В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.
Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.
Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес — за подснежниками.
Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.
Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.
Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными. Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.
В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат — погреться у костра, Мачеха с Дочкой — шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.
Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет. Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.
Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.
Пересказала О. В. Буткова.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
«Двенадцать месяцев» читательский дневник
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 386.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 386.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Двенадцать месяцев» — популярная сказка о том, что нельзя изменить ход времени и каждому явлению в жизни полагается свой черёд. Чудеса случаются, если верить в них всем сердцем!
Краткое содержание «Двенадцать месяцев» для читательского дневника
ФИО автора: Маршак Самуил Яковлевич
Название: «Двенадцать месяцев»
Число страниц: 64. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». Издательство «АСТ». 2014 год
Жанр: Пьеса-сказка.
Год написания: 1943 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Главные герои
Падчерица – трудолюбивая, добрая, не злопамятная девочка.
Старуха — злобная, жадная мачеха Падчерицы.
Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и её мать.
Королева – капризная и своенравная девочка.
Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-учёный.
Солдат – добрый, жалостливый мужчина.
Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В одном королевстве правила Королева – совсем ещё девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался её образованием, боялся ей перечить – легкомысленная Королева могла не задумываясь казнить его.
Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в тёмном холодном лесу, девочка повстречала двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.
Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собирала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес собирать землянику.
В лесу бушевала метель, и придворные быстро замёрзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы всё шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали им счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.
План пересказа
- Капризная Королева.
- Новый приказ.
- Старуха отправляет Падчерицу в лес за подснежниками.
- Знакомство с Двенадцатью месяцами.
- Полная корзина подснежников.
- Старуха и Дочка во Дворце.
- Новая прихоть Королевы.
- Все отправляются в лес.
- Смена времён года.
- Каждый получает подарки по заслугам.
Главная мысль
Всему своё время и каждому событию свой черёд.
Чему учит
Сказка учит доброте, милосердию. Она учит тому, что невежество и капризы могут привести к неприятным последствиям.
Отзыв
Эта сказка показывает, как важно, чтобы всё происходило в свой срок. Иначе получится большая путаница, которая не доведёт до добра.
Пословицы
- Всё в свой срок: придёт времечко — вырастет и семечко
- Доброе дело без награды не остаётся
- Жадность всякому горю начало.
Что понравилось
Понравилось, что зло было наказано: Старуха и дочка превратились в собак, а капризная Королева поняла, как она была неправа.
Тест по сказке
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Илай Кларк
10/10
-
Анна Худобина
8/10
-
Татьяна Козлова
10/10
-
Руслан Костычев
10/10
-
Ii Воробъев
9/10
-
Даня Новиков
10/10
-
Наталья Толочная
10/10
-
Эвелина Иванова
10/10
-
Егор Афонин
9/10
-
Милена Дмитриенко
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 386.
А какую оценку поставите вы?
Читательский дневник по сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака
Автор: Самуил Яковлевич Маршак
Название: «Двенадцать месяцев»
Число страниц: 5
Жанр: сказка
Главные герои: 12 месяцев, падчерица, мачеха, дочь мачехи.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая и послушная.
Трудолюбивая и отзывчивая.
Скромная, милая, отзывчивая и вежливая.
Мачеха — злая и корыстная.
Завистливая.
Получила по заслугам.
Сестра — ленивая и жадная.
Ничего не делала.
Была наказана за свою грубость.
12 месяцев — справедливые, строгие, добрые.
Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»:
Мачеха отправила падчерицу в лес за подснежниками.
Но была зима.
Девочка вышла на лесную поляну и увидела двенадцать мужчин.
Это были братья-месяцы.
Она рассказала им про подснежники, и Март предложил Январю уступить ему место.
Остальные месяцы согласились.
Падчерица набрала подснежников и вернулась домой.
Узнав, с кем она встречалась, мачеха отправила в лес свою дочь.
Но та была грубой и злой. Январь поднял метель, и девушка погибла.
Мачеха отправилась её искать и тоже замёрзла.
А падчерица вышла замуж и развела прекрасный сад.
План сказки:
- Наказ мачехи.
- На лесной поляне.
- Обмен месяцев.
- Подснежники.
- Зависть мачехи.
- Гибель дочери.
- Смерть мачехи.
- Сад падчерицы.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»
Главная мысль сказки в том, что добрые поступки всегда вознаграждаются.
Основная идея сказки в том, что нельзя завидовать чужому счастью.
Чему учит сказка
Сказка учит быть добрым, послушным и трудолюбивым.
Учит не впускать в душу зло и жадность.
Краткий отзыв по сказке «Двенадцать месяцев» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что вежливость и впрямь может открыть любые двери.
Падчерица была доброй, и приветливой и месяцы пожалели её.
Они подарили девочке подснежники.
А родная дочь мачехи была грубой, и месяцы наказали её.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось рассказать о том, как трудолюбие и вежливость помогают человеку исполнить самые заветные желания.
Мне очень понравилась падчерица.
Она была доброй, скромной и трудолюбивой.
Девочка была готова ждать в лесу прихода марта, лишь бы не возвращаться домой.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, достаточно ли вежливо мы общаемся с другими людьми.
Ведь сказать вежливое слово нетрудно.
А пользы от него будет много.
Пословицы к произведению:
- Доброе дело без награды не остаётся.
- На добрый привет добрый и ответ.
- Жадность — всякому горю начало.
- В корысти и зависти нет ни проку, ни радости.
- Всему своё времечко, вырастет и семечко.
Словарь неизвестных слов:
- Бархат — дорогая, красивая и мягкая ткань.
- Выхолаживать — остужать.
- Темень — темнота.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Братец Январь, уступи мне на час своё место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой.
— Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров.
Всем месяцам она своя.
Надо ей помочь.
Ещё читательские дневники по произведениям Самуила Маршака:
- «Дождь»
- «Кот и лодыри»
- «Хороший день»
- «Весёлые чижи»
- «Кольцо Джафара»
- «Кошкин дом»
- Краткая биография Самуила Маршака и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Сказка-пьеса о двенадцати месяцах была написана Самуилом Маршаком зимой, во время Второй мировой войны. Она предназначалась для постановки детского спектакля в Малом театре. В сказке рассказывается о том, как злая мачеха посылала падчерицу в стужу найти подснежники в лесу. Она учит, что добро всегда побеждает зло, а алчные и бессердечные люди получают по заслугам. Чтобы пополнить свой читательский дневник, можно прочитать краткое содержание «Двенадцати месяцев», это займёт всего несколько минут.
Оглавление:
- Сюжет сказки
- История написания
- Изучение произведения С. Маршака
Сюжет сказки
Главная героиня сказки «12 месяцев» — падчерица. Это несчастная девочка, которая проживала со злой мачехой и сводной сестрой. Неродная мать обижала её, заставляя тяжело и много трудиться в любую непогоду:
- зимнюю стужу;
- весенние ветра;
- летний зной;
- осенние дожди.
А свою родную дочь баловала и жалела, вот она и выросла ленивой и грубой, требовала невозможного и считала, что все ей обязаны. Перед именинами дочери послала мачеха падчерицу в лес за подснежниками. Девочка-сирота очень удивилась, ведь за окном была зима, январь. Сугробов намело столько, что их приходилось расчищать лопатами.
Но мачеха велела собрать подснежников целую корзину и без них не возвращаться. А сводная сестрица добавила, что если девочка замёрзнет в лесу, о ней горевать никто не станет. Делать было нечего, пришлось отправляться в бор за цветами.
Недолго девочка шла, решила она сесть на ветки: если уж и замерзать, то всё равно где. Но вдруг появился огонёк. Падчерица пошла посмотреть, что это, и увидела ярко пылающий костёр, а вокруг него — какие-то люди сидят. Они не похожи ни на дровосеков, ни на охотников.
Их было двенадцать:
- 3 старика;
- 3 человека средних лет;
- 3 молодых;
- 3 юноши.
Это были 12 месяцев. Увидев девочку, они спросили, что она делает в лесу в такой холод. Падчерица поведала, что злая мачеха послала её за цветами. Тогда Март поменялся с Январём местами и на час превратил лес в весенний, подарив возможность девочке нарвать заветных подснежников.
Падчерица собрала цветы и пошла домой. Там она всё рассказала своим родственницам, которые были недовольны, что девочка не попросила у них ягод, грибов и фруктов. Тогда пошла родная дочь в лес, но там замёрзла в сугробах. Мачеха хотела найти своё дитя, но её также замело снегом.
А падчерица жила ещё долго, вышла замуж, обзавелась со временем детьми. И у неё был прекрасный сад, в котором всегда поспевал чудесный урожай.
История написания
Сказка была написана в 1943 году для МХАТа. По задумке автора произведение должно было стать лучшим новогодним рассказом и постановочным материалом, где сказочные события органично переплетаются с реальной жизнью.
Сказка, созданная в военное время, имела прототип — чешскую историю о 12 месяцах. Позже Маршак узнал, что у словацкой писательницы Божены Немцовой было похожее произведение.
Писатель занимался созданием военных статей, антифашистских эпиграмм, но письмо шестилетнего мальчика, который спрашивал, почему писатель перестал сочинять для детей, побудило автора написать сказку. Маршак в газетной статье объяснил ребятам, что по долгу службы обязан заниматься текстами военной тематики.
Но он также понимал, то дети нуждаются в чудесах и поэтому постарался выполнить просьбу малышей. Во время войны поставить рассказ не удалось, но в 1947 году премьера состоялась.
Изучение произведения С. Маршака
Школьники проходят эту сказку в 5 классе. Они должны не только прочитать рассказ, но и заполнить читательский дневник, а также написать изложение. Для этого можно обратиться к краткому содержанию сказки «12 месяцев», в котором описаны главные события и сохранён смысл произведения.
Ученики должны понимать главную мысль текста и коротко рассказывать о том, чему учит сказка:
- добро всегда побеждает зло;
- подлые люди получают по заслугам;
- ложь раскрывается, становится явной.
И хотя вариант сказки в сокращении поможет быстрее подготовиться к пересказу для урока литературы, всё же рекомендуется прочитать произведение полностью.
Стоит обратить внимание на описание действующих лиц рассказа, чтобы ребёнок мог отличить отрицательных героев от положительных и знать, почему персонажи плохие или хорошие, какие поступки красят человека, а какие лучше не совершать.
Двенадцать месяцев Маршак С.Я. — читательский дневник
1887 — 1964
Сказку «Двенадцать месяцев» Маршак написал в ответ на письмо мальчика, который хотел, чтобы писатель продолжал писать сказки для детей. Сюжет произведения «Двенадцать месяцев» — это переработка известной словацкой сказки. Вариант, предложенный Маршаком, получил широкое распространение. Предлагаем ученикам один из примеров написания читательского дневника по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
- Время и место действия
- Главные герои
- Чему учит произведение
- Краткий пересказ
- Вывод
- Система образов произведения
- Словарь незнакомых слов
- Понравившиеся цитаты
1. Время и место действия
Произведение «Двенадцать месяцев» Маршак сочинил зимой 1942 – 1943 гг. в Москве, Время, описанное в сказке – это 17-19 вв., когда еще люди жили бедно и голодно, носили рваные платки, ходили в лес за хворостом, топили печи. Как написано в сказке, действие происходит в Богемии, горной стране. Раньше была такая страна, которая располагалась на месте современной Чехии.
2. Главные герои
Падчерица — девочка со спокойным и добрым характером. Она умеет помогать людям.
Мачеха — злая женщина, ненавидящая свою приемную дочь. Мачеха хочет избавиться от падчерицы.
Дочка мачехи — девочка с таким же характером, как у ее матери. Ей ненавистна ее сводная сестра. Злость, жадность, наглость, зависть к сводной сестре, приведут дочку мачехи к трагическому финалу.
3. Чему учит произведение
Существуют природные циклы, которые невозможно поменять. Если человек ощущает себя хозяином природы и считает, что может ее изменить, если он вмешивается в естественный ход времени, то от этого могут выйти одни только неприятности. Произведение Маршака учит доверять силам природы, а не требовать от них невозможного.
Сказка учит доброте, гуманности, хорошему отношению к людям. Она укрепляет веру в то, что в борьбе Добра и Зла, обязательно победит Добро. Она помогает человеку поверить то, что Чудеса случаются, когда человек дружит с природой.
Сказка учит верить в то, что даже в самых трудных ситуациях есть выход. И его подскажет сама жизнь, сама природа. Не нужно отчаиваться, а спокойно идти на огонек надежды. И природа обязательно поможет человеку.
4. Краткий пересказ
Мачеха отправляет свою падчерицу за подснежниками в лес зимой. Дочка мачехи поддерживает свою мать. В лесу падчерица увидела костер, вокруг которого расположились Двенадцать месяцев. Они придумали как помочь девочке собрать подснежники. Дочь мачехи тоже идет к братьям-месяцам за подарками, но в ответ получает метель да стужу. Дочь мачехи и ее мать замерзают в лесу.
Смотрите более подробный краткий пересказ «12 месяцев» Маршак С.Я.
5. Вывод
Эта сказка учит не вмешиваться в природу. Если человек думает, что он – хозяин природы, то это не так. В природу не стоит вмешиваться, с ней можно просто подружиться. И тогда она щедро одарит каждого, кто уважает, ценит ее.
Когда читаешь сказку, то радуешься за падчерицу. Справедливость восторжествовала, Добро победило Зло. Злые мачеха и ее дочь наказаны, а падчерица прожила долгую и счастливую жизнь. И понимаешь, что счастье приходит к людям с добрым сердцем. Им помогает сама природа, которую в сказке олицетворяют двенадцать месяцев. Злые люди накажут сами себя. Ведь никто не заставлял дочку и мачеху идти в лес. Переполненные завистью к падчерице, они сами выбрали свою судьбу: замерзнуть в лесу.
Мне не очень нравится, что падчерица пошла в лес по требованию мачехи. Могло бы так случиться, что она замерзла в лесу, если бы не встретила она братьев-месяцев. Лучше бы она убежала из дома, в котором ее не любят и так сильно желают ей зла, что отправляют на верную гибель.
В сказке есть и Волшебство, и необычные персонажи – Двенадцать месяцев, и Чудо. Мне сказка очень понравилась. Ее интересно читать, а в новогодние праздники мне нравится смотреть мультфильм, отснятый по мотивам этой сказки. Каждый из нас хочет, чтобы в жизни Добро побеждало Зло и восстанавливалась Справедливость.
6. Система образов произведения
Образная система построена на противоборстве двух сил – Добра и Зла.
Доброе начало олицетворяют падчерица и Двенадцать месяцев, представляющие собой силы природы. Силы Зла – это Мачеха со своей Дочерью. Природа всегда поможет добрым и трудолюбивым людям, не нарушающим ход природных явлений. Поэтому Падчерица и братья месяцы находятся в единстве. Силы Зла – Мачеха и ее дочь, также создают единение, поддерживают друг друга. Их сила направлена против падчерицы. Они желают ей зла, дают ей невыполнимое задание, хотят, чтобы она замерзла в лесу. Но силы Добра – сама Природа в образе Двенадцати месяцев, спасают девочку от неминуемой гибели.
В сказке используются важные образы-символы:
- двенадцать месяцев;
- холодный и заснеженный лес;
- огонек, на который шла девочка;
- костер, аж до солнца, вокруг которого собрались братья-месяцы;
- цветущий сад, выращенный уже взрослой девушкой-падчерицей.
7. Словарь незнакомых слов
Падчерица — дочь, которая приходится неродной одному из супругов.
Буран — снежная буря, метель на открытой местности.
Поземка — метель, которая кружит снег, поднятый с земли.
Бурелом — деревья в лесу, поваленные после бури.
Страна Богемия — древнее название местности, на котором сейчас расположена Чехия.
8. Цитаты, афоризмы
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
«Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник».
«А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила».
«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».
У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.
- Сочинения
- По литературе
- Маршак
- Анализ сказки Двенадцать месяцев
В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.
Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.
Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.
Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.
Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.
В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.
Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.
Главные герои
Падчерица – трудолюбивая, добрая, незлопамятная девочка.
Старуха – злобная, жадная мачеха Падчерицы.
Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и ее мать.
Королева – капризная и своенравная девочка.
Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-ученый.
Солдат – добрый, жалостливый мужчина.
Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Двенадцать месяцев»
Пересказ для читательского дневника
Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:
- Падчерица встречает в лесу солдата.
- Приказ королевы о подснежниках.
- Мачеха отправляет девушку в лес.
- Встреча с двенадцатью месяцами.
- Необычные подарки от братьев-месяцев.
- Поход за земляникой.
- Чудесные превращения злых героев в собак.
- Богатые подарки для главной героини.
Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.
Сюжет
В одном королевстве правила Королева – совсем еще девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался ее образованием, боялся ей перечить – того и гляди, Королева могла с легкостью казнить его.
Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в темном холодном лесу, девочка повстречала Двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.
Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками, и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собрала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес, собирать землянику.
В лесу бушевала метель, и придворные быстро замерзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы все шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.
История создания
Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.
Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.
Военная сказка
«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в разгар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревожных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожалуй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочинение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.
На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждующих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпадает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни перевернула война.
«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год
Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культурной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театрального, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немецком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карьеру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в котором в фашистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но особенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смерти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится местом их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отрицательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и дочка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: мачеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.
Вывод (мое мнение)
Как в любой сказке, добро побеждает зло. Падчерица за свои страдания получила справедливую награду. А мачеха с дочкой за свои поступки пожали горькие плоды.
Сказка «Двенадцать месяцев» — это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает зимним лесом и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир. История написания сказочной повести Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал «Двенадцать месяцев». Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои. Перед этим у писателя случилось горе — умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории. Есть несколько версий написания повести «Двенадцать месяцев». Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки. Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»
В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. «Двенадцать месяцев» повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям — тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен. А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. «Иди, и не возвращайся без цветов,» — говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом. В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание передано выше) — сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.
Позитивные герои Положительным является главный персонаж этой истории — падчерица, которая с самого утра принимается за работу. «И дрова таскает, и воду набирает», — говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и сводной сестры, но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг. Братья месяцы — тоже позитивные герои сказки «Двенадцать месяцев». Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность — это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести — пример для подражания. Негативные персонажи Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.
Препятствий не существует — можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ «Двенадцать месяцев» ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились. Королева — еще один отрицательный персонаж. Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема — это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев». Свита королевы — все вместе и каждый по отдельности — тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность — качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора. Фантастика и жизненная правда
Много жизненного показывает нам повесть «Двенадцать месяцев». Сказка воплотила в себе реальную жизнь — люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек — как в сказке, так и в жизни. Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц — не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов — весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права. Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении «Двенадцать месяцев». Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют. Тема борьбы добра и зла в сказке «Двенадцать месяцев» Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. «Двенадцать месяцев» показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: «Является ли покорность воплощением доброты или зла?» Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди. Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность — не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма. Использование фольклора в речи персонажей Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе «Двенадцать месяцев».
Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным «Карр!». Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством. Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ «Двенадцать месяцев». Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков — о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния. «Изюминка» сказки Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое. Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.
Экранизация После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели «Двенадцать месяцев». Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю. Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей. «Двенадцать месяцев» — нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.
Сказка «Двенадцать месяцев» — это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир.
Несколько интересных сочинений
- Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение
Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. - В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение
Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают - Характеристика и образ Ивана Бездомного в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю. - Сочинения для 7 класса
- Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс
Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов
Основные персонажи
- Падчерица – живет с мачехой и сводной сестрой, добрая и милая девочка, всем старается помочь;
- Мачеха – жестокая, жадная и завистливая женщина, взвалила всю грязную и тяжелую работу на неродную дочь;
- Дочка – грубая, капризная и ленивая девчонка;
- Королева – рано осталась сиротой, гордая и не привыкшая к неповиновению девочка, ровесница Падчерицы.
- Солдат – честный и добрый военнослужащий, который ответственно исполняет свой долг;
- Старый Профессор – пытается учить и воспитывать девочку;
- Месяцы – братья, символизирующие все месяцы одного года, которые пришли на помощь Падчерице в трудную минуту.