О чем писать сочинение без срока давности

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» учреждён Министерством просвещения
Российской
Федерации в рамках просветительского проекта «Без срока давности», инициированного
Президентом России
Владимиром Путиным и направленного на сохранение у современников памяти о Великой
Отечественной войне. В рамках
проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские
акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве
волонтёров, членов поискового движения.

Участники

5-7

школьники 5–7-х классов

8-9

школьники 8–9-х классов

10-11
(12)

школьники 10-11(12) классов

студенты образовательных организаций
системы СПО

К участию приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования:

обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации,

российские граждане, обучающиеся в специализированных
структурных образовательных подразделениях загранучреждений МИД России,

обучающиеся образовательных организаций Республики Беларусь, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Календарь

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

с 9 декабря 2022 года
по 30 января 2023 года

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

с 31 января
по 10 февраля 2023 года

Региональный ЭТАП

с 11 февраля
по 28 февраля 2023 года

Федеральный ЭТАП

с 1 марта
по 25 марта 2023 года

На федеральный этап Конкурса от каждого субъекта Российской Федерации принимается по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, набравших по результатам оценивания в субъекте Российской Федерации максимальное количество баллов.

Организаторы

Конкурс проводится Минпросвещения России совместно
с руководителями
высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Тематические направления

В конкурсных сочинениях участники рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР

преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Жанры конкурсных работ

Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная
экскурсия, рецензия, путевые заметки

Рекомендации по объёму сочинения

школьники 5–7-х классов

2-4 страницы

школьники 8–9-х классов

3-5 страниц

обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по
образовательным программам среднего профессионального образования

4-6 страниц

Алгоритм написания конкурсного сочинения

1 шаг

Выбор тематического направления

2 шаг

Определение и формулировка
темы

3 шаг

Выбор жанра написания конкурсного
сочинения

4 шаг

Отбор информации в соответствии
с выбранным тематическим направлением и жанром

Завершающий шаг
5

Написание текста в соответствии
с рекомендациями, критериями оценивания

Критерии оценивания

Федеральный этап

жанровое и языковое своеобразие сочинения

общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный,
муниципальный и региональный этапы

жанровое и языковое своеобразие сочинения

Особые номинации

за представленный опыт работы с архивными материалами проекта «Без срока давности»

за использование писем времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, свидетельствующих о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских граждан

за гражданскую активность и поддержку мероприятий проекта «Без срока давности»

за участие в деятельности поисковых отрядов

за осуществление деятельности по сохранению «мест памяти» геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

за умение сравнивать исторические события, явления, процессы на различных исторических этапах нашей страны

за оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство и выразительность русского языка

за проявленные знания истории России

за уважение и внимание к миссии педагога

Одна пуля — десятки жизней

Война. 1941 год. Что может быть страшнее этих слов? Ничего! Это самое ужасное событие в семье каждого из нас!
Слово «война 41-го» словно пронзает сердце насквозь: мурашки по коже, страх, бессмыслица… Как вообще это произошло? Почему наши деды и прадеды были лишены элементарного — человеческого счастья, многие детства, а может вовсе — жизни? Столько вопросов в голове, на которых нет ответа, и никто не даст пояснения случившемуся…  

Моя семья хорошо знакома с этой трагедией, ведь то страшное время застал мой прадед. Я каждый раз слушаю рассказы о войне со слезами на глазах, то как все происходило, моя прабабушка даже не могла передать , я конечно , слушая ее, пытался представлять картину, но не настолько тяжело и пронзительно как она. Я видел страх, весь ужас происходящего в каждой слезинке покатившегося с глаз мой прабабушки, но я ничем не мог помочь. Да, я мог только поддержать ее словесно: «ведь что есть в моих руках»,- думал я в беседе с ней.

По её словам, в один из самых обыкновенных дней знойного июня приходит письмо. Никто из домашних даже не подозревал, о чём говорилось в нем. Началась война, и прадедушку забирают на фронт. После этой новости все были шокированы; в голове прабабушки пробежали страшные вещи, мысли были разные: смерть, война, танки, пуля… ну что ж сделать, Родина нуждается в наших защитниках. На следующий день прадед был готов отправляться на фронт. Приехала машина забирать прадеда и ещё других молодых людей. Долго не могла прабабушка отпустить его, проплакала всю ночь, крепко-крепко обнимала его и не хотела отпускать, как будто знала об обреченный судьбе прадеда. Она молила Бога, чтобы с ним ничего трагического не случилось, чтобы война скорее закончилась, и он вернулся домой целым и невредимым. Но всё случилось хуже, чем она ожидала.

Все произошло по дороге на фронт. В машине находились солдаты, ехавшие защищать свою Отчизну, с ними был и мой прадед. Они были готовы взять в руки автомат и до последнего вздоха, любой ценой остановить фашистов, но и этого не случилось. «Машине навстречу выехал танк, вражеский выстрел навсегда лишил ребят мысли о победе, их машина поднялась в воздух и загорелась, от них не осталось и следа… он так и не смог взять в руки автомат и сделать выстрел»,- рассказывала прабабушка. В тот момент, я видел, как её сердце сжималось от боли, от тоски и грусти по моему прадедушке. После этой истории я долго не мог прийти в себя, я понимал какую страшную трагедию пережила моя прабабушка, как больно ей было от потери самого близкого человека. Несмотря на то, что мой прадед так и не смог «взять в руки автомат и сделать выстрел», я считаю его своим героем. Спустя время я написал несколько строк, которые посвятил своему прадеду:

Мой прадед, тебе пишу,
О том, как снова я грущу.
Тебя не видел я, но представляю,
Как каждый вечер тебя я обнимаю!
Мне мать — отец не дали позабыть,
Как пулю вражескую ты смог ощутить.
Не выжил ты, я знаю,
И каждый раз себя терзаю,
Что не был я с тобою рядом,
Не смог помочь. Покатились Слезы градом.
Я ни за что тебя не забуду,
И детям, внукам рассказывать буду,
О том, что был прадед их,
Который в поле боя погиб.
Я с места резко подскачу:
«Наш дед-герой!»,- громко закричу!

Я помню и горжусь нашими героями Великой Отечественной Войны, к сожалению, многие герои не вернулись домой с полей кровопролитных сражений. Им соорудили монументы, установили мемориальные доски, их имена носят школы, улицы и площади. Вечно — из поколения в поколение будем хранить память о тех, кто отдал свои жизни ради нашей свободы, ради нашего счастья, ради родной Отчизны. Мы не дадим позабыть это страшное событие, будем помнить, и увековечивать память о наших героях!

Всероссийский конкурс сочинений

«Без срока давности»

Память имеет начало, но не имеет конца…

Все дальше в историю уходят события периода Великой Отечественной войны. Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу народа в этой страшной войне суждено оставаться в истории. Наш народ совершил подвиг, равный которому еще не знало человечество. Война была беспощадной и жестокой, она унесла жизни многих безвинных и безгрешных, но Россия выстояла, передав новым поколениям память о погибших и победивших, веру в величие народного подвига.  Нам есть, чем гордиться, ведь мы — наследники славы героического народа, поэтому должны свято хранить и уважать память.

Память. Она имеет начало, но не имеет конца…

В России нет ни одной семьи, которую бы война обошла  стороной. В один дом приносили похоронку, в другой возвращались искалеченные войной солдаты, в третьем росли дети — сироты. Более 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Каждый десятый житель не вернулся с войны. Страшные цифры!

Дорогой   ценой  заплатили за Победу и  мои земляки. В годы Великой Отечественной войны 900 жителей моего села ушли на фронт, 467 из них не вернулись с полей сражения. Жители моего села со слезами на глазах  встретили  433 героев войны. К сожалению, с каждым годом их остаётся всё меньше и меньше.

Недавно ушёл из жизни ещё один ветеран — Закеров Хасян абзи — человек с непростой судьбой. Родился он в далеком 1923 году в селе Татарское Маклаково. С детства был приучен к тяжелому деревенскому труду, учился в школе. В 1942 году, девятнадцатилетнего паренька, вместе с четырьмя товарищами отправили на военную службу в Арзамас, а затем в подмосковный Наро-Фоминск. Там готовили пулеметчиков. Долго в учебке тогда не держали, ведь фронт звал, а защитников Родины не хватало. И вскоре Хасяна Закерова направили на Сталинградский фронт пулеметчиком в танковую часть. В числе других он оборонял Сталинград. По словам Хасян абый: «Это были тяжёлые дни, бои шли беспрерывно. На этой страшной битве много людей погибло на моих глазах». Ему удалось чудом избежать смерти. Во время одного из боев он был тяжело ранен. Полгода затем лечился в Новосибирском госпитале, а после лечения его комиссовали как инвалида Отечественной войны. За боевые заслуги Хасян абый был награждён Орденом Отечественной войны второй степени и медалями. После войны более полувека он посвятил трудовой деятельности в Татаромаклаковском колхозе имени Чапаева.

К счастью, на сегодняшний день остался в живых один ветеран — это Жамалетдинов Салахетдин абзи. Сейчас ему 93 года, живет со снохой и внуком по соседству с нами. Хотя Салахетдин абзи и не любит вспоминать те ужасные годы, но мне удалось узнать о нём очень многое.

Шел 1943 год. Шестнадцатилетний Салахетдин жил с родителями в Татарском Маклакове, учился в школе в соседнем Русском Маклакове. Он был очень любознательным парнем и с интересом познавал азы науки. Жизнь скадывалась бы хорошо, если бы вот уже два с лишним года в стране ни гремела война.

И вот в декабре пришла повестка, и Салахетдин абый со школьной скамьи ушёл на защиту Родины. Новобранцев доставили на учебную подготовку в город Горький и сразу же определили в 45-й прожекторный полк. За месяц юноша получил специальные навыки управления артиллерийским орудием. Затем солдатская судьба стала кидать Салахетдина Жамаловича с места на место. В Великих Луках сформировали зенитно-артиллерийский полк противовоздушной обороны, вооружили солдат сорокамиллимитровыми зенитными установками.  Зенитчик Салахетдин значился первым номером в своём боевом расчёте, чем особо гордился. В его задачи входило вычисление координат вражеских самолётов.

После Великих Лук были Псков, Старые Русы. Ржев. Во всех этих местах зенитно- артиллерийский полк охранял воздушное пространство от фашистских самолётов над стратегическими важными объектами. Усиленно оборудовались огневые позиции, строились землянки. Шло круглосуточное боевое дежурство. Солдаты ждали врага и днём и ночью. А если враг всё- таки пробивался, то в первую очередь бомбил солдат, а затем объекты инфраструктуры: мосты, аэродромы.

Последняя военная точка, куда перебросили зенитчиков — Варшава, там он и встретил известие о Победе. Однако военная служба для него не закончилась. Несколько лет он служил в Латвии, охранял самолёты, склады. Домой фронтовик пришел лишь в 1950 году.

Участник войны награждён многочисленными орденами и медалями.

Слушая рассказы ветеранов, на глаза наворачиваются слезы. Я содрогаюсь, когда представляю, через что пришлось пройти тому поколению,  тем людям, на чью долю выпали тяжкие испытания. Но они  выстояли, потому что верили в Победу, потому что любили свою Родину.

Размышляя о героических подвигах советского народа, в голове возникают мысли:  а достойны ли мы памяти павших во имя Родины?

Мы живем в мирное время, у нас счастливое детство, имеем возможность учиться, мечтаем о лучшем будущем. И это благодаря тем людям, которые не щадя себя завоевали Победу.

Спасибо Вам, ветераны! Спасибо за возможность видеть мирное небо и яркое солнце над головой! Мы верим, сколько бы лет не прошло, сколько бы слов,  наполненных  любовью, не прозвучало, молодое поколение всегда будет Вам благодарно! Потому что мы, которым посчастливилось увидеть вас и узнать о ваших подвигах, будем об этом рассказывать последующим поколениям, чтобы и они помнили…

Мы преклоняемся перед вашим великим подвигом! Вечная память героям! Ваш подвиг мы сохраним в своих сердцах!  Ведь такой неимоверной ценой было завоевано всему человечеству право на Жизнь.

Кукаева Гузяль

9 класс

Объявлен всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» 2022 года. Школьный этап до 30 января 2022 года. Федеральный этап до 27 марта 2022 года.

Организаторы: Конкурс проводится Минпросвещения России совместно с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный оператор – Московский педагогический государственный университет.

Конкурс проходит среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в 2021/22 учебном году

В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения.

Кто может участвовать:
  • школьники 5–7-х классов
  • школьники 8–9-х классов
  • школьники 10-11(12) классов
  • студенты образовательных организаций системы СПО
Тема конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:

Конкурс посвящен сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов:

  • военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории города, села, района, региона в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • мемориалы и музеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как память о геноциде мирных советских граждан
  • архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса
  • потери среди мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании
  • преступления японских милитаристов против граждан СССР
  • дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • подвиг педагога в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • биография жителей оккупированных территорий, эвакуированных семей, строителей оборонительных сооружений и работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • полевая почта как форма связи между тылом и фронтом
  • произведения музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства как память о жертвах геноцида мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru, наш телеграмм

Жанры конкурсных работ:
  • Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, путевые заметки
Рекомендации по объёму сочинения:
  • школьники 5–7-х классов 2-4 страницы
  • школьники 8–9-х классов 3-5 страниц
  • обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования 4-6 страниц
Алгоритм написания конкурсного сочинения
  • 1 шаг Выбор тематического направления
  • 2 шаг Определение и формулировка темы
  • 3 шаг Выбор жанра написания конкурсного сочинения
  • 4 шаг Отбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром
  • Завершающий шаг. Написание текста в соответствии с рекомендациями, критериями оценивания
Критерии оценивания

Федеральный этап

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
  • общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный, муниципальный и региональный этапы

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
Особые номинации конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:
  • за активную гражданско-патриотическую позицию
  • за поиск и привлечение в качестве источников архивных документов
  • за осуществление музейной и краеведческой деятельности
  • за участие в деятельности поисковых отрядов
  • за поддержку мероприятий по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • за вклад в проведение мероприятий по популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей
  • за оригинальность сюжета конкурсного сочинения
  • за богатство и выразительность русского языка, за своеобразие жанра конкурсного сочинения
  • за уважение и внимание к миссии педагога
Призы конкурса:
  • Абсолютными победителями станут четыре финалиста федерального этапа, набравшие максимальное количество баллов.
  • Абсолютным победителям, призёрам и победителям в номинациях Конкурса вручаются дипломы.
  • Дипломами и благодарственными письмами также награждаются педагоги-наставники – педагогические работники, осуществлявшие подготовку участников Конкурса, ставших его финалистами.
  • Награждение проводится Министерством просвещения на торжественной церемонии в Москве.
  • По итогам конкурса будет издан сборник сочинений абсолютных победителей, призёров и победителей в номинациях Конкурса с указанием их педагогов-наставников.

Сайт конкурса: https://memory45.su/

  • О чем писал рассказы иван тимофеевич
  • О чем писал носов в своих рассказах
  • О чем писал бианки в своих рассказах для детей
  • О чем писал бажов в своих сказках
  • О чем песня каста сказка