«Душечка» читательский дневник
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 130.
Обновлено 20 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 130.
Обновлено 20 Августа, 2021
«Душечка» — несколько ироничный рассказ о скромной, безвольной, но очень доброй и мягкой женщине, которая видела смысл своей жизни в любви.
Краткое содержание «Душечка» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Душечка
Число страниц: 12. Чехов А. П. «Душечка. Рассказы». Издательство «Феникс». 2019 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1898 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Время и место
Действие рассказа происходит в конце XIX века в небольшом городке, расположенном неподалёку от Москвы.
Главные герои
Ольга Семёновна Племянникова (Оленька) – мягкая, нежная, очень добрая молодая женщина, не представлявшая свою жизнь без любви.
Кукин – первый супруг Оленьки, театральный деятель, нервный, раздражительный человек.
Пустовалов Василий Андреевич – второй муж Оленьки, управляющий лесным складом, деловой, надёжный человек.
Смирнин Владимир Платонович – сожитель Оленьки, ветеринарный врач.
Смирнин Саша – сын Владимира Платоновича, девятилетний мальчик, к которому Оленька привязалась всем сердцем.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Еще в девичестве Ольга Семёновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, привлекала внимание своим удивительно добрым, мягким характером, спокойными манерами и женственностью. За кроткий нрав её прозвали Душечкой, и это прозвище очень ей шло. Неподалёку от дома Племянниковых квартировал антрепренёр Кукин. Он очень нервничал из-за дождливой погоды, которая мешала зрителям посещать театральные представления. Кроме того, его раздражали вкусы местной публики, которая предпочитала балаган, а не серьёзное искусство. Оленька с пониманием относилась к Кукину, и вскоре он сделал ей предложение. Будучи его женой, она оказывала посильную помощь: сидела в кассе, следила за буфетом, контролировала актёров. Она полностью растворилась в супруге и повторяла все его фразы. Вскоре Кукин уехал за новой труппой в Москву, где скоропостижно скончался.
Спустя некоторое время в жизни вдовствующей Оленьки появился новый мужчина – управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов. После свадьбы Оленька стала помогать мужу продавать лес, и в её лексиконе появились новые слова: «кругляк», «балка», «лафет». Ей казалось, что лес – это самое важное и она торгует уже давно. Супруги очень хотели иметь детей, но так и не смогли стать родителями. Спустя шесть лет Василий Андреевич, сильно простудившись, заболел и умер. Его смерть стала для Оленьки большой утратой, и в течение полугода она носила траур.
Однако героиня не могла долго оставаться в одиночестве. Она увлеклась полковым ветеринаомр Смирниным, который разошёлся с женой и высылал ей деньги на содержание сына. Интересы Оленьки поменялись, и в разговорах она затрагивала проблемы грамотного ветеринарного надзора, необходимости повышения заработной платы и болезней домашних животных.
Когда полк Смирнина перевели в другой регион, в жизни Оленьки вновь образовалась пустота. Спустя годы ветеринар вернулся, но уже не один, а с женой и девятилетним сыном Сашей. Оленька будто очнулась от долгого, скучного сна. Она предложила семье поселиться в её доме, а сама перебралась во флигель. Жена Смирнина вскоре уехала в Харьков, а ветеринар часто бывал в разъездах.
Смыслом жизни Оленьки стал мальчик Саша – она провожала его в гимназию, учила с ним уроки и всем рассказывала, какая сложная программа в первом классе. Женщина мечтала о том, что Саша вырастет, станет доктором или инженером, женится на хорошей девушке и у него появятся дети. Ни один из её мужей не вызывал в ней столько любви, столько тепла, как этот мальчик. Больше всего на свете Оленька боялась, что жена Смирнина вернётся из Харькова и заберёт с собой сына.
Вывод и своё мнение
Будучи от природы мягким, слабовольным человеком, Оленька остро нуждалась в крепком плече, на которое она могла бы опереться. С каждым новым мужем она добровольно оказывалась в полной зависимости от их взглядов, жизненных ценностей, устоев. Но это не смущало героиню, напротив – только так она могла чувствовать себя счастливой, а свою жизнь – наполненной и осмысленной. Одиночество было для Оленьки самым страшным наказанием, ведь тогда она не знала, чему себя посвятить, что думать, о чём говорить, поскольку не имела собственного суждения о жизни.
Главная мысль
Безвольным, зависимым людям сложно найти себя в этом мире.
Авторские афоризмы
«…Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого…»
«…мы люди труда, нам не до пустяков…»
«…Какие мысли были у мужа, такие и у неё…»
«…Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года…»
Толкование непонятных слов
Коллежский асессор — гражданский чин в Российской империи.
Антрепренёр — содержатель частного театра, лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия.
Флигель — дополнительная пристройка к жилому дому.
Новые слова
Траур — скорбь по умершему человеку, выражающаяся в ношении чёрной одежды, неучастии в празднествах.
Тенор — высокий певческий мужской голос.
Балаган — театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Рейтинг читательского дневника
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 130.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 6 мин Просмотров 2.8к. Опубликовано 05.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Душечка» за 1,5 минуты и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Душечка»
Ольгу окружающие называли «душечкой». Она была мила, наивна и влюбчива. Её первой «взрослой» любовью стал совершенно несимпатичный неудачник Кукин.
Барышня сначала прониклась к нему жалостью, а после вышла за него замуж и была совершенно счастлива в браке. Ольга устроилась на работу к супругу в его нерентабельный театр и была готова посвятить этому делу всю жизнь.
После внезапной кончины Кукина Ольга сходила с ума от горя, но, правда, не очень долго.
Вскоре она связала свою судьбу с Пустоваловым, который занимался лесом. Ольга вновь была абсолютно счастлива, она прониклась проблемами лесозаготовки и наслаждалась спокойной супружеской жизнью.
К несчастью, новый муж героини сильно простудился и скоропостижно умер. Ольга впала в глубокий траур, и только тёплая дружба с ветеринаром Смирниным не дала ей совсем пропасть.
Дружба постепенно переросла в любовь. У Смирнина уже была семья и даже сынишка, правда, он разъехался с женой, застукав ту за изменой.
Судьба разлучила Ольгу и с этим возлюбленным — его отправили служить в дальний полк.
Жизнь «душечки» потеряла смысл, с каждым новым днём без объекта воздыхания рядом она становилась всё печальнее и всё меньше похожей на саму себя.
Однажды он вернулся и привёз с собой семью. Ольга любезно предложила Смирниным крышу над головой и вновь полюбила. Только на этот раз в ней проснулся материнский инстинкт.
Чеховская героиня полностью отдалась привязанности к Сашеньке, сынишке Смирнина. Заменив мальчишке мать, когда та, уехала, Ольга обрела смысл жизни, расцвела, помолодела и вновь стала для окружающих прежней «душечкой».
Главные герои и их характеристика:
- Ольга Семёновна Племянникова (Душечка) — главная героиня, влюбчивая и милая дочка отставного асессора. Розовощёкая, белокожая, улыбчивая барышня. Окружающие зовут её душечкой, она нравится абсолютно всем.
- Иван Петрович Кукин — первый муж Ольги и её первая любовь к мужчине. Кукин тощий, жалкий неудачник, управляющий небольшим увеселительным театральным заведением.
- Василий Андреевич Пустовалов — второй супруг Ольги, управляющий складом древесины.
- Владимир Платоныч Смирнин — ветеринар, друживший с Ольгой и ставший её новой любовью после смерти Пустовалова.
- Жена Смирнина.
- Сашенька — сын Смирниных и новый «смысл жизни» для Ольги.
Краткое содержание рассказа «Душечка» подробно по плану
Условно, исходя из количества привязанностей главной героини, рассказ «Душечка» можно разбить на четыре части:
I. Кукин — первый муж Ольги
В качестве квартиранта в большом доме Племянниковых жил Иван Петрович Кукин. Маленький ростом, тощий фигурой, визгливый и вечно жалующийся на жизнь персонаж.
Ольга часто видит его во дворе, сочувствует его неудачам на поприще управления небольшим развлекательным театром.
Кукин вечно недоволен неблагодарной публикой, Ольга постепенно проникается этим недовольством и понимает, что влюблена.
После свадьбы героиня самоотверженно заботится о муже, о его здоровье и моральном спокойствии. Она даже устраивается работать в его театр.
Ольга становится тенью своего супруга, но счастлива в этой роли. Однажды Кукин уезжает в Москву и там умирает. Ольга с уходом из жизни супруга теряет смысл своего существования.
II. Пустовалов — второй муж Ольги
Однажды Ольгу до калитки провожает управляющий лесным угодьем Пустовалов. После этого женщина не находит себе места.
Вскоре появляются сваты, и вот Ольга снова замужем. За новым супругом героиня обретает счастье. Она начинает не на шутку интересоваться лесом, а всё свободное время посвящает любимому.
Этой паре даже общество ни к чему — им достаточно общения друг с другом. Теперь Ольга считает, что театр для тех, кому не чем заняться.
Когда Пустовалов уезжает по делам, Ольга тоскует. Её одиночество скрашивают беседы с Смирниным, ветеринарным врачом, который разошёлся с женой.
Семья распалась из-за измены, но Смирнин исправно перечисляет денежные средства на содержание маленького сына.
Ольга искренне считает, что Смирнину нужно помириться с супругой. Семейная идиллия Ольги заканчивается скоропостижной смертью Пустовалова, после которой героиня вновь впадает в отчаяние.
III. Любовь Ольги и Смирнина
Находясь в трауре по Пустовалову, Ольга почти не выходила. Но спустя некоторое время её стали замечать в саду, где она пила чай в компании Смирнина.
Влюблённые держали свои отношения в тайне, но заинтересованность Ольги в «ветеринарных» вопросах выдала её с головой. Насладиться вдоволь счастьем героине не удалось, так как Смирнина отправили служить в дальний полк.
С отъездом любимого Ольга подурнела, постарела, с ней стало неприятно общаться. Никому и в голову бы больше не пришло называть её «душечкой».
Выходит так, что героиня живёт лишь когда любит и растворяется в своей любви. А если нет рядом объекта такого трепетного воздыхания — нет и «душечки».
IV. Сашенька — новый смысл жизни
Может так бы и сгинула героиня, но в город вернулся Смирнин. Правда он приехал со своей семьёй: женой и сыном Сашей. Ольга впустила Смирниных в свой дом на квартиру.
Она вновь стала милой, доброй и даже помолодела. Знакомые стали узнавать в ней прежнюю «душечку». На этот раз героиня привязалась не к мужчине — она полюбила чужого ребёнка.
Сашенька разбудил в ней материнский инстинкт. Мать Саши уехала, отец пропадал по делам допоздна. Ребёнок оставался один. Ольга забрала его в свои комнаты и самозабвенно занялась воспитанием мальчика. В этом она нашла новый смысл жизни.
Кратко об истории создания рассказа
Исследуя записные книжки Чехова, литературоведы пришли к выводу, что сюжет, посвящённый «душечке», писатель задумал за 10 лет до его создания.
Сначала Антон Павлович планировал написать повесть, но со временем решил ограничиться рассказом. «Душечка» была написана в декабре 1898 года. Впервые этот рассказ был опубликован на страницах журнала «Семья».
Жизнь А.П. Чехова подобна его произведениям. Она весьма коротка и очень насыщенна. За 25 лет творчества он создал более 500 произведений, многие из которых стали мировой классикой. Сам он, полушутя и не без доли гордости, говорил:
«Вам хорошо, теперешним писателям. Вас теперь хвалят за небольшие рассказы. А меня, бывало, ругали за это. Да как ругали! Бывало, коли хочешь называться писателем, так пиши роман, а иначе о тебе и говорить и слушать не станут, и в хороший журнал не пустят. Это я вам всем стену лбом прошибал для маленьких рассказов.»
Попробуем разобраться, почему именно Чехову удалось сломить презрительное отношение литературного общества к малому жанру. В качестве примера Многомудрый Литрекон рассмотрит рассказ «Душечка» об очаровательной и очаровывающейся, ласковой и доброй девушке, чья жизненная дорога определяется спутником…
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
История создания
Чехов – писатель, сумевший превратить качество в количество, не проиграв нигде. В период с 1885 по 1887 из-под его пера вышли три сотни рассказов (по его собственным словам, он писал по рассказу в три дня). Удивительно, что при такой плотности творчества замысел «Душечки» он хранил в голове порядка десяти лет, о чем можно судить по записным книжкам.
Изначально Чехов хотел создать персонажа, излучающего тепло, доброту и ласку. Эта задумка, надо полагать, отчасти реализована в «Рассказе неизвестного человека» и повести «Три года». В 1893-1894 была сформирована фабула рассказа, где вторым мужем Оленьки мыслился кондитер. Однако «опредмечен» рассказ был лишь в декабре 1898 года.
Пройдя столь долгий путь, «Душечка» была напечатана в первом номере журнала «Семья» за 1899 год.
Жанр, направление
Антон Чехов не оставил после себя ни одного романа. Он придерживался выведенной им же аксиомы «краткость – сестра таланта». Казалось бы, по временному охвату «Душечка» вполне могла бы стать повестью или романом, ведь только в браке со вторым мужем героиня прожила шесть лет. Но в этом и состоял гений писателя – в несколько страниц рассказа уложить историю длиною в годы, сконцентрировав в ней саму жизнь.
Мы знаем Чехова как писателя-реалиста. В «Душечке» нашли отражение многие особенности конца девятнадцатого века. Проблемы Кукина, пытающегося завлечь публику на представления, стояла и перед реальным руководителем ялтинского театра, где жил Чехов после 1898 года. Жители никак не реагировали на афиши, тогда артисты заменили серьезные драматические постановки комедиями, которые также игнорировались.
Третьим возлюбленным Оленьки становится ветеринар. В Ялте в 1890-х годах проходил судебный процесс о нарушениях в бойнях. Чехов как врач присутствовал на заседаниях, анализировавших деятельность местных ветеринаров.
Эти и другие детали реального времени свидетельствовали о стремлении Чехова соединять вымысел и точные подробности тогдашней жизни.
Смысл названия
Главная героиня – воплощение всепоглощающего тепла, убаюкивающей ласки, материнской доброты. Она мила внешне, милы и ее поступки. Сложно подобрать более точное слово для описания ее сущности, чем «душечка». По словарю Ожегова душечка (душенька) – милый, приятный человек (преимущественно о женщине или ребенке, обычно в обращении).
Однако ничего большего об Ольге сказать нельзя. Всю свою жизнь она лишь подстраивалась под очередного мужа и принимала все его взгляды и идеи. Так она и осталась лишь душечкой, личность которой пуста и подвержена чужому влиянию. Поэтому автор назвал рассказ о ней не по имени (имя означало бы индивидуальность), а по тому, что определяло ее натуру.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ этот об Оленьке, дочери отставного коллежского асессора Племянникова. Ее звали Душечкой за особое очарование, наивную доброту и простоту, а также за удивительное свойство любить всех и вся, любить наивно и искренне, полностью растворяясь в объекте обожания.
Ее жизнь меняется после знакомства с Кукиным, содержателем увеселительного сада. Его ремесло, как и он сам, приходится ей по душе. Вскоре после этого они женятся. Оленька очень быстро овладевает искусством говорить о театре, составляет мнения о многих вещах. Конечно, эти мнения она «позаимствовала» у мужа. Теперь она на дух не переносила невежественную публику, следила за актерами на репетициях, плакала, когда читала неодобрительный отзыв о театре в газете.
Настало время Кукину уезжать в Москву набирать трупу. Вернуться ему было не суждено. К телеграмме Оленьке было написано «скоропостижно скончался».
Прошло три месяца, Душечка познакомилась с Василием Андреичем Пустоваловым, управляющим лесным складом. Сыграли свадьбу, жили хорошо. Оленька сменила увлечение театром на увлечение торговлей лесом. Она искренне удивлялась тарифам на лес и жаловалась на необходимость ездить за товаром в другую губернию.
Но и здесь не вышло счастливого конца. Пустовалов заболел и умер. Оленька снова овдовела.
Вскоре героиню стали видеть с ее знакомым ветеринаром — Владимиром Платонычем Смирниным. Он жил у нее во флигеле еще при живом Пустовалове. У него была жена, с которой он был в ссоре, и ребенок, живший с ней. После смерти последнего в отношениях Оленьки и ветеринара произошли изменения. Теперь героиня жаловалась на отсутствие в городе должного ветеринарного надзора. Однако Смирнин сильно конфузился и просил ее не вмешиваться в его разговоры с коллегами. Несмотря на это, они были счастливы.
Но недолго. Ветеринар уехал в Сибирь вместе с полком, в котором служил. Оленька сильно изменилась. Привязанность давала ей жизненную энергию, здоровье, силы. Теперь, оставшись одна, она постарела, подурнела, утратила былую свежесть, заряд молодости.
Ситуацию исправил вернувшийся ветеринар Смирнин. Он помирился с женой и искал жилье, которое тотчас и получил. Они поселились в главном доме, Оленька переехала во флигель. Владимир Платоныч много работал и, случалось, не появлялся дома по несколько дней. Жена его уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Душечке казалось, кто их сына Сашу совсем забросили, а он как раз должен был начать ходить в гимназию. Не высвобожденные забота, ласка и внимание с утроенной силой устремились к мальчику. Оленьку же всерьез начали заботить проблемы школьников. На базаре она рассказывала, как трудно нынче учиться в гимназии, как много задают маленьким детям.
Заканчивается рассказ на том, что Оленька слышит стук в ворота и воображает, что принесли телеграмму из Харькова, в которой мама требует Сашу к себе в Харьков. Она в отчаянии. Но через мгновение оказывается, что это ветеринар возвращается домой из клуба, что никакой телеграммы нет. Оленьке становится легче. Она ложится и думает о Саше.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:
герои рассказа «душечка» | характеристика |
оленька | «это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы». |
кукин | «он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам». |
пустовалов | уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно. в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома. |
смирнин | о ветеринаре известно мало. он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька. |
Темы и проблемы
Говоря о тематике рассказа «Душечка», отчетливо видим одну доминирующую тему – любовь. Но не та любовь, о которой мы привыкли читать в романах. Здесь не раскрывается ее глубина, скупо описаны душевные переживания. Это не значит, что любовь не сильна и быстро проходит. Напротив, она здесь является природным свойством Оленьки, страдающей от невозможности эту любовь высвобождать.
Основная проблема рассказа «Душечка» – отсутствие «я» в отношениях. Четырехчастная композиция – четыре сменяющих друг друга объекта любви Оленьки – показывают повторяемость ситуации и невозможность изменений. Писатель с иронией завершает список привязанностей душечки мальчиком. Во-первых, это показывает сущность ее любви: не биологическая тяга к мужчине и не пошлость, а материнское желание согреть, защитить, приласкать. Во-вторых, особенность душечки присваивать себе мнения доведена до абсурда: теперь она пересказывает на базаре то, что слышит от ребенка – пустота ее внутреннего мира поражает читателя.
Основная идея
Чеховские рассказы и повести с трудом поддаются прямолинейному толкованию, сопротивляются попыткам подогнать их под шаблонные схемы. Смысл рассказа «Душечка» каждый должен найти для себя сам.
В чем же заключается главная мысль, по мнению Многомудрого Литрекона? Возможно в том, что одиночество и страдания – выбор самого человека, не желающего искать другие пути, кроме растворения в других людях. Душечка пуста, и для жизни ей всегда необходим кто-то еще, ведь своего внутреннего мира, своих желаний, интересов, предпочтений — у нее нет. Нет даже ни одной своей мысли и печали. Но, во всем опираясь на чужое плечо, Ольга морально изматывает близкого человека, поэтому все ее мужья либо болеют, либо умирают, либо бегут от нее.
Не исключено, что автор хотел показать антитезу Оленька – жена Смирнина. Первая любит все и жить без любви не может, вторая самодостаточна и сильна, из-за чего долгое время не следила за ребенком. Вероятно, вводя два диаметрально противоположных характера, Чехов хотел спровоцировать читателя на поиск «усредненного» идеала, к которому стоит стремиться.
Чему учит?
Мораль в рассказе «Душечка» определенно стоит пытаться искать в баснях и детских сказках. Однако присутствует она не в любом произведении. Задача писателя заключается в фиксации жизни на бумаге, но ни в коем случае не в поучении читателя, по крайней мере умышленно. Взявший в руки книгу должен сам определить свою роль по отношению к автору: он может быть учеником, критиком или сторонним наблюдателем.
Мы можем говорить о морали в том случае, если выбрали позицию ученика.
Итак, какой вывод можно сделать, прочитав «Душечку»?
- Во-первых, это рассказ о важности наличия так называемого стержня. Только самодостаточность, т.е. наличие собственных интересов и увлечений, спасет человека от мучительности одиночества.
- Во-вторых, симбиоз возможен лишь при наличии собственной линии у каждого из участников. Иначе это паразитизм. Все, кто связывает жизнь с Оленькой, плохо кончают. Ее «папаша», которого она раньше любила, теперь был болен и тяжело дышал. Кукин умер. Пустовалов умер. Смирнин помирился с женой. Кругом несчастья. Душечка – паразит, питающийся энергией и интересами любимых людей. Она делает это ненамеренно, ведь это единственный способ поддержания в ней жизни. Это ее проклятье.
Таким образом, можно заключить, что основной посыл рассказала А.П. Чехова – не привязывайся к людям, они не вечны. Привяжись к чему-то, что вне зависимости от обстоятельств никогда тебя не покинет.
Автор: Александр Ладонцев
Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Суть
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Смысл
- 7 Чему учит?
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
Жанр, направление
Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.
Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.
«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.
Суть
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Главные герои и их характеристика
Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.
- Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
- Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
- Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
- Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.
Темы и проблемы
- Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
- Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
- Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
- Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
- Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
- Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Душечка»: читать краткое содержание. Кратчайшее содержание рассказа Чехова «Душечка».
«Душечка» — это рассказ о женщине, которая полностью жертвует собой ради любви. Она привязывается к каждому, кого искренне любит, принимает его мнения и увлечения, ведь свои собственные у нее полностью отсутствуют.
«Душечка» – краткое содержание рассказа А. П. Чехова
В собственном доме на окраине города проживает Ольга Семеновна Племянникова, дочь коллежского асессора. Она обладает привлекательной внешностью и кротким нравом. У нее розовые щеки, родинка на шее и очень добрая улыбка, преисполненная наивностью и добротой. Ольгу любят все, знакомые даже прозвали ее «душечкой» за ее жизнерадостный и приветливый характер.
Племянникова обладает удивительной чертой: ей просто необходимо постоянно кого-то любить. Причем любить настолько сильно, что принимать увлечения и мнения человека, думать так же, как он, любить то же, что и он.
Еще будучи юной ученицей прогимназии девушка самозабвенно влюбилась в преподавателя, потом она посвятила себя своему отцу, после чего стала любить тетю. Но вскоре Ольга стала единственной хозяйкой дома, так как отец был сильно болен и домашними делами заниматься не мог.
И тогда она до потери памяти полюбила частного театрального предпринимателя Ивана Кукина, проживавшего у нее во флигеле в качестве квартиранта. Он тощий, небольшого роста, а его театр терпит убытки из-за дождей, ввиду которых публика не приходит на представления.
Кукин и Душечка поженились. Оленька сразу же разделяет любовь Ивана к театру, сделав его и своим увлечением. Она устраивается на работу к мужу и начинает убеждать своих друзей в том, что театр — это единственное заведение, которое учит гуманности и дает образование.
Кукин внезапно и неожиданно умирает. Оленька тяжело переносит это событие и соблюдает траур.
Но через несколько месяцев героиня снова влюбляется и выходит замуж. На этот раз объектом ее воздыхания становится Василий Андреевич Пустовалов — управляющий лесным складом. И тогда Оленька полностью охладевает к театральному искусству и устраивается на склад к своему новому мужу. Она выписывает счета, отпускает товар и утверждает, что важнее леса ничего в жизни нет.
Душечка принимает и разделяет все мысли и мнения Пустовалова, сидит вместе с ним дома по праздникам, а на приглашения посетить театр отвечает, что в театрах нет ничего хорошего и интересного.
Пустовалов по долгу службы уезжает в командировку в губернию, и тогда Оленька начинает скучать и плакать. Утешение она находит только в разговорах со своим квартирантом Смирниным, который работает ветеринарным врачом. Он развелся со своей супругой из-за ее измены. Каждый месяц Смирнин высылает ей деньги на содержание ребенка. Оленька в ответ на этот рассказ посоветовала квартиранту найти примирение с женой ради того, чтобы их ребенок был счастлив.
Спустя шесть лет муж Оленьки умирает. Душечка снова осталась одна. Она соблюдает траур, приходит на могилу мужа, чтобы поплакать, живет в затворничестве.
Но через полгода тоска Оленьку отпускает, и тогда она влюбляется в того самого ветеринара. Ее отношение к жизни сразу же меняется, и всем знакомым она рассказывает о том, как плохо в городе обстоят дела с ветеринарным надзором.
Но женщина вновь остается одна, потому что полк, в котором служил ее новый муж, перевели чуть ли не в Сибирь. Основным страданием Оленьки становится отсутствие своего собственного мнения. Ей было не о чем рассказывать знакомым, она не понимала, кого ей теперь любить и чем увлекаться. Так прошли годы, в течение которых Душечка мечтала о настоящей любви, которая вновь захватит ее целиком и полностью, даст новые мысли и мнения.
Неожиданно ветеринар Смирнин вернулся. Но не один, а с женой и ребенком. Пока его не было, семья воссоединилась, и вновь счастливые супруги решили остаться в городе. К тому же ребенка пора было отдавать на обучение в гимназию.
Но Оленька не грустит из-за примирения Смирнина со своей супругой. Наоборот, Душечка расцветает и оживает, ведь теперь ей не одиноко. Она позволила семье Смирниных проживать в ее доме, а сама переехала во флигель.
Вскоре жена ветеринара уезжает к сестре в Харьков, и, похоже, не планирует оттуда возвращаться. Сам Смирнин постоянно находится в разъездах. И тогда Оленька забирает их ребенка к себе во флигель.
В ней просыпаются материнские чувства к мальчику, он становится новой любовью Оленьки. Теперь все ее мнения и мысли берут начало из гимназических учебников, а всем своим знакомым она рассказывает о том, как трудно стало учиться в гимназии.
Душечка вновь ожила и как будто помолодела. Люди больше не относятся к ней снисходительно, не воспринимают ее как человека, лишенного собственного мнения.
Напротив, знакомые восхищались ее материнской привязанностью к мальчику и готовностью вырастить его как своего собственного ребенка.
Оленька так и осталась для окружающих Душечкой — женщиной с наивной улыбкой и бесконечно добрым сердцем.
- Краткие содержания
- Чехов
- Душечка
Краткое содержание Чехов Душечка
А.П.Чехов – писатель, борющийся всю жизнь с негативными явлениями человеческой личности, выступающий против пошлости и мерзости создает в 1899 году рассказ «Душечка».
Произведение повествует нам о милой женщине Оленьке Племянникове, которая старается угождать и опекать того человека, с которым она находится рядом. Все знакомые любят девушку за ее тихий и добродушный характер, и стали даже называть ее Душечкой.
Первые страницы рассказа показывают нам Оленьку, которая проводит большую часть времени со своим соседом Кукиным. Но этот господин каждый день чем-то недоволен. И это нытье, и постоянные жалобы настолько Олю трогают за душу, что она влюбляется в него, хотя Кукин приятной внешностью совсем не обладал. Кукин предлагает Племянниковой стать его женой, и она не отказывается. Ей жаль этого человека.
Выйдя за него замуж, Оленька оказывает огромную помощь в продаже билетов на его увеселительные мероприятия в заведении «Триволи», пытается понять театральные термины, проявляет жалость к актерам, помогая им финансово. И ни слова не говорит мужу, если ей не возвращают долг. Когда супруг отбывает в Москву, чтобы собрать новую труппу, Оленька сильно скучает по супругу.
Но милый и дорогой ей муж заболевает и умирает. Оленька долго плачет по потере Ванички, как она его так называла, и находится в трауре, который продолжается всего три месяца.
Во время службы в храме она заводит знакомство с Пустоваловым, который состоял в должности управляющего лесным складом. И вскоре наша героиня вновь выходит замуж. Оленька добросовестно и от всей души помогает мужу в конторе. Со своими знакомыми она говорит только про лес, да так осведомленно , как будто всю жизнь занималась этим делом. С супругом они всегда сидят дома. И когда ее подруги рекомендуют посетить культурное заведение, то Оленька говорила, что им с мужем и дома хорошо.
Когда Пустовалов уезжает за товаром, к Оленьке часто приходит ветеринар Смирнин. Он пытается вызвать у нее жалость своими рассказами о взаимоотношениях со своей женой. Душечка дает совет Смирнину жить в мире и согласии в семье рад ребенка.
По возвращении супруга Оленька рассказывает жалостливую историю ветеринара, и они хотят тоже иметь детей. Однако мечте их не суждено было сбыться, Пустовалов, подхватывая простуду, тяжело заболевает и умирает.
На этот раз Оленька держит траур полгода. Она сидит целыми днями дома и никуда не ходит.
Смирнин стал являться к ней очень часто, и Оленька опять живет мыслями и действиями этого мужчины.
Ветеринар уезжает по работе в другой город, и наша героиня остается совсем одна. Она не владеет информацией в разговорах с людьми, не может выразить своей мысли в разговоре. Женщина постарела, подурнела, и на душе у нее пусто и тоскливо.
Проходят годы. Внезапно в город возвращается Смирнин со своей семьей. Оленька, уставшая от одиночества, предлагает пожить им в ее доме, а сама переселяется во флигель. И, вот тут она находит любовь, которую она в жизни так и не познала — любовь к ребенку. Она все свободное время проводит с ним, угощает различными вкусными вещами, помогает в обучении наукам.
Страшится Оленька, что мать увезет ребенка, и она останется одна.
Главная мысль
Рассказ учит нас не растворять свою личность в других людях.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Душечка. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Островский Не все коту масленица
Довольно симпатичный, молодой человек, бродит под окнами молодой девушки – дочери купчихи Кругловой. И стесняется зайти в дом. Он боится гнева её матери
- Краткое содержание сказки Летучий корабль
У старика и старухи было трое детей, сыновей. Старшие, как обычно были образованными, а третий дурачок, его никто в счет никогда и не брал.
- Краткое содержание Старшая Эдда
Однажды после удачной охоты боги захотели устроить грандиозный пир. Но нет у богов такого огромного котла, чтобы хватило всем. Вспомнил Тир, что где-то живет мудрец и великан Хюмир
- Краткое содержание Волков Семь подземных королей
Волшебная страна появилась на земле благодаря волшебнику Гурикапу, которому захотелось жить вдали от людей. Он создал прекрасную страну, которая была окружена высокими горами и огромной пустыней. Животные умели разговаривать
- Краткое содержание Шукшин Правда
На одном из совещаний выступал с пылкой речью Николай Алексеевич Аксенов — председатель колхоза «Пламя коммунизма». В своём выступлении он подверг критике недостатки колхоза и пообещал все исправить.
Антон Павлович Чехов написал рассказ «Душечка» в 1899 году. Он относится к позднему творчеству писателя. Примечательно, что Чехова «Душечка» сразу же вызвала неоднозначную оценку в литературных кругах.
Основная тема произведения – любовь. Только у главной героини она становится не просто потребностью, а смыслом жизни. Причем гораздо важнее для нее не получать любовь, а дарить ее. Комичность ситуации в том, что каждый раз история самоотверженных глубоких чувств героини повторяется. Композиция рассказа состоит из четырех частей: по числу сердечных привязанностей в жизни Оленьки. Приведем ниже краткое изложение данного литературного творения.
Несколько слов о главной героине
Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.
Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.
Кукин – первая привязанность Оленьки
В большом доме Племянниковых квартирует некто Иван Петрович Кукин, содержатель и антрепренер развлекательного сада «Тиволи». Оленька часто видит его во дворе. Кукин постоянно жалуется на жизнь. От него только и слышно: «Публика нынче дика и невежественна. Что ей оперетта, феерия? Ей балаган подавай! Никто не ходит. Да и эти дожди каждый вечер! А мне аренду, зарплату артистам платить надо. Сплошные убытки. Я разорен!» Оленьке очень жаль его. С другой стороны, в ее сердце просыпается любовь к этому человеку. Ну и что, что он тощ, мал ростом и говорит визгливым голоском. В ее представлении Кукин – герой, ежедневно сражающийся со своим главным врагом – невежественной публикой. Симпатия героини оказывается взаимной, и вскоре молодые женятся. Теперь Оленька вовсю работает в театре мужа. Она, так же как и он, ругает публику, рассуждает о важности в жизни человека искусства и дает взаймы актерам. Зимой дела супругов идут лучше. Вечерами Оленька поит Ивана Петровича чаем с малиной и кутает в теплые пледы, желая поправить пошатнувшееся здоровье мужа.
К сожалению, счастье молодых было недолгим: в Великий пост уехал Кукин в Москву набирать новую труппу и там скоропостижно скончался. Похоронив мужа, барышня погрузилась в глубокий траур. Правда, длился он недолго. О том, что было дальше, нам поведает рассказ Чехова «Душечка». А пока мы видим, что героиня, проникнувшись мыслями своего супруга, становится его тенью и эхом. Ее индивидуальных качеств как будто и не было. Со смертью супруга женщина теряет и смысл жизни.
Оленька вновь выходит замуж
Когда Оленька, как обычно, возвращалась с обедни домой, с ней рядом оказался Василий Андреич Пустовалов – управляющий лесными угодьями у купца Бабакаева. Он проводил женщину до калитки и ушел. Только с тех пор наша героиня себе места не находила. Вскоре в ее доме появилась сватья от Пустовалова. Молодые сыграли свадьбу и стали жить-поживать в мире и согласии. Теперь Оленька говорила только о лесных угодьях, о ценах на древесину, о трудностях ее транспортировки. Ей казалось, что она всегда этим занималась. В доме Пустоваловых было тепло и уютно, вкусно пахло домашней едой. Супруги никуда не выходили, проводя выходные лишь в обществе друг друга.
Когда окружающие советовали «душечке» сходить и развеяться в театр, она отвечала, что это пустое занятие не для трудящихся людей. В отсутствие супруга, когда он уезжал за лесом, женщина скучала. Ее досуг иногда скрашивал военный ветеринар Смирнин. Этот господин в другом городе оставил жену с ребенком, что не мешало ему проводить время в обществе других женщин. Оленька стыдила его и настоятельно советовала одуматься и помириться с супругой. Так бы и длилось тихое семейное счастье «душечки» еще долгие годы, если бы не трагическая смерть ее мужа. Василий Андреич однажды простудился и скоропостижно скончался. Оленька вновь погрузилась в глубокий траур. На что хочет обратить внимание автор при описании второй привязанности героини, что здесь забавляет Чехова? Душечка – женщина самоотверженная, способная на большое и глубокое чувство. Комичность ситуации в том, что история великой любви до гробовой доски в жизни героини повторяется. И здесь то же самое: полное растворение в любимом, повторение эхом его слов, тихое семейное счастье и трагический финал.
Новая симпатия героини
Теперь окружающие почти не видели Оленьку. Лишь иногда ее можно было встретить в церкви или на овощном рынке с кухаркой. Но вскоре соседи уже лицезрели картину во дворе дома: «душечка» сидит за столиком в саду, а рядом с нею пьет чай Смирнин. Все стало понятным с того момента, как одной знакомой на почте Оленька вдруг поведала о проблеме заражения молока от больных коров и лошадей. С тех пор барышня только и говорила о чуме рогатого скота, о жемчужной болезни и многом другом. Оленька и Смирнин пытались держать отношения в тайне. Однако окружающим стало понятно: в сердце женщины появилась новая привязанность. О чем еще нам поведает в своем рассказе «Душечка» Чехов? Краткое содержание произведения позволяет проследить цепочку симпатий Оленьки. Автор дает читателю возможность проникнуться глубокими чувствами героини. И в то же время на примере повторения ситуации он показывает, как они ограничены и относительны. Нам становится понятным, как зарождалось новое чувство в сердце героини. Это третья ее привязанность. Комичным кажется то, что с ее приходом глубокий траур женщины моментально исчезает.
Оленька остается одна
Но не долго Оленька была счастлива и на этот раз. Смирнина вскоре распредели в дальний полк, и он уехал, не позвав с собой свою возлюбленную. Женщина осталась одна. Отец ее давно умер. Близких людей рядом не было. Начались для Оленьки черные деньки. Она похудела, подурнела и постарела. Знакомые, когда ее видели, старались перейти на другой конец улицы, чтобы с нею не встречаться. Летними вечерами Оленька сидела на крылечке, перебирая в памяти все свои привязанности. Но там как будто было пусто. Ей казалось, что смысла в жизни нет. Раньше она все могла объяснить, обо всем поговорить. Теперь же в сердце и мыслях ее была такая пустота, так было жутко и горько, как будто она «полыни объелась». Таким описал одиночество героини в своем рассказе Чехов А. П. Душечка живет лишь тогда, когда может дарить любовь близкому человеку рядом с нею. Казалось бы, здесь нужно пожалеть героиню, ведь она страдает. Но автор намеренно и сейчас принижает чувства Оленьки, иронизируя над ними в словах: «как будто полыни объелась…». И это справедливо. Далее мы увидим, как быстро меняются картины в жизни женщины от полного уныния и скорби до абсолютного счастья.
Новый смысл жизни героини
Все изменилось в один момент. Вернулся в город Смирнин со своей женой и десятилетним сыном. Оленька с радостью предложила ему с семьей пожить в ее доме. Сама же она перебралась во флигель. В ее жизни появился новый смысл. Она ходила счастливая, распоряжаясь во дворе. Эта перемена не скрылась от глаз окружающих. Знакомые заметили, что женщина помолодела, похорошела, поправилась. Всем стало понятно: вернулась прежняя «душечка». А это значит, что в ее сердце вновь новая привязанность. Далее мы увидим, чем же все-таки захватила Чехова душечка Оленька. Последняя ее симпатия являет собой пример самозабвенной материнской любви, нежности, готовности умереть за свое чадо. Наверное, каждая женщина в своей жизни должна реализовать эту природную потребность — дарить нежность и теплоту детям. Радует то, что и наша героиня состоялась как женщина и мать.
Материнские чувства в душе Оленьки
Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию.
Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.
Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа Душечка
Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи», в Цыганской слободке. Она милая, очень добродушная и сердечная девушка. Ольга полна любви и хочет её дарить всем окружающим, помогая им в решении проблем и полна сочувствия. Соседи прозвали её «душечкой» благодаря её характеру и её поступков.
В рассказе четко приведены две сюжетные линии, которые проходят вокруг Душечки. Первая — это её некие любовные увлечения. Несмотря на её прекрасный характер, она любвеобильна и старается избраннику отдать часть своей любви, а когда не выходит, пытается найти другого мужчину. Вторая – это одновременно и цепь постоянных утрат, что она вечно теряет свою любовь и находит новую.
Этот рассказ состоит из 4 частей, и в каждой из части нам рассказывается о временной любви Ольги и как она решает проблемы людей, только чтобы сделать их счастливыми. Все четыре истории повторяются. Они имеют похожую развязку и сюжет: она влюбляется, забирает все проблемы своего возлюбленного себе, берет его привычки, но в конце, что-то с её любовью случается. Такое однообразие и вызывает некую комичность в ситуации.
Главными персонажами повести являются: Ольга Семеновна Племянникова она же «Душечка», Кукин, Пустовалов, ветеринар и его сын Саша. Сам же Чехов описывает Душечку милой и любящей, но одновременно и довольно глупой и смешной. Ольга полностью забывается в своих чувствах, теряя при этом себя. Она начинает повторять слова мужчин, у неё появляются такие же проблемы как у её избранников, такие же недовольства. С помощью различных деталей Чехов ярко описывает изменения в лексике Душечки, из своих мужей — различные обсуждения про театр с Кукиным меняются на лексикон про технику с Пустоваловым, а позже и про обсуждение с Смирниневым о лошадях.
Но уже под конец Душечка впервые встречает милого мальчика Сашу, сына того ветеринара. Она полностью растворяется в любви к этому мальчугану больше напоминающей материнскую любовь. Все чувства до этого ей кажутся ничтожными, не настоящими, ведь она видит маленького мальчика, которого забыли родители и не уделяют ему внимания. Душечка сразу меняться, она дарит свою любовь и поддержку мальчику и получает её обратно от него. Все чего она боится, то, что когда, то мальчика заберут родители.
«Душечка» — рассказ о женщине, которая готова отдать всю свою любовь дорогому человеку, готова отдать всю свою страсть и желание. Оленька милая и трогательная, но одновременно и довольно глупа. Для неё любовь — это отдавать и нечего не получать в замен.
История создания
Замысел рассказа «Душечка» зрел у Антона Павловича Чехова целых десять лет. Об этом свидетельствуют записные книжки писателя. В 1893 году Чехов приступил к написанию произведения, но вскоре снова отложил в сторону его черновик. Вернулся к рассказу писатель лишь в 1898 году, будучи в Ялте, и написал его всего за десять дней.
В декабре 1898 года Чехов отправил рассказ в секретариат газеты «Новости дня». А уже в начале 1899 года произведение опубликовали в еженедельном литературном приложении к «Новостям дня» – в первом номере газеты «Семья».
Антон Павлович остался не очень доволен медлительностью предпечатной подготовки и задержкой доставки журнала с опубликованным рассказом.
Информация о публикации «Душечки» быстро распространилась в издательских кругах. О разрешении напечатать рассказ Чехова вскоре попросила и редакция газеты «Курьер».
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
С этим читают — А. П. Чехов «Тоска»: анализ
Источник
Жанр, направление
Рассказ «Душечка» написан в жанре классического реализма с элементами натурализма.
Незатейливая бытовая история изложена писателем с легкой доброй иронией и свойственной его произведениям лиричностью звучания.
Реалистичное направление рассказа основано на наблюдениях Чехова, жившего в то время в Ялте, за городской средой.
В «Душечке» нашли отражение и плачевное состояние дел городского театра, с трудом зазывающего на свои спектакли зрителей, и деятельность ветеринарной службы Ялты.
Сюжетно-композиционное построение рассказа
В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.
Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.
Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.
Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?
Суть
В центре повествования – непростая, но в то же время наполненная хорошими событиями, судьба дочери отставного коллежского асессора Ольги Семеновны Племянниковой, называемой знакомыми душечкой.
Простая, милая девушка самозабвенно влюблялась в своих мужей, растворяясь в них самих и их делах целиком и полностью. Оставаясь в одиночестве, искренне оплакивала потерю любимых супругов, страдала и снова обретала смысл жизни в новой привязанности.
После расставания с последним из мужчин, постарев, помрачнев и потеряв интерес к окружающему миру, Ольга Николаевна вновь обрела смысл жизни в заботе о полюбившемся ей мальчике Саше.
Образ главной героини
Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.
Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.
Главные герои и их характеристика
В литературном сообществе XIX века тема возможных прототипов героев чеховского рассказа была очень популярна. Образ главной героини произведения, «душечки», «примерялся» на многих знакомых Чехову женщин.
Ольга Семеновна Племянникова
— милая девушка с чистой и открытой душой, простая, сердобольная, кроткая. За здоровый вид и приветливый характер знакомые называли Ольгу душечкой.
Особенностью Оленьки было то, что «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любовь героини вначале была обращена к отцу, тетке, учителю французского языка…
Антрепренер Иван Кукин
, устраивающий спектакли в городском саду, был худощав, невысок ростом, говорил высоким голосом, часто огорчался и жаловался: на погоду, невзыскательную к репертуару публику, актеров… Оленька стала сострадательна к несчастьям Кукина и полюбила его.
Они повенчались, стали жить счастливо и вместе заниматься театральными делами. Иван нежно называл жену душечкой, а она его — ласково Ваничкой. Ольга будто бы стала мужниной тенью. Она жила мыслями супруга и делилась ими с окружающими. Ольгу поглотило театральное дело, которое она стала считать самым важным на свете.
Как-то Кукин отбыл в Москву для набора труппы и скоропостижно умер, о чем Ольгу известили в срочной вечерней телеграмме. Похоронив мужа, Ольга страдала и тосковала. А уже через три месяца в ее сердце родилось новое чувство.
Василий Андреич Пустовалов
, сосед Ольги Николаевны, в которого она влюбилась безоглядно, отличался от беспокойного Кукина степенностью, солидностью, равнодушием к развлечениям.
Олина любовь к театру осталась в прошлом. Пустовалов – управляющий лесным складом, и теперь героиню увлекли лес, древесина, бревна и балки. Жизнь наполнилась совместными с мужем Васичкой сытными обедами, баней и церковными службами. И снова Оленька полностью растворилась в супруге: говорила, как он, переживала за древесное дело и… критиковала театры.
После шести лет совместной жизни Ольга Николаевна снова овдовела (Василий Андреич заболел и умер).
Владимир Платоныч Смирнин
, полковой ветеринарный врач, заходивший в гости к Ольге Николаевне в отсутствие Пустовалова, стал новым увлечением женщины.
Семейна жизнь Смирнина не сложилась. С изменившей ему женой Владимир Платоныч расстался и стал помогать ей лишь деньгами на содержание сына Саши.
Ветеринарная медицина увлекла Ольгу Николаевну так, как прежде ее увлекали театр и древесное дело. Но Смирнин однажды уехал, а Ольга Николаевна впала в апатию, потеряла интерес к жизни, не имела никаких мнений.
Благодаря сыну Смирнина, Саше, Оленька познала неведомое ей ранее материнское чувство, помолодела и снова сделалась заботливой и любящей душечкой.
Материнские чувства в душе Оленьки
Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.
Темы и проблемы
Любовь – главная тема произведения. Любовь к семье, к мужчине, к ребенку, к делу, которое увлекает. И главная героиня рассказа полна этого чувства и готова дарить его без устали.
Рассказ посвящен и теме женской судьбы, непростой, полной отчаяния и радости одновременно.
Писатель повествует нам о жизни главной героини, предельно деликатно выбирая слова для характеристики Ольги Николаевны.
Чеховскую «Душечку» трудно представить без темы счастья. И эта тема проходит в рассказе красной линией.
Чехов затрагивает и не утрачивающую свою актуальность проблему ценности человеческой жизни.
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Краткое содержание «Душечка» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Душечка
Число страниц: 12. Чехов А. П. «Душечка. Рассказы». Издательство «Феникс». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1898 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.