О чем писал андерсен в своих сказках


Чему учат сказки Андерсена волшебные и добрые

Чему учат сказки Андерсена волшебные и добрые

  • Автор:

    Акопян Екатерина Андреевна

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок — это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому — система ярких и уникальных образов автора.

Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

4) Сострадание и милосердие.

Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.

Закладки:

Сказки Андерсена — не такие простые, как кажутся на первый взгляд. Большинство произведений писатель списывал со своей жизни, наделяя героев качествами, которые были у него самого. Например, Стойкий оловянный солдатик — это практически автобиографичный рассказ про нелегкое детство Андерсена. Во всех произведениях есть явный психологический подтекст, писатель перекладывает свои детские травмы на бумагу. Но вопрос, нужно ли это читать детям?

фото: кадр из фильма «Девочка со спичками»

Еще одна причина, из-за которой сказки Андерсена в оригинале могут навредить детям, — это явный религиозный подтекст. Автор не только поднимает такие важные вопросы, как вера в Бога, но и явно навязывает свою точку зрения. Никто не говорит, что это плохо, вопрос лишь в том, нужна ли эта информация неокрепшим умам?

Советское правительство подвергло жесткой цензуре сказки датского писателя, вырвав из его произведений целые абзацы или переписав полностью концовки. Если раньше оригиналы сказок Андерсена было днем с огнем не найти, то сейчас они находятся в прямом доступе во многих букинистических магазинах. Но то, что там описано, явно не для детского чтения. Давайте разбираться на конкретных примерах.

«Дикие лебеди»

Вы никогда не задумывались, почему у Элизы одиннадцать братьев? Это число не случайно: оно напрямую указывает на число апостолов после предательства Иуды. Если прочесть оригинал этой истории, то становится понятно, что главная героиня — очень набожный человек, который большую часть времени проводит в молитвах. Элиза — образец красоты и благочестия. Автор призывает быть похожими на девушку, потому что она ведет себя правильно и только это помогает ей справиться со злой мачехой.

Еще один эпизод, который вряд ли поймут маленькие читатели, — это подвиги героини ради своих братьев. Это не акт самопожертвования ради спасения близкого, а история странствования души и искупления грехов. Об обете молчания, который дала девушка, наверное, говорить не стоит.

фото: Legion-Media

«Снежная королева»

Любимая сказка многих детей. Только в оригинале было все не так: зеркало разбивали не ученики тролля, а Дьявол и его Бесы. Они хотели посмеяться над Творцом мира и его ангелами, посмотрев, как он будет спасать человеческую душу, которая утопает в грехе.

Все мы знаем Герду как смелую девушку, которая гордо сражается со стражниками Снежной королевы. А вот в оригинале сказки Герда при любой трудности не спешила вступать в бой. Она уповала на Всевышнего, закрывала глаза и долго молилась. Еще одна отсылка к религии: бабушка читала Каю и Герде Евангелие, а не сказки, как указано в советском переводе произведения.

фото: Legion-Media

«Девочка со спичками»

Были произведения, которые советская цензура не смогла перекроить, как ни старалась. Тогда было решено вообще не публиковать сказку «Девочка со спичками». Многие советские школьники даже не подозревали, что у Андерсена была история, которая пропагандирует смерть как исцеление.

Тут заложен и еще один смысл: Андерсен рассказывает о своих детских травмах и показывает, к чему может привести родительская жестокость.

фото: Legion-Media

Вообще, многие произведения датского писателя были автобиографичными. Андерсен родился в бедной семье, но благодаря своему таланту он стал знаменитым, дружил с королевскими особами. И при этом до конца своих дней оставался одиноким.

Сказка «Гадкий утенок» — это пересказ жизни писателя, причем Андерсен не стесняется описывать все свои детские травмы. В сказке весь скотный двор смеется над «гадким утенком». Также подшучивали, а иногда и откровенно издевались, одноклассники и учителя над маленьким Андерсеном в школе. Писатель говорил, что ему было особенно тяжело во время учебы. Он обижался, когда сказку «Гадкий утенок» называли детской, ведь писал он ее на самом деле для взрослых.

«Стойкий оловянный солдатик» — еще один автобиографичный рассказ, но тут уже описывается его более поздняя жизнь. Когда Андерсен еще не стал столь знаменитым, он жил в бедности и лишениях. «Солдатик», как и сказочник, хотел путешествовать и увидеть мир, но очень страдал из-за того, что был вынужден оставаться в коробке.  

Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества раскрылись наиболее полно, почти все его сказки стали самыми любимыми и читабельными произведениями. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры в «Дорожном приятеле», «Диких лебедях «, «Русалочке», «Стойком оловянном солдатике». Одна из наилучших, самых поэтичных и добрых сказок Андерсена — «Русалочка». К теме неразделенной любви русалки к человеку писатель обращался неоднократно еще в ранних стихотворных сказках («Русалка с острова Самсе» и др.), эту же тему он затрагивал в очерке «Теневые картины».

Тем не менее, Андерсен создал целиком самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряженного развития сюжета, как в первых сказках сборника, а и благодаря убедительному психологизму, который раскрывает поэтичность самой Русалочки и изображает человека воплощением благородства, доброты и красоты. Именно поэтому заветной мечтой Русалочки является не только влюбить в себя принца, а и получить человеческую душу. Этот путь сложный. Наибольшее испытание выпадает на ее судьбу, когда сестры-русалки приносят ей весть, что лишь убив принца, она сможет снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить возлюбленного. Трактуя народную легенду, Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него «бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека. Это определение несправедливое! Так как в этом заложен элемент случайности… Я позволил русалке идти естественным, лучшим путем».

Это путь развития духовных сил. Уроки добра здесь более сложные, чем в предыдущих сказках. Андерсен поместил перед «Русалочкой» обращение «К взрослым», утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность. Писатель часто использует слово «настоящий». И это не случайно. Его солдат с «Огнива» — настоящий солдат, т.е. решительный и смелый человек. В «Принцессе на горошине» принцесса также настоящая, она настолько чувствительная, что находит горошину под всеми перинами, но важнейшее в ней то, что она как настоящий человек способен преодолевать тяжелейшие испытания.

Моральное мужество Русалочки — также путь к ее настоящей сущности, к «настоящему» в ней. От своего настоящего — поэтического — содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы тяжело ей не приходилось. Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в «Калошах счастья». Герой попадает в любимые им Средние века, но все там кажется ему плохим. Возвращение в свое время он воспринимает как милость.

Стражник в этой самой сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова быть бедным стражником. Наибольшей силы эта тема достигает в «Новом платье короля», где человек подменяется. Король не руководит страной, а лишь переодевается, хотя изысканные костюмы не могут спрятать его настоящую сущность. Характерно, что развенчивает обман ребенок из толпы: истина в простых, естественных людях, считают романтики. Андерсен показывает также, что случается, если человек теряет хотя бы одно качество истинной, «настоящей» личности. Происходит это по обыкновению с богатыми и вельможными. Здесь великий сказочник находит емкие образы и выразительные поступки персонажей, которые однозначно утверждают неприемлемость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, абсурдное.

Задача писателя — сделать для читателя совсем невозможным выбор позиции осмеянного, поскольку она явным образом бессмысленная, а из-за этого и морально безобразная. В «Свинопасе» авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей.

Главная мысль сказки — в сопоставлении истинного и обезображенного, «ненастоящего», создаваемого обстоятельствами. Напыщенная принцесса отбрасывает истинное: прекрасную живую розу и живого соловья, любуясь вместе с тем банальными вещами. Желая получить «ненастоящие», сделанные вещи, принцесса ведет себя как «ненастоящая» принцесса: она падает настолько низко, что целует свинопаса. Тем не менее, великий сказочник не противопоставляет в этой сказке полярные явления, а сопоставляет разные варианты «ненастоящего».

Этим вторым «ненастоящим» является сам принц. Хотя, на первый взгляд, это и не ощущается, но именно отсутствие в сказке настоящего героического начала, возвышенного над низким и мещанским, создает мягкую иронию. Мы постоянно видим авторскую улыбку, которая переводит трагическую ситуацию в комическую. Уже начало сказки раскрывает условия задачи. «Был когда-то бедный принц, — читаем мы в первом абзаце, — у него было королевство, очень маленькое, но достаточно большое, чтобы жениться, и он хотел жениться». Жениться хотел из-за того, что был честолюбивым, хотел улучшить дела с помощью богатого приданого дочери кайзера.

Препятствием для свадьбы стал сундук, а купеческий сын сам по себе ничего не достойный. Сложная идея наказания за чванство или переоценку своих возможностей раскрывается в «Райском саду»: королевский сын, имея бесчисленное количество книг, прочитал их все и считал себя всезнайкой с крепкой волей, осуждал Адама и Еву за то, что по их вине человечество потеряло благодать. Тем не менее, попав в райский сад, сам не смог удержаться от соблазна.

Социальная проблематика, безусловно, присутствует в сказках Андерсена, и отчасти она довольно значительная, как в сказке о Большом и Маленьком Клаусах. Не случайно автор в самом начале объясняет, что одного Клауса звали Большим, поскольку у него было четверо коней, а второго — Маленьким, поскольку у него был лишь один конь! В фольклорном варианте, которым пользуется Андерсен, братья различались тем, что один был старшим, а второй — младшим. Писатель заостряет социальный аспект произведения. Не короли и принцессы побеждают у него простолюдинов, а обычный солдат перехитрил короля и королеву с их придворными в «Огниве», бедная Дюймовочка отказывается соединить свою жизнь с богатым кротом и т.д.

Но настоящий демократизм Андерсена наиболее четко прослеживается в системе изобразительных средств. Его короли и принцессы ведут себя как обычные люди. В «Принцессе на горошине» король идет отворять ворота, а королева застилает постель. В «Огниве» королева, король и все придворные отправляются в город искать кресты, которыми обозначены ворота того дома, где живет солдат. В «Свинопасе» король лично нанимает бедного принца пасти свиней, и тот самый король ходит дома в потоптанных туфлях. Принцесса в «Диких лебедях», чтобы спасти своих братьев, выполняет работу крестьянки: делает нити из крапивы и плетет рубашки.

Сведение властителей мира сего к уровню обычных мещан или крестьян свидетельствует о том, что сама идея королевской власти потеряла в сказках Андерсена свое величие и особый ореол, сопутствующий действительно прославленной власти. Король у него может быть смешным в своем бессилии, как, например, король-отец в «Дорожном приятеле», отталкивающим в своем чванстве, как главный герой в «Новом платье короля».

О сказках Ханса Кристиана Андерсена

« Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только для детей, но и для взрослых…. Детей более всего забавляла сама фабула, взрослых интересовала вложенная в них идея».

Х.К.Андерсен.

Как-то в детстве Андерсен спросил отца: «Что такое сказка?» Тот ответил:

— Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся.

Именно такие сказки и писал Ханс Кристиан Андерсен.

С 1835 года, с тех пор как вышла в свет первая книга сказок Андерсена, и по 1872 год сказочник опубликовал 156 сказок, разнообразных как по содержанию, так и по художественной форме. Наряду с типично сказочными произведениями в сборниках Андерсена встречаются и короткие реалистические рассказы, и бытовые зарисовки, и лирические стихотворения в прозе, и исторические легенды.

Все сказки и истории писателя можно разделить на 4 цикла: «Сказки. Рассказанные детям» (1835-1842), «Новые сказки» (1843-1848), «Истории» (1852-1855), «Новые сказки и истории» (1858-1872).

В первый сборник Андерсен включил, в основном, сказки, близкие по содержанию и стилю к народным. В них прославляется мужество, ум и любовь, искрилась весёлая задорная шутка. Сказки были разные. Были пересказы и переделки народных – «Огниво», «маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Дорожный товарищ», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Свинопас». Были сказки, основанные на датских народных поверьях, — «Аисты, «Райский сад», «Оле –Лукойе». Были и такие, где использовался сюжет других народов, — «Нехороший мальчик», «Новое платье короля», «Сундук-самолёт». В этот сборник впервые вошли сказки, которые придумал сам писатель , — «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик».

Когда сказки Андерсена появились на прилавках книжных магазинов датской столицы, все были поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои! Ведь датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. А у писателя же в сказке «Огниво» принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая, Элиза из сказки «Дикие лебеди», отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью: ради того, чтобы спасти своих братьев-принцев, она готова идти на всё, даже на смерть.

А куда девалось в сказке уважение к важным персонам? Ведь король у Андерсена голый! Он занят не важными государственными делами, а лишь своими нарядами. Королевские министры и чиновники – глупы и лицемерны, они боятся сказать правду, так как их могут обвинить в том, что они не соответствуют своей должности.

Изменился и волшебный мир сказки. Например, купеческий сын из сказки «Сундук-самолёт» летает не на волшебном ковре, а на старом сундуке.

В сказках появились поэтические описания, например, в сказке «Русалочка»: «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. На дне растут удивительные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. В этой чаще шныряют маленькие и большие рыбы, точь-в-точь как у нас птицы в лесу».

Необычайно было и начало сказок, например, в сказке «Скверный мальчишка»: «Жил-был старый поэт», а в сказке «Цветы маленькой Иды»: « — Бедные мои цветочки умерли, — сказала маленькая Ида».

Как видно, уже в первом сборнике Андерсен вводит в свои сказки очень много нового. Критикам это не понравилось. Но сказочник искал поддержку у народа. «Простые люди, суждению которых я придаю большое значение, оценили сказки выше всего написанного мною»,- рассказывал он позднее.

В 1838 году одна из газет писала о народности сказок Андерсена, их оригинальном стиле, «столь подходящем для развлечения того слоя читателя, для которого они предназначены». Газета имела в виду простых людей. Именно для них и творил сказочник.

Второй сборник сказок Андерсена был назван «Новые сказки». Состоял он из двух томов. В сборник вошло совсем немного произведений, в которых писатель вспомнил народные сказки, предания или поверья, — «Снежная королева», «Волшебный холм», «Прыгуны», «Хольгер-Датчанин». Все остальные были сочинены сказочником – «Соловей», «Тень», «Жених и невеста», «Старый уличный фонарь», «Красные башмачки», «Девочка со спичками» и другие.

«Новыми» Андерсен назвал свои сказки не только потому, что большинство из них было придумано им самим, а потому, что источником их была реальная жизнь.

Писатель обладал необыкновенным даром: на что бы он ни взглянет, к чему не прикоснется – все превращалось в сказку. «Часто мне кажется, — писал сказочник, — будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе». И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории».

Однако мало быть только внимательным и из любого пустяка видеть сказку, нужно быть еще и поэтом, и фантазером, чтобы помочь рассказать различным вещам, растениям, животным о себе. Через  эти художественные образы Андерсен сумел выразить человеческие черты, достоинства и недостатки.

Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Однако от того. Что люди. Явления природы, вещи становятся героями сказки и живут необычной жизнью, сама сказка не теряет своего волшебства.

«Новые сказки» были доброжелательно встречены не только читателями¸ но и датской прессы. Одна из датских газет писала : «Они (сказки) так нравятся, что каждый новый сборник сказок с радостью принимает безо всякой рекомендации.

«С этого сборника, — писал Андерсен, — начинается великое признание сказок».

В 1852 году на книжных прилавках Копенгагена появилась небольшая книга. На обложке стояло давно полюбившиеся детям имя Ханс Кристиан Андерсен. А ниже вместо привычного увлекательного заглавия было написано «Истории».

«Неужели Андерсен перестал писать сказки? – думали некоторые. Неужели он полностью переключился на зарисовки с натуры и картинки из жизни?» нет, непохоже. В новом сборнике встречались и волшебные, фантастические образы, и сказочные персонажи, переживающие невиданные приключения.

В этих историях Андерсен рассказывал, в основном, о датских мещанах, богачах. Только появились они уже в новом обличии, потому что неистощима была фантазия сказочника. «В стручке сидело пять горошин…» — рассказывает писатель в истории «Пятеро из одного стручка». И можно догадаться, что сказочник имеет в виду копенгагенских обывателей, которые считали, что все на свете создано по их образу и подобию, потому-то, пока стручок и горошины зелёные, они думали, что весь мир тоже зеленый. А когда прошло несколько недель, горошины и стручок пожелтели, и потому они решили: «Весь мир желтый!»

Но все же сказки Андерсена не исчезли. В 1858 году вышел очередной сборник. Он назывался «Новые сказки и истории».

В новом сборнике сказочник вернулся к сюжетам народных сказок, но все же сказка стала более бытовой и современной. Например, в сказке «Скороходы» герои состязаются в проворстве, в ловкости, в быстроте и награда за это не рука королевской дочери, а свободный доступ в огород с капустой.

В сказках этого периода проявляются и другие произведения, рассказывающие о достижениях науки и техники, в одной из сказок герой разъезжает на паровозе.

        Сказки Андерсена разнообразны и принадлежат к числу наиболее читаемых. А имя его – одно из первых в перечне популярных писателей.

Литература.

  1. Брандис Е. «От Эзопа до Джанни Родари». М., Детская литература, 1980.
  2. Брауде Л.Ю. «Ханс Кристиан Андерсен». М., Просвещение, 1987.
  3. Маршак С.Я, «О сказках Андерсена», соч. т.4. М., Художественная литература,1960.
  4. Муравьева И.И. Андерсен. М., Молодая гвардия , 1959.
  5. Фиш Г. Скандинавия в трёх лицах, кн.1. М., Советский писатель, 1969.

  • Няня где жучка спрашивает тема сочинение рассуждение
  • О чем можно написать в рассказе
  • О недопуске к работе как пишется
  • Нянчить птенчика как пишется
  • О чем может поведать герб вашего города с помощью информации из интернета подготовьте такой рассказ