Мечта и реальность в рассказе Чехова «Мальчики»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Новгородова А.Б. 1
1МБОУ «Намская СОШ №2»
Новгородова Л.Г. 1
1МБОУ «Намская СОШ №2»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Книга играет огромную роль в жизни человека. В детстве нам читают сказки, которые учат нас отличать добро от зла, плохие поступки от хороших, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, мы всегда стремимся быть похожими на наших любимых героев. Именно в этом заключается важнейшая ценность книг. Книга – это величайший учитель всего человечества. Общение с ней помогает человеку развиваться, познавать новое. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена, чтобы наблюдать, изучать, понимать поступки героев, постигать истину. Книга – это добрый друг, который открывает на мир.
Мне очень нравится читать и художественную литературу, и научную. Каждый раз я открываю для себя новых писателей и поэтов. Недавно я открыла для себя творчество Антона Павловича Чехова, прочитав рассказ «Мальчики». Рассказ очень интересный и веселый, мне очень понравился.
Оказывается, он был написан в 1887 году и впервые его напечатали в «Петербургской газете». Как и многие первые произведения Чехова он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте.
У мальчиков была общая мечта – попасть в Америку. В рассказе у них не получилось осуществить мечту, их поймали на Гостином Дворе.
И мне стало интересно: если бы их не поймали, удалось ли бы им осуществить план? Я решила провести исследование!
Цель: соотношение мечты и реальности в рассказе Чехова «Мальчики».
Задачи:
— проанализировать рассказ;
— сделать сравнительную характеристику героев;
-соотнести предполагаемый маршрут побега с реальными возможностями;
— сделать выводы.
Анализ рассказа
Рассказ Чехова — «Мальчики», юмористический и поучительный. Антон Павлович Чехов доносит до нас смысл рассказа в веселой форме.
Главные герои рассказа «Мальчики» — два гимназиста. Один из них, Володя, приехал на Рождество в родительский дом. Вместе с ним прибыл его друг, ученик второго класса Чечевицын. Все домашние – отец, мама, сестры, прислуга были очень рады приезду Володи и его друга. Царила радостная суматоха. При этом отец Володи никак не мог запомнить фамилию его друга, и называл его то Черепициным, то Чибисовым.
Но спустя какое-то время сестры Володи, Катя и Соня, обратили внимание, что мальчиков совершенно не занимает подготовка семьи к празднику. Друзья постоянно о чем-то шептались и внимательно рассматривали карты. Подслушивая у дверей, сестры узнали, что мальчики собрались бежать в далекую Америку, чтобы добывать в Калифорнии золото. Они надеялись самостоятельно пересечь всю Сибирь, Дальний Восток и перебраться на лодках через Берингов пролив. Сестры ничего не стали говорить старшим, надеясь, что из Америки Володя привезет им подарки.
Еще Катя и Соня узнали, что Володя не очень хотел ехать в Америку, потому что ему было жалко маму. Но Чечевицин сумел его уговорить и однажды в доме хватились, что мальчиков нигде нет. Их искали весь день и всю ночь. И только на следующий день мальчиков доставили на тройке из города. Выяснилось, что они переночевали на городском вокзале, а затем отправились в Гостиный двор за порохом.
Володин папа очень строго поговорил с Чечевициным. Володя в это время отлеживался с мокрым полотенцем на лбу. А вскоре за учеником второго класса приехала его мать и увезла сына домой. Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что тяга детей к романтическим приключениям в сочетании с деятельным характером может привести к совершенно неожиданным поступкам. Мальчики, начитавшись приключенческих книг, на полном серьезе собирались добраться до Америки, пользуясь школьными географическими картами. Рассказ учит внимательно относиться к детским играм и задумкам и следить за тем, чтобы шуточные фантазии детей не превратились в реальные планы авантюрного толка.
Сравнительная характеристика главных героев
Чехов характеризует главных героев так. Сын хозяев – Володя Королев, пухлый, общительный и веселый мальчуган. Он воспитан в большой дружной семье, очень любит родных и близких. Володя полностью попал под влияние своего друга Чечевицына. Под его руководством он делает даже то, что ему не хочется.
А друг Володи, видимо, не так обласкан дома, и внешний вид его совсем другой: худощав, лицо смуглое, украшено веснушками, с глаза узкие, губы толстые, щетинистые волосы, мальчик, не блещущий красотой. Характер категоричный, решительный, всеми силами стремящийся к лидерству. К тому же, детские забавы, бытовые вопросы, катание на коньках Чечевицыну неинтересны: он мечтает о подвигах и о жизни необыкновенной. А характер у него волевой, решительный и довольно жёсткий: мальчик умеет увлечь идеей и повести за собой.
Всецело поглощен идеей побега в Америку, даже представляясь сестрам Володи, он называет себя не по имени, а Монтегомой Ястребиным Когтем. За утренним чаепитием он был задумчив и не сразу отвечал на вопросы, а только вздыхал и надувал щеки. Обращаясь к Володе, он называет его Бледнолицым другом. Для воплощения своей мечты Чечевицын готов на убеждения, уговоры, и даже шантаж.
Главные герои абсолютно разные по характеру, но их связывает общая идея. Они находятся в ситуации выбора и, если для Чечевицына выбор прост и ясен, то Володя Королев до последнего момента сомневается в выборе. На одной чаше весов манящие, но непредсказуемые события в воображаемой стране приключенческих романов. На другой родной уютный дом, любимые родители по которым соскучился, сестренки, пес Милорд. Выбор непростой.
Володя, пережив массу душевных терзаний, этот выбор делает в пользу Мечты. Это — поступок! Маленький человек готов пожертвовать ради Мечты самым дорогим, что у него есть на данный момент — семьёй. Через колебания, через страхи перед неизвестным, через физические лишения, но идти вперед! Не только ради мечты Володя делает этот шаг! Еще и ради Дружбы, и данного другу слова. Нравственно это характеризует его с самой лучшей стороны! Легко сидеть дома и рассуждать о подвигах — одно, а вот выйти на морозную улицу и отправиться в поход — это совсем другая история.
Володя — действительно настоящий герой, тогда как господин Чечевицын персонаж неоднозначный. Для него путешествие в Америку не мечта и приключение, а поиск чего-то недостающего ему в реальной жизни. Это его мир, отдаленная, но реальность. Он не совершает нравственного выбора, он его давно сделал. Но ему было проще, чем Володе, ведь у него нет теплого дома и любящей семьи.
Простой на первый взгляд рассказ Чехова на самом деле наполнен очень глубоким смыслом и заставляет задуматься о многих вопросах, которые постоянно ставит перед нами жизнь.
Мечта и реальность в рассказе Чехова
У мальчиков под влиянием прочитанных романов о Диком Западе была мечта – попасть в Америку. Там они планировали добывать золото и разбогатеть. Ребята сумели спланировать путешествие, собрать необходимые, с их точки зрения, припасы и сохранить всю затею в тайне от взрослых. Тем самым мальчики продемонстрировали хороший потенциал предприимчивости и самостоятельной деятельности в будущей взрослой жизни.
В рассказе мальчики спланировали свой маршрут так:
Пермь – Тюмень – Томск — Камчатка и через Берингов пролив в Америку. Если посмотреть по карте и рассчитать расстояние, то это примерно
687 км + 1535 км + 4506 км + 2781 км = 9508 км
Список вещей, которые мальчики решили взять с собой:
два ножа
сухари
увеличительное стекло для добывания огня
компас
4 рубля денег
Если хотим рассчитать хватило бы им денег, нам надо вычислить и перевести их на современное рублевое выражение.
Чтобы вычислить сколько стоят в наше время 4 рубля 1887 г., мы должны рассчитать сколько будет стоить по нашим деньгам 1 рубль того времени и для вычисления мы взяли в пример зарплату кухарки 8 руб.
1 ) 12110,02:8=1513,75
2) 1513,75*4=6055 руб
Вывод: мальчики имея такие деньги не смогли бы преодолеть такое большое расстояние. И хорошо, что их сразу нашли, потому что могло случиться всё, что угодно.
Заключение
Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.
Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя очень переживал, плакал, раскаивался, что принес своей семье столько горя. От переживаний ребенок почувствовал себя плохо, его уложили в постель. Ему постоянно делали примочки из смоченного уксусом полотенца. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них.
Чечевицын наоборот был горд своим поступком. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей. Выражение его лица было надменным и суровым. Он так и не осознал, что заставил переживать родителей. И покидая гостеприимный дом Королевых с приехавшей за ним матерью, на прощанье в тетради Кати он написал «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Из двух героев мне понравился Володя. Я считаю его честным и добрым человеком, который переживает не только за себя, но и за своих родителей. Он для себя понял, что самое главное для человека – это его семья.
Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а всегда иметь своё собственное мнение на все происходящее.
Список использованной литературы:
https://kulturologia.ru/blogs/190415/24168/
Чехов А.П. Рассказ «Мальчики»
Приложение
Просмотров работы: 3007
0
О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли жизнь в Америке?
Задание по литературе для 4 класса А.П. Чехов «Мальчики» О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
2 ответа:
1
0
Герои рассказа Чехова «Мальчики» Володя Королев и его друг Чечевицын мечтали убежать в Америку. они много читали приключенческой литературы и представляли себе жизнь по прочитанным книгам.
Они верили, что можно питаться охотой и грабежом, что можно вступить в братство пиратов, что можно сражаться с индейцами и пить джин. Они хотели стать в итоге зажиточными плантаторами в Америке.
Это были наивные детские мечты, осуществиться которым было нельзя. Мальчики ни как не могли бы попасть в Америку самостоятельно, да еще и северным путем. К тому же даже попав туда, они бы обнаружили, что реальность сильно отличается от прочитанного в книгах.
0
0
В рассказе «Мальчики» Чехов описывает двух наивных мечтателей и романтиков — Володю и Чечевицына, которые хотели сбежать в Америку через Сибирь и Аляску.
Мальчики представляли себе жизнь по страницам книг, и думали, что она состоит из охоты, грабежа, питья джина и женитьбы на красавицах.
Такой мечте не суждено было осуществиться, потому что она была нереальной. Мальчики не могли убежать в Америку, их поймали на первой станции. Они не могли бы жить придуманной жизнью, потому что времена изменились, и описанное в романах длишь плод фантазии автора.
Читайте также
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.
Возьмем для примера стихотворения Тютчева.
Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».
В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:
Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи
Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:
Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.
Условие(я) задания(й):
1. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
2. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
3. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь? Герои решились на побег, потому что: • были смелыми и решительными; • были глупыми и самонадеянными; • мало знали и плохо представляли трудности пути; • не любили своих близких; • хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными; • любили путешествовать и узнавать новое? Объясни.
4. В конце и в начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?
5. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
6. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.
7. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
8. Рассмотри иллюстрации и кратко опиши эпизоды, которые изображены. Выборочно перескажи эти эпизоды.
Нажми по картинке c решением и она увеличится
ГДЗ: Правильный(е) ответ(ы) или решения(е) 1-8
из
А. П. Чехов. Мальчики стр. 93
, Чудесный мир классики ,
Литературное чтение. 4класс. Учебник, Часть 1. Климанова 2022г.