О чем рассказ бунина легкое дыхание

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

Анализ «Легкое дыхание» Бунин

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.

Обновлено 10 Июля, 2021

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Композиция

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Рокотов

    10/10

  • Зоя Гаджиева

    10/10

  • Анна Ломоносова

    9/10

  • Валя Черенцова

    10/10

  • イスカンダル 許してくれ

    10/10

  • Рита Хабулинова

    10/10

  • Янжима Жербаева

    10/10

  • Нина Кромина-Белавина

    9/10

  • Дмитрий Куликов

    10/10

  • Вольф Тауэр

    10/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 720.


А какую оценку поставите вы?

Настурции. Художник К. А. Коровин, 1888 г.

Настурции. Художник К. А. Коровин, 1888 г.

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» (6 минут на прочтение) был написан в 1916 году. По воспоминаниям, идея рассказа пришла к автору, когда он бродил по кладбищу на острове Капри и увидел на одной из могил фотографию девушки со смеющимися озорными глазами.

Многие литературоведы называют рассказ жемчужиной отечественной новеллистики и одним из главных в творчестве Бунина.

Психологи, в частности Лев Выготский на материале «Легкого дыхания» изучают психологию искусства. Литературного, конечно. 

В данной статье представлен вольный или, если угодно, аналитический конспект главы VII из книги Выготского «Психология искусства».

Основная мысль Выготского в том, что композиция рассказа в значительной степени влияет на его восприятие.

Любой рассказ имеет форму и содержание, или, в терминах Выготского: форму и материал. Материал литературного произведения — это жизненные события, коллизии, конфликты, истории, взаимоотношения, характеры, т.е. то, что существует и вне его, в реальной жизни. Расположение жизненного материала согласно законам литературного произведения, компоновка эпизодов, облачение материи в слова и есть художественная форма.

В литературоведении материал иногда называют фабулой, а форму – сюжетом.

Развертывание сюжета в современном произведении — не прямая, а кривая линия. Прямой линия бывает в жизни, но редкий писатель строит повествование в хронологическом порядке, сменяя один эпизод другим. Кривую, описывающую сюжет, можно назвать художественной кривой или кривой литературного сюжета.

События A, B, C поменяют смысл и эмоциональное звучание, будучи преподнесенными в разном порядке. К примеру, в наличии угроза, последовавшее за ней убийство и поиски убийцы, которые ведет сыщик. Если сообщить о происшествии именно в такой последовательности, получится один рассказ. А если показать убийство, потом угрозу, например, письмо, подписанное анонимным недоброжелателем и случайно найденное на чердаке, и только затем приступить к расследованию, то выйдет совсем другое. И даже жанр произведения будет иным. В первом случае – очерк, зарисовка, во втором – детективная новелла.

Фабула «Легкого дыхания» довольна проста. Перед нами история молоденькой девушки, гимназистки Оли Мещерской. Эта провинциалка из хорошей и богатой семьи провела короткую, но насыщенную жизнь. Она рано повзрослела, в пятнадцать лет ее совратил друг отца, престарелый (пятидесяти шести лет) помещик Малютин, и Оля покатилась по наклонной. Связалась с казачьим офицером, наобещала, что выйдет за него замуж, и в последний момент отказала. Офицер почуствовал себя обманутым и застрелил Олю на вокзале, среди толпы народы, вышедшей из только что прибывшего поезда. Классная дама, которая была в курсе падения своей подопечной, теперь, после смерти девушки каждую неделю приходит на могилу и грустит о ней, и в тайне мечтает испытать все те же чувства, что испытала та.

Могила Нади Яковлевой. Художник И. И. Левитан, 1882 г.

Могила Нади Яковлевой. Художник И. И. Левитан, 1882 г.

Выготский строит схему фабулы, т.е. помещает все события в хронологическом порядке, для Оли и классной дамы. Олина линейка выглядит следующим образом:

1. детство;

2. юность;

3. происшествие с гимназистом Шеншиным (был влюблен, ревновал, будто бы покушался на самоубийство);

4. разговор с подругой о том, что у нее легкое дыхание;

5. приезд Малютина в отсутствие родителей;

6. связь с Малютиным;

7. запись о том, как это было, в дневнике;

8. последняя снежная, солнечная, морозная зима, которую Оля проводила на катке и балах;

9. роман с офицером;

10. беседа с классной дамой;

11. убийство на вокзале;

12. показания убийцы (рассказывает следователю, почему убил);

13. могила Оли с ее фотографией.

Хронологическая линия классной дамы выглядит следующим образом (логично, что нумерация продолжается, а не начинается с начала. В самом рассказе ведь тоже эпизоды с Олей и с классной дамой не замещаются, а даются один за другим) :

14. представление ее, кто она и что;

15. размышления о брате-прапорщике, убитом в русско-японскую;

16. мечта о жизни, ради идеи;

17. подслушала разговор о легком дыхании;

18. мечты об Оле Мещерской (любовь?);

19. частые посещения кладбища;

20. на могиле.

То, что мы получили выше, называется диспозицией рассказа, естественным ходом жизненных событий. Если же взглянуть на порядок, коим события построены в рассказе Бунина, то увидим композицию рассказа. Взаиморасположение пронумерованных элементов примерно следующее: 13, 1, 2, 3, 8, 10, 11, 12, 9, 5, 6, 7, 19, 18, 14, 15, 16, 17, 4, 20.

Если мы отложим эти условные координаты на шкале времени, то увидим, что действие в рассказе развивается скачками. Автор перепрыгивает с одного события на другое, с Оли на классную даму, с жизни гимназистки на смерть, с прошлого на будущее, причем в этих прыжках на первый взгляд нет совершенно никакой логики.

Вместо того чтобы начать с детства Оли Мещерской, описать юность и причины падения, Бунин сразу показывает могилу девушки, от нее переходит к детству, потом вдруг к последней зиме, после чего приводит разговор с начальницей, из которого мы узнаем о прошлогоднем «приключении». Затем сообщает об убийстве и в конце рассказа – о пустяковой реплике про легкое дыхание, сказанной давным-давно.

С какой же целью автор переставил события именно таким, а не другим образом?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо выяснить, что представляет собой материал, лежащий в основе рассказа. Выготский приходит к выводу, что материал этот – ни что иное, как житейская муть, пустая жизнь без смысла и цели. Кажется, что Бунин ставит вопрос ребром: зачем существует Оля Мещерская, к чему стремится этот человек, кроме поиска удовольствий и развлечений, чем живет и дышит? Читатель в свою очередь размышляет: может быть автор хочет приукрасить жизнь гимназистки, затенить темные ее стороны, найти в серой гнетущей повседневности что-то яркое и позитивное? 

Очевидно, ответ отрицательный.

На веранде. Художник Г. А. Лапшин, 1918 г.

На веранде. Художник Г. А. Лапшин, 1918 г.

Бунин не только не стремится скрыть эту житейскую муть, а наоборот выпячивает ее, обнажает, вычерчивает с пронзительной четкостью. Бессодержательность, суетность, убогость этой жизни подчеркнуты автором с ощутимой силой. Вот, как он описывает Олю:

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?

А вот какими словами, без тени и намека на любовь, на живое чувство, дана сцена падения гимназистки в ее дневнике:

Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!

И все же, несмотря на житейскую трясину, на ужасную судьбу девочки, унылого впечатления рассказ не производит. А даже напротив – оставляет чувство легкости, покоя и какой-то благодатной усталости.

Описывая бестолковую жизнь провинциальной гимназистки, оборвавшуюся столь трагически, автор достигает совершенно противоположного эффекта. Рисует легкое, освобожденное, прозрачное бытие, которое никак не должно было сложиться из событий пронумерованного выше списка жизненного материала. В большей степени впечатление достигается благодаря классной даме, изумленной, отупевшей от чувств, в которые ее приводит могила Оли Мещерской. Транслируя нам эти чувства, автор заставляет взглянуть на ситуацию ее глазами.

Бывшая наставница Мещерской ходит на кладбище и думает, думает о бессмертно сияющих глазах из выпуклого фарфорового медальона, и без конца переживает короткую олину жизнь. Седая женщина влюблена в мертвую гимназистку, в тот подслушанный разговор о легком дыхании, и терпеливо ждет, что жизнь ее вот-вот измениться каким-то волшебным образом, и она наконец поймет какую-то очень важную вещь. У классной дамы раньше уже была мечта. Брат-прапорщик, на которого она возлагала большие надежды. Но тот погиб десять лет назад, и надежды угасли вместе с его смертью. А потом Оля Мещерская, вернее ее убийство, зажгли ее новым смыслом.

Учительница. Художник Ю. Д. Петров, 1960-е гг.

Учительница. Художник Ю. Д. Петров, 1960-е гг.

С неумолимой правдивостью Бунин поясняет, что легкое дыхание – это выдумка, заменяющая многим, в том числе и классной даме, действительную жизнь. Сначала брат, потом мечта идейного служения, теперь Оля Мещерская – вот три иллюзии, питающие героиню. Рассказ словно расколот пополам: вот здесь серость жизни, а здесь та сказка, в которую превратило аспидную житейскую мглу сознание классной дамы.

События соединены таким образом, чтобы изгнать будничную тягость, а на ее место бросить легкость и беспечность бытия. Так история о распущенной гимназистке трансформировалась в повесть о несбыточной мечте. И легкость эта создана уже самой первой сценой, в которой мы видим могилу Оли Мещерской.

Плавность исчезла бы, начни автор издалека, расскажи он, как Оля завлекла офицера, вступила с ним в связь, мучила его ревностью. Читатель находился бы в постоянном напряжении, ждал, что же будет, чем закончится очередная мелодрама. Кульминацией стала бы вокзальная сцена, интрига держалась бы до конца, как в «Бесприданнице» Островского: погибнет – не погибнет. А так, мы все уже знаем, и сосредоточены теперь на деталях, на том впечатлении, которое оставила по себе веселая и легкомысленная гимназистка.

Выстраивая сцены прихотливым зигзагом, Бунин намеренно и  последовательно уничтожает тягостное чувство, которое внушили бы нам события, расположенные в хронологической последовательности, и превращает свой рассказ в нечто совершенно иное, в полет бабочки, в свежий ветер, в прозрачную ледяную воду в проруби.

Любопытно, что закон «уничтожения формой содержания» действует не только на уровне всего рассказа, но и на уровне отдельных эпизодов и сцен. Возьмем, к примеру, эту:

А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Ключевое слово здесь «застрелил», но Бунин так искусно спрятал его в нагроможденные со всех сторон описания и определения, что страшный глагол этот затерялся между спокойным и ровным эскизом железнодорожной платформы и зарисовкой плебейской внешности офицера. Синтаксис фразы словно заглушает выстрел, превращает его в хлопок, в звук на периферии потока людей, идущего от поезда к зданию вокзала.

На перроне. Художник Н. Ф. Лапшин, 1930-е гг. (?)

На перроне. Художник Н. Ф. Лапшин, 1930-е гг. (?)

Ровно точно так же, вскользь, отвлекаясь на запах свежих ландышей в кабинете начальницы, и тепло, исходящее от блестящей печки-голландки, автор сообщает о соблазнении девочки соседом-сластолюбцем. И вот на кладбище классная дама, изумленно, словно видит их в первый раз, рассматривает дубовый  крест и фотокарточку Оли, и спрашивает у себя, как совместить этот чистый, пронзительный взгляд с тем «ужасным, что соединено теперь с именем Оли Мещерской». Ужасное – это та самая житейская муть, присутствующая в каждой строчке рассказа, и скрытая от глаз, его искусной композицией.

«Легкое дыхание» – заглавие рассказа является одновременно и его доминантой. Выготский считает, что смешной эпизод, в котором Оля рассказывает подруге о своем легком дыхании, и есть пуант новеллы. На нем замыкается круг, сводящий конец к началу. Легкое дыхание Оли Мещерской рассеялось в мире, в холодном ветре, облачном небе, которые были ровно такими же в начале рассказа.

К моменту сцены легкого дыхания мы уже все знаем о гимназистке, все тайное стало явным, больше не нужно мучительно, с замиранием сердца ждать развязки. Казалось бы, чем еще удивит нас автор? А вот, пожалуйста, повествование делает вдруг скачок, буквально из могилы в небо, и все предстает перед нами в новом свете. Оказывается, легкое дыхание у Оли было! Какое счастье и какое облегчение!

В рассказе, безусловно, важно все, не только композиция. Как автор рассказывает нам историю, как составляет фразы, углубляется ли в детали или дает краткое изложение итогов сцены, приводит ли дневники и диалоги героев или использует вместо них косвенную речь, описывает события или мысли героев – все это приемы художественной разработки темы, как и прием построения композиции. С их помощью воплощается авторский замысел.

Выготский записал свое дыхание (сделал пневмограмму) во время чтения бунинского рассказа. Анализ показал, что дышалось легко и свободно, несмотря на то, что читал он об убийстве и растлении, о неприятных на самом деле вещах. И тем не менее! Бунину удалось своим рассказом замедлить дыхание, настроить организм на теплую приятную волну, оставить чувство легкости и простоты бытия.

По мнению исследователя,  здесь кроется удивительный парадокс, который составляет психологический закон художественной новеллы (рассказа). Парадоксальность в том, что традиционная эстетика заявляет о комплиментарности формы и содержания, об их гармонии, о том, что форма иллюстрирует содержание, а содержание определяет форму. И вдруг Бунин, безусловный мастер, не какой-нибудь графоман-Хвостов, предлагает нечто совершенно противоположное: изображает легкое дыхание через совращение и убийство юной девушки. Разве не мог он выбрать сюжет лиричный и безмятежный, о весне, надеждах, романтических мечтах и прекрасной, но невозможной любви? Зачем же брать столь безобразное содержание?

Выготский заключает, что в художественном произведении всегда есть некоторое противоречие, проявляющееся в несоответствии между материалом и формой. Писатель словно нарочно подбирает материал, который всеми своими свойствами оказывает сопротивление. И чем тверже вещество, тем интересней автору работать с ним, тем желанней полученный в итоге текст. Под пером мастера житейское болото вдруг закипает и вспыхивает пеной и искрами как свежая морская волна.

Ваше мнение, о чем рассказ Бунина?

На чтение 5 мин Просмотров 6.1к. Опубликовано 04.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ Легкое дыхание» за 1 минуту и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ рассказа «Легкое дыхание»

Гимназистка Оля Мещерская с пятнадцатилетнего возраста стала выделяться среди сверстниц красотой и женственностью. В последний год обучения ее позвала к себе начальница гимназии и попыталась упрекнуть в легкомысленном, недостойном для молодой девушки поведении. Оля спокойно выслушала все упреки, а затем призналась, что уже стала женщиной. Прошлым летом ее соблазнил брат начальницы — Алексей Михайлович.

Спустя месяц после этого разговора соблазнитель прямо на вокзале застрелил Олю. Он заявил, что девушка его обманывала, обещая выйти замуж. В оправдание своих слов он показал дневник Оли, в котором был описан день их первой близости.

На могилу гимназистки каждое воскресенье приходит ее классная дама. Оля стала для нее воплощением мечты, идеалом женщины с главным признаком неземной красоты — «легким дыханием».

Главные герои их характеристика:

  •  Оля Мещерская  — очень красивая девушка семнадцати лет, обладающая бойким и живым характером. Оля — искреннее и по-детски наивное молодое существо. Она олицетворяет собой «легкое дыхание» самой жизни. Доверчивая девочка сталкивается с насквозь лживым миром взрослых людей и становится его очередной жертвой.

Второстепенные герои их характеристика:

  •  Алексей Михайлович Малютин — пожилой (56 лет) казачий офицер, убийца Оли. Старый извращенец представляет собой полную противоположность чистому образу девочки. Выдержка из ее дневника наглядно изобличает опытного «ловеласа», которому не стоило большого труда соблазнить мечтательную гимназистку.
  •  Начальница гимназии — строгая чопорная женщина, бдительно следящая за поведением своих учениц. Она больше озабочена внешним видом и манерами гимназисток, чем их душевным состоянием.
  •  Классная дама Оли — постепенно стареющая девушка, подчиняющая свою бесцельную жизнь какой-нибудь идеальной мечте. Очередной «выдумкой» для нее становится трагическая история погибшей гимназистки.

Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» подробно

На городском кладбище резко выделяется свежая могила, на которой установлен тяжелый крест из дуба. На кресте находится медальон с фотографией прелестной девушки — Оли Мещерской.

Оля с детства отличалась беспечным нравом, была одной из самых шаловливых и непокорных гимназисток. К пятнадцати годам стала заметна небывалая красота девочки. Оля всегда была в центре внимания: много танцевала, каталась на коньках, принимала ухаживания на балах.

В выпускном классе Оля стала еще активнее, «совсем сошла с ума от веселья». Начальница гимназии постоянно делала ей замечания, которые девочка совершенно игнорировала.

Однажды начальница в очередной раз вызвала Олю в свой кабинет, чтобы сделать ей, как обычно, выговор. Упреки относились к внешнему виду гимназистки: «взрослой» прическе, дорогим украшениям и одежде.

Внезапно Оля сделала шокирующее признание: она выглядит так, потому что уже является женщиной по вине брата начальницы — офицера Алексея Михайловича Малютина.

Через месяц на вокзале произошло убийство: Малютин на глазах множества людей застрелил девушку. На следствии он заявил, что Оля сама его завлекла, пообещав выйти замуж. Перед отъездом Алексея Михайловича в Новочеркасск гимназистка показала ему дневник, в котором не скрывала отвращения к своему совратителю. Этим офицер объяснил свой страшный поступок.

В дневнике действительно был подробно описан день «падения» Оли. Она была одна в доме, когда Малютин приехал в гости к ее отцу. Осанистый красивый мужчина произвел большое впечатление на девушку, которая незаметно уступила его расчетливому ухаживанию. В заключении Оля признавалась, что после случившегося чувствует только глубокий стыд и отвращение.

Легкое дыхание

На могилу Оли Мещерской каждое воскресенье приходит ее классная дама. Эта женщина подолгу сидит напротив дубового креста и вспоминает прекрасную гимназистку, ставшую объектом ее мечтательного поклонения. Учительнице особенно запомнились наивные рассуждения Оли о сути женской красоты и ее главном отличительном признаке — «легком дыхании».

Кратко об истории создания произведения

Весной 1916 г. редакция газеты «Русское слово» обратилась к Бунину с просьбой написать что-нибудь для пасхального номера. Писатель согласился и задумался над сюжетом. Он вспомнил, как однажды, находясь на Капри, случайно зашел на кладбище и увидел могилу с фотографией очень молодой девушки. Взяв это за основу, Бунин с «восхитительной быстротой» написал «Легкое дыхание».

Вскоре рассказ был опубликован в апрельском номере «Русского слова».

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

2 года назад · 3566 просмотров

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: читать полный текст и краткое содержание, слушать аудиоверсию. Суть произведения, анализ рассказа: тема и художественные особенности. Почему рассказ назван именно «Лёгкое дыхание»?

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Кадр из фильма «Посвящение в любовь» / Иллюстрация Ореста Верейского

«Лёгкое дыхание» — рассказ Ивана Бунина, написанный весной 1916 года. Главная героиня — трагически погибшая гимназистка Оля Мещерская. По словам литературного критика Станислава Рассадина, «Лёгкое дыхание» — самый знаменитый рассказ Бунина.

Полный текст, аудиокнига и фильм

Полный текст рассказа Бунина «Легкое дыхание» доступен в «Викитеке».

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

В 1994 году режиссер Лев Цуцульковский снял фильм «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина. Первая новелла — переложение рассказа «Лёгкое дыхание».

Краткое содержание

На кладбище стоит свежий дубовый крест, украшенный фотографией юной гимназистки «с радостными, поразительно живыми глазами». Это Оля Мещерская.

Девочкой Оля не выделялась среди подруг, но потом стала расцветать. Её красота, живость и непосредственность пленяли окружающих. Младшие девочки её обожали. Поговаривали, что влюблённый в Олю гимназист Шеншин покушался на самоубийство, измученный её изменчивым обращением.

Однажды девушку вызвала начальница гимназии и стала отчитывать за неподобающий внешний вид, в частности, за взрослую прическу: «Вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…»

Оля Мещерская на это ответила с дерзкой прямотой: «Вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин».

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина

А через месяц после этого разговора казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил её на платформе вокзала, среди большой толпы народа, только что прибывшей с поездом.

Следователю офицер признался, что состоял в связи с Олей Мещерской. Она обещала выйти за него замуж, но в тот день на вокзале призналась, что никогда его не любила, и дала прочесть страницу дневника о том, как Малютин лишил её девственности.

Приводится отрывок из дневника Оли. В нем рассказывается, что в тот день девушка осталась одна в родительском загородном имении. Днём приехал Алексей Михайлович Малютин — 56-летний друг отца, красивый мужчина с «совсем молодыми» глазами. Он делал Оле комплименты, целовал руку, потом губы через платок… В итоге он лишил девушку невинности. Той же ночью Мещерская записала в дневнике:

«Я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»

Прочитав отрывок из дневника, отвергнутый казачий офицер застрелил Мещерскую прямо на платформе.

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина

Каждое воскресенье к могиле Оли приходит маленькая женщина в легких ботинках и сидит на ветру возле дубового креста, пока совсем не замёрзнет. Ей горько думать о погибшей гимназистке, но «в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди». Это классная дама Оли Мещерской. Она всегда жила не своей жизнью: сначала мыслями о брате, который погиб в Русско-японскую войну, теперь — мыслями о трагедии Оли.

Классная дама вспоминает однажды подслушанный разговор Оли с подругой. Мещерская тогда рассказывала, что в какой-то книге из библиотеки отца прочла, будто главный признак женской красоты — лёгкое дыхание. «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?» — спрашивала Оля подругу.

Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Ореста Верейского к рассказу «Лёгкое дыхание»

История рассказа

Произведение родилось легко и быстро, вспоминал сам Бунин:

Рассказ «Лёгкое дыхание» я написал в деревне, в Васильевском, в марте 1916 года: «Русское слово» Сытина просило дать что-нибудь для пасхального номера. Как было не дать? «Русское слово» платило мне в те годы два рубля за строку. Но что дать? Что выдумать? И вот вдруг вспомнилось, что забрёл я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства.

Иван Бунин. «Происхождение моих рассказов»

В разговоре с Г.Н. Кузнецовой Бунин объяснял, «что его всегда влекло изображение женщины, доведённой до предела своей “утробной сущности”. “Только мы называем это утробностью, а я там назвал это лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть “лёгкое дыхание”, недуманье”».

Некоторые литературоведы считают, что Кузнецова неверно передает суть разговора, потому что это объяснение противоречит их пониманию рассказа.

Анализ рассказа «Лёгкое дыхание»

Тема, проблема и трактовка

Тему рассказа можно определить по-разному: это и женская красота, и хрупкость человеческой жизни, и опасности юности.

Бунин поднимает проблему судьбы, пишет литературовед Вячеслав Влащенко в статье «фабулы. Сначала показана могила Оли Мещерской, затем рассказывается о её взрослении и разговоре с начальницей, после мы узнаем о гибели Оли, читаем отрывок из её дневника, вновь возвращаемся к могиле вместе с классной дамой.

«Рассказ прыгает то назад, то вперед», создавая особую «мелодию новеллы», писал психолог и литературовед Лев Выготский в книге «Психология искусства».

«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа

Л.С. Выготский. Диспозиция и композиция рассказа «Лёгкое дыхание»

В фабуле «нет решительно ни одной светлой черты»: недалёкая провинциальная гимназистка, соблазнённая пожилым соседом, считает себя взрослой женщиной и вступает в связь с «некрасивым и плебейского вида» казачьим офицером, а вскоре тот убивает её в порыве злости. Это «ничтожная» история, «житейская муть», поясняет Выготский.

Но Бунин выстраивает события так, что рассказ получается захватывающим, лиричным и оставляющим не гнетущее впечатление, а ощущение лёгкости. По словам Выготского, срабатывает «закон уничтожения формой содержания».

Это рассказ не об Оле Мещерской, а о лёгком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, лёгкости, отрешённости и совершенной прозрачности жизни… Житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в лёгкое дыхание бунинского рассказа.

Лев Выготский. «Психология искусства»

В художественном произведении всегда заложено противоречие между содержанием и формой — автор нарочно выбирает «враждебный» материал, полагал Выготский. Рассказать об ужасных событиях, чтобы получился рассказ о «лёгком дыхании», «житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер» — вот подлинное литературное мастерство.

Информация о материале
Категория: Статьи

Автор: Андрей Георгиевич Нарушевич

Опубликовано: 23 августа 2016

bunin-2.jpg

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа — простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<…> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Создание целостного облика героини – дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина… Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом – знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне… Мы в недоумении: что это – ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская… Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта – классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, – она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она – идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша – А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание // «Русская словесность. – 2002. – № 4. – С. 25-27.

  • О чем рассказ борис годунов кратко
  • О чем рассказ бирюк краткое
  • О чем рассказ бианки синичкин календарь
  • О чем рассказ белогрудка
  • О чем рассказ беззащитное существо