1
Гранатовый браслет. Что поняла, о чём грустит Вера Шеина в финале повести?
Гранатовый браслет. Повесть Александра Куприна.
1 ответ:
3
0
Прощаясь с несчастным застрелившимся влюбленным, княгиня Вера Николаевна поняла, что в образе этого скромного человека с забавной фамилией Желтков мимо нее прошла та самая настоящая любовь, о которой мечтают все женщины, и которая встречается так редко. Хозяйка квартиры передала ей слова Желткова о лучшем произведении Бетховена и показала записку.
Дома Вера попросила пианистку Женни сыграть что-нибудь и почему-то была уверена, что услышит именно указанное в записке место из сонаты Бетховена. Так и вышло. Под музыку словно сами собой возникали слова. Это было обращение влюбленного Желткова с признанием в любви и утешением.
И когда закончившая играть Женни спросила заплаканную Веру, что с ней, та ответила, что теперь все хорошо, он простил ее.
Читайте также
По-моему, генерал хотел сказать, что многие люди путают любовь с рабской зависимостью от человека, которого, как им кажется, они любят. В истории с прапорщиком и женой полкового командира женщина помыкает влюбленным парнем как может, а он как раб выполняет все ее прихоти. Разве можно это назвать любовью? Нет! В этом случае безвольный человек попался в сети властного.
В другом случае храбрый капитан потерял чувство собственного достоинства, он всячески оберегает любовника своей жены, только чтобы жена его не бросила. Это тоже зависимость, но не любовь.
Возможно, Аносов хочет предостеречь Веру, чтобы та не попала в подобную ситуацию. Потому что чувство, которое испытывал Желтков, тоже не тянет на любовь. С его стороны есть болезненная страсть, но никак не то великое чувство, о котором все мечтают.
Вера Николаевна Шеина – княгиня, центральный женский образ.
Василий Львович Шеин – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства.
Георгий Степанович Желтков – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну.
Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры.
Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановс<wbr />кий – брат Веры и Анны.
Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.
Обе эти повести — о любви. Причем любви самой искренней и сильной: и Олеся, и Желтков готовы ради нее на самопожертвование. Они знают, что не смогут соединиться со своими возлюбленными, но это их не останавливает.
Они не навязываются, не выпячивают свою любовь, ничего не требуют от любимых. На прощание они желают им счастья. А еще оставляют на память какой-то предмет. В «Олесе» это красные бусы. В «Гранатовом браслете» — понятно из названия. И Желтков, и Олеся знают, что не равны по положению тем, кого полюбили. Общество не примет такого союза, и им это известно.
Однако это важно для них лишь постольку, поскольку это касается отношения общества к их возлюбленным.
А травля Олеси ее саму не пугает, как и Желтков не боится того, что окружение Веры Николаевны будет насмехаться над его признанием, над его письмами.
Произведения описывают совершенно разные ситуации в различных слоях общества, но роднит их описание поистине беззаветной любви.
Образ телеграфиста Желткова из рассказа А.И. Куприна интересен тем, что иллюстрирует мысль автора о любви как величайшей трагедии, «которая сильна, как смерть». И в то же время скромной и самоотверженной. Вовсе не случайно княгиня Вера Николаевна увидела на лице умершего уже Желткова
Желтков, по мысли автора, великий человек в своем чувстве. Что же в нем великого? Эта мысль вначале может вообще показаться парадоксальной, несуразной. Да кто он такой? Всего лишь бедный телеграфист, безнадежно влюбленный в Веру Николаевну Шеину. Княгиню! Умницу и красавицу! А он? Он со свои вежливым, но постоянным чувством, со своими безнадежными письмами может вызывать лишь жалость и в лучшем случае сочувствие. И потому князь Василий Львович, в общем-то незлой человек, позволяет себе посмеяться над ним в своем домашнем юмористическом альбоме, чтобы повеселить своих близких, представив его именно как жалкого, смешного маленького человека.Гранатовый браслет же, присланный в день рождения Вере Николаевне, вообще вызывает бурю возмущения. Да как он смел? Николай Николаевич, брат княгини Веры, даже предполагает в сердцах, что тот самый Г.С.Ж., если его не остановить, может, чего доброго, сесть на скамью подсудимых за растрату, а им придется быть при этом свидетелями.Словом, Желтков вызывает лишь негодование, возмущение и презрение у этих людей.
Но представление о нем и у Василия Львовича, и у Николая Николаевича меняется, когда они посетили Желткова с требованием «перестать писать Вере «дурацкие письма», перестать… любить ее. Поразителен ответ Желткова, этого человека с очень бледным и нежным девичьим лицом, с голубыми глазами:
И князь Василий, покидая Желткова, понял, что присутствовал при громадной трагедии души. Ему уже не хотелось смеяться.
Наутро Вера Николаевна узнала из газет, что Желтков покончил с собой.
Такой выбор сделал этот маленький человек, оказавшийся великим в своем чувстве. Оно было сильнее жизни и даже сильнее смерти. Потому что после его ухода, в звуках музыки, Вера Николаевна почувствовала эту святую, великую любовь.
По моему мнению, Вера Николаевна поняла, что это был её человек. Человек, который полюбил её, и не смог разлюбить в течении многих лет. Хоть и героиня не отвечала ему взаимностью ранее. Мне кажется, что героиня упустила свою настоящую любовь, и все это только что дошло до неё. Дошло, то что она упустила своего человека.
Это лично моё мнение.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Куприн А.И. / Гранатовый браслет / Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Николай Ленау
Тема любви — основная в творчестве Куприна. По его мнению, именно она дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение гекроев, но одновременно он отчетливо понимает, что это высшее чувство доступно не всем, а только избранным.
Мечта автора о такой любви отразилась во многих произведениях, в том числе и в его повести «Гранатовый браслет». В ее основу положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине — простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка – в гранатовый браслет.
Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что любовь не должна быть не легкомысленной или основываться на выгоде и корысти. «Любовь должна быть трагедией! Самой большой трагедией в мире»! И Вера Николаевна предчувствует трагический конец Желткова. Еще до получения последнего письма она предупреждает мужа: «…Я знаю, что этот человек убьет себя». Она, уже после самоубийства Желткова, едет на квартиру, где он жил, и узнает, что покойный просил хозяйку передать: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Аппассионата». Когда она заходит в комнату, где лежит Желтков, то видит, с каким счастьем на лице он умер. Вера Николаевна сравнивает его с Пушкиным и Наполеоном, подчеркивая необычность его натуры, его страдальческую судьбу: «…то же самое имиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Княгиня сознает вину перед покойным — если бы она не оттолкнула его, быть может, не произошло бы непоправимого. Мужа и брата, еще более, чем она, способствовавших происшедшему, Вера Николаевна, вернувшись от хозяйки Желткова, видеть не может. Она оказывается почти столь же одинока, как и тот, кто ее любил. И только, когда слышит бетховенскую «Аппассионату» в исполнении Жени Рейтер, ощущает, будто с ней говорит приславший гранатовый браслет: «Ты, ты и люди; которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе». И сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Именно посредством звукописи героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, и это символизирует «большая красная роза», которую она кладет ему под голову. Княгиня описывает их любовь эпитетами «настоящая, самоотверженная, истинная» Просто Вера Николаевна не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, как подлинно прекрасная женщина, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую. Этот эпизод является кульминационным в повести, он доказывает слова генерала Анисимова, что «любовь должна быть трагичной». Ведь часто люди жертвуют своим чувством ради денег, удобств, положения в обществе. Поэтому настоящая, великая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет», доступна немногим людям. И именно об одном из таких избранных Богом Куприн и написал свою знаменитую повесть.
Добавил: ashatannn
57879 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Куприн А.И. / Гранатовый браслет / Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
Смотрите также по
произведению «Гранатовый браслет»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Молчать и гибнуть… Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Николай Ленау
Тема любви — основная в творчестве Куприна. По его мнению, именно она дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение гекроев, но одновременно он отчетливо понимает, что это высшее чувство доступно не всем, а только избранным.
Мечта автора о такой любви отразилась во многих произведениях, в том числе и в его повести «Гранатовый браслет». В ее основу положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине — простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка — в гранатовый браслет.
Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что любовь не должна быть не легкомысленной или основываться на выгоде и корысти. «Любовь должна быть трагедией! Самой большой трагедией в мире»! И Вера Николаевна предчувствует трагический конец Желткова. Еще до получения последнего письма она предупреждает мужа: «…Я знаю, что этот человек убьет себя». Она, уже после самоубийства Желткова, едет на квартиру, где он жил, и узнает, что покойный просил хозяйку передать: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Аппассионата». Когда она заходит в комнату, где лежит Желтков, то видит, с каким счастьем на лице он умер. Вера Николаевна сравнивает его с Пушкиным и Наполеоном, подчеркивая необычность его натуры, его страдальческую судьбу: «…то же самое имиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Княгиня сознает вину перед покойным — если бы она не оттолкнула его, быть может, не произошло бы непоправимого. Мужа и брата, еще более, чем она, способствовавших происшедшему, Вера Николаевна, вернувшись от хозяйки Желткова, видеть не может. Она оказывается почти столь же одинока, как и тот, кто ее любил. И только, когда слышит бетховенскую «Аппассионату» в исполнении Жени Рейтер, ощущает, будто с ней говорит приславший гранатовый браслет: «Ты, ты и люди; которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе». И сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Именно посредством звукописи героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, и это символизирует «большая красная роза», которую она кладет ему под голову. Княгиня описывает их любовь эпитетами «настоящая, самоотверженная, истинная» Просто Вера Николаевна не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, как подлинно прекрасная женщина, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую. Этот эпизод является кульминационным в повести, он доказывает слова генерала Анисимова, что «любовь должна быть трагичной». Ведь часто люди жертвуют своим чувством ради денег, удобств, положения в обществе. Поэтому настоящая, великая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет», доступна немногим людям. И именно об одном из таких избранных Богом Куприн и написал свою знаменитую повесть.
Сочинение на тему: Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
На чтение 4 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано 14 сентября, 2021
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым»
Тема любви — основная в творениях Куприна. По его мнению, именно она дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение гекроев, но одновременно он отчетливо понимает, что это высшее чувство доступно не всем, а только избранным. Мечта автора о такой любви отразилась во многих произведениях, в том числе и в его повести «Гранатовый браслет». В ее основу положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине — простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви. А позолоченная цепочка – в гранатовый браслет.
Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что любовь не должна быть не легкомысленной или основываться на выгоде и корысти. «Любовь должна быть трагедией! Самой большой трагедией в мире»! И Вера Николаевна предчувствует трагический конец Желткова. Еще до получения последнего письма она предупреждает мужа: «…Я знаю, что этот человек убьет себя». Она, уже после самоубийства Желткова, едет на квартиру, где он жил, и узнает, что покойный просил хозяйку передать: «Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Аппассионата». Когда она заходит в комнату, где лежит Желтков, то видит, с каким счастьем на лице он умер. Вера Николаевна сравнивает его с Пушкиным и Наполеоном, подчеркивая необычность его натуры, его страдальческую судьбу: «…то же самое имиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Княгиня сознает вину перед покойным — если бы она не оттолкнула его, быть может, не произошло бы непоправимого. Мужа и брата, еще более, чем она, способствовавших происшедшему, Вера Николаевна, вернувшись от хозяйки Желткова, видеть не может. Она оказывается почти столь же одинока, как и тот, кто ее любил. И только, когда слышит бетховенскую «Аппассионату» в исполнении Жени Рейтер, ощущает, будто с ней говорит приславший гранатовый браслет: «Ты, ты и люди; которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе». И сквозь рыдания княгини Веры музыка словно продолжала ее успокаивать: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». Именно посредством звукописи героиня понимает, что прощена, понимает, что в действительности любила Желткова, и это символизирует «большая красная роза», которую она кладет ему под голову. Княгиня описывает их любовь эпитетами «настоящая, самоотверженная, истинная» Просто Вера Николаевна не могла раньше в этом признаться даже себе самой. Гениальная бетховенская соната, как и всякое великое произведение искусства, как подлинно прекрасная женщина, способна излечить от страданий одиночества душу человеческую. Этот эпизод является кульминационным в повести, он доказывает слова генерала Анисимова, что «любовь должна быть трагичной». Ведь часто люди жертвуют своим чувством ради денег, удобств, положения в обществе. Поэтому настоящая, великая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет», доступна немногим людям. И именно об одном из таких избранных Богом Куприн и написал свою знаменитую повесть.
.
…
Урок литературы 11 класс
«… Что это было: любовь или сумасшествие?»
По рассказу А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
Коломийцева
Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1.
Показать редчайший дар
высокой любви, величие пережитого простым человеком.
2.
Показать, как писатель
изображает процесс пробуждения человека.
3.
Развивать филологическое
мышление учащихся.
4.
Формировать эстетическое
восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, искусство.
Ход урока.
I.
Слово учителя.
(Звучит соната №2 Бетховена. Под звуки музыки
учитель литературы читает строки о любви.)
В душе померк бы
день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на
земле изгнали мы любовь.
Лишь тот
блаженство знал,
Кто страстно
сердце нежил,
А кто не знал
любви, тот все равно,
Что не жил…
Эти слова о любви принадлежат Ж.Б. Мольеру.
Что же это такое любовь? По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь — это
чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос
искали и продолжают искать философы, писатели, поэты,
художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство
Любовь, любовь — загадочное
слово,
Кто мог бы до
конца его понять?
Всегда во всем
старо ты или ново,
Томленье духа ты
иль благодать?
Невозвратимая
себе у трата Или обогащеиье без конца?
Горячий день,
какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты
лишь напоминанье
О том,
что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с
беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?
Так размышляет о любви Всеволод Рождественский.
И еще несколько мыслей о любви. Прочтите их и запишите в тетрадь.
(Учащиеся выразительно читают и записывают в
тетрадь высказывания о любви, помещенные на доске)
«Первый признак любви — благоговение. Мы боготворим того, в кого мы
влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для
нас с предметом нашей страсти».
(Блез Паскаль)
«Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая —любовь.
Но еще не любовь — соловьиные
стоны, Не стонать, от любви умирая, — любовь!»
(Омар Хайям)
«Любовь огонь не свети: все темно, А светит
так сгореть не мудрено» (Восточная мудрость)
«Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие
корни во все паше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах
нашего сердца».
(Виктор Гюго)
«Раны от любви если не убивают, то никогда не
заживают».
(Джордж Н.Г. Байрон)
«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них
свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
(К. Г. Паустовский)
—
Один из таких «сюжетов» и
станет предметом нашего внимания сегодня.
Сразу запишем вопрос, ответ на который вы
дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале
занятия, вы бы использовали в качестве эпиграфа к уроку? Обоснуйте свой выбор.
Сначала проведем викторину — вспомним
подробности, детали рассказа, имена и фамилии героев. Проверим, насколько
внимательно вы читали произведение.
II.
Викторина
1.
Где и когда происходит
действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь.)
2.
Назовите день именин Веры
Шейной. (17 сентября.)
3.
Фамилия сестры Веры?
(Фриессе.)
4.
Кто был предок княгини
Веры? (Тамерлан.)
5.
Что подарила Анна сестре?
(Записную книжку.)
6.
Что подарил Вере муж?
(Серьги из грушевидных жемчужин.)
7.
Чей это портрет: «…
пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но
холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той
очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»?
(Вера.)
8.
Чей это портрет: «Она была
на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная,
насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с
узенькими глазами … однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной
прелестью…»? (Анна.)
9.
Имя знаменитой пианистки,
подруги Веры по Смольному институту? (Женни Рейтер.)
10.
Имя мужа Веры? (Князь
Василий Львович.)
11.
Чей это портрет: «Тучный,
высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое,
грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть
презрительным выражением в прищуренных глазах … какое свойственно
мужественным и простым людям…»? (Генерал Аносов.)
12.
Фамилия Веры до
замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
13.
Кто «… хохотал громко и
восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными
жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на
череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»? (муж Анны — Густав Иванович.)
14.
Имя Желткова? (Георгий.)
15. Чей это портрет: «… очень бледный, с
нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с
ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»?
(Желтков.)
•
Кто эта женщина, которая
«… обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»? (Вера.)
16.
Кому принадлежат слова: «А
где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та,
про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь,
для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не
труд, а одна радость. Постой, постой Вера, ты мне сейчас опять хочешь про
твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть,
будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой
любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»? (Генералу
Аносову.)
III.
Беседа.
—
О чем произведение
Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?
(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается
бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к
аристократке, княгине Вере Николаевне Шейной Восстановим в памяти
основные события, описанные в произведении.
Мы определили место, где происходит действие
рассказа (Черноморский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13
глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает
фрагмент-текста.)
—
Какую роль играет в
произведении первая г лава?
—
Какое настроение создает
пейзаж?
(Первая глава является вступлением. Содержание
ее готобит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение
увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дгч с разбитыми стеклами,
в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно,
и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».
Но вот погода вдруг резко и неожиданно
переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья».
Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для
героини рассказа — княгини Веры Николаевны Шейной, женьг предводителя дворянства.)
—- Как автор выявляет это душевное состояние
Веры?
(Он проводит параллель между внутренним
состоянием Веры и описанием осеннего сада.)
—
Найдите и прочитайте описание
(вторая
глава).
—
Этому описанию
предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера,
у которой прежняя страстная любовь к мужу…»
—
Что объединяет эти
описания: чувств Веры и сада?
—
Какую цель преследовал
автор?
(Показать, что душа Веры пребывает и состоянии
дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна … любезна, независима и
царственно, спокойна».)
—- Завязка действия происходит в день именин
княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шейна всегда ожидала
от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот
день?
(Вера получила подарки: от мужа, от сестры
Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж, а еще у Веры появилось предчувствие
чего- то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры )
—
В четвертой главе Куприн
знакомит читателей с гостями дома Шейных. В пятой главе во время праздничного
обеда в душу Веры закралась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что
гостей былй 13-. «Вот это нехорошо!» — подумала Вера про себя.
—
Читатель ждет чего-то
необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности,
тревоги. Что же
происходит далее?
(Вере преподносят подарок и письмо от
Желткова.)
—
Прочитайте описание
подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.
(О серьгах. «Прекрасные серьги, какая
прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище?»; о браслете:
золотой, низкопробный, очень толстый. «Точно кровь!» — подумала с тревогой
Вера.)
—
Что мы узнали о браслете
из письма Желткова?
(«По старинному преданию, сохранившемуся в
нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и
отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)
*
— Почему Желтков подарил
Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила
от поколения к поколению женщинам в семье Желткова?
—
Остановимся на письме
Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову,
прочитав это письмо?
—
Сравним его письмо с
письмом — признанием в любви, помещенным в юмористическом семейном альбоме
Шейных; Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая
глава).
—
Что мы можем сказать о
князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает
историю любви Желткова к Вере?
—
Как относятся к любви эти
два человека? А Вера?
—
Способен ли князь Шейн
глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о
Васе.)
—
Как относится князь
Василий к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом.)
—
Какую роль в рассказе
отводит Куприн генералу Аносову?
—
Как он рассуждает о любви?
—
Что узнал генерал Аносов о
Желткове от Веры?
—
Какую характеристику
Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?
(«Безумец; может быть, это просто ненормальный
малый, маниак, почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка,
пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не
способны мужчины»)
—
Далее все происходящее
обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо нее любви, вплоть до
предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шенка
и Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку
Желткова.
—
Прочитайте вслух слова
признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.
—
Можно ли назвать чувство
Желткова к Вере сумасшествием? * «Что это: любовь или сумасшествие?»
(Для доказательств приводим слова князя Шейна
(десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать
заведомо…» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то
громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава).
«Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)
—
Переломным моментом для
Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к
этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном…» до конца
главы.
—
Почему Вера неожиданно
заплакала? Неужели причиной слез стало «впечатление смерти» или есть другая
причина?
(Она поняла, что «мимо нее прошла большая
любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».)
—
Величие пережитого простым
человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донесшей
его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры все
суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.
IV.
Музыкальное оформление.
Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato.)
—
Почему Желтков «заставил»
Веру слушать именно это бетховенское произведение?
Заветная тема, о которой А. Куприн говорил благоговейно и трепетно, — это тема любви. Этому романтическому чувству, избавленному от всего низменного и житейского, посвящена повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание произведения познакомит с главными персонажами и раскроет суть любовной драмы, участниками которой они стали.
«Гранатовый браслет»: краткое содержание
Творчество А. Куприна сосредоточено на теме самоотверженной и самопожертвенной любви, любви идеальной, которая способна обнажить сущность человека. Повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой пригодится школьникам для подготовки к урокам литературы, — одно из таких произведений.
Теме величия души маленького человека, которое проявляется благодаря любви, посвящен «Гранатовый браслет». Кратко пересказать произведение несложно, однако непросто передать богатство и яркость авторских образов, художественных приемов, которые раскрывают характеры персонажей. Поэтому представленная повесть «Гранатовый браслет» в сокращении — это лишь ориентир для тех, кто заинтересовался произведением, читал его ранее, но подзабыл некоторые сюжетные моменты.
Воспользуйтесь подсказками, чтобы восстановить в памяти перипетии событий, о которых автор говорит в повести «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам акцентирует внимание на ряде деталей:
Главы I–II
Середина августа, курортный пригород на Черном море. Жена предводителя дворянства, княгиня Вера Николаевна Шеина, единственная из дачников остается на побережье. Семнадцатого сентября — именины княгини. Вера Николаевна дает небольшой прием для родственников и близких друзей.
Василий Львович — муж княгини — давно испытывает финансовые трудности. На день рождения он дарит жене серьги из жемчуга грушевидной формы. Подарок ее очень радует, но страсть в отношениях с мужем сменилась дружбой.
Готовите анализ повести «Гранатовый браслет»? Краткое содержание для читательского дневника обязательно должно содержать детали портретной характеристики героини. Автор изображает ее в контрасте с младшей сестрой Анной Фриессе:
- Вера Николаевна унаследовала от матери-англичанки аристократическую красоту: она красивая, с гибкой и тонкой фигурой, красивыми руками и покатыми плечами. У нее нежное лицо, которое выражает царственную надменность и холодность.
- Анна похожа на отца — татарского князя. Сестра Веры Николаевны замужем, но мужа она не любит, флиртует с мужчинами, азартна и расточительна, отличается щедростью и добротой, была набожна.
Главы III–IV
Анна подарила Вере дорогую записную книжку в бархатном старинном переплете. В пять вечера съехались гости:
- Людмила — вдова, сестра Василия Львовича, молчаливая и добрая женщина;
- Васючок — молодой человек, светский шалопай и богач;
- Женни Рейгер — подруга княгини Шеиной по Смольному, пианистка;
- Николай Николаевич Булат-Тугановский — брат Веры;
- муж Анны;
- профессор Свешников;
- вице-губернатор фон Зекк;
- генерал Аносов — бывший товарищ князя Мирзы Булат-Тугановского (отца Веры и Анны), тучный, седой старик с красным лицом и мясистым носом, ходит со слуховым рожком.
Яков Михайлович Аносов — пожизненный комендант крепости К. Прошел две войны — балканскую и японскую, оглох и отморозил три пальца на ногах. Его жена сбежала с актером, детей не было. Он отличался добродушием и щедростью: ни разу не ударил солдата, помогал офицерам, у которых были проблемы с деньгами, выплачивал пенсию бывшей супруге. Был крестным Анны, любил ее детишек — девочку и мальчика, тепло относился к Вере, у которой не было детей.
Главы V-VI
После застолья гости развлекались игрой в покер. Горничная вручила Вере Николаевне еще один подарок — ювелирный футляр, в котором лежал гранатовый браслет. Он был изготовлен из золота низкого качества, дутый, покрытый старинными, но плохо отшлифованными гранатами.
Вера Николаевна содрогнулась при виде пяти гранатов-горошин (были похожи на капли крови), которые окаймляли центральный камень — зеленый гранат.
В записке, которая прилагалась к подарку, отправитель поздравлял княгиню с днем рождения. Сетовал на то, что не обладает ни вкусом, ни деньгами, но хотел сделать женщине, в которую давно влюблен, подарок. Указывал, что браслет прабабки и что зеленый гранат обладает магическим даром предвидения, отгоняет печаль.
Автор записки (инициалы Г.С.Ж.) просит простить его за глупые письма, которые он посылал ей семь лет тому назад, но вспоминает то время как лучшее в своей жизни. Вера раздумывает, как рассказать мужу о подарке.
В это время Василий Львович развлекает гостей, показывая домашний юмористический альбом — дополнение к тем сатирическим историям, которые он рассказывал во время обеда. Одна из страниц посвящена влюбленному телеграфисту, о котором княгиня просит не вспоминать.
Главы VII–VIII
Автор использует прием ретроспективы: рисунок, который рассматривают герои, уводит линию повествования в прошлое, описывает события семилетней давности. Вера — незамужняя девица в один из майских дней получает пылкое любовное послание, подписанное загадочными инициалами Г.С.Ж. Князь Шеин отказывается от помолвки, потому что не хочет мешать счастью Веры.
Через полгода девушка все-таки выходит замуж за Василия, однако назойливый поклонник-телеграфист повсюду ее преследует. На почве безответной любви он помешался и попал в сумасшедший дом, но не перестал писать Вере исполненных страсти писем.
По версии Василия Львовича, рассказывающего эту историю, незадачливый влюбленный умер, оставив на память княгине флакон слез и две телеграфные пуговицы. Шеина возмущена неуместностью шуток мужа, но рассказывает ему о подарке.
Гости разъезжаются. Аносов рассказывает на прощание сестрам две истории трагической любви:
- о молодом прапорщике, которого погубила жена полкового командира. Она его соблазнила, подтолкнула к самоубийству (бросился под поезд, но неудачно — остался живым, но без кистей рук). В результате стал попрошайкой и сгинул в Петербурге;
- о муже, который так сильно любил жену, что мирился с адюльтером и даже оберегал во время войны ее любовника. Освобождение пришло к нему, когда соперник умер от тифа.
Генерал утверждает, что женщины в любви проявляют героизм, а мужчины виноваты в том, что любовь из смысла жизни превратилась в забаву. Он расспрашивает Веру о телеграфисте и отмечает, что ей повстречался либо маньяк, либо тот, кто мог бы подарить любовь, о которой грезит любая женщина.
Главы IX–X
Николай Булат-Тугановский — резкий и жесткий человек, брат Веры — возмущен подарком. Василий Львович согласен с ним. Он решает вернуть браслет, узнав по инициалам имя дарителя.
На следующий день они навестили тайного воздыхателя Веры Николаевны — Желткова. Каким представил этого героя Куприн? «Гранатовый браслет», кратко пересказывая, можно упустить портретные детали этого персонажа, а они важны для понимания его характера.
Желтков — мужчина 30 лет, высокий и худой, с бледным лицом, ясными голубыми глазами и упрямым подбородком с ямочкой, что делало лицо детским.
На категоричность заявлений, требований Николая Николаевича Желтков отреагировал по-разному:
- извинился за неуместность подарка;
- изумился угрозе привлечь власти к решению вопроса;
- изъявил желание говорить с князем.
Он признался, что не может перестать любить Веру Николаевну. Единственный для него выход — смерть. Князь впечатлен трагедией души, которая разыгралась на его глазах. Желтков уходит, чтобы позвонить любимой женщине.
Глаза вернувшегося после разговора с Верой Николаевной чиновника были полны непролитых слез. Желтков сообщил, что она попросила прекратить эту драму. Князь, вернувшись домой, подробно рассказал жене об этой встрече. Она с грустью и тревогой ответила, что Желтков себя убьет.
Главы ХI–XIII
Читатель узнает, как умер Желтков. В утренней газете Вера прочитала о смерти чиновника контрольной палаты Желткова: он застрелился якобы из-за растраты. Вскоре она получила его прощальное письмо. Чувство, которое Желтков испытывал к ней, он называет наибольшим благом, она была его утешением и отрадой. Напоследок он просит послушать сонату Бетховена.
Вера едет к дому Желткова, чтобы попрощаться с ним. Княгиня кладет в изголовье умершего поклонника красную розу. В этот момент Шеина поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Напоследок хозяйка вручает записку, где рукой погибшего написано L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.
Вернувшись домой, княгиня застала у себя Женни Рейтер. Та сыграла именно то место из сонаты Бетховена, о котором упоминал в последней записке Желтков. Вера Николаевна плачет, обняв акацию, и вдруг слышит нежный шепот, который успокаивает ее. Она воспринимает это как прощение отвергнутого ею молодого человека.
Читайте также: «Алые паруса»: краткое содержание и анализ
«Гранатовый браслет»: анализ произведения
Можно ли понять произведение, если под рукой есть только его краткий пересказ? «Гранатовый браслет» — повесть, которую К. Паустовский назвал «благоуханной» историей любви. Проникнуться ее содержанием помогут образы, особенности композиции, сюжетопостроения. Все это — предмет анализа литературного произведения.
Чтобы картина художественных достоинств повести Александра Куприна была полной, изучите мнение литературоведов:
- Как родился замысел?
Истоки замысла знаменитого произведения о любви связаны с любовной драмой, которую пережил Куприн. «Гранатовый браслет» был рожден из желания писателя создать образ идеальной платонической любви, которая посещает человека раз в жизни, делая его по-особенному счастливым или несчастным.
Автор пережил подобное чувство, влюбившись в девушку-аристократку. Ее звали Вера. Семья избранницы А. Куприна поставила условие, чтобы он сделал военную карьеру, однако проступок молодого офицера уничтожил не только карьеру, но и шанс быть счастливым с любимой женщиной.
К печальной истории о безответной любви Куприн обращается в 1910 году. Толчком к созданию повести стал рассказ крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова о том, как его жену Людмилу Ивановну (в девичестве Туган-Барановскую) забрасывал пошлыми любовными письмами некий телеграфист Жолтиков.
На Пасху он подарил ей браслет — позолоченную дутую цепочку с брелоком в виде красного эмалевого яичка. Таким образом, история, описанная Куприным, имела реальную основу и прототипов.
- Идейно-тематическая парадигма.
Главная тема и проблема «Гранатового браслета» — идеальная, жертвенная любовь без взаимности. Чтобы понять сущность любви, автор приводит разные типы влюбленностей и страстей:
- нежная и преданная любовь-дружба супругов Шеиных;
- расчетливая и удобная любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу;
- милосердие-любовь генерала Аносова;
- всепоглощающее чувство Желткова.
Главная героиня долгое время не может понять, с чем имеет дело — с сумасшествием или истинным чувством. Понимает она суть переживаний Желткова только после его гибели. Василий Львович воспринимает переживания влюбленного чиновника как загадочное проявление души, которое он не в силах постичь.
Писатель касается темы эгоизма в любви. Люди в первую очередь думают о собственных чувствах, проявляют эгоцентризм даже в отношении второй половинки. Истинная любовь та, где на первом месте возлюбленный (-ая). Желтков отпускает Веру, убив себя, чтобы дать ей шанс быть счастливой. Без нее его жизнь бессмысленна.
- Композиция.
В композиции произведения важную роль играет соната Бетховена. О ней читатель узнает из эпиграфа и к ней возвращается в финале. Такой прием создает обрамление, благодаря которому выражается идея произведения: истинная любовь — это проявление благородства души. Музыкальная композиция, о которой вспоминает автор, — символ этого высокого чувства.
Сюжет повести линейный (излагается в тринадцати главах). В произведении есть ретроспектива — так читатель узнает от Василия Львовича о тайном воздыхателе Шеиной. Также автор вводит вставные новеллы — рассказ генерала Аносова. Все это помогает понять, что значит любовь для человека и какой она бывает.
Единственная, но детально описанная сюжетная линия, масштабность осмысления главной проблемы, значительный объем произведения позволили литературоведам назвать «Гранатовый браслет» повестью. Автор воссоздал детали своей эпохи, создал типичные характеры, что свидетельствует о реалистичности его манеры.
Готовясь к занятию, посвященному «Гранатовому браслету» Куприна, воспользуйтесь представленной шпаргалкой, чтобы восполнить пробелы в знании текста. Обратите внимание на ключи к анализу повести, которые помогут осознать ее художественные особенности.
Читайте также: «Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849513-granatovyj-braslet-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/