Предыстория
Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.
Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова («Детские песни», 1868).
Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.
Явный смысл сказки о репке
Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки. Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.
В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.
В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).
Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?
В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.
Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.
Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.
Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.
Почему внучка, а не сын или дочь?
Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.
Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.
Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.
Почему Жучка и кошка?
Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.
Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?
В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.
Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.
Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.
Что символизирует репка?
Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.
Примирение | → | Смирение |
Помощь ближнему | → | Любовь |
Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:15).
Кто такая мышка?
И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?
Замирение кошки с мышкой залог мира мышки и человека.
Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.
Помощь мышки оказывается той малой, но необходимой толикой, с помощью которой вытянули репку.
С другой стороны, была ли уж столь важной помощь такого маленького и слабого существа? Может быть в силе – нет. Но если каждый член коллектива чувствует поддержку, дружеское плечо, то силы могут удесятериться. Многие военные начальники вспоминали, что одерживали победы благодаря духу сплоченности. Так и здесь: желание помочь всех пришедших, сделало героев морально сильнее, сплотило их.
Миром (т. е. вместе) – герои вытащили репку.
Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.
Прочтений: 4 799
Русская сказка про Репку и Ноги: настоящий текст оригинала Афанасьева, идейно-тематический и психологический анализ сказки, воспитательный и сакральный смысл.
Дата обновления статьи: 16.01.2023
Современный вариант сказки про «Репку», который тиражируется в детских книжках сегодня — это творческая переработка оригинала известным педагогом Константином Ушинским, созданная им для учебника «Родное слово» в 1864 году. Результат в ней достигается совместными усилиями разных персонажей, в том числе таких традиционных «антагонистов» и неприятелей как кошка с собакой. Таким образом, смыслом сказки становится взаимопомощь и объединение ради общего дела.
Рисунки Е.Бем — читать подробнее про первую русскую женщину иллюстратора, знаменитую своей техникой силуэтов.
Однако, в оригинале не было ни кошки, ни мышки. Зато было пять «ног», которые приходят по очереди. А, значит, и смысл изначальной истории, по всей видимости, совершенно иной.
Для начала приведем оригинал текста сказки про Репку, в том виде, в котором он был опубликован в сборнике «Русские народные сказки А. Н. Афанасьева» (под номером 89) в 1863 году. Насколько известно — это первое печатное издание данной сказки. Его текст был записан А.Харитоновым в Архангельской губернии.
Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!
Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла, но́га(?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га, но́га; дру́га, но́га за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги).
Пришла пя́та, но́га. Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
Здесь обращают на себя внимание два факта (помимо сбивающего с толку наличия неких «ног»):
- Слово «нога» пишется с ударением на первый слов, то есть именно нОга, а вовсе не ногА.
- А. Н. Афанасьев, вероятно, сам не понимал какой смысл стоит за «нОгой», так как в скобках поставил знак вопроса.
Вполне возможно, что исконный смыл этого слова не знал уже и сам рассказчик, со слов которого собирателем и была записана сказка. Возможно, он просто передал то, что запомнил с детства, нечто, что было рассказано ему отцом или дедом, а тому — его дедом…
При этом важно заметить, что речь здесь НЕ идет о какой-то ошибке, опечатке, случайной нелепице, насмешке рассказчика над городским грамотеем или чем-либо еще из этой серии. Дело в том, что связь вытягивания репки с ногами крайне устойчива — сказки и присказки точно такого же содержания впоследствии фиксировались и в других регионах, записывались со слов других рассказчиков.
Например, известен текст П. А. Бессонова 1868 в поэтической форме:
«Прилетела Нóга,
Прилетела дрýга,
Прилетела третья…»
Еще вариант:
«Один сядет Репой: другой тащит за ногу, не стащит тащит третий, тащит четвертый, всё не стащут. Соберутся побольше: вытянули репку Побегут и закричат, с радости».
Мы попробовали обобщить все существующие на сегодняшний день версии и гипотезы касательно загадочных «ног», развить их и/или предложить некоторые свои. Итак, начнем.
Взаимопомощь + мудрость старших
Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.
Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».
Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.
Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.
Виктор Корольков. Царство Бабы Яги
С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.
Подсчет ног и поиск соответствий
Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:
- Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
- Затем «две ноги» — это бабка;
- Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
- Затем «четыре» ноги — сучка;
- Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.
Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.
Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.
Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».
Сельскохозяйственный календарь
Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.
Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.
Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.
Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:
«надысь» — нареч. ногдась, намедни, онамедни, ономнясь. (Толковый словаря Даля)
«оногда» — «недавно, на днях», диал. оногды́, оноды́, курск., воронежск., (о)ногды́сь, казанск. (Даль), укр. о́ногда, о́ногди, чеш. оnеhdу, оnаdу «недавно». От он аналогично всегда́, иногда́, тогда́, когда́ или с помощью суф. -ды, ср. польск. kiedy и т. д. Относительно конечного -сь ср. се.
То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.
«Золотые» принципы строительства
Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.
Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:
- Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
- Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
- Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
- Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
- Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.
Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).
Расчет углов скатов крыш по С.Данилову
Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).
Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку. Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?
Санскрит?
Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».
К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.
Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.
Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:
1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)
Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?
Магия числа 9
Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля:
«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами».
Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.
Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Девять человек — все равно что десяток.
У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять — ловкость.
Кошку девятая смерть донимает.
Девять дней, девять верст — как сокол летел.
За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.
Охотника девятая заря кормит.
Девятка — хорошая загадка.
Квас молодой, да налит девятой водой.
Что хитро, то и просто: девятью десять девяносто.
Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».
Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:
- Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
- Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.
А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.
Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.
Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.
Бесконечный стих для засыпания
Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!
Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу…
Пришел репу рвати,
Пришел одноногий:
Ножка — за лапку,
Лапка — за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Не вытянули репку!Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу…
Пришел репу рвати,
Пришел двухногий:
Две ноги за ножку,
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,
Бабка -за дедку,
Дедка -за репку,
Не вытянули репку!Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу…
Пришел трехногий:
Три ноги — за две,
Две ноги — за ножкуи т. д.
до «десятиногого».
Дедушка с бабушкой
Чистили поляну,
Сеяли репу…
Пришел репу рвати,
Пришел десятиногий:
Десять — за девять,
Девять — за восемь,
Восемь — за семь,
Семь ног — за шесть,
Шесть ног — за пять,
Пять — за четыре,
Четыре ноги — за три,
Три ноги — за две,
Две ноги — за ножку
Ножка за лапку,
Лапка за бабку,
Бабка — за дедку,
Дедка — за репку,-
Вытянули репку!.
Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.
Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.
Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.
Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?
Сказки Тартарии
Напоследок — одна из наиболее удивительных трактовок. Забудем на время про «магическую девятку» и сконцентрируется на самом слове «нОга» и его значении, ведь именно оно повторяется во всех старых вариантах «Репки», будь то сказка, стих, или присказка, и независимо от того, сколько именно «ног» приходит на помощь. Отсюда напрашивается вывод, что смысл слова «нога» куда важнее, чем количество этих самых ног.
Итак — «ног», «ногай», «ногуй» — это никто иной как грифон, то есть мифическое существо с головой и крыльями хищной птицы и туловищем льва. В издании сказок А. Н. Афанасьева 1938 года прямо указывается на это: в тексте «Репки» есть соответствующая сноска и пояснение что таинственная нога — это «ногай-птица».
Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.
Но, пожалуй, самым интересным «совпадением» является то, что именно грифон-ногай является символом Тартарии — государства которые многие до сих пор считают мифическим, хотя на подавляющем большинстве карт до начала XVIII века оно обозначено и занимает бОльшую часть Евразии (читать разбор карты Яна Янсона 1640-1650 гг). Упоминания о Тартарии есть не только на картах, но и в энциклопедии «Британника» 1771 г., испанской и французской «Всемирной географии» 1676 г., в многочисленных заметках путешественников («Путешествие по северной и восточной Тартарии Николаса Витсена» 1692 года, зарисовки жителей Тартарии в книге Сигизмунда Герберштейна, путешествие Адама Олеария в Московию, и проч.), на бесчисленных гравюрах (изображающих внешний вид, города, костюмы таРтар), в газетных статьях. Есть портрет правителя Тартарии Великого Кама во французской книге с портретами всех правителей мира (Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin) 1688 года). Существует перечень морских флагов 1709 года, где среди прочих «всем известных» государств представлены и флаги Тартарии — грифон и сова черные на желтом фоне. Более того — флаг Тартарии с грифоном есть даже в американском сборнике с флагами 1865 года!
Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича
Но далеко не одними только флагами ограничиваются изображения грифона. Грифон является распространённым героем золотых изделий из скифских курганов (в том числе на территории Крыма, Тамани, Кубани), находят его в большинстве алтайских захоронений, а если говорить о европейской части нашей страны — то образ грифона также пронизывает буквально все как минимум до эпохи Ивана Грозного — деревянные наличники, рисунки на сундуках, медальоны, каменные барельефы первых христианских соборов (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Покрова-на-Нерли в Суздале), Суздальские врата, чаши, браслеты, иллюстрации в книгах, узоры на шлемах русских князей (см. выше — шишак Ярослава Всеволодовича XIII в.). Наконец, изображение грифона есть даже на державе Мономаха и оно же «венчает» двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей, наряду со львом. Кстати, не потому ли трон двойной, что в некотором смысле символизирует объединение тех, чьим символом был грифон, с теми, чьим символом был лев? И не потому ли короновано на царство было одновременно два царевича, чего до сих пор не случалось никогда?
Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля. Грифон — слева, справа — лев.
Есть указания на то, что на личном знамени Ивана Грозного было изображено сразу несколько грифонов, также тройное изображение грифона — это официальный герб Малой Тартарии или Крымского ханства. Совершенно иной смысл приобретает название Ногайская орда = «орда Ногая», то есть войско под знаменем грифона-ногая.
Изображения грифонов: скифское золото, барельефы Дмитриевского собора во Владимире, Суздальские врата, барельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Так, может быть, поэтому в той самой сказке про «Репку», смысл которой ускользнул даже он А. Н. Афанасьева, говориться о «нОге» — то есть о «ногай-птице»? Просто потому что на момент создания этой сказки — чем бы она не являлась (детская считалка или колыбельная, история о взаимопомощи, магия девятки и проч.) — такой персонаж как «ногай» был естественным и понятным. Представьте, что это, скажем, китайская народная сказка — и в ней на помощь неким героям прилетает сначала один дракон, потом второй… третий… пятый. Будут ли ученые ломать голову — почему же речь о драконе? Нет, это же Китай. Что может быть естественнее дракона в сказке? Дракон появляется везде. Он просто есть. Он пронизывает душу этой культуры. Китай — это дракон. Так, может быть, ровно то же самое верно для нашего прошлого с символом в виде птицы-ногая?
В подтверждение озвученной версии хочется еще раз обратиться к тексту сказки П. А. Бессонова 1868 года в стихах:
…тянут, тянут —
Вытянуть не могут.
Прилетела Нога,
Прилетела друга,
Прилетела третья,
За третьей четверта,
За четвертой пята;
Пять за четыре,
Четыре за три,
Три Ноги за две,
Две Ноги за Ногу…
Тянут, тянут, —
Вытянули репку.
Как видим, «Нóги» — по крайнем мере в одном из оригиналов, НЕ приходят, а еще и прилетают, а величают их с заглавной буквы, как имя собственное, или нечто важное, официальное, НЕ равное по статусу «бабке», «дедке» и «внучке».
Трудно отделаться от мысли, что в ногае (грифоне) заключен какой-то глубокий, многогранный символизм, созвучный с самим самосознанием нашего народа — есть в нем нечто исконное, величественное, всеобъемлющее, имперское. Он словно простирает свои крылья во времени — от скифов к славянам и алтайским народам, и в пространстве — объединяя европейскую часть России с сибирской и дальневосточной… Меняются очертания границ на «окраинах» и названия этой страны — Федерация, Союз, Империя — но глубинная суть остается прежней. Сердце Евразии. Империя Севера. Возрождающаяся из пепла как феникс вновь и вновь. Все мы и все наши предки. И мы считаем, что НЕ нужно отказываться от своего прошлого, когда все буквально кричит о нем — НЕ нужно сужать «исконную» доромановскую Русь до Москвы, Новгорода, Киева и Золотого кольца. Все это мы — но мы еще и Тартария и скифы, а ногай (грифон) — это нить, связующая нас с этой забытой, но еще живой былью.
____________________
Мы постарались озвучить все известные версии трактовки сказки про «Репку». Возможно, одновременно отчасти правдивы несколько из них — а, может, и вовсе ни одна, а смысл сказки еще только предстоит отыскать. Напишите в комментариях какая версия кажется вам наиболее убедительной. Или, может, у вас есть совсем другая — своя?
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!
10 января 2023
Сегодня мы поговорим о ценных смыслах сказки «Репка». У кого-то из вас может возникнуть скепсис. Чем же она важна? Сейчас не только дети, а и многие взрослые репку в глаза не видели. И тем не менее, именно эту сказку одну из первых родители начинают рассказывать своим деткам. Чем же эта сказка будет важна для развития ребенка? Какие глубинные смыслы, важные в первую очередь для взрослых, в ней содержаться?
Прежде чем перейти к пониманию этой сказки с точки зрения психоанализа, совершим небольшой экскурс в историю. Дело в том, что корни этой сказки уходят в далекое прошлое. В те времена, когда ресурсы пищи были ограничены, сказки, где фигурирует еда и описываются приемы земледелия, имели особое значение, так как они связаны с выживаемостью человечества. То есть сказки, в которых заложен пищевой код, несут в себе важный смысл для развития каждого ребенка и выполняют функцию передачи ему ценных знаний на сознательном и подсознательном уровне. И нужны для человечества в целом. Ведь когда не было письменности, современных технологий, институций для образования, сказки становились одним из важнейших инструментов для передачи в метафорическом виде знаний и мудрости, накопленной в веках эволюции, важной для последующих поколений.
Глубинный смысл сказки «Репка»
В чем же польза этой сказки? Какие явные смыслы в ней содержатся? Какие глубинные психологические аспекты в ней есть? Давайте размышлять.
Конечно, вы скажете, что эта сказка воспитывает трудолюбие, дружелюбие, учит откликаться на просьбу о помощи, работать сообща и добиваться успеха, уважительно относиться даже к самому крохотному существу на свете, понимать ценность каждой жизни. Сказка «Репка» учит не опускать руки при возникновении проблем, а смело и дружно бороться с трудностями.
Но эти понятия, основанные на нравственных ценностях, будут доступны ребенку только с 4-5 лет!
А ведь мы знаем, что эту сказку начинают рассказывать малышу, когда ему еще нет и года. И в этом возрасте для ребенка навряд ли будут важны задачи совместного дружного труда. Перед ребенком стоят совсем другие задачи.
Первый год жизни — важный период для психического развития ребенка через формирование эмоциональной близости с мамой (или с человеком, который за ребенком ухаживает). Протекание этого периода влияет на возможность устанавливать эмоционально близкие отношения в будущем, на формирование базового доверия к миру. Задача ребенка первого года – психологическое рождение, формирование психики через эмоциональную близость с мамой и постепенное психологическое отделение (сепарация) от мамы.
После рождения и перерезания пуповины, ребенок физически отделяется. Но до психологического рождения человеческой личности еще ой как далеко. И первые 6-9 месяцев ребенок и мама – психологически слитны. Мама переживается ребеночком как единый с ним мир, его вселенная, дарующая любовь и заботу, вкусное молоко и ласку. Это период особой эмоциональной близости (симбиоза). Но если до года малыш наполняется вниманием и любовью мамы, и психическое развитие протекает благополучно, то его психика становится более зрелая. Он начинает чувствовать себя уже не в слиянии с мамой, а все более отдельно. Начинается важный период по отделению от материнского объекта. Конечно, мама еще очень нужна! Но если развитие малыша протекает благоприятно, то в нем все больше будут активизироваться силы, побуждающие к психологическому отделению (сепарации). А это, как вы понимаете, необходимое условие дальнейшего развития ребенка и формирование его самостоятельности.
И еще задача этого периода — справиться с кризисом первого года, который может порождать сильнейший внутренний конфликт. В это период ребенка разрывают на части противоречивые настроения и потребности: его манит и зовет для дальнейшего освоения окружающий мир, и в то же время страшно покинуть маму! Ребенок, отдаляясь от нее, может бояться ее потерять и остаться один. Поэтому ребенок в этот период может то спокойно играть недалеко от мамы, то снова проситься к ней на ручки и требовать ее нераздельного внимания. Это нормальное поведение в этот период. И в то же время с каждым днем, с каждым месяцем, если психическое развитие ребенка идет благополучно, он будет стремиться к обретению все большей отдельности, самостоятельности.
Как в решении этих важных задач первого года жизни ребенка может помочь эта сказка? Каким образом она отражает данные аспекты? И как донести до ребенка психологические послания данной сказки? Ведь естественно, что никакие педагогические разборы и логические пояснения ребенку в годовалом возрасте не понятны, да и не нужны.
Но ведь ребенок этого возраста безошибочно считывает мамино состояние и настроение. То есть, важно, чтобы мама понимала, что творится с ее малышом (его чувства, внутренние конфликты и психологические особенности). И понимая смысл сказки, в состоянии сонастроенности на своего ребенка, рассказывала ему эту сказку. Это и будет трансляция ребенку через интонации, мимику, жесты, внутреннее настроение: «Мама понимает, что с тобой происходит. Мама поможет тебе справится с твоими страхами, переживаниями, конфликтами и стать самостоятельным человеком».
Репка — это и есть ребенок
Так какие же смыслы должна понимать сама мама? О чем говориться в сказке с точки зрения глубинных психологических смыслов?
Репка растет в матушке-земле, куда посадил семечко дед. Что это, как не метафорическое описание ребеночка первого года? Его физиологическая выживаемость и психологическое развитие становится возможным только при условии слияния с любящей мамой, как у репки с землей-матушкой. Ребенок, воспринимает свою маму как весь мир. Ведь репка большей частью погружена в глубины земли, которая является для нее источником жизненной силы, воды и питательных элементов. Репка сидит в земле, связанна с ней всеми своими корешками и зависимая от нее. Как и ребенок, развивающийся сначала в утробе матери, и даже после рождения связанный с ней незримыми душевными связями.
Образ отца в сказке
Но заметьте, даже в этой самой ранней детской сказке, где подчеркивается важность для ребенка в первый год жизни симбиоза с мамой, образ мужской фигуры, образ отца присутствует с первых строк.
В психоаналитическом подходе есть понимание, что для благополучного развития ребенка, в том числе и на ранних стадиях, образ отца должна быть в душе, в психическом пространстве у матери. Даже если по каким-то причинам мама рожает и воспитывает ребенка одна, или отец часто отсутствует, в отъездах, командировках. То есть обозначается важность и отцовской, и материнской роли для ребенка.
Народная мудрость, проверенная веками, метафорически зашифрованная в сказке «Репка», тоже об этом говорит. Ведь дед посадил репку (мужчина участвует в зачатии ребенка). Дед начал первый вытаскивать репку, когда она выросла большая-пребольшая. То есть подчеркивается значимость появления отцовской фигуры на определенной стадии созревания ребенка, когда малыш насытился симбиозом с мамой (матушкой-землей) и психологически созрел. И именно отцовская фигура зачастую становится тем объектом, на которого готово переключиться внимание малыша. Вспомните, как бурно радуется ребенок 1-1,5 лет, когда видит после разлуки папу, пришедшего с работы.
Как дед тянет репку, так и папа вырывает малыша из привычного слияния с мамой. Это происходит, когда папа переключает внимание ребенка на себя, или когда мама переключает свое внимание с ребенка на отца. Это важная трансляция малышу, что мама не всегда принадлежит только ему. Мама – не часть ребенка. Происходит понимание, что «я отдельно, и мама тоже отдельно», и есть еще папа, он тоже отдельная фигура. Это способствует психологическому отделению малыша . Постепенно в психике ребенка появляется представление об отдельности объектов и границах между ними. А это один из важнейших аспектов для достижения психической зрелости (Более подробно об остальных аспектах в статье «Три важных осознания на пути к достижению психической зрелости»).
Описание процесса отделения и возникающих конфликтов
Процесс психологического отделения (сепарации) может порождать у ребенка внутренний конфликт. С одной стороны, горечь и разочарование от того, что он не центр вселенной, не может контролировать все вокруг, а это страшно. Тогда появляется желание защититься от переживания своей уязвимости. И вернуться в прежнюю позицию слияния с мамой (остаться в земле-матушке) для обретения былого инфантильного «всемогущества», когда мама как бы принадлежала только ему. С другой стороны, появляется радость от познания окружающего мира, от новых объектов, новых сил, зовущих его к психологическому отделению и обретению самостоятельности.
Этот психологический конфликт ребенка и отражен в сказке. Есть силы, которые удерживают ребенка в слиянии с мамой (репка не сразу поддается усилиям по извлечению из земли-матушки). Но постепенно сил, побуждающих появиться на белый свет, становится все больше и больше (и дедка, и бабка , и внучка, и жучка, и кошка, и мышка). Силы, призывающие к выходу из привычного пассивного состояния, все более зовут к активной деятельности, к отдельности.
Таким образом, для ребенка (а вначале для самой мамы) проговаривается весь путь психологического созревания и рождения, трудности и конфликты на этом пути, движущие силы, побуждающие к отдельности.
И мама, рассказывая эту сказку своему малышу, может через свое эмоциональное состояние, сделать для ребенка очень важное послание: «Тебе хорошо и приятно быть в слиянии со мной. Но посмотри, какой яркий и интересный мир тебя ждет!» Мама как бы благословляет своего малыша на обретение самостоятельности. И помогает справиться с конфликтами и тревогами этого периода. Мама как бы собирает их в свою душу, в свой «внутренний контейнер», и возвращает ребенку переживания в удобоваримом варианте с месседжем «Не бойся, все будет хорошо, ты справишься, ты молодец», своим настроением , интонациями , спокойствием и радостью транслируя это.
Маме нужно справиться и со своими противоречиями и сменой ролей на этом этапе развития ребенка. В этой сказке показаны две женских ипостаси, два женских образа с разными психологическими функциями. Земля-матушка, так необходимая ребенку до года для реализации симбиоза. И «бабка» из сказки в человеческом образе, образ уже отдельной женщины для ребенка после года. Мамочке самой важно пройти этот «рубикон» и психологическое перерождение-трансформацию. Застревание в образе «земли-матушки» чревато последствиями и для самой женщины, и для ребенка.
Иногда мамочки и сами наслаждаются этим благостным состоянием слияния, которое, безусловно, необходимо. Но до той степени, пока это удовлетворяет потребности ребенка и соответствует его развитийным задачам.
Некоторые мамы искусственно продлевают период слияния. Это может отвечать каких-то их потребностям, но мешает ребенку дальше развиваться. Например, некоторые мамочки с рождением ребенка «выселяют» из супружеской постели мужа, кладут ребенка с собой. При этом, на сознательном уровне объясняют это своей любовью и удобством для ночного кормления грудью по первому требованию малыша, то есть для блага ребенка. Возможно, для кого-то это является удобной стратегией в первые дни и месяцы после рождения ребенка, когда мама только привыкает к своей новой роли, сильно устает. И муж может сначала не возражать, даже сам уходит в другую комнату на ночь, желая выспаться перед работой.
Однако некоторые родители сознательно или бессознательно длят ситуацию «мама с ребенком в супружеской кровати, отец в другой комнате», и мама может кормить ребенка грудью до 2 -3 лет, а то и дольше. Вроде всех все устраивает, и мама горда, что она для ребенка так хорошо делает. (Более подробно о психологических аспектах грудного вскармливания в моей статье «Кормление грудью. Наполняя любовью или формируя зависимость?»)
Казалось бы, что может быть страшного в затянувшейся идиллии слияния с мамой? Говоря языком сказки, репка застрянет в земле, окажется съеденной землей-матушкой. Хотя репка уже созрела для того, чтобы быть вытащенной на свет. Если продолжить фантазию дальше, что произойдет с репкой, если ее вовремя не вытащить? Она навсегда останется в земле и … сгниет, земля-матушка поглотит репку. Психологически это равноценно паразитированию мамы на жизни своего ребенка, пожиранию его энергии, бессознательное злоупотребление своим ребенком.
Если мама искусственно длит и поощряет слияние, малыш не может своевременно психологически отделится. Это приводит к застреванию ребенка на более ранней фазе развития, к сложностям в обретении своей отдельности и построении своей жизни. Могут быть трудности в построении личных отношений, нарушение развития психосексуальности, проблемы при создании семьи.
Может быть, вам известны примеры из жизни, когда великовозрастные дети 30-40-50 лет продолжают жить с матерями, в незрелом состоянии, не пройдя психологического отделения. Такие люди могут быть склонны к перееданию или алкоголизму (как младенец в оральной стадии, удовлетворяющий свои потребности через рот), ожидают от других людей к себе материнского отношения, постоянной поддержки и одобрения. Происходит фиксация на оральной стадии развития. Репка застряла в земле.
Это может произойти и когда ребенок недополучил в раннем возрасте любви и внимания. Но и в случае чрезмерной гиперопеки или затягивния периода слияния последствия могут быть печальны.
Таким образом, огромен вклад матери в то, чтобы самой справиться с конфликтами перехода от симбиоза к сепарации, и способствовать мягкому отделению своего малыша. Мудрая и внимательная мама, как матушка –земля, вскармливая своими соками и любовью, и откликаясь на потребности ребенка в развитии, способна почувствовать наиболее благоприятное время для психологического отделения и поможет в этом своему ребенку. Не спроста говорится: «Каждому овощу – свое время!».
Понятно, что процесс отделения — это процесс не одного дня или месяца. В течение всей жизни, с каждым возрастным периодом и кризисом постепенно происходит все большее обретение самостоятельности.
А о чем же конец сказки, если репка символизирует ребенка? Кому-то может показаться, что конец сказки звучит угрожающе для ребенка. Ведь репку вытащили для того, чтобы ее съесть.
Но можно подумать о символическом послании, которое там содержится. Ребенок перестает быть «овощем», находящимся в слиянии с мамой, готов перейти на следующую стадию более самостоятельного развития. А весь предыдущий очень важный опыт младенчества, приобретенный в слиянии с мамой, должен быть проглочен и усвоен, чтобы дать энергию для дальнейшего развития.
Съеденная репка – это переработанный опыт младенчества, который позволяет двигаться дальше.
Так что своеобразное послание этой сказки:
«Не будь овощем! Не застревай в развитии! Двигайся по жизни!»
Автор статьи: психолог Вера Лобейко
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Репка
Анализ сказки Репка
«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет. Текст прост к прочтению и имеет множество повторов.
Сказка поучительна, она раскрывает тему семейных отношений и взаимовыручки. В ней, по сути, все герои являются главными, что, в итоге, и говорит о важности каждого члена семьи и общем вкладе в процесс. Образ репы представлен как некая проблема, с которой одному не получается справиться.
Чему учит
Сказка учит быть дружными, ценить семью и каждого члена семьи, ведь дружба, уважение, коллективный труд и помощь – это залог успешного преодоления любых трудностей. Все герои дружны, никто не конфликтует: ни собака с кошкой, ни кошка с мышкой, у всех есть общая цель. Немало, важно понимать, что за простатой изложения лежит глубокий смысл текста: каждый из персонажей представляет собой часть целого образа, которые тесно взаимосвязаны. Все семь героев олицетворяют семейные ценности поколений: дед с бабкой – мудрость поколений, внучка – уважение и помощь, Жучка, кошка и мышка — помощь каждого важна, даже самая маленькая. Только при слиянии всех отдельных частей человек может достичь целостности и внутреннего покоя.
Мораль сказки Репка
Как и положено сказке в ней есть мораль, которая говорит о том, что выполнить любое дело всегда легче вместе, чем трудиться по одному. Так же тонкой нитью прослеживается еще одно поучение, что для достижения результата иногда не хватает совсем немного усилий, то есть той самой мышки, которая стала последней в вытаскивании репки. Не только для детей полезна сказка, но и для взрослых поучительна. Чему может научить «Репка» взрослого состоявшегося человека?! Работе в команде, ведь это так важно, а возможно, присмотревшись к способностям коллег, получится объединить усилия и достичь максимально желаемого успеха.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Репка
Популярные сегодня темы
- Интересные факты об Ахматовой
Анну Ахматову можно назвать одной из лучших поэтесс двадцатого века. Ее творческий путь начался с теми событиями, которые впоследствии приняли совершенно иной оборот. Можно сказать о том, что некоторые произведения писательницы
- Интересные факты о Грибоедове
Грибоедов прославился при помощи замечательного произведения – «Горе от ума». Комедия написана замечательно, поэтому становится ясно, что автор – талантливый человек. Такой человек, не мог прожить простую жизнь
- Сочинение по картине Охотники на привале Перова 6, 8 класс
При первом же взгляде на картину В.Г. Перова «Охотники на привале» внимание приковывают трое мужчин, которые сидят кругом и о чем-то разговаривают. Среди них выделяется самый старший и, видимо
- Анализ сказки Как муравьишка домой спешил Бианки
Среди огромного количества поучительных, увлекательных произведений Виталия Бианки сказка «Как муравьишка домой спешил» пользуется большой популярностью среди детей. Это связано с тем
- Образ и характеристика Римского в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.