О чем рассказ гоголя нос

Краткое содержание «Нос»

Краткое содержание «Нос»

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3432.

Обновлено 9 Февраля, 2022

О произведении

Повесть «Нос» Н.В. Гоголя была написана в 1832–1833 годах. Впервые произведение опубликовали в 1836 году в журнале «Современник». Повесть является одним из ярчайших сатирических произведений русской литературы.

Через фантастическую сюжетную линию о носе, который покинул своего владельца и надел мундир, автор показывает абсурдность чиновничьей жизни. Карьерист Ковалёв, лишившийся носа, лишается и своего имиджа и не может нести службу без столь важной части лица.

На нашем сайте вы можете читать краткое содержание «Нос» Гоголя по главам, которое поможет вам подготовиться к уроку и вспомнить сюжет произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят с 25 марта по 7 апреля 1836 года в Петербурге.

Главные герои

  • Платон Кузьмич Ковалев – «маиор», коллежский асессор, служивший на Кавказе. Всегда следил за тем, чтобы его внешний вид был безупречен. В Петербург Ковалев приехал для того, чтобы получить «вице-губернаторское» или «экзекуторское» место, хотел жениться на богатой невесте.
  • Иван Яковлевич – «цырюльник», «страшный пьяница» и «большой циник», всегда ходил небритым, неопрятно выглядел.

Краткое содержание

Глава 1

«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие». Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил по средам и воскресеньям.

Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но ему постоянно мешают. В отчаянии цирюльник направляется к Исакиевскому мосту и бросает тряпку с носом в Неву. Радуясь разрешению проблемы, цирюльник вдруг замечает в конце моста квартального надзирателя, и героя задерживают.

Глава 2

Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на выскочивший у него на носу прыщик, обнаруживает вместо носа абсолютно гладкое место. Ковалев немедленно отправляется к обер-полицмейстеру. По дороге, возле одного из домов герой замечает карету, из которой выпрыгивает господин в мундире и бежит вверх по лестнице. В изумлении Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты нос вышел в «мундире, шитом золотом» со шпагой на боку. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос сел в карету и уехал в Казанский собор. Следуя за носом, Ковалев также заходит в собор и видит, как нос «с выражением величайшей набожности молился». Ковалев деликатно обратился к носу, пытаясь уговорить вернуться его на место, но нос делал вид, что не понимает, о чем идет речь, в конце сказав, что он «сам по себе».

В отчаянии Ковалев решает подать объявление о пропаже носа в газету, однако ему отказывают, так как от такой статьи «газета может потерять репутацию». Желая как-то подбодрить огорченного Ковалева, работающий в газете чиновник предлагает ему понюхать «табачку». Возмутившись, герой отправился к частному приставу. Частный пристав принял Ковалева достаточно сухо, сказав, «что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам».

Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина», которая хотела женить героя на своей дочери. По мнению асессора, она «наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб». Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к пропаже носа.

Внезапно к Ковалеву приходит полицейский чиновник, который в начале произведения стоял на конце Исакиевского моста, и рассказывает, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу». Чиновник принес его с собой. Ковалев очень рад находке, но все его попытки «поместить нос на свое место» безуспешны. Не помогает Ковалеву и доктор, который посчитал, что лучше все оставить как есть. По Петербургу быстро разлетаются слухи о том, что нос асессора видели в разных частях города.

Глава 3

7 апреля нос Ковалева неизвестным образом оказался снова на своем месте. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой осторожностью, стараясь не прикасаться к его носу. «И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам».

«Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только по соображении всего видим, что в ней есть много неправдоподобного». Однако «кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают».

И что в итоге?

Платон Кузьмич Ковалёв – принесённый полицейским нос не хочет возвращаться на место, но потом фантастическим образом снова оказывается на лице майора, который теперь всегда пребывает в хорошем настроении.

Иван Яковлевич – после необычного происшествия бреет Ковалёва с большой осторожностью.

Заключение

Заключение

В повести «Нос» Гоголь остро осмеивает недостатки современного ему общества, для которого типичными были такие типы людей, как коллежский асессор Ковалев. То, что Ковалев по сюжету повести теряет именно нос, не случайно: этим автор подчеркивает душевную и умственную бедность героя, для которого внешность была единственным его достоинством.

Краткий пересказ «Носа» Гоголя будет интересен учащимся школ, студентам и всем ценителям русской литературы.

Тест по повести

Небольшой тест на знание содержания произведения:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александр Тихообразов

    10/12

  • Вилена Ермолаева

    10/12

  • Руслан Фуллин

    12/12

  • Renat Trifanov

    12/12

  • Женя Гаврилов

    10/12

  • Анжела Гочияева

    11/12

  • Алсушка Шайхутдинова

    12/12

  • Лев Дегтярев

    11/12

  • Эмиль Кельмамбетов

    10/12

  • Любовь Павликова

    12/12

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3432.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Анализ повести Нос

История создания

Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение.  Пушкину оно показалось веселым и оригинальным.  Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.  Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее  в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.

Жанр и направление

Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести.  Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.

Композиция

По объему «Нос» — небольшое произведение.  Действие занимает двухнедельный период: с 25 марта по 7 апреля.  Композиционно повесть разбита на 3 части. Первая и третья части совсем короткие, все основные события происходят во второй части. В первой части расписано странное происшествие с цирюльником, обнаружившим нос в хлебе, во второй части – история исчезновения носа  коллежского асессора Ковалева и тщетных попыток его поисков, в третьей  – неожиданное возвращение носа на свое место.

О чем?

Можно сказать, что повесть «Нос» – это произведение о бегстве носа с лица своего хозяина, его превращении в статского советника и о внезапном его возвращении ко своему владельцу. Только, конечно же,  оно о чем-то совсем другом – о том, что сообщается автором бегло, как бы вскользь.  В процессе чтения повести как будто само собой раскрывается, например, то, чем живут чиновники того времени, чем они занимаются, о чем помышляют, как строят карьеру, как общаются между собой, как относятся к простым людям и т.д. Кроме того, в повести выводятся характеры людей, принадлежащих к разным сословиям. Так что можно сказать и то, что «Нос» — это произведение о нескольких, довольно распространенных в России в первой половине XIX века типах людей, а также о несуразностях и противоречиях, царящих во времена Гоголя в российском обществе.  

Главные герои и их характеристика

Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем.  В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.

В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.

Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя.  Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.

Темы повести

Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.  

Проблемы

В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает  подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.

Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку».  Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст  уже только в изданиях советского периода.

Смысл произведения

Между тем,  без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как  эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и  замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др. 

Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так.  Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях»,  о которых в своей повести пишет  Гоголь.

Чему учит?

Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое.  Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.

Художественное своеобразие

Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос»  относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению.  В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Анализ произведения 3

Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».

В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек. Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой. Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.

Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.

Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.

Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.

С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Нос

Анализ повести Нос

Популярные сегодня темы

  • Город в романе Преступление и наказание сочинение

    Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди

  • Сочинение Ковалевская — женщина математик

    Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

  • Таблица с характеристиками героев Горе от ума

    В данном великолепном произведении показаны герои, которых автор описал достаточно ярко, правдоподобно и интересно. В их образах содержится большой скрытый смысл по тому, как нужно вести суждения о личностях.

  • Анализ сказки Подарки феи Перро

    Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

  • Сочинение Мечта всегда крылата — она обгоняет время (Конёнков)

    Человеческие мечты и стремления чаще всего представляют из себя стремление к материальному благосостоянию, какой-то обособленности, жизни в достатке и так далее. Однако, не все мечты такие

На чтение 7 мин Просмотров 7.2к. Опубликовано 10.12.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Нос» менее 1 минуты и подробно по главам за 5 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Нос»

От Ковалева сбегает собственный нос. Он появляется в хлебе для завтрака цирюльника Ивана Яковлевича. Тот выбрасывает находку в реку. Платон Кузьмич пытается найти пропажу, которая не теряет времени и становится чиновником, пытается уехать заграницу. Его ловят и возвращают хозяину. Затем, неожиданно нос прирастает на свое родное место.

Главные герои и их характеристика:

  •  Иван Яковлевич  – цирюльник, который бреет Ковалева каждую среду и воскресенье. Циник, пьяница и грязнуля. Ходит в неопрятном виде, небритый.
  •  Платон Кузьмич Ковалев  – майор, коллежский асессор. Служил на Кавказе, а в Санкт-Петербург переехал для заключения выгодного брака и получения высокого чина. Самолюбив, горделив и глуп. Отращивает бакенбарды.
  •  Нос  — зачинщик всего хаоса, сбежал от хозяина.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Квартальный надзиратель  – полицейский. Обладает приятной наружностью, носит бакенбарды, шпагу и шляпу. Он уличил цирюльника, когда тот выкидывал находку с моста. Впоследствии ловит нос с фальшивыми документами и намерением уехать в Ригу.
  •  Частный пристав  – две самые дорогие для него вещи – деньги и сахар. После обеда особенно любил поспать, по этой причине отказывает в ведении дела о пропаже носа.
  •  Седой чиновник  – отвечает за объявления в газете. Отказывает Королеву в помощи, так как скандальное объявление о пропаже может испортить репутацию.
  •  Иван  – лакей Платона Кузьмича. Отличается ленью и глупостью.
  •  Александра Григорьевна Подточина  – штаб-офицерша, мать одинокой незамужней дочери, на которой майор отказался жениться. Была обвинена им в найме «колдовок-баб».
  •  Доктор  – врач, не сумевший вернуть нос на законное место, дает совет поместить орган в банку со спиртом.
  •  Прасковья Осиповна  – жена Ивана Яковлевича. Обладает деспотичным и повелевающим характером.

Краткое содержание повести «Нос» подробно по главам

Глава 1

Это случилось Питерским утром 25 марта. Цирюльник, решивший позавтракать, разрезает свежеиспеченный хлеб и находит в нем нос. Присмотревшись получше, он догадывается, что тот принадлежит его постоянному клиенту – коллежскому асессору Королеву, которого он брил по средам и воскресеньям. Супруга решает, что ее муж отрезал кому-то нос и ругая, велит выбросить его куда-нибудь подальше.
Иван Яковлевич долго пытается избавиться от неприятного сюрприза, но его тут и там отвлекают знакомые. Наконец он добирается до реки. Не найдя лучшего варианта, он, предварительно завернув нос в тряпочку, выбрасывает его с Исаакиевского моста в Неву, это подозрительное действие замечает квартальный надзиратель. Он задерживает цирюльника у заведения «Кушанье и чай» и начинает допрос.

Глава 2

Тем временем Платон Кузьмич, решая рассмотреть в зеркале прыщик на носу, не находит ни того, ни другого. Майор паникует, ведь для получения высокого чина и выгодного брака, ему необходима благородная наружность.

Он, прикрыв «совершенно гладкое место» платком и завернувшись в плащ, направляется к начальнику полиции. По дороге встречает господина в форме. Платон подмечает на нем шляпу с плюмажем, поэтому приходит к выводу, что тот обладает рангом статского советника. Но неожиданно узнает в важном господине свой нос. «Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у меня на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!» — с горечью думает Ковалев и следует за офицером вплоть до Казанского собора.

нос

В соборе предпринимает безуспешные попытки вернуть беглеца, но тот лишь «с выражением величайшей набожности» молится, игнорируя просьбы. В этот момент к майору подходят дама и молодая барышня, отвлекая его внимание. Когда Платон вспоминает о чиновнике, того уже нет и в помине.

Он продолжает свой путь к полицмейстеру. В доме отвечают, что того нет на месте.
Ковалев не сдается и решает пойти другим путем – обратиться к чиновнику, ответственному за прессу. Тот отказывает, оправдывая это большим риском испортить репутацию, дает совет заказать заметку о пропаже «для пользы юношества или так, для общего любопытства», а в конце и вовсе предлагает «понюхать табаку для успокоения», это выводит асессора из себя.

Частный пристав ничем не может помочь герою и отказывает в «произведении следствия», ворча, что «у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам». Затем преспокойно продолжает послеобеденный сон.

Дома майор в расстроенных чувствах подозревает, что виновницей может быть штаб-офицерша Подточина, решившая отомстить из-за отказа жениться на ее дочери, и посылает письмо с угрозами. Но оказывается, что дама не насылала порчу и лишь соболезнует утрате.

В этот момент в дом асессора наведывается полицейский. Он объявляет о задержании носа при попытке выезда в Ригу с поддельным паспортом и о причастности к делу Ивана Яковлевича.

Платону Кузьмичу возвращают его пропажу. Но радость сменяется отчаянием, после нескольких бесплодных попыток прирастить нос на место. А вызванный доктор может только пожать плечами и предлагает заспиртовать орган в бутылке и выставлять на потеху зрителям. Тем временем по городу вовсю распространяются слухи о побеге носа и его появлениях в разных местах Петербурга — в три тот прогуливается по Невскому, потом заглядывает в магазин Юнкера, а дальше в Таврический сад. В этих местах даже собираются толпы зевак.

Глава 3

Но неожиданно 7 апреля нос магическим образом прирастает на место. Счастью асессора не было предела, он принимается ездить по всем знакомым местам, показывая людям теперь уже полноценное лицо. С тех пор он регулярно начал ходить в хорошем настроении и активно общаться с молодыми дамами, а цирюльник обращается с ним с большей осторожностью и опасается притрагиваться к носу — раньше он держался за эту часть лица, но теперь опирается руками исключительно о щеки.

В заключении произведения Николай Васильевич Гоголь пишет свои рассуждения по поводу того, что в истории много неправдоподобного, сверхъестественного, и вообще удивительно, что авторы пишут такие сюжеты. Но в самом конце, писатель намекает на вероятность подобных удивительных событий в реальной жизни.

Кратко об истории создания произведения

Повесть была закончена еще в 1833, но претерпела ряд поправок из-за цензуры, среди которых перенос сцены из Казанского собора в Гостиный двор. Автор несколько раз переписывал финал, в одном из первых вариантов все события оказались сном главного героя.

Хотя «Московский наблюдатель» назвал повесть «плохой, банальной и тривиальной» и отказался выводить в печать, Александр Сергеевич Пушкин уговорил Гоголя опубликоваться в «Современнике». «В произведении так много неожиданного, фантастического, веселого и оригинального» — так отзывался великий поэт.

  • О чем рассказ гоголя мертвые души
  • О чем рассказ гиперболоид инженера гарина
  • О чем рассказ герой нашего времени
  • О чем рассказ где это видано где это слыхано
  • О чем рассказ гарантийные человечки