвардс начинал сторониться товарищей и проявлял привязанность к какому-нибудь ребёнку или животному. А затем болезнь поглощала его.
Сегодня, заметив отчуждение клоуна, режиссёр попросил его вытерпеть до Масленицы. Эдвардс пообещал справиться и сообщил руководителю о проблемах со здоровьем гуттаперчевого мальчика, с которым общался в последнее время. Номер мальчика был на афише цирка, поэтому режиссёр отказался исключать его из представления до конца недели, а здоровье клоуна волновало его куда больше.
Закончив разговор, Эдвардс прошёл по коридору и вошёл в уборную гимнаста Карла Беккера. Хозяин комнаты снял костюм и охлаждался пивом. Рядом на стуле неподвижно, словно наказанный, сидел худой белокурый мальчик без одежды, ученик Беккера.
Клоун попросил разрешения коллеги ненадолго сводить мальчика на прогулку, посмотреть на праздничные балаганы. Гимнаст резко ответил отказом, так как ребёнок плохо работал, и прогнав Эдвардса, приказал несчастному мальчику готовиться к тренировке.
II
История гуттаперчевого мальчика Пети была коротка и несчастна. Мать его умерла, когда мальчику шёл пятый год, но он хорошо её помнил. Анна была «крайне взбалмошной» молодой женщиной, она служила кухаркой, но ни в одном доме не задерживалась надолго из-за своего легкомыслия.
Первый раз Анна спонтанно вышла замуж за временно — отпускного русского солдата, который служил швейцаром в соседнем доме. Счастливая жизнь быстро сменилась ссорами и бранью. В этом браке и родился Петя, он был очень слабым и мог погибнуть сразу, если бы не помощь прачки Варвары.
Через месяц после рождения сына швейцар отбыл на службу по требованию, а спустя год его жене сообщили, что тот убит. Анна с ребёнком голодала и не могла найти работу. Варвара и здесь помогла Анне устроиться в прачки к хозяевам фабрики.
Это время стало лучшим в жизни маленького Пети, здесь он никому не мешал и всегда мог быть рядом с матерью. Но спустя два года Анна снова объявила о грядущем замужестве. Хромой портной изо дня в день приходил домой с приятелями и устраивал попойку.
Жизнь бедного мальчика превратилась в каторгу, отчим пропивал все деньги, не любил его и грозился утопить. Уходя на работу, Анна оставляла сына старушке-соседке, Петя привязался к ней и называл «бабушкой».
Муж Анны пропал, а она совсем зачахла и вскоре отдала богу душу в больнице. Мальчик помнил похороны матери морозным январским днём. Он оказался никому не нужным, лишь прачка Варвара в очередной раз взялась помочь сироте.
III
В доме, где проживала Варвара, размещались хорошо ей знакомые артисты местного цирка. Женщина не раз говорила с ними об устройстве Пети, но никто не хотел брать на себя лишние хлопоты. Акробат Карл Беккер медлил с отказом.
Варвара привела сироту к Карлу Богдановичу, когда все его коллеги ушли на репетицию. Акробат велел раздеть мальчика, но перепуганный ребёнок стал плакать и кричать. Тогда раздражённый Беккер, не обращая внимания на сопротивление Пети, схватил его, раздел и провёл осмотр, после чего кивнул Варваре.
Через два дня прачка снова привела к Беккеру мальчика, тот плакал и цеплялся за юбку Варвары. Но Карл Богданович быстро выпроводил женщину, а мальчику пригрозил наказанием, если тот выйдет из комнаты.
В этот день Петя попал в цирк, постепенно он стал привыкать к окружающим людям, особенно расположил его клоун Эдвардс. Не мог привыкнуть он только к своему хозяину, он боялся его, а тот и не старался привязать к себе ребёнка.
Обучение мальчику давалось тяжело, так как Беккер торопил его, требовал выполнения сложных упражнений и не скупился на тумаки. От боли и напряжения Петя часто кричал, тогда вмешивались другие актёры, пытаясь вразумить Карла Беккера. Вся труппа была убеждена, что лучших результатов гуттаперчевый мальчик мог достигнуть под руководством Эдвардса.
IV
В богато убранных детских комнатах в доме графов Листомировых в эту среду было особенно весело. Тётя Соня пообещала своим племянникам в пятницу отвезти их в цирк, если они будут вести себя хорошо.
Дети смеялись от радости и целовали тётю, а единственный графский сын Петр, по прозвищу Паф, обычно отрешённый и невозмутимый, изображал клоуна. Они хотели попасть на представление, поэтому старшая дочь графов — Верочка внимательно следила за поведением брата и сестры Зины, которую прозвали Зизи.
Верочка была прелестной девочкой, которую любили все в доме, включая прислугу. Единственным недостатком её было то, что она сочиняла басни и сказки, поэтому родители запрещали ей читать, дабы не возбуждать воображение.
Дети вели себя примерно и в четверг тётя Соня решила побаловать их подарками. По их просьбам она пообещала привезти из города говорящую куклу для Зизи, рабочий ящик для Верочки и собачку для Пафа.
V
За завтраком в пятницу в доме Листомировых обсуждали предстоящую поездку детей в цирк. Графиня сомневалась в правильности этого решения, так как дети её были «особенно нервны и впечатлительны». Но тётя Соня уверила сестру, что в афише сегодня нет ничего пугающего. Граф, по обыкновению одетый во фрак даже дома, молчал, он не любил тратить слов. Он относился к людям мыслящим, но за всю жизнь так и не воспользовался случаем проявить способности и сделать карьеру.
Пробило двенадцать и в столовую вошли дети. После семейного завтрака в тишине тётя сообщила, что вечерняя поездка состоится и графиня позволила Верочке прочесть афишку. Более всего внимание детей привлек номер гуттаперчевого мальчика, теперь с ещё большим нетерпением они ждали вечера.
Внезапная метель за окном взволновала тётю Соню, непогода могла помешать поездке. Беспокойство охватило и Верочку, но, как оказалось, напрасно. В указанное время дети были одеты в дорогу и вместе с тётей отправились в цирк.
VI
Цирк был полон посетителей, среди которых сегодня было много представителей «изящной» публики. Весь передний план по большей части был занят детьми. Верочка перешёптывалась с Зизи и Пафом в ожидании начала представления.
Первыми на арену вышли люди в ботфортах и красных ливреях, а за ними показались весёлые клоуны. Узнав среди них Эдвардса, публика радостно приветствовала своего любимца. Но Эдвардс быстро скрылся за кулисами и больше уже не выходил.
После антракта началось второе отделение и открывал его гуттаперчевый мальчик, выйдя на арену со своим наставником акробатом Беккером. Взрослый акробат прикрепил к своему поясу золотой шест и мальчик стал подниматься по нему вверх, встав сначала на плечи гимнаста.
Под куполом ребёнок послал поцелуй зрителям и принялся исполнять опасные штуки, заставляющие публику трепетать. Всё шло благополучно, не считая сильных колебаний шеста, который с трудом удерживал Карл Богданович. Но во время исполнения самого сложного трюка гуттаперчевый мальчик сорвался вниз.
Арена быстро опустела, мальчика унесли за кулисы и на сцене опять появились клоуны. Взволнованная публика спешила покинуть цирк, среди общего смятения выделялась Верочка, которая рыдала на груди своей тёти. По возвращении домой девочка с трудом забылась беспокойным сном.
Узнав о происшествии в цирке, граф выразил недовольство, что из-за негодяя, который посмел сорваться, его дочь будет плохо спать. К счастью, тёте Соне удалось успокоить взволнованных родителей.
VII
В полумраке коридора цирка в одиночестве лежал мальчик Петя. Его рёбра были переломаны, грудь разбита, всё его тело было забинтовано. Иногда к нему подходил человек, в полутьме были видны только его лысина и шитая блёстками бабочка. Его нетвёрдая походка и недопитый графин водки говорили о том, что Эдвардса снова поглотила тоска.
Утром гуттаперчевого мальчика не стало на свете, а имя его более никто никогда не упоминал.
Кратко об истории создания произведения
Дмитрий Васильевич Григорович написал свою самую известную повесть «Гуттаперчевый мальчик» в 1883 году, после почти двадцатилетнего перерыва в творчестве. Популярность произведения пришла мгновенно, «маленький шедевр» включали в хрестоматии и учебники, а в послереволюционное время повесть стала частью обязательной школьной программы.
Как и всё своё литературное творчество, Григорович посвятил повесть «Гуттаперчевый мальчик» простому народу, которому всегда сочувствовал, будучи сыном помещика.
Примечательно то, что в повести нет ни одного персонажа, который был бы по-настоящему счастлив.
Экранизировалась повесть в 1915 году – русский немой фильм и в 1957 году цветной советский художественный фильм.