О чем рассказ баранкин будь человеком

«Баранкин, будь человеком!» читательский дневник

«Баранкин, будь человеком!» читательский дневник

«Баранкин, будь человеком!» — это весёлая повесть о приключениях двух лучших друзей, Кости Малинина и Юры Баранкина. Они не хотели учиться и мечтали о том, что станут муравьями или бабочками, чтобы вести беззаботную жизнь.

Краткое содержание «Баранкин, будь человеком!» для читательского дневника

ФИО автора: Медведев Валерий Владимирович

Название: «Баранкин, будь человеком!»

Число страниц: 144. Валерий Медведев. Издательство «Детская литература» Москва. 1977 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1961 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Главные герои

Юра Баранкин – двоечник и бездельник, но при этом большой фантазёр, находчивый, творческий мальчик.

Костя Малинин – слабовольный лентяй, который полностью подчиняется Баранкину.

Зина Фокина – староста класса.

Миша Яковлев – отличник, которому поручено подтянуть Баранкина.

Венька Смирнов – большой шкодник, гроза всех птиц и насекомых.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В самом начале учебного года Юра и Костя умудрились получить двойки по геометрии. Весь класс очень расстроился, поскольку хотел быть первым в школе по успеваемости. Умница и отличница Зина Фокина даже воскликнула в сердцах: «Баранкин, будь человеком!».

На общем собрании ребята решили подтянуть слабых учеников и поручили Мише Яковлеву в воскресенье заниматься с ними. Однако перспектива провести выходной день за учебниками совсем не понравилась Баранкину. Он уговорил Костю превратиться в птиц, чтобы летать себе на воле и ни о чём не думать.

Поначалу друзьям, превратившимся в воробьёв, было очень весело. Но вскоре они поняли, что и у птиц проблем не меньше – нужно постоянно остерегаться кошек и злых мальчишек с рогатками вроде Веньки Смирнова. Опыт превращения в бабочек и муравьёв также оказался печальным. За первыми охотились воробьи и юннаты, а вторым приходилось без устали трудиться целыми днями.

Пережив такие приключения и вновь став людьми, Юра и Костя поняли, как важно хорошо учиться и ответственно относиться к своим обязанностям.

План пересказа

  1. Двойки по геометрии.
  2. Классное собрание
  3. Решение подтянуть двоечников.
  4. Нежелание учиться.
  5. Превращение Кости и Юры в воробьёв.
  6. Нешуточные испытания.
  7. Превращение друзей в бабочек.
  8. Быть бабочками – не так уж и весело.
  9. Превращение в муравьёв.
  10. Незавидная муравьиная доля.
  11. Быть человеком – большое счастье.

Главная мысль

Чтобы иметь право называться человеком, нужно постоянно учиться и трудиться.

Чему учит

Повесть учит тому, насколько важно быть трудолюбивым, ответственным человеком. Ведь только так можно достигать высоких целей, воплощать свои мечты в жизнь.

Отзыв

Повесть очень веселая и вместе с тем поучительная. Герои на собственном опыте понимают, что ни у кого нет легкой и беззаботной жизни. Всем, даже муравьям, бабочкам и маленьким птичкам, приходится много трудиться, чтобы выжить.

исунок-иллюстрация к произведению Баранкин, будь человеком!

Пословицы

  • Человек — это звучит гордо.
  • Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
  • Землю красит солнце, а человека — труд.
  • Делу время, потехе час.

Что понравилось

Понравилось, что мальчики вовремя одумались и изменили свои взгляды на жизнь.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Автор: Медведев Валерий

Название: “Баранкин, будь человеком!”

Жанр: фантастическая повесть

Тема произведения: учеба и труд

Число страниц: 134

Главные герои и их характеристика

  1. Баранкин Юра. Двоечник и лодырь, лентяй и
    грубиян, хулиган.
  2. Малинин Костя. Друг Юры. Тихий и спокойный,
    немного рассеянный.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Двое ребят решают, что лучше превратиться в какое-нибудь животное, чем учиться и трудиться. Но оказывается, жизнь животных точно также наполнена учебой и работой.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Юра и Костя снова получают двойки, и ребята их
    ругают на собрании.
  2. Баранкин читает специальное заклинание, чтобы
    превратиться в воробьев и жить без забот.
  3. Однако став воробьями ребята подвергаются разным
    опасностям, и они решают превратиться в бабочек.
  4. Костю чуть не ловят сачком девочки из его же
    класса, но ребята успевают превратиться в муравьев.
  5. Они напряженно трудятся на муравейнике и
    ввязываются в войну с красными муравьями.
  6. Костя чуть не гибнет, но Баранкин в последний
    момент успевает превратить себя и друга в людей.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как ребята превратились в воробьев и на них
напал какой-то драчливый воробей. Однако воробей не умел драться как люди, поэтому
Баранкин победил его, подставив подножку.

План произведения для пересказа

  1. Двойки по геометрии
  2. Собрание
  3. На скамейке
  4. Превращение в воробьев
  5. Нелегкая жизнь воробья
  6. Рогатка Веньки
  7. Драка за скворечник
  8. Превращение в бабочку
  9. Ловля бабочек
  10. Превращение в муравьев
  11. Тяжкий труд
  12. Война муравьев
  13. Спасение

Главная мысль

Всякое живое существо обязано трудиться, но человек должен
не только трудиться, но и учиться.

Чему учит эта книга

Повесть учит не лениться, не хулиганить, добросовестно
трудиться и учиться в школе. Учит помогать другу, не бросать его в беде. Учит
не обижать птиц и насекомых. Учит добру и справедливости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть. Мальчики были не самыми
положительными героями в начале, но побывав в шкуре различных животных, они
многое для себя уяснили. Оказалось, что человеком быть лучше всего, а жизнь
человека наиболее разнообразна и интересна.

Новые слова и выражения:

Физиономия – лицо человека.

Трутень – лентяй и лодырь, тот, кто ничего не делает.

Расфуфыренный – модный, красивый, нарядный.

Пословицы к произведению

Тяжело в ученье, легко в бою.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Без труда не вытащишь рыбки из пруда

Назад к содержанию

Читательский дневник по сказке «Баранкин, будь человеком!» Валерия Медведева

Автор: Валерий Владимирович Медведев.

Название: «Баранкин, будь человеком!»

Число страниц: 192.

Жанр: фантастическая повесть.

Главные герои: Баранкин, Малинин.

Второстепенные герои: Фокина, Яковлев, Смирнов.

Характеристика главных героев:

Юра Баранкин — двоечник и проказник.

Фантазёр.

Находчивый и смелый.

Костя Малинин — мечтатель и лодырь.

Друг Юры.

Во всём ему подчиняется.

Характеристика второстепенных героев:

Зина Фокина — отличница и староста. Активистка.

Миша Яковлев — отличник. Хотел помочь ребятам с уроками.

Веня Смирнов — хулиган. Стреляет по воробьям.

Краткое содержание повести «Баранкин, будь человеком!»

Юра не любил учиться. Он придумал систему, которая позволяет превратиться человеку в воробья.

Вместе с другом Костей он превращается в воробья, надеясь на беззаботную жизнь.

Но жизнь воробьёв оказывается полна опасностей. Это мальчишки с рогатками, драки за скворечники, суровое воспитание.

И ребята торопливо превращаются в бабочек.

Жизнь бабочек тоже полна трудностей. На них охотятся воробьи, мальчишки кидают кепки, а девочки ловят для коллекции.

Ребята успевают превратиться в муравьёв. Они становятся рабочими муравьями и целыми днями таскают соринки.

Потом они попадают на войну и Костя чуть не гибнет.

В последний момент они успевают превратиться в людей.

После этого друзья начинают работать и обещают хорошо учиться.

План повести:

  1. Две двойки.
  2. Лопаты и заклинание.
  3. Превращение в воробьёв.
  4. Рогатка и кошка.
  5. Суровые родители.
  6. Драка за скворечник.
  7. Превращение в бабочек.
  8. Кепка-ловилка.
  9. Для коллекции.
  10. Превращение в муравьёв.
  11. Ремонт муравейника.
  12. Побег.
  13. В окружении.
  14. Героизм в бою.
  15. Обратное превращение.

Основная мысль произведения «Баранкин, будь человеком!»

Главная мысль сказки в том, что каждый человек должен трудиться и учиться.

Основная идея повести в том, что никто в мире не бездельничает, даже животные.

Чему учит повесть:

Учит не быть ленивыми и эгоистичными.

Учит трудолюбию и упорству.

Учит помогать товарищу, быть смелыми и решительными.

Краткий отзыв по «Баранкин, будь человеком!» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я подумала о том, что лучше оставаться человеком и учиться, чем быть каким-то насекомым и тоже работать.

Герои поняли, что лёгкой жизни нет нигде, и всё на свете достаётся трудом.

Это очень смешная, интересная, увлекательная повесть.

Автору удалось рассказать, как живут воробьи, бабочки, муравьи. И оказалось, что у всех свои проблемы и заботы.

Мне понравились мальчишки Юра и Костя, потому что они были дружными. Они горой стояли друг за друга и благодаря этому преодолели всё трудности. Они многое поняли и больше не будут ленивыми.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что труд очень важен для воспитания личности. Он закаляет характер. Поэтому не надо бояться труда, нужно стремиться в любом деле стать лучшим.

Пословицы к произведению:

  • Лень портит, а труд кормит.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Друг познаётся в беде.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Словарь неизвестных слов

  • Лоботряс — бездельник.
  • Оболтус — лодырь.
  • Тунеядец — тот, кто не работает.
  • Хладнокровно — спокойно, невозмутимо.
  • Сверхъестественное — невозможное, невероятное.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

«Надо остановиться! — подумал я. — Немедленно прекратить работу и остановиться. Надо сохранить силы для нашего возвращения. А то этот инстинкт к вечеру загоняет нас с Костей до полусмерти, так, что не шевельнёшь ни рукой, ни ногой… В конце концов пусть этому инстинкту обыкновенные муравьи подчиняются без всякого рассуждения, а мы Е‑М-У докажем, что мы с Малининым разумные существа.

Ещё читательские дневники по произведениям Валерия Медведева:

«Обыкновенный великан»

Библиотека произведений автора пополняется.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Краткий пересказ по частям
  3. 1 часть
  4. 2 часть
  5. 3 часть
  6. 4 часть
  7. 5 часть
  8. Основная мысль повести

Эта повесть написана советским писателем В.В. Медведевым в 1961 году. И с того времени она не теряет популярности. Это веселая и увлекательная история о двух школьниках, которые не хотели учиться и завидовали насекомым. Но после испытаний, выпавших на их долю, они почувствовали, как хорошо быть людьми.

Основные персонажи

Главные герои – Юра Баранкин и его друг Костя Малинин. Это лентяи и двоечники, которые не хотят учиться. Баранкин — драчун и забияка. Но он очень находчивый, любит фантазировать. Его друг немного трусоват, во всем подчиняется ему. Из действующих лиц можно отметить еще несколько их одноклассников:

  • староста Зина Фокина, старающаяся перевоспитать лентяев;
  • отличник Миша Яковлев, которого попросили подтянуть двоечников;
  • хулиган Венька Смирнов, из-за проделок которого друзья несколько раз подвергались опасности.

Краткое содержание: Медведев «Баранкин, будь человеком»

Это веселый рассказ о двух друзьях, которые не хотели учиться

Краткий пересказ по частям

Краткое содержание повести «Баранкин, будь человеком» поможет вспомнить сюжет прочитанного произведения. Это может потребоваться перед уроком. Такой пересказ нужен также, чтобы заинтересовать детей, побудить их прочитать книгу.

1 часть

Сказка начинается с того, что друзья получили двойки. Произошло это в начале года, поэтому их одноклассники очень расстроились, ведь они хотели в этом году стать лучшим классом. Поэтому стали стыдить друзей, написали про них в стенгазете и устроив собрание. Там было принято решение подтянуть двоечников, позанимавшись с ними.

В воскресенье их заставили встретиться с отличником Яковлевым. Вместо выходного дня их ждали занятия, поэтому друзья стали завидовать бабочкам и птицам. Они подумали, что те живут беззаботно и легко, и тогда Юра пожелал стать воробьем.

2 часть

Дальше рассказ идет о том, как ребята стали птичками. Они рады, так как считают, что жизнь их стала беззаботной, ведь теперь не нужно учиться. Но все оказалось не так, как они представляли. Друзья поняли, что жизнь воробья не легка. Что испытали ребята, когда были птичками:

  • их чуть не съела кошка;
  • из рогатки стрелял Венька Смирнов;
  • затем их стал воспитывать старый воробей;
  • мама-воробьиха начала учить вить гнездо;
  • им пришлось драться с другими птицами.

В результате друзья поняли, что воробьями быть плохо, и решили стать бабочками.

3 часть

Дальше содержание повести становится еще интереснее. Мальчики стали красивыми бабочками. Им казалось, что они будут только летать и пить нектар. Но после этого их жизнь стала еще хуже. Оказалось, что бабочки подвергаются большим опасностям: их травят химикатами, за ними охотятся птицы, у них вражда с пчелами.

Последней каплей стало то, что за ними стала гоняться с сачком сама Зина Фокина, чтобы пополнить свою коллекцию бабочек. Поэтому Баранкин решает, что лучше стать муравьями.

4 часть

В этой части книги рассказывается о том, что и у муравьев жизнь не сахар. Оказалось, что эти насекомые постоянно что-то делают. В муравейнике очень строгие правила, поэтому ребят приговорили к смерти, так как они не хотели работать. Однако это было не самое страшное. Их муравейник подвергся нападению мирмиков – крупных рыжих муравьев. Началась кровопролитная война. Спасаясь от нее, друзья попались стрижу, который съел Малинина.

5 часть

Сильно переживая, Юра обнаруживает, что опять стал человеком, а его друг, к счастью, тоже остался жив. После всех испытаний друзья поняли, что все живые существа трудятся, никто не живет беззаботно. Они стали ценить свое существование, и после этого очень изменились. Бывшие лодыри удивили своих друзей стремлением работать и учиться.

Основная мысль повести

Несмотря на то, что это веселая сказка, она весьма поучительна. Главные герои после всех испытаний поняли, как важно трудиться. Произведение показывает, что человеком быть хорошо. Она может научить детей, что нужно:

  1. быть ответственным за свои поступки;
  2. помогать друзьям в беде;
  3. бережно относиться к природе;
  4. не лениться.

Изучив краткий пересказ повести, родители могут посоветовать детям прочитать эту сказку целиком. Это не только увлекательная, но и поучительная история о том, как лентяи смогли перевоспитаться.

Медведев В.В. повесть «Баранкин, будь человеком!»

Жанр: литературная сказочная, фантастическая повесть.

Главные герои повести «Баранкин, будь человеком!» и их характеристики

  1. Юра Баранкин. Двоечник, лодырь, лентяй, любитель подраться. Смелый и находчивый, фантазер. очень интересный, творческий мальчик.
  2. Костя Малинин. Лентяй и рохля. Всего боится, всего. опасается. Во всем подчиняется Баранкину.
  3. Зинка Фокина, староста класса.
  4. Мишка Яковлев, отличник, который должен был заниматься с ребятами
  5. Венька Смирнов, безобразник. Гроза воробьев, бабочек и муравьев.

План пересказа повести «Баранкин, будь человеком!»

  1. Две двойки по геометрии
  2. Собрание
  3. Обещание исправить двойки
  4. На скамейке
  5. Вручение лопат
  6. Заклинание
  7. Два воробья
  8. Бесхвостый воробей
  9. Кошка Муська
  10. Воробей-старичок
  11. Рогатка Веньки Смирнова
  12. Мама-воробьиха
  13. Как вить гнездо
  14. Драка за скворечник
  15. Воздушный перевертон
  16. Превращение в бабочек
  17. Старый знакомый воробей
  18. Кепка Веньки Смирнова
  19. Бабочки для коллекции
  20. Новое превращение
  21. Рабочие муравьи
  22. Палка Веньки Смирнова
  23. Бунт муравьев
  24. Война муравьев
  25. Последнее превращение.

Кратчайшее содержание повести «Баранкин, будь человеком!» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Юра Баранкин и Костя Малинин получают двойки и их ругают на собрании
  2. Юра и Костя не желая учиться и трудиться превращаются в воробьев
  3. Они дерутся, в них стреляют из рогатки, на них охотится кошка и другие воробьи и они превращаются в бабочек
  4. У бабочек нет спокойной жизни — воробьи, мальчишки, девочки, которые ловят бабочек для коллекции
  5. Ребята превращаются в муравьев, трудятся на благо муравейника и чуть не гибнут на войне
  6. Ребята превращаются в людей и становятся отличниками.

Главная мысль повести «Баранкин, будь человеком!»
Человек должен трудиться и учиться, иначе он не заслуживает права называться человеком

Чему учит повесть «Баранкин, будь человеком!»
Эта повесть учит нас любить учебу, любить трудиться. Учит помогать другу в трудную минуту и никогда не бросать товарища в беде. Учит тому, что к природе и ее обитателям следует относится бережно. Учит не стрелять в воробьев из рогатки, не ловить бабочек, не разорять муравейники.

Отзыв на повесть «Баранкин, будь человеком!»
Это очень смешная и вместе с тем поучительная повесть, которая мне очень понравилась. Ее главные герои понимают, что любое животное в природе трудится, иначе просто невозможно. И нет животного, у которого была бы совсем простая и легкая жизнь. Герои повести понимают, что и человек должен трудиться, что в этом и есть прелесть жизни.
Мне понравилось, что мальчики перевоспитались, что они многое поняли и стали другими людьми.

Пословицы к повести «Баранкин, будь человеком!»
Человек — это звучит гордо.
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Землю красит солнце, а человек труд.
Делу время, потехе час.

Краткое содержание, краткий пересказ повести «Баранкин, будь человеком!» по главам

Часть первая «Баранкин к доске».

1. Две двойки.
Юра Баранкин и его друг Костя Малинин получают двойки по геометрии. Староста класса Зинка Фокина стыдит их, фотограф Алик Новиков снимает их физиономии и прикрепляет к стенгазете, редактор стенгазеты злится на мальчиков, что те испортили такую газету.
В общем, все пошло как-то не так с самого начала учебного года.
2. Не дают даже опомниться.
После уроков одноклассники собрали собрание. Большинство ребят возмущалось и особенно Юра и Костя.
3. Как в опере получается.
На собрании ребята ругают мальчиков и называют их оболтусами, тунеядцами, трутнями. Используют стандартные клише из газет. Баранкина злит, что громче всех орет Венька Смирнов, тоже двоечник и оболтус. Но оказывается. Венька орет за Баранкина, о том, что нельзя сразу после каникул к доске вызывать.
Юра и Костя обещают исправить двойки в четверти, но староста Фокина требует, чтобы они исправили двойки завтра. Им дают на помощь отличника Яковлева.
4. А если я устал быть человеком?
После собрания ребята расходятся, а Юра и Костя сидят потрясенные за партой. К ним подходит Фокина и начинает требовать от Баранкина, чтобы он стал человеком, чтобы он был человеком, чтобы он по-человечески разговаривал.
Баранкин думает о том, что сильно устал быть человеком.
5. Лопаты все-таки вручают  И Мишка вот-вот появится.
Утром в воскресенье Юра и Костя сидят на лавочке и ждут Мишку Яковлева. Погода стоит прекрасная. Во дворе появляется староста Фокина и фотограф Новиков. Фокина несет лопаты и вручает их Баранкину. Она требует, чтобы позанимавшись, мальчики пришли озеленять школьный двор.
6. Семь выходных в неделе, вот что поразило мое воображение
Юра смотрит как вокруг порхают воробьи и бабочки, как по земле снуют муравьи и сильно завидует всем этим животным, у которых выходит не жизнь, а сплошной выходной. И вот Баранкин решает именно в этот день осуществить гениальную идею, которую давно обдумывал.
7. Единственная в мире инструкция.
Юра рассказывает Косте о том, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Он предлагает превратиться в воробьев, и провести хоть один выходной по-человечески.
Юра протягивает Косте тетрадь, на которой написано «Инструкция».
8. Не хочу учиться, хочу быть птицей.
Ребята начинают решать как лучше и в кого превратиться. Костя предлагает в бабочек, но Юра настаивает на воробьях. На прошлом уроке он слышал, что воробьи очень хорошо живут. Костя соглашается, говоря что играл в спектакле ворона, и в воробья ему превратиться будет легко.
Ребята тренируются скакать по земле и начинают читать заклинание.

Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!

9. Стоит захотеть по-настоящему и 
Юра зажмурился и сильно захотел стать воробьем. Он почувствовал, что у него появились странные желания — вспорхнуть на веточку, полетать по воздуху. Потом он захотел овса.
Наконец Юра открыл глаза и осмотрел себя. Он действительно превратился в воробья.
А вот Костя Малинин так и сидел в образе человека.
10. Что на воробьином языке означает
Костя видит воробья-Баранкина и пытается поговорить с ним. Но воробей только чирикает. Костя обижается, что воробей называет его чепчиком
Костя снова начинает твердить заклинание. В этот момент из-за угла показывается Яковлев на велосипеде, но когда он подъезжает к скамейке там никого нет. Только лопаты и учебники. Мишка берет учебники и идет к Юре домой.
Баранкин и Малинин счастливы.
11. Встреча с бесхвостым.
Юра превратился в воробья с курносым клювом, а у Кости остались необычные голубые глаза. Мальчики-воробьи попили воды из лужи и стали искать овес.
Почему-то семечки их не устроили.
Костю прогоняет от овса большой бесхвостый воробей. Потом он начинает напрыгивать на Юру. Но Юра тоже распушил перья и подставил большому воробью подножку. Тот упал и испуганно притих.
Но ребята предложили ему овса, ведь лежачих не бьют. Воробей улетел, а Костя закричал Юре, что рядом кошка.
12. Кошка Муська хочет меня съесть.
Баранкин обернулся и увидел любимую мамину кошку Муську. Он не испугался и даже начал говорить с кошкой, не обращая внимания на крики Кости, который предусмотрительно улетел на дерево.
В итоге кошка прыгнула на Баранкина и подмяла под себя. Юра успел вывернуться и взлетел, оставив в когтях кошки несколько перьев.
13. О чем чирикают бабушки.
К Юре и Косте подлетел старик-воробей и начал их отчитывать. Он возмущался, что мальчики так легкомысленно себя вели с кошкой. Говорил, что у воробьев не может быть знакомых кошек. Требовал назвать родителей.
Костя и Юра спешно улетели, недовольные воробьиной жизнью. Они сели на пустое дерево и мимо Юры что-то просвистело.
14. Дальнобойная рогатка с оптическим прицелом.
Юра видит, что в него целится из рогатки его сосед по квартире, Венька Смирнов. Причем эту рогатку сделал сам Баранкин.
Они с Костей спешно улетают и с высоты птичьего полета замечают, что в городе полно кошек и мальчишек с рогатками. Это открытие их удручает. Они устают и вдруг их окликает воробьиха.
15. Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери.
Толстая воробьиха называет ребят своими деточками и зовет вить гнездо. Костя и Юра говорят воробьихе, что она ошиблась, и они не ее дети. Воробьиха негодует, призывает в свидетели других воробьев и задет мнимым детям хорошую трепку.
Костя и Юра соглашаются быть ее детьми и летят вить гнездо.
16. Мы с Костей учимся вить гнездо.
Воробьиха учит ребят вить гнездо, время от времени клюет их, а мальчики удивляются. Оказывается воробьям тоже приходится учиться и работать.
В это время прилетает толстый рыжий воробей, который оказывается папой мальчиков — Чикой.
17. Драка за скворечник.
Чика увлекает все свое семейство в драку за скворечник, из которого улетели на юг стрижи, Малинин не умеет драться, но Баранкин тащит его за собой.
Воробьи сходу врезаются в стаю дерущихся воробьев.
Малинин цепляется за хвост Баранкину и Юра вытаскивает его из драки.
18. Костя Малинин начирикался.
Ребята пытаются улететь с места боя, но их преследует четверка воробьев, которые кричат, что эти двое громче всех чирикали.
Баранкин применяет хитрый прием — переворачивается в полете на спину и лягается ногами. Так он раскидывает преследователей и ребята улетают.
Уставший и озлобленный Костя предлагает сейчас же превратиться в бабочек, которых не едят кошки, которые не строят гнезд.
Юра сомневается, но решает поддержать друга. К ним подкрадываются три кошки и мальчишки спешно читают переделанное заклинание.

Часть третья. Я — капустник, и Костя — махаон.

19. Вредитель, известный населению.
Кошки подкрадываются к мальчикам, а те продолжают отчаянно читать заклинание. Кошки разделяются и готовятся к прыжку. Баранкин думает , что все пропало, но кошки вдруг разворачиваются и убегают.
Баранкин осматривает себя и понимает, что превратился в бабочку. Он оглядывается в поисках Кости и видит чудесную бабочку. Оказывается Костя Малинин превратился в махаона, а сам Баранкин в капустника, во вредителя.
Костя зовет Юру за собой, обещая угостить нектаром.
20. Спящая красавица
Мальчики полетели за нектаром, но вдруг Костя заметил в желобе красивую желтую бабочку, крушинницу, и решил с ней познакомится. Баранкин обозвал его девчатником, но из знакомства ничего не вышло. Бабочка спала. Костя рассказал, что таков закон природы и зимой бабочки спят. Баранкин расстроился, ведь ему не хотелось проспать зимние каникулы.
Тут появился знакомый бесхвостый воробей и Костя спрятался. Баранкин не подозревал об опасности и начал говорить с воробьем, но Костя вовремя утащил его под крышу.
Баранкин решил молча переносить трудности жизни бабочек.
21. Кепка-зенитка.
Ребята прилетели к большой клумбе от которой аппетитно пахло нектаром. Баранкин начал уже есть, когда услышал, крики «Дави непарного шелкопряда». Он не обратил на них внимания, ведь он был капустник. Но рядом упала кепка. Мальчишки охотились именно за ним. Это снова казался Венька Смирнов и еще один мальчик. Они обрадовались, что сбили Баранкина и искали его в траве.
Юра сложил крылья и спрятался. А когда ребята отвернулись взлетел и сел на столбе с часами, рядом с Костей.
22. Прощайте, ребята, может больше не увидимся
Баранкин предложил слетать на огороды, но Костя сказал, что туда нельзя, там бабочек травят химикатами. И предложил полететь на школьный сад, заодно посмотреть на ребят.
Костя летел быстро и Баранкин стал отставать. Тогда он схватил Костю за лапки и так на буксире долетел до школы. Они сели на подоконники и смотрели как работают ребята в саду.
Потом приехал Яковлев и поднялась суета. Ребята явно искали Баранкина и Малинина.
Костя позвал Юру на цветы и они стали спускаться.
23. Противочихательная прививка.
Юра выбрал огромный цветок и залез внутрь. Он стал есть нектар и расчихался. Тут его кто-то боднул и Юра боднулся в ответ.
Но когда он вылез из цветка, то увидел пчелу, которая смотрела на него. Юра испугался и отлетел. Он посмотрел где Костя, и увидел, что того тоже загнала в цветок пчела.
Баранкин схватил легкий сучок и ударил пчелу сзади. А потом упал в траву от голода.
24. Я понимаю свою ошибку, но в действие вступает ужасный закон природы.
Баранкин пришел в себя возле лужи с водой и стал пить воду. Он понимал, что превращение в воробьев и бабочек было ошибкой, но не знал в кого надо превратиться. Юра посмотрел на муравьев и решил, что не стоит превращаться в этих работяг.
Вдруг Баранкин вспомнил, как на собрании его обзывали трутнем и крикнул Малинину, что им надо срочно превратиться в трутней, которые точно ничего не делают.
Но ребята не помнили, как выглядят трутни. Наконец Костя сказал, что трутни это такие пчелки.
Юра увидел, что Костя засыпает и понял, что тот может проспать всю зиму. Он хотел облить его водой из лужи.
25. Такая бабочка как я, у них в коллекции уже есть.
Ребята из класса ругали Баранкина и Малинина, не подозревая, что те у них под ногами. Фокина и другие девочки сели в кружок и стали читать доклад про бабочек.
Баранкин хотел прикрыть Малинина клочком бумаги, чтобы его не заметили и потащил обрывок газеты. Его заметили, но Фокина сказала, что капустник у них уже есть.
Тут заметили и Костю, и Фокина разволновалась. Как так, в нашем городе настоящий махаон из Уссурийского края.
Девочки с сачком стали подкрадываться с Косте.
26. В морилку, потому в сушилку, и в распрямилку.
Девочки готовили Косте страшную смерть и Баранкин решил действовать. Он бросился на Костю и толкнул его, Потом крикнул делать ему свечку и бабочки взмыли в небо.
Но Костя все еще хотел спать и упал в кусты, рядом с муравьями.
Баранкин стал щекотать его и Костя снова проснулся. Юра рассказал ему про морилку и коллекцию и Костя проснулся окончательно.
Он стал читать заклинание, чтобы превратиться в мураша. Баранкин хотел стать трутнем, но не мог бросить товарища и тоже стал мурашом

Часть четвертая. Караул! Мимрики»

27. Неприятное для Фокиной и спасительное для нас событие
Девочки подкрадывались к кустам, но там уже не было бабочек, а сидело два муравья.
Юра сделал выговор Косте, за то, что тот превратился в муравьев, но тот отмахнулся. Сказал, что в инстинкт не верит, а сегодня выходной день и муравья тоже отдыхают.
Мальчики нашли круглое семечко и стали играть в футбол. Их увидели настоящие муравьи и пошевелили усами.
Костя и Юра вышли из кустов и увидели как по дорожке бегут муравьи, которые что-то несли. Они все трудились.
Мальчики хотели быстро уйти, но инстинкт заставил их двинуться к муравейнику.
28. Мы ремонтируем муравейник
Ребята не хотели работать, но инстинкт заставил их схватить веточку и потащить ее к муравейнику. Они начали сновать к муравейнику туда и обратно, перетаскивая разные тяжести. Они пытались освободиться от действия инстинкта, но у них ничего не получалось.
А тут мимо муравейника проходил Венька Смирнов и ткнул в муравейник палкой.
Он словно переключил муравьев на третью скорость и они стали интенсивно восстанавливать муравейник.
29. Это был, наверное, единственный в своем роде бунт на земле.
Баранкин понимает, что не о такой жизни о мечтал. Он пытается бороться с инстинктом и решает устроить бунт. Он бросает сосновые иголки и требует, чтобы Малинин бросил лист. Костя тоже бросает лист и мальчики бегут в кусты. Они уже начинают читать заклинание, чтобы превратиться в человека, но тут их хватают какие-то муравьи.
30. Неожиданное спасение от неожиданной угрозы.
Старый муравей стал допытываться у ребят, почему они не работают. Баранкин сказал, что сегодня воскресенье и сегодня выходной. Таковы правила в кирпичном муравейнике.
Муравьи зашумели и стали подозревать мальчиков.
А старые муравьи посовещались и сказали, что это неслыханное преступление и за него эти два муравья-бездельника приговариваются к смерти.
Костю и Юру потащили прочь от муравейника.
31. Вот что такое мирмики и вот что таков Костя Малинин.
В это время дозорный муравей поднял тревогу — показались мирмики. Костя и Юра залезли на цветок и стали смотреть сверху. Они увидели как появились огромные рыжие муравьи и быстро откусили головы черным.
Потом ребята увидели настоящую войну муравьев. Рыжие муравьи окружили муравейник черных и атаковали. Но черные не сдавались и воспользовались своим численным перевесом. Черные стали теснить рыжих.
В это время мальчики заметили огромный отряд рыжих, которые спешили к муравейнику.
Юра сказал, что надо срочно превращаться в человека, но Костя схватил сучок и бросился в гущу сражения, с криком «Смерть мирмикам!»
32. Мы попадаем в окружение
Костя один с дубинкой наперевес бежал навстречу мирмикам. Он бы наверняка погиб, но Баранкин успел схватить его и оттащить в лес.
Но и тут их нашли рыжие муравьи.
Баранкин скомандовал Косте лезть на цветок и срочно превращаться в человека, и сам полез следом.
Мимрики стали подниматься по стеблю за мальчиками.
33. Десять больших на двух маленьких и паутинка-самолет.
Рыжие муравьи упорно лезли на цветок и Юра бил их сучком, пока сучок не сломался. Мальчики отступали к середине цветка и Костя наотрез отказался превращаться в человека без друга.
Тут Баранкин увидел паутинку над цветком и ребята быстро на нее вскочили. Юра перекусил паутинку и ее понесло ветром. Рыжие муравьи не успели схватить мальчиков.
С высоты ребята увидели, что война муравьев уже закончилась и черные, победив, вернулись к обычной работе.
Мальчики начали читать заклинание, но тут стриж на лету схватил Костю и унес его.

Часть пятая. Баранкин, будь человеком!

34. Загробный голос.
Баранкин переживает смерть друга, который умер как герой. Он обнаруживает, что превратился в человека и никого не замечая идет домой. Юра садиться на лавочку и ревет во все горло.
Но тут слышит голос, который спрашивает, чего он разревелся.
35. Мы существуем!
Это был голос Малинина. Баранкин решил, что друг говорит с ним с того света, ведь он видел, как его съел стриж. Но и Малинин видел, как стриж съел Баранкина.
Наконец Юра открыл глаза и увидел Костю.
Ребята радуются. кричат, ощупывают друг друга. они в восторге, что снова стали людьми.
Тут приходят остальные ребята и мальчики обнимают их всех с криками «Человек это звучит гордо».
Они спешат начать заниматься.
На лестнице Юра видит Веньку Смирнова, дает ему подзатыльник и ломает рогатку.
36. Я хочу навеки быть человеком.
В тот день Юра и костя четыре часа делали уроки. Потом с азартом трудились в школьном саду.
На следующее утро друзья первыми приходят в школу.
Жизнь мальчиков меняется. Они начинают хорошо учиться, исправляют двойки и все у них хорошо.

Здесь даны основные сведения о повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль этой повести.

Краткие сведения о произведении

Сказочную повесть «Баранкин, будь человеком!» детский писатель Валерий Владимирович Медведев написал в 1961 году. В ней рассказывается о необыкновенных приключениях двух друзей — Юры Баранкина и Кости Малинина. Рассказ ведётся от лица Баранкина.

Главные герои повести

  • Юра Баранкин — школьник, двоечник, фантазёр, но верный друг. Сообразительный и добрый мальчик.
  • Костя Малинин — одноклассник и друг Юры, тоже плохо учится, так как вместе с ним занимается на уроках посторонними делами.

Другие персонажи

Одноклассники Юры и Кости:

  • Зина Фокина — староста класса.
  • Эра Кузякина — главный редактор классной стенгазеты, очень строгая девочка.
  • Алик Новиков — фотокорреспондент стенгазеты.
  • Миша Яковлев — отличник.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды двоечники Юра Баранкин и Костя Малинин решили, что они устали быть людьми. Слишком много времени занимает учёба, учителя и одноклассники ругают за двойки. Мальчики позавидовали воробьям, которые живут без таких хлопот. Баранкин придумал, как превратиться в воробьёв.

Когда мальчики превратились в воробьёв, то поняли, что жизнь у этих птичек тоже нелёгкая.

Не понравилось им быть также бабочками и муравьями.

Мальчики поняли как это здорово — быть человеком!

Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)

Часть первая. Баранкин, к доске!

В начале учебного года Юра Баранкин и Костя Малинин получили двойки по геометрии.

Староста класса Зинка Фокина организовала собрание, на котором одноклассники отругали двоечников. Ребята решили, что отличник Миша Яковлев в воскресенье будет заниматься геометрией с Баранкиным и Малининым, чтобы они исправили двойки.

А после занятий с Яковлевым староста сказала прийти в школьный сад сажать деревья. Юра и Костя возмутились, что в воскресенье им не придётся отдыхать. Но Эра Кузякина сказала, что лучший отдых после умственной работы — это физический труд.

После собрания Зинка Фокина попросила Баранкина быть человеком, исправить двойку. Юра ответил, что устал быть человеком, устал учиться.

В воскресенье мальчики ждали во дворе Мишу Яковлева. Чтобы они не убежали, за ними следил Алик Новиков, фотокорреспондент стенгазеты.

Юра давно собирался превратиться в воробья, потому что думал, что жизнь у воробьёв беззаботная. Он даже придумал заклинание для превращения.

Всё это он рассказал Косте, и тот согласился тоже стать воробьём. Они сосредоточились и стали мысленно повторять заклинание.

Часть вторая. Чирик-чирик! Жизнь прекрасна!

Ребята превратились в воробьёв и очень обрадовались этому. Но оказалось, что жизнь воробьёв тоже нелегка. У них бывают ссоры, драки да ещё надо учиться строить гнёзда.

Юре и Косте это не понравилось. Когда их окружили три кошки, мальчики произнесли другое заклинание и превратились в бабочек.

Часть третья. Я — капустник и Костя — махаон

Юра превратился в маленькую бабочку-капустника, а Костя — в махаона с огромными красивыми крыльями. Но и у бабочек жизнь оказалась полной опасностей. За ними охотился воробей и мальчишки.

На Малинина начал действовать закон природы, по которому бабочки засыпают на всю зиму.

Вдобавок Костю-махаона захотели поймать девочки-юннатки. Кое-как Юре и Косте удалось улизнуть от них, превратившись в муравьёв.

Часть четвёртая. Караул! Мирмики! Гибель Малинина

Неожиданно для Баранкина и Малинина на них стал действовать инстинкт, который заставляет муравьёв целый день работать.

Пришлось им ремонтировать муравейник и даже воевать с мирмиками, большими рыжими муравьями.

Спасаясь от мирмиков, Юра и Костя зацепились за паутинку и полетели на ней.

Баранкин запел заклинание, что навеки хочет быть человеком. Костя запел тоже.

Но тут кто-то налетел и столкнул их с паутинки. Юра, падая на землю, успел заметить, что стриж на лету склевал Костю.

Часть пятая. Баранкин, будь человеком!

Когда Баранкин очнулся, то увидел, что он лежит на траве и что он снова стал человеком.

Вместо того чтобы радоваться, Юра заплакал — ведь его друг погиб. Но оказалось, что Костя жив, стриж его не склевал.

После своих приключений ребята поняли как это здорово — быть людьми. Они стали старательно учиться, исправили свои двойки по геометрии, поэтому Зина Фокина перестала говорить: «Баранкин, будь человеком!»

Заключение к краткому пересказу

В повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» раскрыты темы:

  • дружба и взаимовыручка;
  • учёба и труд.

Главная мысль (идея) этой книжки состоит в том, что нужно радоваться, что родился человеком, так как лучше человеческой жизни нет ничего на свете. Нужно учиться и трудиться, чтобы своя жизнь и жизнь других людей стала прекраснее.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • О чем рассказ баваклава
  • О чем рассказ бабушкин подарок зощенко
  • О чем рассказ ашик кериб лермонтов
  • О чем рассказ ася тургенев
  • О чем рассказ астафьева конь с розовой гривой краткое содержание для читательского дневника