Иван Андреевич Бунин знаком нам по автобиографической прозе «Жизнь Арсеньева», крамольному циклу «Тёмные аллеи», тяжелому и одновременно яростному дневнику «Окаянные дни». Небольшой рассказ «Антоновские яблоки» относится к раннему периоду творчества. Символична первая публикация произведения: на стыке веков (1900 год) в журнале с емким названием «Жизнь» рассказ был явлен читателю. Давайте поэтапно разберемся, о чём произведение Антоновские яблоки Бунина.
Повествование ведётся от первого лица (что сразу подкупает), усиливая сопереживание и соучастие со стороны читателя. Автор мысленно возвращается в молодые годы, к старым помещичьим устоям, домам, к крепкой житейской мудрости родной деревни. Как бы вскользь вспоминается густой и сочный аромат антоновских яблок, урожай которых осенью в изобилии собирался крестьянами. Яблоки «эффектом домино» запускают механизм памяти – и уже перед молодым барчуком разворачиваются ярмарки, деревенские гуляния, выезды на охоту.
Во второй главе главный герой вспоминает свою тётку Анну Герасимовну, восхищаясь её поколением-долгожителями, подспудно сравнивая со своими слабыми современниками. Бунин, словно приправой, щедро насыщает «блюдо»-произведение крестьянским фольклором – приметам, присказками. Деревенские поверья и хлесткие прибаутки ещё больше сближают читателя с книгой, приобщая к общей мысли повествования. Ничто так не пробуждает наши самые потаенные уголки памяти, как запахи. Потому аромат яблок появляется во второй части вновь, оживляя россыпь ярких моментов.
Третья часть плавно и гармонично вытекает из предыдущей, неся тонкую свежесть осенней природы и золото с кислинкой антоновских яблок. Здесь читатель знакомится с другим родственником автора – Арсением Семеновичем. Собирательный образ деревенского помещика конца 19 века соединил в себе «Арсений Семеныч»: статный, жилистый, со смуглым интеллигентным лицом, любитель выездов на охоту и вечерних посиделок на усадебной веранде. Однажды, не поехав с дядюшкой охотиться, рассказчик отправляется в его библиотеку. Там он находит старые книги, близкие ему портреты классиков Жуковского, Пушкина. Одномоментно сладость былых, молодых лет выплескивается автором на страницы, и лирический, мечтательный привкус антоновских яблок передается читателю.
В финальной части рассказа мы узнаем о смерти тётки Анны Герасимовны и о трагической гибели Арсения Семеновича. Всего за несколько минувших десятилетий родная деревня главного героя полностью переродилась. Больше нет шумных застолий, смелых и бойких споров, душевных бесед. И даже добротных, крепких помещичьих усадеб – и тех не осталось! Со смертью близких рассказчику стариков ушла целая эпоха, век благополучия и духовной наполненности. Наступил век спешный, излишне суетливый: мельчает помещик, мельчает простой человек. Подытоживает автор свои воспоминания той, мыслью, что и теперь живётся неплохо, описывая радости и горести нынешней жизни. При этом уходит, что-то значимое, глубинное, забирая вместе с собой пьяняще-ностальгический запах антоновских яблок.
Смысл рассказа Антоновские яблоки
Литературные критики часто проводят параллель между бунинскими «Антоновскими яблоками» и «Вишневым садом» Чехова. В обоих произведениях отчётливо прослеживается тоска не просто по молодости главных героев, а по уходящей в небытие мощной, грандиозной эпохе.
Тема природы дополнительно подчеркивает трагизм заката дореволюционной России: ясная, урожайная, ещё тёплая осень к концу рассказа становится промозглой, холодной, слякотной зимой. Так и воспоминания главного героя из крепкой, породистой мощи былого перерождаются в скучные и унылые «мелкопомещичьи» будни.
Все творчество Ивана Андреевича пронизано болью и надрывом по той, другой России. Предчувствие катастрофы революционных событий 1917 года в сентиментальных «Антоновских яблоках» закольцовывается в гневной и противоречивой вещи – дневнике «Окаянные дни». «Антоновские яблоки» – хрупкое начало той мысли, что следующее поколение не будет помнить ушедшую Россию, не смогут оценить и понять всю ее «сложность, богатство, счастье». Рассказ о яблоках является эпитафией ко всей прозе Бунина, такой всеобъемлющей и такой близкой каждому.
Антоновские яблоки Бунин И.А. — читательский дневник
1887 — 1953
«Антоновские яблоки» — красивый, лирический, жизнеутверждающий рассказ. Он повествует нам о далекой старине, в которой хорошо жилось и помещикам, и крестьянам. Не даром после выхода этого произведения автор прославился, как писатель. Просмотрите читательский дневник по рассказу Бунина «Антоновские яблоки», что позволит лучше воспринять это замечательное произведение.
- Время и место сюжета
- Главные герои и их характеристика
- Краткий пересказ повести
- Главная мысль, чему учит произведение
- Вывод и свое мнение
- Система образов произведения
- Словарь незнакомых слов
- Афоризмы, понравившиеся цитаты
1. Время и место сюжета
Бунин написал рассказ в 1900 году. В произведении описан период времен крепостничества (до 1861 года) – эпоха расцвета помещичьего уклада жизни. Действие происходит в русской деревне Выселки и в ее окрестностях.
2. Главные герои и их характеристика
Рассказчик — барин, эмоциональный и тонко чувствующий человек. Он ощущает свою прочную связь с природой. Для него воспоминания прошлого – это жизнь его предков, сокровищница, багаж позитивных впечатлений.
Помещики — Анна Герасимовна и Арсений Семенович. Их жизнь уже не такая яркая и насыщенная, как раньше, но она сохраняет еще былую прелесть. В саду тетки запустение, но там поют соловьи. Арсений Семенович не знает, как проявить себя, к чему приложить свои силы, но он обожает охоту, едет на нее с ватагой друзей.
3. Краткий пересказ повести
В произведении нет явного сюжета. Автор рассказывает о своих ранних впечатлениях. Его воспоминания радостны и вдохновенны. Он описывает жизнь в русской деревне – жизнь помещиков и крестьян. В начале она яркая, богата событиями. Источают чудесный аромат антоновские яблоки в саду. Постепенно, с течением времени помещичий уклад приходит в упадок. Вместе с этим и природа становится все более прозаичной и блеклой. Умирают люди, близкие автору, а с ними и целая эпоха деревенской помещичьей жизни.
Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа «Антоновские яблоки» Бунина И.А.
4. Главная мысль, чему учит произведение
Для человека важны воспоминания детских и юношеских лет. Читая рассказ, мы думаем о своих предках, об их времяпровождении, об истории нашей страны. Произведение присоединяет нас к чему-то важному и дорогому.
Не стоит сожалеть об ушедшем. Время течет, жизнь меняется, и человеку важно научиться приспосабливаться к переменам, радоваться новому. Иногда держишься за что-то, не можешь отпустить, а позже понимаешь, что не нужно было бы этого делать.
Рассказ учит помнить историю своих предков и своей земли, ценить, беречь природу, радоваться простой незамысловатой жизни. И еще тому, что сила человека основывается на прошлом опыте, на воспоминаниях, дорогих сердцу.
5. Вывод и свое мнение
Мне очень понравилось это произведение. Интересно и приятно читать о том, как человек описывает радостные моменты своей жизни, свои добрые позитивные впечатления. Природа показана Буниным в ярких цветных красках. Читая его рассказ, в деталях представляешь те эпизоды деревенской жизни, которые он описывает. Из рассказа видно, как важна для человека природа, какое сильное влияние она оказывает на него.
Мы представляем жизнь несколько эпох назад. Мы читаем о наших предках, об их деревенской жизни. Конечно, в разных деревнях она была разная, но существуют и общие моменты, характерные для жизни той далекой эпохи. И они волнуют меня, я, как бы, встречаюсь со своими предками, с историей своего народа. И как хорошо, что она была такой интересной и живой. Побольше бы таких произведений было в русской литературе.
6. Система образов произведения
Я бы выделила такие образы произведения – образы рассказчика, помещиков, крестьян, природы и образ времени, неумолимо бегущего вперед. Весь рассказ ощущается единым целым. В созвучии находятся рассказчик, помещики, крестьяне, природа, но существует время. Скрытые подводные течения данной эпохи разрушают жизнь помещиков и крестьян, их привычный уклад жизни уходит в историю. Образ времени находится в конфронтации с другими образами, разрушая существующий строй. Мы понимаем, что жизнь в ту эпоху не была такой уж безоблачной, но если рассказчик видел такой оазис единства и гармонии, то это вселяет радость.
7. Словарь незнакомых слов
Погожий (день) — благоприятный, хороший.
Престольный (праздник) — праздник, отражающий событие из церковной истории.
Квохтанье — прерывистые, короткие, повторяющиеся звуки.
Кулеш — жидкая каша, которую в общепринятом варианте варили из пшена, заправленного салом.
Аршин — старинная единица измерения длины, 1 аршин приравнивается к 72 см.
8. Понравившиеся цитаты
Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! …
А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. …
Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.
Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад…Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение на тему «Антоновские яблоки как лирическая новелла»
- Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
- Сочинение на тему «Любовь к родине по рассказу Бунина Антоновские яблоки»
- Сочинение на тему «Потерянный рай по рассказу Бунина Антоновские яблоки»
- Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки»
- Краткая биография Бунина Ивана Алексеевича
Анализ «Антоновские яблоки» Бунин
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
Обновлено 10 Июля, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
Обновлено 10 Июля, 2021
«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.
Жанр – Рассказ, лирический монолог.
Направление – Сентиментализм.
История создания
История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.
Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.
В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.
Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что «поддерживало угасающий дух помещиков».
Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.
В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.
Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.
Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.
Жанр
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Сергей Фролов
10/10
-
Наталья Марсова
9/10
-
Наталья Миллер
10/10
-
Елена Шутрович
10/10
-
Наталья Филиппова
7/10
-
Алима Осмонова
9/10
-
Кирилл Лефранк
10/10
-
Марям Расаходжаева
10/10
-
Батима Малёваная
10/10
-
Влад Семёнов
9/10
Рейтинг анализа
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 738.
А какую оценку поставите вы?
Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» относится к одному из тех его произведений, где писатель с грустной любовью вспоминает невозвратно ушедшие «золотые» дни. Автор творил в эпоху коренных изменений в обществе: все начало ХХ века залито кровью. От агрессивной среды можно было спастись только в воспоминаниях о лучших моментах.
История создания
Замысел рассказа появился у автора в 1891 году, когда тот гостил в усадьбе у брата Евгения. Запах антоновских яблок, которым были наполнены осенние дни, напомнил Бунину о тех временах, когда и поместья процветали, и помещики не беднели, и крестьяне благоговейно относились ко всему барскому. Автор трепетно относился к дворянской культуре и старопоместному быту, глубоко переживал их упадок. Вот почему в его творчестве выделяется цикл рассказов-эпитафий, которые повествуют о давно ушедшем, «умершем», но еще столь дорогом старом мире.
Писатель вынашивал свое произведение 9 лет. Впервые «Антоновские яблоки» были опубликованы в 1900 году. Однако рассказ продолжал дорабатываться и изменяться, Бунин шлифовал литературный язык, придавал тексту еще большую образность, и убирал все лишнее.
О чем произведение?
«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.
Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».
Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.
Главные герои и их характеристика
- Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
- Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
- Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
- В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.
Проблемы
Проблематика рассказа «Антоновские яблоки» главным образом сосредотачивается на теме обнищания дворянства, потери ими былого авторитета. По мнению автора, помещичий быт прекрасен, поэтичен, в деревенской жизни нет места скуке, пошлости и жестокости, хозяева и крестьяне отлично сосуществуют друг с другом и по отдельности немыслимы. Отчетливо проступает поэтизация Буниным и крепостного права, ведь именно тогда эти прекрасные усадьбы процветали.
Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.
Тема
- Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
- Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.
Смысл
Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.
Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Скачать обзор:
Очень краткий пересказ рассказа антоновские яблоки
Повествователь, уже в зрелых летах, мысленно погружается в детство и молодость, снова видит себя в родовом имении. Снова чувствует он, как пахнет антоновскими яблоками, которые созревали во множестве, их запахом пропитывался воздух. В деревне считалось, если урожай антоновки хорош, значит и хлеба много народится.
Память героя воскрешает безмятежные картины прошлого: золотая осень с обильным урожаем, шумные деревенские праздники, счастливых крестьян и помещиков, живущих общими заботами.
Автор тепло вспоминает свою тётку, представительницу прошлой эпохи крепостничества, и шурина Арсения Семёныча, который приобщил его с детских лет к традиционной помещичьей забаве — охоте.
Среднепоместное дворянство постепенно разорялось и уходило в прошлое. Наступило время мелкопоместных дворян. И к ним автор относится с любовью. В их скудной, небогатой радостями жизни он видит отзвуки прошлого великолепия русского дворянства.
Время и место повествования
Рассказ написан на рубеже веков, в 1900 году, что символично для произведения, посвящённому воспоминаниям. 1900 год соединяет уходящий 19 век с его богатой дворянской культурой и надвигающийся 20-й, неведомый, тревожный, разрушительный.
Повествование проходит в разных пластах воспоминаний героя. Рассказчик погружается мысленно в отрадное детство, которое приходится на конец 70-х – начало 80-х годов 19 века. Потом — в более поздние и грустные времена. Время года — от осени до наступления зимы. Описываемая жизнь проходят в помещичьих усадьбах одной из южных губерний России.
Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе, с старым домом, старым гумном и большим садом с соломенными валами! Право, я желал бы пожить прежним помещиком! И. Бунин
Персонажи рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
Рассказ, состоящий из четырёх глав, содержит небольшой круг задействованных лиц. Их в сущности четыре.
Главный герои
Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.
Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.
Второстепенные герои
Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.
Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.
Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.
Эпизодические герои
Николай — мещанин-садовник. Крестьяне из Выселок — старики-долгожители (признак безбедной деревни), зажиточные мужики, нарядные крестьянки. У всех справное хозяйство, все довольны своей жизнью.
Краткое содержание рассказа антоновские яблоки по главам
Глава 1
Бабье лето, сад, уже поредевший, наполненный яблочным ароматом. Рабочие суетятся и торопятся, чтобы телеги с фруктами не запоздали к выезду. Слышится, как яблоки глухо падают в кадушку. Автор описывает большой шалаш, к которому ведёт дорога из сада. Мещане-тарханы обзавелись возле него целым хозяйством. В праздники здесь проходили ярмарки: продавали ароматные яблоки, разливали мёд. Крестьяне приходили наряженными и толпились до позднего вечера.
С наступлением темноты герой идёт через сад по шуршащей листве к шалашу, где хлопочет мещанин Николай. У него есть ружьё, из которого мальчику хочется выстрелить. Стреляет он с большим удовольствием, слушая оглушительный треск и эхо, раскатывающееся по горизонту. Рассказчик вспоминает ощущение счастья, когда он вглядывался в тёмно-синий простор звёздного неба.
Глава 2
Обильный урожай антоновки в деревне был приметой хлебного урожая. В Выселках, вспоминает герой, всегда жили богато, что подтверждалось долгожительством крестьян. Например, старик Панкрат уже перестал считать свои годы и не мог ответить, сколько лет живёт. Наводящим вопросом выяснили, что не меньше ста.
В главе описывается быт состоятельных мужиков. У них большие избы («в две-три связи»), много добра в амбарах, пчёлы, овины, риги… И это далеко не полная опись имущества. В таких семьях усадьбы держались в порядке. Мальчик видел крестьянскую жизнь, ему нравилась косьба, молотьба. Быть мужиком, ему казалось, очень привлекательно. Если ещё и красивая жена да вкусные обеды на деревянных тарелках, так чего лучше?
Рассказчику помнится, что жизнь среднего дворянина и жизнь богатого мужика по складу были схожи своей домовитостью. Такой среднепоместной дворянкой была его «старосветская» тётка Анна Герасимовна. Ехать до неё двенадцать вёрст, и по дороге можно любоваться, как в лазурном небе реют птицы, глубоко вдыхать прохладный и свежий воздух.
Небольшая усадьба тётки старая, но прочная, с невысокими крепкими надворными постройками из дубовых брёвен. Дом был тоже невысоким, но примечателен выдающейся соломенной крышей, на редкость прочной. Мальчик родился после отмены крепостного права и не знал его, но в усадьбе тётушки чувствовал, что оно здесь до сих пор. Ветхие старики и старухи из бывшего дворового сословия при въезде господ подтягивались и низко кланялись.
Автор уделяет внимание запущенному саду Анны Герасимовны. Он славился не только запущенностью. Певчие птицы и яблоки составляли его достоинство. Яблочный аромат распространялся по всему дому. Тётушка принимала гостей, любила вспоминать старину. И под эти приятные воспоминания подавали на стол угощения и яблоки различных сортов. В прохладных и просторных комнатах небольшого дома Анны Герасимовны царил порядок, старинная мебель напоминала о прошлом.
Глава 3
Охота — непреходящая страсть помещиков ещё питала их угасающий сословный дух. Сохранились ещё поместья с садом больше двадцати десятин, где жили с размахом, хотя не было уже выездных троек, не стало тех борзых и гончих. Один из таких помещиков — родственник рассказчика Арсений Семёныч.
Как-то раз герой вместе с охотниками посетил его усадьбу. Ему запомнилась сцена, как борзой, вскочив на стол, поедал остатки заячьего мяса. В это время вышел из кабинета хозяин и выстрелом из револьвера спугнул своего любимца. «Жаль, промахнулся!», — со смехом сказал он.
Гурьбой с удалым Арсением Семёнычем все ехали на охоту. Слух о добыче приводил всех в состояние азарта, охотники неслись наперегонки. После, усталые охотники заваливались в усадьбу какого-нибудь едва знакомого помещика, живущего бобылём, и располагались на ночлег. Порой гостеприимством малознакомого помещика пользовались несколько дней.
Мальчик иногда просыпал охоту, и этот отдых нравился ему больше всего. Он гулял по саду, потом в библиотеке разглядывал старинные книги. Были среди них и романы, а в журналах — имена первых поэтов 18 века и совсем юного Пушкина. Герой вздыхает о музыке бабушки, её стихах из «Онегина». Прежняя жизнь как мечта является его воображению. Девушки и женщины оставшихся в прошлом дворянских усадеб смотрят на него с портретов: женственные, нежные. Хорошие.
Глава 4
Душистой антоновки больше не чувствуется в усадьбах помещиков. Померли древние долгожители в Выселках, покинула этот мир Анна Герасимовна, бедовый Арсений Семёныч пустил себе пулю в лоб. На смену крепким средним помещикам пришли обедневшие мелкопоместные.
Уже не мальчик, а молодой человек, рассказчик вновь приезжает в деревенскую усадьбу. Стоит глубокая осень. Герой верхом едет в поле, с ним собака, ружьё, рог. Целый день он скитается. Возвращение к огням Выселок по темноте доставляет радость. Озябший, голодный, он входит дом и садится у затопленной печи. Светло и весело в людской, где рубят капусту, мелькают сечки. Случается, к нему заглянет кто-нибудь из мелкопоместных и увозит к себе. Герой находит мелкопоместную жизнь хорошей.
Бедный помещик поднимается рано, курит дешёвый табак. Он всё смотрит в поле: когда же забелеют поля? Нет у него борзых для осенней охоты, только гончие, а с ними — по зиме. Барин заходит в ригу, смотрит, как идёт молотьба, а сам всё оглядывается на поле. Вот и зазимок, первый снег, только в ноябре в поле без борзых ещё нечего делать.
Наконец, наступила зима. Мелкопоместные съезжаются, как в былые времена. Они не жалеют последних денег на выпивку, потом целым днями рыщут по полям. А вечерами где-нибудь во флигеле поют под гитару с «грустной, безнадёжной удалью».
Заключение
В рассказе «Антоновские яблоки», как и в элегии «Листопад», писатель прослеживает ход осени от бабьего лета с его золотым убранством и лазурью до снежного покрова. Хотя охотники с нетерпением ждали прихода зимы, её наступление символизирует умирание. Разорившиеся помещики из последних возможностей пьют, звенят гитарой, но флигелёк их окружён белыми снегами, и воет ветер. Природа будто надела саван. В рассказе очевидно сопоставление увядания и умирания природы с судьбой помещичьих усадеб и дворянской культуры.
Автор использует принцип лирического параллелизма, распространённого в народной поэзии. Для этого рассказа народный приём очень подходит, он помогает выразить автору свою позицию. Для Бунина помещичья жизнь неотрывна от крестьянской, деревни и дворянские усадьбы он считает связанными воедино.
Краткий анализ
В «Антоновских яблоках» Бунин изобразил жизнь помещиков и уделил внимание крестьянскому укладу. Произведение наполнено пейзажными иллюстрациями, передающими пряный запах осени. Рассказ «Антоновские яблоки» — один из блестящих примеров поэтической прозы в отечественной словесности.
Жанр
Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.
Тема рассказа
Выделяются две параллельных темы: осенняя деревня и помещичья жизнь на вольной природе.
Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.
Антоновские яблоки — символ идиллической патриархальной жизни. В этом и заключается смысл названия рассказа.
Проблематика
Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.
Идея рассказа
Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.
Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.
Композиция произведения
Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.
Художественные особенности
- Отсутствие обычного сюжета в рассказе. Произведение являет собой воспоминание в форме монолога. Повествование выстроено на ассоциациях, что свойственно поэзии. От главы к главе меняются в сознании главного героя картины по направлению от идиллического прошлого к унылым деревушкам настоящего.
- Центральный образ в рассказе — сад. Тремя годами позже после выхода «Антоновских яблок» А. П. Чехов написал свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад», где образ сада тоже занимает центральное место, у него такое же символическое значение — «дворянское гнездо» как уходящая натура.
И в рассказе, и в пьесе герои с горьким сожалением вспоминают сад, который ассоциируется с минувшими временами, полными гармонии. У Чехова гармония рушится под ударами топора в вишнёвом саду, Бунин же видит её как в прошлом, так и в утратившем идиллию настоящем. Не меньшую роль в рассказе играет образ яблок. В народном поэтическом творчестве яблоко символизирует продолжение рода, а душистый аромат антоновки вызывает добрые эмоции и жизнелюбивое настроение.
- Живописность языка. Лёгкость акварельных описаний чередуется с яркими мазками масляных красок. Произведение соткано из множества живописных деталей, например: «бриллиантовое созвездие Стожар», «бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту», «проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба», «синея, грустно умирают сумерки».
Писатель обладал высокой зрительной и слуховой восприимчивостью. Звуки и краски мира он ощущал остро, поэтому в «Антоновских яблоках» читатель чувствует яблочный дух, медовый аромат, запах палой листвы и старинных кожаных фолиантов.
История создания и публикации
В 1891 году писатель приехал в загородную усадьбу к брату Евгению. Здесь он почувствовал знакомый аромат антоновских яблок. Запах антоновки живо напомнил Ивану Алексеевичу минувшие дни помещичьей жизни, одновременно у него возникло ностальгическое чувство по «крепостному времени». Он даже сказал, что хотел бы быть помещиком в те времена: от зари до зари ездить по полям, а вечером возвращаться домой с волчьим аппетитом.
В этой поездке, по-видимому, появилось желание поэтически описать жизнь в помещичьих усадьбах, зародилась идея рассказа «Антоновские яблоки». Писатель воплотил её в жизнь только через девять лет. Первая публикация рассказа состоялась в 1900 году, в Петербурге, в журнале «Жизнь» (№ 10).
Работа над текстом рассказа не закончилась. Бунин доводил его до совершенства в течение последующих двадцати лет. Например, при подготовке рассказа для сборника «Перевал», вышедшего в 1912 году, он убрал из текста ряд первых абзацев с началом «Антоновские яблоки…». Значительные изменения Иван Алексеевич внёс в редакции рассказа из Полного собрания сочинений, издания 1915 года, а также отредактировал вариант «Антоновских яблок» из сборника «Начальная любовь», вышедшего в 1921 году.
Рецензии
Отзывы современников на «Антоновские яблоки» были разноречивы.
Двойственной была рецензия Максима Горького. Он дал высокую оценку художественному мастерству и таланту Бунина, сравнив писателя с «молодым богом». Идея произведения вызвала у пролетарского писателя категорическое неприятие.
Петербургский публицист Игнатий Потапенко в газете «Россия» (№559, 1900) недоумевал по поводу «Антоновских яблок». По его мнению, в рассказе не видно главного, поскольку Бунин беспорядочно описывает всё, что ни попадёт под руку. В московском литературном объединении «Среда» тоже обсуждали рассказ Бунина, мнения были разными. Произведение положительно оценивали с точки зрения художественных достоинств, но любовь автора к старопомещичьему быту не вызывала сочувствия.
А. И. Куприн отозвался на «эпитафию» пародией «И. А. Бунин. Пироги с груздями» (журнал «Жупел», № 3, 1906). Куприн использовал мотивы бунинского рассказа, но обошёлся с ними иронически. Выдержав тот же элегический тон, подключив те же метафоры, Александр Иванович с ощутимым ехидством высмеивал Ивана Алексеевича, используя такие выражения: «задумчиво жую мочалку», «в глазах… красивая печаль», «где ты, прекрасное время… крепостных душ…выкупных платежей?». Есть мнение, что таким образом Куприн отомстил Бунину за намеренную неделикатность. Что ж, Бунин многих задел своей язвительностью.
Вся острота пародии Курина содержится в названии. «Пироги с груздями» в своей прозаичности явно противопоставлены поэтическому аромату антоновских яблок, который был связан у Бунина с помещичьей домовитостью. Но то же самое подтверждали и весомые «пироги с груздями» у Куприна, причём с насмешкой над ностальгией о материальном благополучии усадебной жизни.
Аудиокнига
Скачать обзор:
История написания
Проводя анализ «Антоновских яблок» И. А. Бунина, нужно в первую очередь рассмотреть историю создания, поскольку она придает главную идею произведению. Автор гостил в усадьбе брата, окруженной садами. Писатель был родом из дворянского сословия, тогда в поместьях непременно росли фруктовые деревья, поскольку это был признак высшего общества.
В один из дней Бунин вышел на улицу и почувствовал неповторимый запах антоновских яблок. Этот аромат вызвал у автора ностальгию по прошлым временам, он напомнил о прошедшей молодости. Его пронзила грусть по уходящим годам, это и объясняет немного подавленную интонацию произведения. Он решил описать ностальгические мысли о былом в одной из своих новелл.
Эта идея крепко поселилась в душе Бунина, однако задумку о написании произведения он реализовал лишь через 9 лет. За это время он создал множество стихов и рассказов.
Написал автор «Антоновские яблоки» только в 1900 году. Ностальгический рассказ посвящается воспоминаниям о дворянстве.
Краткое содержание
«Антоновские яблоки» является олицетворением ностальгии, старины, детства. В символическом значении скрыт и смысл названия произведения. Рассказ собой представляет череду описания быта дворян, которые объединяются воспоминаниями главного лирического персонажа (рассказчика). Вначале ему почему-то представился золотистый сад, наступившая осень, сбор урожая яблок.
Всем этим заведовали хозяева, жившие в шалаше среди деревьев, по праздникам они устраивали огромную ярмарку. Сад был переполнен крестьянами, они просто поражали своим довольством: дети, парни и девушки — все хорошо относились друг к другу и к дворянам. Идиллию картины дополняют природные пейзажи, в финале этой части главный персонаж говорит: «Как росисто, прохладно и как хорошо жить на свете!».
Урожайный год в родовом имении рассказчика Выселки просто радует глаз: во всем довольство, везде радостные лица и достаток обычных мужиков. Главный герой и сам хотел бы быть крестьянином, не видя в этой судьбе каких-то проблем, а лишь крепкое здоровье и естественное единство с природой, а совершенно не унижение, малоземелье и нищету.
От быта крестьян он переходит к дворянам прежней эпохи крепостничества, когда помещикам еще отводилась основная роль в обществе. Примером является поместье тетушки Анны Герасимовны, в котором ощущалась и строгость, и богатство, и верность крестьян. Описание дома тоже как будто застыло в прошлом, даже общаются все лишь о былом времени, но в этом также можно проследить поэзию.
Об охоте, одном из популярных занятий помещиков, говорится отдельно. Арсений Семенович, который являлся шурином рассказчика, организовывал масштабные вылазки, часто по несколько суток.
Весь дом был переполнен людьми, собаками, дымом папирос, брагой. Примечательны воспоминания и разговоры об этом событии.
Главный герой видел эту забаву даже во сне, когда дремал на перинах в какой-то отдаленной спальне под иконами. Но и пропустить охоту также приятно, поскольку в старинной усадьбе везде журналы, картины, книги, смотря на которые навевается «странная и сладкая тоска».
Однако в жизни произошли изменения, существование стало «мелкопоместным» и «нищенским». Но и в нем еще находятся остатки прошлого величия, поэтические отзвуки прошедшего дворянского счастья.
Описание персонажей
Рассказ собой представляет лирический монолог-воспоминание, который построен на «технике ассоциаций». Произведение неспроста называется «Антоновские яблоки», именно эти плоды являются предметом для ностальгии. Характеристика главных героев представлена в таблице:
Главные герои | Описание |
Рассказчик | Это дворянин по своему происхождению и по образу мышления. Но все же он иногда завидует обычной жизни мужиков с ее сном прямо на гумне, работой в саду и постоянными ранними подъемами. Он часто размышляет о том, каков он на самом деле деревенский быт. Мечтает приехать со своей молодой женой на праздник к бородатому тестю, чтобы съесть в деревне на ужин баранину из деревянных тарелок, почувствовать вкус браги и насладиться ароматом сотового меда. |
Арсений Семеныч | Шурин рассказчика, он является заядлым охотником. К нему постоянно приезжает большое количество разных людей, они гостят у него по нескольку дней. Он все время любит произвести впечатление на других, к примеру, может выстрелить возле собаки, которая воровала со стола еду в его доме. Покончил свою жизнь самоубийством, выстрелив из ружья. |
Анна Герасимовна | Тетка рассказчика, хозяйка поместья, бывшая дворянка. Властная женщина, даже через продолжительное время после отмены крепостничества ее крестьяне очень уважали, к примеру, кучер постоянно снимал шапку, когда въезжал в ее двор. Рассказчику нравилось бывать у нее в гостях, он любил угощения — яблоки различных сортов из большого фруктового сада. |
Мелкопоместный | Помещик, у которого нравилось останавливаться рассказчику, когда скончались тетка и шурин. Он также являлся заядлым охотником, но рангом ниже, в отличие от Арсения Семеныча. |
Лукерья | Престарелая кухарка, живущая еще с детства у мелкопоместного. |
Николай | Мещанин, который является владельцем яблоневого сада и занимается продажей урожая. Рассказчику нравилось приходить к нему ночью, когда тот охранял яблоки, чтобы пострелять в воздух из ружья. |
Композиция и жанр
Жанр произведения — эпитафия, поскольку рассказ не имеет традиционной сюжетной линии. По сути, текст содержит только фрагментарное описание воспоминаний рассказчика.
Все моменты объединяются личностью лирического героя и его эмоциональным настроем. В произведении нет сюжетной динамики. Фабула заключается в накоплении разных воспоминаний, основной элемент для их появления — аромат яблок.
Рассказ имеет 4 части:
- Вначале читателю описываются ностальгические воспоминания о поместье и беспечной жизни, тут же и возникает образ яблок.
- В следующей части изображается осенняя пора. Здесь рассказчик переносит свои воспоминания в поместье к тетушке Анне Герасимовне. При этом усиливается образ яблок, теперь они для героя стали основным моментом осени.
- В третьей части описана другая осень — прохладная и сырая. Рассказчик переносится в дом Арсения Семеновича и вспоминает об охоте.
- Финальная часть рассказывает об унынии и осенней хандре — в эту пору яблоки уже не пахнут. Лирический герой опечален упадком дворянства.
Рассказ был разделен на четыре части неспроста — так писатель показал жизненный цикл и наступление зрелого возраста вместо юности.
Поднятие проблем
Анализ произведения позволяет сделать вывод о том, что этот рассказ ведет к высоким нравственным размышлениям, помогает читателю отречься от всего непотребного, позволяет очистить душу.
Проблема не только в сожалении о юных годах. Глубоко развита и тематика природы. Писатель ее не только любил, но отлично знал и понимал. Даже обычный запах яблок помог ему написать гениальный рассказ.
Бунин поднимал следующие проблематики:
- Основная проблематика произведения в основном сосредоточена на теме упадка дворянства, утраты помещиками авторитета. Как считал писатель, помещичий строй являлся поэтичным и прекрасным, в жизни в деревне нет места для жесткости, пошлости и скуки, хозяева и крепостные великолепно ладили между собой и по отдельности просто не могут существовать. Отчетливо видна позиция автора, поскольку именно в то время эти прекрасные поместья процветали.
- Также немаловажна другая проблема, которую поднимает Бунин — память человека. В переломное время, когда было создано произведение, хотелось тепла и спокойствия. Именно это люди могут найти в детских воспоминаниях.
Основные темы
В смысл названия произведения автор вложил печаль и грусть о прошедшем времени. Аромат яблок сладкий и одновременно терпкий, он олицетворяет состояние поэтичной души человека. Воспоминания людей имеют такой же оттенок.
Ощущение ностальгии, которое испытывал Бунин, захватывает и всех читателей после прочтения этого рассказа.
С помощью выразительных художественных средств писатель смог мастерски разбудить в каждом человеке дорогие для него воспоминания.
Основные тематики, которые поднимает автор:
- Быт дворян. Можно проследить, что Бунин гордится своей родословной, относится к дворянству с особой симпатией. Помещики в деревнях воспеваются автором еще и из-за их тесной связи с крепостными, чистыми, высокоморальными, нравственно здоровыми. В сельских буднях не находится места для вредных привычек, тоски и печали. В далеких провинциальных усадьбах еще живы дух романтизма, понятия о достоинстве и моральные ценности.
- Тематика природы. Пейзаж родного края описан с уважением, он чист и свеж. Можно проследить любовь Бунина к садам, полям и поместьям. В них, как считал писатель, и состоит настоящая и неподдельная Россия. Природа, которая окружает главного героя, поистине может вылечить душу, разогнать плохие мысли.
Ностальгия — это основное чувство, охватывающее и писателя, и большинство читателей. Бунин являлся настоящим мастером художественного слова, потому его сельский быт — идеальная картина. Он старательно смог обойти все подводные камни, в его произведении жизнь великолепна и лишена социального противостояния, что в реальности уже скопилось к концу XIX столетия и неизбежно вело к глобальным изменениям.
Смысл произведения — создать живописный портрет, погрузиться в прошедший, но при этом манящий мир спокойствия и процветания. Для большинства людей уход от действительности являлся по-настоящему выходом, но недолгим.
Так или иначе, «Антоновские яблоки» — идеальный рассказ в художественном плане, а у писателя получилось создать красоту образности и речи.