О чем идет речь в стихотворении бывало в сказках старый столб вещал богатырям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада школьников по географии

2018-2019 учебный год

5 класс

1. Задания выполняются без атласа.

2.Тестовые задания оцениваются 1 баллом каждый вопрос.

3.Задания аналитического уровня оцениваются в 2 балла каждый вопрос.

4.Максимальное количество балов за выполнение заданий 26.

5. Время выполнения заданий – 60 минут

Тестовый раунд

1.Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.

а) История

б) География

в) Экология

г) Астрономия.

2.Сколько планет вращается вокруг солнца?

а)7

б) 8 и Плутон.

в)11

г) 15

3. Что такое глобус?

а) модель Солнца

б) модель Земли

в) модель шара

4.Какое соответствие «горная порода – ее тип по происхождению» является верным ?

а) глина – магматическая

б) гранит – осадочная

в) мрамор – метаморфическая

г) известняк — магматическая

5. В чем заслуга экспедиции Фернанда Магеллана?

а) было доказано, что Америка – новый материк

б) было доказано единство Мирового океана

в) был найден кратчайший путь в Индию

г) была открыта Австралия

6.Установи соответствие:

Где добывают полезные ископаемые?

а) в шахтах 1) нефть

б) буровые установки 2) известняк

в) в карьерах 3) каменный уголь

7.Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

а) овес, кукуруза, подсолнечник, лук.

б) огурец, кабачок, чеснок, вишня.

в) груша, абрикос, гречиха, смородина.

г) капуста, лилия, ирис, флоксы.

8.Как появилась почва?

а) она всегда была на планете

б) в результате извержения вулкана

в) из рыхлого слоя горных пород, измененного растениями и животными

г) в результате распашки полей человеком

9.Если встать лицом на север, то с правой стороны будет:

а) юг

б) восток

в) запад

г) северо — восток

10.Какой материк называют Новым светом?

а) Африка

б) Америка

в) Антарктида

г) Австралия.

11. Кто из путешественников Средневековья побывал в Китае и описал жизнь и быт китайцев?

а) Марко Поло

б) БартоломеоДиаш

в) Васко да Гама

г) Христофор Колумб

12.Кто открыл Америку?

а) Фернан Магеллан

б) Христофор Колумб

в) Михаил Лазарев.

13. Установи соответствие:

а) рыболовство 1)дикие пчелы

б) бортничество 2) карп

в) земледелие 3) овес

г) охота 4)соболь

14Кто занимается поиском полезных ископаемых?

а) географы в) археологи

б) геологи г) биологи

15. Какой признак отличает нашу планету от других «планет земной группы»?

а) имеет твердую поверхность

б) имеет атмосферу

в) имеет естественный спутник

г) присутствует вода в жидком, твердом и газообразном состоянии

16. Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а) восточных славян

б) западных славян

в) южных славян

г) северных славян

17.Что такое карта полушарий?

а) карта, на которой дано изображение какой- то территории.

б) карта, на которой изображены две половинки земного шара.

в) карта, на которой изображена Земля.

18.Допиши предложение:

Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют…

19. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

НАУКА ОБЪЕКТЫ

1 физика а) небесные тела

2 химия б) взаимодействие организмов между

Собой

3 астрономия в) взаимодействие человека и природы

4 экология г) разнообразные явления природы

5 биология д) живая природа

6 география е) планета Земля

20.Допиши предложение:

Русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли материк ______________________________

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД.

Задание 1. О чем идет речь в стихотворении:

Бывало, в сказках старый столб

Вещал богатырям:

Пойдешь направо – конь падет,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на

Всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь

Правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в

Пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд

Отправится в поход?

Задание 2 Подбери общий материк для следующих организмов:

утконос, ехидна, кенгуру, дикая собака Динго, райские птицы.

Задание 3. Указать самое высокое место на суше и самое глубокое место в океане на планете Земля.

Ответы и краткие рекомендации по решению и проверке заданий.

5 класс

1. Задания выполняются без атласа.

2.Тестовые задания оцениваются 1 баллом каждый вопрос.

3.Задания аналитического уровня оцениваются в 2 балла каждый вопрос.

4.Максимальное количество балов за выполнение заданий 26.

5. Время выполнения заданий – 60 минут

Ответы на задания тестового раунда:

1- г

2- б

3- б

4-в

5- б

6- а- 3

б- 1

в- 2

7- а- лук

б- вишня

в- гречиха

г- капуста

8- в

9- б

10- б

11- а

12- б

13- а- 2

б- 1

в- 3

г- 4

14- б

15- г

16- а

17- б

18- летописец

19-1-г

2-б

3-а

4-в

5-д

6-е

20- Антарктида

Ответы на вопросы аналитического раунда:

Задание 1 речь идет о географической карте

Задание 2 Австралия.

Задание 3. Самое высокое место на суше – гора Джомолунгма ( Эверест)

в горах Гималаи – 8848м.

Самое глубокое место в Тихом океане – Мариинский желоб 11022м.

Задания Всероссийской  олимпиады
школьников по географии (школьный этап)

2019-2020 учебный год

5 класс

1. Задания
выполняются без атласа.

2.Тестовые
задания оцениваются 1 баллом каждый вопрос.

3.Задания
аналитического уровня оцениваются в 2 балла каждый вопрос.

4.Максимальное
количество балов за выполнение заданий 26.

5. Время
выполнения заданий – 60 минут

Тестовый раунд

1.Как
называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву
.

а) История

б)
География

в)
Экология

г)
Астрономия.

2.Сколько
планет вращается вокруг солнца?

а)7

б) 8 и
Плутон.

в)11

г) 15

3. Что
такое глобус?

а) модель
Солнца

б) модель
Земли

в) модель
шара

4.Какое
соответствие «горная порода – ее тип по происхождению» является верным ?

а) глина –
магматическая

б) гранит
– осадочная

в) мрамор
– метаморфическая

г)
известняк — магматическая

5. В
чем заслуга экспедиции Фернанда Магеллана?

а) было
доказано, что Америка – новый материк

б) было
доказано единство Мирового океана

в) был
найден кратчайший путь в Индию

г) была
открыта Австралия

6.Установи
соответствие:

Где
добывают полезные ископаемые?

а) в
шахтах 1) нефть

б) буровые
установки 2) известняк

в) в
карьерах 3) каменный уголь

7.Подчеркни
лишнее слово в каждой строке.

а) овес,
кукуруза, подсолнечник, лук.

б) огурец,
кабачок, чеснок, вишня.

в) груша,
абрикос, гречиха, смородина.

г)
капуста, лилия, ирис, флоксы.

8.Как
появилась почва?

а) она
всегда была на планете

б) в
результате извержения вулкана

в) из
рыхлого слоя горных пород, измененного растениями и животными

г) в
результате распашки полей человеком

9.Если
встать лицом на север, то с правой стороны будет:

а) юг

б) восток

в) запад

г) северо
— восток

10.Какой
материк называют Новым светом?

а) Африка

б) Америка

в)
Антарктида

г)
Австралия.

11. Кто
из путешественников Средневековья побывал в Китае и описал жизнь и быт
китайцев?

а) Марко
Поло

б)
БартоломеоДиаш

в) Васко
да Гама

г)
Христофор Колумб

12.Кто
открыл Америку?

а) Фернан
Магеллан

б)
Христофор Колумб

в) Михаил
Лазарев.

13.
Установи соответствие:

а)
рыболовство 1)дикие пчелы

б)
бортничество 2) карп

в)
земледелие 3) овес

г) охота
4)соболь

14Кто
занимается поиском полезных ископаемых?

а)
географы в) археологи

б) геологи
г) биологи

15.
Какой признак отличает нашу планету от других «планет земной группы»?

а) имеет
твердую поверхность

б) имеет
атмосферу

в) имеет
естественный спутник

г)
присутствует вода в жидком, твердом и газообразном состоянии

16.
Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а)
восточных славян

б)
западных славян

в) южных
славян

г) северных
славян

17.Что
такое карта полушарий?

а) карта,
на которой дано изображение какой- то территории.

б) карта,
на которой изображены две половинки земного шара.

в) карта,
на которой изображена Земля.

18.Допиши
предложение:

Людей,
которые ведут записи событий своего времени, называют…

19.
Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

НАУКА
ОБЪЕКТЫ

1 физика                             а)
небесные тела

2 химия                              б)
взаимодействие организмов между собой

3 астрономия
                    в) взаимодействие человека и природы

4 экология
                         г) разнообразные явления природы

5 биология
                        д) живая природа

6
география                       е) планета Земля

20.Допиши
предложение
:

Русские
путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли материк
______________________________

                                     
АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД.

Задание
1. О чем идет речь в стихотворении:

Бывало, в
сказках старый столб

Вещал
богатырям:

Пойдешь
направо – конь падет,

Налево –
сгинешь сам,

А прямо –
ждет тебя успех на

Всем твоем
пути!

А что
поможет вам теперь путь

Правильный
найти?

Расскажет,
что, и почему, и где в

Пути вас
ждет,

Как только
дружный ваш отряд

Отправится
в поход?

Задание
2 Подбери общий материк для следующих организмов:

утконос,
ехидна, кенгуру, дикая собака Динго, райские птицы.

______________________________

Задание
3. Указать самое высокое место на суше и самое глубокое место в океане на
планете Земля.

________________________________

________________________________

Ответы
и краткие рекомендации по решению и проверке заданий.

5 класс

1. Задания
выполняются без атласа.

2.Тестовые
задания оцениваются 1 баллом каждый вопрос.

3.Задания
аналитического уровня оцениваются в 2 балла каждый вопрос.

4.Максимальное
количество балов за выполнение заданий 26.

5. Время
выполнения заданий – 60 минут

Ответы
на задания тестового раунда:

1- г

2- б

3- б

4-в

5- б

6- а- 3

б- 1

в- 2

7- а- лук

б- вишня

в- гречиха

г- капуста

8- в

9- б

10- б

11- а

12- б

13- а- 2

б- 1

в- 3

г- 4

14- б

15- г

16- а

17- б

18-
летописец

19-1-г

2-б

3-а

4-в

5-д

6-е

20-
Антарктида

                     
Ответы на вопросы аналитического раунда:

Задание
1 речь идет о географической карте

Задание
2 Австралия.

Задание
3. Самое высокое место на суше – гора Джомолунгма ( Эверест)

в горах
Гималаи – 8848м.

Самое
глубокое место в Тихом океане – Мариинский желоб 11022м
.

Определить по координатам 60°сш 75°вд истинное

местоположение выдуманной сказочной страны

А) ВосточноЕвропейская равнина

Б) Уральские горы

В) Среднесибирское плоскогорье

Г) ЗападноСибирская низменность

7. Прочитайте отрывок из серии детских рассказов Ивана Тургенева.

Обозначьте замеченные вами географические объекты по порядку через

запятую топографическими знаками.

Деревня

«Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной

край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то

плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух — молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки;

лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымкомто пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей.

Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжёлый, но приятный дух.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу

исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки

словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на концекрае земли и неба —

синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно

закрытыми дверями; по другой стороне пятьшесть сосновых изб с тесовыми

крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым

крылечком вырезной железный крутогривый конёк. Неровные стёкла окон

отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед

каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись

клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно

темнеют сени.

Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха

только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева

разбросали сено перед избами: пусть ещё немного посохнет на припёке, а там и в

сарай! Тото будет спать на нём славно!»

8. Корней Иванович Чуковский русский писатель, литературовед,

сказочник, написал такие произведения для детей, как «Мойдодыр»,

«Тараканище», «Айболит», «Бармалей» родился в городе Санкт

Петербург. Определите координаты этого города.

А) 60°сш 31°зд

Б) 59°сш 31°вд

В) 31° сш 59° вд

Г) 59° юш 31 вд


Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Здравствуйте!

II. Мотивация

учения

Учитель зачитывает стиховорение:

География – не скука!

Есть прекрасная наука

О морях, озерах, суше

География – не скука!

Только тихо надо слушать.

Где растут березы, ели и

Пустыня протянулась.

Где дожди идут неделю

Засуха, где затянулась.

География — не скука!

С ней нам очень интересно!

География — не скука!

Это с древности известно.

Вы согласны с тем, о чем говорится в этом стихотворении?

А почему? Объясните свой ответ?

Совершенно верно! Молодцы!

Сегодня, мы с вами докажем, что география предмет очень интересный и увлекательный, полезный и важный.

Да! Полностью согласны.

География изучает все то, что нас окружает и может ответить на разные вопросы: как бежит время, что находится в центре Земли, почему облака такие разные, почему день сменяется ночью, зима весной?


III.

Сегодня, между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменья, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Итак, начнем географическую викторину.

1 конкурс. Приветствие команд (название, девиз, географический привет, пожелание).


2 конкурс. Для начала тест решите,

Правильных ответов буквы запишите

И получится в тот час,

Пожеланье просто класс!

Тесты по теме: «Земля – планета солнечной системы»

Отчего на Земле бывает лето и зима?

Т). Земля вращается вокруг своей оси;

У). Земля вращается вокруг Солнца;

Ф).Зимой солнце греет слабо.

Отчего на Земле бывает смена дня и ночи?

П). Земля движется вокруг Солнца;

Р). Земля имеет шарообразную форму

С). Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток.

Север, юг, восток, запад – это:

П). Основные стороны горизонта;

Р). Промежуточные стороны горизонта.

Приливы и отливы в мировом океане регулируются:

Е). Притяжением Луны;

Ж). Притяжением Земли;

З). притяжением Марса;

И). Постоянными ветрами.

Луна – спутник:

Ф).Марса;

Х). Земли;

Ц).Венеры;

Б). Планета;

А). Звезда;

В). Спутник Земли;

Г). Созвездие.

Наблюдая за Полярной звездой, можно точно определить направление:

В). На север; Г). На юг;

Д) На все стороны горизонта.

Определите по глобусу или карте географические координаты мыса Дежнева:

А) 66 с.ш., 170 в.д.

Б). 66 с.ш., 170 з.д.

Сколько полюсов на Земле?

М). 2; Н). 4; О). 6.


3 конкурс. Кроссворд на тему «»Атмосфера

Покажет нам

Как усвоили вы тему


4 конкурс. С полуслова тот поймет

Кто всех лучше знает,

Что такое пруд, пролив,

Степь, исток, цунами.

Закат, гора, тигр, зима, лес , белочка, пороги, рельеф, бабочка, земля, осень, туман, метель, озеро Байкал, болото, звезды, луна.


5 конкурс. Литературно-географический поединок.

Бывало, в сказках старый столб

вещал богатырям:

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на

всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь

правильный найти?

Расскажет, где и почему, и что в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

О чем идет речь? Свой ответ обоснуйте.

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

А.С. Пушкин

Что эта за ночь? Где она наблюдается? Почему?

Как есть наважденье прямое:

Ни сумерек нету, ни звезд –

Лишь солнце умоется в море

И вновь занимает свой пост.

Где наблюдается подобное явление, описанное

в стихотворении поэта А. Левушкина?

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у краю стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

О какой закономерности географической

оболочки Земли говорится в отрывке из

стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ»?

И неужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешить бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень…

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Почему были написаны эти строки

А. Вознесенским в стихотворении «Байкал».

Дары Терека

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид,

И, приветливо ласкаясь

Морю Каспию журчит:

«Расступись о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им на славу,

Стадо целое пригнал».

Объясните причину произошедшего

изменения в поведении реки.


Карта

Белая ночь. Она наблюдается в тех широтах, где полуденная высота Солнца над горизонтом меньше 18 , т.е. меньше той высоты, при которой наступает конец астрологических сумерек.

За полярным кругом, когда начинается полярный день.

О высотной пояности. Наличие высотных поясов горах обусловлено изменением с высотой климатических условий (интенсивность солнечной радиации, температуры, давления, влажности), а следовательно – типов почв, растительности, животного мира.

В верховьях Терек – типичная горная гора река, текущая в Кавказских горах. По выходе на Прикаспийскую низменность Терек приобретает черты равнинной реки с более спокойным ечением. Прокладывая себе путь по узким каньонам и ущельям гор, река несет с собой обломки скал, камни, постепенно окатывая их. Вот почему русло реки и ее берега покрыты галечником и валунами.


6 конкурс. Музыкальный конкурс. Ребята, вы должны будете угадать мелодию и назвать географические понятия, встречающиеся в песне.

7конкурс. Бывалый моряк нам расскажет рассказ,

А ты не развешивай уши.

Внимательно ты тот рассказ прочитай

Ошибки найди и нам покажи.

Рассказ бывалого моряка

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна — цунами – то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль, следует по своему курсу приближаясь, к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев,

остров мы решили, выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

Найди в рассказе географические ошибки.


8 конкурс. Блиц – турнир по теме «Гидросфера»

1.В каких состояниях существует вода в природе?


  1. От чего образуются цунами?

  1. Назовите материк, омываемый четырьмя океанами?

  2. Чем отличается сточное озеро от бессточного?

  3. В каком состоянии воды в природе больше?

  4. Наш район называется краем …

  5. Какова основная причина океанических течений?

  6. Как называется самое большое озеро Еравнинского района?

  7. Самое глубокое озеро в мире?

  8. Место, где река впадает в другую?

— Жидком, твердом, газообразном

— от землетрясений и извержений подводных вулканов

— Евразия

— есть сток

— жидком

— голубых озер

— под влиянием постоянных ветров

— Большая Еравна

— озеро Байкал

— устье реки


Рефлексия.


  • Проверка домашнего задания. Ребята дома должны были придумать стихотворение «География – не скука»! и нарисовать рисунки на эту же тему.

  • Чем мы занимались с вами на уроке?

  • Было ли вам интересно?

  • Чему научились?

  • Затруднялись ли при выполнении заданий?

  • Слово для подведения итогов жюри.

УМЕЕТЕ
ЛИ ВЫ ОРЙЕНТИРОВДТЬСЙ В
ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ?

1. Русские
сказочники, отправляя своих героев в
далекие странст­
вия, считали
необходимым предоставлять им право
выбора того
или иного пути, предупреждая
о тех опасностях, которые их
ожидают
впереди:

И часто
в сказках старый столб вещал богатырям:
Пойдешь
направо — конь падет, налево — сгинешь
сам!

А что
вместо столба или камня на распутье
поможет юным путешественникам
в их странствиях по страницам этой
книги?

2, Бриг
«Пилигрим», как рассказывается об этом
в романе Ж. Вер­
на
«Пятнадцатилетний капитан», шел
из Новой Зеландии

в
Южную Америку, т. е. с запада на восток.
И вдруг, помимо воли
и ведома капитана, изменил свой курс на
юго-восток. Про­изошло
это потому, что португалец Негаро тайком
отклонил компасную
стрелку на 45°, подложив под компас кусок
железа.

Проходили
дни, ясные, солнечные. Ставший стечением
суро­вых
обстоятельств капитаном брига,
пятнадцатилетний Дик Сэнд
был убежден в непогрешимости компаса;
он считал, что корабль
продолжает путь к западным берегам
Южной Аме­рики…

Вообразите
себя на месте Дика Сэнда. Не возникли
бы у вас сразу
же сомнения в правильности показаний
компаса и благо­даря
какому обстоятельству они должны были
возникнуть? Очу­тившись среди Тихого
океана на корабле с испорченным компа­сом,
при помощи каких известных вам простых
приемов вы могли
бы определить стороны горизонта, а
следовательно, и угод отклонения
магнитной стрелки? И еще вопрос: в какую
сторону Негаро
отклонил стрелку компаса — к востоку
или западу?

  1. На
    рисунке 1 изображен ледниковый стол на
    одном из ледников
    в
    Альпак. Определите по рисунку стороны
    горизонта.

  2. Па
    рисунке 2 изображены шлюпы «Восток» и
    «Мкрный» рус­
    ской
    Антарктической экспедиции Ф. Ф.
    Беллинсгаузена и
    М.
    П. Лазарева (1819—1821). Допустим, что
    художник зарисо­
    вал
    эти корабли в полдень у берегов острова
    Петра I,
    открытого
    русской
    экспедицией на 68°50′ ю. ш. Яркое полуденное
    солнце
    золотит надутые паруса…
    Определите, в каком направлеЕши
    идут
    корабли — на юг, север, восток или запад.

  1. Иногда
    говорят: магнитный полюс находится
    близко от Север­
    ного
    (географического) полюса. Действительно
    ли эти два
    полюса
    уж такие близкие соседи?

  2. В
    каком месте Земли нельзя верить магнитной
    стрелке, вследст­
    вие
    того что она северным концом показывает
    на юг, а юж­
    ным
    — на север?

  3. Ветеран
    Великой Отечественной войны, артиллерист,
    вспомина­
    ет:
    «На Курской дуге были и такие случаи:
    направление стрель­
    бы
    определяли по звездам, по Луне, по
    направлению железно­
    дорожных
    рельсов».

А
почему нельзя было использовать показания
приборов, на* пример
компаса?

8. Шла
Великая Отечественная война. Однажды
ранним утром во
второй
половине сентября 1942 г. мальчик Миша,
посланный на
разведку’
в тыл врага, обнаружил в роще у деревни
скопление
ремонтируемых
фашистских танков. «Как объяснить
потом
командиру,
где находятся танки, чтобы он направил
сюда авиа­
цию?»
В это время на мальчика упала длинная
тень от коло­
кольни
деревенской церкви — вставало, поднимаясь
над рощей,
солнце.
Как раз по другую сторону церкви
находились танки.
«Название
деревни я знаю, — обрадовался Миша,
— осталось
узнать немногое». Вечером
того же дня наши самолеты нанесли
точный
удар по вражеским танкам.

Что сделал юный
разведчик, чтобы определить местонахож->
дение танков?

9. На
рисунке 3 изображена Волга. В какую
сторону течет река —
направо
или налево от читателя?

;’1В.
Самолет стартовал на север… Шли
напряженные часы полета, с
момента старта истекло уже более суток,
но краснокрылая

■ птица
неуклонно мчалась вперед по взятому
направлению —■ прямо
на север! И вдруг оказалось, что самолет
идет кур­сом
«юг».

, Что
произошло? Как случилось, что самолет,
не меняя па-

правления,
шел сначала на север, а потом на юг? Где
это могло произойти?

11. Из
Ленинграда и из пункта на северном
берегу озера Эдуард,
| расположенного
в Африке, немного западнее озера
Виктория,
!
одновременно вылетели два самолета.
Оба пункта отправления
|
находятся на 30° в. д. Самолеты летели
с одинаковой скоростью
?
вдоль параллелей па восток. Первый
приземлился в Магадане,
I
второй, отклонившись перед посадкой
невколько к югу, — на бе-
I
регу Маклая в Новой Гвинее (оба
пункта расположены прибли-
,
зительно на 150° в. д.).

1 Какой
самолет прилетел к месту назначения
быстрее? Во

сколько раз? Почему?

12. Разговор
па пляже в Саратове в полдень 22 июня:

  • Какая тропическая
    жара сегодня!

  • Что
    же в этом удивительного? Сейчас
    под одним из
    тропиков
    где-нибудь в Африке может быть даже
    прохладнее,

I
чем у нас.

I —
Как же можно сравнить Саратов и тропики?
Ведь наш

! город гораздо
дальше от экватора!

— Ничего
странного, если хорошенько подумать.
А
ваше мнение?

13. Ответ
на предыдущую задачу позволит разобраться
и в этой.

Представьте,
что вы стоите спиной к северу у солнечных
ча­сов
в каком-то пункте земного шара (рис. 4).
Солнечные часы показывают
ровно полдень. Высота Солнца составляет
50°. Склонение
Солнца по таблице тоже найдено: +20°. По
радио прозвучали
сигналы московского времени — 13 ч.

Назовите
пункт. Чтобы решить задачу, необходимо
провести некоторые
вычисления и обратиться к карте.

  1. Метеоролог
    первой полярной станции «Северный
    полюс» Евге­
    ний
    Константинович Федоров перед полетом
    сказал, что на по­
    люсе
    полярникам придется жить «ни по какому»
    времени; для
    них
    не будет действительно ни московское,
    нн гринвичское, пи
    нью-йоркское
    время. Почему?

  1. Где на Земле
    начинается раньше всего новый день?

15.
Герой Советского Союза А. В. Беляков,
готовясь к полету через Северный
полюс в Америку, сказал, что «во время
полета мы будем
придерживаться более удобного для нас
счета времени по Гринвичскому
меридиану. Но когда мы сядем в Америке
и пе­реставим
свои часы на местное поясное время, то
окажется, что при
полете с Северного полюса были одни
сутки продолжитель­ностью
в… 35 часов»,

21

Почему
сутки могут оказаться столь большой
продолжитель-1
ности? ■

  1. В
    известном романе Ж. Верна «Вокруг
    света в восемьдесят ■
    дней»
    флегматичный Филеас Фогг совершил
    кругосветное пу- ■
    тешествие.
    Будучи точным, он аккуратно отсчитывал
    дни своего ■
    путешествия
    и все же… ошибся. Оказалось, что Фогг
    был в от- ■
    сутствии
    не 80, а 79 дней. Он мог биться об заклад,
    что 80 I
    раз
    вставало перед ним солнце на востоке
    и 80 раз садилось на В
    западе, но выиграл
    ли бы он это пари — вопрос. Ведь
    джентль-1
    мены
    из Реформ-клуба взяли бы в качестве
    свидетелей всех Щ
    лондонцев,
    которые доказали бы. что с момента
    отъезда Фогга I
    до
    той минуты, когда он вновь ступил на
    родную землю, прошло I
    79
    суток. Во сколько же дней Фогг совершил
    путешествие во- 1
    круг
    света — в 80 или 79? Р

  2. Когда
    экспедиция Ф. Магеллана вернулась в
    Испанию из кру-1
    госветного
    путешествия, то оказалось, что
    мореплаватели «поте­
    ряли»
    один день. По корабельному журналу день
    прибытия зна­
    чился четвергом, а
    на самом деле была пятница. Ошибки

в записях не было.

Куда
же пропал этот день? 9.
Можно ли вернуться во вчерашний день?

— Вот
так вопрос! —воскликнете вы. — Это уже
не геогра­фия,
а фантастика. Только у Герберта Уэллса
в его «Машине времени»
герой рассказа путешествовал в прошлое
и будущее, а
в действительности этого не может быть!

Однако
заданный вопрос — не только из области
географии, но
даже из самой точной ее части — из
математической геогра­фии.

20. Умеете
ли вы «наблюдать» карту, т. е. не только
видеть то, что
на ней изображено, но и
анализировать это изображение?

Обратитесь к карте
Евразии. Найдите сходные черты между
южными полуостровами Азии и Европы.

21. Вот
какой разговор произошел между героями
Марка Твена
Томом
Сойером и Геком Финном во время их полета
на воздуш­
ном
шаре над территорией США. Гек Финн
утверждал, что
«карта
врет», так как на той карте, которой они
пользовались
во
время полета, разные штаты окрашены
в разные цвета,
а
«на самом деле» их цвет один и тот же —
зеленый.

«Да
неужто ты воображаешь, что каждый штат
в природа такого
же цвета, как на карте», — возражал Том
Сойер.

Какой
картой пользовались путешественники?
Какой пра­вильнее
было бы пользоваться?

  1. Можно
    ли, пользуясь политико-административной-
    картой
    СССР,
    на основании имеющихся на ней данных
    определить рай­
    оны
    с большей или меньшей плотностью
    населения? Сравните
    Украинскую
    ССР и Казахскую ССР, Центральный район
    и Даль­
    ний
    Восток. Какие особенности карты бросаются
    в глаза?

  2. Из
    Москвы вылетел самолет. Он пролетел
    1000 км на север, по­
    том
    1000 км на восток, 1000 км на юг и 1000 км на
    запад. Вер­
    нулся
    ли он в Москву?

  3. Определите
    приблизительно местоположение острова
    Робинзо­
    на Крузо, руководствуясь
    следующими отрывками из его днев­
    ника.

Первый
отрывок. «Мы были теперь недалеко от
берегов Гвианы…
Капитан спросил моего совета, куда нам
взять курс…

Рассмотрев
карту берегов Америки, мы пришли к
заключе­нию, что до самых островов
Карибского моря не встретим ни одной
населенной страны. Поэтому мы решили
держать курс на Барбадос…
И стали держать на запад-северо-запад.
Но судьба решила иначе, нас захватил
второй шторм… Так же стремитель­но,
как и первый раз, мы понеслись на запад
и очутились дале­ко
от торговых путей…»

Второй
отрывок.
«Было по моему счету 30 сентября, когда
нога моя впервые вступила на ужасный
остров. Произош­ло
это, значит во время осеннего равноденствия,
в тех же широтах солнце в этом месяце
стоит почти отвесно над го­ловой…»

25. Газетная
заметка в январе 1976 г. сообщала: «Дели.
Вторая за
последний месяц «волна
холода» распространилась на индий­
ский
штат Бихар. Резкое и неожиданное
похолодание привело
к
трагическим последствиям в ряде районов
штата… Холодные
туманы
и роса нанесли урон посевам, улицы
городов штата
оживают
лишь днем, когда Солнце находится в
зените».

В
чем заключается недостаточная
географическая образо­ванность
автора заметки?

26. На
рисунках 5 и 6 изображен один и тот же
большой город на
берегу
широкой реки.

Какая это река? А
город? Назовите их.

27. Даже
самые южные из Алеутских островов
покрыты тундрой.
Комсомольск-на-Амуре
лежит в зоне тайги. В Саратове жаркое
лото
(средняя температура июля +21,3°С),
холодная зима
(средняя
температура января —11,9°С)… В Лондоне
в июле не
жарко,
но зато в январе не надо надевать шубы…

Какой из этих
пунктов самый северный? А самый южный?

28. Какая
местность расположена «под вами»,
в другом полуша­
рии,
в месте, диаметрально противоположном
тому, в котором

Допустим,
вы житель Воронежа. Определите, кто
живет «под

вами».

29. В
практической жизни мы редко задумываемся
над тем, по ка­кому
времени живем. Когда мы слышим по радио
сигналы точ­ного
времени, наша рука послушно устанавливает
стрелки ча­сов
так, чтобы они точно показывали время
своего пояса с уче­том
его разницы с московским временем. Так
как Саратовская область,
например, расположена в третьем часовом
поясе, а Мо­сква
— во втором, то разница в поясном времени
составляет один час.

Однако
если бы мы вздумали проверить время с
помощью солнечных часов, то могли бы
прийти к выводу, что либо сигнал был дан
ошибочно, либо наши солнечные часы
неправильны. Например,
определяя в Романовке (находится у
западных гра­ниц
Саратовской области) в середине апреля
полдень по самой короткой
тени от вертикально поставленного
шеста, мы убеди­лись
бы, что наши часы ушли вперед против
Солнца больше чем на
60 мин.

Зная,
что есть время звездное, истинное
солнечное, среднее солнечное,
всемирное, поясное, декретное и местное,
мы без осо­бого
труда разберемся в этом. Решим несколько
простых задач:

а) Который
час в Романовне по местному времени,
когда по
московскому
времени 12 ч?

б) Который
час по местному времени в этот момент
в Пере­
любе,
находящемся у восточных границ той же
области?

  1. Решив
    предыдущую задачу, легко ответить на
    вопрос: в одно
    ли
    и то же время восходит Солнце на восточных
    и западных
    границах
    какой-либо области? Если нет, то в каком
    случае раз­
    ница
    окажется большей для крайних точек,
    например Астра­
    ханской
    или Оренбургской области?

  2. Одинаковой
    ли длительности день в одно и то же
    число в Сале­
    харде,
    лежащем на севере Тюменской области,
    или в Тюмени,
    расположенной
    на юге ее?

  3. Наше
    понятие о тропическом поясе связано с
    представлениями
    о
    жаре, о Солнце, высоко стоящем над
    горизонтом, а иногда пря­
    мо
    в зените. Нам не приходит в голову мысль,
    что мы, жители
    умеренных
    широт, ну, скажем, жители Черниговской,
    Воронеж­
    ской,
    Оренбургской или даже Читинской области
    (по крайней
    мере
    в южной части последней), можем увидеть
    Солнце на той
    же
    высоте, на какой его видят, допустим,
    жители Калькутты.
    А
    между тем Солнце в перечисленных
    областях бывает даже
    временами
    значительно выше, чем на тропике.

Как
высоко может стоять Солнце в полдень у
самых южных и
самых северных границ вашей области?
(Без карты с градус­ной
сетью задачу решить нельзя.)

33. «Перед
взором Чапаева по тонким линиям карты
развертыва­
лись
снежные долины, сожженные поселки,
идущие в сумраке
цепями
и колоннами войска, ползущие обозы; в
ушах гудел-
свистел
холодный утренник-ветер, перед глазами
мелькали буг-

ры,
колодцы, замерзшие синие речонки,
поломанные серые мос­тики,
чахлые кустарники…

Чапаев шел в
наступленье!»

Это
отрывок из повести Д. Фурманова «Чапаев».
Из него видно,
что Чапаев глубоко понимал карту, живо
и остро воспри­нимал
ее условные знаки.

На
рисунке 7 изображена карта того участка
нашей страны, где
под командованием Чапаева 25-я стрелковая
дивизия била врага.
Обозначенные на карте города и села —
это те пункты, за обладание которыми
или в районе которых сражался Чапаев.
Назовите эти пункты.

Я другой такой страны не знаю…

34. На
вопрос: «Любите ли вы родную природу?»
— все ребята от­
ветят:
«Да!»

Почти
в каждом крае есть так называемые малые
реки. Предложите
ребятам проверить свою любовь к природе,
по­ставив
перед ними следующие вопросы:

  1. На
    какой лодке вы предпочтете кататься
    по малой ре­
    ке—на
    моторной или весельной?

  2. Покидая
    временную стоянку на берегу реки,
    что вы
    сделаете
    с неизбежно остающимся после себя
    мусором — вы­
    бросите
    его в реку, оставите на берегу или
    поступите как-то
    иначе?

  3. Если
    вам предоставится возможность построить
    домик на
    речном берегу, покрытом
    лесом, то вырубите вы мешающие
    строительству
    деревья или выберете естественную
    полянку, на­
    ходящуюся на расстоянии
    километра от уреза воды и без широ­
    кого
    вида на речную долину? ■

  1. ‘Какие
    две страны, находящиеся в северном
    полушарии, располо­
    жены
    также в восточном и в западном полушариях?

  2. На
    Земле много стран, и почти каждая имеет
    свои, присущие
    только
    ей географические особенности. Одна
    страна расположе­
    на
    почти вся на плоскогорье, омываемом
    водами двух океанов
    (Мексика);
    у другой более Уз ее территории лежит
    ниже уровня
    моря
    и около Уз возвышается над ним чуть
    больше чем на 1 м,
    а
    остальная часть — примерно на 200 м
    выше уровня моря
    с
    наивысшей точкой 321 м (Нидерланды). Есть
    государство, ле­
    жащее
    в двух полушариях и омываемое, как и
    Мексика, двумя
    океанами.
    Не правда ли, эш две особенности создают
    впечатле­
    ние чего-то грандиозного?
    А на самом деле это Колумбия, пло­
    щадь
    которой в 20 раз меньше площади СССР.
    Есть государство,
    длина границ которого
    в полтора раза больше окружности
    Земли
    по
    экватору; которое имеет больше всего
    соседей; омывается
    наибольшим
    количеством морей.

Что это за
государство?

  1. На
    территории какой союзной республики
    находятся крайние
    восточная, западная
    и северная точки нашей страны? А край­
    няя
    южная точка?

  2. Нельзя
    представить себе, чтобы жители Южной
    Австралии или
    Тасмании
    увидели солнце на юге, А могут ли жители
    СССР уви­
    деть
    солнце на… севере?

  3. Поэты
    часто воспевают в стихах то реку, то
    горную вершину,
    то
    море, а вот заливы — очень редко.

Стихи
об
одном заливе написал поэт В. Матвеев.

До
Колы щель его сквозная Гоняет
океанский вал. II
никогда, насколько знаю, Он
лежебокой не бывал. Судам объятья
раскрывая — снега, как соль,

луна,
как хлеб,— Он
лед на клочья разрывает, когда
мороз втройне свиреп. То улыбаясь,

то
нахмурясь, Но
не пеняя на судьбу, Несет
из Мурманска и в Мурманск Он грузы на
своем горбу.

Какой залив какого
моря описан в этих стихах?

40. Три
Зеленых мыса можно найти на карте. Первый
из них хоро­
шо
известен — это полуостров в Африке, где
находится самая
западная
точка континента — мыс Альмади. А вот
другие два,
расположенные на территории
СССР, известны меньше. При­
родные
условия в районах, где находятся эти
мысы, очень конт­
растны.
Один омывают воды теплого моря, он одет
пышной суб­
тропической растительностью;
температура здесь почти никогда
не
опускается ниже 0°С и выпадает большое
количество осадков.
Другой
выдается в холодное море, которое редко
бывает свобод­
ным
ото льда. Здесь не растут деревья, долгая
очень холодная
зима
и короткое прохладное лето.

Найдите их.

41. Более
чем па 1000 км растянулась гирлянда
этих островов.
В
ней 36 звеньев-островов и множество
мелких скал, остров­
ков
и рифов, рассыпанных вокруг крупных
островов, словно
бисер.

Каждый
остров — вулкан, осколок вулкана или
цепочка вул­канов, слившихся своими
подошвами. Мрачны и величественны
дышащие
дымом конусы, у подножий которых гремит
океан­ский прибой. Трехкилометровые
глубины подходят к островам со
стороны окраинного моря; со стороны
океана, сразу же за большим
подводным хребтом, расположена одна из
самых глу­боких
океанских впадин.

Какие
это острова? Как называются глубоководная
впадина, окраинное
море и океан?

42. Для
этих островов, расположенных в одном
из морей Северного
Ледовитого
океана, характерны следующие особенности.

  1. Сосновые
    и березовые леса, населенные
    разнообразными
    зверями
    и птицами, как бы перенесены из средней
    полосы евро­
    пейской
    части РСФСР.

  2. Высящиеся
    на самом крупном острове мощные
    стены
    и
    башни из глыб дикого камня и монастырские
    постройки пред­
    ставляют собой
    ценный памятник русского зодчества
    XVI—
    XVII
    вв.

  3. У
    островов богатая история. Это и форпост
    старинных тор­
    говых
    путей в Европу, и крепость, и место
    ссылки. Это и центр
    одного
    из антифеодальных восстаний на Руси.

  4. В
    настоящее время — это крупная туристская
    база, «зе­
    леный
    оазис Ледовитого океана».

43. Что
это за
острова?

Есть
острова вулканические, коралловые,
материковые и т. д« А
есть ли острова ледяные? Мы имеем в виду
не случайное скоп­ление
льда и не плавучие ледяные горы —
айсберги, а острова, существующие
тысячи лет и нанесенные на карту.

  1. Этот
    остров, многократно описанный в
    художественной и гео­
    графической
    литературе, по словам одного русского
    писателя,
    очертаниями
    напоминает стерлядь. Протянулся он на
    910 км,
    загораживая собой от океана
    берег материка и устье одной из
    крупнейших
    рек нашей Родины. На карте его поверхность
    пест­
    рит условными знаками горных
    хребтов, полезных ископаемых,
    городов
    и поселков, носящих славные имена
    русских моряков-
    исследователей.
    Кстати, два крупных мореплавателя
    авторитет­
    но
    утверждали, что это не остров, а
    полуостров. Однако третий
    мореплаватель
    неопровержимо доказал, что это самый
    настоя­
    щий
    остров. Именами двух из трех мореплавателей
    названы про­
    ливы, омывающие остров.
    Какой это остров? Обратившись к кар­
    те,
    назовите имена мореплавателей.

  2. Колумб
    открыл Америку, приплыв к ее берегам;
    Кук открыл Га­
    вайские
    (Сандвичевы) острова, переплыв два
    океана. Казалось
    бы,
    только таким путем, т. е. ступив на новую
    землю или по
    крайней
    мере увидев ее с корабля, можно открыть
    новые остро­
    ва.
    Но так ли это? Ведь открыл же астроном
    И. Леверье на ос­
    новании
    одних только астрономических
    вычислений планету
    Нептун!

Не
было ли в истории географических открытий
такого слу­чая,
когда самый настоящий остров, никем
никогда не виден­ный, не только был
открыт, но и нанесен на карту за письмен­ным
столом?

46. Это
— гипотетический остров, а может быть,
даже и целый ар­
хипелаг.
Одни говорили, что видели издали
именно эту
таинственную
землю, другие проходили здесь на своих
кораблях
и
не обнаруживали никаких признаков суши.
На розыски этих
островов,
которые уже давно получили название,
вошедшее

па

в
географическую литературу, даже
снаряжались экспедиции, но лишь
исследованиями советских полярников
установлено, что
этих островов нет.

Какая это Земля?
Где, как предполагали, она находилась?

47. Карта
нередко поражает неожиданными названиями:
мыс Же­
лания,
залив Терпения. Вот что мы знаем об их
происхожде­
нии.

I. Экспедиция
под руководством голландского
путешествен­
ника,
имя которого носит одно из морей Северного
Ледовитого
океана, в конце XVI
в. стремилась пройти этим океаном на
вос­
ток. Но путь ей преградил огромный
остров. Когда же морепла­
ватели
достигли северной точки острова и
обогнули его, то на­
звали эту точку
мысом Желания (точнее, желанным мысом).

II. Другая
экспедиция под руководством тоже
голландского
мореплавателя
полвека спустя долго пережидала густой
туман
в
заливе, который потому и назван заливом
Терпения. На ост­
рове,
омываемом этим заливом, есть также
полуостров и мыс
Терпения.

О
каком мореплавателе, море и острове
идет речь в первом случае,
догадаться сравнительно легко. Труднее
назвать другой остров,
омывающее его море и имя мореплавателя.

48. На
карте СССР есть удивительный полуостров.
Удивительно
в нем прежде всего то,
что на глазах людей меняются его
очер­
тания,
исчезают заливы, еще недавно омывавшие
берега полу­
острова.
Многое здесь необычно. Одна из самых
глубоких впа­
дин
суши (на 132 м ниже уровня Мирового океана
и на 100 м
ниже
уровня омывающего полуострова моря)
здесь соседствует
с
горами более чем 500-метровой высоты. На
полуострове нет
рек
и озер, но много подземных вод; омывающее
полуостров мо­
ре
не замерзает у его берегов, в нем водятся
тюлени. Даже иско­
паемые
здесь имеют необычный вид: нефть местами
не бьет из
скважины,
а выдавливается, как паста из тюбика.

Этот
полуостров в начале 60-х годов нашего
века стали назы­вать «полуостровом
сокровищ». Здесь есть нефть, обнаружены
природный
газ, фосфориты, самородная сера, марганец,
железо. С
развернувшейся добычей нефти связан
рост молодого города, который
назван в честь сосланного на полуостров
в XIX
в. вели­кого
украинского поэта. Для снабжения его
водой используют опреснительные
установки.

Как
называются полуостров, исчезающий залив
у его бере­гов,
впадина и новый город?

49. О
каком горном хребте написаны стихи
поэта Я. Белинского?

  • О чем говорят стихи лермонтова 6 класс литература сочинение
  • О чем идет речь в сказке о царе салтане
  • О чем говорят слезы веры в рассказе гранатовый браслет
  • О чем идет рассказ в повести ася
  • О чем говорят русские сказки