«Неизвестный цветок» читательский дневник
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 507.
Обновлено 8 Августа, 2021
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 507.
Обновлено 8 Августа, 2021
«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить и завести вопреки всем жизненным невзгодам.
Краткое содержание «Неизвестный цветок» для читательского дневника
ФИО автора: Платонов Андрей Платонович
Название: Неизвестный цветок
Число страниц: 4. Платонов Андрей Платонович. «Неизвестный цветок. Рассказы». Издательство «Стрекоза». 2017 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1950 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
События в повести происходят в России в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь.
Главные герои
Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремлённое и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях.
Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне и сделали из пустыря настоящий цветник.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
На глухом, каменистом пустыре, где не росли даже неприхотливые сорняки, неожиданно появился небольшой цветок. Это было пустынное место, где единственным гостем был лишь ветер. Он разносил по свету семена, которые быстро приживались в плодородной почве, давая всходы. В безжизненной глине пустыря семена, не получавшие питательных веществ, сразу погибали. И лишь одному семечку чудом удалось выжить – оно напиталось росой и пустило корешки и листики.
Но на этом борьба слабого цветка с окружающей средой только началась. Чтобы выжить среди камней, он старательно собирал крошечные частички земли, приносимые ветром. Всю ночь цветок, несмотря на усталость, сторожил росу, которой по капельке смачивал листья. Ему приходилось очень нелегко, но он стойко превозмогал лишения. Единственной радостью цветка был первый солнечный лучик, который нежно ласкал его на заре.
Так цветок дожил до середины лета. Накопив силы, он распустил венчик, который был похож на нежную мерцающую звезду, затерявшуюся среди камней. Сияние цветка было таким ярким, что даже виднелось в ночи. Но главное – цветок обладал сладким, приятным ароматом, который разносился по округе.
Однажды мимо пустыря проходила девочка по имени Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Она очень соскучилась по маме и несла на почту письмо. Неожиданно Даша почувствовала благоухание и, оглядев пустырь, обнаружила среди камней небольшой цветок. Девочка искренне удивилась тому, что он смог вырасти на этом пустыре. Она внимательно присмотрелась к цветку: нигде раньше она не встречала такое растение и даже в ботанической книге не видела. Поговорив с ним, Даша узнала, как тяжело ему живётся на пустыре.
Даша была доброй и отзывчивой девочкой. На следующий день она появилась на пустыре в компании пионеров. Ребята измерили пустырь, а после привезли золу и навоз, чтобы удобрить сухую глину. На плодородной почве цветок сможет наконец не только отдохнуть, но и дать новую жизнь.
На следующее лето Даша вновь приехала в пионерлагерь. На месте пустыря она с удивлением обнаружила живописную благоухающую лужайку, над которой порхали бабочки. Вот только среди обилия трав и цветов девочка, как ни старалась, не обнаружила своего старого друга. Она уже собиралась уходить, как вдруг заметила среди камней знакомое сияние: новый цветок вобрал в себя всю живую прелесть и удивительную стойкость своего отца.
Вывод и своё мнение
Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
Главная мысль
Жизнь – удивительный дар, и, даже если приходится бороться каждую минуту, нужно ценить этот дар, и радоваться каждому прожитому дню.
Авторские афоризмы
«…Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть…»
«…как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь…»
«…Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…»
«…Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть…»
«…он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне…»
Толкование непонятных слов
Томиться – испытывать мучения, страдания.
Утомлённый – уставший, измученный.
Благоухание – приятный запах, аромат.
Пионер – участник пионерского движения — детских коммунистических организаций в СССР.
Новые слова
Пустырь – незастроенное, запущенное место.
Роса – капли жидкой воды, вид атмосферных осадков.
Венчик – совокупность окрашенных листочков цветка.
Тест по сказке
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Dia Mond
10/10
-
Маргаритка Дмитриева
6/10
-
Макс Христос
10/10
-
Руслан Мансуров
8/10
-
Миша Лапицкий
10/10
-
Евгений Приходько
9/10
-
Аза Халлаева
10/10
-
Влад Редькин
10/10
-
Дмитрий Кнутарев
10/10
-
Екатерина Игнатьева
9/10
Рейтинг читательского дневника
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 507.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 5 мин Просмотров 7.6к. Опубликовано 08.07.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Неизвестный цветок» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ сказки «Неизвестный цветок»
Цветок обитал в трудных условиях – он пророс на глине между каменных валунов. Влага и еда практически отсутствовали, но это не только не убило его, а наоборот, сделали его сильным, прекрасным и очень ароматным, несмотря на то, что он пророс на голом пустыре.
Девочка проходила мимо и почувствовала запах неизвестного цветка, увидела, что он растет в плохих условиях и решила помочь ему. Она позвала других детей-пионеров, которые отдыхали с ней в лагере, чтобы напитать почву перегноем и помочь цветку.
Вернувшись через год в лагерь, девочка решила посмотреть, что стало с неизвестным цветком, она побежала на пустырь и увидела много разных растений, но прошлогоднего цветочка не было. Оглядевшись, девочка заметила, что недалеко среди валунов пробился и растет новый цветок, еще прекрасней прошлогоднего.
Главные герои и их характеристика:
- Цветок – маленькое растение, которое делает все, чтобы выжить, несмотря на тяжелые условия.
- Даша – добрая, неравнодушная девочка, которая посочувствовала одинокому растению на пустыре и решила ему помочь.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Пионеры – дети, отдыхающие вместе с Дашей в лагере, помогали ей оживить пустырь.
Краткое содержание сказки «Неизвестный цветок» подробно
Пророс на пустыре маленький цветок среди каменных валунов на мертвой глине. Еще семечком его сюда принес ветер и каким-то чудом он смог прорасти на безжизненной земле. В течение дня он по крупицам собирал пылинки, которые стали его «едой», а по ночам на листьях скапливалась роса – она служила влагой.
Очень трудно приходилось одинокому растению на мертвом на пустыре, но он был очень настойчивым и стремился к жизни, поэтому старался изо всех сил и трудился, собирая частицы земли и влагу.
Когда наступило лето, цветок распустился. Его венчик был составлен из лепестков желтого оттенка и испускал чудесный аромат, который распространялся ветром по воздуху. Даже ночью цветок мерцающим огнем выделялся на пустыре и светился как звезда.
Это благоухание почувствовала девочка Даша. Она была в пионерском лагере и шла на почту, чтобы отправить письмо матери, по которой успела соскучиться.
Даше стало интересно, что же это так благоухает, и она отправилась по запаху, который доносился ветром с пустыря и заметила маленький цветок. Он был единственным «живым» созданием среди каменных валунов.
Таких растений девочка не видела никогда, поэтому решила спросить почему он не похож ни на какие другие цветы, но цветок не знал, что ответить, он впервые слышал голос человека.
«От того, что мне трудно», сказал цветок. Тогда Даша поинтересовалась как его зовут, но цветок сказал, что его никак не зовут, так как он здесь живет совсем один.
Она сразу поняла, что растению в подобных условиях просто не выжить. Даша решила сделать доброе дело и помочь цветку.
Наутро девочка вернулась на пустырь не одна, она привела ребят-пионеров. Все вместе они старательно удобряли почву, чтобы цветок мог питаться.
На следующее лето Даша вернулась в лагерь и сразу же решила осмотреть пустырь, где она нашла прекрасный неизвестный цветок, но его там не оказалось. На том месте, где рос цветок, появились новые растения на благоприятной почве, которую они вместе с пионерами удобряли.
Эти цветы тоже были красивыми, но не настолько прекрасными и душистыми, как тот цветок. Даше загрустила и тут заметила, как между камней пробился прекрасный цветок, который был еще красивее своего «отца» и еще настойчивее, потому что пророс в камнях. Девочке показалось, что цветок тянется к ней и зовет ее своим благоуханием.
Кратко об истории создания произведения
«Неизвестный цветок» — это сказка-быль, которая создавалась Платоновым в конце его творческого пути в 1950 году. Произведение является своеобразным подведением итогов писателя. В сказке автор сумел отразить свои основные идеи – о победе человека над смертью, о силе созидания и о братстве.
Жил на свете маленький цветок
. Рос он на пустыре, и никто не знал о его существовании. Вырос этот неизвестный цветок из семечка, которое принёс ветер и бросил в ямку между серым камнем и сухой глиной. Обычно в таких условиях семена умирали, но это семечко напиталось росой, выпустило тонкие корешки и стало расти. Ветер приносил пылинки с чёрной тучной земли, они падали около цветка, но были сухими. Тогда цветок собирал всю ночь росу по каплям в свои листья, потом поливал ими пылинки чёрной земли, они разъедали сухую глину и давали пищу цветку. Днём и ночью цветок трудился, чтобы выжить. Он хотел жить и «превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости». В середине лета цветок зацвёл и перестал быть похожим на простую травку. Венчик цветка состоял из лепестков простого ясного цвета, был похож на звезду и светился …живым, мерцающим огнём
.
Однажды девочка Даша из пионерлагеря шла мимо пустыря на станцию, чтобы отправить маме письмо. Она почувствовала благоухание, пошла в пустырь и увидела у камня маленький цветок. У Даши с цветком завязался разговор. Она спросила имя цветка, но тот ответил, что он совсем один и никто его никак не зовёт. Девочка поинтересовалась, отчего он ни на кого не похож, цветок ответил, что это потому что ему трудно. Даша посмотрела вокруг и удивилась тому, как смог этот маленький цветок вырасти и выжить среди глины и камней.
Даша привела пионеров из лагеря, они четыре дня работали, привезли навоз и золу, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Ребята хотели, чтобы цветок отдохнул, и чтобы из его семян выросли и не погибли прекрасные дети. Когда работа была закончена, больше из ребят никто не приходил, только Даша в конце лета пришла попрощаться с неизвестным цветком.
На следующий год Даша снова приехала в этот лагерь, всю зиму она помнила о цветке, поэтому сразу пошла на пустырь посмотреть на него. Пустырь очень изменился, там выросло много цветов и трав. Но прошлогоднего цветка Даша не нашла, и она подумала, что он умер осенью. Девочка пошла обратно и вдруг между камнями увидела новый цветок, такой же как старый, но намного прекраснее.
«Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне»
Даше показалось, что цветок тянется к ней и зовёт её безмолвным голосом своего благоухания.
Содержание
- Смысл названия книги
- Смысл произведения «Неизвестный цветок»
- Смысл финала книги «Неизвестный цветок»
Книга рассчитана на маленьких читателей, которые только постигают мир и видят его в радужных красках. Для них все ново и необычайно.
Андрей Платонович знал, что его болезнь неизлечима и решил поддержать свою юную дочь, написав, как бы рассказ-завещание, в котором учит ее не боятся каких-либо тяжелых моментов или неприятностей, которые могут повстречаться на ее пути, когда его не будет рядом. Повествование ведется от третьей особы и напоминает сказку – любимый детский жанр. Ведь при помощи простого и знакомого слова легче достучаться к юным сердечкам.
В рассказе много поучительного для маленьких развивающихся умов.
Низенький, беззащитный цветок, выросший в пустыне, кажется хрупким и нежным, но так подумает только тот, кто далекий от его мира. Автор, используя прием аллегории, в образе растения представляет очень сильного и выносливого человека, с огромной силой воли и не меньшим желанием жить. Переборов все несчастия, он становится героем.
Смысл названия книги
Порой так бывает, что ничем не приметный, можно сказать, неизвестный человек достигает больших успехов в каком-то роде деятельности или просто сказать, в жизни. Это дается ему очень нелегко, а если никто не помогает, то еще сложнее. По плодам его труда и оценивают его значимость в обществе. Так и цветок в этой сказке. Появившись из маленького зернышка, росточек все свое недолгое существование тянется к солнышку, своими корнями ищет живительную влагу и пищу, чтобы развиться, вырасти, да еще и дать потомство — семена, которые снова весной повторят его судьбу и так год за годом. Это знакомое и привычное явление происходит по велению природы, если есть для этого все необходимые условия. А если землицы кроха, да и ту не поливают капельки влаги, тогда в любой момент может наступить гибель. Но наш цветочек выжил, удивив всех, кто его видел солнечной палитрой своих лепестков и благоуханным ароматом. А благодаря ребятам из пионерлагеря, которые удобрили землю, дал и плоды-семена. Вывод: неизвестный цветок стал известным (своим красивым распустившемся бутоном, несравненным ароматом, семенами, из которых следующей весной вырастет много подобных растений). Вот какой молодец этот цветочек (человек)!
Смысл произведения «Неизвестный цветок»
Платонов своим рассказом вселяет у детей чувство стойкости, выносливости, терпения, мужественности в преодолении всяческих негативных явлений, которые могут иметь место в жизни каждого. Это писатель показывает на примере цветка, который неимоверными усилиями выжил среди камней, в пересушенной солнцем глине, куда и дождинки не могли попасть, а скатывались вниз и высыхали. Жажда к жизни научила собирать росу и тихонько опускать по листьях к корню, живя его.
А. Платонов хочет сказать, что даже из самой непростой ситуации, можно выбраться.
Также своим рассказом он учит детей быть добрыми, отзывчивыми, помогать в беде, как поступает Даша с друзьями, делая пустынную почву плодородной для цветка.
Воспитывает любовь к природе, ко всему живому, что повседневно радует нас. Ведь так хотелось цветочку, который расцвел и стал таким чудесным, чтобы на него обратили внимание, полюбовались, но никого не было. И только Даша похвалила его.
Смысл финала книги «Неизвестный цветок»
Безжизненное место, где тянулось к жизни одинокое растение, следующим летом превратилось в цветущий луг. Зеленела трава, было много разных цветов. Девушка пришла сюда снова, повидаться со своим другом-цветком. Но его не было. Невдалеке, в камнях, увидела цветок красивее прежнего, который звал ее к себе нежным ароматом. Это был его сын, ее ждали. Вывод: сделанное добро долго помнится!
:
Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, выросшего на бесплодном пустыре. Пустырь удобрили, на нём выросли дети цветка, но самым красивым вновь оказался цветок, выросший среди камней.
Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка, которое принёс на пустырь ветер. Ночью цветок собирал на своих листьях росу, чтобы напиться, а днём ловил принесённые ветром частички земли — это была его пища. Трудно было цветку, но он хотел жить и превозмогал терпением «свою боль от голода и усталости».
Летом цветок распустил жёлтый венчик ароматных лепестков и стал похож на звезду. Однажды мимо пустыря проходила девочка Даша. Она жила в пионерском лагере и несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась. До неё донёсся аромат цветка, и девочка подумала, что он тоже скучает по маме, только вместо слёз источает благоухание. Даша осмотрела пустырь и поняла, как тяжело приходится цветку. На следующий день она привела на пустырь пионеров, которые удобрили землю.
Через год Даша пришла на пустырь и увидела, что он превратился в цветущий луг, усыпанный цветами — детьми первого цветка. Новые цветы, тоже красивые и душистые, были немного хуже неизвестного цветка, и Даше стало грустно. И тут она увидела цветок, выросший «из середины стеснившихся камней». Он был прекраснее и сильнее своего отца, поскольку вырос в камне. «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания».
Электронная книга
Читайте также
-
Конь с розовой гривой 🍓
Виктор Астафьев · рассказ
Бабушка обещала купить пряник, если внук соберёт ягод на продажу. Сосед подбил его съесть собранное, а под горсть ягод на дно натолкать травы. Раскрыв обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.
-
Алые паруса ⛵
Александр Грин · повесть
Простой бедной девушке когда-то предсказали, что за ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Несмотря на насмешки окружающих, девушка ждала принца. Предсказание сбылось, и она уплыла с ним.
-
Юшка 👴🏻
Андрей Платонов · рассказ
Над слабым больным человеком издевались, ни во что не ставили, срывали зло. Когда он умер, оказалось, что всё заработанное он отправлял девушке-сироте, помог ей стать врачом и научил человеколюбию.
-
Чудесный доктор 😇️
Александр Куприн · рассказ
На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем.
-
13-й подвиг Геракла 💉️
Фазиль Искандер · рассказ
Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.
-
Кладовая солнца 🐺
Михаил Пришвин · повесть
Дети, брат с сестрой, пошли на болото за клюквой, поругались и разошлись. Брат попал в трясину, его спасла собака лесника. За собакой следил волк, брат убил его, нашёл сестру, и они вернулись домой.
-
В прекрасном и яростном мире
Андрей Платонов · рассказ
Старый опытный машинист слепнет во время рейса из-за удара молнии, зрение восстанавливается, его судят и приговаривают к тюрьме. Его помощник изобретает тест с искусственной молнией и спасает старика.
-
Уроки французского 🍎️
Валентин Распутин · рассказ
Мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. Он стал играть на деньги и попал в плохую компанию. Учительница узнала и стала играть с ним, нарочно проигрывая деньги. За это её уволили.
-
Корова
Андрей Платонов · рассказ
Путевой сторож отдаёт на мясо телёнка, а родившая его корова перестаёт доиться. Сын сторожа ухаживает за коровой, пытаясь облегчить её страдания, но напрасно — животное погибает, попав под состав.
-
Песчаная учительница
Андрей Платонов · рассказ
Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.
-
Критики
Василий Шукшин · рассказ
Дед с внуком любят кино. Однажды деду приходится не по вкусу «притворство» актёров, из-за чего он разбивает телевизор, попадает в вытрезвитель и расстраивает внука.
-
Никита
Андрей Платонов · рассказ
Маленький Никита отличается добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, он видит жизнь во всех окружающих его предметах.
В произведении говорится о том, как сложно бывает одному и насколько важно вовремя получить помощь.
С кратким содержанием «Неизвестного цветка» можно ознакомиться за 2−3 минуты, но лучше прочесть работу писателя полностью, ведь он вложил в неё всю душу и мастерство.
Факты из жизни автора
Александр Платонов родился и вырос небогатой семье, в которой было много детей. Он начал ходить на работу вместе с отцом уже в 13 лет, потому что иначе семья не могла прокормиться. За короткое время юноша освоил несколько профессий.
Вот кем приходилось трудиться Александру раньше, чем ему исполнилось 20 лет:
- мелиоратором;
- посыльным;
- дворником;
- обходчиком железнодорожных путей.
Уже во взрослом возрасте Андрей Платонович понял, что ему хочется заниматься журналистикой и писать публицистические произведения. Читателям знакомы его повести и романы, а о том, что этот талантливый автор написал ещё и литературную сказку, знают немногие. У Андрея Платоновича есть и другие малоизвестные труды, из которых в рамках школьной программы изучают только произведение «Неизвестный цветок».
Каждая страница, написанная Платоновым, проникнута глубоким смыслом и наполнена гротескным реализмом, а порой встречаются и сказочные мотивы. В советское время труды этого автора не печатались, и он всю жизнь ощущал себя гонимым и непризнанным. В 1946 году его имя удалили из списка литераторов.
Цензура обнаруживала в повестях, романе и других произведениях Платонова антисоветские настроения и попытки очернить власть. Только в последнее время творчеству писателя начали уделять больше внимания.
История создания произведения
В преклонном возрасте Андрей Платонович заболел туберкулёзом, и в борьбе с недугом прошли последние несколько лет его жизни. В этот период он писал в основном книги для детей, но по содержанию они были очень глубокими. Критики отмечали, что в рассказах и пьесах, предназначенных для маленьких читателей, фантастика смешивается с реализмом. «Неизвестный цветок» выделяется среди других произведений. Этот сказ близок к реальности, в нём почти нет фантастических моментов, и всё же можно усмотреть нотки волшебства.
Произведение о таинственном цветке Платонов создал, когда уже чувствовал, что приближается конец. Через год после окончания работы над произведением писатель умер. «Неизвестный цветок» стал напутствием, адресованным дочери Андрея Платоновича, а также всем детям тех лет. В маленькой истории затронуты вопросы, которые волнуют людей разных поколений, поэтому она до сих пор не утратила актуальности.
Чтобы правильно интерпретировать то, о чём говорится в рассказе, нужно делать поправки на особенности социалистического строя.
Сейчас многое поменялось, но по-прежнему люди думают о том, как правильно жить, в чём смысл человеческого бытия, почему одни равнодушно смотрят на чужие беды, а другие приходят на помощь.
Жанровые особеннности
Жанр «Неизвестного цветка» А. П. Платонова можно определить как литературную сказку. Особенность в том, что автор имеет возможность высказать свою позицию, при этом он показывает реальность, которая может быть приукрашена. В были, которую ещё называют сказом, содержатся элементы волшебства, однако чётко прослеживается авторский замысел. По сюжету повествования нельзя сказать однозначно, основан ли он на реальных событиях или является плодом воображения автора, в этом и главная прелесть литературных сказок.
Многое из того, что описывается, могло произойти в действительности, а некоторые вещи бывают только в сказочном мире.
Быль начинается так же, как многие сказки: «Жил на свете маленький цветок».
Дальше начинается описание места, где находилось бедное растение. Вот что окружало цветок:
- сухая глина;
- трава;
- старые камни.
Затем автор описывает события, которые происходили с растением. Заканчивается повествование тем, что среди камней вырос новый цветок — сын прежнего.
Главные герои
Главные герои «Неизвестного цветка» — красивое растение, выросшее на пустыре, и девочка Даша. Также есть второстепенные персонажи. Жизнь растения, наполненная борьбой, описывается с того момента, как на землю опустилось семечко, принесённое ветром. Оно долго лежало и готовилось прорасти, впитывая влагу росы. Наконец показались тонкие волоски, которыми семечко уцепилось за глину и камни.
Цветку было трудно выживать на пустыре, днём он питался тем, что приносил ветер, а ночью пил росу. Он трудился каждую минуту, а когда совсем не оставалось сил, засыпал. Бедному растению было грустно, и от недостатка пищи все жилки на листьях были разного цвета.
Как он выглядит, цветок не знал, да и не думал об этом. Он не сдавался и рос изо всех сил, ведь только благодаря большим листьям можно было выжить и набрать силы для цветения.
Второй образ — девочка Даша, которая с другими ребятами отдыхала в пионерском лагере. Как и все дети, она скучала по маме. Однажды, проходя мимо пустыря, девочка почувствовала благоухание. Она могла бы равнодушно пройти мимо, но вместо этого пионерка проявила интерес, нашла страдальца и заговорила с ним. Так Даша поняла, что необычному цветку требуется помощь, и если бы не она, он скоро выбился бы из сил. Сердце девочки отозвалось на страдания, которые испытывал яркий житель пустыря.
Когда лагерный сезон закончился и все уехали домой, пионерка не переставала думать о маленьком герое.
Основная тема и ключевые мысли
Основная мысль рассказа заключается в том, что нужно бороться за своё будущее и не опускать руки даже в самых сложных обстоятельствах. Но не только сила духа имеет значение: важно и то, придёт ли кто-то на помощь, когда будет совсем тяжело. Кроме того, писатель показывает, какую пользу может принести умение делиться тем, что имеешь, пусть даже это всего лишь благоухание, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать. Ведь только благодаря аромату, распространявшемуся вокруг, девочка подумала о том, что кто-то, возможно, скучает по своей маме, как она.
В ответ на радость, подаренную цветком, пионерка проявила заботу. Она предложила ребятам окультурить пустырь. Трудолюбивые пионеры тоже не остались равнодушными и удобрили землю. Благодаря заботе на следующий год смогли прорасти семечки, которые на глинистой почве так и остались бы уснувшими. Девочка убедилась, что благодаря дружбе и состраданию можно изменить ситуацию к лучшему.
В произведении есть ещё одна мысль, которая часто остаётся незамеченной. Чтобы прорасти, иногда требуется помощь, но только своими силами можно расцвести так, чтобы затмить своей красотой всех вокруг. Этой идее уделено совсем немного внимания, да и то в конце произведения, но вдумчивый читатель обязательно заметит такой сюжетный поворот. Силы и мужество помогают победить все невзгоды — об этом стоит помнить каждому.
Художественные особенности
В повествовании используются различные средства художественной выразительности, большинство из которых — эпитеты. Также автор применил в тексте поэтический приём — олицетворение. Примеры художественно-выразительных средств:
- сравнения («как у звезды»);
- метафоры («волоски корешка», «тяжелели от росы»);
- олицетворения («дремал», «сторожил росу», «трудился», «превозмогал терпеньем»);
- эпитеты («светлого цвета, ясного и сильного», «золотого цвета»).
В более широком смысле олицетворение можно рассматривать как поэтический приём. Девочка разговаривает с зелёным жителем пустыря, расспрашивает, а он ей отвечает. В действительности этого не могло произойти, а в фантазиях ребёнка — вполне, так что история выглядит правдивой.
Краткое содержание
Маленькое семечко проросло на пустыре с бедной почвой, в таком месте, куда даже случайно никто не заходил. В середине лета маленький страдалец распустил причудливый венчик, и всё это время он отчаянно боролся за жизнь. Так можно кратко изложить первую часть литературной сказки.
Пионерка Даша понесла на почту письмо, которое написала своей маме, и по дороге думала о том, как сильно соскучилась. Почувствовав благоухание, девочка вспомнила, как мама рассказывала ей сказку о сыне розы. Он грустил по своей маме, а плакать не мог, и только ароматом выражал печаль.
Пионерка подумала, что, наверное, рядом кто-то тоже грустит, но рядом росла только небольшая травка, а запах доносился с пустыря. Даша направилась туда и нашла маленькое растеньице, которое изо всех сил цеплялось за жизнь. Девочка удивилась, ведь раньше она никогда не видела таких причудливых экземпляров и не читала о них. Поговорив с источником благоухания, пионерка решила, что ему нужно срочно помочь.
Когда Даша вернулась в пионерлагерь, она рассказала ребятам о диковинной находке, и пионеры решили, что нужно удобрить пустырь золой и навозом. Они пожелали, чтобы не только растущие травы, но и семечки чувствовали себя вольготно и могли показать себя во всей красе. На следующее лето девочка вновь приехала в пионерский лагерь, и там она сразу пошла на пустырь, чтобы посмотреть, как чувствует себя всё живое на удобренной почве. Цветка она не нашла и решила, что он умер. Но были другие — почти такие же прекрасные, как тот.
Девочка расстроилась, но потом посмотрела по сторонам и увидела, что между двух камней вырос маленький цветочек, очень похожий на прошлогодний, только ещё лучше. Даша поняла, что семечко, оставленное «отцом», проросло и дало потомство.
Работа на уроке
Литературную сказку А. П. Платонова изучают в 5-м класссе, в рамках внеклассного чтения. Дети знакомятся с произведением дома, а на уроке проводят по нему работу. Сначала ребята обозначают тему произведения, называют главных героев и дают им характеристику. Затем учитель проверяет содержание читательских дневников, где ребята должны сделать записи и прочитанных книгах.
Следующий этап работы — составление краткого содержания и проведения анализа. Затем пишут план, который станет основой для изложения. Кроме того, детям предлагается выделить ключевые мысли произведения, вспомнить похожие случаи из жизни и найти аргументы, обосновывающие ключевую мысль.
Учитель просит вспомнить рассказы и сказки других русских и советских писателей, где много внимания уделяется природе.
Это могут быть произведения, в которых описываются сады, леса, луга или отдельные растения. В заключительной части урока дети выражают отношение к прочитанному, рассказывают, понравилась ли им сказка и чем именно.
- Краткие содержания
- Платонов
- Неизвестный цветок
Краткое содержание Неизвестный цветок Платонова
На глухом пустыре, где не росли даже сорняки, рос небольшой цветок. Та были лишь одни камни и сухая глина. Только ветер обдувал этот пустырь, принося сюда семена. В плодородной земле из семечка вырастали цветы и травы, а тут между камней и глины погибали.
Однажды попало меж камнем семечко. С трудом ему удалось напитаться росой и пропустить корешки и листики.
Чтобы выжить цветку приходилось наполнять листья росинками и пылинками земли, что приносил ветер. Так он мог питаться. Чтобы жить ему приходилось трудиться день и ночь. Тяжело приходилось, но цветок терпел и превозмогал страшный голод, усталость. Лишь первый солнечный луч, касавшийся его листьев, радовал его.
Цветок старался расти, иногда пустырь стоял совсем без ветра, в эти дни приходилось скрести камень. Листьям его не хватало силы и питания, поэтому они не могли набрать зеленый цвет. Мученье, которое испытывал цветок, обозначалось у него в виде красной, голубой и золотой жилок. Но этого не удавалось увидеть цветку, потому что он был слеп.
Дожив до середины лета, распустил цветок венчик, словно звезда мерцающий. Сияние его было таким ярким, что виднелось даже в самые темные ночи. Теперь ветер брал его аромат с собой.
Даша девочка из пионерского лагеря проходила неподалеку. Она очень соскучилась по маме и несла на почту письмо. До нее доносился аромат цветка. Девочка огляделась вокруг, но нигде его не видела, вокруг лишь росла маленькая травка, и расстилался пустырь. Тогда Даша вспомнила сказку, которую ей когда-то рассказывала мама, и подумала, что цветок тоже скучает по своей маме, только вместо слез он источает аромат. Она прошла прямо по пустырю и обнаружила возле камней маленький цветок. Поговорив с ним, девочка поняла, как тяжело жить цветку.
На следующий день Даша привела всех пионеров в гости к цветку. После знакомства пионеры измерили весь пустырь и рассчитали, сколько тачек с удобрением нужно привести, чтобы удобрить сухую глину.
Когда лето кончилось, пионеры уехали домой в надежде, что на этой земле вырастут дети неизвестного цветка.
На другое лето Даша снова приехала в лагерь. Она всю зиму думала о цветке. Когда же девочка пришла на место, то увидела, что пустыря больше нет. Теперь здесь был прекрасный благоухающий луг, над которым парили бабочки. Лишь одно огорчило Дашу, что новые цветы оказались хуже прежнего. Отправляясь обратно, она заметила меж камней новый цветок, только еще живее и прекраснее отца. Даше показалось, что она понимает безмолвный голос цветка, звавший ее своим благоуханием.
Рассказ учит двум вещам: никогда не сдаваться и каждому нужно внимание и забота.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Платонов. Все произведения
- Безручка
- В прекрасном и яростном мире
- Возвращение
- Волшебное кольцо
- Еще мама
- Иван Бесталанный и Елена Премудрая
- Июльская гроза
- Корова
- Котлован
- Любовь к Родине или Путешествие воробья
- Маленький солдат
- Морока
- На заре туманной юности
- Неизвестный цветок
- Никита
- Песчаная учительница
- Разноцветная бабочка
- Река Потудань
- Сокровенный человек
- Солдатское сердце
- Сухой хлеб
- Третий сын
- Уля
- Умная внучка
- Усомнившийся макар
- Фро
- Цветок на земле
- Чевенгур
- Юшка
Неизвестный цветок. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм
На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.
- Краткое содержание Приключения доисторического мальчика Эрвильи
Главный герой – доисторический девятилетний мальчик по имени Крек. В племени у каждого из детей свои обязанности. Креку предстоит стать ловцом птиц, его имя дословно это и означает.
- Краткое содержание Чехов Переполох
Заходя в дом Кушкиных, Машенька, переведённая на второй курс института, увидела кругом панические возгласы жителей дома. Ей открыл с красным лицом Михаил. Наверху было шумно
- Цветаева
Цветаева родилась в 1892 году, в самом сердце России, т.е. Москве. В литературе 20 века, она оставила яркий след. Марина занималась не только написанием стихотворений, но и переводами. Своё первое стихотворение она написала, когда ей было ещё 6 лет.
- Краткое содержание Бунин Цифры
Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему.