О чем напоминает красный мох в тундре сказка кукушка

Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Кукушка» и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.

План пересказа сказки «Кукушка»

  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.

Кратчайшее содержание сказки «Кукушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.

Главная мысль сказки «Кукушка»
Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка «Кукушка»
Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку «Кукушка»
Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке «Кукушка»
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Жалей отца с матерью,других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит.
На своего ребенка кому пожалуешься.
Самая больная рана от своего дитяти.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кукушка»
Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили.
Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить.
А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.
Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали.
Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток — клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.
Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает.
Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают.
А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется.
Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.
А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки «Кукушка»
Малица — длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур.
Чум — жилище северных народов.

НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста

Задачи:

Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;

развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;

воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Воспитание взаимопомощи …..

Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица

Ход занятия

  • Приветствие детей воспитателем

— Здравствуйте, ребята.

2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.

— Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)

— Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность … Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.

— Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)

— Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?

— Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»

— А как вы понимаете слово «народная»?

— Чем отличается “сказка”  от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)

— У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.

— Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную  сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?

3) Жила на земле бедная женщина.

Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.

Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

— Как вы понимаете значение «бедная женщина»?

— Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?

— Что можно сказать о маме? Какая она?

От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,

Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.

Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

— Как вы думаете, почему заболела мать?

Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.

Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.

Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья

—  На что похожи рукава малицы?  (На крылья)

— Вот и у нее рукава превратились в крылья

— Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор — это орнамент народов севера.

— Продолжаем

И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.  (Выключаю экран)

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

— Тундра – это  вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.

— В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.

4) Вопросы после чтения

— 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?

— 2. По вашему мнению о чем эта сказка?

— 3. Почему в сказке женщину называют бедной?

— 4. Сколько у неё было детей?

— 5. Нужна ли была помощь маме?

— 6. Как нужно относиться к своей маме?

— 7. Почему женщина заболела?

— 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?

—    А как бы вы закончили эту сказку?

— 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?

— 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?

5) Творческое задание

— Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.

— Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.

— Вот мы и разделились на 2 команды.

-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»

— На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.

6) Рефлексия

— Вам было интересно, понравилось?

— Чему научила вас эта сказка?

— Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?

7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.

 До свидание!

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 83

УКМ «Перспектива»

1. Обсудите с другом. Что важнее оказалось для детей: свои дела или просьбы матери?

Бедная мать одна растила четверых детей. Она мыла, убирала, готовила пищу. От такой тяжёлой жизни мать заболела, но дети даже не поднесли ей стакан воды.

Как мать не просила о помощи, дети не слушали её и играли в свои игры.

Игры для них оказались важнее матери, её просьб.

2. Поняли ли дети свою ошибку?

Дети поняли свою ошибку, когда было уже поздно. Их мать превратилась в кукушку и улетела. Напрасно дети бежали вслед за птицей, напрасно кричали, что принесли воды. Мать не вернулась.

3. Вспомни пословицы, которые можно использовать в качестве названия к ненецкой сказке «Кукушка»?

Для названия этой сказки можно использовать пословицы:

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Жалей отца с матерью — других не найдёшь.

Кто доводит родителей до слёз и сам счастья не увидит.

Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.

Родную мать никем не заменишь.

4. В 1 классе ты прочитал сказку «Три сестры». Перескажи её.

Пересказ сказки «Три сестры» для 2 класса

Жила-была одинокая женщина и было у неё три дочери. Всё делала женщина для дочерей: кормила, поила, баловала. Выросли дочери красавицами, вышли замуж и уехали от матери.

А мать тяжело заболела и послала белочку за дочерями.

Но старшая сказала, что ей надо чистить тазы. Белочка рассердилась и превратила её в черепаху.

Средняя сказала, что ей надо ткать для ярмарки. Белочка рассердилась и превратила её в паучиху.

Младшая ничего не сказала, а бросила все дела и побежала к матери.

И сказала белочка, что будет младшая дочь жить долго и счастливо, что будут все её любить и уважать.

Так и вышло. Прожила младшая дочь долгую жизнь, было у неё много детей и внуков, все её любили и уважали. А когда пришло время умирать, превратилась младшая дочь в пчёлку и стала делать людям добро.

5. Обсудите с родителями. Какая мысль объединяет эти две сказки?

Обе сказки рассказывают о неблагодарных детях, которые забыли о своей матери и были сурово наказаны. В ненецкой сказки дети остались без матери, которая превратилась в кукушку. В татарской сказке старшие дочери превратились в черепаху и паука.

Но младшая дочь, не забывшая мать, была вознаграждена.

Эти сказки объединяет одна главная мысль: своих родителей нужно почитать, всегда помнить о них и помогать им, особенно в старости и болезни.

  • О чем написать рассказ генератор идей
  • О чем написана сказка о рыбаке и рыбке
  • О чем нам расскажут осенние листья сочинение 3 класс
  • О чем на самом деле сказка о рыбаке и рыбке
  • О чем на самом деле сказка золушка